Сикхская архитектура
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2010 г. ) |
|
|
Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |

Сикхская архитектура — это стиль архитектуры , который был разработан в рамках Сикхской Конфедерации и Сикхской Империи в 18 и 19 веках в регионе Пенджаб . Благодаря своему прогрессивному стилю, он постоянно развивается во множество новых направлений с новыми современными стилями. Хотя сикхская архитектура изначально развивалась в рамках сикхизма, ее стиль из-за своей красоты использовался во многих нерелигиозных зданиях. 300 лет назад сикхская архитектура отличалась множеством изгибов и прямых линий; Кешгарх Сахиб и Хармандир Сахиб ( Золотой храм ) являются яркими примерами.
Фон
[ редактировать ]
Сикхская архитектура находится под сильным влиянием стилей Великих Моголов и ислама . Луковичный купол , фрески , инкрустация и арки из нескольких фольг являются результатом влияния Великих Моголов, особенно периода Шах-Джахана , тогда как чаттри , эркерные окна , карнизы, поддерживаемые кронштейнами на струнном ряду , и орнаментированные фризы являются производными. из элементов раджпутской архитектуры .

Помимо религиозных построек, сикхская архитектура включает светские форты , . бунга (жилые помещения), дворцы и колледжи Религиозное сооружение называется гурдвара (место, где обитает Гуру). Слово гурдвара представляет собой смесь слов гуру (руководитель или мастер) и двара (врата или место). Итак, это имеет архитектурный смысл. Сикхские гурдвары , как правило, представляют собой памятные здания, так или иначе связанные с десятью гуру или с местами и событиями, имеющими историческое значение. Некоторые примеры: Гурдвара Дера Сахиб (место лагеря) в Батале в районе Гурдаспур . Он был установлен в память о недолгом пребывании Гуру Нанака вместе со своими спутниками по случаю его свадьбы. Гурдвара Шахид Гандж (Мемориал мучеников) в Мукцаре в районе Фаридкот установлен в память о месте кремации сикхов, погибших в битве между Гуру Гобинд Сингхом и Моголами в 1705 году. Гурдвара Шиш Махал (дворец зеркал) в Киратпуре в районе Ропар был построен там, где Гуру Хар Кишан Родился .
Есть более 500 исторических гурдваров . [ нужна ссылка ]
Сохранение
[ редактировать ]были разрушены или изменены до неузнаваемости под предлогом реконструкции «кар сева» различными учреждениями и группами. Многие бесценные объекты сикхского наследия (включая их архитектуру) в последнее время [1] [2] [3] [4] [5] [6] По словам одного ученого, особенно уязвимыми являются объекты наследия сикхов как в Индии, так и в Пакистане, который утверждает, что это происходит из-за «... отсутствия воли со стороны соответствующих властей сохранить их». [7] Примером этих бессистемных и разрушительных реконструкций является инцидент с верхней частью исторической Даршани Деори сторожки в комплексе Гурдвара Тарн Таран Сахиб , которая была снесена группами Кар Сева в марте 2019 года. [8] [9] [10] [11] Многие группы спешат оцифровать ту историческую архитектуру и сооружения, которые останутся для потомков, прежде чем они будут потеряны, например, Цифровая библиотека Пенджаба . [12] В июле 2021 года SGPC запустил проект по архивированию и документированию объектов наследия сообщества и установил старые двери Золотого храма в качестве музейной экспозиции после их замены. [13] [14] [15] Однако примерно в то же время SGPC отрицает важность исторического сикхского сооружения, обнаруженного под землей недалеко от комплекса Золотого храма, которое эксперты Археологической службы Индии (ASI) сочли «историческим». [16] Кроме того, SGPC планировала снести историческое здание, известное как Гуру Рам Дас Сарай , даже несмотря на критику этого решения со стороны экспертов. [17] [18] Около девяноста процентов памятников сикхского наследия были разрушены в Пенджабе во имя обновления и кар-севы . [19] Многие исторические сикхские постройки, которые были разрушены в ходе реконструкции Кар-Сева, включают оригинальные дома сикхских гуру и их родственников. [20]
По словам историка сикхского Харджиндера Сингха Дилгира : [20]
Хотя кар сева бабы ремонтировали гурудвары с тех пор, как кто-либо помнит, именно после операции «Голубая звезда», когда сикхская община сделала щедрые пожертвования на масштабное восстановление помещений Золотого храма, «баба» начали ценить возможности заработка, такие как восстановление вырвало. Затем эта тенденция распространилась по Пенджабу, и за последние два десятилетия старые исторические постройки начали сносить и заменять яркими, роскошными мраморными гурудварами. Эти псевдобабы вооружены огромным количеством денег, но тратят их по глупости на восстановление, а не на реставрацию, потому что они совершенно не осведомлены об исторической ценности этих старых памятников. В какой-то момент оригинальная, неприхотливая сикхская архитектура стала восприниматься как нечто, чего стоит стыдиться. Наши гуру были простыми, практичными людьми земли, и их здания отражают простоту и гармонию, которые суть сикхизм.
— Харджиндер Сингх Дилгир, сикхский историк
Питер Бэнс , оценивая статус сикхских памятников в современной Индии, где сегодня проживает большинство сикхов, критикует разрушение оригинальности сикхских памятников XIX века под видом «реновации», в результате чего исторические постройки рухнут, а на прежнем месте появятся новые здания. [21] Приведенный им пример теряющих свою оригинальность памятников относится к кирпичам нанакшахи , характерным для сикхской архитектуры XIX века, которые реставраторы исторических сикхских памятников в Индии заменяют мрамором и золотом. [21] Бэнс утверждает, что необходимо массовое движение, выступающее за надлежащее восстановление и сохранение исторических сикхских мест и их оригинальной архитектуры, которое работает вместе с частными энтузиастами и государственными органами в сотрудничестве друг с другом. [21] Бэнс далее утверждает, что за плохую сохранность исторических памятников сикхов виновато скорее отсутствие силы воли, чем нехватка средств. [21] Бэнс считает, что в современную эпоху для сохранения сикхского наследия необходимо использовать цифровой подход, при котором социальные сети и технологии используются для обмена исследованиями, создания архивов и продвижения туризма в эти места. [21] Рост туризма может активизировать усилия по сохранению и восстановлению объектов сикхского наследия. [21] Бэнс использует платформу Instagram, чтобы пролить свет на забытое сикхское наследие, лежащее в Пакистане, среди более широкого сообщества, используя взаимодействие там для повышения общественной осведомленности и энтузиазма. [21] Через свой аккаунт в Instagram с Бэнсом связались люди, заинтересованные в восстановлении объектов сикхского наследия, что позволило им связаться с другими людьми, специализирующимися в этой области. [21] Кроме того, он утверждает, что еженедельно сотни представителей широкой общественности из Индии и Пакистана связываются с ним через социальные сети и просят его посетить их местность, чтобы задокументировать находящееся там сикхское наследие, поскольку у них нет ноу-хау о том, как сделать это самим. [21]
Шахид Шаббир — пакистанский историк и журналист, который задокументировал бесчисленные объекты сикхского наследия (чаще всего заброшенные, полуразрушенные или заброшенные), расположенные в его стране, включая их сохранившиеся произведения искусства и архитектуру. [22] [23] Сикхская архитектура остается редко изучаемым предметом. [24]
Галерея
[ редактировать ]- Золотой купол Гурдвара Дера Сахиб в Лахоре
- Гурдвара Джанам Астан в Нанкана Сахиб , Пакистан , посвящен месту, где, как полагают, родился Гуру Нанак. Он был восстановлен правительством Пакистана.
- Гурудвара Бангла Сахиб — одна из самых известных сикхских гурдвар в Дели, Индия , известная своей связью с восьмым сикхским Гуру , Гуру Хар Кришаном , а также бассейном внутри его комплекса, известным как « саровар ».
- Оригинальная структура Гурудвары Шри Шиша Махала Сахиба, Киратпур Сахиб
- Цветная фотография Гурдвары Дера Сахиба в Лахоре , Индия (ныне Пакистан), сделанная в 1914 году Стефаном Пассе.
- Полноцветная фотография под названием «Внутреннее убранство западной двери Дарбар- Сахиб », сделанная 15 января 1914 года Стефаном Пассе .
См. также
[ редактировать ]- Сикхская архитектура в Карнатаке
- Кирпичи Нанак Шахи
- Сикхское искусство и культура
- Сикхские писания
- История сикхизма
- Сикх Аджаибгар
- Мехдиана Сахиб
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сингх, Гурнам (21 апреля 2021 г.). «Кто на самом деле уничтожает сикхское наследие?» . Асия Самачар . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Сингх, ИП; Рана, Юдхвир (23 августа 2021 г.). «Сикхи поздно просыпаются из-за потери религиозного наследия» . Таймс оф Индия . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Стоп 'кар сева': САД-А на СГПК» . Таймс оф Индия . ТНН. 15 апреля 2003 г. Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Сикхи ошеломлены сносом исторического сикхского места во имя Кар Сева » . asiasamachar.com . Команда Азии Самачара . Проверено 8 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «ОБНОВЛЕНИЕ: Баба Джагтар Сингх из Кар Севы выселен из Шри Тарн Таран Сахиба» . Сикх24.com . Редакторы Sikh24. 01.04.2019 . Проверено 8 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ И.П. Сингх (7 октября 2018 г.). «Наследие с молотка» . Таймс оф Индия . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Объекты сикхского наследия в Индии, Пак находятся на грани разрушения, - говорит ученый» . Служба новостей Tribuneindia . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Юдхвир Рана (31 марта 2019 г.). «Группа Карсева разрушает исторический даршани деори» . Таймс оф Индия . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Исторический даршани деори гурдвары Тарн Таран снесен, вспыхивает скандал» . Индостан Таймс . 01.04.2019 . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Прошло 10 месяцев, никакого прогресса в восстановлении Даршани Деори в гурдваре Тарн Таран» . Индостан Таймс . 25 января 2020 г. Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Каур, Меджиндарпал (05 апреля 2019 г.). «Остановите разрушение сикхского наследия» . Объединенные сикхи . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Сетхи, Читлин К. (19 декабря 2018 г.). «В Пенджабе тихая цифровая революция в библиотеках сохраняет наследие штата» . Печать . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Обеспокоенная уничтожением наследия, SGPC планирует инициировать проект сикхских архивов» . Сикх24.com . Бюро Sikh24 Пенджаба. 31 июля 2021 г. Проверено 8 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Пол, Г.С. «Выставлены 200-летние двери Даршани Деори Золотого Храма» . Служба новостей Tribuneindia . Служба новостей Трибьюн . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Джатедар развеивает слухи о дверях Даршани Деори» . Служба новостей Tribuneindia . Служба новостей Трибьюн . Проверено 8 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «SGPC продолжает отрицать историческое значение старой постройки, найденной в Дарбар-Сахибе» . Сикх24.com . Редакторы Sikh24. 31 июля 2021 г. Проверено 8 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «SGPC возобновляет план сноса Дарбара Сахиб Сарая, где сикхи были замучены во время Холокоста 84 года» . Сикх24.com . Редакторы Sikh24. 20 июля 2021 г. Проверено 8 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «SGPC планирует снести Гуру Рам Дасс Сарай возле Дарбар-Сахиб; сикхские группы возражают» . Сикхские политические новости . Сикхское политическое бюро. 29 июня 2016 г. Проверено 8 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Гловер, Уильям Дж. «Блестящие новые здания: восстановление исторических сикхских гурдваров в индийском Пенджабе». Переднее будущее , том. 9, нет. 1, лето 2012, стр. 32+. Гейл Академический OneFile , link.gale.com/apps/doc/A313972601/AONE?u=anon~bc4b7e36&sid=googleScholar&xid=807b241c. По состоянию на 8 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Догра, Чандер Сута (3 мая 2016 г.). "У тебя есть на это глаза?" . SikhNet (переиздано, первоначально опубликовано в журнале Outlook Magazine) . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бакши, Артика Аврора (2023). «Открытие забытого наследия Пенджаба с Питером Бэнсом». Нишаан Нагаара (11): 28–37.
- ^ Аслам, Ирфан (28 мая 2019 г.). «Наровал хавели не имеет ничего общего с Баба Гуру Нанаком» . Рассвет . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Сингх, Индерджит (18 сентября 2015 г.). «Исследование сикхского наследия в Пакистане - Шахид Шаббир (он же Баба Джи)» . Сикхская сеть . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Канг, Канварджит Сингх (1988). «16. Сикхские святыни Анандпур-Сахиб». Искусство и культура Пенджаба . Атма Рам и сыновья. п. 82. ИСБН 9788170430964 .
Библиография
[ редактировать ]- Арши, Пардип Сингх, Сикхская архитектура в Пенджабе , Интеллектуальный паб. Дом, 1986.
- Браун, Перси, Индийская архитектура (исламский период), пятое издание, 1965, Бомбей.
- Браун, Перси, Индийская архитектура (индуистский и буддийский период), пятое издание, 1965, Бомбей.
- Сингх, Мехар, Сикхские святыни в Индии , Отдел публикаций, правительство Индии, 1974, Нью-Дели.
- Сингх, Даршан, Сикхское искусство и архитектура , факультет сикхских исследований Гуру Нанака, Пенджабский университет, 1987.
- Марг, том XXX, номер 3, июнь 1977 г., Бомбей.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Раджвант Сингх Чилана (2005). Международная библиография сикхских исследований . Спрингер Нидерланды. ISBN 978-1-4020-3043-7 .
- Керри Браун, изд. (1999). Сикхское искусство и литература . Рутледж. ISBN 978-0-415-20289-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]