Jump to content

Постимперская Ассирия

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Постимперская Ассирия
609 г. до н.э. – ок. 240 год нашей эры
Постимперская Ассирия расположена в Ираке.
Ассур
Ассур
Ниневия
Ниневия
доска
доска
Расположение основных мест Ассура , Ниневии и Арбелы в современном Ираке.
Общие языки арамейский , аккадский , греческий
Религия
Древняя месопотамская религия
Эллинистическая религия
иудаизм
Сирийское христианство
Историческая эпоха Классическая античность
609 г. до н.э.
539 г. до н.э.
330 г. до н.э.
в. 141 г. до н. э.
• Процветание под парфянским сюзеренитетом.
I – II века нашей эры.
• Разграбление Ассура империей Сасанидской
в. 240 год нашей эры
Предшественник
Преемник
Неоассирийская империя
Сасанидская империя
Сегодня часть Ирак

Постимперский период [1] был заключительным этапом древней ассирийской истории, охватывающим историю ассирийского центра от падения Неоассирийской империи в 609 г. до н.э. до окончательного разграбления и разрушения Ассура , древней религиозной столицы Ассирии, Сасанидской империей ок. 240–250 гг. н.э., хотя Ассирия оставалась геополитическим субъектом Асористана до середины 7 века нашей эры. [1] [2] В это время не существовало ни одного независимого ассирийского государства (кроме лоскутного одеяла полунезависимых государств в парфянскую эпоху), а Ассур и другие ассирийские города вместо этого попадали под контроль сменяющих друг друга мидийских (615–549 до н. э.), нововавилонских (612–539 до н. э.), Ахеменидской (539–330 до н. э.), Селевкидской (312– ок. 141 до н. э.) и Парфянской ( ок. 141 до н. э. – 224 н. э.) империй. Этот период был отмечен сохранением древней ассирийской культуры, традиций и религии, несмотря на отсутствие Ассирийского царства. Однако древний ассирийский диалект аккадского языка вымер и был полностью заменен арамейским к 5 веку до нашей эры, процесс, который начался во времена Неоассирийской империи .

Во время падения Ассирии в результате медо-вавилонского завоевания Ассирийской империи в 626–609 гг. До н.э. крупные города северной Месопотамии были тщательно разграблены и разрушены мидийскими , скифскими и вавилонскими войсками. Вавилонские цари, аннексировавшие большую часть Ассирии, мало заботились об экономическом и социальном развитии региона, и поэтому в большинстве городских регионов наблюдалось резкое снижение плотности населения. Многие из величайших городов неоассирийского периода, такие как Ниневия , были в значительной степени заброшены, а другие, такие как Ассур, временно резко уменьшились в размерах и численности населения, хотя это не затронуло сельские регионы. Регион только начал процесс восстановления под властью Империи Ахеменидов. После завоевания Вавилона в 539 году ахеменидский царь Кир Великий вернул Ассуру культовую статую ассирийского национального божества Ашура . Ахеменидская практика невмешательства в местные культуры и организация ассирийских земель в единую провинцию, Атура позволил ассирийской культуре возродиться и выжить.

Ассирийские города были широко заселены ассирийцами в периоды Селевкидов и Парфян. В последние два столетия парфянского правления Ассирия процветала; великие города древности, такие как Ассур, Ниневия и Нимруд, были переселены и расширены, старые деревни перестроены и построены новые поселения. Плотность населения Парфянской Ассирии достигла высот, невиданных со времен Неоассирийской империи. Большая часть Ассирии управлялась не парфянами напрямую, а рядом вассальных царств, таких как Осроен Хатра , Бет Нухадра , Бет Гармаи , Ассур и Адиабене , которые имели ассирийское культурное влияние и сохранили восточно-арамейские диалекты под влиянием аккадского языка, которые сохранились до наших дней. по сей день среди ассирийцев . Ассур, составлявший в то время по крайней мере две трети размера города, который был в неоассирийские времена, по-видимому, был полуавтономным городом-государством, управляемым последовательностью ассирийских городских правителей, которые могли считать себя преемниками древних ассирийских царей . Этот современный золотой век ассирийской культуры подошел к концу, когда Ардашир I из Сасанидской империи сверг парфян и во время своих кампаний против них широко разграбил Ассирию и ее города, после чего Ассирия вместе с тем, что раньше было Вавилонией, были включены в состав преимущественно населенной ассирийцами сасанидской провинции Асористан .

Терминология

[ редактировать ]

Столетия, последовавшие за падением Неоассирийской империи, характеризуются явным отсутствием сохранившихся источников из Ассирии. Текстовые и археологические свидетельства настолько скудны, что этот период часто называют «темным веком» или просто «постассирийским». Поскольку Ассирия по-прежнему рассматривалась ее жителями и иностранцами как отдельное культурное и географическое образование и (хотя никогда больше не была полностью независимой) продолжала временами управляться отдельно, современные ученые предпочитают называть этот период «постимперским». [1]

Нововавилонское правление

[ редактировать ]
Важные ассирийские памятники нововавилонского периода

Падение Неоассирийской империи после ее последней войны с Нововавилонской и Мидийской империями резко изменило геополитику Древнего Ближнего Востока ; Вавилония пережила беспрецедентное время процветания и роста, торговые пути были перекроены, а экономическая организация и политическая власть всего региона были реструктурированы. [1] Уже давно обсуждается, попала ли Ассирия или, по крайней мере, ее самые северные части вдоль гор Тавр под контроль мидян или вавилонян, но есть свидетельства того, что вавилонская армия действовала на северо-западе Сирии и в южных частях северного царства Урарту. предполагает, что Нововавилонская империя аннексировала большую часть, если не всю, основную территорию Ассирии. [3]

Археологические исследования северной Месопотамии неизменно показывают, что в нововавилонский период в Ассирии произошло резкое уменьшение размера и количества населенных пунктов, что свидетельствует о значительном социальном распаде в регионе. Археологические данные свидетельствуют о том, что бывшие ассирийские столицы, такие как Ассур , Нимруд и Ниневия , были почти полностью заброшены. [4] Некоторые города были полностью разрушены мидянами и вавилонянами во время войны; уровень разрушения и разграбления ассирийских храмов описывается с ужасом и раскаянием в некоторых современных вавилонских хрониках . [5] Распад общества не обязательно отражает огромное сокращение численности населения; ясно, что этот регион стал менее богатым и менее густонаселенным, но также ясно, что Ассирия не была ни совершенно необитаемой, ни бедной в каком-либо реальном смысле. Многие более мелкие поселения, вероятно, были заброшены из-за разрушения местной сельскохозяйственной организации за десятилетия войны и беспорядков. Многие ассирийцы, вероятно, погибли в войне с Мидянами и Вавилонянами или из-за ее косвенных последствий (т.е. смерти от болезней или голода), и многие, вероятно, переехали из этого региона или были насильственно депортированы в Вавилонию или куда-либо еще. Значительная часть оставшегося ассирийского населения могла обратиться к кочевничеству из-за краха местных поселений и экономики. [6]

Хотя нововавилонские цари в значительной степени сохранили за собой управление Ассирийской империей. [7] и временами опирался на ассирийскую риторику и символы для легитимности, [8] особенно во время правления Набонида ( годы правления 556–539 до н.э., последнего нововавилонского царя), они также временами старались дистанцироваться от ассирийских царей, которые предшествовали им, и никогда не принимали на себя титул «царя Ассирии». [9] Во времена Нововавилонской и Ахеменидской империй Ассирия была маргинальным и малонаселенным регионом. [10] возможно, главным образом из-за ограниченного интереса нововавилонских царей к инвестированию ресурсов в его экономическое и социальное развитие. [11] Лица с ассирийскими именами засвидетельствованы в нескольких местах в Вавилонии во времена Нововавилонской империи, включая Вавилон, Ниппур , Урук , Сиппар , Дилбат и Борсиппу . Ассирийцы в Уруке, по-видимому, продолжали существовать как община до правления ахеменидского царя Камбиса II ( годы правления 530–522 до н. э.) и были тесно связаны с местным культом, посвящённым ассирийскому национальному божеству Ашуру . [12]

Стела нововавилонского . царя Набонида ( годы правления 556–539 до н.э.), найденная в Харране

Хотя очевидно, что восстановление шло медленно, а свидетельств мало, существовала, по крайней мере, некоторая преемственность в административных и правительственных структурах даже внутри самого бывшего центра Ассирии. [3] В какой-то момент после падения Ниневии в 612 г. до н. э. некоторые лица на рельефах ее дворцов были уничтожены, но нет никаких свидетельств более продолжительной оккупации этого места вавилонянами или мидянами. В Дур-Катлимму , одном из крупнейших поселений вдоль реки Хабур , большой ассирийский дворец, прозванный археологами «Красным домом», продолжал использоваться и в нововавилонские времена, причем клинописные записи там писались людьми с ассирийскими именами. , в ассирийском стиле, хотя и датируется периодом правления первых нововавилонских царей. Два нововавилонских текста, обнаруженные в городе Сиппар были назначаемые царем правители в Вавилонии, свидетельствуют о том, что в Ассуре и Гузане , еще одном ассирийском поселении на севере, . Культовая статуя Ашура, украденная из Ассура во время его разграбления в 614 году, однако так и не была возвращена вавилонянами и вместо этого хранилась в храме Эсагила в Вавилоне. [3] На некоторых других объектах работа шла медленнее. Арбела засвидетельствована как процветающий город, но только в самом конце нововавилонского периода, и попыток возродить город Аррафа не предпринималось до правления Нериглиссара ( годы правления 560–556 до н.э.), который вернул культовую статую сайт. Харран был возрожден: его великий храм, посвященный лунному богу Сину, был перестроен при Набониде. [3] Увлечение Набонида Харраном и Сином заставило современных исследователей предположить, что он сам, узурпатор, генеалогически не связанный с более ранними вавилонскими царями, имел ассирийское происхождение и происходил из Харрана. [13] Набонид действительно приложил все усилия, чтобы возродить ассирийские символы, такие как ношение завернутого плаща на его изображениях, отсутствующие на изображениях других вавилонских царей, но присутствующие в ассирийском искусстве. [14] Некоторые ассириологи , такие как Стивен Герберт Лэнгдон и Стефани Дэлли , также зашли настолько далеко, что предположили, что он был потомком династии Саргонидов , последней правящей династии Ассирии, как внук либо Асархаддона ( годы правления 681–669 до н. э.), [15] или Ашшурбанипал ( годы правления 669–631 до н.э.), [16] хотя это оспаривается из-за отсутствия веских доказательств. [14]

Правило Ахеменидов

[ редактировать ]
Карта империи Ахеменидов при Ксерксе I в. 480 г. до н.э., включая провинцию Ассирия (Атура).

Персы впервые вошли на территорию Ассирии в 547 году до нашей эры, когда основатель империи Ахеменидов Кир Великий переправился через реку Тигр и двинулся к югу от Арбелы во время кампании против мидян. [3] Ассирия, вероятно, перешла под контроль Ахеменидов в конце 539 г. [3] [17] вскоре после того, как Кир завоевал Вавилон в октябре. [18] При Ахеменидах большая часть Ассирии была объединена в провинции. [а] Атура ( Атура ), [б] [17] но некоторые из них были включены в сатрапию Мидии ( Мада ). [17] [20] Организация большей части Ассирии в единую административную единицу Атура фактически сохраняла этот регион на карте как отдельное политическое образование на протяжении всего времени правления Ахеменидов. [13] В надписях Ахеменидов на царских гробницах Атура постоянно упоминается как одна из провинций империи, рядом с Вавилонией, но в отличие от нее. В некоторых гробницах Ахеменидов ассирийцы изображены как одна из этнических групп империи, наряду с другими. [21] Цари Ахеменидов мало вмешивались во внутренние дела своих отдельных провинций, пока постоянно предоставлялись дань и налоги, что позволяло ассирийской культуре и обычаям выжить под властью Персии. [17] После завоевания Ахеменидов жители Ассура даже получили разрешение Кира Великого наконец восстановить древний храм города, посвященный Ашуру. [22] а Кир даже вернул из Вавилона культовую статую Ашура. [3] Культовые статуи также могли быть возвращены в Ниневию, хотя соответствующая надпись повреждена и может относиться к другому городу. [23] Как и во времена Неоассирийской империи, лингва-франка в империи Ахеменидов был арамейским . К этому времени арамейское письмо часто называли «ассирийским письмом». [13]

Изображение ассирийского солдата на могиле Ксеркса I в Накше-Ростаме.

Неизвестно, как Атура была организована внутри. Письмо на арамейском языке, отправленное правителем Египта в конце V века до нашей эры, свидетельствует о присутствии ахеменидских чиновников в городах Арбела, Лаир, Арзухин и Маталубаш, что позволяет предположить, что в регионе существовал определенный уровень административной организации. В Телль-эд-Дайме , расположенном на Малом Забе к северо-востоку от Киркука , было раскопано ахеменидское административное здание значительных размеров (26 на 22 метра; 85 на 72 фута), вероятно, дворец местного губернатора или чиновника. [21]

Через несколько лет после письма египетского губернатора Ксенофонт , греческий военачальник и историк, в 401 г. до н.э. прошел с Десятью тысячами через большую часть северо-западной империи Ахеменидов, включая Ассирию. В своих более поздних произведениях Ксенофонт представил рассказ очевидца об этом регионе. Ксенофонт описал Ассирию, которая, по его мнению, была частью Мидии, как в основном необитаемую к югу от Большого Заба , но усеянную множеством небольших и процветающих деревень недалеко от Малого Заба и к северу от Ниневии, особенно в предгорьях Таврских гор. Ксенофонт упомянул поименно три ассирийских города вдоль Тигра, хотя названия, которые он им дал, по-видимому, были изобретены им самим; города Ларисса (Нимруд) и Меспила (Ниневия) [с] описаны как разрушенные и заброшенные, но Кайнай (Ассур) описан как большой и процветающий, чего не видно из археологических данных этого места в то время. Использование странных названий вызывает недоумение, учитывая, что более поздние греческие и римские авторы знали о местонахождении древних ассирийских городов и их названиях; в трудах таких деятелей, как Страбон , Тацит и Птолемей , Ниневия называется Нинос и, как известно, была великой ассирийской столицей, а регион вокруг Нимруда называется Калакене (по альтернативному названию города Калху ). Известно, что Арбела оставалась важным административным центром империи Ахеменидов, поскольку исторические отчеты о кампаниях Александра Великого описывают этот город как местную базу операций Дария III , последнего короля империи. [21]

Лица с явно ассирийскими именами известны как со времен Ахеменидов, так и с нововавилонских времен, и иногда они занимали высокие посты в правительстве. Например, секретаря сына Кира Великого Камбиса II до того, как Камбиз стал царем, звали Пан-Ашур-лумур (имя, явно включающее Ашур). С точки зрения геополитики, ассирийцы наиболее заметно упоминаются в период правления Дария Великого ( годы правления 522–486 до н. э.). В 520 г. до н. э. ассирийцы Атуры и Мидии объединили свои силы в безуспешном восстании против Дария вместе с другими народами Империи Ахеменидов (включая мидийцев, эламитов и вавилонян). [20] Затем ассирийцы упоминаются в трудах почти современника греческого историка Геродота как участвовавшие в строительстве царского дворца Дария в Сузах с 500 по 490 годы, при этом ассирийцы из Мидии внесли свой вклад в работы по золоту и остеклению , а ассирийцы из Атуры предоставили древесину. [20]

Правило Селевкидов

[ редактировать ]
Выделение сатрапий при разделе Вавилона в 323 г. до н.э., после смерти Александра Македонского . Большинство этих земель со временем перешло под власть Империи Селевкидов .

После завоевания Империи Ахеменидов Александром Великим Ассирия и большая часть остальных бывших земель Ахеменидов перешли под контроль Империи Селевкидов , основанной Селевком I Никатором , одним из полководцев Александра. [10] Хотя Ассирия располагалась в центре этой империи и, должно быть, была значительной опорой власти, [10] [24] регион очень редко упоминается в текстовых источниках того периода. [10] Возможно, это можно объяснить тем, что политические и экономические центры Империи Селевкидов находились в сильно урбанизированной Вавилонии на юге, особенно в самом Вавилоне и новом городе Селевкии , а также в Сирии на западе, особенно в западной столице империи Антиохии . [10] Хотя Селевкиды проводили политику эллинизации и часто подчеркивали свое эллинское происхождение, они также временами перенимали или играли на культурах людей, которыми правили. Возможно, в результате этого, а также того, что Империя Селевкидов управляла практически всеми старыми землями Ассирийской империи (кроме Египта, который лишь недолго находился под контролем Ассирии), несколько древних документов соотносят Империю Селевкидов с «Ассирией». [24] [д]

Хотя Селевкиды сохранили восточные сатрапии своей империи в основном такими же, как при империи Ахеменидов, сохранившиеся данные свидетельствуют о том, что территории в северной Месопотамии (т.е. Ассирия) были политически реорганизованы. Историк Диодор Сицилийский упоминает в своих трудах, что сатрапия Месопотамии (состоящая только из северной части этого региона, поскольку южная часть составляла сатрапию Вавилонии) была создана в 323 г. область вокруг Арбелы) в 320 г. [10] Хотя Ассирия оставалась в тени Вавилонии, [25] регион был далеко не полностью забыт. [26] Нимруд был оккупирован на протяжении всего периода Селевкидов, поскольку с этого времени на этом месте сохранилось несколько уровней, а присутствие монет и керамики Селевкидов в Ассуре показывает, что древняя ассирийская столица также пережила начало периода возрождения. Вполне возможно, что пустынная Ниневия была заселена и при Селевкидах, учитывая, что здесь сохранились скульптуры греческих мифологических персонажей, таких как бог Гермес и полубог Геракл , а также надписи, написанные людьми с греческими именами. большая часть этих свидетельств относится к последующему периоду парфянского правления. Из-за характерного внешнего вида керамики Селевкидов места, заселенные в период Селевкидов, легко идентифицировать в археологических записях. Археологические исследования в северной Месопотамии смогли продемонстрировать широкомасштабное, хотя и не обязательно очень плотное, переселение деревень в Ассирии при Селевкидах. [26]

Империя Селевкидов распалась из-за внутренних распрей, династических конфликтов и войн с внешними врагами. Когда империя распалась, практически все ее восточные территории были завоеваны Митридатом I из Парфянской империи между 148 и 141 годами до нашей эры. Точное время, когда Ассирия попала под контроль парфян, неизвестно, но это было либо во время этих завоеваний, либо в какой-то момент до 96 г., когда точно известно, что регион находился под властью парфян, благодаря записям о пограничных соглашениях между парфянами и парфянами. Римская республика . [10]

Парфянский сюзеренитет

[ редактировать ]

Организация и возрождение

[ редактировать ]
Примерные границы полуавтономных северных месопотамских вассальных королевств Осроена , Адиабене и Хатра , а также полуавтономного города-государства Ассур в 200 году нашей эры. Осроен был вассалом Римской империи , тогда как остальные были вассалами Парфии . На карте также отмечены важные места и города в бывшем центре Ассирии, которые были оккупированы в это время.

Под парфянским сюзеренитетом в северной Месопотамии возникло несколько небольших и полунезависимых царств с ассирийским характером и большим населением, включая Осроену , Адиабену и Королевство Хатра . Эти королевства просуществовали до III или IV веков нашей эры, хотя в основном ими управляли династии иранского или арабского происхождения и культуры. [27] [28] Это не означает, что аспекты старой ассирийской культуры не сохранились в этих новых царствах. [12] или что правители своих правителей не находились под влиянием местного населения; например, главным богом, которому поклонялись в Хатре, был древний месопотамский бог солнца Шамаш . [29] Также существовало несколько исключений из последовательности неместных правителей; Имя самого раннего известного царя Адиабены , Абдиссара , явно имеет арамейское происхождение и означает «слуга Иштар ». [30] Некоторые части бывшей Ассирии оказались под прямым контролем Парфии; Бет Нухадра (современный Духок ), например, не управлялась местной династией, а была преобразована в военную провинцию, которой управлял назначенный царем ноходарский военный чиновник. [31] Из-за нехватки документации и того, что регион часто был политически нестабильным, точные границы и политический статус многих мест не совсем ясны на протяжении всего парфянского периода; мелкие армянские княжества в высокогорьях и горах далекой северной Месопотамии, основанные в период Селевкидов, такие как Софена , Забдицена , Кордуена , возможно, также сохранили некоторую независимость или автономию во времена Парфян. [31]

В то время как Осроена попала под влияние и контроль Рима, большая часть Ассирии находилась под контролем Парфии, хотя и была разделена между Адиабеной, базировавшейся в Арбеле, и Хатрой. Этот регион оставался неотъемлемой частью Парфянской империи до ее падения в III веке нашей эры. Хотя некоторые римские авторы, такие как Плиний Старший , приравнивали Адиабену к Ассирии (называя Ассирию более старым синонимом Адиабены), большинство современников считали, что Адиабена контролирует только центральную часть Ассирии. [10] Приравнивание Адиабены к Ассирии иногда производилось и в более поздний сасанидский период, когда сасанидская провинция Адиабена в некоторых случаях называлась «Атурией». [25]

Медленное заселение и восстановление Ассирии под властью Селевкидов продолжалось и под властью Парфии. Благодаря благоприятным климатическим условиям и политической стабильности, эта эпоха восстановления завершилась беспрецедентным возвращением к процветанию и замечательным возрождением в течение последних двух столетий парфянского правления. Археологические исследования памятников парфянского периода в Ассирии демонстрируют огромную плотность поселений, сравнимую только с тем, каким был этот регион во времена Неоассирийской империи. [26] [32] При парфянах по всей Ассирии происходило интенсивное заселение: строились новые деревни, а старые расширялись и перестраивались. [26]

Заселение Ниневии селевкидами и парфянами включало строительство как жилых домов, так и новых святилищ и храмов, причем археологические свидетельства того и другого сохранились. Среди восстановленных храмов — храм «Эзида» на Куюнджик. кургане [и] в городе, восстановленном на своем первоначальном месте и посвященном тому же богу, которому он был посвящен в древние времена, Набу . В этом храме сохранилась надпись, датированная периодом парфянского правления в 32/31 г. до н. э., сделанная греческим поклонником по имени Аполлофан, который посвятил ее стратегу . [ф] Ниневии, Аполлоний. Археологические данные показывают, что тронный зал бывшего Юго-Западного дворца , построенного ассирийским царем Сеннахиримом , был превращен в религиозное святилище, посвященное Гераклу . [35] По - гречески Нинос , [29] Большую часть парфянского периода Ниневия находилась под контролем Адиабены и, хотя и не была крупным политическим центром, город все это время сохранял свое местное значение как рыночное поселение вдоль реки Тигр. [23] Ниневия была относительно эллинизированной, ее население поклонялось синкретическим греко-месопотамским божествам. [36] и многие умеют говорить по-гречески , [37] но преобладающим языком в городе и окружающей его сельской местности, вероятно, оставался арамейский. [37]

Парфянский Ассур

[ редактировать ]
Деталь стелы в стиле неоассирийских царских стел, воздвигнутой в Ассуре во II веке нашей эры (под парфянским правлением) местным правителем Рут-Ассером. [38]

Ассур, возможно, теперь известный под именем Лаббана. [39] [40] (происходит от Либбали , «сердце города», древнего ассирийского названия храмового квартала города) [40] процветал под парфянским правлением, многие здания либо ремонтировались, либо строились с нуля. [27] [41] [г] По словам историка Питера Хайдера, «после парфянского завоевания Месопотамии Ассур снова ожил». [43] Примерно или вскоре после конца II века до нашей эры. [39] город мог стать столицей своего небольшого полуавтономного королевства, [27] либо под сюзеренитетом Хатры, [44] или под прямым парфянским сюзеренитетом. [41] Среди построенных зданий был новый местный дворец, [27] [41] историки окрестили его «парфянским дворцом». [32] В целом постройки, построенные в парфянский период, занимают около двух третей площади города, как это было в неоассирийские времена. [32] Стелы, воздвигнутые местными правителями Ассура в это время, напоминают стелы, воздвигнутые неоассирийскими царями. [27] хотя правители изображены в брючных костюмах парфянского стиля, а не в древних одеждах. Правители использовали титул марио Ассурского («хозяин Ассура») и, похоже, считали себя продолжателями старой ассирийской царской традиции. [45] Эти стелы сохраняют форму, обрамление и расположение (часто в городских воротах) стел, возведенных при древних царях, а также изображают центральную фигуру в почитании луны и солнца - вездесущий мотив в древних царских стелах. [46]

Великие Иваны в Хатре . Восстановленный храм Ашура в Ассуре, вероятно, был похож на это здание по внешнему виду и размеру. [32]

Древний храм, посвященный Ашуру, был восстановлен во второй раз во II веке нашей эры. [27] [41] Хотя украшение зданий отражает определенный эллинистический характер, их дизайн также напоминает старые ассирийские и вавилонские постройки. [39] с некоторым парфянским влиянием. [47] Личные имена в Ассуре в это время во многом напоминают личные имена неоассирийского периода: такие люди, как Киб-Ассор («повеление Ашура»), Ассор-тарес («судьи Ашура») и даже Ассор-хеден («Ашур имеет дали брата», поздний вариант имени Ашшур-аху-иддина , т.е. Асархаддон ). [48] Более поздние сирийско-христианские агиографические источники показывают, что ассирийское население парфянского периода очень гордилось своим ассирийским происхождением, причем некоторые представители местной знати заявляли о своем происхождении от древних ассирийских царей. [49]

В 220 году Ардашир I сасанидский царь , царь Персии , восстал против парфян, а в 226 году ему удалось захватить имперскую столицу Ктесифон . Вассальные государства Парфии просуществовали лишь какое-то время в Ассирии и Армении. Король Хатры Санатрук II отразил атаку Сасанидов в 228/229 году, но Хатра была побеждена и завоевана Ардаширом в 240/241 году после двухлетней осады. Ардашир разрушил Хатру, а войны также привели к депопуляции прилегающего региона. [50] Последний золотой век Ассирии подошел к концу с сасанидским разграблением Ассура, которое произошло либо во время первой кампании Ардашира против Хатры в 228/229 г., либо во время первой кампании Ардашира против Хатры в 228/229 г. [50] или в более поздней кампании c. 240. [51] Во время разграбления храм Ашура был снова разрушен, а население города рассеяно. [44] Поскольку храм Ашура был прочно связан с Ашуром и Ашуром с момента основания их цивилизации, окончательное разрушение храма Ашура, произошедшее более чем через 800 лет после падения Неоассирийской империи, стало окончательным концом некогда могущественной древней ассирийской цивилизации. [50] Ассирийский народ пережил этот окончательный конец [50] и по сей день остаются этническим меньшинством в этом регионе и других местах. [49]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]
Терракотовая фигура парфянского царя, найденная в Ассуре.

Периоды вавилонского и ахеменидского правления Ассирией являются наиболее скудными с точки зрения сохранившихся источников и археологических свидетельств. [1] Нет никаких археологических свидетельств, за исключением ограниченных свидетельств из Дур-Катлимму (которые свидетельствуют максимум о нескольких десятилетиях оккупации), что какой-либо из старых ассирийских дворцов когда-либо снова использовался в качестве официальных правительственных резиденций после падения Нео-Катлимму. Ассирийская империя. [4] Некоторые археологические данные указывают на то, что Асшур был перестроен в гораздо меньших масштабах в нововавилонский период, и известно лишь несколько небольших построек вавилонского характера. [43] Были обнаружены свидетельства скваттерского заселения некоторых участков, например, скудные археологические находки, указывающие на ремонтные работы и строительство небольших домов и мастерских в Нимруде, Дур-Шаррукине и Ассуре в нововавилонский и ахеменидский периоды. [4] Из нововавилонского Ассура также известна небольшая коллекция клинописных текстов, которые, среди прочего, свидетельствуют о том, что в городе действовали ювелиры. [20]

Археологические свидетельства периода Селевкидов также скудны и состоят в основном из монет и характерных типов керамики Селевкидов, таких как чаши и рыбные тарелки с вогнутыми краями. [26] Самые обширные ассирийские археологические находки постимперского периода относятся ко времени парфянского правления в регионе. В Ассуре было найдено множество арамейских надписей парфянского периода, а также руины святилищ и жилых кварталов. [43] Парфянский Ассур во многом представлял собой сочетание старого и нового: несколько древних ассирийских храмов были перестроены на их старых фундаментах, хотя и со стилистическими элементами, сочетающими старые местные месопотамские и новые парфянские архитектурные стили. [52] Точно на вершине старого храма, посвященного Ашуру, в парфянский период был построен трехсторонний храм. По форме и размеру этот новый храм, вероятно, был похож на Великих Иванов в Хатре . могучее храмовое сооружение [32] Руины частных домов указывают на то, что они следовали парфянскому замыслу. Парфяне перестроили даже старый ассирийский фестивальный дом точно по первоначальному плану. [52]

Парфянские украшения найдены в Ниневии

Большинство археологических находок из Селевкидов и парфянской Ниневии происходят из кургана Куюнджик, [53] при этом знания о большей части самого нижнего города возникли лишь в результате небольшого количества случайных открытий. [54] Среди этих случайных находок — остатки алтаря, посвященного стратегу Аполлонию , и храма, посвященного богу Гермесу, а также следы могил. [54] Курган Куюнджик, очевидно, был покрыт солидными постройками, следы которых были обнаружены в виде их каменных фундаментов и различных фрагментов. Великие храмы были построены и поддерживались как при Селевкидах, так и при парфянах, и было найдено несколько статуй как в греческом, так и в парфянском стиле, большинство из которых фрагментарны, но лишь немногие сохранились. Среди наиболее известных находок из Куюнджика — хорошо сохранившаяся статуя Геракла Эпитрапезиоса (аспект или эпитет полубога Геракла). Помимо больших храмов, курган Куюнджик был также покрыт жилыми постройками меньшего размера, о чем свидетельствует наличие большого количества мелких предметов, в том числе статуэток и керамики. [53] Поскольку Ниневия была расположена ближе к границе с Римской империей, чем Ассур, она часто вступала в контакт с римским миром, как посредством торговли, так и посредством римских экспедиций, вторгавшихся в регион или совершавших набеги. На этом месте известны как парфянские, так и римские серебряные монеты. Римское военное снаряжение, в том числе пояс и комплект шлемов, также было найдено в Ниневии, вероятно, потерянное в суматохе войны. [55]

Официальным языком Ассирийской империи был ассирийский диалект аккадского языка , а со времен Тиглатпаласара III императорский арамейский язык использовался также . Использование этого языка уже становилось более ограниченным в неоассирийские времена из-за роста арамейского языка . К последним нескольким десятилетиям существования Неоассирийской империи арамейский язык был основным разговорным языком империи. [56] Несмотря на столетия иностранного правления и влияние иностранных языков, таких как греческий , преобладающим языком в городах и сельской местности Ассирии, вероятно, оставался ассирийский арамейский на протяжении всего постимперского периода. [37] Ассирийский диалект самого аккадского языка продолжал использоваться в течение некоторого времени после падения Ассирийской империи, хотя и в весьма ограниченном объеме, и, вероятно, не вымер до конца VI века до нашей эры. [56]

диалекты Неоарамейские , на которых обычно говорят современные ассирийцы, — это ассирийский неоарамейский и халдейский неоарамейский, оба принадлежат к христианской группе северо-восточного неоарамейского языка . [56] произошел от разговорных древневосточных арамейских диалектов последней части Неоассирийской империи и постимперского периода Ахеменидской Ассирии . Ассирийский неоарамейский язык все еще сохраняет некоторые древние аккадские влияния, например, заимствованные слова. [57] Сирийский язык , восточно-среднеарамейский диалект, сегодня в основном используется в качестве литургического языка . В нем имеется по крайней мере четырнадцать исключительных (т.е. не засвидетельствованных в других диалектах) заимствованных слов из аккадского языка, в том числе девять из которых явно взяты из древнего ассирийского диалекта (шесть из которых являются архитектурными или топографическими терминами). [58]

II века до нашей эры Статуя древнегреческого бога Гермеса , найденная в Ниневии.

Ассирийцы в Ассуре и других местах на севере продолжали следовать древней месопотамской религии в постимперский период и продолжали особенно почитать свое национальное божество Ашура. [44] Во многих других частях северной Месопотамии религиозные традиции быстро разошлись и развивались в разных направлениях. [47] В частности, со времен правления Селевкидов существовало значительное влияние древнегреческой религии , при этом многие греческие божества стали синкретизироваться с месопотамскими божествами. [59] Существовало также некоторое влияние иудаизма , учитывая, что ассирийские цари Адиабены обратились в иудаизм в I веке нашей эры. [60] Хотя за пределами собственно Ассирии, при раскопках участков парфянского периода на близлежащем участке Дура-Европос был обнаружен храм с разнообразным расположением божеств, христианская церковь и еврейская синагога, датируемые III веком нашей эры. Эта религиозная и культурная сложность, вероятно, также нашла отражение в Ассирии, поскольку теперь это был пограничный регион между Римской и Парфянской империями. [26]

В Ассуре поклонялись как старым, так и новым богам. [52] Самым важным был Ашур, в парфянские времена известный как Ассор. [44] или Асор , [32] чье поклонение осуществлялось так же, как и в древние времена, по культовому календарю, практически идентичному тому, который использовался во времена Неоассирийской империи. [27] [41] Поскольку в личных надписях в храмах Ассура часто упоминается месяц Нисан (первый месяц года), очевидно, что традиционный месопотамский праздник Акиту (отмечаемый в этом месяце) продолжал отмечаться. [32] [61] Один из храмов, построенных в парфянский период, включал в свое культовое помещение стелу с горельефом, изображавшим полубога Геракла со львиной шкурой на левой руке и опирающегося правой рукой на палицу. [62] На основании свидетельств из Хатры и Пальмиры Геракла, вероятно, отождествляли с ассирийским и семитским божеством удачи Гадом . Также очевидно, что Геракл отождествлялся в Месопотамии с богом Нергалом , о чем свидетельствуют надписи, найденные в других местах, а также надписи парфянского периода в Ассуре, в которых упоминается Нергаль, но не Геракл. [63] Граффити и надписи, процарапанные на полу и стенах перестроенного храма Ашура парфянской эпохи , указывают на то, что наиболее важными божествами были Ашур и его супруга Серуа , поскольку они упоминаются чаще всего. [61] Другие божества, которые упоминаются, хотя и реже, включают Набу и Нане («дочь Бела »). [64] Богу Бэлу , иначе в основном вавилонскому божеству, также поклонялись в его собственном храме в городе. [47] Надписи, храмы, продолжающееся празднование праздников и богатство теофорических элементов (божественных имен) в личных именах парфянского периода иллюстрируют сильную преемственность традиций и то, что самым важным божествам старой Ассирии все еще поклонялись в Ассуре более 800 г. лет после разрушения Ассирийской империи. [32]

Религиозные обычаи в соседней Ниневии во времена парфян значительно отличались от таковых в Ассуре. В то время как божества, которым поклонялись в Ассуре и его окрестностях, были в основном древними месопотамскими божествами (кроме Геракла-Нергала), божества, которым поклонялись в Ниневии, почти все были синкретическими (слияние старых ассирийских богов с горскими божествами) или полностью импортированными фигурами. В число этих фигур входили синкретические Аполлон -Набу, Геракл-Гад и Зевс -Бел, а также импортированный греческий бог Гермес и импортированные египетские божества Исида и Серапис . [36]

Неясно, когда именно ассирийцы впервые были обращены в христианство, но Арбела была важным раннехристианским центром. Согласно более поздним «Хроникам Арбелы» , Арбела стала резиденцией епископа уже в 100 году нашей эры, но достоверность этого документа подвергается сомнению среди ученых. Однако известно, что Арбела, Мосул и Киркук позже служили важными христианскими центрами в сасанидский и более поздний исламский периоды. [29] Начиная с III века становится ясно, что христианство становилось основной религией региона. [65] христианский бог заменил старых месопотамских божеств, включая Ашура, который только что пережил замечательный период возрождения. [50] Древняя месопотамская религия сохранялась в некоторых местах гораздо дольше, например, в Харране , по крайней мере, до 10 века ( «сабеи» Харрана ) и в Мардине вплоть до 18 века ( Шамсия ). [65]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ часто называют его сатрапией , Хотя современные историки [17] Ассирия фигурирует в царских надписях Ахеменидов как дахью ; термин неопределенного значения, используемый для обозначения как народов, так и географических мест (не обязательно синоним формальных сатрапий империи). [19]
  2. Имя Атура произошло от арамейского слова «Атур» , что означало Ассирия. [20]
  3. ^ Если бы название Меспила для Ниневии не было изобретено Ксенофонтом, возможно, оно могло бы быть получено из аккадского термина «мушпалум» , используемого для обозначения этого места в некоторых надписях Сеннахирима , или арамейского «мшпил» , означающего область низменной местности. [23]
  4. И в свитках Мертвого моря , и в Вавилонском Талмуде империя называется Асур , а романо-еврейский историк Иосиф Флавий называл ее Assuríōn basileía («царство ассирийцев»). [24]
  5. ^ Северный курган (из двух курганов) в Ниневии и место расположения величайших дворцов и храмов города. [33]
  6. ^ Также подтверждено, что греческие титулы, такие как стратег, использовались для губернаторов парфянского периода в других городах, которые занимали видное место при Селевкидах, например, в Дура-Европосе и Вавилоне. [34]
  7. История города на протяжении всего периода парфянского правления была не совсем мирной и благополучной. Согласно археологическим свидетельствам, найденным на этом месте, можно наблюдать три различных этапа строительства; все это закончилось крупномасштабным ущербом и разрушениями. Первые две фазы строительства завершились в 116 и 198 годах нашей эры, когда город был разграблен римскими императорами Траяном и Септимием Севером соответственно. [42]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Хаузер 2017 , с. 229.
  2. ^ Фрам 2017 , стр. 5.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хаузер 2017 , с. 230.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Хаузер 2017 , с. 232.
  5. ^ Мелвилл 2011 , стр. 20–21.
  6. ^ Хаузер 2017 , стр. 234–235.
  7. ^ Сак 2004 , с. 84.
  8. ^ Из Рива 2013 , с. 72.
  9. ^ Стивенс 2014 , с. 73.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хаузер 2017 , с. 236.
  11. ^ Хаузер 2017 , с. 235.
  12. ^ Перейти обратно: а б Фрам 2017b , с. 194.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Парпола 2004 , с. 19.
  14. ^ Перейти обратно: а б Дик 2004 , с. 15.
  15. ^ Леви 1945–1946 , с. 406.
  16. ^ Далли 2003 , с. 177.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Парпола 2004 , с. 18.
  18. ^ Болье 1989 , с. 230.
  19. ^ Уотерс 2014 , с. 97.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Парпола 1999 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Хаузер 2017 , с. 231.
  22. ^ Раднер 2015 , с. 6.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Рид 1998 , с. 65.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Парпола 2004 , стр. 18–20.
  25. ^ Перейти обратно: а б Хаузер 2017 , с. 237.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хаузер 2017 , с. 238.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Парпола 2004 , с. 20.
  28. ^ Дроуэр, Грей и Шервин-Уайт, 2012 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с Хаузер 2017 , с. 239.
  30. ^ Марчак и Войчиковски 2016 , стр. 81.
  31. ^ Перейти обратно: а б Фрай 1984 , с. 223.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хаузер 2017 , с. 240.
  33. ^ Фрам 2008 , стр. 17.
  34. ^ Рид 1998 , с. 69.
  35. ^ Хайдер 2008 , стр. 201–203.
  36. ^ Перейти обратно: а б Хаузер 2017 , стр. 202, 206.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Рид 1998 , с. 71.
  38. ^ Раднер 2015 , с. 20.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Шиппманн 2012 , стр. 816–817.
  40. ^ Перейти обратно: а б Раднер, 2015 , стр. 18–19.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и Харпер и др. 1995 , стр. 18.
  42. ^ Хайдер 2008 , стр. 193–194.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Хайдер 2008 , с. 193.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д Раднер 2015 , с. 19.
  45. ^ Раднер 2015 , стр. 19–20.
  46. ^ Андрэ и Ленцен 1933 , стр. 105–106.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Хайдер 2008 , с. 200.
  48. ^ Ливингстон 2009 , с. 154.
  49. ^ Перейти обратно: а б Парпола 2004 , с. 22.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и Хаузер 2017 , с. 241.
  51. ^ Раднер 2015 , с. 7.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Хайдер 2008 , с. 194.
  53. ^ Перейти обратно: а б Рид 1998 , с. 76.
  54. ^ Перейти обратно: а б Рид 1998 , с. 72.
  55. ^ Рид 1998 , с. 78.
  56. ^ Перейти обратно: а б с Луукко и Ван Буйлере, 2017 , стр. 314.
  57. ^ Аккадское влияние на арамейский язык (ассириологические исследования) Кауфмана, Стефана А.
  58. ^ Кауфман 1974 , с. 164.
  59. ^ Хайдер 2008 , с. 202.
  60. ^ Марчак и Войчиковски 2016 , стр. 80.
  61. ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2008 , с. 197.
  62. ^ Хайдер 2008 , с. 195.
  63. ^ Хайдер 2008 , с. 196.
  64. ^ Хайдер 2008 , стр. 197, 200.
  65. ^ Перейти обратно: а б Парпола 2004 , с. 21.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e25ae4f3e4425f75a92e45dca8e4238d__1702091400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/8d/e25ae4f3e4425f75a92e45dca8e4238d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Post-imperial Assyria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)