Jump to content

Индуистская архитектура

Архитектура индуистского храма в Сунаке, Гуджарат.

Индуистская архитектура — это традиционная система индийской архитектуры для таких сооружений, как храмы, монастыри, статуи, дома, рынки, сады и городское планирование, как описано в индуистских текстах . [1] [2] Архитектурные рекомендации сохранились в санскритских рукописях, а в некоторых случаях и на других региональных языках. Эти тексты включают Васту-шастры , Шилпа-шастры , Брихат-Самхита , архитектурные части Пуран и Агам, а также региональные тексты, такие как Манасара и другие. [3] [4]

Безусловно, наиболее важными, характерными и многочисленными сохранившимися примерами индуистской архитектуры являются индуистские храмы с архитектурной традицией , которая оставила сохранившиеся образцы архитектуры из камня, кирпича и скальной высечки, относящиеся ко времени Империи Гуптов . Эти архитектуры имели влияние древнеперсидской и эллинистической архитектуры. [5] До современной эпохи сохранилось гораздо меньше светской индуистской архитектуры, такой как дворцы, дома и города. Руины и археологические исследования дают представление о ранней светской архитектуре Индии. [6]

Исследования индийских дворцов и истории гражданской архитектуры в основном были сосредоточены на могольской и индо-исламской архитектуре, особенно на севере и западе Индии, учитывая их относительное изобилие. В других регионах Индии, особенно на юге, индуистская архитектура продолжала процветать на протяжении XVI века, примером чему служат храмы, разрушенные города и светские пространства Империи Виджаянагара и Наяков. [7] [8] Светская архитектура в Индии никогда не противопоставлялась религиозной, и именно священная архитектура, подобная той, что встречается в индуистских храмах, была вдохновлена ​​светскими архитектурами и адаптирована к ним. Кроме того, утверждает Харл, именно в рельефах на стенах храмов, колоннах, торанах и мадапамах можно найти миниатюрные версии светской архитектуры. [9]

Фолиант Вишвакармапракасы, небольшого текста индуистской архитектуры, обнаруженного в долине Катманду, Непал (санскрит Деванагари).

Ваасту-шастры и Шилпа-шастры перечислены как одно из 64 божественных искусств в древнеиндийских текстах. Это руководства по дизайну, охватывающие искусство и науку архитектуры, обычно сочетающие форму и функциональность с индуистской символикой. [1] [2] Самая ранняя, архаичная и дистиллированная версия принципов индуистской архитектуры встречается в ведической литературе, традиционно считающейся Упаведами ( меньшими приложениями к Ведам) и называемой Стхапатья Веда . [10] Ачарьи В Энциклопедии индуистской архитектуры перечислены сотни санскритских рукописей с более подробной информацией об индуистской архитектуре, дошедших до наших дней. [1] Они охватывают архитектурные аспекты широкого круга предметов: орнаменты, мебель, транспортные средства (фургоны, телеги), ворота, резервуары для воды, канализации, города, улицы, дома, дворцы, храмы и другие. [1] [2] Наиболее изученными текстами в современную эпоху являются санскритские рукописи, написанные различными индийскими письменностями. К ним относятся Брихат Самхита (главы 53, 56–58 и 79), Манасара Шилпа Шастра , Маямата Васту Шастра с комментариями на телугу и тамильском языке, Пураны (например, главы 42–62 и 104–106 Агни Пураны , глава 7 «Брахманда-пураны» ) и индуистские агамы. [11]

Деревни, поселки и города

[ редактировать ]
Некоторые планы города рекомендованы в санскритском тексте Манасара 700 г. н.э. об индуистской архитектуре. [12] [13] [14]

Индуистские тексты рекомендуют архитектурные рекомендации для домов, рынков, садов и городского планирования. [1] [12] Лучшим местом для поселения людей, как заявляет Манасара , является подходящая местность с толстой почвой, которая имеет уклон к открытому небу на восток, чтобы жители могли любоваться восходом солнца. [14] Он находится рядом с рекой или значительным водным потоком и имеет достаточно грунтовых вод для колодцев – второго источника воды. [14] Почва, утверждает Манасара , должна быть твердой, плодородной для выращивания цветов, овощей и фруктовых деревьев и иметь приятный запах. В тексте градостроителям рекомендуется выкопать и проверить качество почвы для создания прочного фундамента для домов и общественных зданий. [14] После того, как место будет принято, в тексте описываются сорок планов планировки улиц, домов, рынков, садов и другой инфраструктуры, необходимой для поселения. Примеры архитектурных планов включают Дандаку, Прастару, Чатурмукху, Падмаку, Кармуку, Свастику и другие. [12] Индуистские тексты различаются, и в них есть пять общих принципов: [15]

  • Дикнирная : принципы ориентации
  • Падавиньяса : планирование участка
  • Хасталакшана : пропорциональные соотношения размеров секций.
  • Аяди : шесть канонических принципов архитектуры
  • Патакади : эстетика или характер каждого здания или части общего плана.

Руководящие принципы сочетают в себе принципы раннего индуистского понимания науки, духовных верований, астрологии и астрономии. [15] На практике эти рекомендации отдают предпочтение симметрии, установленной по сторонам света, при этом многие планы отдают предпочтение тому, чтобы улицы были выровнены по направлению сезонных ветров, интегрированы с местностью и потребностями местной погоды. [14] [15] рекомендуется построить храм или зал общественных собраний в центре города В Манасаре . [14]

Больницы, хосписы

[ редактировать ]

В ранних индуистских текстах по медицине и хирургии упоминаются специальные здания и залы для ухода за больными людьми, и рекомендуется, чтобы Васту Видья их строили архитекторы с опытом (वास्तुविद्या). Чарака -самхита, датированная периодом между 100 г. до н. э. и 150 г. н. э., например, в книге 1, стих 15.6 ( сутрастхана ) гласит: [16] [17] [18] [примечание 1]

прочном, проветриваемом, безветренном, одноместном, хорошо доступном месте, недоступном для дыма, тепла, воды, пыли и неподдающегося звукам, прикосновениям. , вкус, форма, запах , [...] Человек, владеющий архитектурой, должен подготовить удобный дом в
[...] – В первую очередь особняк должен быть построен под руководством инженера, хорошо знакомого с наукой строительства особняков и домов. Оно должно быть просторным и вместительным. В нем не должно быть недостатка в элементе силы. Каждая его часть не должна подвергаться воздействию сильного ветра или бриза. По крайней мере одна часть должна быть открыта потокам ветра. Оно должно быть таким, чтобы по нему можно было легко передвигаться или проходить. Он не должен подвергаться воздействию дыма, солнца, пыли или вредных звуков, вкуса, формы и запаха. Оно должно быть оборудовано лестницами, пестиками и ступками, туалетами, помещениями для подпоясывания и кухонными помещениями.
- Перевод Авинаша Кавиратны. [17]
[...] – специалист в области архитектуры должен, прежде всего, построить благоприятный дом, который должен быть прочным, безветренным (изолированным от ветра), вентилируемым, иметь удобное пространство для перемещения, не расположенным в долине, недоступным курить (или) солнце (или) воду (или) пробовать (или) видеть (или) обонять, и иметь резервуар для воды, ступку, туалет, ванную комнату и кухню.
- Перевод Прии Шармы [18]
[...] – Таким образом, знаток строительной науки должен сначала построить достойное здание. Оно должно быть прочным, защищенным от ветра, а часть его должна быть открыта воздуху. В нем должно быть легко передвигаться, и он не должен впадать в депрессию. Оно должно быть защищено от дыма, солнечного света, воды или пыли, а также от нежелательного шума, ощущений, вкусов, видов и запахов. В нем должен быть водопровод, пестик и ступка, туалет, место для купания и кухня.
– Перевод Доминика Вуястыка (подзаголовок: Здание больницы ) [16]

- Чарака Самхита, 1.15.6

Искусство и гражданские здания

[ редактировать ]

« Нарада Шилпасастра» — еще один ранний санскритский трактат по архитектуре. В нем 83 главы, в том числе главы, посвященные планам деревень и городов, архитектурным рекомендациям для дворцов и домов, общественным резервуарам для воды, индуистским храмам, а также строительству общественных гражданских зданий. [19] [20] В главах с 60 по 66 «Нарада Шилпа» обсуждается специальная шала для общественных работ и развлечений, в главе 61 — о Бходжан-сале (кормовой дом), в главе 65 — о Натаке (исполнительском искусстве), а в главе 66 обсуждается здание для демонстрации произведений искусства и картин. В главе 71 обсуждается, как читру (живопись) для оживления домов и общественных зданий. следует использовать [19] [20]

Читра-сала и другие «дома развлечений», как утверждает Нарада Шилпашастра , должны располагаться в центре города, предпочтительно на главной улице или там, где пересекаются основные дороги города, или рядом с главными храмами или дворцами. [19] [21] (зал) этого здания Мандапам должен быть просторным и вентилируемым. В нем должны быть изображения, «захватывающие наши умы» и «дарящие радость глазам», выложенные по правилам пропорций и правилам «линий, определяющих позу», согласно переводу Рагхавана. [19] В главе 66 также рекомендуются конкретные конструкции. Например, здесь описывается гражданское здание для демонстрации произведений искусства, имеющее круглую форму ( мардала , барабанное), с главным входом и меньшими входами, охватывающими пространство, напоминающее двор, террасы и залы, разделяющие здание на секции. В этих залах должны быть представлены некоторые предметы удовольствия, такие как резные фигурки, красочные узоры на полу и яркие Дэвы, Гандхарвы и Киннары. [22] [20]

Другая группа гражданских зданий, описанная в индуистских текстах, - это прекша-сала (здание для драматических/сценических представлений) и сангита-сала или натья-сала (танцевальные представления). [23] Их можно разделить на три категории: те, которые находятся в храмах для религиозного искусства, в городе для общих развлечений или во дворце для короля и его гостей. Самарангана Сутрадхара Бходжи, например, посвящает 34-ю главу этим зданиям и добавляет, что стены зала для представлений должны быть украшены изображениями танцующих или играющих на музыкальных инструментах девушек. [23] План Натья-мандапы с пространством для танцоров, пространством для музыкантов, которые выступают вместе с танцорами, пространством, где артисты танцевальной драмы могут переодеваться для разных выступлений ( Непатья-дхама ) и для прекшаки (публики). Кумары обсуждаются в главе 39 «Сильпа Ратна» . В «Нарада Шильпашастра » используется термин «Натака-салас», рекомендуя, чтобы сцена выступления была поднята на платформу, чтобы зрители могли лучше видеть, а зал для зрителей должен быть украшен так, чтобы зрители могли восхищаться до и после выступления. [23] Эти искусства и архитектурные принципы, возможно, произошли от более древних индийских традиций исполнительского искусства, утверждает Варадпанде, как это подразумевается в буддийском тексте Брахмаджала Сутта , где Будда запрещает своим бхикшу (монахам) смотреть танцы, музыкальные представления и подобные публичные представления в Маджхима-шила . [24] В тексте «Натьяшастра» рекомендуются архитектурные рекомендации для театра Натья , но без чертежей и планов. Театр, упомянутый в Натьяшастре, вероятно, вмещал от 200 до 500 удобно сидящих зрителей, утверждает Фарли Ричмонд, ученый индийского театра. [25]

Храмы (мандиры)

[ редактировать ]
Элементы храма Северной Индии (Мадхья-Прадеш).
Архитектурный план храма Гондешвар возле Нашика (Махараштра).

Архитектура индуистских храмов имеет множество разновидностей стилей, историческая роль которых заключалась в том, чтобы обеспечить «фокус как для социальной, так и для духовной жизни» индуистской общины, которой она служит, утверждает Джордж Мичелл. [26] Каждый индуистский храм («мандир») пропитан символизмом, но основная структура каждого остается неизменной. В каждом храме есть внутреннее святилище или священное пространство, гарбха гриха или чревная камера, где первичное мурти или образ божества размещается в простой голой камере для даршана (взгляда, медитативного фокуса). [27] Над гарбхагрихой находится башнеобразная шихара , называемая виманой на юге Индии. Это святилище окружено закрытой или открытой тропой для прадакшины (также называемой парикрамой , обходом вокруг), которая обычно украшена замысловатой резьбой с символическими изображениями, изображающими индуистские легенды, темы артхи, дхармы и камы, а также статуи значимых божеств трех главных индуистских богов. традиции (Вишну, Шива и Шакти). [28]

В святилищах значительных храмов есть зал собраний мандапа , а иногда и прихожая антаралы и крыльцо между гарбхагрихой и мандапой. Крупные храмы, привлекающие паломников издалека, обычно имеют мандапы или другие здания, обслуживающие паломников. Они могут быть соединены или отделены от храма. Главный храм может существовать вместе с другими меньшими храмами или святынями на территории храма. Улицы вокруг храма являются рынками и центрами экономической деятельности. [28] Есть примеры специальных танцевальных павильонов ( Ната Мандир ), как в Храме Солнца в Конарке . Бассейн, храмовый резервуар ( Кунда ) также является частью больших храмов, и они традиционно служили местом для купания и омовения паломников. [29] Те же основные архитектурные принципы можно найти в исторических индуистских храмах Юго-Восточной Азии. [30]

Гопурамы

[ редактировать ]

По существу самостоятельное архитектурное сооружение представляет собой элемент храмового комплекса, такой как гопурам , то есть сторожевые башни, обычно богато украшенные, иногда колоссальных размеров, у входа в индуистский храм Южной Индии . [31]

Монастыри (матхи)

[ редактировать ]

Индуистские монастыри, такие как Матхи и скиты ( ашрамы ), представляют собой комплексы зданий, включающие храмы, монашеские кельи или общинные дома и вспомогательные помещения. [32]

В некоторых индуистских местах есть святилища или здания, называемые ратхами, потому что они имеют форму огромной колесницы. [33]

Тораны (арки)

[ редактировать ]

Торана — это отдельно стоящая арка церемониального назначения, встречающаяся в индуистской, буддийской и джайнской архитектуре перед храмами, монастырями и другими объектами, иногда как отдельное здание. [34] [35]

Стамбхи (колонны)

[ редактировать ]

Стамбха обозначает столб или колонну и также известен как джангха , стали , ангрика , стхану , арани , бхарака или дхарана . [36] описано В Манасаре , что он состоит из пьедестала, основания, колонны и капители. Он может быть выполнен из дерева или камня, быть самостоятельным или представлять собой пилястру, присоединенную к одной из стен. В тексте описаны разные пропорции для разных строительных материалов. [36] Длина колонны разделена на матры (части), которые могут быть украшены произведениями искусства. Манасара предлагает правила сужения верхних частей стамбхи . [36] Показательными стамбхами являются Виджай Стамбха (Башня победы) в форте Читторгарх , Раджастхан . Он посвящен Вишну .

Дхваджа -стамбхи встречаются у входа в храмы в виде флагштоков, часто с изображением лингама и священных животных.

Чхатри — это приподнятые куполообразные павильоны, используемые как элемент индийской архитектуры , берущие свое начало в архитектуре Раджастана . Их широко используют во дворцах, крепостях, для обозначения погребальных площадок и т. д. [37]

Некоторые фолианты из сохранившихся рукописей индуистской архитектуры.
Некоторые храмы и общественный лестничный колодец

См. также

[ редактировать ]

Примечание

[ редактировать ]
  1. ^ В стихе 1.15.7 описывается, как это здание больницы должно быть оборудовано кроватями, стульями, простынями, подушками, плевательницами, мельницами для лекарств, заботливыми медсестрами, аптеками, расходными материалами, оборудованием для ухода за пациентами и т. д. [16] [18]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ачарья 1927 , с. XVIII-XX.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Синха 1998 , стр. 27–41
  3. ^ Ачарья 1927 , с. xviii-xx, Приложение I перечисляет сотни индуистских архитектурных текстов.
  4. ^ Шукла 1993 .
  5. ^ Смит, Винсент Артур (1977). Научные статьи по эпиграфике, археологии и нумизматике Индии . Шейх Мубарак Али.
  6. ^ К. Кришна Мурти (1987). Ранняя индийская светская архитектура . Сандип Пракашан. стр. 5–16. ISBN  978-81-85067-01-8 .
  7. ^ Бранфут, Криспин (2008). «Имперские границы: строительство священного пространства в Южной Индии шестнадцатого века». Художественный вестник . 90 (2). Тейлор и Фрэнсис: 171–194. дои : 10.1080/00043079.2008.10786389 . S2CID   154135978 .
  8. ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 330–331. ISBN  978-0-300-06217-5 .
  9. ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 43–47, 67–68, 467–480. ISBN  978-0-300-06217-5 .
  10. ^ Патра 2006 г.
  11. ^ Ачарья 1927 , с. xviii-xx с Приложением 1.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Синха 1998 , стр. 27–40.
  13. ^ Ram Raz 1834 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эрнест Хавелл 1972 , стр. 7–17.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Патра 2006 , стр. 201–203.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Доминик Вуястик (2003), Корни Аюрведы: отрывки из санскритских медицинских сочинений, 3-е издание, Penguin, страницы 35–36, 10–12.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. В. Кавиратна (1913), Чарака-самхита: перевод на английский язык, Часть 1, OCLC   67906513 , стр. 168–169.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Priya V Sharma (1981), Charaka Samhita Volume 1: Sanskrit Text, with an English Translation, Chaukhamba Orientalia, ISBN   9788176370127 , стр. 104.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д В. Рагхаван (1935), Две главы о живописи в Нарада Силпа Шастра , Журнал Индийского общества восточного искусства, Редакторы: Стелла Крамриш, Том III, номер 1, стр. 15–32.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Р. Н. Айенгар, К. С. Каннан и С. Я. Ваканкар (2018), Нарада Сильпасастра: санскритский текст по архитектурно-гражданскому строительству , издательство Jain University Press, ISBN   978-9385327582 , стр. 197–220, 233–238
  21. ^ К. Сиварамамурти (1934), Читрасалас , Тривени, Том 7, Номер 2, стр. 180–185
  22. ^ В. Рагхаван (1935), Две главы о живописи в Нарада Силпа Шастра , Журнал Индийского общества восточного искусства, Редакторы: Стелла Крамриш, Том III, номер 1, стр. 23–32.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В. Рагхаван (1934), Театральная архитектура в Древней Индии , Тривени, Том 5, номер 4, стр. 357–363.
  24. ^ Манохар Лаксман Варадпанде (1987). История индийского театра . Публикации Абхинава. стр. 105–114. ISBN  978-81-7017-221-5 . ; другой перевод буддийского канонического текста см.: Мартин Бэтчелор (2010). Дух Будды . Издательство Йельского университета. стр. 25 (Маджхима Никая 27). ISBN  9780300175004 .
  25. ^ Фарли Ричмонд (2019). Г-н Кале (ред.). Мричхакатика Судраки: с введением, критическими очерками и фотоочерком Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 31–33. ISBN  978-81-208-4010-2 .
  26. ^ Мичелл 1988 , с. 14.
  27. ^ Шилпа Шарма и Шириш Дешпанде, 2017 , стр. 309–317.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мичелл 1988 , стр. 66–76, 86–126.
  29. ^ Ачарья 2010 , с. 74.
  30. ^ Мичелл 1988 , стр. 159–182.
  31. ^ «Гопура» . Британская энциклопедия . Проверено 20 января 2008 г.
  32. ^ Sears 2014 , стр. 4–9.
  33. ^ Харл 1994 , с. 153.
  34. ^ Харди, Адам (2003). «Торана» . Гроув Арт . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T085631 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 8 августа 2018 г.
  35. ^ Одежда 2010 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ачарья 2010 , с. 533.
  37. ^ Заядач-Хастенрат, Саломея (1997). «Заметка о потерянной погребальной ограде Бабура в Кабуле» . Мукарнас . 14 : 135–142. дои : 10.2307/1523241 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   1523241 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0fe49d8c00ac0999ccff05fb522a2019__1701879000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/19/0fe49d8c00ac0999ccff05fb522a2019.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hindu architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)