Осроен
Осроен ܡܠܟܘܬܐ ܕܒܝܬ ܐܘܪܗܝ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
132 г. до н. э. – 214 г. н. э. [ 1 ] | |||||||||
Статус | Королевство, вассальное государство, провинция | ||||||||
Капитал | Эдесса (современная Шанлыурфа , Турция ) | ||||||||
Общие языки | Арамейский (официальный) Койне греческий Армянский | ||||||||
Религия | Христианство ок. 200 г. н. э. ( государственная религия ) [ 2 ] [ 3 ] | ||||||||
Демон(ы) | Осренский | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Король | |||||||||
Историческая эпоха | Эллинистический век | ||||||||
• Учредил | 132 г. до н.э. | ||||||||
• Упразднено | 214 год нашей эры [ 1 ] | ||||||||
|
Осроен или Осроен ( / ɒ z ˈ r iː n iː / ; греческий : Ὀσροηνή ) был древним регионом и государством в Верхней Месопотамии . [ 4 ] Королевство Осроен , также известное как «Царство Эдессы » ( Классический сирийский : ����������������������������������������/”Царство Урхая ”), по названию его столицы (ныне Шанлыурфа , Турция ), существовало со 2 века до нашей эры. , вплоть до III века нашей эры, и был правила династия Абгаридов . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ] [ 9 ] Обычно в союзе с парфянами . [ 1 ] [ 10 ] Осроенское королевство пользовалось полуавтономией и полной независимостью с 132 г. до н. э. по 214 г. н. э. Несмотря на то, что им правила династия арабского происхождения, население королевства имело смешанную культуру и говорило на сирийском языке. [ а ] с древнейших времен. [ 11 ] Культурная среда города была в основном сирийской , наряду с сильным греческим и парфянским влиянием, хотя в Эдессе также были засвидетельствованы некоторые арабские культы. [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ]
Правящая династия Абгаридов была свергнута римлянами во время правления римского императора Каракаллы ( годы правления 211–217), вероятно, в 214 или 216 году, и Осроена была включена в состав провинции . [ 1 ] но он был ненадолго восстановлен во время правления римского императора Гордиана III (238–244). Христианство пришло в Осроен рано. С 318 Осроена входила в состав Восточной епархии . К V веку Эдесса стала главным центром сирийской литературы и образования. В 608 году сасанидский император Хосров II ( годы правления 590–628) взял Осроен. Он был ненадолго отвоеван византийцами, но в 638 году перешел к арабам в результате мусульманских завоеваний .
Предыстория и контекст
[ редактировать ]Исторические арабские государства и династии |
---|
Осроена, или Эдесса, была одним из нескольких государств, получивших независимость от распадающейся империи Селевкидов благодаря династии кочевого набатейского арабского племени из Южного Ханаана и Северной Аравии Осроэни с 136 г. до н.э. Имя Осроена происходит либо от названия этого племени, либо от Орхай ( Урхай ), первоначального арамейского названия Эдессы . [ 14 ] Арабское влияние в регионе было сильным. [ 10 ]
Осроен просуществовал четыре столетия, и двадцать восемь правителей иногда назывались «королями» на своих монетах. Большую часть царей Осроены звали Абгар или Ману , и они селились в городских центрах. [ 15 ]
Осроен обычно был союзником Парфянской империи . [ 1 ] [ 10 ] После периода правления Парфянской империи он был присоединен к Римской империи в 114 году как полуавтономное вассальное государство и включен в качестве простой римской провинции в 214 году. Существует апокрифическая легенда, что Осроена была первым государством, принявшим Христианство как государственная религия , [ 16 ] [ 17 ] но нет достаточных доказательств в поддержку этого утверждения. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Население и культура
[ редактировать ]Хотя большинство правителей Осроена были выходцами из династии Абгаридов арабского происхождения, население королевства имело смешанную культуру и на сирийском языке . с древнейших времен говорило [ 11 ] Хотя в Эдессе были засвидетельствованы арабские культы (близнецы Монимос и Азиз ), ее культурная среда была в основном сирийской , наряду с сильным греческим и парфянским влиянием. [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] Так, по словам Мориса Сартра : «Поэтому было бы абсурдно считать Эдессу исключительно арабским городом, поскольку ее культура очень мало обязана кочевым арабам региона». [ 12 ] Позже, в составе Римской империи, Эдесса была важнейшим центром сирийского христианства . [ 21 ] При набатейских династиях Осроен все больше находился под влиянием сирийского христианства . [ 22 ] и был центром местной реакции против эллинизма.
В своих трудах Плиний Старший называет уроженцев Осроены и Коммагены арабами , а этот регион — Аравией . [ 23 ] Абгара II называет « арабским филархом » Плутарх . [ 24 ] в то время как Абгар V описан как «царь арабов » Тацитом . [ 25 ]
Эдессенская ономастика содержит много арабских имен. [ 26 ] Самым распространенным именем в правящей династии Эдессы является Абгар, хорошо зарекомендовавшее себя имя среди арабских групп древности . [ 27 ] Некоторые члены династии носили иранские имена, другие — арабские . [ 1 ] Джуда Сигал отмечает, что имена, оканчивающиеся на «-u», «несомненно набатейские». [ 1 ] Династы Абгаридов говорили на «разновидности арамейского языка ». [ 1 ]
легенда об Абгаре V. Именно в этом регионе зародилась
В римских источниках
[ редактировать ]Территория королевства, возможно, примерно совпадала с территорией римской провинции Осроэн. Великая петля Евфрата была естественной границей на севере и западе. На юге Батны были столицей полуавтономного княжества Антемусиас до его аннексии Римом в 115 году нашей эры. Восточная граница неопределенна; возможно, в первом веке нашей эры он распространился на Нисибис или даже на Адиабену. Однако Харран, расположенный всего в 40 км к югу от Эдессы, всегда сохранял свой независимый статус римской колонии. [ 1 ]
Эдесса, столица древнего царства, была значительной крепостью и перевалочным пунктом, большим и ближайшим к Евфрату. Это был важный дорожный узел; древняя магистраль, по которой караваны везли товары из Китая и Индии на Запад, встречаясь здесь с дорогой с севера на юг, соединявшей Армянское нагорье с Антиохией. Неизбежно Эдесса заняла видное место на международной арене. [ 1 ]
В 64 г. до н. э., когда Помпей вел войну с Парфянской империей , Абгар II Осроенский встал на сторону римлян, когда Луций Афраний оккупировал Верхнюю Месопотамию . Первоначально царь был союзником римского генерала Марка Лициния Красса в его кампании против парфян в 53 г. до н.э., но римские историки утверждают, что он предал Красса, заставив его отклониться от безопасного маршрута вдоль реки и вместо этого отправиться в открытую пустыню. где войска страдали от бесплодия и поэтому были уязвимы для кавалерийских атак. Говорят, что Абгар встретился с Суренасом , парфянским полководцем, и сообщил ему о римских движениях. Последовавшая за этим огромная и печально известная битва при Каррах уничтожила всю римскую армию. Незадолго до битвы Абгар под предлогом уехал. Однако современные историки задаются вопросом, намеревался ли Абгар предать римлян и вместо этого, возможно, просто вел их по старому арабскому торговому пути. [ 28 ] Согласно сирийскому источнику, Абгар умер позже в том же году. [ 1 ]
В начале II века нашей эры царь Абгар VII присоединился к походу императора Траяна в Месопотамию и развлекал его при дворе. Однако позже король восстал против римлян, что привело к тому, что римский генерал Луций Квиет разграбил Эдессу и положил конец независимости Осроены в 116 году. В 123 году, во время правления Адриана , династия Абгаридов была восстановлена с приходом к власти Ма' nu VII, и Осроен был основан как клиентское королевство Империи. [ 29 ] После римско-парфянской войны 161–166 годов под руководством Марка Аврелия римский гарнизон разместился были построены форты и в Нисибисе . В 195 году, после гражданской войны, в которой королевство поддержало своего соперника Песценния Нигера , Септимий Север организовал вторжение и аннексировал территорию как новую провинцию, сделав Нисибис столицей. [ 30 ] Однако император позволил царю Абгару XI сохранить за собой город Эдессу и небольшую территорию вокруг него. [ 31 ] В 213 году правящий король был свергнут Каракаллой , а оставшаяся территория была включена в состав римской провинции Осроена. [ 32 ]
По легендам (без исторического обоснования), к 201 году нашей эры или раньше, при царе Авгаре Великом, Осроена стала первым христианским государством. [ 33 ] [ 34 ] Считается, что Евангелие от Фомы пришло из Эдессы около 140 года. В этом регионе жили и вышли из этого региона выдающиеся раннехристианские деятели, такие как , пришедший Татиан Ассирийский в Эдессу из Хадиаба ( Адиабены ). Он совершил поездку в Рим и вернулся в Эдессу около 172–173 гг. Татиан был редактором « Диатессарона» , который был основным священным текстом сирийскоязычного христианства, пока в V веке епископы Раббула и Феодорит не запретили его и не заменили пересмотренными древнесирийскими каноническими евангелиями (как в сирийском Синайском и куретонском евангелиях). ). [ 35 ]
Затем Эдесса снова оказалась под римским контролем Деция и стала центром римских операций против Сасанидской империи . Амру , возможно, потомок Абгара, упоминается как царь в надписи Пайкули , фиксирующей победу Нарсе в гражданской войне Сасанидов 293 года. Историки идентифицируют Амру как Амру ибн Ади , четвертого царя Лахмидов , который тогда еще базировалась в Харране , но еще не переехала в Аль-Хиру на юге Месопотамии. [ 36 ]
Много столетий спустя Дагалаиф и Секундин, герцог Осроены, сопровождали Юлиана в его войне против сасанидского императора Шапура II в IV веке. [ 37 ]
Римская провинция
[ редактировать ]Независимость государства закончилась, вероятно, в ок. 214 ; во время правления Каракаллы монархия была упразднена Римской империей и Осроена была включена в ее состав как провинция ( колония ). [ 1 ] Это была приграничная провинция, расположенная недалеко от персидских империй, с которыми римляне неоднократно воевали и несколько раз были захвачены и отвоеваны. Поскольку он находился на границе, там находился римский легион. Легио III Партика и его Каструм (база базирования) могли быть Ресаиной , но это не точно.
После реформы тетрархии императора во Диоклетиана время его правления (284–305) он входил в состав Восточной епархии в одноименной преторианской префектуре .
Согласно Notitia Dignitatum конца IV века , его возглавлял губернатор в ранге пресов , а также он был резиденцией герцога Месопотамии , который имел звание vir illustris и командовал (ок. 400 г.) следующими армейскими частями :
- Иллирикийские далматинские всадники, разместившие гарнизон в Ганабе.
- Повышение рыцарей иллирийцев, Каллиникум .
- Конница мавров-иллирийцев, Дабана .
- Местные всадники Банасама
- Рыцари Прометея, выходцы из евреев Китая.
- Рыцари туземных лучников Ораба.
- Рыцари местных лучников Тиллазамана.
- Рыцари-лучники родом из Мидианы, Медианы.
- Рыцари Первого Осрени, Расин.
- Командир четвёртого парфянского легиона Цирцезия .
- (неразборчивое командование, возможно, Legio III Parthica ), Апатна.
а также, «второстепенные», очевидно, вспомогательные силы:
- Крыло Седьмого Валерия Прелекторум, Тиллакама.
- Первое крыло победы, Товия — против Бинты.
- Второе крыло Пафлагона, Тиллафика.
- Первое крыло парфян, Ресайя.
- Ала Приманова Диоклетиана, между Таннурином и Хоробамом.
- Первый отряд гаэтули, Тиллаамана.
- Первая полоса Евфрата, Маратха.
- Первое Крыло Спасения, созданное в Двенадцатом.
Согласно Созомена » «Церковной истории , «были некоторые очень образованные люди, которые раньше процветали в Осроене, как, например, Вардаисан , который придумал ересь, названную его именем, и его сын Гармоний . Рассказывают, что этот последний был глубоко сведущ в греческой эрудиции, и был первым, кто подчинил свой родной язык размерам и музыкальным законам; эти стихи он передал хорам», и что арианство , более успешная ересь, встретило там сопротивление.
Правители
[ редактировать ]Король | Царствование | Комментарии |
---|---|---|
Арю | 132–127 гг. до н.э. | |
Абду, сын Мазура | 127–120 гг. до н.э. | |
Фрадашт, сын Гебару | 120–115 гг. до н.э. | |
Бакур I, сын Фрадашта | 115–112 гг. до н.э. | |
Бакур II, сын Бакура | 112–94 до н.э. | Правил один |
Бакуру II и Ману I | 94 г. до н.э. | Правили вместе |
Бакур II и Абгар I Пика | 94–92 до н.э. | Правили вместе |
Абгар I | 92–68 до н.э. | Правил один |
Абгар II, сын Абгара I | 68–53 до н.э. | |
Междуцарствие | 53–52 до н.э. | |
Ману II | 52–34 до н.э. | |
Пакор | 34–29 до н.э. | |
Абгар III | 29–26 до н.э. | |
Абгар IV Красивый | 26–23 до н.э. | |
Ману III Сафлул | 23–4 г. до н.э. | |
Абгар V Уккама, сын Ману | 4 г. до н.э. – 7 г. н.э. | 1-й срок |
Ману IV, сын Ману | 7–13 гг. н. э. | |
Абгар V Уккама | 13–50 гг. н. э. | 2-й срок |
Ma'nu V, son of Abgar | 50–57 гг. н. э. | |
Ману VI, сын Абгара | 57–71 гг. н. э. | |
Абгар VI, сын Ману | 71–91 гг. н. э. | |
Междуцарствие | 91–109 гг. н. э. | |
Абгар VII, сын Эзада | 109–116 гг. н.э. | |
Междуцарствие | 116–118 гг. н. э. | |
Ялур (Ялуд) и Партамаспат | 118–122 гг. н. э. | Правили вместе |
Партамаспаты | 122–123 гг. н.э. | Правил один |
Ману VII, сын Эзада | 123–139 гг. н.э. | |
Ману VIII, сын Ману | 139–163 гг. н.э. | Первое пребывание в должности |
Ваэль, сын Сахру | 163–165 гг. н.э. | Установлен парфянами |
Ману VIII, сын Ману | 165–177 гг. н. э. | Второе владение |
Абгар VIII Великий, сын Ману | 177–212 гг. н. э. | |
Абгар IX Север, сын Авгара | 212–214 гг. н. э. | Свергнут римлянами; Осроена включена в состав римской провинции ( колонии ). [ 38 ] [ 39 ] |
Ману IX, сын Ману | 214–240 гг. н. э. | Правил только по названию |
Абгар X Фрахад, сын Ману | 240–242 гг. н. э. | Правил только по названию |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Местный арамейский диалект.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Сигал 1982 , с. 210-213.
- ^ Болл, В. (2001). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. п. 98. ИСБН 978-0-415-24357-5 .
- ^ Франкфуртер, Дэвид (1998). Паломничество и святое пространство в позднеантичном Египте . БРИЛЛ. п. 383. ИСБН 90-04-11127-1 .
Около 200 г. н. э. Абгар IX принял христианство, что позволило Эдессе стать первым христианским государством в истории, правителем которого официально и открыто был христианин.
- ^ Дюпюи, Ричард Эрнест; Дюпюи, Тревор Невитт (1970). Энциклопедия военной истории: от 3500 г. до н.э. до наших дней . Харпер и Роу. п. 115 . ISBN 978-0-06-011139-7 .
- ^ Боуман, Алан; Гарнси, Питер; Кэмерон, Аверил (2005). Кембриджская древняя история: Том 12, Кризис империи, 193–337 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521301992 .
- ^ «Осроэн | древнее царство, Месопотамия, Азия | Британика» .
- ^ Скольник, Фред; Беренбаум, Майкл (2007). Энциклопедия иудаизма Справочник Macmillan США. ISBN 9780028659435 .
- ^ Робертс, Джон Моррис; Вестад, Одд Арне (2013). История мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199936762 .
- ^ Лаэт, Зигфрид Ж. де; Херрманн, Иоахим (1996). История человечества: с седьмого века до нашей эры до седьмого века нашей эры ЮНЕСКО. ISBN 9789231028120 .
- ^ Jump up to: а б с д и Местонахождение 1997 , с. 174-175.
- ^ Jump up to: а б Хили 2014 , с. 394-396.
- ^ Jump up to: а б с Сартр 2005 , с. 500.
- ^ Jump up to: а б Хили 2014 , с. 396.
- ^ Манго 1991 .
- ^ Фортескью, Адриан (1923). Униатские восточные церкви: византийский обряд в Италии, Сицилии, Сирии и Египте . Бернс, Оутс и Уошборн, ООО. п. 22.
- ^ Болл, В. (2001). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. п. 91. ИСБН 978-0-415-24357-5 .
- ^ Франкфуртер, Дэвид (1998). Паломничество и святое пространство в позднеантичном Египте . БРИЛЛ. п. 383. ИСБН 90-04-11127-1 .
Около 200 г. н. э. Абгар IX принял христианство, что позволило Эдессе стать первым христианским государством в истории, правителем которого официально и открыто был христианин.
- ^ "Осроен" в Энциклопедии Ираника
Однако слава Эдессы в истории основана главным образом на ее утверждениях о том, что она была первым королевством, принявшим христианство в качестве своей официальной религии. Согласно легенде, веками ходившей по всему цивилизованному миру, Абгар Уккама написал Иисусу, приглашая его навестить его в Эдессе, чтобы исцелить от болезни. Взамен он получил благословение Иисуса и впоследствии был обращен евангелистом Аддаем. Однако фактических свидетельств существования христианства в Эдессе до правления Авгаря Великого, 150 лет спустя, нет. Ученые в целом согласны с тем, что легенда спутала двух Абгаров. Невозможно доказать, что Авгарь Великий принял христианство; но его друг Вардаисан был инославным христианином, и в 201 году в Эдессе была церковь. О личности Авгаря Великого свидетельствует то, что традиция приписывает ему ведущую роль в евангелизации Эдессы.
- ^ Брок, Себастьян (2004). «Самая ранняя сирийская литература». В Янг, Фрэнсис; Эйрс, Льюис; Лаут, Эндрю; Кэсидей, Августин (ред.). Кембриджская история раннехристианской литературы . Издательство Кембриджского университета. п. 162. ИСБН 978-0-521-46083-5 .
Современные ученые, по сути, придерживаются двух совершенно разных подходов к этой легенде (которая, очевидно, отражает общий поиск апостольского происхождения, характерный для четвертого века). Некоторые полностью отвергли бы это, в то время как другие предпочитают рассматривать это как ретроекцию в первое столетие обращения местного короля в веру в конце второго века. Другими словами, Абгар (V) Черный из легенды на самом деле представляет собой Абгара (VIII) Великого (ок. 177-212), современника Бадайсана. Каким бы привлекательным ни казался этот второй подход, против него существуют серьезные возражения, и различные небольшие подтверждающие доказательства того, что Авгарь (VIII) Великий стал христианином, исчезают при ближайшем рассмотрении.
- ^ Болл, Уорик (2000). Рим на Востоке: трансформация империи . Психология Пресс. п. 95. ИСБН 978-0-415-11376-2 .
Более значительным, чем обращение Бардайсана в христианство, было обращение, о котором сообщил Бардайсан, самого Авгаря Великого». за век до того, как это сделал Константино, Хо считал это необходимым для поддержания шаткого баланса Эдессы между Римом и Ираном. Таким образом, именно Абгар Великий претендует на звание первого христианского монарха в мире, а Эдесса - первого христианина. В первую очередь, был создан главный прецедент обращения самого Рима // Истории об обращении Абгара V и Абгара VIII, возможно, не соответствуют действительности и подвергаются сомнению со стороны ряда западных авторитетов ( с большим намеком на нежелание отказаться от первородства Рима и Святого Петра?). Но правдивы ли эти истории, действительно сделали Эдессу одним из наиболее важных центров раннего христианского мира».
- ^ Кесер-Каяалп и Дрейверс 2018 , стр. 516–518.
- ^ Черви 1992 , с. 209–214.
- ^ HI MacAdam, NJ Munday, «Ссылка Цицерона на Бостру (AD Q. FRAT. 2. 11. 3)», Классическая филология , стр. 131–136, 1983.
- ^ Кольцо, Стивен. «История сирийских текстов и сирийского христианства – Таблица 1» . www.syriac.talktalk.net . Архивировано из оригинала 27 февраля 2018 г. Проверено 26 февраля 2018 г.
- ^ Гускин, Марк (2016). Традиция изображения Эдессы. Издательство Кембриджских ученых. п. 13.
- ^ Дрейверс 1980 , с. 153.
- ^ Рецо, январь (2013). Арабы в древности: их история от ассирийцев до Омейядов. Рутледж. п. 419. «Абгар — широко известное имя среди арабоязычных групп древности, включая набатейцев».
- ^ Шелдон, Мэри Роуз, «Разведывательная деятельность в Древнем Риме: доверяй богам, но проверяй», стр. 92
- ^ Болл, W (2001). Рим на Востоке: трансформация империи. Рутледж. п. 90.
- ^ Саузерн, Пэт, «Императрица Зенобия: мятежная королева Пальмиры», 2009: стр. 36
- ^ Бирли, Энтони, «Септимий Север: Африканский император», 1999: стр. 115
- ^ Синклер, Т. А., «Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том IV: стр. 196».
- ^ Читам, Сэмюэл (1905). История христианской церкви в течение первых шести веков. Макмиллан и Ко. р. 58.
- ^ Локьер, Герберт (1988). Все апостолы Библии. Зондерван. п. 260. ISBN 0310280117 .
- ^ Л. В. Барнард, «Происхождение и появление церкви в Эдессе в первые два века нашей эры» , Vigiliae Christianae, стр. 161–175, 1968 (см. стр. 162, 165, 167, 169).
- ^ А. Т. Олмстед, «Середина третьего века христианской эры. II», Классическая филология (1942): 398-420 (см. стр. 399).
- ^ Э. Гиббон, Упадок и падение Римской империи , Том. I, Глава XXIV [1]. Архивировано 4 февраля 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ Сартр 2005 , с. 508.
- ^ Сигал 1982 , стр. 210–213.
Источники
[ редактировать ]- Андраде, Натанаэль Дж. (2013). Сирийская идентичность в греко-римском мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107244566 .
- Дрейверс, Хендрик Дж.В. (1980). Культы и верования в Эдессе . Лейден: Брилл. ISBN 9004060502 .
- Дроуэр, Маргарет Стефана; Грей, Эрик Уильям; Шервин-Уайт, Сьюзен Мэри (2012). «Осроэне» . В Хорнблауэре, Саймоне; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954556-8 .
- Гриффит, Сидни Х. (1986). «Ефрем, диакон Эдессский, и царская церковь» . Диакония: Исследования в честь Роберта Т. Мейера . Вашингтон: CUA Press. стр. 25–52. ISBN 9780813205960 .
- Гриффит, Сидни Х. (2002). «Христианство в Эдессе и сирийскоязычном мире: Мани, Бар Дайсан и Ефрем, борьба за верность на арамейской границе» . Журнал Канадского общества сирийских исследований . 2 :5–20. doi : 10.31826/jcsss-2009-020104 . S2CID 212688584 .
- Харрак, Амир (1992). «Древнее название Эдессы» (PDF) . Журнал ближневосточных исследований . 51 (3): 209–214. дои : 10.1086/373553 . S2CID 162190342 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г.
- Хили, Джон Ф. (2007). «Эдесская среда и рождение сирийского языка» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 10 (2): 115–127.
- Хили, Джон Ф. (2014). «Арамейское наследие» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 391–402. ISBN 9789004229433 .
- Кесер-Каяалп, Элиф; Дрейверс, Хендрик Дж.В. (2018). «Эдесса» . Оксфордский словарь поздней античности . Том. 1. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 516–518. ISBN 9780192562463 .
- Лью, Сэмюэл (1997). «ЭДЕССА» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, Том VIII/2: Экономика V – Образование XX . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 174–175. ISBN 978-1-56859-051-6 .
- Манго, Марлия М. (1991). «Осроин» . В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Миллар, Фергюс (1967). Римская империя и ее соседи . Нью-Йорк: Делакорте Пресс. ISBN 9780440017691 .
- Миллар, Фергюс (1987). «Империя, сообщество и культура на римском Ближнем Востоке: греки, сирийцы, евреи и арабы» . Журнал еврейских исследований . 38 (2): 143–164. дои : 10.18647/1337/JJS-1987 .
- Миллар, Фергюс (1993). Римский Ближний Восток, 31 г. до н. э. — 337 г. н. э . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674778863 .
- Миллар, Фергюс (2004). Рим, греческий мир и Восток: правительство, общество и культура в Римской империи . Том. 2. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807855201 .
- Миллар, Фергюс (2006). Греческая Римская империя: власть и вера при Феодосии II (408–450) . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520253919 .
- Миллар, Фергюс (2006). Рим, греческий мир и Восток: Греческий мир, евреи и Восток . Том. 3. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807876657 .
- Миллар, Фергюс (2011). «Греческий и сирийский язык в Эдессе: от Ефрема до Равбулы (363–435 гг. Н. Э.)» . Семитика и классика . 4 : 99–114. дои : 10.1484/J.SEC.1.102508 .
- Миллар, Фергюс (2012). «Греческий и сирийский язык в Эдессе пятого века: дело епископа Хибаса» . Семитика и классика . 5 : 151–165. дои : 10.1484/J.SEC.1.103053 .
- Сартр, Морис (2005). «Арабы и народы пустыни». В Боумене, Алан К .; Гарнси, Питер ; Кэмерон, Аверил (ред.). Кембриджская древняя история: Том 12, Кризис империи, 193–337 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521301992 .
- Сигал, Иуда (1982). «Абгар » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/2: Абд-аль-Хамид – Абд-аль-Хамид . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 210–213. ISBN 978-0-71009-091-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Осроен
- Государства и территории, основанные во 2 веке до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в III веке.
- Древний Левант
- Древняя Армения
- Постимперская Ассирия
- Парфянская империя
- 132 г. до н.э.
- заведения 130-х гг. до н. э.
- Римские клиентские королевства
- Римские буферные государства
- Эдесса
- Бывшие королевства
- христианские государства