Хормизд IV
Хормизд IV 𐭠𐭥𐭧𐭥𐭬𐭦𐭣 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [а] | |
![]() | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 579–590 |
Предшественник | Khosrow I |
Преемник | Бахрам Чобин (король-соперник) Хосров II (преемник) |
Рожденный | в. 540 |
Умер | Июнь 590 г. (49–50 лет) Ктесифон |
Супруг | Неназванная Испабудхан дворянка Неназванная христианская дворянка |
Проблема | Хосров II Безымянная дочь |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Khosrow I |
Мать | Хазарская принцесса |
Религия | Зороастризм |
Хормизд IV (также пишется Хормозд IV или Ормазд IV ; среднеперсидский : 𐭠𐭥𐭧𐭥𐭬𐭦𐭣 ) был сасанидским царем царей Ирана с 579 по 590 год . Он был сыном и преемником Хосрова I ( годы правления 531–579 ), а его мать была Хазарская принцесса.
Во время своего правления Хормизд IV устроил резню высшей аристократии и зороастрийского духовенства, одновременно поддерживая землевладельцев ( дехканов ). Его правление было отмечено постоянными войнами: на западе он вел долгую и нерешительную войну с Византийской империей , которая продолжалась со времен правления его отца; а на востоке иранский генерал Бахрам Чобин успешно сдержал и разгромил Западно-Тюркский каганат во время Первой персидско-тюркской войны . Также во время правления Хормизда IV династия Хосроидов в Иберии была упразднена. После переговоров с иберийской аристократией и получения их поддержки Иберия была успешно включена в состав Сасанидской империи.
Завидуя успехам Бахрама на востоке, Хормизд IV опозорил его и уволил, что привело к восстанию под руководством Бахрама, которое ознаменовало начало Сасанидской гражданской войны 589–591 годов . Другая фракция, возглавляемая двумя другими недовольными дворянами, Вистамом и Виндуйихом , свергла и убила Хормизда IV и возвысила его сына Хосрова II новым королем ( шахом ).
Хормизд IV отличался религиозной терпимостью , отвергая призывы зороастрийского духовенства преследовать христианское население страны . Современные источники обычно считали его тиранической фигурой из-за его политики. Современная историография представляет более мягкий взгляд на него и считает его правителем из лучших побуждений, который стремился продолжить политику своего отца, хотя и чрезмерно амбициозно.
Этимология
[ редактировать ]Хормизд (также пишется Ормазд , Хормозд ) — среднеперсидский вариант имени верховного божества в зороастризме , известного в Авестии как Ахура Мазда . [1] Древнеперсидский Аурамазда эквивалент — Хормиздас , греческая транслитерация — . а [1] [2] Имя засвидетельствовано на армянском языке как Ормизд и на грузинском языке как Урмизд . [3] [4]
Родословная
[ редактировать ]
Хормизд был сыном Хосрова I , одного из самых знаменитых сасанидских шахов . источники и современные ученые связывают деда Хормизда по материнской линии с Истеми , хаганом тюркским Восточные , который вступил в союз с Хосровом I в ок. 560 г., чтобы положить конец эфталитам , чего две союзные державы добились в битве при Гол-Зарриуне . [5] Хосров I получил в жены дочь Истеми, которая, как сообщается, родила Хормизда. [6] называется Торкзадом(а) Таким образом, Хормизд в Шахнаме , или «сыном тюрка». [6] Однако это отвергается иранологом Шапуром Шахбази , который назвал такие отношения «хронологической трудностью» из-за источников, в которых упоминается, что Хормизд был послан своим отцом для сдерживания угрозы, исходящей от Истеми, после раздела территории эфталитов между сасанидами. и турки. [6]
Историки считают более правдоподобным, что Хормизд родился около 540 г.: его сын Хосров II , таким образом, родился в ок. 570 . [6] [7] VII века Армянский историк Себеос назвал мать Хормизда «дочерью тюркского хагана» и называл ее Кайен, в то время как Масуди называл ее Факом, заявляя, что она была дочерью правителя хазар . [6] Шахбази поддержал немецкого востоковеда Йозефа Маркварта в его выводе о том, что дед Хормизда по материнской линии был хаганом хазар (которых в других источниках часто называют тюрками), [6] и что Себеос называл мать Хормизда по имени (или титулу) ее отца. [6] Средневековый иранский географ Ибн Хордадбе также упомянул Хосрова I и хазарского царя, организовавших бракосочетание дочерей друг друга. [6] Таким образом, Хормизд был не только потомком уважаемого Хосрова I из правящей семьи Ирана, но также принадлежал к царской тюркской династии, которая, по словам Себеоса, «сделала Хормизда даже более великим, чем его предки по отцовской линии, и в равной степени более великим и диким, чем его материнская родственники". [6]
Политика и личность
[ редактировать ]
Хосров I, зная, что Хормизд показал себя как достойный лидер, назначил Хормизда своим наследником. [6] Решение было также политически мотивированным, поскольку материнская линия Хормизда имела благородное происхождение, в то время как матери других сыновей Хосрова I были более низкими. [6] Хормизд взошел на престол в 579 году: согласно повествованиям, вошедшим в историю ат-Табари , Хормизд был хорошо образован и полон добрых стремлений доброты к бедным и слабым. [8] Он, казалось бы, был менее воинственным, чем его предшественники, но был достаточно решителен, чтобы продолжить свои реформы. [9] Похоже, он изо всех сил старался продолжить политику своего отца, поддерживая землевладельцев ( дехканов ) против аристократии и защищая права низших классов, а также пресекая попытки зороастрийского духовенства восстановить свои права. [10] Однако он прибегал к казням, чтобы поддержать политику своего отца, и в результате стал объектом враждебности со стороны зороастрийцев. [10] Он отклонил призыв духовенства преследовать христианское население, заявив о своем желании, чтобы «все его подданные могли свободно исповедовать свою религию». [6] Сообщается, что он убил многих членов духовенства, в том числе самого главного священника ( косившего ). [6]
Он обострил свои отношения с аристократией, убив тысячи из них. [6] При отце Хормизда многие были выдающимися деятелями, например, знаменитый министр последнего ( wuzurg framadar ) Бозоргмер ; военачальник ( спахбед ) Хорасана ; -Бурзен Чихр спахбед Бахрам Немроза ; , -и Мах Адхар уважаемый сановник Изадгушасп ; спахбед , юго-запада (Хварваран) Шапур, дворянин из Испабудхана отец Вистама ; Виндуйих ; и неназванная дочь, на которой женился Хормизд. [11] [12] Хормизд сам был родственником этой семьи, а его бабушка по отцовской линии была сестрой Бави , отца Шапура. [13] Хормизд был не первым сасанидским шахом, убившим близкого родственника из семьи Испахбудхан: его отец Хосров I приказал казнить Бави в начале 530-х годов. [14] Тем не менее, испабудханы продолжали пользоваться таким высоким статусом, что были признаны «родственниками и партнерами сасанидов», а Вистам был назначен Хормиздом преемником своего отца. [12] [11]
Таким образом, из-за преследований знати и духовенства Хормизд в персидских источниках стал восприниматься враждебно. [6] [15] В этом не было ничего необычного: сасанидский правитель V века Йездигерд I изображается в персидских источниках очень негативно из-за его терпимой политики по отношению к своим незороастрийским подданным и его отказа подчиняться требованиям аристократии и духовенства, в результате чего он стал известен как «грешник». [16] Хотя в средневековых источниках Хормизд был встречен враждебно, в современных источниках он изображается в более позитивном свете. Немецкий востоковед Теодор Нельдеке считал негативное изображение Хормизда необоснованным и считал шаха «правителем из лучших побуждений, который намеревался сдерживать дворянство и духовенство и облегчить бремя низших классов: его усилия были в целом оправданы». , но печальный результат показывает, что он был не тем человеком, который мог бы достичь таких высоких целей мирно и компетентно». [6] Современный историк Майкл Боннер утверждает, что «персидская царская традиция подвергла Хурмазда позору, а основные черты его правления были искажены». [17]
Война против византийцев
[ редактировать ]
От своего отца Хормизд унаследовал продолжающуюся войну против Восточно-Римской (Византийской) империи . Мирные переговоры только что начались с императором Тиберием II , который предложил отказаться от всех претензий на Армению и обменять оккупированную Византией Арзанину на оккупированную Ираном Дару (которая была важным византийским оплотом). [6] [18] Хормизд, однако, далее потребовал уплаты ежегодной дани, которая взималась во время правления Юстиниана I ( годы правления 527–565 ), и, таким образом, стал причиной прекращения переговоров. [19] никакой кампании в Месопотамии Из-за переговоров ни одна из империй не предприняла , однако они продолжали конфликтовать в Армении, где Вараз Взур сменил Тамхосрова на посту нового сасанидского губернатора Армении. [20]
Византийцы добились успеха в своих усилиях, обеспечив примечательную победу под командованием Кура и Иоанна Мистакона , хотя также потерпели поражение от сасанидов. [20] В начале 580 года клиенты и вассалы сасанидов — Лахмиды — потерпели поражение от рук Гасанидов , вассалов византийцев. [20] В том же году византийская армия разорила Гарамиг уд Нодардашираган , дойдя до Мидии . [21] [6] Примерно в то же время умер Бакур III , сасанидский царь-клиент Иберии , оставив после себя двух несовершеннолетних сыновей. Хормизд воспользовался ситуацией, упразднив Иберийскую монархию, т. е. династию Хосроидов . Наместником Кавказской Албании он назначил своего сына Хосрова , который вел переговоры с иберийской аристократией и заручился их поддержкой, столь успешно включив страну в состав Сасанидской империи. [21] [7] [22]
В следующем году (581 г.) амбициозная кампания византийского полководца Мориса при поддержке сил Гассанидов под командованием аль-Мундхира III была нацелена на сасанидскую столицу Ктесифон . Объединенные силы двинулись на юг вдоль реки Евфрат в сопровождении флота кораблей. Армия штурмовала крепость Аната и двинулась дальше, пока не достигла региона Бет-Арамайе в центральной Месопотамии, недалеко от Ктесифона. Там они обнаружили разрушенный иранцами мост через Евфрат. [23] [24] В ответ на наступление Мориса иранскому генералу Адармахану было приказано действовать в северной Месопотамии, угрожая линиям снабжения византийской армии. [25] Адармахан совершил набег на Осроен и успешно захватил ее столицу Эдессу . [26] Затем он двинул свою армию к Каллиникуму на Евфрате. Поскольку возможность похода на Ктесифон исчезла, Морис был вынужден отступить. Отступление было трудным для уставшей армии, и Морис и аль-Мундхир обменялись взаимными обвинениями в провале экспедиции. Однако они сотрудничали, вынудив Адармахана отступить, и победили его при Каллиникуме. [27]
Впоследствии Тиберий попытался возобновить переговоры, отправив Захарию на границу, чтобы встретиться с Андиганом. [28] Переговоры снова прервались после того, как Андиган попытался оказать на него давление, привлекая внимание находящегося поблизости иранского контингента во главе с Тамхосровом. [28] В 582 году Тамхосров вместе с Адармаханом вторгся на территорию Византии и направился к городу Константина . Морис, ожидавший и готовившийся к такому нападению, в июне 582 г. сразился с иранцами за городом. Иранская армия потерпела тяжелое поражение, а Тамхосров был убит. [29] [28] Вскоре после этого ухудшение физического состояния Тиберия вынудило Мориса немедленно вернуться в Константинополь , чтобы принять корону. [6] Тем временем Иоанн Мистакон, сменивший Мориса на посту командующего Востоком, атаковал сасанидов в месте слияния Нимфиуса и Тигра , но был разбит иранским генералом Кардариганом . [30]

В 583 году целью иранской армии было отбить крепость Афумон была захвачена Морисом в 578 году , которая . Римская граница. Это отвлекло внимание иранских солдат в Афумоне, которые пошли на помощь Акбасу. Однако к концу года римляне разрушили крепость. [30] [31] Затем Хормизд запросил мира: в 584 году иранский посол прибыл в Константинополь, а римский посол прибыл в Ктесифон. Однако переговоры вновь прервались. [31] Примерно в то же время Филиппик был назначен новым командующим Востока. [30]
В 585 году Кардариган перешёл в наступление, осадив византийскую базу Монокартон . Осада провалилась, и затем он двинулся на север, к Мартирополю , базе Филиппика; однако после разграбления церкви Иоанна Крестителя недалеко от города он вернулся на территорию Ирана, скорее всего, в Армению. Весной 586 года Хормизд еще раз предпринял попытку заключить мир и отправил Махбода на переговоры с Филиппиком в Амиду . Однако переговоры снова прервались после того, как иранцы потребовали золото в обмен на мир. [30] [32] Вскоре после этого иранские войска под предводительством Кардаригана, Афраата и Махбода потерпели тяжелое поражение от византийцев в битве при Солахоне . [33] За победой последовали разрушительные набеги на Кордуэну и Арбайстан . В следующем году новый полководец востока Ираклий Старший захватил три крепости близ Дары. [34] Иранцы воспользовались разногласиями в римской армии между 588 и 589 годами и сумели успешно занять Мартирополь в 589 году с помощью римского офицера- перебежчика . [35]
Тюркские вторжения на восток
[ редактировать ]
В 588 году тюркский каган Багха-Каган (известный в персидских источниках как Сабе/Саба) вместе со своими подданными - эфталитами вторгся на сасанидские территории к югу от Окса , где они атаковали и разгромили сасанидских солдат, дислоцированных в Балхе . Завоевав город, они приступили к взятию Талакана , Бадгиса и Герата . [36] Вторжение было нарушением договора, заключенного Хосровом I и каганом Истеми, согласно которому Оксус был границей между империями. [36] На военном совете Бахрам Чобин из парфянской семьи Михранидов был выбран, чтобы возглавить армию против них, и получил пост губернатора Хорасана . Армия Бахрама, предположительно состоящая из 12 000 тщательно отобранных всадников, [37] устроил засаду на большую армию турок и эфталитов в апреле 588 года в битве при Гирканской скале. [38] К 589 году он дал отпор туркам и триумфально вошел в Балх, где захватил тюркскую сокровищницу и золотой трон кагана. [39] Затем он переправился через реку Окс и одержал решительную победу над турками, лично убив Багха-Кагана выстрелом из стрелы. [37] [40] Ему удалось дойти до Байканда, недалеко от Бухары , а также сдержать нападение сына погибшего кагана Бирмудхи, которого Бахрам взял в плен и отправил в Ктесифон. [39]

Бирмудха был хорошо принят там Хормиздом, который сорок дней спустя отправил его обратно в Бахрам с приказом отправить тюркского принца обратно в Трансоксиану. [39] Сасаниды теперь владели сюзеренитетом над согдийскими городами Чач и Самарканд , где Хормизд чеканил монеты. [39] [б] Эта победа на короткое время сделала Иран верховной державой на Ближнем Востоке , и этот подвиг долгое время упоминался в персидских историях. [41] После великой победы Бахрама над тюрками его отправили на Кавказ для отражения вторжения кочевников, возможно, хазар, где он и одержал победу. Он снова был назначен командующим сасанидскими войсками против византийцев и успешно разгромил византийские войска в Грузии . Однако затем он потерпел незначительное поражение от византийской армии на берегах Араса . Хормизд, завидовавший Бахраму, использовал это поражение как предлог, чтобы уволить его с должности и унизить. [42] [37]
Согласно одному источнику, Бахрам стал предметом ревности со стороны других после его победы над турками. Министр Хормизда Азен Гушнасп , который, как сообщается, завидовал Бахраму, обвинил его в том, что он оставил лучшую часть добычи себе и отправил лишь небольшую часть Хормизду. [43] По другим источникам, подозрения Хормизда вызвали Бирмудха или придворные. [43] Тем не менее, Хормизд не мог терпеть растущую славу Бахрама и, таким образом, опозорил его и отстранил от должности за то, что он якобы оставил часть добычи себе. Более того, Хормизд послал ему цепь и веретено, чтобы показать, что он считает его скромным рабом, «таким же неблагодарным, как женщина». [37] В ярости Бахрам, который все еще находился на востоке, восстал против Хормизда. [37] Версия о восстании Бахрама после его поражения от византийцев была поддержана Нёльдеке в 1879 году. Однако источник, найденный десять лет спустя, подтвердил, что восстание Бахрама действительно произошло, когда он еще находился на востоке. [37]
Гражданская война
[ редактировать ]
Благодаря его благородному статусу и большим военным знаниям солдаты Бахрама и многие другие присоединились к восстанию. [37] что ознаменовало начало Сасанидской гражданской войны 589–591 гг . Затем Бахрам назначил нового губернатора Хорасана, а затем отправился в Ктесифон. [37] Легитимность Дома Сасанов была установлена на том основании, что ореол царской власти, хварра , был передан первому сасанидскому шаху Ардаширу I ( годы правления 224–242 ) и его семье после завоевания последним Парфянской империи. (также известные как Аршакиды). [44] Однако теперь это было оспорено Бахрамом, что стало первым случаем в истории Сасанидов, когда парфянская династия бросила вызов легитимности Сасанидской семьи, подняв восстание. [45] [44]
Он начал распространять слухи, основанные на отрывке из зороастрийской священной книги Бундахишн, в котором говорилось, что к концу тысячелетия Зороастра «придет человек с границ Кавулистана , с которым будет слава, в том числе и царского рода, которого они назовут Кая Бахрама; и все люди вернутся с ним, и он будет править даже Индией, Римом и Туркестаном, над всеми границами». [46] [37] Действительно, сасаниды ошибочно отождествили эпоху Зороастра с эрой Селевкидов ( 312 г. до н.э.), что поставило жизнь Бахрама почти на конец тысячелетия Зороастра. Поэтому многие приветствовали его как обещанного спасителя Кея Бахрама Варджаванда. [37] Стих в « Шахнаме», по-видимому, указывает на то, что Бахрам провозгласил себя олицетворением огня бога Солнца Митры и что он поклялся восстановить религию и традиции своих предков, Аршакидов. [46]
Хормизд послал отряд под командованием Сарамеса Старшего , чтобы арестовать Бахрама. Однако он потерпел поражение от последнего, который заставил его насмерть затоптать слона . [47] Маршрут, выбранный Бахрамом, предположительно, проходил через северный край Иранского нагорья , где в 590 году он отразил финансируемое Византией нападение иберов и других на Адурбадаган и потерпел незначительное поражение от византийских войск, задействованных в Закавказье. [7] Затем он двинулся на юг Мидии , где летом обычно проживали сасанидские монархи, включая Хормизда. [7] Затем Хормизд отправился к реке Великий Заб , чтобы перерезать сообщение между Ктесифоном и иранскими солдатами на византийской границе. [7] Примерно в это же время солдаты, находившиеся за пределами Нисибиса , главного города в северной Месопотамии, восстали против Хормизда и принесли клятву верности Бахраму, когда достигли города. [7] [48]
Влияние и популярность Бахрама продолжали расти: силы сасанидских лоялистов, отправленные на север против иранских повстанцев в Нисибисе, были наводнены повстанческой пропагандой. [7] Силы лоялистов в конечном итоге также восстали и убили своего командира Чубриаданеса, в результате чего положение Хормизда стало неустойчивым. [7] [49] Затем он послал посла, чтобы успокоить Бахрама, а сам начал подготовку к сбору королевских сокровищ, разрушению моста через Тигр и укрытию в аль-Хире , столице Лахмидов . [48] [7] Новые сасанидские силы были отправлены под командованием генерала Фаррухана для борьбы с Бахрамом. Незадолго до ухода армии Хормизд одобрил просьбу Фаррухана. Он попросил короля освободить аристократического пленника по имени Задспрам, которого он считал важной фигурой в своих усилиях против Бахрама. [50] Силы Фаррухана и Бахрама столкнулись друг с другом у Великого Заба, но не атаковали из-за неуверенности в возможности пересечь реку. Фаррухан, возможно, надеялся, что войска Бахрама покинут последнего; вместо этого, однако, его покинул Задспрам, а затем, в конечном итоге, некоторые из его офицеров, которые убили его. [50] [51]
Свержение и смерть
[ редактировать ]
Хормизд во время своего пребывания в Ктесифоне был свергнут в результате, казалось бы, бескровной дворцовой революции своими зятьями Вистамом и Виндуйихом , которые, по словам сирийского писателя Иисуса Навина Столпника , оба «одинаково ненавидели Хормизда». [7] [11] Они приказали ослепить Хормизда раскаленной иглой и посадить на трон его старшего сына Хосрова II (который приходился им племянником по материнской линии). [52] [7] В июне два брата задушили Хормизда его собственным тюрбаном . [53]
По мнению византийского историка 7-го века Теофилакта Симокатты , Хосров II был причастен к убийству своего отца, в то время как мусульманский историк 9-го века Абу Ханифа Динавари , который основывал свой отчет на ныне утерянном среднеперсидском труде «Книга Бахрама Чобина» , не касается Хосрова II. Себеос, враждебно настроенный по отношению к Хосрову II, также не обвиняет его в отцеубийстве . Однако пропаганда, распространяемая Бахрамом, осуждала Хосрова II за смерть его отца. Современный историк Майкл Боннер скептически относится к рассказу Теофилакта, который, по его мнению, содержит хронологические проблемы. [54] Бахрам продолжил свой марш на Ктесифон, теперь уже под предлогом того, что он хочет отомстить за Хормизда. [39] Смерть Хормизда продолжала вызывать споры: несколько лет спустя Хосров II приказал казнить как своих дядей, так и других дворян, приложивших руку к убийству его отца. [7] Несколько десятилетий спустя Хосров II, после того как его сын Кавад II был свергнут в результате переворота , был обвинен в цареубийстве против своего отца. [55]
Религиозная политика и убеждения
[ редактировать ]Хормизд, как и все другие сасанидские правители, был приверженцем зороастризма. [56] Начиная с V века, сасанидские монархи были осведомлены о значении религиозных меньшинств в королевстве и в результате пытались объединить их в структуру управления, где в соответствии с правовыми принципами ко всем относились бы прямо как к мардам. / zan ī šahr , т.е. «мужчина/женщина-гражданин (Империи)». [57] Евреи и (особенно) христиане приняли концепцию Ирана и считали себя частью нации. [57] Хормизд, осознавая важность христиан и их поддержки, отказался нападать на них, когда об этом попросило зороастрийское духовенство, которого он, как сообщается, призывал признать вклад христиан. [58] Согласно «Истории пророков и царей» ат-Табари и « Хроникам Сирта» , в которых часть работы взята из среднеперсидской исторической книги « Хвадай-Намаг» («Книга господ»), Хормизд сказал духовенству: [59]
«Подобно тому, как наш царский трон не может стоять на своих двух передних ножках без двух задних, так и наше царство не может устоять или устоять твердо, если мы заставим враждебно относиться к нам христиан и приверженцев других вер, которые отличаются от нас в вере. Итак, воздержитесь от причинения вреда христианам и станьте усердными в добрых делах, чтобы христиане и приверженцы других конфессий могли видеть это, хвалить вас за это и чувствовать себя тяготеющими к вашей религии».
Его терпимость к христианам принесла ему благодарность их священников и уважение патриарха Иезекииля и его преемника Исояхба I. [60] Хормизд сам был женат на христианке и молился мученику Св. Сергию , военному святому, чей культ быстро распространялся за политические и культурные границы с V по VII век. [61] [62] В результате его заподозрили в христианских убеждениях. [61] Однако его сын Хосров II также не раз отдавал должное Сергию. [7] [62] Хормизд суеверно носил талисман против смерти и подчеркивал важность астрологии . [61]
Чеканка монет
[ редактировать ]На реверсе своих монет Хормизд изображен с короной, эквивалентной короне, которую носил его прадед Пероз I ( годы правления 459–484 ). [63] Корона состоит из диадемы , короны с зубцами посередине и сзади и корымба с лунным полумесяцем спереди. [64] На лицевой стороне Хормизд использовал астральные символы — звезды и полумесяцы расположены на отметках 3, 6 и 9 часов. [63] Золотые монеты при Сасанидах чеканились редко, причем Хормизд был одним из правителей, которые никогда их не чеканили. [65]
Семья
[ редактировать ]Известны две жены Хормизда, одна из них была знатной женщиной из Испахбудхана , дочерью Шапура. [12] в то время как другой был христианкой. [61]
Помимо Хосрова II ( годы правления 590–628 ), у Хормизда была также неназванная дочь, вышедшая замуж за Шахрбараза из Дома Миграна . [66]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шайеган 2004 , стр. 462–464.
- ^ Веваина и Канепа 2018 , с. 1110.
- ^ Шмитт и Бейли 1986 , стр. 445–465.
- ^ Рэпп 2014 , с. 341-343.
- ^ Резахани 2017 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Шахбази 2004 , стр. 466–467.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ховард-Джонстон 2010 .
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , ок. 5: с. 295.
- ^ Дарьяи и Резахани 2016 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Эксворси 2008 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Шахбази 1989 , стр. 180–182.
- ^ Jump up to: а б с Пуршариати 2008 , стр. 106–108.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 110–111.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 112, 268–269.
- ^ Киа 2016 , стр. 249–250.
- ^ Киа 2016 , стр. 282–283.
- ^ Боннер 2020 , с. 237.
- ^ Киа 2016 , с. 249.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 160–162.
- ^ Jump up to: а б с Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 163.
- ^ Солнечный 1994 , с. 25.
- ^ Шахид 1995 , стр. 413–419.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 163–165.
- ^ Шахид 1995 , с. 414.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 164.
- ^ Шахид 1995 , с. 416; Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 166.
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , стр. 1215–1216.
- ^ Jump up to: а б с д Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2020 , с. 245.
- ^ Боннер 2020 , стр. 245–246.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 167–169; Уитби и Уитби 1986 , стр. 44–49.
- ^ Боннер 2020 , с. 246.
- ^ Боннер 2020 , стр. 245–247.
- ^ Jump up to: а б Резахани 2017 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шахбази 1988 , стр. 514–522.
- ^ Жак 2007 , с. 463.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Резахани 2017 , с. 178.
- ^ Литвинский и Дэни 1996 , стр. 368–369.
- ^ Боннер 2020 , с. 248.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Тафазцоли 1988 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б Шайеган 2017 , с. 810.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2020 , с. 252.
- ^ Уоррен , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2020 , с. 253.
- ^ Уоррен , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2020 , с. 254.
- ^ Уитби и Уитби 1986 , с. 293.
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , ок. 5: с. 49.
- ^ Боннер 2020 , с. 257.
- ^ Боннер 2020 , стр. 256–257.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 155.
- ^ Пейн 2015 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2014 , с. 56.
- ^ Пейн 2015 , с. 167.
- ^ Пейн 2015 , стр. 166–167.
- ^ Боннер 2020 , стр. 237–238.
- ^ Jump up to: а б с д Пуршариати 2008 , с. 337.
- ^ Jump up to: а б Пейн 2015 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Шиндель 2013 , с. 830.
- ^ Кертис 1999 , стр. 304–305.
- ^ Шиндель 2013 , с. 827.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 205.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . Том. 40 томов. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Эксуорси, Майкл (2008). История Ирана: Империя разума . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 1–368. ISBN 978-0-465-00888-9 .
- Боннер, Майкл (2020). Последняя империя Ирана . Нью-Йорк: Горгиас Пресс. стр. 1–406. ISBN 978-1-4632-0616-1 .
- Кертис, Веста Сархош (1999). «Некоторые наблюдения о монетах Пероза и Кавада I» . М. Альрам и Де Климбург-Солтер (ред.) Монеты, искусство и археология. Очерки доисламской истории индо-иранского пограничья : 303–313.
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1 –240. ISBN 978-0-85771-666-8 .
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2016). От Окса до Евфрата: мир позднеантичного Ирана . Х&С Медиа. стр. 1–126. ISBN 978-1-78083-577-8 .
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). Римская восточная граница и персидские войны (часть II, 363–630 гг. н.э.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Рутледж (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 0-415-14687-9 .
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2010). «Хосров II» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание . Проверено 27 февраля 2016 г.
- Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: ФО . Издательская группа Гринвуд. стр. 1–1354. ISBN 978-0-313-33538-9 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-391-2 .
- Литвинский, Б.А.; Дэни, Ахмад Хасан (1996). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. Том. III. ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-103211-0 .
- Мартиндейл, Джон Роберт; Джонс, Арнольд Хью Мартин; Моррис, Дж., ред. (1992). Просопография Поздней Римской империи, Том III: 527–641 гг. н.э. Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20160-5 .
- Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 978-0-520-96153-1 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана (PDF) . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Рэпп, Стивен Х. младший (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Рутледж. ISBN 978-1-4724-2552-2 .
- Резахани, Ходадад (2017). «Восточный Иран в поздней античности». Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 978-1-4744-0030-5 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 . ( требуется регистрация )
- Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973330-9 .
- Шмитт, Р .; Бейли, HW (1986). «АРМЕНИЯ И ИРАН iv. Иранское влияние в армянском языке» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4-5 . стр. 445–465.
- Шахбази, А.Ш. (1988). «Бахрам VI Чобин» . Иранская энциклопедия, Том. III, Фаск. 5 . Лондон и др. стр. 514–522.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шахбази, А. Шапур (1989). «Бестам о Бендой» . Энциклопедия Ираника, Том. IV, Фаск. 2 . стр. 180–182.
- Шахбази, А. Шапур (2004). «Хормозд IV» . Энциклопедия Ираника, Том. XII, Фаск. 5 . стр. 466–467.
- Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в шестом веке, Том 1 . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-214-5 .
- Шайеган, М. Рахим (2004). «Хормозд I» . Энциклопедия Ираника, Том. XII, Фаск. 5 . стр. 462–464.
- Шайеган, М. Рахим (2017). «Сасанидская политическая идеология» . В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 978-0-19-066866-2 .
- Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации . Издательство Университета Индианы. стр. 1–418. ISBN 978-0-253-20915-3 .
- Тафазцоли, А. (1988). «Акин Йошнас» . Энциклопедия Ираника , Том. III, Фаск. 3 . п. 260.
- Веваина, Юхан; Канепа, Мэтью (2018). «Ормазд» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Уоррен, Совард. Феофилакт Симокатта и персы . Сасаника.
- Уитби, Майкл; Уитби, Мэри (1986). История Феофилакта Симокатты . Оксфорд, Соединенное Королевство: Clarendon Press. ISBN 978-0-19-822799-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроуфорд, Питер (2013). Война трех богов: римляне, персы и возникновение ислама . Перо и меч. ISBN 978-1-84884-612-8 .
- Фосс, Клайв (1975). Персы в Малой Азии и конец античности . Том. 90. Издательство Оксфордского университета. стр. 721–47. doi : 10.1093/ehr/XC.CCCLVII.721 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помощь ) (требуется подписка) - Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . ЧБек. стр. 1–411 . ISBN 978-3-406-09397-5 .
- Оман, Чарльз (1893). Европа, 476-918, Том 1 . Макмиллан.
- Поттс, Дэниел Т. (2014). Кочевничество в Иране: от древности до современности . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 1–558. ISBN 978-0-19-933079-9 .
- Роулинсон, Джордж (2004). Семь великих монархий древнего восточного мира . ООО «Горгиас Пресс». ISBN 978-1-59333-171-9 .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .