Мауэс
Мауэс Мэвис | |
---|---|
![]() Мауэ едет в доспехах. Как и многие другие индоскифы, Мауэс не писал портретов. | |
Индо-скифский царь | |
Царствование | 98/85 – 60/57 до н. э. |
Супруг | Мачене |
Религия | Греческий индуизм [1] |
Мауэс ( греч .: Μαύης Maúēs ; ΜΑΥΟΥ Мауу (эпиграфический); Харости : 𐨨𐨆𐨀 Мо-а , Курица , [2] называется 𐨨𐨆𐨒 Мо-га , Мога на медной пластине Таксила ; [3] также называется 𐨨𐨅𐨬𐨐𐨁 𐨨𐨁𐨩𐨁𐨐 Ме-ва-ки Ми-йи-ка , Меваки Мийика в надписи с заглавной буквой льва в Матхуре , [4] [5] ) был первым индо-скифским царем, правившим с 98/85 по 60/57 гг. до н.э. [6] Он вторгся в Индию и установил гегемонию саков , завоевав индо-греческие территории. [7]
Имя
[ редактировать ]Имя Мауэса, в первую очередь засвидетельствованное на его монетах, встречается под гандхарской формой Моа ( 𐨨𐨆𐨀 ) и древнегреческой формой Маус ( Μαύης ), [2] оба они являются вариантами одного и того же скифско- сакского языкового имени * Мава , означающего «тигр» и «герой». [8]
Другая форма имени Мауэса появляется на медной пластине Таксилы как Мога ( 𐨨𐨆𐨒 ), [3] которое является гандхарским производным от сакского имени * Маука , которое также означает «тигр» и «герой». [8]
В надписи с заглавной львиной буквы в Матхуре Мауэс упоминается как Меваки Мийика ( 𐨨𐨅𐨬𐨐𐨁 𐨨𐨁𐨩𐨁𐨐 ), [4] [5] который состоит из Меваки , происходящего от Сака * Мавьяка , что означает «тигр», и Мийика , от Сака * маяка , что означает «процветающий». [9]
Они говорят
[ редактировать ]
Саки парни и/или родственные им ( основавшие Парфянскую империю ) и скифы были кочевым восточноиранским народом .
Саки из Сакастана разгромили и убили парфянского царя Фраата II в 126 г. до н. э. Индо-скифы обосновались в Инде около 88 г. до н. э., в конце правления Митридата II, царя Парфии . Саки и пехлевы стали тесно связаны во время миграции саков. Это можно продемонстрировать из различных источников, таких как принятие имен и титулов. Мауэс принял титул «Великий король царей», расширенную версию традиционного персидского королевского титула.
Кампании Мауэса
[ редактировать ]Мауэс — первый зарегистрированный правитель саков в Инде. Впервые он упоминается в надписи Мога :
- «В семьдесят восьмом, 78-м году, Великий Царь, Великий Мога, в пятый, 5-й день месяца Панемос, в этот первый, Кшахарата и Кшатрапа Чухсы – Лиака Кусулука по имени – его сын Патика – в городе Такшасила..." [10]
Маус, возможно, упоминается в надписи Майра на Соляном хребте в Пакистане как «Моаса». [11]
Мауэс значительно расширил свои владения, завоевав ключевые города вдоль реки Инд. Это включало захват Таксилы в Пенджабе и Гандхары столицы Пушкалавати у Индо-греческих королевств . [12] Мауэс перечеканил монеты, принадлежащие Архебиусу , а также Аполлодоту II в Таксиле.
саки распространили свою власть до Матхуры . Во время его правления [12]
Маршрут вторжений
[ редактировать ]Когда именно и при каких обстоятельствах Мауэс прибыл в Индию, неизвестно, но об изгнании скифских (сака/сайских) народов из Средней Азии упоминается в « Хань Шу» , где в качестве причины указывается их противостояние с Та Юэ-чжи . сами подвергаются вынужденной миграции . Утверждается, что «когда Та Юэ-чжи повернул на запад, разгромил и изгнал короля Саи, последний двинулся на юг и переправился через Подвесной переход». То, что этот путь (с Памира в долину Гилгит ) использовался во времена Мауэса, подтверждается обнаружением в районе Чилас /Гилгит надписей, носящих его имя ( Дани , 1983 и 1995, стр. 52, 55). [13]
Монеты
[ редактировать ]

Мауэс выпустил совместные монеты с упоминанием королевы Мачене («ΜΑΧΗΝΗ»). Мачене, возможно, была дочерью одного из индо-греческих домов. [14]
Индо-греческий царь Артемидор также выпускал монеты, на которых называл себя «Сыном Мауэса».
Буддийские монеты
[ редактировать ]Некоторые монеты Мауэса, отчеканенные в соответствии с индийским квадратным стандартом, по-видимому, изображают короля в сидячем положении, скрестив ноги. Это может представлять самого Мауэса или, возможно, одно из его божеств. Было высказано предположение, что это также может быть одно из первых изображений Будды на монете в районе, где в то время процветал буддизм , но сидящий персонаж, кажется, держит меч горизонтально, что подтверждает гипотезу изображения. самого короля Мауэса.
Кроме того, Мауэс отчеканил несколько монет с буддийской символикой, например, лев, символ буддизма со времен Маурьев царя Ашоки .
Символизм льва был также принят буддийским индо-греческим царем Менандром II . Поэтому Мауэс, вероятно, поддерживал буддизм , хотя неясно, искренне или по политическим мотивам. Его монеты также включали множество других религиозных символов, таких как бык Шивы , что указывает на широкую религиозную терпимость.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Упадок и падение индусов: Книга о возрождении Индии
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Перси (1886). Монеты греческих и скифских царей Бактрии и Индии в Британском музее . Лондон: Gilbert & Rivington Ltd., 68–72 стр . . ISBN 978-0-900-83452-3 .
- ^ Jump up to: а б 1929 , стр XXIX , 23-29 . Конов , 45 .
- ^ Jump up to: а б 1929 , стр. , ТАБЛИЦА 30-49 Конов VIII .
- ^ Jump up to: а б Томас, ФРГ (1907–1908). Хульч, Э .; Конов, Стен (ред.). Эпиграфия Индика . Том. 9. Калькутта: Офис суперинтенданта государственной печати, Индия. стр. 135 - 147 .
- ^ Газерани 2015 , с. 15.
- ^ Величие Гандхары, Рафи-ус Самад, Algora Publishing, 2011, стр. 64-6.
- ^ Jump up to: а б Харматта 1999 , стр. 410 .
- ^ Харматта 1999 , стр. 412 .
- ^ «Надпись Мога» . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 г. Проверено 29 октября 2006 г.
- ^ Харматта 1999 , стр. 193 .
- ^ Jump up to: а б Сагар, Кришна Чандра (1992). Иностранное влияние на Древнюю Индию . Северный книжный центр. ISBN 9788172110284 .
- ^ «ИНДО-СКИФСКАЯ ДИНАСТИЯ – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ RC Senior «Индо-скифские монеты и история», Том IV, стр.xxxvi.
Источники
[ редактировать ]- Газерани, Саги (2015). Эпосный цикл Систани и национальная история Ирана: на задворках историографии . БРИЛЛ. стр. 1–250. ISBN 9789004282964 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2016). «Династические связи в Империи Аршакидов и происхождение Дома Сасанов» . В Кертисе, Веста Сархош; Пендлтон, Элизабет Дж.; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж (ред.). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Книги Оксбоу. ISBN 9781785702082 .
- Резахани, Ходадад (2017). «Восточный Иран в поздней античности». Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 9781474400305 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 . ( требуется регистрация )
- Харматта, Янус (1999). «Языки и письменность в Греко-Бактрии и Сакских царствах» В Харматте, Джон ; Пури, Б.Н. ; Этемади, Г. Ф. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии Том. 2. Дели: Издательство Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-8-120-81408-0 .
- Конов, Стен (1929). Надписи Хароштхи: за исключением надписей Ашоки . Калькутта: Центральное издательское отделение правительства Индии.