Мастер Хар Рай
Мастер Хар Рай | |
---|---|
Гуру Хари Рай | |
Персональный | |
Рожденный | Киратпур Сахиб , Лахор Субах , Империя Великих Моголов (современный район Рупнагар , Пенджаб , Индия ) | 16 января 1630 г.
Умер | 6 октября 1661 г. Киратпур Сахиб , Лахор Субах , Империя Великих Моголов (современный район Рупнагар , Пенджаб , Индия ) | ( 31 год
Религия | сикхизм |
Супруг | Мата Кришен Деви (также известная как Сулахни, Кот Кальяни, [1] или Кишан Каур) |
Дети | Баба Рам Рай Гуру Хар Кришан |
Родители) | Баба Гурдитта (отец), Мать Нихал Каур (мать) Баба Дайя Рам (тесть) Мата Ананти (свекровь) [2] [3] [4] [5] |
Другие имена | Седьмой Мастер Седьмой Нанак |
Подпись | |
Религиозная карьера | |
Период пребывания в должности | 1644–1661 |
Предшественник | Гуру Харгобинд |
Преемник | Гуру Хар Кришан |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Гуру Хар Рай ( Гурмукхи : गुरु हरी राय, произношение: [gʊɾuː ɦəɾ ɾaːɪ] ; 16 января 1630 г. - 6 октября 1661 г.) [6] почитаемый как седьмой Нанак , был седьмым из десяти гуру сикхской религии . [7] Он стал лидером сикхов в возрасте 14 лет, 3 марта 1644 года, после смерти своего деда и шестого лидера сикхов Гуру Харгобинда . [8] Он руководил сикхами около семнадцати лет, до своей смерти в возрасте 31 года. [8] [9]
Гуру Хар Рай известен тем, что содержал большую армию сикхских солдат, которую собрал шестой сикхский Гуру, но избегал при этом военного конфликта. Он поддерживал умеренного суфийского влияния Дара Шико, а не консервативного суннитского влияния Аурангзеба , когда два брата вступили в войну за престолонаследие трона Империи Великих Моголов. [8]
После того, как Аурангзеб выиграл войну за престолонаследие в 1658 году, он вызвал Гуру Хар Рая в 1660 году, чтобы объяснить свою поддержку казненного Дара Шико. Гуру Хар Рай послал своего старшего сына Рам Рая представлять его. Аурангзеб держал Рам Рая в заложниках и расспрашивал Рам Рая о стихе из Ади Грантха – священного текста сикхов того времени. Аурангзеб заявил, что это унижает мусульман. [7] [9] Рам Рай изменил стих, чтобы умилостивить Аурангзеба, вместо того, чтобы придерживаться сикхских писаний, поступок, которым Гуру Хар Рай запомнился тем, что отлучил от церкви своего старшего сына и назначил своего младшего сына Хар Кришана своим преемником. [10] Хар Кришан стал восьмым Гуру в возрасте пяти лет после смерти Гуру Хар Рая в 1661 году. [7]
Имена
[ редактировать ]В некоторых сикхских источниках его имя пишется как Хари Рай . [11] Некоторые современные сикхи называют его Зеленым Гуру из-за его чувствительности к миру природы. [12]
Биография
[ редактировать ]Гуру Хар Рай родился у Ананти (также известного как Нихал Каур) и Бабы Гурдитты в семье Содхи Кхатри . Его отец умер, когда ему было 8 лет. В 1640 году, в возрасте 10 лет, Гуру Хар Рай женился на Мате Кишан Каур (иногда также называемой Сулахни), дочери Дайи Рама. У них была дочь Руп Каур. [13] и два сына, Рам Рай и Хар Кришан (последний из которых стал восьмым Гуру) . [14]
У Гуру Хар Рая были братья. Его старший брат Дхир Мал получил поддержку и одобрение со стороны Шаха Джахана в виде бесплатных грантов на землю и спонсорства Великих Моголов. Дхир Мал попытался сформировать параллельную сикхскую традицию и раскритиковал своего деда и шестого гуру Харгобинда. Шестой Гуру не согласился с Дхир Малом и назначил своим преемником младшего Хар Рая.
Подлинная литература о жизни и временах Гуру Хар Рая немногочисленна, он не оставил собственных текстов, а в некоторых сикхских текстах, написанных позже, его имя написано как «Хари Рай». [15] [16] Некоторые биографии Гуру Хар Рая, написанные в 18 веке, например, написанные Кесаром Сингхом Чиббером, и сикхская литература 19 века весьма противоречивы. [17]
Дара Шико
[ редактировать ]Гуру Хар Рай оказывал медицинскую помощь Дара Шико , возможно, когда он был отравлен боевиками Великих Моголов. [7] [8] Согласно записям Великих Моголов, Гуру Хар Рай оказывал Дара Шико другие формы поддержки, когда он и его брат Аурангзеб боролись за права на престолонаследие. В конечном итоге Аурангзеб победил, арестовал Дара Шико и казнил его по обвинению в отступничестве от ислама. В 1660 году Аурангзеб вызвал Гуру Хар Рая, чтобы он объяснил свои отношения с Дара Шико. [8]
Согласно сикхской традиции, Гуру Хар Рай спросили, почему он помогает принцу Великих Моголов Дара Шико, чьи предки преследовали сикхов и сикхских гуру. Считается, что Гуру Хар Рай ответил, что если человек срывает цветы одной рукой, а другой отдает их, обе руки источают одинаковый аромат. [18]
После того, как Аурангзеб выиграл войну за престолонаследие в 1658 году, он вызвал Гуру Хар Рая в 1660 году, чтобы объяснить свою поддержку казненного Дара Шико. Гуру Хар Рай послал своего старшего сына Рам Рая представлять его. Аурангзеб держал в заложниках 13-летнего Рам Рая и расспрашивал Рам Рая о стихе из Ади Грантха – священного текста сикхов. Аурангзеб заявил, что это унижает мусульман. Рам Рай изменил значение стиха, чтобы умилостивить Аурангзеба вместо того, чтобы придерживаться сикхских писаний, за что Гуру Хар Рай отлучил своего старшего сына от церкви и назначил младшего Хар Кришана на пост следующего гуру сикхизма.
Влияние
[ редактировать ]Он положил начало нескольким традициям публичного пения и чтения Священных Писаний в сикхизме. Катха , или выступления в стиле дискурса , были добавлены Гуру Хар Рай к сабад-киртана традиции сикхского пения . Он также добавил акханд киртан или традицию непрерывного пения Священных Писаний сикхизма, а также традицию джотиан да киртан или коллективное народное хоровое пение Священных Писаний. [11]
Реформы
[ редактировать ]Третий сикхский лидер Гуру Амар Дас положил начало традиции назначения Манджи (зон религиозного управления с назначаемым главой, называемым сангатиас ). [19] [20] ввел систему сбора доходов дасвандх («десятая часть дохода») от имени Гуру и в качестве объединенного общественного религиозного ресурса, [21] и знаменитая традиция сикхизма лангар , где каждый, без какой-либо дискриминации, мог получить бесплатную еду в общем зале. [20]
Организационная структура, которая помогла сикхам вырасти и противостоять преследованиям Великих Моголов, создала новые проблемы для Гуру Хар Рая. Сборщики пожертвований, некоторые масанды ( местные лидеры общины) во главе с Дхиром Малом – старшим братом Гуру Хар Рая, все они воодушевлены поддержкой Шах-Джахана , земельными грантами и администрацией Великих Моголов – попытались внутренне расколоть сикхов. в конкурирующие движения, создать параллельное гуру и тем самым ослабить религию сикхов. Таким образом, это часть задачи для Гуру. [6] Хар Рай должен был сохранить единство сикхов. [22] [23]
Он назначил новых масандов, таких как Бхаи Джодх, Бхаи Гонда, Бхаи Натта, Бхагат Бхагван (от восточной Индии), Бхаи Феру (от Раджатана), Бхаи Бхагат (также известный как Байраги), главами Манджиса.
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Перед своей смертью он назначил своего пятилетнего младшего сына Хар Кришана восьмым гуру сикхов.
Охрана окружающей среды
[ редактировать ]Гуру Хар Рай связан с сикхской традицией из-за его интереса к миру природы. [12] Гуру Хар Рай учил, что сикхи должны заботиться об окружающей среде. [12]
Согласно традиционному сакхи (с существующими вариациями той же истории), когда Гуру Хар Рай был юношей, он прогуливался по саду, когда плащ его одежды случайно оторвал цветок от его стебля после контакта с это. [12] Увидев, что произошло, он почувствовал сильное раскаяние за произошедшее, что заставило его тщательно следить за тем, чтобы его одежда не причиняла вреда другим растениям до конца его жизни, и осторожно собирать свою одежду во время ходьбы. [12] Эта история показывает чувствительность Гуру к вреду флоры. [12]
Говорят, что Гуру Хар Рай участвовал в охоте так же, как и предыдущие гуру. [12] Однако, в отличие от своих предшественников, он никогда не убивал животных, на которых охотился, а держал их в зоопарке, расположенном в Киратпуре. [12]
Медицинские знания
[ редактировать ]Традиционный сикхский сад, расположенный в Киратпуре , известный как Наулакха Баг (что означает «сад из 900 000 растений»), как полагали, был основан и о котором заботился Гуру Хар Рай во время его периода наставничества. [12] Он был большим и содержал множество лекарственных видов растений . [12] Одна история повествует, что Дара Шико был близок к смерти после того, как, согласно традиции, был отравлен тигровыми усами, а лечение, предложенное его отцом, Шахом Джаханом, не смогло излечить его болезнь. [12] Безрезультатно испробовав все методы лечения, Шах Джахан в конце концов связался с Гуру Хар Раем за помощью, и последний охотно предложил ее принцу Великих Моголов. [12] Гуру Хар Рай послал Шах-Джахану лекарственные растения, чтобы вылечить его сына. [12] Несмотря на враждебность, существовавшую в то время между императором Великих Моголов Шах-Джаханом и сикхами, сикхский гуру все же помог отравленному сыну императора, что является отражением далеко идущего сострадания Гуру Хар Рая. [12]
Салок Махалла Сатваан (7)
[ редактировать ]Распространенное сикхское убеждение состоит в том, что Гуру Харгобинд, Гуру Хар Рай и Гуру Харкришан вообще не внесли никакого вклада в бани. [24] Это не совсем так, поскольку говорят, что Гуру Хар Рай написал «Салок Махалла Сатваан». [24]
Эта махалля находится в Киратпури Бире Гуру Грантха Сахиба. Хотя оно явно отмечено как композиция Гуру Хар Рай, седьмой Мина Гуру Михарбан также использовал этот маркер, оставляя открытой возможность ошибочной атрибуции. [24] Салок не встречается ни в одном из текстов, содержащих сочинения Михарбана. В то же время ни в одном тексте о жизни сикхских гуру не упоминается Гуру Хар Рай, писавший Бани. [25] Поэтому его нельзя с уверенностью приписать Гуру Хар Раю. У каждого гуру был свой собственный способ начать стихи или куплеты. [26]
Гуру Хар Рай был: Через голос Хар Рая, Гуру. [27]
Наследие
[ редактировать ]В 2011 году 14 марта было выбрано для празднования Дня окружающей среды сикхов, поскольку это была годовщина гургадди (вознесения на пост гуру) Гуру Хар Рая. [12]
В 2013 году президент EcoSikh в своем пресс-релизе назвал Гуру Хар Рай «зеленым гуру», подчеркнув тесную связь сикхского гуру с природой. [12]
Популярная культура
[ редактировать ]была подарена картина Рахи Мохиндера Сингха В 2013 году Экосикху , на которой изображен Гуру Хар Рай, дающий просителю дерево для посадки, однако на картине изображен эвкалипт , чужеродный вид , который не был обнаружен во время при жизни Гуру Хар Рая, что делает картину анахронизмом . [12]
Галерея
[ редактировать ]- Гуру Харгобинд (справа) со своим внуком, юным Хар Рай (слева).
- Гуру Хар Рай, живопись Пахари.
- Портрет Гуру Хар Рая с синим цветком в руках
- Гуру Хар Рай, Седьмой Гуру (ок. 1800–1825, картина Пахари)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История - Дарбар Шри Гуру Рам Рай Джи Махарадж - Дехрадун» . www.sgrrdarbar.org .
- ^ "Шри Гур Пантх Пракаш" Раттан Сингх Бхангу:
- ^ "Шри Гур Собха" Сайнапати
- ^ Бхаи Гурдас Вааран
- ^ "Гурбилас Патшахи 6" Коер Сингха
- ^ Перейти обратно: а б Бхагат Сингх. Харбанс Сингх; и др. (ред.). «Хар Рай, Гуру (1630–1661)» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хар Рай: сикхский гуру , Британская энциклопедия (2015)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери. стр. 50–51. ISBN 978-1-4411-0231-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 67–69 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ Уильям Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 33–34. ISBN 978-1-898723-13-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 400. ИСБН 978-0-19-969930-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Прилл, Сьюзан Э. (27 марта 2014 г.). «19. Экотеология». Ин Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 223–234. ISBN 9780191004117 .
- ^ Харджиндер Сингх Дилгир: История сикхов в 10 томах.
- ^ Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 62–63 , 67–69. ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Издательство Rowman & Littlefield. п. 148. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 41. ИСБН 978-0-19-969930-8 .
- ^ Сурджит Сингх Ганди (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606–1708 гг . н.э. Атлантические издательства. стр. 590–591 с примечанием 2. ISBN. 978-81-269-0858-5 .
- ^ Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери. стр. 226 с примечанием 7. ISBN. 978-1-4411-0231-7 .
- ^ Уильям Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 20–21. ISBN 978-1-898723-13-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. стр. 29–30. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Чарльз Э. Фархадиан (2015). Знакомство с мировыми религиями . Бейкер Академик. п. 342. ИСБН 978-1-4412-4650-9 .
- ^ Сурджит Сингх Ганди (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1469–1606 гг . н.э. Атлантические издательства. стр. 365–367. ISBN 978-81-269-0857-8 .
- ^ Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. 2004. с. 345. ИСБН 978-1-57607-355-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сингх, Сардар Харджит (2009). Вера и философия сикхизма . Издательство Гян. стр. 103–104. ISBN 978-81-7835-721-8 .
- ^ Вера и философия сикхизма, стр. 103.
- ^ Сингх, Сардар Харджит (2009). Вера и философия сикхизма . Издательство Гян. ISBN 978-81-7835-721-8 .
- ^ Сингх, Пашаура (26 сентября 2003 г.). Гуру Грантх Сахиб: канон, значение и авторитет . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-908773-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Маколифф, Массачусетс (1909). Религия сикхов: ее гуру, священные писания и авторы . Публикации по низкой цене. ISBN 81-7536-132-8 .
- Сингх, Кхушвант (1963). История сикхов: 1469–1839 гг. Том 1 (2-е изд.) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-567308-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гуру Хар Рай , Sikhs.org
- Гуру Хар Рай , Sikh-History.com
- Гуру Хар Рай , Официальный сайт Гурудвары Шри Гуру Хар Рай, деревня Бхунгарни