Якшини
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Якшини | |
---|---|
Деванагари | Якшини |
Принадлежность | Деви |
Якшини или Якши ( санскрит : यक्षिणी , IAST : Якшини или Якши , пали : Якхини или Яккхи ) — класс женских природных духов в индуистской , буддийской и джайнской религиозной мифологии, которые отличаются от дэвов , асуров , гандхарвов или апсар . Якшини и их коллеги-мужчины, Якши , являются одними из многих паранормальных существ, связанных с многовековыми священными рощами Индии . Якши также встречаются в традиционных легендах северо-восточных индийских племен, древних легендах Кералы и в сказках кашмирских мусульман . Сикхизм также упоминает якш в своих священных текстах. [3]
Благовоспитанным и доброжелательным людям поклоняются как опекунам , [4] они — посетители Куберы , казначея богов, а также индуистского бога богатства , правившего гималайским королевством Алака . Есть также злобные и озорные якшини с полтергейста . поведением, напоминающим [4] Согласно индийскому фольклору, оно может преследовать и проклинать людей . [5]
Дерево ашока тесно связано с якшини. Молодая девушка у подножия дерева — древний мотив, указывающий на плодородие на Индийском субконтиненте . [6] Один из повторяющихся элементов индийского искусства , часто встречающийся в качестве привратника в древних буддийских и индуистских храмах, — это якшини , стоящая ногой на стволе и держащая в руках ветку стилизованного цветущего ашоки или, реже, другого дерева с цветами или фрукты.
В буддизме
[ редактировать ]В трех местах — Бхархуте , Санчи и Матхуре — было найдено огромное количество фигур якши, чаще всего на перилах ступ . Они демонстрируют явное развитие и прогресс, устанавливающий определенные характеристики фигуры Якши, такие как ее нагота, улыбающееся лицо и очевидные (часто преувеличенные) вторичные половые признаки, которые приводят к их связи с плодовитостью . Якши обычно изображается с рукой, касающейся ветки дерева, в извилистой позе трибханга , поэтому некоторые авторы считают, что молодая девушка у подножия дерева основана на древнем древесном божестве . [6]
Якши играли важную роль в ранних буддийских памятниках как декоративный элемент и встречаются во многих древних буддийских археологических памятниках. они стали салабханджиками ( девами деревьев сал С течением веков ), стандартным декоративным элементом как индийской скульптуры , так и индийской храмовой архитектуры . [7]
Дерево сал ( Shorearobusta часто путают с деревом ашока ( Saraca indica ). ) в древней литературе Индийского субконтинента [8] Положение Салабханджики также связано с положением царицы Майи из Сакья, когда она родила Гаутаму Будду под деревом ашока в саду в Лумбини , схватив его за ветку. [7]
Список якшини, встречающийся в буддийской литературе
[ редактировать ]Ниже приводится неисчерпывающий список якшини, встречающихся в буддийской литературе: [9]
- В Харити
- В Алике
- в Венде
- В прошлом месяце
- Вималапрабха
- Шри
- Шанхини
- в Меге
- в Тимишоаре
- Прабхавати
- Бхима
- Харита
- в Махадеви
- Нали
- Ударья
- Кунти
- В Сулочане
- Субхру
- в Сусваре
- Сумати
- Васуматти
- В противном случае
- Пурнасниша
- Гухыка
- в Сугухяке
- Мекхала
- Сумекхала
- В Падмочче
- Абхая
- Джая
- Виджая
- в Реватике
- В кеше
- в Кешанте
- Они сказали
- Замечательный
- в Мановати
- в Кусумавати
- Кусумапуравасини
- Пингала
- Вирамати
- В муже
- в Сувире
- Сугора
- Гора
- в Горавати
- Сурасундари
- в Сурасах
- в Гухьоттамари
- Ватавасини
- В Ашоке
- Андхарасунари
- Алокасунари
- Прабхавати
- Атишаявати
- Рупавати
- в Сурупе
- В Асите
- Саумья
- Кана
- Если
- В Нандини
- Упанандини
- В Локантаре
- Куванна ( пали )
- Цетия (пали)
- Пиянкарамата (пали)
- Пунаббасумата (пали)
- Бхесакала (пали)
В индуизме
[ редактировать ]В «Уддамарешвара-тантре» описаны тридцать шесть якшини, включая их мантры и ритуальные предписания. Аналогичный список якш и якшини дан в « Тантрараджа-тантре» , где говорится, что эти существа — дающие все, что пожелается. Они являются хранителями сокровищ, сокрытых в земле . По своей природе они могут быть саттвиками , раджасом или тамасом . [ нужна ссылка ]
36 Якшини
[ редактировать ]Садхак может принять якшини как мать, сестру или жену, прежде чем приступить к ней. Правильная мантра-дикша от гуру может ускорить мантра-сиддхи. Их можно вызвать с помощью мантры «Ом хрим шрим нитьядравае мада (имя якшини) шрим хрим». Список тридцати шести якшини, приведенный в Уддамарешвара-тантре, выглядит следующим образом, а также некоторые связанные с ним легенды: [5]
- Вичитра (Прекрасная)
- Вибхрама (Влюбленная): Она — тамас якшини, и ей следует поклоняться обнаженной, зажигая камфору, топленое масло, и ее мантру следует повторять 20 000 раз. Ее мантру следует написать пылью с места кремации. 20 000 раз с коровьим топленым маслом. хаван После этого нужно совершить
- Хамси (Тот, что с Лебедем)
- Бхишани (Ужасающий)
- Джанаранджика (Удовольствие мужчин)
- Вишала (большие глаза)
- Мадана (Похотливый)
- Ганта (Белл)
- Калакарни (Уши, украшенные Каласом): произнесите ее мантру 10 000 раз травинкой. Она дает шакти.
- Махабхайя (очень испуганная)
- Махендри (очень мощный): дает человеку возможность летать. Человек обретает Патала Сиддхи.
- Шанхини (Девушка-Раковина): Исполнение любого желания.
- Чандри (Лунная девушка):
- Шмашана (Девушка с места кремации): Она Тамас якшини.
- Ватаякшини: Она обитает на баньяновом дереве.
- Мекхала (Пояс любви): Она дает волшебную мазь, которая при нанесении подчиняет женщин. Садхак должен пойти к цветущему дереву мадхука на 14-й день лунного цикла и повторить ее мантру. «Ом Дрим хум маданамекалайи маданавидхамбанаяи намах сваха».
- Она кричала
- Лакшми (Богатство)
- Малини (Цветочница)
- Шатапатрика (100 цветов)
- Сулочана (с прекрасными глазами)
- Шобха
- Капалини (Девушка-Череп)
- Вараякшини: Она дарует садхаку блага.
- Нати (актриса):
- Камешвари: Она дает садхаку драгоценные камни, одежду и секреты алхимии.
- Дхана якшини: Она используется для предоставления знаний о прошлом и настоящем. Она саттва якшини. Она также обеспечивает богатство садхаку. Садхаку следует залезть, сесть на баньян и повторять 10 000 раз «Ом Аим хрим шрим дхана куру куру сваха» в дневное время.
- Карнаписачи: Она тамас якшини. Она используется агхори, чтобы узнать о прошлой и настоящей жизни человека, нашептывая на ухо человеку, достигшему сиддхи . Упоминается, что садхаку следует оставить эту Сиддхи, иначе карнаписачи заберет свою душу за служение ей в течение 1000 лет. Ее мантра — «Ом арвинде сваха», которую нужно повторять 10 000 раз в течение 21 дня.
- Манохара (Захватывающий)
- Прамода (Аромат): В течение одного месяца встаньте в полночь и произнесите мантру 1000 раз. «Ом хрим прамодьяи сваха».
- Анурагини (Очень страстный)
- Накхакеши: Она дает плоды Сиддхи.
- Бхамини: Она дает чудесную мазь, которая приманивает женщин и помогает найти сокровища. Повторяйте ее мантру во время затмения. «Ом хрим якшини бхамини ратиприе сваха».
- Падмини: Она упоминается в (35).
- Сварнавати: Она дает Анджана Сиддхи.
- Ратиприя (Любящая любовь): Она сатва- якшини. Ее изображение следует нарисовать на желтой шелковой ткани с красивыми женщинами. Украшенную драгоценностями и поклоняющуюся лампе с топленым маслом и одним целым мускатным орехом, ее следует призывать мантрой «Ом хрим ратиприя сваха» или «Ом агачх ратиприе сваха» каждую ночь (с 11:30 до 3:30 утра), пока не проявится якшини. Во время садханы садхаку не следует есть овощи и листья бетеля. Женатым мужчинам он не подходит.
В джайнизме
[ редактировать ]В джайнизме насчитывается двадцать пять якши, в том числе Панчангули, Чакрешвари , Амбика и Падмавати , которые часто представлены в джайнских храмах. [10] Каждая считается богиней-хранительницей одного из нынешних тиртханкаров Шри Симандхара Свами и двадцати четырёх джайнских тиртханкаров . Имена согласно Тилояпаннатти (или Пратиштхарасанграхе) и Абхидханачинтамани:
- Панчангули
- Чакрешвари
- Рохини, Аджитбала
- Праджняпти, Дуритари
- Ваджрасранхала, Кали
- Ваджранкуша, Махакали
- Мановега, Шьяма
- Кали, Шанта
- Джваламалини , Махаджвала
- Махакали, Сутарака
- Манави, Ашока
- Гаури, Манави
- Гандхари, Чанда
- Вайроти, Видита
- Анантамати, Анкуша
- Манаси, Кандарпа
- Махаманси, Нирвани
- Джая , Бала
- Тарадеви, Дхарини
- Виджая , Дхаранприя
- Апараджита, Нардатта
- Бахурупини, Гандхари
- Амбика или Кушмандини
- Падмавати
- Сиддхайика
Легендарные якши Южной Индии
[ редактировать ]В литературе и сказках Кералы якши обычно не считаются доброжелательными. Во многих народных историях убитые женщины перерождаются в мстительных якши, некоторые из которых перечислены ниже. Помимо упомянутых ниже, якши также фигурируют в романе Малаятура Рамакришнана 1967 года «Якши» , в котором их мир описывается как голубое солнце, ковры из малиновой травы, потоки расплавленного серебра и цветы из сапфиров, изумрудов, гранатов и топаз. В романе молодые якши летают на спинах гигантских стрекоз. Согласно роману Рамакришнана, взрослые якши должны раз в год входить в страну живых, чтобы питаться кровью человеческих мужчин. [3]
Чемпакавалли Аммал и Нилапилла Аммал
[ редактировать ]Согласно легенде из Теккалаи, рядом с Нагеркойлом в Тамилнаду , пара прекрасных сестер по имени Чемпакавалли и Нилапилла превратились в мстительных якши после того, как стали жертвами убийства чести, совершенного их отцом. Поскольку их отец убил их, чтобы уберечь от лап похотливого раджи региона, сестры якши пытали и убили всех во дворце, включая их отца. Два якши часто посещали место, где они были убиты, пока их не успокоили многочисленные пуджи и ритуалы, а также храм, построенный на этом месте. Внутри находятся идолы сестер-якши. Старшая сестра Чемпакавалли в конце концов превратилась в доброжелательное божество и отправилась на гору Кайлас , чтобы поклоняться Господу Шиве , в то время как младшая сестра Нилапилла оставалась свирепой. Говорят, что некоторые из приверженцев Нилапиллы предлагают ей обрезки ногтей или пряди волос своих врагов, умоляя уничтожить их. [3]
Каллиянкатту Нили
[ редактировать ]Одна из самых известных историй о легендарных якши из Кералы – это история о Каллиянкатту Нили , могущественной демонице, которую, согласно легенде, наконец остановил легендарный священник Кадаматтатху Катанар . Тема Якши является предметом популярных кералитских сказок, таких как легенда о Якши из Тривандрума , а также некоторых фильмов современного малаяламского кино .
Канджиротту Якши
[ редактировать ]Мангалату Шридеви или Чирутеви, также известный как Канджиротту Якши, — якши из фольклора Кералы. Согласно легенде, она родилась в тараваде Наир Падамангалам по имени Мангалату в Канджиракоде в Южном Траванкоре . Она также была известна как Чирутеви. Она была восхитительно красивой куртизанкой, имевшей интимные отношения с Раманом Тампи, сыном короля Рамы Вармы и соперником Анижома Тирунала Мартанды Вармы . [11] Став высокомерной из-за своей красоты и обожания мужчин, она любила играть с мужчинами и доводить их до финансового краха.
Однако Чирутеви по-настоящему любила Кунджурамана, своего носителя паланкина, который уже был женат и не интересовался ею в романтическом плане. В отчаянии Чирутеви организовал убийство жены Кунджурамана. Кунджураман наконец согласился переспать с Чирутеви, но затем убил ее, чтобы отомстить за жену.
Сразу после смерти Чирутеви переродилась якши в деревне Канджиротту , где волшебным образом превратилась в прекрасную женщину всего через несколько мгновений после своего рождения. Она терроризировала мужчин, пила их кровь и продолжала преследовать Кунджурамана. Ее безумие утихло только после того, как она заключила сделку со своим братом Мангалатху Говинданом, близким соратником Кунджурамана и великим упасакой (последователем) Господа Баларамы . станет преданной Нарасимхи . По их соглашению она будет сожительствовать с Кунджураманом в течение года при условии, что по истечении года [3] [12] Якши был установлен в храме, который позже стал принадлежать Канджиракотту Валиавиду, хотя этого храма больше не существует.
Сундара Лакшми, опытная танцовщица и супруга Его Святейшества Свати Тирунала Рамы Вармы , была пылкой преданной Канджиротту Якши Аммы.
Говорят, что Канджиротту якши теперь проживает в Убежище B храма Шри Падманабхасвами в Тируванантапураме , Керала , где предположительно также содержится огромное сокровище. [14] Очаровательные и свирепые формы этого Якши изображены в юго-западной части святилища Шри Падманабхи. Хранилище остается закрытым из-за продолжающихся юридических проблем. [15] и легенда о Якши, которая, по мнению некоторых, посеет хаос в мире, если ее молитвы Господу Нарасимхе в Убежище B будут нарушены открытием хранилища.
За пределами Индийского субконтинента и индуизма
[ редактировать ]В Китае , Тайване и Японии якшни известны и известны, например, Харити , одно из двадцати четырех божеств-защитников , которые почитаются как защитники буддийской дхармы в буддизме Махаяны . храм Кисимодзин (Харити) в Дзоусигая , Токио . Ей посвящен [16] [17]
В Таиланде якшни известны и почитаются как божества-хранители в тайской народной религии и тайском фольклоре , что свидетельствует о влиянии буддизма и индуизма на тайскую культуру . В Якшини есть дома духов и святилища, посвященные им как божествам-покровителям в тайской народной религии. Примеры включают Нанг Пхисуэа Самудра (ศาลนางผีเสื้อสมุทร), считающийся божеством-хранителем форта Пхисуэа Самут, района Пхра Самут Чеди , провинции Самут Пракан , пляжа Санг Чан в районе Муанг Районг и провинции Районг ; [18] [19] [20] [21] [22] Нанг Суфанапсрон Чомтеви (Nang Suphanapsron Chomtevi), считающийся божеством-хранителем Ват Нанг Такиан (Ват Нанг Тахиан) в районе Муанг Самут Сонгкхрам и провинции Самут Сонгкхрам ; [23] [24] [25] и Нанг Пантурат из Санг Тонга , считающийся божеством-хранителем лесного парка Кхао Нанг Панхурат, округа Кхао Яй Суп, округа Чаам и провинции Пхетчабури . [26]
В Мьянме якшни известны и почитаются как божества-хранители в народной религии Мьянмы и бирманском фольклоре , что свидетельствует о влиянии буддизма и индуизма на бирманскую культуру . Примеры включают Попа Медоу , божество-хранитель горы Попа и божество-хранитель якшни пагоды Шведагон .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хантингтон, Джон К. и Сьюзен Л. Архив Хантингтона . Университет штата Огайо, по состоянию на 30 августа 2011 г.
- ^ История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века, Упиндер Сингх, Pearson Education India, 2008 [1]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бхайрав, Дж. Фурцифер; Ханна, Ракеш (2021). Призраки, монстры и демоны Индии . Индия: Blaft Publications Pvt. ООО, стр. 418–421. ISBN 9789380636474 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Якша | Индуистская мифология» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маги, Майк (2006). «Якшини и Четаки» . Шива Шакти Мандалам . Архивировано из оригинала 18 марта 2009 года . Проверено 2 марта 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Циммер, Генрих Роберт (1972). Кэмпбелл, Джозеф (ред.). Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации . Дели: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-81-208-0751-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганс Вольфганг Шуман (1986), Буддийские образы: иконографический справочник буддизма Махаяны и Тантраяны. Издательство Ойгена Дидериха. Кёльн. ISBN 3-424-00897-4 , ISBN 978-3-424-00897-5
- ^ Экард Шлебергер (1986), Индийский мир богов. Форма, выражение и символ. Издательство Ойгена Дидериха. Кёльн. ISBN 3-424-00898-2 , ISBN 978-3-424-00898-2
- ^ Мисра, Рам Натх (1981). Культ Якши и иконография (PDF) . Мунширам Манохарлал.
- ^ Васантхан, Аруна. «Джина Сасана Деватас» . Тамил Джайн . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года . Проверено 2 марта 2016 г.
- ^ Каймал, Кесава. «Теккан Тирувитамкуриле Якшикал». Публикации Шринидхи, 2002.
- ^ Наир, Баласанкаран. «Канджиротту Якши». Книги Саста, 2001.
- ^ «Анекдот 3: Об искусстве, центральных банках и филистимлянах» . Резервный банк Индии . Проверено 2 марта 2016 г.
- ^ Байи, Асвати Тирунал Гури Лакшми. «Храм Шри Падманабхасами» (третье издание). Бхаратия Видья Бхаван, 2013.
- ^ Кришнан, Мурали (2020). «Верховный суд поддерживает права членов королевской семьи на храм Шри Падманабхасвами» . Индостан Таймс .
- ^ «Дзосигая Кишимоджин - божество ухода за детьми и рождения детей Икебукуро» .
- ^ «Храм Кишимоджин — Токио» . 17 сентября 2019 г.
- ^ «Над небом и под подземным миром: Храм бабочек морской дамы» Сила веры, которая только любит» . 24 ноября 2019.
- ^ «Посетите форт Пхи Суэа Самут, одну из крепостей во время битвы при RS 112» .
- ^ «Крепость Пхи Суэа Самут (Ко) Самут Пракан, историческое место, орудийная башня» .
- ^ «[CR] Путешествуйте и ешьте с помощью лазера @ Самут Пракан: 1 Район Пхра Самут Чеди: 1 Пхра Самут Чеди» .
- ^ «Голлук Буай и Ачарн Рэйни отвезут вас на опыт священности крепости Фи Суэа Самут» , сентябрь 2022 года.
- ^ « Як Мэй Яй», находившийся под водой 100 лет, всплывает, чтобы принести удачу Храм Нанг Тахиан» . 29 мая 2022 г.
- ^ «Помолитесь, чтобы попросить благословения у королевы «Як Мэй Яй» Суван Апсорн Чомтеви. Храм Нанг Тахиан Провинция Самутсонгкрам» .
- ^ «Мать-великан, 100 лет, храм Нанг Тахиан. бассейна реки Мае Клонг» . 21 апреля 2022 г.
- ^ «По следам литературы Сангтонга» «Лесной парк Као Нанг Пхантхурат «НЕВИДИМАЯ новая серия Таиланда» . 14 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концепция Якши (архивировано 21 июля 2011 г.)
- Британская энциклопедия - «Якша»
- Денежный музей РБИ — «Якша и Якшини»
- Идеалы женской красоты в Древней Индии
- Архив Хантингдона. Архивировано 6 апреля 2015 г. в Wayback Machine.