Архитектура Раджастана


Архитектура индийского штата Раджастан обычно представляла собой региональный вариант стиля индийской архитектуры, преобладавшего в то время на севере Индии. Раджастхан особенно примечателен фортами и дворцами многих правителей Раджпутов , которые являются популярными туристическими достопримечательностями.
Большую часть населения Раджастана составляют индуисты , и исторически там существовало значительное джайнское меньшинство ; эта смесь отражена во многих храмах региона. Архитектура Мару-Гурджара , или «стиль Соланки», представляет собой особый стиль, который зародился в Раджастане и соседнем Гуджарате примерно в 11 веке, а затем был возрожден и перенесен в другие части Индии и мира как индуистами, так и джайнами. Это представляет собой основной вклад региона в индуистскую храмовую архитектуру . на Джайнские храмы Дилвара горе Абу , построенные между 11 и 13 веками нашей эры, являются самыми известными примерами этого стиля.


Мечеть Адхай Дин Ка Джонпра в Аджмере (больше не используемая в религиозных целях) является важным ранним примером индо-исламской архитектуры в штате, не примечательном этим.
Общие особенности
[ редактировать ]В целом засушливый климат сделал ступенчатые колодцы ( баоли или бавди ) более распространенными, чем в других частях Индии, а также характерные крытые подземные резервуары таанка .
Резные каменные ширмы джали очень распространены как в храмах, так и в светских зданиях. Помимо дворцов, во многих городах сохранились большие таунхаусы или хавели последних нескольких столетий.
Форты и дворцы
[ редактировать ]Горные форты Раджастана ( Амер , Читтор , Гагрон , Джайсалмер , Кумбхалгарх , Рантхамбор ), группа из шести фортов, построенных различными раджпутскими королевствами и княжествами в средневековый период, являются одними из лучших примеров раджпутской архитектуры. Ансамбль также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . Другие форты включают форт Мехрангарх и форт Джайгарх .
Город крепость Джайпур - был основан в 1727 году Джай Сингхом II и является «уникальным примером традиционного индуистского градостроительства ». [ 1 ] следуя заповедям, изложенным в гораздо более древних индуистских текстах. Впоследствии Городской дворец , Хава-Махал , Дворец Рамбах , Джал-Махал и музей Альберт-холл были также построены . В Удайпуре также есть несколько дворцов, в том числе Багор-ки-Хавели , ныне музей, построенный главным министром 18-го века.
Правители княжеств Раджастана продолжали традицию строительства сложных дворцов почти до обретения независимости, с такими примерами, как дворец Лалгарх в Биканере , дворец Муссон в Удайпуре и дворец Умайд Бхаван в Джодхпуре . Многие из них выполнены в версиях индо-сарацинской архитектуры , часто с использованием европейских архитекторов.
Кенотафы
[ редактировать ]Ряд династий раджпутов построили группы мемориалов- кенотафов для своих членов, в основном используя форму чатри , и часто на традиционном месте кремации. К ним относятся кенотафы Ахар за пределами Удайпура и Бада Баг возле Джайсалмера . Отдельные примеры включают Джасвант Тада в Джодпуре , Гаиторе в Джайпуре и Чаураси Кхамбон ки Чхатри, Бунди ; есть много других .
История
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]В Раджастане есть важные памятники бронзового века цивилизации долины Инда , в частности, в Калибангане и Соти . Разрушенная ступа Байрат и буддистов в штате является главным памятником Маурьев и, по-видимому, в то время была исключительной, поскольку представляла собой большую круглую святыню или храм вокруг небольшой ступы. [ 2 ]
Индуистские храмы
[ редактировать ]
начала 9-го века Известные ранние индуистские храмы включают храм Харшат Мата в Абханери , где также есть ранний ступенчатый колодец, Чанд Баори , самые ранние части которого относятся к той же дате. [ 3 ] примерно 973 годом . Согласно надписи, храм Харшнатх в районе Сикар датируется [ 4 ] Храмы Бадоли или Бароли представляют собой важную группу из девяти индуистских храмов 10-го века на юго-востоке штата, которые больше не используются в религиозных целях, а большая часть скульптур сейчас находится в музеях, особенно в Коте . [ 5 ] Другая группа — это два храма Сахасра Баху конца X века в Нагде . [ 6 ]
Небольшой, но богато украшенный индуистский храм Амбика Мата в Джагате, построенный до 960 года, является примером перехода предыдущего стиля Пратихара в архитектуру Мару-Гурджара . [ 7 ] Внешне этот стиль отличается от других североиндийских храмовых стилей того периода тем, что «внешние стены храмов были структурированы за счет увеличения количества выступов и углублений, в которых в нишах размещались резные статуи. Обычно они расположены наложенными друг на друга регистры, над нижними полосами карнизов, представляют собой непрерывные линии всадников, слонов и киртимукхов . Почти ни один сегмент поверхности не остался без украшений». На главной башне шихара обычно имеется множество вспомогательных шпилей урушринга , а в более крупных храмах обычно встречаются два боковых входа меньшего размера с крыльцами. [ 8 ]
К 13 веку этот стиль в основном перестал использоваться в индуистских храмах в его первоначальных регионах Раджастан и Гуджарат, особенно после того, как к 1298 году эта территория перешла к мусульманскому Делийскому султанату . Но, что необычно для стиля индийских храмов, он продолжал использоваться. джайнами там и в других местах, с заметным «возрождением» в 15 веке. [ 9 ]
Пять храмов Кираду , построенные в 11 или 12 веке, являются тому примером. [ 10 ] Храм Джагдиш в Удайпуре (завершен в 1651 году) является примером индуистского храма, построенного в позднем стиле Мару-Гурджара; в данном случае это комиссия Джагата Сингха I , правителя Мевара . [ 11 ]
Джайнские храмы
[ редактировать ]Архитектура Мару-Гурджара особенно популярна в джайнских храмах . Интерьеры украшены еще более щедро, с искусной резьбой на большинстве поверхностей. В частности, джайнские храмы часто имеют небольшие низкие купола, вырезанные внутри с очень замысловатым рисунком розетки. Еще одной отличительной чертой являются «летящие» арочные элементы между колоннами, соприкасающиеся с горизонтальной балкой вверху в центре и искусно вырезанные. Они не несут никакой структурной функции, а являются чисто декоративными. В этом стиле были большие залы с колоннами, многие из которых открыты по бокам, при этом джайнские храмы часто имели один закрытый и два зала с колоннами, последовательно расположенные на главной оси, ведущей к святыне. [ 12 ]
Значительные старые джайнские храмы или группы храмов включают храмы Дилвара на горе Абу , джайнский храм Ранакпур , [ 13 ] группа в Осиане, Джодхпур , включая храм Махавира Джайн, Осиан (также ранние индуистские храмы), [ 14 ] Храм Мирпур Джайн (на самом деле один из четырех тамошних), спорный храм Кесарийаджи в Ришабдео и храм Сусвани Матаджи в Морхане .
Кирти Стамбха в форте Читтор — это впечатляющая башня XII века, вырезанная в стиле Мару-Гурджара, построенная джайнским купцом.
Галерея
[ редактировать ]-
Остатки ступы Байрат , III век до н.э.
-
Храм Амбика Мата в Джагате, Раджастхан, 960 год.
-
Храм Дев Сомнатха
-
Детальная каменная работа, храм Карни Мата, Биканер, Раджастан
-
Дворец Умайд-Бхаван в Джодхпуре, построенный между 1929 и 1942 годами, является одним из крупнейших королевских дворцов в мире. Он был спроектирован Генри Воаном Ланчестером в сочетании изящных искусств и традиционных стилей Раджастана.
-
Музей Альберт-Холла был спроектирован Сэмюэлем Суинтоном Джейкобом и был открыт как общественный музей в 1887 году.
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
Раджастханский народ |
---|
Культура |
Религия |
Язык |
Известные люди |
Портал Раджастана |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Хегевальд, Юлия AB (2011). «Международный джайнский стиль? Храмы Мару-Гурджара при Соланки, по всей Индии и в диаспоре» . Арс Ориенталис . 45 (20191029). дои : 10.3998/ars.13441566.0045.005 . ISSN 2328-1286 .
- Мичелл, Джордж (1990), Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1990, Penguin Books, ISBN 0140081445
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . БРИЛЛ. ISBN 9004107894 .
