Jump to content

Вришни герои

Вришни герои
Герои Вришни на монетах Агафокла Бактрийского , около 190-180 гг. до н. э.: Самкаршана с булавой Гада и плугом и Васудева с Шанкхой (грушевидным футляром или раковиной) и чакры . колесом [1] [2] [3] Это «самое раннее однозначное изображение» двух божеств. [4] Еще один вариант [1] . [5]
Пять героев Вришни: Санкаршана , Васудева , Прадьюмна , Самба , Анируддха стоят вокруг восседающего на троне Нарасимхи . Рельеф героев Кондамоту Вришни, IV век н. э., Государственный музей Хайдарабада . Герои Вришни оставались главными божествами до V века нашей эры, когда они уступили главенство Вишну . [6] [7]

Герои Вришни ( IAST : Vṛṣni Viras), также называемые Панча-вирами ( IAST : Pañca vīras, «Пять героев»), представляют собой группу из пяти легендарных обожествленных героев, которые встречаются в литературе и археологических памятниках древней Индии. . [8] [9] Их самое раннее поклонение засвидетельствовано в клане Вришни недалеко от Матхуры в IV веке до нашей эры. [8] [10] [11] С этими обожествленными героями связаны легенды, некоторые из которых могут быть основаны на реальных, исторических героях рода Вришни. [1] [12] Их раннее поклонение по-разному описывалось как межконфессиональное, во многом похожее на культ якшей , связанное с ранней Бхагавата традицией индуизма , возможно, связанное с джайнизмом . , а также [13] Они и их легенды – особенно о Кришне и Балараме – были важной частью вайшнавской традиции индуизма. [8] [14] [9]

Вришни уже были известны в поздней ведической литературе. Они также упоминаются Панини в Астадхьяи, стих 6.2.34, а Кришна упоминается как Кришна Варшнея («Вришни») в стихе 3.187.51 Махабхараты . [15] Помимо текстов, их значение в древней Индии подтверждается древними надписями, найденными возле Матхуры, и монетами, обнаруженными в руинах Ай-Ханума (Афганистан), с изображениями двух главных героев Вришни, а также греческими легендами и легендами Брахми . [8]

Культ героев Вришни существовал как независимый культ в Матхуре , о чем свидетельствует надпись Мора Колодец , а затем очень постепенно слился с вайшнавизмом . [16] Обожествление героев Вришни сосредоточилось вокруг культа Васудевы-Кришны , известного как бхагаватизм . [17] Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что их легенды и поклонение быстро распространились на другие части Индии к началу нашей эры. [11] [18] [19] Героев Вришни обычно называют Самкаршаной ( Баларама -Самкаршана, сын Васудевы Анакадундубхи и Деваки ), [1] [15] Васудева ( Васудева-Кришна , еще один сын Васудевы Анакадундубхи и Деваки ), [1] [15] Прадьюмна (сын Васудевы-Кришны и Рукмини ), [1] Самба (сын Васудевы-Кришны и Джамбавати ), [1] и Анируддха (сын Прадьюмны). [18]

Вероятно, уже в I веке нашей эры культ героев Вришни ( Виравада ) сохранял большее значение, чем доктрина Вьюхи ( Вьюхавада ), последующий культ эманаций, развившийся из культа героя Вришни. [20] Еще позже она развилась в Аватаравада систему воплощений Вишну . [21] В целом, по словам Дорис Шринивасан , «поглощение героя Вришни вайшнавским поклонением происходит очень постепенно. Процессу объединения предшествовал и одновременно с ним возник культ нескольких героев Вришни». [22]

Герои Вришни также обладают отчетливыми индивидуальными качествами: Васудева также ассоциируется с мягкостью и силой, Самкаршана - со знанием, Прадьюмна - с женской силой, Самба - с мужской силой, а Анируддха - со свирепостью и владычеством. [23]

Личность

[ редактировать ]
Триада Вришни изображена на наскальной живописи в Тикле , Мадхья-Прадеш , III-II века до нашей эры. Это Санкаршана (с плугом и булавой), Васудева (с булавой и колесом) и женское божество, вероятно, Эканамша . [24]
(Бала)рама и Кришна в Чиласе . Надпись Харости рядом гласит: Рама [кри]ша . 1 век нашей эры. [4]

Исторические корни и личность героев Вришни неясны. Было предложено несколько интерпретаций.

Местные герои стали божествами

[ редактировать ]

По мнению Розенфилда, пять героев Вришни, возможно, были древними историческими правителями региона Матхура, а Васудева и Кришна «вполне могли быть царями этой династии». [25] Согласно « Ваю-пуране » (97.1-2), пять героев Вришни изначально были людьми, и их звали Самкаршана, Васудева, Прадьюмна, Самба и Анируддха. [12]

Затем герои превратились бы в вайшнавских божеств посредством поэтапного процесса: 1) обожествления героев Вришни 2) объединения с Богом Нараяной - Вишну 3) включения в концепцию Вьюхи последовательных эманаций Бога. [26] В эпиграфическом отношении обожествленный статус Васудевы, в частности, подтверждается его появлением на монетах Агафокла Бактрийского (190–180 гг. до н. э.) и религиозным характером надписи на столбе Гелиодора (около 110 г. до н. э.). [27] Позже связь с Нараяной ( Вишну ) предполагают надписи Хатибада Госунди I века до нашей эры. [27] Принято считать, что «к началу христианской эры культ Васудевы, Вишну и Нараяны объединился». [28] Ко II веку нашей эры « концепция аватара находилась в зачаточном состоянии», и изображение Вишну с его четырьмя эманациями ( Чатур-вьюха ), состоящее из героев Вришни без Самбы, начинает становиться видимым в искусстве в конце II века н.э. Кушанский период . [29]

Банерджи тоже считал, что они, возможно, были полуобожествленными легендарными королями, которых стали считать аватарами Вишну . [25] Это привело бы к ранней форме вайшнавизма, которую в настоящее время называют системой Панчаратры . [25] Также, по мнению Гэвина Флуда, индолога и исследователя индуизма, Васудева, возможно, произошел от настоящего героя или царя Вришни, но его родословную трудно установить. [10] Этот Васудева стал обожествленным в клане Вришни, его поклонение восходит к тексту Панини IV века , в котором упоминается Васудевака или «преданный Васудевы». [10] Затем Васудева слился с Кришной из клана Ядавов. [10] Со временем Васудеву стали отождествлять с Кришной и Вишну. [10]

По мнению Кристофера Остина, герои Вришни — это персонажи, связанные с концом Махабхараты , отражающие три поколения Вришни Кришны из славы Бхагавад-гиты , его сына, его внука вместе с Баларамой (Самкаршаной). Эту точку зрения поддерживают Шринивасан и Банерджи на основании свидетельств в двух отрывках из Пуран и надписи на колодце Мора. [11] В раннем индуизме пять героев Вришни были идентифицированы как Васудева-Кришна , Самкаршана - Баларама , Прадьюмна , Анируддха и Самба , как известно из средневековой Ваю-пураны . [13] [30]

Ранняя чеканка (3-2 века до н.э.)

[ редактировать ]

Герои Вришни появляются на монетах Агафокла Бактрийского , около 190-180 гг. до н.э.: Самкаршана с булавой Гада и плугом и Васудева с Шанкхой (грушевидным футляром или раковиной) и Чакры . колесом [1] [2] [3] Это «самое раннее однозначное изображение» двух божеств. [4]

На некоторых индийских монетах с перфорацией изображены три человека без атрибутов, возможно, божества Самкаршана , Васудева и Эканамша в конце IV-II веков до нашей эры. [31] Монеты такого же типа были раскопаны в Беснагаре . [32]

На некоторых монетах с перфорацией после Маурьев появляются возможные изображения Самкаршаны-Баларамы. [33] [34] Он показан вооруженным булавой и плугом. [35] [33] Эти монеты с перфорацией датируются II веком до нашей эры и могут быть связаны с Матхурой. [4]

Джайнизм

[ редактировать ]

Другая теория была предложена Генрихом Людерсом. Основываясь на анализе джайнских текстов X-XII веков, Людерс предположил, что Вришни могут иметь корни в джайнизме, отметив сосуществование джайнских и связанных с Вришни археологических находок в Матхуре, а также силу джайнизма в то время в Матхуре. [13] Он называет героев Вришни Баладевой, Акрурой, Анадхристи, Сараной и Видуратхой – все джайнские герои, а Акрура является командиром. [13]

Межсектантские божества

[ редактировать ]

По мнению Кинтанильи, культ Вришни мог быть межконфессиональным, как и культ якшей , и «не обязательно представлять корни вайшнавского богословия в Матхуре». [13]

Религиозные структуры и символика (около 115 г. до н. э.)

[ редактировать ]
Столп Гелиодора был воздвигнут Васудеве греком Гелиодором в 115 г. до н.э. Его венчала столица Гаруды .
Раскопки храма Вришни эллиптического плана. Столп Гелиодора появляется на заднем плане.

Несколько капителей колонн с символическими скульптурами, связанными с героями Вришни, были найдены в Беснагаре вокруг столба Гелиодора , датируемого примерно 115 годом до нашей эры. [37]

Надпись на столбе Гелиодора объясняет, что столб, воздвигнутый в честь Васудевы, является Гаруда -ваджрой, хотя статуя Гаруда не была найдена. [38] [39] По словам Сьюзан Л. Хантингтон, капитель Гаруды на столбе Гелиодора, вероятно, была похожа на переносной штандарт Гаруды, изображенный на одном из самых современных рельефов в Бхархуте . [40] В Бхархуте можно увидеть человека верхом на лошади, держащего переносной столб-штандарт, увенчанный человеком-птицей, похожим на Киннару . [40] Та же концепция столба Гаруды, возможно, была принята для столба Гелиодора. [40]

Рядом с колонной Гелиодора были найдены другие скульптуры и капители колонн, и считается, что они были посвящены родственникам Васудевы, также известным как герои Вришни и объекты культа Бхагаваты . [41] Это тала (капитель из веерной пальмы), макара (крокодиловая) капитель, капитель из баньяна и возможная статуя богини Лакшми, также связанная с культом Бхагавата. [6] Точно так же, как Гаруда ассоциируется с Васудешей, капитель веерной пальмы обычно ассоциируется с Санкаршаной , а макара связана с Прадьюмной . [42] [43] Столица баньянового дерева с аштаниди связана с Лакшми. [6] По сути, находки вокруг колонны Гелиодора предполагают существование в это время и в этом регионе культа трио героев Вришни, состоящего из трех божеств Васудеши, Санкаршаны и Прадьюмны . [44]

Структура храма Вришни

[ редактировать ]

Раскопки показывают, что эти различные столбы с их символическими капителями стояли в ряд на этом месте, и что столб Гелиодора был лишь одним из них, стоящим в конце линии. [45] Хотя колонны являются аниконическими , вполне вероятно, что ныне утраченные скульптуры, изображающие божеств, во многом похожие на изображения Васудевы и Самкаршаны на монетах Агафокла Бактрийского (190-180 гг. до н. э.), располагались в соседних святилищах. [46]

Раскопки 1963–1965 годов на этом месте позволяют предположить, что на этом месте находился эллиптический храм – возможно, датируемый 4–3 веками до нашей эры – с кирпичным фундаментом и, вероятно, деревянной надстройкой. [47] [48] [49] Он был разрушен наводнением около 200 г. до н.э. Затем была добавлена ​​новая почва и поднят уровень земли, чтобы построить новый второй храм Васудевы с деревянной колонной (Гаруда дхваджа) перед эллиптическим храмом, обращенным на восток. [47] [48] Он тоже был разрушен наводнением где-то во 2 веке до нашей эры. [47] В конце II века до нашей эры, после некоторой подготовки земли, был перестроен еще один храм Васудевы, на этот раз с восемью каменными колоннами, выровненными по кардинальной оси север-юг. Из этих восьми столбов сохранился только один: столб Гелиодора. [47] [48]

Самкаршана в индо-скифской чеканке (I век до н. э.)

[ редактировать ]
Самкаршана-Баларама с булавой и плугом, шагающий вперед с развевающимся шарфом, на монетах Мауэса (90–80 гг. До н.э.).

Известно, что Санкаршана , старший Вришни и ведущее божество до прихода к власти Васудевы, появлялся на монетах индо-скифских правителей Мауэса и Азеса I в I веке до нашей эры. [4] [52] На этих монетах он изображен держащим булаву и плуг. [4] [52] [53]

Надписи Госунди (I век до н.э.)

[ редактировать ]
Имя Васудева ( 𑀯𑀸𑀲𑀼𑀤𑁂𑀯𑀸 ) в письме брахми , в надписи Госунди , I век до н.э.

Два главных героя Вришни, Санкаршана и Васудева, все еще находящиеся в надлежащем порядке старшинства, снова упоминаются в надписях Хатибады Госунди , датированных I веком до нашей эры. Впервые они кажутся связанными с высшим божеством, поскольку в надписи упоминается, что их культ осуществляется на территории Нараяны .

Герои Мора Вришни (около 15 г. н.э.)

[ редактировать ]
Говорят, что торс принадлежал одному из пяти героев Вришни, Море, около 15 г. н.э., Музей Матхуры . [30] [54] [13]

Герои Вришни упоминаются в надписи Мора Колодец в Матхуре, датируемой временем северных сатрапов Содаса , в которой они названы Бхагаватам . [55] [56] [57] В Море были найдены фрагменты статуй, которые, как полагают, изображают некоторых героев Вришни. [30] [25] В кургане были обнаружены два мужских торса без надписей, оба высокого качества, выполненные в индийском стиле и костюме. [25] Они похожи с небольшими вариациями, что позволяет предположить, что они могли быть частью серии. [58] У них есть некоторые общие скульптурные характеристики со статуями Якши , найденными в Матхуре, например, круглая скульптура или стиль одежды. [30] Соня Ри Кинтанилья также поддерживает приписывание туловища пяти Вришни и датирует их примерно временем Содасы (около 15 г. н. э.), что подтверждается художественными соображениями. [13]

Храмы Вришни (около 15 г. н.э.)

[ редактировать ]

Упоминание о храмах Вришни появляется в надписи «Колодец Мора» , где описывается пратима (мурти, изображения), каменная святыня (храм) и пять Вришни называются бхагаватами . [55] [56] [57] Надпись датирована первыми десятилетиями I века нашей эры, во время правления Содасы , вероятно, около 15 года нашей эры. [55]

Украшенный дверной косяк, также, вероятно, принадлежащий храму, на котором начертана надпись Васу Дверной косяк , посвящен божеству Васудеве и упоминает правление Северного сатрапа Содаса , и имеет резьбу, аналогичную дверному косяку Мора. Украшение этих и многих подобных дверных косяков из Матхуры состоит из завитков виноградной лозы . Все они датированы периодом правления Содасы, около 15 г. н.э., и представляют собой надежный датированный художественный справочник для оценки датировок других скульптур Матхуры. [59] Было высказано предположение, что рисунок виноградной лозы был завезен из района Гандхара на северо-западе и, возможно, был связан с северным вкусом правителей сатрапов . [60] Эти рисунки также могут быть результатом работы северных художников Матхуры. [60] Узоры виноградной лозы Гандхары обычно считаются происходящими из эллинистического искусства . [61]

Символы Чамунда Тила Вришни (I век н. э.)

[ редактировать ]
Столп Чамунда Тила.

Капитель колонны Чамунда Тила , также найденная в Матхуре, может быть еще одним примером культа Вришни в районе Матхуры, на этот раз с использованием символов Вришни Ланчана вокруг центральной фигуры. [62]

Капитель этой колонны использует пять символов с обеих сторон: лев, пальмовый лист, макара , украшенная женщина и Якша в центре, при этом, вероятно, верхний символ отсутствует. [62] ( Таладхваджа Известно, что колонна из пальмовых листьев) символизирует Самкаршану , Гарудадхваджа ( колонна Гаруды ) символизирует Васудеву , Макарадхваджа ( колонна из крокодила макара ) символизирует Прадьюмну , а Ршьядхваджа (колонна из белой антилопы) соответствует Анируддхе . [63] [62] Капитель львиного столба соответствует Самбе. [62] Функция украшенной женщины – Шри Рукмани. [62]

Центральная фигура использует иконографию Якши, указывая на связь иконографии Вришни с иконографией Яши, как видно на статуе Моры, найденной с надписью Колодца Моры . [62]

Триады (I-II века н.э.)

[ редактировать ]

Из Матхуры известно несколько триад, датируемых I-II веками нашей эры, на которых изображены Васудева и Санкаршана с их атрибутами, а также женщина, стоящая посередине, которую предположительно называют Эканамшей . [64] [65] В этих триадах по-прежнему подчеркивается родство героев-воинов, при этом основное внимание уделяется изображению старшего брата, младшего брата и сестры, при этом выдающееся положение по-прежнему уделяется старшему брату Самкаршане. [66] Их до сих пор представляют как воинов- героев- кшатриев , которые еще не полностью обожествлены и не считаются членами королевской семьи, и являются лишь объектом бхакти- преданного поклонения героям-предкам с упором на их хранящиеся иконы. [66]

Чатурвьюха (2 век н.э.)

[ редактировать ]
Васудева и его родственники-Вришни, исходящие от него.

Знаменитая статуя « Чатур-вьюха » в Музее Матхуры — попытка показать в одной композиции Васудеву вместе с другими членами Вришни клана системы Панчаратры : Самкаршаной , Прадьюмной и Анируддхой , при этом Самба отсутствует, а Васудева — центральное божество из кого излучают другие. [67] На обратной стороне рельефа вырезаны ветви дерева кадамба , что символически показывает взаимоотношения между различными божествами. [67]

Васудева уместно находится в центре с богато украшенной короной и цветочным ожерельем, делает Абхая Мудру и держит украшенную тяжелую булаву сбоку, его старший брат Баларама справа от него под змеиным капюшоном, его сын Прадьюмна слева от него (потерянный) и его внук Анируддха сверху. [67]

Культовые изображения Васудевы (2-3 века н.э.)

[ редактировать ]
Васудева-Кришна с тремя атрибутами (булавой, колесом и раковиной) и жестом руки Абхая мудра , но без ореола, терракотовый. [68]

Культовые изображения Васудевы продолжали создаваться до IV века нашей эры, причем поклонение этому матхуранскому божеству в тот период было гораздо более важным, чем поклонение Вишну . [68] Статуи, датируемые II и III веками, изображают, возможно, четырехрукого Васудеву, стоящего со своими атрибутами: колесом, булавой и раковиной, его правая рука отдает честь в Абхая мудре . [69] Только в период Гуптов начали появляться статуи, посвященные поклонению самому Вишну , с использованием той же иконографии, что и статуи Васудевы, но с добавлением ореола , начинающегося на плечах. [68]

С IV века нашей эры независимые религиозные статуи Васудевы-Кришны становятся очень редкими и заменяются статуями Вишну с добавлением ореола. [70] Это позволяет с высокой вероятностью предположить, что человеческое лицо в статуях Вишну, в том числе известных как Вайкунтха Чатурмурти , на самом деле является лицом его человеческой эманации, Васудевы-Кришны. [70]

Герои Кондамоту Вришни (4 век н. э.)

[ редактировать ]

Рельеф из Кондамоту, района Гунтур в Андхра-Прадеше , датируется IV веком нашей эры и изображает героев Вришни, стоящих в генеалогическом порядке вокруг Нарасимхи . [7] [71] Слева направо: Санкаршана , держащий булаву и плуг, увенчанный изображением льва Васудевы , с рукой в ​​абхая мудре и другой рукой на бедре, держащей раковину. [71] У Васудевы также есть корона, которая отличает его от других. [72] Затем следуют Прадьюмна , держащий лук и стрелы, Самба , держащий кубок с вином, и Анируддха , держащий меч и щит. [71] Тот факт, что они стоят вокруг Нарасимхи, предполагает слияние культа Сатваты с культом Вришни. [71]

Пять героев Вришни Санкаршана , Васудева , Прадьюмна , Самба и Анируддха стояли вокруг Нарасимхи на троне . Рельеф героев Кондамоту Вришни, IV век н. э., Государственный музей Хайдарабада . [7]

Эволюция как аватары Вишну (4 век н. э.)

[ редактировать ]
Санкаршана появляется как лев, а Анируддха появляется как кабан в этой статуе Вайкунтхи Чатурмурти , изображающей Вишну в трех его основных эманациях, середина V века. Бостонский музей . [73] [68]

Герои Вришни по большей части стали аватарами Вишну и были включены в вайшнавскую систему с 4 века нашей эры. [70] [74] Аватары этого времени были объединены в скульптурах Вишну, в статуях, известных как Вайкунтха Чатурмурти . [70]

Самкаршана стал ассоциироваться со львом, который является его териоморфным аспектом. [75] [73] Его можно идентифицировать как Нарасимху . [76] [23] Самкаршана появляется в образе льва в некоторых статуях Чатурвьюхи (статуя Бхиты), где он является помощником Васудевы , и в Вайкунтха Чатурмурти , когда его львиная голова выступает сбоку от . головы Вишну [73]

Анируддха стал ассоциироваться с кабаном, который является его териоморфным аспектом, также известным как Вараха . [77] [78] [73] Анируддха появляется в образе кабана в некоторых статуях Чатурвьюхи , где он является помощником Васудевы , и в Вайкунтха Чатурмурти , когда его голова кабана выступает из стороны Вишну . головы [73]

В Вайкунтха Чатурмурти , особенно в статуях из Кашмира , Прадьюмна также иногда появляется в затылке центрального Вишну как грозное божество, также известное как Капила. [79]

Символическая система

[ редактировать ]

Чатурвьюха , , этот полицефальный аспект Вишну периода Гуптов образованный четырьмя героями Вришни как его эманациями ( доброжелательное лицо Саумья на востоке, лицо льва Симхи на юге, лицо вепря Варахи на севере, Раудры ужасное человеческое лицо на севере). запад) подробно описан в Вишнудхармоттара-пуране (составленной между 4 и 7 веками нашей эры). [80] [81] Это следует понимать в сочетании с описанием четырех Вьюх Самкаршаны, Васудевы, Прадьюмны и Анируддхи, также представленных как эманации Вишну, как это известно из доктрины Панчаратры . [82] [83] Это устанавливает множество соответствий между божествами и их символами: [84] [85] [83]

Вьюхас Изображение Атрибуты Символ [89] [90] Направление Лицо Концепция
Нараяна
Вишну
Васудева Чакры Колесо
В Мейсе
Шанкха Конч
Гаруда Орел Восток Саумья
(Спокойный/доброжелательный)
Джнана Знание
Самкаршана Лангала плуг
Мусала Пестик
Бокал для вина
История Веерная пальма Юг Симха Лев Бала Сила
Прадьюмна Капа Лук
Бана Стрела
Макара Крокодил Запад Раудра Капила Айшварии Суверенитет
Анируддха Карма Щит
Кханга Меч
Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа Север Вараха Кабан Шакти Сила

Храм Дашаватара, Деогарх (6 век н.э.)

[ редактировать ]
Изображение Васудевы в Деогархе. Он держит колесо, раковину и приветствует в Абхая Мудре . [91]

Храм Дашаватара в Деогархе тесно связан со знаковой архитектурной храмовой структурой, описанной в Вишнудхармоттара-пуране , и может быть интерпретирован как архитектурное представление концепции Чатурвьюхи и доктрины Панчаратры , основанное на изображениях четырех основных эманаций Вишну : Васудевы. , Самкаршана , Прадьюмна и Анируддха . [91] По мнению Лубоцкого, вполне вероятно, что вход посвящен Васудевскому аспекту Вишну; сторона Ананташаяны — это его роль творца ( Анируддха ); мудрая форма стороны Нара-Нараяны символизирует его роль сохранения и хранителя в космическом существовании ( Прадьюмна ); а сторона Гаджендрамокши представляет его роль разрушителя ( Самкаршана ). [91]

Более поздние изображения героев Вришни.

[ редактировать ]

Герои Вришни – особенно Кришна и Баларама – до сих пор встречаются в некоторых вайшнавских индуистских храмах .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN  978-81-317-1120-0 .
  2. ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111096 .
  3. ^ Jump up to: а б Джоши, Нилаканта Пурушоттам (1979). Иконография Баларамы . Публикации Абхинава. п. 22. ISBN  978-81-7017-107-2 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН  978-90-04-10758-8 .
  5. ^ Искусство и история: тексты, контексты и визуальные представления в древней и раннесредневековой Индии . Издательство Блумсбери. 2019. с. 44. ИСБН  978-93-88414-31-9 .
  6. ^ Jump up to: а б с Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-224. ISBN  978-81-8424-568-4 .
  7. ^ Jump up to: а б с Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN  978-0-19-005411-3 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 211–220, 236. ISBN.  90-04-10758-4 .
  9. ^ Jump up to: а б Р. Чампакалакшми (1990). Х. В. Шриниваса Мурти (ред.). Очерки по истории и культуре Индии . Публикации Миттала. стр. 52–60. ISBN  978-81-7099-211-0 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–120 . ISBN  978-0-521-43878-0 .
  11. ^ Jump up to: а б с Кристофер Остин (2018). Диана Димитрова и Татьяна Оранская (ред.). Обожествление в южноазиатских традициях . Тейлор и Фрэнсис. стр. 30–35. ISBN  978-1-351-12360-0 .
  12. ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 49–50. ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111096 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 211–213. ISBN  978-90-04-15537-4 .
  14. ^ Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре: энциклопедия индуистского бога многих имен . АВС-КЛИО. стр. 23–25, 239. ISBN.  978-1-61069-211-3 . ;
    Об их региональном значении в современном индуизме см.: [a] Кутюр, Андре; Шмид, Шарлотта; Кутюр, Андре (2001). «Хариванша, богиня Эканамша и иконография триад Вришни». Журнал Американского восточного общества . 121 (2): 173–192. дои : 10.2307/606559 . JSTOR   606559 . ; [б] Дорис Шринивасан (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. JSTOR   20111096 .
  15. ^ Jump up to: а б с Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. стр. 127–131. ISBN  90-04-06498-2 .
  16. ^ «Поглощение героев Вришни в мейнстрим вайшнавов происходит очень постепенно. Процессу объединения предшествовал культ нескольких героев Вришни и он совпадал с ним. Надписи указывают на существование такого культа в Матхуре». в Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-06498-0 .
  17. ^ Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-06498-0 .
  18. ^ Jump up to: а б Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–440. ISBN  978-81-317-1120-0 .
  19. ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН  978-90-04-06498-0 .
  20. ^ Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А222. ISBN  978-81-8424-568-4 .
  21. ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. стр. 73–74. ISBN  978-1-315-43263-2 .
  22. ^ Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН  978-90-04-06498-0 .
  23. ^ Jump up to: а б «Мягкость и сила связаны с Васудевой, знание — с Самкаршаной, (Нарасимха) женская сила — с Прадьюмной (Вараха), а свирепость и владычество — с Анируддхой (Капила)». Камалакар, Г.; Верендер, М. (1993). Вишну в искусстве, мысли и литературе . Бирлаский археолого-культурный научно-исследовательский институт. п. 92.
  24. ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 71.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 151–152 и рис.51.
  26. ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . JSTOR   20111096 .
  27. ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:51 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111096 .
  28. ^ Суббурадж, ВВК (2004). Основные факты общего знания . Книги Суры. п. 68. ИСБН  978-81-7254-234-4 .
  29. ^ Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 439. ИСБН  978-81-317-1677-9 .
  30. ^ Jump up to: а б с д «Во время раскопок в храме Мора мы действительно обнаружили каменные торсы, изображающие героев Вришни (...). Их стиль очень похож на стиль отдельно стоящих якшей в том смысле, что они вырезаны по кругу. Они одеты в дхоти и уттарая и некоторые виды украшений, встречающиеся на фигурах якш, их правая рука держится в ахбаямудре …» в « Агравала, Васудева Шарана (1965). Индийское искусство: история индийского искусства с древнейших времен до третьего века нашей эры . Притхиви Пракашан. п. 253.
  31. ^ Описано и проиллюстрировано в Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 116–117. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756891 .
  32. ^ Обзор индийской археологии 1978-79 гг. (PDF) . Археологическая служба Индии. п. 90 Пластина ЛИ.
  33. ^ Jump up to: а б «Постмаурьевская чеканная монета» Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН  978-90-04-10758-8 .
  34. ^ Мишра, Сьюзен Верма; Рэй, Химаншу Прабха (2016). Археология священных пространств: храм в западной Индии, II век до н.э. – VIII век н.э. Рутледж. п. 6. ISBN  978-1-317-19374-6 .
  35. ^ Бопеараччи, Осмунд. Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства .
  36. ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН  978-90-04-10758-8 .
  37. ^ Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. стр. 23–24. ISBN  978-0-19-005412-0 .
  38. ^ Дасс, Мира I (2001). «Столп Хеллиодора из Беснагара: ЕГО столица и поклонение». Труды Индийского исторического конгресса . 62 : 1136–1137. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44155935 .
  39. ^ «Столп Гелиодора из Беснагара: его столица и поклонение». Журнал Азиатского общества Мумбаи 77–78: 32–41, 2002–2003 гг.
  40. ^ Jump up to: а б с д «Всадник на лошади держит переносной столб-штандарт (дхваджа стамбха), относящийся к стационарному типу, наблюдаемому со времен Маурьев и до Маурьев, здесь, вероятно, предназначенный как королевский знак отличия. Интересно отметить сходство между этим штандартом с его квадратом. счеты, капитель лотоса и существо-птица, называемое киннарой, и что, вероятно, было первоначальной концепцией столба Гелиодора Гаруда в Видисе. Поскольку эта конкретная скульптура Бхархут-ведики была посвящена человеком из Видисы , как указано в надписи. это сходство еще более примечательно и может указывать на то, что форма Бхархута была основана именно на столпе Ведики или на общем прототипе». в Хантингтон, Сьюзен Л. (1985). Искусство Древней Индии: буддизм, индуизм, джайнизм . Уэтерхилл. п. 66. ИСБН  978-0-8348-0183-7 .
  41. ^ Jump up to: а б с Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-222. ISBN  978-81-8424-568-4 .
  42. ^ Jump up to: а б с д Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 81.
  43. ^ Jump up to: а б с Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN  978-0-19-005412-0 .
  44. ^ Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 28. ISBN  978-0-19-005412-0 .
  45. ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. стр. 73–74. ISBN  978-1-315-43263-2 .
  46. ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. п. 75. ИСБН  978-1-315-43263-2 .
  47. ^ Jump up to: а б с д Джон Ирвин 1974 , стр. 166–170.
  48. ^ Jump up to: а б с Доктор медицинских наук Харе 1967г .
  49. ^ Агравала, Васудева С. (1977). Гупта Арт Том II .
  50. ^ Айяр, Сулочана (1987). Костюмы и украшения, изображенные на скульптурах музея Гвалиора . Публикации Миттала. п. 13. ISBN  978-81-7099-002-4 .
  51. ^ ВЕННО, Одетта (1958). «Макара в украшении памятников Древней Индии: позиции и функции». Азиатское искусство . 5 (3): 184. JSTOR   43484068 .
  52. ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (2007). На пороге эпохи: искусство в мире докушаны . БРИЛЛ. п. 22. ISBN  978-90-474-2049-1 .
  53. ^ Jump up to: а б с д Эррингтон, Элизабет; Трест, Древняя Индия и Иран; Музей, Фицуильям (1992). Перекресток Азии: трансформация образа и символа в искусстве древнего Афганистана и Пакистана . Древняя Индия и Иранский трест. п. 80 с изображением и описанием того же типа монеты: «Индийский бог Баларама идет влево, держит палицу и плуг». ISBN  978-0-9518399-1-1 .
  54. ^ Эта статуя изображена на рис.51 как одна из статуй, раскопанных в кургане Мора в Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 151–152 и рис.51.
  55. ^ Jump up to: а б с Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 211–214, 308–311 со сносками. ISBN  90-04-10758-4 .
  56. ^ Jump up to: а б Соня Ри Кинтанилья (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ Академик. п. 260. ИСБН  978-90-04-15537-4 .
  57. ^ Jump up to: а б Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре . АВС-КЛИО. стр. 202–203. ISBN  978-1-61069-211-3 .
  58. ^ Людерс, Х. (1937). Индийская эпиграфия Том 24 стр. 199 -200.
  59. ^ Jump up to: а б с Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. п. 171. ИСБН  9789004155374 .
  60. ^ Jump up to: а б Брейси, Роберт (2018). Проблемы хронологии в искусстве Гандхары: материалы первого международного семинара проекта «Связи Гандхары», Оксфордский университет, 23-24 марта 2017 г. Центр исследований классического искусства. Археопресс. Оксфордский университет. стр. 142–143 .
  61. ^ «Жимолость, виноградная лоза, тритон и акант — вот некоторые из эллинистических особенностей». в Шарма, Рамеш Чандра; Госал, Пранати (2004). Буддизм и искусство Гандхары . Индийский институт перспективных исследований. п. 148. ИСБН  978-81-7305-264-4 .
  62. ^ Jump up to: а б с д и ж Гупта, Винай К. Вришнис в древней литературе и искусстве . стр. 80–81.
  63. ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
  64. ^ Кутюр, Андре; Шмид, Шарлотта (2001). «Хариванша, богиня Эканамша и иконография триад Вришни». Журнал Американского восточного общества . 121 (2): 181, изображение тройки на рисунке 1. doi : 10.2307/606559 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   606559 .
  65. ^ Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 130. ИСБН  978-90-04-06498-0 .
  66. ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 131. ИСБН  978-90-04-06498-0 .
  67. ^ Jump up to: а б с Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 132–136, для фотографии стр.138. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756891 .
  68. ^ Jump up to: а б с д Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмидт, Шарлотта (1997). Лес Вайкунтха гупта Матхуры: Вишну или Кришна? . стр. 60–88.
  69. ^ Рис.1 Рис.2 Рис.3 в Шмид, Шарлотта (1997). Вайкунтха Гупта из Матхуры: Вишну или Кришна? . п. 60. Значок бесплатного доступа
  70. ^ Jump up to: а б с д Шмид, Шарлотта (1997). «Лес Вайкунтха гупта де Матхура: Вишну или Кришна?» (PDF) . Азиатское искусство . 52 : 60–88, краткое содержание на английском языке, стр. 80. дои : 10.3406/arasi.1997.1401 .
  71. ^ Jump up to: а б с д Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 74–75.
  72. ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 217. ИСБН  978-90-04-10758-8 .
  73. ^ Jump up to: а б с д и Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111096 .
  74. ^ «Поглощение героя Вришни поклонением вайшнавам происходит очень постепенно. Процессу объединения предшествовал и одновременно с ним возник культ нескольких героев Вришни». Шринивасан, Дорис (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН  978-90-04-06498-0 .
  75. ^ «Самкаршана представлен своей териоморфной формой льва...» в Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. стр. 253–254. ISBN  978-90-04-10758-8 .
  76. ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 241 Примечание 9. ISBN  978-90-04-10758-8 .
  77. ^ «Славный Анируддха должен быть Варахой, спасшим Землю» в Рангараджан, Хариприя (1997). Изображения Варахи в Мадхья-Прадеше: иконографическое исследование . Публикации Сомайи. п. 38. ISBN  978-81-7039-214-9 .
  78. ^ «Анируддха (изображен) в своей териоморфной форме, кабане» в Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 254. ИСБН  978-90-04-10758-8 .
  79. ^ «Вишнудхарммоттара (78.1.1) иногда напрямую отождествляет Прадьюмну с Капилой» Охри, Вишва Чандер; Ханна, Амар Натх; Культура, Департамент языков Химачал-Прадеша (Индия) (1989). История и культура штата Чамба, западно-гималайского королевства: сборник материалов семинара, состоявшегося в Чамбе в 1983 году . Книги и книги. п. 117. ИСБН  9788585016258 .
  80. ^ Лубоцкий, Александр (1996). «Иконография храма Вишну в Деогархе и Вишудхармоттарапурана». Арс Ориенталис . 26:67 . ISSN   0571-1371 . JSTOR   4629500 .
  81. ^ Крамриш, Стелла. Вишнудхармоттара, часть III: Трактат об индийской живописи и создании изображений . Второе исправленное и расширенное издание, Калькутта: Издательство Калькуттского университета, 1928, стр.5.
  82. Вишнудхармоттара Пурана , Книга III, Глава 47 (стр. 69–70) и Книга III, Глава 85 (стр. 113–114).
  83. ^ Jump up to: а б Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN  978-2-84050-464-1 .
  84. ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . БРИЛЛ. п. 78. ИСБН  978-90-04-10789-2 .
  85. ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
  86. ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . БРИЛЛ. п. 78. ИСБН  978-90-04-10789-2 .
  87. ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
  88. ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN  978-2-84050-464-1 .
  89. ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
  90. ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.
  91. ^ Jump up to: а б с Лубоцкий, Александр (1996). «Иконография храма Вишну в Деогархе и Вишудхармоттарапурана». Арс Ориенталис . 26 : 65–80. ISSN   0571-1371 . JSTOR   4629500 .

Источники

[ редактировать ]
  • Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111096 .
  • Джон Ирвин (1974). «Столп Гелиодора в Бесанагаре». Пурататтва . 8 . Археологическое общество Индии (совместное издание «Art and Archeology Research Papers», США): 166–176.
  • доктор медицинских наук Харе (1967). «Обнаружение храма Вишну возле колонны Гелиодора, Беснагар, округ Видиша (МП)». Лалит Кала . 13 : 21–27. JSTOR   44138838 .
  • доктор медицинских наук Харе (1975). «Столп Гелиодора - свежая оценка: ответ». Труды Индийского исторического конгресса . 36 : 92–97. JSTOR   44138838 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8043f2a311d803b567e55f8f9db0cb9__1713293400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/b9/e8043f2a311d803b567e55f8f9db0cb9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vrishni heroes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)