Бахрам I
Бахрам I 𐭥𐭫𐭧𐭫𐭠𐭭 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [ а ] | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 271 июня – 274 сентября. |
Предшественник | Хормизд I |
Преемник | Бахрам II |
Умер | Сентябрь 274 |
Проблема | Бахрам II Хормизд I Кушаншах |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Шапур I |
Религия | Зороастризм |
Бахрам I (также пишется Варам I или Варахран I ; среднеперсидский : 𐭥𐭫𐭧𐭫𐭠𐭭 ) был четвертым сасанидским королем царей Ирана с 271 по 274 год . Он был старшим сыном Шапура I ( годы правления 240–270 ) и сменил своего брата Хормизда. Я ( р. 270–271 ), правивший год.
Правление Бахрама I ознаменовало конец сасанидской терпимости к манихейству , и в 274 году при поддержке влиятельного зороастрийского священника Картира он Мани заключил в тюрьму и казнил . Правление Бахрама I прошло без происшествий. Ему наследовал его сын Бахрам II .
Имя
[ редактировать ]Теофорное имя «Бахрам» ( بهرام یکم ) — это новоперсидская форма среднеперсидского Warahrān ( также пишется Wahrām ), которое происходит от древнеиранского Vṛθragna . [ 1 ] Авестийским . эквивалентом было Веретрагна , имя древнеиранского бога победы, а парфянской версией было * Warθagn [ 1 ] Имя транслитерируется по -гречески как Баранес . [ 2 ] тогда как армянская транслитерация — Ваагн/Врам . [ 1 ] Имя засвидетельствовано на грузинском языке как Барам. [ 3 ] и латынь как Vararanes . [ 4 ]
Жизнь до его воцарения
[ редактировать ]Бахрам I был старшим сыном Шапура I , второго шаха Сасанидской империи. У него было три младших брата: Хормизд-Ардашир , Нарсе и Шапур Мешаншах . Хотя Бахрам I был старшим из сыновей Шапура, он был ниже своих братьев, вероятно, из-за скромного происхождения его матери: она была либо несовершеннолетней королевой, либо наложницей . [ 5 ] [ 6 ] Во время правления Шапура Бахрам I занимал должность губернатора недавно завоеванного региона Гилян , расположенного на юго-западном берегу Каспийского моря . [ 7 ] [ 8 ] Он носил титул Гелан Шах («король Гилана»). Он упоминается в надписи на стене Кааба-е Зартошт в Накше-Ростаме недалеко от Персеполя на юге Ирана, которую Шапур I создал, чтобы восхвалять своих сыновей, называя их имена и титулы. [ 8 ]
Шапур I умер в 270 г., и ему наследовал Хормизд-Ардашир (который стал известен как Хормизд I), который правил с мая 270 г. до своей смерти в июне 271 г. Бахрам I, который никогда не рассматривался его кандидатом на престолонаследие. отец, вознесся с помощью могущественного зороастрийского жреца Картира . [ 9 ] Затем он заключил соглашение с Нарсе, который согласился отказаться от своего права на трон в обмен на пост губернатора важной приграничной провинции Армении , которая постоянно была источником войны между Римской и Сасанидской империями. [ 5 ] Тем не менее вполне вероятно, что, несмотря на это соглашение, Нарсе по-прежнему считал Бахрама узурпатором . [ 9 ]
Царствование
[ редактировать ]Предыдущие сасанидские шахи, включая Шапура I, проводили политику религиозной терпимости по отношению к незороастрийским меньшинствам в империи. Восхищаясь учениями своей религии и поощряя зороастрийское духовенство, Шапур I позволил евреям , христианам , буддистам и индуистам свободно исповедовать свою религию. [ 10 ] Он также был дружелюбен к Мани , основателю манихейства , которому разрешалось свободно проповедовать и даже выступать в качестве эскорта в военных экспедициях Шапура. [ 10 ] После восшествия на престол Бахрама I, роста авторитета зороастрийского духовенства и усиления влияния Картира ситуация изменилась. Когда Мани прибыл в город Гундишапур, там поднялся шум, такой же, как при въезде Иисуса в Иерусалим . [ 11 ] После протестов Картира и других зороастрийских священников Бахрама I убедили заключить в тюрьму Мани, приговоренного к смертной казни в 274 году. [ 12 ] [ 9 ]
За смертью Мани последовало преследование его последователей со стороны Картира и зороастрийского духовенства, которые выступили против религиозных меньшинств королевства, чтобы усилить и распространить свое влияние. [ 10 ] Зороастрийскому духовенству Мани представлялся разнородным философом и угрожающим язычником, который представлял смутное представление о зороастризме, запятнанное еврейскими, буддийскими и христианскими идеями. [ 10 ] При поддержке Бахрама I Картир заложил основы зороастрийской государственной церкви. [ 9 ] [ 10 ] что привело к тому, что в сасанидских источниках Бахрам аплодировал как «доброжелательный и достойный король». [ 9 ] Тем не менее Бахрам I был, как и его предшественники, «теплым зороастрийцем». [ 13 ]
Бахрам I умер в сентябре 274 года, и ему наследовал его сын Бахрам II . [ 9 ] Другой сын Бахрама I, Хормизд I Кушаншах , правил Кушано-Сасанидским царством на востоке, а позже возглавил восстание против Бахрама II, которое потерпело неудачу. [ 14 ] Линия Бахрама I продолжала править Сасанидской империей до 293 года, когда Нарсе сверг внука последнего Бахрама III и провозгласил себя новым шахом. [ 5 ] Таким образом, линия перешла к Нарсе и его потомкам, которые продолжали править империей до ее падения в 651 году. [ 15 ]
Чеканка монет, внешний вид и привычки
[ редактировать ]При Бахраме I реверс монет был изменен обратно на версию, отчеканенную во время правления Шапура I, при этом два служителя повернулись спиной к огненному алтарю , а не лицом к нему. [ 16 ] На лицевой стороне монет Бахрама I он изображен в характерной короне ангельского божества Митры ; головной убор, украшенный лучеобразными шипами. [ 9 ] Монета Бахрама, по-видимому, была отчеканена в Балхе в Бактрии , что делает ее первой имперской сасанидской монетой (т.е. не кушано-сасанидской ), отчеканенной в бывших владениях Кушанской империи , и подтверждает прямое сасанидское правление в регионе при Бахраме I. [ 17 ] В утерянной Книге портретов сасанидских царей Бахрам I изображался «стоящим, держащим копье в правой руке и опирающимся на меч в левой, одетым в красное платье, брюки и золотую корону, увенчанную небесно-голубым венцом». глобус». [ 9 ]
Бахрам I увлекался битвами, охотой и пиршествами, которые считал праведными. [ 9 ]
Скальный рельеф
[ редактировать ]Следуя прецеденту Ардашира I и Шапура I, Бахрам I вырезал на скале изображение своего восшествия на престол . Он был изображен верхом на коне, принявшим диадему царской власти от зороастрийского верховного бога Ахура Мазды , который также изображен сидящим на лошади. [ 9 ] надпись . среднеперсидская На рельефе написана [ 9 ] По словам археолога Эриха Шмидта , рельеф является «самым привлекательным с художественной точки зрения образцом сасанидской наскальной скульптуры». [ 9 ] Когда Нарсе взошел на трон в 293 году, он изменил рельеф на скале, заменив имя Бахрама своим собственным. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Король королей иранцев и неиранцев».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Wiesehöfer 2018 , стр. 193–194.
- ^ Рэпп 2014 , с. 203.
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис 1971 , с. 945.
- ^ Jump up to: а б с Вебер 2016 .
- ^ Фрай 1983 , с. 127.
- ^ Фрай 1983 , стр. 121–122.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шахбази 1988 , стр. 514–522.
- ^ Jump up to: а б с д и Киа 2016 , с. 234.
- ^ Дарьяи 2009 , с. 74.
- ^ Дарьяи 2009 , стр. 74–75.
- ^ Скьярво 2011 , стр. 608–628.
- ^ Шахбази 2004 .
- ^ Шахбази 2005 .
- ^ Кертис и Стюарт 2008 , стр. 24–25.
- ^ Кертис и Стюарт 2008 , с. 25.
Источники
[ редактировать ]- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2008). Сасанидская эпоха . ИБ Таурис. ISBN 978-1845116903 .
- Дарьяи, Турадж (2009). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . IBTauris & Co. Ltd. ISBN 978-1-85043-898-4 .
- Фрай, Ричард Нельсон (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-20092-Х .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО . ISBN 978-1610693912 . (2 тома)
- Мартиндейл-младший; Джонс, AHM; Моррис, Дж. (1971). Просопография Поздней Римской империи: Том 1, 260–395 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521072335 .
- Несколько авторов (1988). «Бахрам». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 5 . стр. 514–522.
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1472425522 .
- Шахбази, А. Шапур (1988). «Бахрам I » Энциклопедия Ирана, Том. III, Фаск. 5 . стр. 100-1 514–522.
- Шахбази, А. Шапур (2004). «Хормозд Кушаншах» . Иранская энциклопедия .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Английская династия» . Иранская энциклопедия .
- Скьярво, Prods Oktor (2011). «Картир» . Энциклопедия Ираника, Том. XV, Фаск. 6 . стр. 608–628.
- Вебер, Урсула (2016). «Нарсе» . Энциклопедия Ираника .
- Визехёфер, Йозеф (2018). «Бахрам I» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 . (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Яр-Шатер, Эхсан (ред.). История Аль-Табари . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. (40 томов)
- Роулинсон, Джордж (1875). «Глава XXII» . Семь великих монархий древнего восточного мира . Том. III. Ноттингемское общество.