Джайнский храм Ранакпур
Джайнский храм Ранакпур | |
---|---|
![]() Храм Чаумукха Джайн | |
Религия | |
Принадлежность | Джайнизм |
Божество | Ришабханатха |
Фестивали | Махавир Джанма Кальянак |
Руководящий орган | Анандджи Калянджи Траст |
Расположение | |
Расположение | Ранакпур , Раджастхан |
Географические координаты | 25 ° 6'56,68 "N 73 ° 28'22,19" E / 25,1157444 ° N 73,4728306 ° E |
Архитектура | |
Создатель | Дарна Шах |
Дата установления | 1437 г. н.э. |
Храм(ы) | 7 |
Веб-сайт | |
www |
Джайнский храм Ранакпур или Чатурмукха Дхарана Вихара — это шветамбарский джайнский храм в Ранакпуре, посвященный Тиртханкаре Ришабханатхе . [1] Храм расположен в деревне Ранакпур недалеко от города Садри в округе Пали штата Раджастхан .
Дарна Шах, местный джайнский бизнесмен, начал строительство храма в 15 веке после божественного видения. Храм чтит Адинатха, первого Тиртханкара нынешнего полуцикла ( авасарпини ) согласно джайнской космологии. [2] Храм Ранакпур — один из крупнейших и важнейших храмов джайнской культуры. [3] На территории кампуса расположены различные храмы, такие как храм Чаумукха, храм Сурья, храм Супаршванатха и храм Амба. [4] [5]
Ранакпур вместе с Мучхалом Махавиром , Нарлаем , Надолом и Варканой образуют « Горвад Панч Тиртх» . [6]
История храма
[ редактировать ]
Строительство хорошо задокументировано в записи на медной пластине 1436 года н. э., надписях в храме и санскритском тексте Сома-Саубхагья Кавья. Вдохновленный мечтой о небесном транспортном средстве, Дхарна Шах [7] Порвал Ганерао из , начал свое строительство в 1389 году под патронажем Раны Кумбхи , тогдашнего правителя Мевара . [8] Архитектора, курировавшего проект, звали Двепа. [9] На столбе возле главного храма есть надпись, в которой говорится, что в 1439 году архитектор Дипака построил храм по указанию Дхаранки, преданного джайна. [10] [1] Когда первый этаж был завершен, Ачарья Сома Сундар Сури из Тапа Гачча руководил церемониями, которые описаны в Сома-Саубхагья Кавья . [5] Строительство продолжалось до 1458 года н.э. Однако, согласно аудиогиду, предоставленному посетителям объекта, строительство продолжалось пятьдесят лет (в нем участвовало 2785 рабочих). [11] Другой источник сообщает, что строительство продолжалось до 1496 года, то есть через пятьдесят лет после 1446 года. Город Ранакпур и храм названы в честь правителя провинции, монарха Рана Кумбхи, который поддержал строительство храма. [12]
Архитектура
[ редактировать ]
Хотя храмы Дилвары известны своими скульптурами, этот храм славится своей сложной резьбой и уникальной архитектурой. [13] [14] Он был построен в форме Налини-Гульма Вимана (небесного средства передвижения, которое Дхарна Шах видел во сне). [7] Этот храм построен в архитектуре Мару-Гурджара . [15]
В храме есть гарбхагриха , в которой находится главный идол Чаумукха Адинатха. Четыре входа святилища ведут в рангамандапу — Танцевальный зал, который соединен с двухэтажной мандапой, которая снова соединена с другой двухэтажной мандапой, называемой Балана и Налимандапа . Этот двор окружен стеной, окружающей субсвятыни. [16] На стене также представлены такие проекции, как девакулики и второстепенные божества. В храме пять шикхар, среди которых центральная является самой большой. Храм богат скульптурными произведениями – резными изделиями, выполненными с большим мастерством и артистизмом. [17]
Шикхара называемым в храме символизирует гору Меру , гору, которая образует ось Джамбудвипы с залом для проповедей, Самавасараной . [13]
Главный храм
[ редактировать ]

Храм Чатурмукха — храм 15 века, посвященный Адинатхе. [18] построенный из белого мрамора посреди леса. Название храма связано с его формой чаумукхи — с четырьмя лицами. [19] [20] Строительство храма и четверного изображения символизируют завоевание Тиртханкарой четырех сторон света и, следовательно, космоса . [21] [22] Храм является одним из крупнейших джайнских храмов. [3] и считается одной из пяти самых священных джайнских святынь в Индии и частью Горвад Панч Тирт. [6] [23] Архитектура и резьба по камню храма основана на древнем храме Мирпур-Джайн в Мирпуре в Раджастхане. [24]
Храм представляет собой величественное сооружение из белого мрамора площадью более 48 000 квадратных футов (4500 м²). 2 ) с 1444 мраморными колоннами, двадцатью девятью залами, [25] [26] восемьдесят куполов и 426 колонн. Один столб недостроен, и легенда гласит, что каждый раз, когда его строят, на следующее утро столб снова ломается. [4] [27] [28] Храм с характерными куполами, шикхарами , башенками и куполами величественно возвышается на склоне холма. Храм поддерживают 1444 мраморные колонны с изысканной резьбой. Столбы вырезаны индивидуально, и не существует двух одинаковых столбов. [29] Легенда гласит, что столбы невозможно сосчитать. [30] На одной из колонн изображена резная мать тиртханкара, лежащая на койке. [31] По оси главного входа, с западной стороны, находится самое крупное изображение. Внутри гарбхагрихи , [32] мольнаяк этого храма, есть 6-ст. высокий белый идол Адинатха чаумукха с четырьмя головами, обращенными в четыре стороны. [4] [29] Всего в храме 84 бхоныра (подземные палаты). [29] построенный для защиты джайнских идолов от Великих Моголов . [23]
Храм известен своим прекрасным резным идолом Паршванатхи, сделанным из цельной мраморной плиты. У идола 1008 змеиных голов и множество хвостов. Два носителя чаури, а также Якша и Якши , получеловек-полузмея, стоят по обе стороны. Два слона очищают Паршванатху. [33] [34] Конца хвостов найти невозможно. В храме также есть изображение Аштапада , на котором изображены восемь тиртханакеров подряд, Гирнар и Нандишвар Двипа. [35] [36] [37] [38]
Дизайн храма вдохновил храм Питталхар, Дилвару в 1459 году нашей эры и храмовый комплекс Палитана в 1681 году. [27]
Другие храмы
[ редактировать ]
- Храм Паршванатхи
Здесь также находится храм, посвященный Супаршванатхе. Храм имеет свой собственный дизайн, и этот храм также известен эротическим искусством на стенах. [39]
- Храм Неминатхи
Здесь находится храм Неминатхи с изысканной резьбой. [40]
- Храм Махавиры
Это джайнский храм 17 века, посвященный Махавире . Храм представляет собой массивную купольную конструкцию с богато украшенными колоннами и потолком. [41]
- Храм Солнца
Храм Солнца в Ранакпуре был построен в 13 веке нашей эры. После разрушения он был восстановлен в 15 веке. Этот храм находится в ведении фонда королевской семьи Удайпура. [5]
Управление
[ редактировать ]Храм периодически подвергался реконструкции. Несколько семей поддержали строительство девакулика и мандапов. Потомки Дарна Шаха сейчас в основном проживают в Ганерао . храм находился под управлением фонда Анандджи Калянджи Педхи . В течение прошлого столетия [42] В храме есть дхармшала, бходжналя и клуб. Фонд также содержит среднюю школу и Виджья Шанти Шикша Бхаван. [43]
Кампания по возвращению собственности
[ редактировать ]В 1950 году правительство объявило территорию возле храма заповедником и посчитало, что храм Ранакпур включен в список святилищ. [44] В 1998 году правительство объявило эту территорию заповедником дикой природы Кумбхалгарх и рассмотрело возможность включения храмового комплекса в состав заповедника. [45] Когда дело было передано в Центральный уполномоченный комитет (CEC), который был создан Верховным судом Индии, Anandji Kalyanji Trust (AKT) признал храмовый комплекс частью лесного заповедника и заповедника дикой природы. Считалось, что трест должен иметь только разрешительное владение храмовым комплексом. [46]
Reclaim Ranakpur — это движение секты джайнов за восстановление своих прав собственности на джайнский храм в Ранакпуре, который в настоящее время находится в ведении лесного департамента штата. В меморандуме говорится: «Этот джайнский Тирт был включен в состав леса в соответствии с различными лесными законами много лет назад. Оба тирт-комплекса существовали задолго до появления лесных законов. Однако, несмотря на это, правительство штата не сочло необходимым держать тирт-комплексы подальше от леса. Вдобавок к этому, фонд Шет Ананджи Калянджи («АКТ»), который является всего лишь управляющим органом этой территории, несанкционированно признал, что комплекс принадлежит лесному департаменту штата, не получив согласия всей общины. Это лишило Шри Сангха права владеть важными и престижными местами поклонения». [47] В Меморандуме также утверждается: «Никакая информация никогда не передавалась джайнскому сообществу (Шри Сангх) посредством каких-либо публичных уведомлений или иным образом относительно обстоятельств Тирта в последние десятилетия». Таким образом, движение включает кампанию по повышению осведомленности и подписей, адресованную соответствующим государственным органам с просьбой, чтобы согласие, данное АКТ, не рассматривалось от имени всего джайнского сообщества (Шри Сангх), реального владельца, и, соответственно, было сделано исправление в отношении владение Шри Сангхом Ранакпур Тиртхом.
Картинная галерея
[ редактировать ]- Идол Адинатх
- Детали потолка
- Детальная резьба слона
- Главный храм
- Джамбудвипа Рахна
- Изображение акичаки , бородатого мужчины с пятью телами, представляющими пять элементов .
- Замысловатая резьба Видьядевиса
- Шасан-деви и богини
- Столбы внутри храма
- Карма, потолочная скульптура (формы и узлы, соединенные друг с другом, изображающие связь между кармой и жизнью)
См. также
[ редактировать ]
Ближайшая железнодорожная станция
[ редактировать ]Фална — самый удобный железнодорожный вокзал, расположенный примерно в 35 км от джайнского храма Ранакпур. Рани находится примерно в 39 км от храма Ранакпур.
Ссылки
[ редактировать ]Цитирование
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кумар 2001 , с. 96.
- ^ Циммер 1953 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б Арнетт 2006 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с Туризм в Раджастане и храм Ранкапур .
- ^ Jump up to: а б с Туризм в Раджаштане и достопримечательности Пали .
- ^ Jump up to: а б Мехта 1970 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Мехта 1970 , с. 127.
- ^ Бозе 2015 , с. 178.
- ^ Pal 1986 , p. 94.
- ^ Тандон 2002 , с. 669.
- ^ Титце и Брюн 1998 , с. 178.
- ^ Фодора, 2019 , с. 308.
- ^ Jump up to: а б Дандас 2002 , с. 203.
- ^ Боуман 2000 , с. 336.
- ^ Хегевальд 2015 , с. 121.
- ^ Британника 2000 , с. 17.
- ^ Кумар 2001 , стр. 103–106.
- ^ Харнед 2016 , с. 202.
- ^ Далал 2010 , с. 570.
- ^ Харнед 2010 , с. 189.
- ^ Ринг, Уотсон и Шеллингер, 2012 , с. 602.
- ^ Херст и Завос 2013 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Фодора 2019 , с. 309.
- ^ Туризм Раджастана и туристические места Сирохи .
- ^ Кнапп 2009 , с. 498.
- ^ Добби 2002 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Кумар 2001 , с. 106.
- ^ Чайтанья 1987 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Мехта 1970 , с. 128.
- ^ Кван 2017 , с. 155.
- ^ Шах 1987 , с. 47.
- ^ Кумар 2001 , с. 103.
- ^ Джайн и Фишер 1978 , с. 34.
- ^ Кумар 2001 , с. 139.
- ^ Корт 2010 , стр. 308.
- ^ Корт 2010 , с. xvi.
- ^ Шах 1987 , с. 98.
- ^ Шах 1987 , с. 22.
- ^ Крыло 2006 , с. 410.
- ^ IGNCA , стр. 1–2.
- ^ Шах 2004 , с. 63.
- ^ Титце и Брюн 1998 , с. 179.
- ^ Отчет Центрального уполномоченного комитета - Заявление № 986, август 2009 г.
- ^ Отчет Центрального уполномоченного комитета - Заявление № 986, август 2009 г.
- ^ https://cecindia.nic.in [ только URL ]
- ^ «Дайник Бхаскар - Возвратите подписную кампанию Ранакпура.jpeg» .
Источники
[ редактировать ]Книга
[ редактировать ]- Арнетт, Роберт (2006). Индия раскрыта . Атман Пресс. ISBN 9780965290043 .
- Бенанав, Майкл; Блази, Эбигейл; Браун, Линдси (2017). Lonely Planet Раджастхан, Дели и Агра . Одинокая планета . ISBN 9781787012332 .
- Бозе, Мелия Белли (2015). Королевские каменные зонтики: память, политика и общественная идентичность в раджпутском погребальном искусстве . БРИЛЛ . ISBN 9789004300569 .
- Боуман, Джон С. (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета . ISBN 9780231500043 .
- Британника (2000). Студентка Британника Индия . Том. 7. Бомбей: Популярный Пракашан . ISBN 9780852297629 .
- Чайтанья, Кришна (1987). Искусство Индии . Публикации Абхинава. ISBN 9788170172093 .
- Корт, Джон Э. (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-538502-1 .
- Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Индия: Книги Пингвинов . ISBN 9780143415176 .
- Добби, Алин (2002). Индия: Зов павлина . Книги Алин Добби об Индии. ISBN 9781843940104 .
- Дандас, Пол (2002). Джайны . Психология Пресс . ISBN 9780415266055 .
- Харнед, Дэвид Бэйли (2016). Гость миссис Ганди: Растем вместе с Индией . Wipf и Stock Publishers . ISBN 9781625647337 .
- Харнед, Маркус (2010). Монастыри: места духовности и уединения по всему миру . Издательство Parragon, Индия . ISBN 9781407564081 .
- Херст, Жаклин Сатрен ; Завос, Джон (2013). Религиозные традиции в современной Южной Азии . Рутледж . ISBN 9781136626678 .
- Основная Индия Фодора: с Дели, Раджастаном, Мумбаи и Кералой (4-е изд.). Путешествие Фодора . 2019. ISBN 9781640971233 .
- Флюгель, Питер (2006). Исследования по истории и культуре джайнов: споры и диалоги . Рутледж . ISBN 9781134235520 .
- Джайн, Джьотиндра ; Фишер, Эберхард (1978). Джайнская иконография . Том. 12. БРИЛЛ . ISBN 9789004052598 .
- Кнапп, Стивен (2009). Справочник по Духовной Индии . Издательство Джайко . ISBN 9788184950243 .
- Кумар, Сехдев (2001). Тысячелепестковый лотос: джайнские храмы Раджастана: архитектура и иконография . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173489 .
- Кван, Кевин (2017). Проблемы богатых людей . Том. 3. Издательская группа «Кнопф Даблдей» . ISBN 9780385542241 .
- Мехта, Джод Синха (1970). От Абу до Удайпура (от Небесной Симлы до Города Восхода) . Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 9788120829848 .
- Пал, Пратападитья (1986). Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520064775 .
- Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол (2012). Азия и Океания: Международный словарь исторических мест . Рутледж . ISBN 9781136639791 .
- Шах, Умакант П. (1987). Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография . Публикации Абхинава. ISBN 9788170172086 .
- Шах, Натубхай (2004). Джайнизм: Мир завоевателей . Том. 1. Мотилал Банарсидасс . ISBN 9788120819382 .
- Тандон, Ом Пракаш (2002) [1968]. Джайнские святыни в Индии (1-е изд.). Нью-Дели : Отдел публикаций, Министерство информации и радиовещания , Правительство Индии . ISBN 9788123024547 .
- Титце, Курт; Брюн, Клаус (1998). Джайнизм: иллюстрированный путеводитель по религии ненасилия (2-е изд.). Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-1534-6 .
- Циммер, Генрих (1953) [апрель 1952]. Джозеф Кэмпбелл (ред.). Философия Индии . Лондон : Routledge & Kegan Paul Ltd. ISBN 978-81-208-0739-6 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Интернет
[ редактировать ]- Хегевальд, Юлия AB (2015). « Международный джайнский стиль? Храмы Мару-Гурджара при Соланках, по всей Индии и в диаспоре » . Арс Ориенталис . 45 (20220203): 114–40. дои : 10.3998/ars.13441566.0045.005 . JSTOR 26350210 .
- «ХРАМ РАНАКПУРА» . Корпорация развития туризма Раджастана .
- «Достопримечательности Пали» . Корпорация развития туризма Раджастана .
- «Туристические места Сирохи» . Корпорация развития туризма Раджастана .
- ИГНКА. «Махавир Свами Джайн Мандир» (PDF) . Национальный центр искусств Индиры Ганди .