Бхутешвара Якшис
Бхутешвара Якшис | |
---|---|
Бхутешвара Якшис, Матхура, II век нашей эры. Буддийские рельефы задней части колонн видны в зеркале позади. Индийский музей , Калькутта . Бхутешвара Якши в музее Матхуры . | |
Материал | Красный песчаник |
Период/культура | 2 век н.э. |
Обнаруженный | 27 ° 36'00 ″ с.ш. 77 ° 39'00 ″ в.д. / 27,60000 ° с.ш. 77,65000 ° в.д. |
Место | Матхура , Индия . |
Текущее местоположение | Индийский музей , Калькутта , Индия . Также Музей Матхуры , Матхура. |
Бхутесвара Якши , также называемые Бхутесар Якши , представляют собой серию рельефов якши на перилах, датируемых II веком нашей эры во времена Кушанской империи . [1] Рельефы были найдены в кургане Бхутешвар , вокруг останков буддийской ступы , недалеко от Матхуры , и сейчас находятся в Индийском музее в Калькутте . [2] с тремя столбами, а также еще три столба и один фрагмент (половина столба) в музее Матхуры . Они являются важным примером искусства Матхуры , из которых эти и другие фигуры якши являются «возможно, самыми известными примерами». [3]
На оборотных сторонах колонн изображены рельефы со сценами из жизни Будды и рассказами Джатаки о его предыдущих жизнях.
Курган Бхутесар — один из ряда больших курганов, первоначально находившихся недалеко от города Матхура, но теперь находившихся в пределах современного города. Важный, в основном джайнский , участок Канкали Тила находился двумя курганами ниже. [4]
Передняя часть столбов
[ редактировать ]Столбы имеют высоту четыре фута четыре дюйма и ширину одиннадцать дюймов. [5] Таким образом, фигуры значительно меньше натурального размера. Якши изображены стоящими на присевших фигурах гномов. [6] Над якшиами находится выступ, над которым расположена пара фигур, изображенных на уровне груди вверх. Это пары самца и самки с обнаженной грудью, взаимодействующие самыми разными способами. с орнаментом перемычка Наверху проходит резная ; это другой кусок камня, который вернули на место на выставке в Калькутте. По бокам колонн есть прорези для удержания горизонтальных элементов, которые в целом составляют часть перил, обычно встречающихся вокруг ступ этого периода, таких как ступа Санчи или Амаравати . [7] Раньше они были представлены на выставке в Калькутте. [8]
Эту группу фигурок якши хвалят за деликатность их исполнения, отсутствие тяжести, несмотря на полноту фигурок, а также за улыбчивое и игривое выражение лица. [2] По сравнению с более ранними якши в Бхархуте , Рой К. Крэйвен считает их «более жизнерадостными и амазонскими по своей природе, а их гладкая, надутая сладострастность придает им плавучесть и жизнь. Кажется, они вот-вот выпрыгнут из спин поддерживающих их гномов… [ и] ... обладают монументальной фронтальностью, характерной для скульптуры Матхуры». [9]
Написав эти и другие современные фигуры якши Матхуры с перил, Бенджамин Роуленд обнаруживает:
яркость и чувственность выражения, превосходящие все, что было известно в искусстве более ранних периодов. В своей провокационной и откровенной демонстрации красоты и прелестей искусства куртизанки эти рельефы знаменуют собой кульминацию тенденции, уже отмеченной в резьбе в Санчи и Бхархуте . Здесь не только вполне убедительно намекается на основательность формы, но и сочленение тела и конечностей достигается с полным мастерством... Вполне можно задаться вопросом: какова цель столь откровенно чувственных фигур на буддийском памятнике? Ответ в том, что, возможно, они представляют собой явную ссылку на внешнюю часть священного ограждения на преходящую жизнь удовольствий, за пределами покоя мира Будды; Опять же, возможно, подобно митхунам позднего индуистского искусства, они представляют собой аллегорию желательности союза души с божественным в формах этих прекрасных дриад , которые так активно предполагают желательность сексуального союза. [10]
У якши разные позы, вариации позы трибханга (три изгиба), которая стала чрезвычайно популярной в индийском искусстве. [11] Один из них держит птичью клетку. Другая смотрит на себя в зеркало, поправляя серьгу. Еще один подает вино паре выше и держит виноградину. Якши в полуколонне в Матхуре держит огромный меч; возможно, это связано с различными литературными упоминаниями женщин-королевских телохранителей или охранников гарема. [12] Спереди они полностью обнажены, если не считать изысканных украшений, но носят тонкие юбки, большинство из которых собраны на одну сторону, и на плоской поверхности фона появляются свисающие складки. [13]
Пары над якши можно найти в другом наборе столбов для перил Матхуры аналогичной даты из Джасингхпура, также в Музее Матхуры. Здесь появляются только головы. [14] Карликовые мужские фигуры, на которых стоят якши, кажутся довольно жизнерадостными и вместо обычных злых фигур, на которых стоят индийские божества, могут в этом случае изображать любовников якш, чем-то обидевших свою госпожу; в литературе есть много упоминаний о том, как мужчины умиротворяют женщин, подчиняясь таким образом. [15] Они также встречаются в других столбах якши Матхуры.
История
[ редактировать ]В мемуарах сэра Ф.С. Гроуза, окружного коллекционера округа Матхура и основателя в 1874 году Музея Матхуры, рассказывается, что в его время пять колонн были «встроены в веранду чаупала неподалеку » от этого места. Один уже был перевезен в Калькутту (Калькутта) Александром Каннингемом , и Гроуз отправил еще два, оставив три для музея Матхуры, «где, возможно, они теперь могли быть помещены». [16]
- Пять колонн, 1897 год.
- Дама держит птичью клетку.
- Якши с мечом, полуколонна в Матхуре.
- Деталь центральной стойки.
- Расположение Бхутешвары (здесь «Бутешвар», рядом с Канкали Тилой ), прямо за старой Матхурой .
Задняя часть столбов
[ редактировать ]На оборотных сторонах колонн изображены рельефы со сценами из жизни Будды и рассказами Джатаки о его предыдущих жизнях. В Матхуре есть история о мудреце Ришьясринге , соблазненном женщиной.
- Изображения из Калькутты, если не указано иное
- 1А: Сиби Джатака . Король Сиби был Буддой в прошлой жизни.
- 1Б: Сиби Джатака . Король Сиби отдает раненым часть своей плоти.
- 2А: Сиби Джатака , Вишвакарма возвращается на Небеса после того, как стал свидетелем деяний короля Сиби, говоря, что король Сиби скоро станет Буддой.
- 2Б: Великий уход Сиддхарты , будущего Будды, из Капилавасту .
- 2С: Праздники и монстры (возможно, в городе Капилавасту).
- 3А: Покорение Налагири.
- 3Б: Будда подчиняет себе слона Налагири .
- 3C: Слон Налагири на кого-то нападает.
- История Ришьясринги ; реверс: Матхура Якши несет горшок с вином и держит гроздь винограда.
- Реверс: Матхура Якши, надевающая одежду после ванны.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ История и современность , Парта Чаттерджи, Anjan Ghosh Anthem Press, 2006, стр. 7
- ^ Jump up to: а б Культура Индии , Койпер, Кэтлин, Britannica Educational Publishing, 2010, стр. 209
- ^ Харл, 60 лет.
- ^ Археологическое исследование Индии , Том. XVII, Александр Каннингем , стр. 110-111.
- ^ Гроуз, 121
- ^ Знакомство с индийским искусством - Издательство R&K, 1963, JP Guha, стр. 121
- ^ Роуленд, 157-158.
- ^ Крейвен, фото на рис. 66
- ^ Крэйвен, 107
- ^ Роуленд, 157-159.
- ^ Роуленд, 158
- ^ Варадпанде, 45-46.
- ^ Гроуз, 121
- ^ Роуленд, 157, фото 101; Варадпанде, пластины 13, 14, 15.
- ^ Варадпанде, Глава 5, «У их ног»
- ^ Гроуз, 120-121.
Ссылки
[ редактировать ]- Крейвен, Рой К. , Индийское искусство: краткая история , 1987, Thames & Hudson (Praeger в США), ISBN 0500201463
- Гроуз, Ф.С., Матхура - Мемуары округа , переиздание 1993 г. (впервые опубликовано в 1882 г.), Asian Educational Services, ISBN 8120602285 , 9788120602281, книги Google
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Роуленд, Бенджамин, Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны , 1967 (3-е изд.), История искусства пеликанов, Пингвин, ISBN 0140561021
- Варадпанде, Манохар Лаксман, Женщина в индийской скульптуре , 2006, Abhinav Publications, ISBN 8170174740 , 9788170174745, книги Google