Вришни герои
Герои Вришни ( IAST : Vṛṣni Viras), также называемые Панча-вирами ( IAST : Pañca vīras, «Пять героев»), представляют собой группу из пяти легендарных обожествленных героев, которые встречаются в литературе и археологических памятниках древней Индии. . [8] [9] Их самое раннее поклонение засвидетельствовано в клане Вришни недалеко от Матхуры в IV веке до нашей эры. [8] [10] [11] С этими обожествленными героями связаны легенды, некоторые из которых могут быть основаны на реальных, исторических героях рода Вришни. [1] [12] Их раннее поклонение по-разному описывалось как межконфессиональное, во многом похожее на культ якшей , связанное с ранней Бхагавата традицией индуизма , возможно, связанное с джайнизмом . , а также [13] Они и их легенды – особенно о Кришне и Балараме – были важной частью вайшнавской традиции индуизма. [8] [14] [9]
Вришни уже были известны в поздней ведической литературе. Они также упоминаются Панини в Астадхьяи, стих 6.2.34, а Кришна упоминается как Кришна Варшнея («Вришни») в стихе 3.187.51 Махабхараты . [15] Помимо текстов, их значение в древней Индии подтверждается древними надписями, найденными возле Матхуры, и монетами, обнаруженными в руинах Ай-Ханума (Афганистан), с изображениями двух главных героев Вришни, а также греческими легендами и легендами Брахми . [8]
Культ героев Вришни существовал как независимый культ в Матхуре , о чем свидетельствует надпись Мора Колодец , а затем очень постепенно слился с вайшнавизмом . [16] Обожествление героев Вришни сосредоточилось вокруг культа Васудевы-Кришны , известного как бхагаватизм . [17] Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что их легенды и поклонение быстро распространились на другие части Индии к началу нашей эры. [11] [18] [19] Героев Вришни обычно называют Самкаршаной ( Баларама -Самкаршана, сын Васудевы Анакадундубхи и Деваки ), [1] [15] Васудева ( Васудева-Кришна , еще один сын Васудевы Анакадундубхи и Деваки ), [1] [15] Прадьюмна (сын Васудевы-Кришны и Рукмини ), [1] Самба (сын Васудевы-Кришны и Джамбавати ), [1] и Анируддха (сын Прадьюмны). [18]
Вероятно, уже в I веке нашей эры культ героев Вришни ( Виравада ) сохранял большее значение, чем доктрина Вьюхи ( Вьюхавада ), последующий культ эманаций, развившийся из культа героя Вришни. [20] Еще позже она развилась в Аватаравада систему воплощений Вишну . [21] В целом, по словам Дорис Шринивасан , «поглощение героя Вришни вайшнавским поклонением происходит очень постепенно. Процессу объединения предшествовал и одновременно с ним возник культ нескольких героев Вришни». [22]
Герои Вришни также обладают отчетливыми индивидуальными качествами: Васудева также ассоциируется с мягкостью и силой, Самкаршана - со знанием, Прадьюмна - с женской силой, Самба - с мужской силой, а Анируддха - со свирепостью и владычеством. [23]
Личность
[ редактировать ]

Исторические корни и личность героев Вришни неясны. Было предложено несколько интерпретаций.
Местные герои стали божествами
[ редактировать ]По мнению Розенфилда, пять героев Вришни, возможно, были древними историческими правителями региона Матхура, а Васудева и Кришна «вполне могли быть царями этой династии». [25] Согласно « Ваю-пуране » (97.1-2), пять героев Вришни изначально были людьми, и их звали Самкаршана, Васудева, Прадьюмна, Самба и Анируддха. [12]
Затем герои превратились бы в вайшнавских божеств посредством поэтапного процесса: 1) обожествления героев Вришни 2) объединения с Богом Нараяной - Вишну 3) включения в концепцию Вьюхи последовательных эманаций Бога. [26] В эпиграфическом отношении обожествленный статус Васудевы, в частности, подтверждается его появлением на монетах Агафокла Бактрийского (190–180 гг. до н. э.) и религиозным характером надписи на столбе Гелиодора (около 110 г. до н. э.). [27] Позже связь с Нараяной ( Вишну ) предполагают надписи Хатибада Госунди I века до нашей эры. [27] Принято считать, что «к началу христианской эры культ Васудевы, Вишну и Нараяны объединился». [28] Ко II веку нашей эры « концепция аватара находилась в зачаточном состоянии», и изображение Вишну с его четырьмя эманациями ( Чатур-вьюха ), состоящее из героев Вришни без Самбы, начинает становиться видимым в искусстве в конце II века н.э. Кушанский период . [29]
Банерджи тоже считал, что они, возможно, были полуобожествленными легендарными королями, которых стали считать аватарами Вишну . [25] Это привело бы к ранней форме вайшнавизма, которую в настоящее время называют системой Панчаратры . [25] Также, по мнению Гэвина Флуда, индолога и исследователя индуизма, Васудева, возможно, произошел от настоящего героя или царя Вришни, но его родословную трудно установить. [10] Этот Васудева стал обожествленным в клане Вришни, его поклонение восходит к тексту Панини IV века , в котором упоминается Васудевака или «преданный Васудевы». [10] Затем Васудева слился с Кришной из клана Ядавов. [10] Со временем Васудеву стали отождествлять с Кришной и Вишну. [10]
По мнению Кристофера Остина, герои Вришни — это персонажи, связанные с концом Махабхараты , отражающие три поколения Вришни Кришны из славы Бхагавад-гиты , его сына, его внука вместе с Баларамой (Самкаршаной). Эту точку зрения поддерживают Шринивасан и Банерджи на основании свидетельств в двух отрывках из Пуран и надписи на колодце Мора. [11] В раннем индуизме пять героев Вришни были идентифицированы как Васудева-Кришна , Самкаршана - Баларама , Прадьюмна , Анируддха и Самба , как известно из средневековой Ваю-пураны . [13] [30]
Ранняя чеканка (3-2 века до н.э.)
[ редактировать ]Герои Вришни появляются на монетах Агафокла Бактрийского , около 190-180 гг. до н.э.: Самкаршана с булавой Гада и плугом и Васудева с Шанкхой (грушевидным футляром или раковиной) и Чакры . колесом [1] [2] [3] Это «самое раннее однозначное изображение» двух божеств. [4]
На некоторых индийских монетах с перфорацией изображены три человека без атрибутов, возможно, божества Самкаршана , Васудева и Эканамша в конце IV-II веков до нашей эры. [31] Монеты такого же типа были раскопаны в Беснагаре . [32]
На некоторых монетах с перфорацией после Маурьев появляются возможные изображения Самкаршаны-Баларамы. [33] [34] Он показан вооруженным булавой и плугом. [35] [33] Эти монеты с перфорацией датируются II веком до нашей эры и могут быть связаны с Матхурой. [4]
- Монета Агафокла Бактрийского (190-180 гг. до н. э.) [1]
- Империя Маурьев. Конец 4-2 веков до н.э.
- Монета с перфорацией Маурьев и тремя божествами, IV-II века до н.э.
- Монеты с перфорацией, раскопанные в Беснагаре
- Постмаурьевская монета с перфорацией и возможным изображением Баларамы (фрагмент) [36]
Джайнизм
[ редактировать ]Другая теория была предложена Генрихом Людерсом. Основываясь на анализе джайнских текстов X-XII веков, Людерс предположил, что Вришни могут иметь корни в джайнизме, отметив сосуществование джайнских и связанных с Вришни археологических находок в Матхуре, а также силу джайнизма в то время в Матхуре. [13] Он называет героев Вришни Баладевой, Акрурой, Анадхристи, Сараной и Видуратхой – все джайнские герои, а Акрура является командиром. [13]
Межсектантские божества
[ редактировать ]По мнению Кинтанильи, культ Вришни мог быть межконфессиональным, как и культ якшей , и «не обязательно представлять корни вайшнавского богословия в Матхуре». [13]
Религиозные структуры и символика (около 115 г. до н. э.)
[ редактировать ]

Несколько капителей колонн с символическими скульптурами, связанными с героями Вришни, были найдены в Беснагаре вокруг столба Гелиодора , датируемого примерно 115 годом до нашей эры. [37]
Надпись на столбе Гелиодора объясняет, что столб, воздвигнутый в честь Васудевы, является Гаруда -ваджрой, хотя статуя Гаруда не была найдена. [38] [39] По словам Сьюзан Л. Хантингтон, капитель Гаруды на столбе Гелиодора, вероятно, была похожа на переносной штандарт Гаруды, изображенный на одном из самых современных рельефов в Бхархуте . [40] В Бхархуте можно увидеть человека верхом на лошади, держащего переносной столб-штандарт, увенчанный человеком-птицей, похожим на Киннару . [40] Та же концепция столба Гаруды, возможно, была принята для столба Гелиодора. [40]
Рядом с колонной Гелиодора были найдены другие скульптуры и капители колонн, и считается, что они были посвящены родственникам Васудевы, также известным как герои Вришни и объекты культа Бхагаваты . [41] Это тала (капитель из веерной пальмы), макара (крокодиловая) капитель, капитель из баньяна и возможная статуя богини Лакшми, также связанная с культом Бхагавата. [6] Точно так же, как Гаруда ассоциируется с Васудешей, капитель веерной пальмы обычно ассоциируется с Санкаршаной , а макара связана с Прадьюмной . [42] [43] Столица баньянового дерева с аштаниди связана с Лакшми. [6] По сути, находки вокруг колонны Гелиодора предполагают существование в это время и в этом регионе культа трио героев Вришни, состоящего из трех божеств Васудеши, Санкаршаны и Прадьюмны . [44]
Структура храма Вришни
[ редактировать ]Раскопки показывают, что эти различные столбы с их символическими капителями стояли в ряд на этом месте, и что столб Гелиодора был лишь одним из них, стоящим в конце линии. [45] Хотя колонны являются аниконическими , вполне вероятно, что ныне утраченные скульптуры, изображающие божеств, во многом похожие на изображения Васудевы и Самкаршаны на монетах Агафокла Бактрийского (190-180 гг. до н. э.), располагались в соседних святилищах. [46]
Раскопки 1963–1965 годов на этом месте позволяют предположить, что на этом месте находился эллиптический храм – возможно, датируемый 4–3 веками до нашей эры – с кирпичным фундаментом и, вероятно, деревянной надстройкой. [47] [48] [49] Он был разрушен наводнением около 200 г. до н.э. Затем была добавлена новая почва и поднят уровень земли, чтобы построить новый второй храм Васудевы с деревянной колонной (Гаруда дхваджа) перед эллиптическим храмом, обращенным на восток. [47] [48] Он тоже был разрушен наводнением где-то во 2 веке до нашей эры. [47] В конце II века до нашей эры, после некоторой подготовки земли, был перестроен еще один храм Васудевы, на этот раз с восемью каменными колоннами, выровненными по кардинальной оси север-юг. Из этих восьми столбов сохранился только один: столб Гелиодора. [47] [48]
- Изображение Васудевы около 190-180 гг. до н.э.
- Гаруда , вероятно, был похож на , символ Васудевы этот рисунок из Бхархута , около 100 г. до н.э. [40]
- Макары Прадьюмной , найденная на месте столба Гелиодора, связана с . Капитель [41] [50] [42] [43] 2 век до нашей эры. [51] Музей Гвалиора
- Капитель колонны в форме дерева Кальпадрума , также найденный неподалеку в Беснагаре, вероятно, связан с Лакшми . [41] [42]
Самкаршана в индо-скифской чеканке (I век до н. э.)
[ редактировать ]
Известно, что Санкаршана , старший Вришни и ведущее божество до прихода к власти Васудевы, появлялся на монетах индо-скифских правителей Мауэса и Азеса I в I веке до нашей эры. [4] [52] На этих монетах он изображен держащим булаву и плуг. [4] [52] [53]
- Самкаршана-Баларама на монете Азеса (58-12 гг. до н. э.)
Надписи Госунди (I век до н.э.)
[ редактировать ]
Два главных героя Вришни, Санкаршана и Васудева, все еще находящиеся в надлежащем порядке старшинства, снова упоминаются в надписях Хатибады Госунди , датированных I веком до нашей эры. Впервые они кажутся связанными с высшим божеством, поскольку в надписи упоминается, что их культ осуществляется на территории Нараяны .
Герои Мора Вришни (около 15 г. н.э.)
[ редактировать ]
Герои Вришни упоминаются в надписи Мора Колодец в Матхуре, датируемой временем северных сатрапов Содаса , в которой они названы Бхагаватам . [55] [56] [57] В Море были найдены фрагменты статуй, которые, как полагают, изображают некоторых героев Вришни. [30] [25] В кургане были обнаружены два мужских торса без надписей, оба высокого качества, выполненные в индийском стиле и костюме. [25] Они похожи с небольшими вариациями, что позволяет предположить, что они могли быть частью серии. [58] У них есть некоторые общие скульптурные характеристики со статуями Якши , найденными в Матхуре, например, круглая скульптура или стиль одежды. [30] Соня Ри Кинтанилья также поддерживает приписывание туловища пяти Вришни и датирует их примерно временем Содасы (около 15 г. н. э.), что подтверждается художественными соображениями. [13]
Храмы Вришни (около 15 г. н.э.)
[ редактировать ]Упоминание о храмах Вришни появляется в надписи «Колодец Мора» , где описывается пратима (мурти, изображения), каменная святыня (храм) и пять Вришни называются бхагаватами . [55] [56] [57] Надпись датирована первыми десятилетиями I века нашей эры, во время правления Содасы , вероятно, около 15 года нашей эры. [55]
Украшенный дверной косяк, также, вероятно, принадлежащий храму, на котором начертана надпись Васу Дверной косяк , посвящен божеству Васудеве и упоминает правление Северного сатрапа Содаса , и имеет резьбу, аналогичную дверному косяку Мора. Украшение этих и многих подобных дверных косяков из Матхуры состоит из завитков виноградной лозы . Все они датированы периодом правления Содасы, около 15 г. н.э., и представляют собой надежный датированный художественный справочник для оценки датировок других скульптур Матхуры. [59] Было высказано предположение, что рисунок виноградной лозы был завезен из района Гандхара на северо-западе и, возможно, был связан с северным вкусом правителей сатрапов . [60] Эти рисунки также могут быть результатом работы северных художников Матхуры. [60] Узоры виноградной лозы Гандхары обычно считаются происходящими из эллинистического искусства . [61]
- , Дверной косяк Васу посвященный Васудеве «во время правления Содасы», Матхура , около 15 г. н.э. Музей Матхуры , GMM 13.367 [59]
- Дверной косяк Моры с узором виноградной лозы , вероятно, принадлежавший храму Вришни в Море, недалеко от Матхуры , около 15 г. н.э. Государственный музей Лакхнау , SML J.526. [59]
Символы Чамунда Тила Вришни (I век н. э.)
[ редактировать ]
Капитель колонны Чамунда Тила , также найденная в Матхуре, может быть еще одним примером культа Вришни в районе Матхуры, на этот раз с использованием символов Вришни Ланчана вокруг центральной фигуры. [62]
Капитель этой колонны использует пять символов с обеих сторон: лев, пальмовый лист, макара , украшенная женщина и Якша в центре, при этом, вероятно, верхний символ отсутствует. [62] ( Таладхваджа Известно, что колонна из пальмовых листьев) символизирует Самкаршану , Гарудадхваджа ( колонна Гаруды ) символизирует Васудеву , Макарадхваджа ( колонна из крокодила макара ) символизирует Прадьюмну , а Ршьядхваджа (колонна из белой антилопы) соответствует Анируддхе . [63] [62] Капитель львиного столба соответствует Самбе. [62] Функция украшенной женщины – Шри Рукмани. [62]
Центральная фигура использует иконографию Якши, указывая на связь иконографии Вришни с иконографией Яши, как видно на статуе Моры, найденной с надписью Колодца Моры . [62]
Триады (I-II века н.э.)
[ редактировать ]Из Матхуры известно несколько триад, датируемых I-II веками нашей эры, на которых изображены Васудева и Санкаршана с их атрибутами, а также женщина, стоящая посередине, которую предположительно называют Эканамшей . [64] [65] В этих триадах по-прежнему подчеркивается родство героев-воинов, при этом основное внимание уделяется изображению старшего брата, младшего брата и сестры, при этом выдающееся положение по-прежнему уделяется старшему брату Самкаршане. [66] Их до сих пор представляют как воинов- героев- кшатриев , которые еще не полностью обожествлены и не считаются членами королевской семьи, и являются лишь объектом бхакти- преданного поклонения героям-предкам с упором на их хранящиеся иконы. [66]
Чатурвьюха (2 век н.э.)
[ редактировать ]
Знаменитая статуя « Чатур-вьюха » в Музее Матхуры — попытка показать в одной композиции Васудеву вместе с другими членами Вришни клана системы Панчаратры : Самкаршаной , Прадьюмной и Анируддхой , при этом Самба отсутствует, а Васудева — центральное божество из кого излучают другие. [67] На обратной стороне рельефа вырезаны ветви дерева кадамба , что символически показывает взаимоотношения между различными божествами. [67]
Васудева уместно находится в центре с богато украшенной короной и цветочным ожерельем, делает Абхая Мудру и держит украшенную тяжелую булаву сбоку, его старший брат Баларама справа от него под змеиным капюшоном, его сын Прадьюмна слева от него (потерянный) и его внук Анируддха сверху. [67]
- Сзади вылеплено дерево и ветви, показывающие их генеалогическое родство.
- Самкаршана - Баларама под змеиным капюшоном держит чашу.
- Изысканная булава Васудевы, которую он держит в дополнительных руках.
Культовые изображения Васудевы (2-3 века н.э.)
[ редактировать ]
Культовые изображения Васудевы продолжали создаваться до IV века нашей эры, причем поклонение этому матхуранскому божеству в тот период было гораздо более важным, чем поклонение Вишну . [68] Статуи, датируемые II и III веками, изображают, возможно, четырехрукого Васудеву, стоящего со своими атрибутами: колесом, булавой и раковиной, его правая рука отдает честь в Абхая мудре . [69] Только в период Гуптов начали появляться статуи, посвященные поклонению самому Вишну , с использованием той же иконографии, что и статуи Васудевы, но с добавлением ореола , начинающегося на плечах. [68]
С IV века нашей эры независимые религиозные статуи Васудевы-Кришны становятся очень редкими и заменяются статуями Вишну с добавлением ореола. [70] Это позволяет с высокой вероятностью предположить, что человеческое лицо в статуях Вишну, в том числе известных как Вайкунтха Чатурмурти , на самом деле является лицом его человеческой эманации, Васудевы-Кришны. [70]
Герои Кондамоту Вришни (4 век н. э.)
[ редактировать ]Рельеф из Кондамоту, района Гунтур в Андхра-Прадеше , датируется IV веком нашей эры и изображает героев Вришни, стоящих в генеалогическом порядке вокруг Нарасимхи . [7] [71] Слева направо: Санкаршана , держащий булаву и плуг, увенчанный изображением льва Васудевы , с рукой в абхая мудре и другой рукой на бедре, держащей раковину. [71] У Васудевы также есть корона, которая отличает его от других. [72] Затем следуют Прадьюмна , держащий лук и стрелы, Самба , держащий кубок с вином, и Анируддха , держащий меч и щит. [71] Тот факт, что они стоят вокруг Нарасимхи, предполагает слияние культа Сатваты с культом Вришни. [71]

Эволюция как аватары Вишну (4 век н. э.)
[ редактировать ]
Герои Вришни по большей части стали аватарами Вишну и были включены в вайшнавскую систему с 4 века нашей эры. [70] [74] Аватары этого времени были объединены в скульптурах Вишну, в статуях, известных как Вайкунтха Чатурмурти . [70]
Самкаршана стал ассоциироваться со львом, который является его териоморфным аспектом. [75] [73] Его можно идентифицировать как Нарасимху . [76] [23] Самкаршана появляется в образе льва в некоторых статуях Чатурвьюхи (статуя Бхиты), где он является помощником Васудевы , и в Вайкунтха Чатурмурти , когда его львиная голова выступает сбоку от . головы Вишну [73]
Анируддха стал ассоциироваться с кабаном, который является его териоморфным аспектом, также известным как Вараха . [77] [78] [73] Анируддха появляется в образе кабана в некоторых статуях Чатурвьюхи , где он является помощником Васудевы , и в Вайкунтха Чатурмурти , когда его голова кабана выступает из стороны Вишну . головы [73]
В Вайкунтха Чатурмурти , особенно в статуях из Кашмира , Прадьюмна также иногда появляется в затылке центрального Вишну как грозное божество, также известное как Капила. [79]
Символическая система
[ редактировать ]Чатурвьюха , , этот полицефальный аспект Вишну периода Гуптов образованный четырьмя героями Вришни как его эманациями ( доброжелательное лицо Саумья на востоке, лицо льва Симхи на юге, лицо вепря Варахи на севере, Раудры ужасное человеческое лицо на севере). запад) подробно описан в Вишнудхармоттара-пуране (составленной между 4 и 7 веками нашей эры). [80] [81] Это следует понимать в сочетании с описанием четырех Вьюх Самкаршаны, Васудевы, Прадьюмны и Анируддхи, также представленных как эманации Вишну, как это известно из доктрины Панчаратры . [82] [83] Это устанавливает множество соответствий между божествами и их символами: [84] [85] [83]
Вьюхас | Изображение | Атрибуты | Символ [89] [90] | Направление | Лицо | Концепция | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нараяна Вишну | Васудева | ![]() | Чакры Колесо В Мейсе Шанкха Конч | Гаруда Орел | ![]() | Восток | Саумья (Спокойный/доброжелательный) | ![]() | Джнана Знание |
Самкаршана | ![]() | Лангала плуг Мусала Пестик Бокал для вина | История Веерная пальма | ![]() | Юг | Симха Лев | ![]() | Бала Сила | |
Прадьюмна | ![]() | Капа Лук Бана Стрела | Макара Крокодил | ![]() | Запад | Раудра Капила | ![]() | Айшварии Суверенитет | |
Анируддха | ![]() | Карма Щит Кханга Меч | Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа | Север | Вараха Кабан | ![]() | Шакти Сила |
Храм Дашаватара, Деогарх (6 век н.э.)
[ редактировать ]
Храм Дашаватара в Деогархе тесно связан со знаковой архитектурной храмовой структурой, описанной в Вишнудхармоттара-пуране , и может быть интерпретирован как архитектурное представление концепции Чатурвьюхи и доктрины Панчаратры , основанное на изображениях четырех основных эманаций Вишну : Васудевы. , Самкаршана , Прадьюмна и Анируддха . [91] По мнению Лубоцкого, вполне вероятно, что вход посвящен Васудевскому аспекту Вишну; сторона Ананташаяны — это его роль творца ( Анируддха ); мудрая форма стороны Нара-Нараяны символизирует его роль сохранения и хранителя в космическом существовании ( Прадьюмна ); а сторона Гаджендрамокши представляет его роль разрушителя ( Самкаршана ). [91]
Более поздние изображения героев Вришни.
[ редактировать ]Герои Вришни – особенно Кришна и Баларама – до сих пор встречаются в некоторых вайшнавских индуистских храмах .
- Баларама 11 века, Лакшми (или, возможно, Субхадра), Васудева (Кришна, Джаганнатх)
- Пять героев Вришни стоят у храма Партасаратхи , восточный вход в Торану. Слева направо: Баларама , Рукмини , Васудева-Кришна (в центре), Прадьюмна , Анируддха и Сатьяки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Jump up to: а б Джоши, Нилаканта Пурушоттам (1979). Иконография Баларамы . Публикации Абхинава. п. 22. ISBN 978-81-7017-107-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Искусство и история: тексты, контексты и визуальные представления в древней и раннесредневековой Индии . Издательство Блумсбери. 2019. с. 44. ИСБН 978-93-88414-31-9 .
- ^ Jump up to: а б с Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-224. ISBN 978-81-8424-568-4 .
- ^ Jump up to: а б с Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN 978-0-19-005411-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 211–220, 236. ISBN. 90-04-10758-4 .
- ^ Jump up to: а б Р. Чампакалакшми (1990). Х. В. Шриниваса Мурти (ред.). Очерки по истории и культуре Индии . Публикации Миттала. стр. 52–60. ISBN 978-81-7099-211-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–120 . ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Jump up to: а б с Кристофер Остин (2018). Диана Димитрова и Татьяна Оранская (ред.). Обожествление в южноазиатских традициях . Тейлор и Фрэнсис. стр. 30–35. ISBN 978-1-351-12360-0 .
- ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 49–50. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 211–213. ISBN 978-90-04-15537-4 .
- ^ Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре: энциклопедия индуистского бога многих имен . АВС-КЛИО. стр. 23–25, 239. ISBN. 978-1-61069-211-3 . ;
Об их региональном значении в современном индуизме см.: [a] Кутюр, Андре; Шмид, Шарлотта; Кутюр, Андре (2001). «Хариванша, богиня Эканамша и иконография триад Вришни». Журнал Американского восточного общества . 121 (2): 173–192. дои : 10.2307/606559 . JSTOR 606559 . ; [б] Дорис Шринивасан (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. JSTOR 20111096 . - ^ Jump up to: а б с Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. стр. 127–131. ISBN 90-04-06498-2 .
- ^ «Поглощение героев Вришни в мейнстрим вайшнавов происходит очень постепенно. Процессу объединения предшествовал культ нескольких героев Вришни и он совпадал с ним. Надписи указывают на существование такого культа в Матхуре». в Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-06498-0 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-06498-0 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–440. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А222. ISBN 978-81-8424-568-4 .
- ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. стр. 73–74. ISBN 978-1-315-43263-2 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ Jump up to: а б «Мягкость и сила связаны с Васудевой, знание — с Самкаршаной, (Нарасимха) женская сила — с Прадьюмной (Вараха), а свирепость и владычество — с Анируддхой (Капила)». Камалакар, Г.; Верендер, М. (1993). Вишну в искусстве, мысли и литературе . Бирлаский археолого-культурный научно-исследовательский институт. п. 92.
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 71.
- ^ Jump up to: а б с д и Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 151–152 и рис.51.
- ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . JSTOR 20111096 .
- ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:51 . ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Суббурадж, ВВК (2004). Основные факты общего знания . Книги Суры. п. 68. ИСБН 978-81-7254-234-4 .
- ^ Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 439. ИСБН 978-81-317-1677-9 .
- ^ Jump up to: а б с д «Во время раскопок в храме Мора мы действительно обнаружили каменные торсы, изображающие героев Вришни (...). Их стиль очень похож на стиль отдельно стоящих якшей в том смысле, что они вырезаны по кругу. Они одеты в дхоти и уттарая и некоторые виды украшений, встречающиеся на фигурах якш, их правая рука держится в ахбаямудре …» в « Агравала, Васудева Шарана (1965). Индийское искусство: история индийского искусства с древнейших времен до третьего века нашей эры . Притхиви Пракашан. п. 253.
- ^ Описано и проиллюстрировано в Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 116–117. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756891 .
- ^ Обзор индийской археологии 1978-79 гг. (PDF) . Археологическая служба Индии. п. 90 Пластина ЛИ.
- ^ Jump up to: а б «Постмаурьевская чеканная монета» Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Мишра, Сьюзен Верма; Рэй, Химаншу Прабха (2016). Археология священных пространств: храм в западной Индии, II век до н.э. – VIII век н.э. Рутледж. п. 6. ISBN 978-1-317-19374-6 .
- ^ Бопеараччи, Осмунд. Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства .
- ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. стр. 23–24. ISBN 978-0-19-005412-0 .
- ^ Дасс, Мира I (2001). «Столп Хеллиодора из Беснагара: ЕГО столица и поклонение». Труды Индийского исторического конгресса . 62 : 1136–1137. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44155935 .
- ^ «Столп Гелиодора из Беснагара: его столица и поклонение». Журнал Азиатского общества Мумбаи 77–78: 32–41, 2002–2003 гг.
- ^ Jump up to: а б с д «Всадник на лошади держит переносной столб-штандарт (дхваджа стамбха), относящийся к стационарному типу, наблюдаемому со времен Маурьев и до Маурьев, здесь, вероятно, предназначенный как королевский знак отличия. Интересно отметить сходство между этим штандартом с его квадратом. счеты, капитель лотоса и существо-птица, называемое киннарой, и что, вероятно, было первоначальной концепцией столба Гелиодора Гаруда в Видисе. Поскольку эта конкретная скульптура Бхархут-ведики была посвящена человеком из Видисы , как указано в надписи. это сходство еще более примечательно и может указывать на то, что форма Бхархута была основана именно на столпе Ведики или на общем прототипе». в Хантингтон, Сьюзен Л. (1985). Искусство Древней Индии: буддизм, индуизм, джайнизм . Уэтерхилл. п. 66. ИСБН 978-0-8348-0183-7 .
- ^ Jump up to: а б с Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-222. ISBN 978-81-8424-568-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 81.
- ^ Jump up to: а б с Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN 978-0-19-005412-0 .
- ^ Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 28. ISBN 978-0-19-005412-0 .
- ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. стр. 73–74. ISBN 978-1-315-43263-2 .
- ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. п. 75. ИСБН 978-1-315-43263-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Джон Ирвин 1974 , стр. 166–170.
- ^ Jump up to: а б с Доктор медицинских наук Харе 1967г .
- ^ Агравала, Васудева С. (1977). Гупта Арт Том II .
- ^ Айяр, Сулочана (1987). Костюмы и украшения, изображенные на скульптурах музея Гвалиора . Публикации Миттала. п. 13. ISBN 978-81-7099-002-4 .
- ^ ВЕННО, Одетта (1958). «Макара в украшении памятников Древней Индии: позиции и функции». Азиатское искусство . 5 (3): 184. JSTOR 43484068 .
- ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (2007). На пороге эпохи: искусство в мире докушаны . БРИЛЛ. п. 22. ISBN 978-90-474-2049-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Эррингтон, Элизабет; Трест, Древняя Индия и Иран; Музей, Фицуильям (1992). Перекресток Азии: трансформация образа и символа в искусстве древнего Афганистана и Пакистана . Древняя Индия и Иранский трест. п. 80 с изображением и описанием того же типа монеты: «Индийский бог Баларама идет влево, держит палицу и плуг». ISBN 978-0-9518399-1-1 .
- ^ Эта статуя изображена на рис.51 как одна из статуй, раскопанных в кургане Мора в Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 151–152 и рис.51.
- ^ Jump up to: а б с Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 211–214, 308–311 со сносками. ISBN 90-04-10758-4 .
- ^ Jump up to: а б Соня Ри Кинтанилья (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ Академик. п. 260. ИСБН 978-90-04-15537-4 .
- ^ Jump up to: а б Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре . АВС-КЛИО. стр. 202–203. ISBN 978-1-61069-211-3 .
- ^ Людерс, Х. (1937). Индийская эпиграфия Том 24 стр. 199 -200.
- ^ Jump up to: а б с Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. п. 171. ИСБН 9789004155374 .
- ^ Jump up to: а б Брейси, Роберт (2018). Проблемы хронологии в искусстве Гандхары: материалы первого международного семинара проекта «Связи Гандхары», Оксфордский университет, 23-24 марта 2017 г. Центр исследований классического искусства. Археопресс. Оксфордский университет. стр. 142–143 .
- ^ «Жимолость, виноградная лоза, тритон и акант — вот некоторые из эллинистических особенностей». в Шарма, Рамеш Чандра; Госал, Пранати (2004). Буддизм и искусство Гандхары . Индийский институт перспективных исследований. п. 148. ИСБН 978-81-7305-264-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гупта, Винай К. Вришнис в древней литературе и искусстве . стр. 80–81.
- ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
- ^ Кутюр, Андре; Шмид, Шарлотта (2001). «Хариванша, богиня Эканамша и иконография триад Вришни». Журнал Американского восточного общества . 121 (2): 181, изображение тройки на рисунке 1. doi : 10.2307/606559 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 606559 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 130. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 131. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ Jump up to: а б с Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 132–136, для фотографии стр.138. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756891 .
- ^ Jump up to: а б с д Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмидт, Шарлотта (1997). Лес Вайкунтха гупта Матхуры: Вишну или Кришна? . стр. 60–88.
- ^ Рис.1 Рис.2 Рис.3 в Шмид, Шарлотта (1997). Вайкунтха Гупта из Матхуры: Вишну или Кришна? . п. 60.
- ^ Jump up to: а б с д Шмид, Шарлотта (1997). «Лес Вайкунтха гупта де Матхура: Вишну или Кришна?» (PDF) . Азиатское искусство . 52 : 60–88, краткое содержание на английском языке, стр. 80. дои : 10.3406/arasi.1997.1401 .
- ^ Jump up to: а б с д Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 74–75.
- ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 217. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ «Поглощение героя Вришни поклонением вайшнавам происходит очень постепенно. Процессу объединения предшествовал и одновременно с ним возник культ нескольких героев Вришни». Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ «Самкаршана представлен своей териоморфной формой льва...» в Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. стр. 253–254. ISBN 978-90-04-10758-8 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 241 Примечание 9. ISBN 978-90-04-10758-8 .
- ^ «Славный Анируддха должен быть Варахой, спасшим Землю» в Рангараджан, Хариприя (1997). Изображения Варахи в Мадхья-Прадеше: иконографическое исследование . Публикации Сомайи. п. 38. ISBN 978-81-7039-214-9 .
- ^ «Анируддха (изображен) в своей териоморфной форме, кабане» в Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 254. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ «Вишнудхарммоттара (78.1.1) иногда напрямую отождествляет Прадьюмну с Капилой» Охри, Вишва Чандер; Ханна, Амар Натх; Культура, Департамент языков Химачал-Прадеша (Индия) (1989). История и культура штата Чамба, западно-гималайского королевства: сборник материалов семинара, состоявшегося в Чамбе в 1983 году . Книги и книги. п. 117. ИСБН 9788585016258 .
- ^ Лубоцкий, Александр (1996). «Иконография храма Вишну в Деогархе и Вишудхармоттарапурана». Арс Ориенталис . 26:67 . ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629500 .
- ^ Крамриш, Стелла. Вишнудхармоттара, часть III: Трактат об индийской живописи и создании изображений . Второе исправленное и расширенное издание, Калькутта: Издательство Калькуттского университета, 1928, стр.5.
- ↑ Вишнудхармоттара Пурана , Книга III, Глава 47 (стр. 69–70) и Книга III, Глава 85 (стр. 113–114).
- ^ Jump up to: а б Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN 978-2-84050-464-1 .
- ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . БРИЛЛ. п. 78. ИСБН 978-90-04-10789-2 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
- ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . БРИЛЛ. п. 78. ИСБН 978-90-04-10789-2 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
- ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN 978-2-84050-464-1 .
- ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.
- ^ Jump up to: а б с Лубоцкий, Александр (1996). «Иконография храма Вишну в Деогархе и Вишудхармоттарапурана». Арс Ориенталис . 26 : 65–80. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629500 .
Источники
[ редактировать ]Вришни герои |
---|
![]() |
- Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- Джон Ирвин (1974). «Столп Гелиодора в Бесанагаре». Пурататтва . 8 . Археологическое общество Индии (совместное издание «Art and Archeology Research Papers», США): 166–176.
- доктор медицинских наук Харе (1967). «Обнаружение храма Вишну возле колонны Гелиодора, Беснагар, округ Видиша (МП)». Лалит Кала . 13 : 21–27. JSTOR 44138838 .
- доктор медицинских наук Харе (1975). «Столп Гелиодора - свежая оценка: ответ». Труды Индийского исторического конгресса . 36 : 92–97. JSTOR 44138838 .