Бхумиджа

Бхумиджа — это разновидность храмовой архитектуры Северной Индии, отмеченная тем, как принцип вращающегося квадрата и круга применяется для строительства шихары (надстройки или шпиля) на вершине святилища. Изобретенный примерно в 10 веке в регионе малва в центральной Индии (запад Мадхья-Прадеша и юго-восток Раджастана ) во время правления династии Парамара, он встречается в индуистских и джайнских храмах. Самые ранние и элегантные образцы можно найти в регионе малва и его окрестностях, но этот дизайн также можно найти в Гуджарате, Раджастане, Декане и некоторых крупных индуистских храмовых комплексах на юге и востоке Индии. [1]
Описание
[ редактировать ]
Отличительной чертой стиля Бхумиджа является квадратный план, который не разделен, а вращается вокруг своего центра , и это вращение прекращается через равные промежутки времени, когда надстройка поднимается вертикально. Регулируя скорость вращения и интервал остановки вращения, можно реализовать множество творческих вариаций. Каждый уровень называется бхуми . Общее правило в индуистских текстах заключается в том, что бхадры и салы остаются параллельными гарбхагрии ( квадрату святилища по сторонам света), правило, которое придает надстройке эстетическую привлекательность и облегчает визуальное наблюдение. Грани сала также вырезаются и выравниваются по кругу. Это одновременное использование принципа квадрата и круга является отличительной особенностью архитектуры бхумиджа. Некоторые ранние храмы пропускали периодические остановки и украшения наверху, что приводило к надстройке, которая издалека выглядит элегантно гладкой Прасадой, но удивляет зрителя тщательно детализированной резьбой на близком расстоянии. [2] Бхумиджа может быть реализована одним из двух способов: либо для шпиля, либо для всей Виманы или святилища. Последний подход дает Бхумиджа подкатегорию архитектуры Нагара, и при интеграции с джагати (платформой) или питхой (землей) он создает впечатление, будто храм выходит из земли. [3]
Тексты и хронология
[ редактировать ]Бхумиджа — это санскритское слово, которое буквально означает «из земли, земли, земли» или, альтернативно, «этаж». [4] В архитектурном контексте стиль Бхумиджа обсуждается в главе 65 Самарангана Сутрадхары — индуистского текста 11-го века о классическом храме и светской архитектуре ( васту ). Это один из четырнадцати стилей храмовой архитектуры Северной Индии в Нагаре, обсуждаемых в «Апараджитапричче» — еще одном индуистском тексте по архитектуре, опубликованном в XII веке. Таким образом, архитектура Бхумиджа была изобретена уже в 11 веке, имела успех и широко применялась в санскритских текстах 11 века по архитектуре. По словам Мате, в статье, опубликованной в 1975 году, вполне вероятно, что стиль Бхумиджа был исследован в 9 веке и утвердился в 10 веке. [3]
В 1980-х годах после своего путешествия по отдаленным восточным частям Мадхья-Прадеша Дональд Штадтнер, исследователь истории буддийского и индуистского искусства, опубликовал примеры прото-бхумиджских храмов VII-VIII веков нашей эры. Это сместило предлагаемый график того, когда и где первоначально исследовалась архитектура Бхумиджи. Согласно примерам Штадтнера, западные части Дакшина-косалы (современный Чхаттисгарх ) – к востоку от малва – в период Пандувамси (Пратихара, традиция Каччапа гхата), возможно, были первыми экспериментаторами и новаторами звездообразного плана, который в конечном итоге был усовершенствован в малва к 9-10 векам. [5] [6]
По словам Адама Харди – исследователя индуистской и джайнской храмовой архитектуры, большинство сохранившихся примеров индуистских и джайнских храмов до 13 века следуют принципам Самарангана Сутрадхары . [7]
Вариации
[ редактировать ]Текст Апараджитапричча описывает вариации стиля Бхумиджа. К ним относятся такие подстили, как ватта (круговой), наванга (ортогональный), чатурса (ортогональный, четыре смещения), астасала (восемь смещений) и другие. [5] [8]
Шестнадцать вариантов архитектуры Бхумиджи описаны в Самарангана Сутрадхаре . Адам Харди опубликовал стихи на санскрите, которые объясняют это и содержат математические соотношения, с переводами Маттиа Сальвини. [7]
Примеры
[ редактировать ]Религиозная архитектура
[ редактировать ]Самым ранним известным примером стиля Бхумиджа являются руины группы индуистских храмов к югу от реки Нармада, в деревне Ун между Сегаоном и Харгоном. Восемь из них выполнены в стиле Бхумиджа. [1] XI века Храм Нилакантесвара (Удайешвара) в Удайпуре, Мадхья-Прадеш (к северу от Бхопала ), является наиболее хорошо сохранившимся и лучшим примером стиля Бхумиджа. [8] Шикхара Нилакантешвары имеет звездчатый план с четырьмя латами (квадрантами), внутри которых расположены пять рядов эдикулы. На каждом уровне есть квадратный план, который постоянно вращается по кругу, образуя весь шпиль. [1] [8]
Стиль Бхумиджа с вариациями распространился на север Раджастана, Гуджарата, Махараштры и на юг. Его также можно увидеть недалеко от долины Маханади на востоке, например, в Аранге, Чхаттисгархе и нескольких храмах, построенных после 11 века в Одише. Например, недалеко от Пуны и храм Малликарджун с замысловатой резьбой в Лони-Бхапкаре, и храм в Паласдеве представляют собой ортогональные варианты Бхумиджи. [9] Это также распространено в храмах Хойсала, расположенных по всей Карнатаке и близлежащих районах. Однако, за некоторыми исключениями, большинство храмов Хойсала используют его в первую очередь для небольших храмов внутри более крупного храмового комплекса. [3]
Другие примеры:
- Храм Сиддешвары, Немавар , подтип саптаратха-звездочка
- Храм Сурья, Джалрапатан
- Храм Бханд Дева , кратер Рамгарх, Раджастхан – в сочетании с большой коллекцией камасутры . панелей
- Храм Мальваи, Алираджпур , звездчатый подтип
- Храм Мандакини, Биджолия, недалеко от Менала, Раджастан
- Храм Маханалешвары, Менал
- Шив Мандир, Джамли , Мадхья-Прадеш (храм Джамалешвара), ортогональный подтип
- Группа храмов Бальсане , Махараштра (к востоку от Сурата), подтип панчаратхи
- Шив Мандир, Амбарнатх , Махараштра
- Храм Галатешвара Махадева, Сарнал , Гуджарат, подтип аштасала
- Храм Сурья, Ранакпур , Раджастхан, подтип аштасала
- Храм Мул Шанкарешвара, Турувекере
- Храм Рамаппы , Телангана
- Храм Эракешвара, Пиллаламарри
- Бханд Деул, храмы Аранг Джайна , Чхаттисгарх
- Храм Махавиры, Севари (Шантинатх Джайн Тирт), Раджастхан, ортогональный подтип
- Храм Гондешвар, Синнар , район Нашик, Махараштра, подтипы панчаратхи и саптаратхи.
- Храм Манкешвар, Зодаге , район Нашик, Махараштра
- Храм Ченнакешава, Белур - небольшие святыни возле ступенек и эдикул показывают башню в стиле Бхумиджа.
Светская архитектура
[ редактировать ]Архитектура Бхумиджа была использована индуистскими ремесленниками и джайнскими финансистами для строительства предприятий по выплавке цинка в Заваре (Джавар, Джавар), Раджастхан. Эти заводы с архитектурой Бхумиджа были построены между 13 и 17 веками для конденсации металлического цинка из паров, образующихся при нагревании местных цинковых руд, смешанных с сажей, бурой, смолами, маркировочными гайками и другими местными продуктами. Эти рецепты можно найти в Раса ратна самуччая — санскритском тексте XIII века, приписываемом Вагабхатачарье . [10] Первый завод был построен Махараной Лакш Сингхом в 14 веке. Башни в форме бхумиджи, построенные из кирпича и камня, переработали более миллиона тонн руды. Заводы в Заваре, утверждает Дебора Стейн со ссылкой на Крэддока и других ученых, дали многие десятки тысяч тонн цинка. Эти предприятия представляли собой один из старейших в мире известных заводов по очистке цинка промышленного масштаба. Однако это не было полностью светским сооружением, поскольку предприятия по производству цинка до 17 века включали в себя храм Шивы (Бхайравы) в центре, который тогда был окружен множеством конденсационных башен с архитектурой бхумиджа. Богатство, полученное от добычи цинка в Заваре, помогло джайнам построить поблизости джайнские и вайшнавские храмы, многие из которых имели архитектуру бхумиджа. [10] [11]
Галерея
[ редактировать ]-
Храм Бханд Дева, Раджастхан
-
Два храма Бхумиджа, река Нармада (храмы Омкарешвара, Мандхата)
-
Бханд Деул (джайн), Аран, Чхаттисгарх
-
Храм Паласдева, Махараштра (между Пуной и Солапуром)
-
Храм Садашива (1249 г. н. э.) в Нуггехалли , Карнатака
-
Небольшие святыни в стиле Бхумиджа по бокам ступеньки перед главным храмом Белур, Карнаката.
-
Бхумиджа шикара храма Галтешвар
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Британская энциклопедия (2018), Бхумиджа , в искусстве Южной Азии
- ^ Стелла Крамриш (1974), Индуистский храм: Том 2, Calcutta University Press (Ориг.: 1946), страницы 389–393
- ^ Jump up to: а б с MS Mate (1975), Заметка о Бхумидже , Бюллетень Института аспирантуры и исследований Деканского колледжа, Vol. 35, № 1/2, стр. 76-78, JSTOR 42930944.
- ^ Хаярнис, Маулик; Раваль, Бхагьяджит (2016). «Эволюция Бхумиджа Шикхара и распространение святынь Бхумиджа в Индии» (PDF) . Международный журнал об искусстве и дизайне «Читролеха» . 6 (3): 16–24. дои : 10.21659/chitro.v6n3.03 .
- ^ Jump up to: а б Р. АЛИ, Храмы Бхумиджа в малва и Махараштре: наблюдение , Труды Индийского исторического конгресса, Vol. 48 (1987), стр. 754–759, JSTOR 44141797.
- ^ Дональд М. Штадтнер (1981), Храм Сиддхешвары в Палари и искусство Косалы в седьмом и восьмом веках , Ars Orientalis, Vol. 12, стр. 49–56, JSTOR 4434249.
- ^ Jump up to: а б Адам Харди (2015), Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии, Национальный центр искусств Индиры Ганди, ISBN 9789381406410 , стр. 203–252.
- ^ Jump up to: а б с Кришна Дева, «Храмы Бхумиджа», в «Исследованиях индийской храмовой архитектуры» , под ред. П. Чандра (Дели: AIIS, 1975): 90–113; Адам Харди, Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура , с переводами Маттиа Сальвини (Нью-Дели: IGNCA, 2015)
- ^ ДАНДВЕЙТ, П. П., Б. С. ГАДЖУЛ и П. С. ДЖОШИ (2004), ХРАМЫ БХУМИДЖА С КИРПИЧНЫМ ШИКХАРА В ЛОНИ БХАПКАРЕ И ПАЛАСДЕВЕ. Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа 64/65, стр. 147–55, JSTOR 42930643.
- ^ Jump up to: а б Дебора Штайн (2012), Плавка цинка и размещение божества в Джаваре, Artibus Asiae, Vol. 72, № 1, стр. 141–158, JSTOR 23350275 ; см. рисунки 2 и 3 на стр. 145, где представлены светско-религиозные смешанные архитектурные планы и реторты бхумиджа; на других рисунках показано несколько храмов бхумиджи.
- ^ PT Craddock, LK Gurjar и KTM Hegde (1983), Производство цинка в средневековой Индии , World Archaeology, Vol. 15, № 2, стр. 211–217, JSTOR 124653.