Jump to content

Бхумиджа

(Перенаправлено с Бхумиджа (архитектура) )
XI века Храм Нилакантешвара (Удайешвара) в центре Мадхья-Прадеша является лучшим примером стиля Бхумиджа.

Бхумиджа — это разновидность храмовой архитектуры Северной Индии, отмеченная тем, как принцип вращающегося квадрата и круга применяется для строительства шихары (надстройки или шпиля) на вершине святилища. Изобретенный примерно в 10 веке в регионе малва в центральной Индии (запад Мадхья-Прадеша и юго-восток Раджастана ) во время правления династии Парамара, он встречается в индуистских и джайнских храмах. Самые ранние и элегантные образцы можно найти в регионе малва и его окрестностях, но этот дизайн также можно найти в Гуджарате, Раджастане, Декане и некоторых крупных индуистских храмовых комплексах на юге и востоке Индии. [1]

Описание

[ редактировать ]
План квадрата и круга, примененный вместе

Отличительной чертой стиля Бхумиджа является квадратный план, который не разделен, а вращается вокруг своего центра , и это вращение прекращается через равные промежутки времени, когда надстройка поднимается вертикально. Регулируя скорость вращения и интервал остановки вращения, можно реализовать множество творческих вариаций. Каждый уровень называется бхуми . Общее правило в индуистских текстах заключается в том, что бхадры и салы остаются параллельными гарбхагрии ( квадрату святилища по сторонам света), правило, которое придает надстройке эстетическую привлекательность и облегчает визуальное наблюдение. Грани сала также вырезаются и выравниваются по кругу. Это одновременное использование принципа квадрата и круга является отличительной особенностью архитектуры бхумиджа. Некоторые ранние храмы пропускали периодические остановки и украшения наверху, что приводило к надстройке, которая издалека выглядит элегантно гладкой Прасадой, но удивляет зрителя тщательно детализированной резьбой на близком расстоянии. [2] Бхумиджа может быть реализована одним из двух способов: либо для шпиля, либо для всей Виманы или святилища. Последний подход дает Бхумиджа подкатегорию архитектуры Нагара, и при интеграции с джагати (платформой) или питхой (землей) он создает впечатление, будто храм выходит из земли. [3]

Тексты и хронология

[ редактировать ]

Бхумиджа — это санскритское слово, которое буквально означает «из земли, земли, земли» или, альтернативно, «этаж». [4] В архитектурном контексте стиль Бхумиджа обсуждается в главе 65 Самарангана Сутрадхары — индуистского текста 11-го века о классическом храме и светской архитектуре ( васту ). Это один из четырнадцати стилей храмовой архитектуры Северной Индии в Нагаре, обсуждаемых в «Апараджитапричче» — еще одном индуистском тексте по архитектуре, опубликованном в XII веке. Таким образом, архитектура Бхумиджа была изобретена уже в 11 веке, имела успех и широко применялась в санскритских текстах 11 века по архитектуре. По словам Мате, в статье, опубликованной в 1975 году, вполне вероятно, что стиль Бхумиджа был исследован в 9 веке и утвердился в 10 веке. [3]

В 1980-х годах после своего путешествия по отдаленным восточным частям Мадхья-Прадеша Дональд Штадтнер, исследователь истории буддийского и индуистского искусства, опубликовал примеры прото-бхумиджских храмов VII-VIII веков нашей эры. Это сместило предлагаемый график того, когда и где первоначально исследовалась архитектура Бхумиджи. Согласно примерам Штадтнера, западные части Дакшина-косалы (современный Чхаттисгарх ) – к востоку от малва – в период Пандувамси (Пратихара, традиция Каччапа гхата), возможно, были первыми экспериментаторами и новаторами звездообразного плана, который в конечном итоге был усовершенствован в малва к 9-10 векам. [5] [6]

По словам Адама Харди – исследователя индуистской и джайнской храмовой архитектуры, большинство сохранившихся примеров индуистских и джайнских храмов до 13 века следуют принципам Самарангана Сутрадхары . [7]

Вариации

[ редактировать ]

Текст Апараджитапричча описывает вариации стиля Бхумиджа. К ним относятся такие подстили, как ватта (круговой), наванга (ортогональный), чатурса (ортогональный, четыре смещения), астасала (восемь смещений) и другие. [5] [8]

Шестнадцать вариантов архитектуры Бхумиджи описаны в Самарангана Сутрадхаре . Адам Харди опубликовал стихи на санскрите, которые объясняют это и содержат математические соотношения, с переводами Маттиа Сальвини. [7]

Религиозная архитектура

[ редактировать ]

Самым ранним известным примером стиля Бхумиджа являются руины группы индуистских храмов к югу от реки Нармада, в деревне Ун между Сегаоном и Харгоном. Восемь из них выполнены в стиле Бхумиджа. [1] XI века Храм Нилакантесвара (Удайешвара) в Удайпуре, Мадхья-Прадеш (к северу от Бхопала ), является наиболее хорошо сохранившимся и лучшим примером стиля Бхумиджа. [8] Шикхара Нилакантешвары имеет звездчатый план с четырьмя латами (квадрантами), внутри которых расположены пять рядов эдикулы. На каждом уровне есть квадратный план, который постоянно вращается по кругу, образуя весь шпиль. [1] [8]

Стиль Бхумиджа с вариациями распространился на север Раджастана, Гуджарата, Махараштры и на юг. Его также можно увидеть недалеко от долины Маханади на востоке, например, в Аранге, Чхаттисгархе и нескольких храмах, построенных после 11 века в Одише. Например, недалеко от Пуны и храм Малликарджун с замысловатой резьбой в Лони-Бхапкаре, и храм в Паласдеве представляют собой ортогональные варианты Бхумиджи. [9] Это также распространено в храмах Хойсала, расположенных по всей Карнатаке и близлежащих районах. Однако, за некоторыми исключениями, большинство храмов Хойсала используют его в первую очередь для небольших храмов внутри более крупного храмового комплекса. [3]

Другие примеры:

Светская архитектура

[ редактировать ]

Архитектура Бхумиджа была использована индуистскими ремесленниками и джайнскими финансистами для строительства предприятий по выплавке цинка в Заваре (Джавар, Джавар), Раджастхан. Эти заводы с архитектурой Бхумиджа были построены между 13 и 17 веками для конденсации металлического цинка из паров, образующихся при нагревании местных цинковых руд, смешанных с сажей, бурой, смолами, маркировочными гайками и другими местными продуктами. Эти рецепты можно найти в Раса ратна самуччая — санскритском тексте XIII века, приписываемом Вагабхатачарье . [10] Первый завод был построен Махараной Лакш Сингхом в 14 веке. Башни в форме бхумиджи, построенные из кирпича и камня, переработали более миллиона тонн руды. Заводы в Заваре, утверждает Дебора Стейн со ссылкой на Крэддока и других ученых, дали многие десятки тысяч тонн цинка. Эти предприятия представляли собой один из старейших в мире известных заводов по очистке цинка промышленного масштаба. Однако это не было полностью светским сооружением, поскольку предприятия по производству цинка до 17 века включали в себя храм Шивы (Бхайравы) в центре, который тогда был окружен множеством конденсационных башен с архитектурой бхумиджа. Богатство, полученное от добычи цинка в Заваре, помогло джайнам построить поблизости джайнские и вайшнавские храмы, многие из которых имели архитектуру бхумиджа. [10] [11]

  1. ^ Jump up to: а б с Британская энциклопедия (2018), Бхумиджа , в искусстве Южной Азии
  2. ^ Стелла Крамриш (1974), Индуистский храм: Том 2, Calcutta University Press (Ориг.: 1946), страницы 389–393
  3. ^ Jump up to: а б с MS Mate (1975), Заметка о Бхумидже , Бюллетень Института аспирантуры и исследований Деканского колледжа, Vol. 35, № 1/2, стр. 76-78, JSTOR   42930944.
  4. ^ Хаярнис, Маулик; Раваль, Бхагьяджит (2016). «Эволюция Бхумиджа Шикхара и распространение святынь Бхумиджа в Индии» (PDF) . Международный журнал об искусстве и дизайне «Читролеха» . 6 (3): 16–24. дои : 10.21659/chitro.v6n3.03 .
  5. ^ Jump up to: а б Р. АЛИ, Храмы Бхумиджа в малва и Махараштре: наблюдение , Труды Индийского исторического конгресса, Vol. 48 (1987), стр. 754–759, JSTOR   44141797.
  6. ^ Дональд М. Штадтнер (1981), Храм Сиддхешвары в Палари и искусство Косалы в седьмом и восьмом веках , Ars Orientalis, Vol. 12, стр. 49–56, JSTOR   4434249.
  7. ^ Jump up to: а б Адам Харди (2015), Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии, Национальный центр искусств Индиры Ганди, ISBN   9789381406410 , стр. 203–252.
  8. ^ Jump up to: а б с Кришна Дева, «Храмы Бхумиджа», в «Исследованиях индийской храмовой архитектуры» , под ред. П. Чандра (Дели: AIIS, 1975): 90–113; Адам Харди, Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура , с переводами Маттиа Сальвини (Нью-Дели: IGNCA, 2015)
  9. ^ ДАНДВЕЙТ, П. П., Б. С. ГАДЖУЛ и П. С. ДЖОШИ (2004), ХРАМЫ БХУМИДЖА С КИРПИЧНЫМ ШИКХАРА В ЛОНИ БХАПКАРЕ И ПАЛАСДЕВЕ. Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа 64/65, стр. 147–55, JSTOR   42930643.
  10. ^ Jump up to: а б Дебора Штайн (2012), Плавка цинка и размещение божества в Джаваре, Artibus Asiae, Vol. 72, № 1, стр. 141–158, JSTOR   23350275 ; см. рисунки 2 и 3 на стр. 145, где представлены светско-религиозные смешанные архитектурные планы и реторты бхумиджа; на других рисунках показано несколько храмов бхумиджи.
  11. ^ PT Craddock, LK Gurjar и KTM Hegde (1983), Производство цинка в средневековой Индии , World Archaeology, Vol. 15, № 2, стр. 211–217, JSTOR   124653.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be8c25e3185bdfd1f8debd3af58db214__1712845020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/14/be8c25e3185bdfd1f8debd3af58db214.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhumija - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)