Индуистская архитектура
Индуистская архитектура — это традиционная система индийской архитектуры для таких сооружений, как храмы, монастыри, статуи, дома, рынки, сады и городское планирование, как описано в индуистских текстах . [1] [2] Архитектурные рекомендации сохранились в санскритских рукописях, а в некоторых случаях и на других региональных языках. Эти тексты включают Васту-шастры , Шилпа-шастры , Брихат-Самхита , архитектурные части Пуран и Агам, а также региональные тексты, такие как Манасара и другие. [3] [4]
Безусловно, наиболее важными, характерными и многочисленными сохранившимися примерами индуистской архитектуры являются индуистские храмы с архитектурной традицией , которая оставила сохранившиеся образцы архитектуры из камня, кирпича и скальной высечки, относящиеся ко времени Империи Гуптов . Эти архитектуры имели влияние древнеперсидской и эллинистической архитектуры. [5] До современной эпохи сохранилось гораздо меньше светской индуистской архитектуры, такой как дворцы, дома и города. Руины и археологические исследования дают представление о ранней светской архитектуре Индии. [6]
Исследования индийских дворцов и истории гражданской архитектуры в основном были сосредоточены на могольской и индо-исламской архитектуре, особенно на севере и западе Индии, учитывая их относительное изобилие. В других регионах Индии, особенно на юге, индуистская архитектура продолжала процветать на протяжении XVI века, примером чему служат храмы, разрушенные города и светские пространства Империи Виджаянагара и Наяков. [7] [8] Светская архитектура в Индии никогда не противопоставлялась религиозной, и именно священная архитектура, подобная той, что встречается в индуистских храмах, была вдохновлена светскими архитектурами и адаптирована к ним. Кроме того, утверждает Харл, именно в рельефах на стенах храмов, колоннах, торанах и мадапамах можно найти миниатюрные версии светской архитектуры. [9]
Тексты
[ редактировать ]Ваасту-шастры и Шилпа-шастры перечислены как одно из 64 божественных искусств в древнеиндийских текстах. Это руководства по дизайну, охватывающие искусство и науку архитектуры, обычно сочетающие форму и функциональность с индуистской символикой. [1] [2] Самая ранняя, архаичная и дистиллированная версия принципов индуистской архитектуры встречается в ведической литературе, традиционно считающейся Упаведами ( меньшими приложениями к Ведам) и называемой Стхапатья Веда . [10] Ачарьи В Энциклопедии индуистской архитектуры перечислены сотни санскритских рукописей с более подробной информацией об индуистской архитектуре, дошедших до наших дней. [1] Они охватывают архитектурные аспекты широкого круга предметов: орнаменты, мебель, транспортные средства (фургоны, телеги), ворота, резервуары для воды, канализации, города, улицы, дома, дворцы, храмы и другие. [1] [2] Наиболее изученными текстами в современную эпоху являются санскритские рукописи, написанные различными индийскими письменностями. К ним относятся Брихат Самхита (главы 53, 56–58 и 79), Манасара Шилпа Шастра , Маямата Васту Шастра с комментариями на телугу и тамильском языке, Пураны (например, главы 42–62 и 104–106 Агни Пураны , глава 7 «Брахманда-пураны» ) и индуистские агамы. [11]
Деревни, поселки и города
[ редактировать ]Индуистские тексты рекомендуют архитектурные рекомендации для домов, рынков, садов и городского планирования. [1] [12] Лучшим местом для поселения людей, как заявляет Манасара , является подходящая местность с толстой почвой, которая имеет уклон к открытому небу на восток, чтобы жители могли любоваться восходом солнца. [14] Он находится рядом с рекой или значительным водным потоком и имеет достаточно грунтовых вод для колодцев – второго источника воды. [14] Почва, утверждает Манасара , должна быть твердой, плодородной для выращивания цветов, овощей и фруктовых деревьев и иметь приятный запах. В тексте градостроителям рекомендуется выкопать и проверить качество почвы для создания прочного фундамента для домов и общественных зданий. [14] После того, как место будет принято, в тексте описываются сорок планов планировки улиц, домов, рынков, садов и другой инфраструктуры, необходимой для поселения. Примеры архитектурных планов включают Дандаку, Прастару, Чатурмукху, Падмаку, Кармуку, Свастику и другие. [12] Индуистские тексты различаются, и в них есть пять общих принципов: [15]
- Дикнирная : принципы ориентации
- Падавиньяса : планирование участка
- Хасталакшана : пропорциональные соотношения размеров секций.
- Аяди : шесть канонических принципов архитектуры
- Патакади : эстетика или характер каждого здания или части общего плана.
Руководящие принципы сочетают в себе принципы раннего индуистского понимания науки, духовных верований, астрологии и астрономии. [15] На практике эти рекомендации отдают предпочтение симметрии, установленной по сторонам света, при этом многие планы отдают предпочтение тому, чтобы улицы были выровнены по направлению сезонных ветров, интегрированы с местностью и потребностями местной погоды. [14] [15] рекомендуется построить храм или зал общественных собраний в центре города В Манасаре . [14]
Больницы, хосписы
[ редактировать ]В ранних индуистских текстах по медицине и хирургии упоминаются специальные здания и залы для ухода за больными людьми, и рекомендуется, чтобы Васту Видья их строили архитекторы с опытом (वास्तुविद्या). Чарака -самхита, датированная периодом между 100 г. до н. э. и 150 г. н. э., например, в книге 1, стих 15.6 ( сутрастхана ) гласит: [16] [17] [18] [примечание 1]
прочном, проветриваемом, безветренном, одноместном, хорошо доступном месте, недоступном для дыма, тепла, воды, пыли и неподдающегося звукам, прикосновениям. , вкус, форма, запах , [...] Человек, владеющий архитектурой, должен подготовить удобный дом в
[...] – В первую очередь особняк должен быть построен под руководством инженера, хорошо знакомого с наукой строительства особняков и домов. Оно должно быть просторным и вместительным. В нем не должно быть недостатка в элементе силы. Каждая его часть не должна подвергаться воздействию сильного ветра или бриза. По крайней мере одна часть должна быть открыта потокам ветра. Оно должно быть таким, чтобы по нему можно было легко передвигаться или проходить. Он не должен подвергаться воздействию дыма, солнца, пыли или вредных звуков, вкуса, формы и запаха. Оно должно быть оборудовано лестницами, пестиками и ступками, туалетами, помещениями для подпоясывания и кухонными помещениями.
- Перевод Авинаша Кавиратны. [17]
[...] – специалист в области архитектуры должен, прежде всего, построить благоприятный дом, который должен быть прочным, безветренным (изолированным от ветра), вентилируемым, иметь удобное пространство для перемещения, не расположенным в долине, недоступным курить (или) солнце (или) воду (или) пробовать (или) видеть (или) обонять, и иметь резервуар для воды, ступку, туалет, ванную комнату и кухню.
- Перевод Прии Шармы [18]
[...] – Таким образом, знаток строительной науки должен сначала построить достойное здание. Оно должно быть прочным, защищенным от ветра, а часть его должна быть открыта воздуху. В нем должно быть легко передвигаться, и он не должен впадать в депрессию. Оно должно быть защищено от дыма, солнечного света, воды или пыли, а также от нежелательного шума, ощущений, вкусов, видов и запахов. В нем должен быть водопровод, пестик и ступка, туалет, место для купания и кухня.
– Перевод Доминика Вуястыка (подзаголовок: Здание больницы ) [16]- Чарака Самхита, 1.15.6
Искусство и гражданские здания
[ редактировать ]« Нарада Шилпасастра» — еще один ранний санскритский трактат по архитектуре. В нем 83 главы, в том числе главы, посвященные планам деревень и городов, архитектурным рекомендациям для дворцов и домов, общественным резервуарам для воды, индуистским храмам, а также строительству общественных гражданских зданий. [19] [20] В главах с 60 по 66 «Нарада Шилпа» обсуждается специальная шала для общественных работ и развлечений, в главе 61 — о Бходжан-сале (кормовой дом), в главе 65 — о Натаке (исполнительском искусстве), а в главе 66 обсуждается здание для демонстрации произведений искусства и картин. В главе 71 обсуждается, как читру (живопись) для оживления домов и общественных зданий. следует использовать [19] [20]
Читра-сала и другие «дома развлечений», как утверждает Нарада Шилпашастра , должны располагаться в центре города, предпочтительно на главной улице или там, где пересекаются основные дороги города, или рядом с главными храмами или дворцами. [19] [21] (зал) этого здания Мандапам должен быть просторным и вентилируемым. В нем должны быть изображения, «захватывающие наши умы» и «дарящие радость глазам», выложенные по правилам пропорций и правилам «линий, определяющих позу», согласно переводу Рагхавана. [19] В главе 66 также рекомендуются конкретные конструкции. Например, здесь описывается гражданское здание для демонстрации произведений искусства, имеющее круглую форму ( мардала , барабанное), с главным входом и меньшими входами, охватывающими пространство, напоминающее двор, террасы и залы, разделяющие здание на секции. В этих залах должны быть представлены некоторые предметы удовольствия, такие как резные фигурки, красочные узоры на полу и яркие Дэвы, Гандхарвы и Киннары. [22] [20]
Другая группа гражданских зданий, описанная в индуистских текстах, - это прекша-сала (здание для драматических/сценических представлений) и сангита-сала или натья-сала (танцевальные представления). [23] Их можно разделить на три категории: те, которые находятся в храмах для религиозного искусства, в городе для общих развлечений или во дворце для короля и его гостей. Самарангана Сутрадхара Бходжи, например, посвящает 34-ю главу этим зданиям и добавляет, что стены зала для представлений должны быть украшены изображениями танцующих или играющих на музыкальных инструментах девушек. [23] План Натья-мандапы с пространством для танцоров, пространством для музыкантов, которые выступают вместе с танцорами, пространством, где артисты танцевальной драмы могут переодеваться для разных выступлений ( Непатья-дхама ) и для прекшаки (публики). Кумары обсуждаются в главе 39 «Сильпа Ратна» . В «Нарада Шильпашастра » используется термин «Натака-салас», рекомендуя, чтобы сцена выступления была поднята на платформу, чтобы зрители могли лучше видеть, а зал для зрителей должен быть украшен так, чтобы зрители могли восхищаться до и после выступления. [23] Эти искусства и архитектурные принципы, возможно, произошли от более древних индийских традиций исполнительского искусства, утверждает Варадпанде, как это подразумевается в буддийском тексте Брахмаджала Сутта , где Будда запрещает своим бхикшу (монахам) смотреть танцы, музыкальные представления и подобные публичные представления в Маджхима-шила . [24] В тексте «Натьяшастра» рекомендуются архитектурные рекомендации для театра Натья , но без чертежей и планов. Театр, упомянутый в Натьяшастре, вероятно, вмещал от 200 до 500 удобно сидящих зрителей, утверждает Фарли Ричмонд, ученый индийского театра. [25]
Храмы (мандиры)
[ редактировать ]Архитектура индуистских храмов имеет множество разновидностей стилей, историческая роль которых заключалась в том, чтобы обеспечить «фокус как для социальной, так и для духовной жизни» индуистской общины, которой она служит, утверждает Джордж Мичелл. [26] Каждый индуистский храм («мандир») пропитан символизмом, но основная структура каждого остается неизменной. В каждом храме есть внутреннее святилище или священное пространство, гарбха гриха или чревная камера, где первичное мурти или образ божества размещается в простой голой камере для даршана (взгляда, медитативного фокуса). [27] Над гарбхагрихой находится башнеобразная шихара , называемая виманой на юге Индии. Это святилище окружено закрытой или открытой тропой для прадакшины (также называемой парикрамой , обходом вокруг), которая обычно украшена замысловатой резьбой с символическими изображениями, изображающими индуистские легенды, темы артхи, дхармы и камы, а также статуи значимых божеств трех главных индуистских богов. традиции (Вишну, Шива и Шакти). [28]
В святилищах значительных храмов есть зал собраний мандапа , а иногда и прихожая антаралы и крыльцо между гарбхагрихой и мандапой. Крупные храмы, привлекающие паломников издалека, обычно имеют мандапы или другие здания, обслуживающие паломников. Они могут быть соединены или отделены от храма. Главный храм может существовать вместе с другими меньшими храмами или святынями на территории храма. Улицы вокруг храма являются рынками и центрами экономической деятельности. [28] Есть примеры специальных танцевальных павильонов ( Ната Мандир ), как в Храме Солнца в Конарке . Бассейн, храмовый резервуар ( Кунда ) также является частью больших храмов, и они традиционно служили местом для купания и омовения паломников. [29] Те же основные архитектурные принципы можно найти в исторических индуистских храмах Юго-Восточной Азии. [30]
Гопурамы
[ редактировать ]По существу самостоятельное архитектурное сооружение представляет собой элемент храмового комплекса, такой как гопурам , то есть сторожевые башни, обычно богато украшенные, иногда колоссальных размеров, у входа в индуистский храм Южной Индии . [31]
Монастыри (матхи)
[ редактировать ]Индуистские монастыри, такие как Матхи и скиты ( ашрамы ), представляют собой комплексы зданий, включающие храмы, монашеские кельи или общинные дома и вспомогательные помещения. [32]
Ратхи
[ редактировать ]В некоторых индуистских местах есть святилища или здания, называемые ратхами, потому что они имеют форму огромной колесницы. [33]
Тораны (арки)
[ редактировать ]Торана — это отдельно стоящая арка церемониального назначения, встречающаяся в индуистской, буддийской и джайнской архитектуре перед храмами, монастырями и другими объектами, иногда как отдельное здание. [34] [35]
Стамбхи (колонны)
[ редактировать ]Стамбха обозначает столб или колонну и также известен как джангха , стали , ангрика , стхану , арани , бхарака или дхарана . [36] описано В Манасаре , что он состоит из пьедестала, основания, колонны и капители. Он может быть выполнен из дерева или камня, быть самостоятельным или представлять собой пилястру, присоединенную к одной из стен. В тексте описаны разные пропорции для разных строительных материалов. [36] Длина колонны разделена на матры (части), которые могут быть украшены произведениями искусства. Манасара предлагает правила сужения верхних частей стамбхи . [36] Показательными стамбхами являются Виджай Стамбха (Башня победы) в форте Читторгарх , Раджастхан . Он посвящен Вишну .
Дхваджа -стамбхи встречаются у входа в храмы в виде флагштоков, часто с изображением лингама и священных животных.
Чхатрис
[ редактировать ]Чхатри — это приподнятые куполообразные павильоны, используемые как элемент индийской архитектуры , берущие свое начало в архитектуре Раджастана . Их широко используют во дворцах, крепостях, для обозначения погребальных площадок и т. д. [37]
Галерея
[ редактировать ]- Некоторые фолианты из сохранившихся рукописей индуистской архитектуры.
- Рисунок и заметки о Хити, общественном водопроводе.
- Рисунок и заметки о Хити, общественном водостке, часть 2
- Мандала в Васту Шастре Хити Даека.
- Два листа в Самкрантияджнавидхи, иллюстрирующие пропорции Харихара – наполовину Шива, наполовину Вишну.
- Страница Васту-шастры, посвященная дизайну дома, в первой строке упоминается Васту-шастра.
- Некоторые храмы и общественный лестничный колодец
- Храм Лингараджа ( Бхубанешвар , Одиша)
- Храм Ченнакешава, Белур (Карнатака)
- Храм Лалджи ( Бишнупур, Банкура , Западная Бенгалия)
- Ната Мандир из Храма Солнца в Конарке (Одиша)
- Храм Минакшиамман Гопурам ( Мадурай , Тамил Наду)
- Рани ка вав Гуджарат, исторический общественный резервуар для воды с произведениями индуистского искусства.
- Адвайта Веданта Монастырь ( Шрингери , Карнатака)
- Панча Ратхас ( Махабалипурам , Тамил Наду)
- Храмы Сахастра Баху Торана ( Нагда, Раджастхан )
- Торана храма Муктешвара, Бхубанешвар (Ориша)
- Гопурам в храме Аруначалешвары, Тируваннамалай (Тамил Наду)
См. также
[ редактировать ]- Архитектура индуистского храма
- Индийская скальная архитектура
- Индийская архитектура
- Дравидийская архитектура
- Архитектура Нагара
Примечание
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ачарья 1927 , с. XVIII-XX.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Синха 1998 , стр. 27–41
- ^ Ачарья 1927 , с. xviii-xx, Приложение I перечисляет сотни индуистских архитектурных текстов.
- ^ Шукла 1993 .
- ^ Смит, Винсент Артур (1977). Научные статьи по эпиграфике, археологии и нумизматике Индии . Шейх Мубарак Али.
- ^ К. Кришна Мурти (1987). Ранняя индийская светская архитектура . Сандип Пракашан. стр. 5–16. ISBN 978-81-85067-01-8 .
- ^ Бранфут, Криспин (2008). «Имперские границы: строительство священного пространства в Южной Индии шестнадцатого века». Художественный вестник . 90 (2). Тейлор и Фрэнсис: 171–194. дои : 10.1080/00043079.2008.10786389 . S2CID 154135978 .
- ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 330–331. ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 43–47, 67–68, 467–480. ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ Патра 2006 г.
- ^ Ачарья 1927 , с. xviii-xx с Приложением 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Синха 1998 , стр. 27–40.
- ^ Ram Raz 1834 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эрнест Хавелл 1972 , стр. 7–17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Патра 2006 , стр. 201–203.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Доминик Вуястик (2003), Корни Аюрведы: отрывки из санскритских медицинских сочинений, 3-е издание, Penguin, страницы 35–36, 10–12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. В. Кавиратна (1913), Чарака-самхита: перевод на английский язык, Часть 1, OCLC 67906513 , стр. 168–169.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Priya V Sharma (1981), Charaka Samhita Volume 1: Sanskrit Text, with an English Translation, Chaukhamba Orientalia, ISBN 9788176370127 , стр. 104.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д В. Рагхаван (1935), Две главы о живописи в Нарада Силпа Шастра , Журнал Индийского общества восточного искусства, Редакторы: Стелла Крамриш, Том III, номер 1, стр. 15–32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Р. Н. Айенгар, К. С. Каннан и С. Я. Ваканкар (2018), Нарада Сильпасастра: санскритский текст по архитектурно-гражданскому строительству , издательство Jain University Press, ISBN 978-9385327582 , стр. 197–220, 233–238
- ^ К. Сиварамамурти (1934), Читрасалас , Тривени, Том 7, Номер 2, стр. 180–185
- ^ В. Рагхаван (1935), Две главы о живописи в Нарада Силпа Шастра , Журнал Индийского общества восточного искусства, Редакторы: Стелла Крамриш, Том III, номер 1, стр. 23–32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В. Рагхаван (1934), Театральная архитектура в Древней Индии , Тривени, Том 5, номер 4, стр. 357–363.
- ^ Манохар Лаксман Варадпанде (1987). История индийского театра . Публикации Абхинава. стр. 105–114. ISBN 978-81-7017-221-5 . ; другой перевод буддийского канонического текста см.: Мартин Бэтчелор (2010). Дух Будды . Издательство Йельского университета. стр. 25 (Маджхима Никая 27). ISBN 9780300175004 .
- ^ Фарли Ричмонд (2019). Г-н Кале (ред.). Мричхакатика Судраки: с введением, критическими очерками и фотоочерком Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 31–33. ISBN 978-81-208-4010-2 .
- ^ Мичелл 1988 , с. 14.
- ^ Шилпа Шарма и Шириш Дешпанде, 2017 , стр. 309–317.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мичелл 1988 , стр. 66–76, 86–126.
- ^ Ачарья 2010 , с. 74.
- ^ Мичелл 1988 , стр. 159–182.
- ^ «Гопура» . Британская энциклопедия . Проверено 20 января 2008 г.
- ^ Sears 2014 , стр. 4–9.
- ^ Харл 1994 , с. 153.
- ^ Харди, Адам (2003). «Торана» . Гроув Арт . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T085631 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Одежда 2010 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ачарья 2010 , с. 533.
- ^ Заядач-Хастенрат, Саломея (1997). «Заметка о потерянной погребальной ограде Бабура в Кабуле» . Мукарнас . 14 : 135–142. дои : 10.2307/1523241 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523241 .
Библиография
[ редактировать ]- Ачарья, ПК (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-85990-03-3 .
- Ачарья, ПК (1927). Индийская архитектура согласно Манасара Шилпа Шастре . Лондон: Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 0300062176 .
- Дхар, ПД (2010). Торана в архитектуре Индии и Юго-Восточной Азии . Нью-Дели: DK Printworld. ISBN 978-8124605349 .
- Глушкова, И. (2014). Объекты поклонения в религиях Южной Азии: формы, практики и значения . Рутледж. ISBN 978-1-317-67595-2 .
- Гоэл, СР (1991). Индуистские храмы – что с ними случилось . Том. 2. Нью-Дели: Голос Индии. ISBN 81-85990-03-4 .
- Харл, Джей Си (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента (2-е изд.). Издательство Йельского университета «Пеликан. История искусства». ISBN 0300062176 .
- Эрнест Хавелл (1972). Древняя и средневековая архитектура Индии . Джон Мюррей, Лондон (перепечатано С. Чандом).
- Джунея, М. (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории (2-е изд.). Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Мичелл, Г. (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы (2-е изд.). Чикаго/Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-53230-5 .
- Патра, Рина (2006). «Сравнительное исследование Васту Шастры и «Строительства, проживания и мышления» Хайдеггера ». Азиатская философия . 16 (3). Тейлор и Фрэнсис: 199–218. дои : 10.1080/09552360600979430 . S2CID 144592593 .
- Рам Раз (1834 г.). Очерк архитектуры индусов . Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии.
- Шилпа Шарма; Шириш Дешпанде (2017). «Архитектурные стратегии, используемые в индуистских храмах для подчеркивания священности». Журнал архитектурных и планировочных исследований . 34 (4): 309–319. JSTOR 44987239 .
- Синха, Амита (1998). «Проектирование поселений в Ваасту Шастрах». Журнал культурной географии . 17 (2). Тейлор и Фрэнсис: 27–41. дои : 10.1080/08873639809478319 .
- Шукла, Д.Н. (1993). Васту-Шастра: индуистская наука об архитектуре . Издательство Мунширам Манохариал. ISBN 978-81-215-0611-3 .
- Сирс, Т. (2014). Мирские гуру и духовные короли: архитектура и аскетизм в средневековой Индии . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-19844-7 .
- Тапар, Б. (2004). Введение в индийскую архитектуру . Сингапур: Periplus Editions. ISBN 0-7946-0011-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архитектура Виджаянагара
- Стхапатьяведа (Храмовая архитектура) в Индупедии, Индуистской энциклопедии