Нефериркаре Какаи
Нефериркаре Какаи | |
---|---|
Нефериркара, Нефераркаре, Неферхерес | |
![]() | |
фараон | |
Царствование | 8, 10, 11 или 20 лет правления в начале-середине 25 века до нашей эры. [примечание 1] |
Предшественник | Сахуре |
Преемник | Неферефре (скорее всего) или Шепсескаре |
Супруга | Хенткаус II |
Дети | Неферефр ♂ , Ньюсерре Ини ♂ , Ириенре ♂ , Хенткаус III ♀ |
Отец | Сахуре |
Мать | Меретнебти (также известный как Неферетнебти) |
Похороны | Пирамида Нефериркаре |
Памятники | Пирамида Ба-Нефериркаре Храм Солнца Сетибре |
Династия | 5-я династия |
Нефериркаре Какай (известный по -гречески как Неферхерес, Νεφερχέρης) — древнеегипетский фараон , третий царь Пятой династии . Нефериркаре, старший сын Сахуре и его супруги Меретнебти был известен как Ранефер А. , до того, как взошел на престол, Он присоединился к власти на следующий день после смерти своего отца и правил от восьми до одиннадцати лет, где-то в начале-середине 25 века до нашей эры. Ему самому, скорее всего, наследовал его старший сын, рожденный от его королевы Хенткаус II , принц Ранефер Б, который занял трон как король Неферефре . Нефериркаре стал отцом другого фараона, Нюсерре Ини , который занял трон после недолгого правления Неферефре и недолгого правления малоизвестного Шепсескара .
Современники признавали Нефериркаре добрым и великодушным правителем, который вмешался в защиту своих придворных после неудачи . Его правление стало свидетелем роста числа представителей администрации и духовенства, которые использовали свое растущее богатство для строительства более сложных в архитектурном отношении мастаб , где они впервые записали свои биографии. Нефериркаре был последним фараоном, который значительно изменил стандартный королевский титул , отделив номен или имя при рождении от преномена или тронного имени. Начиная с его правления, первое было написано в картуше, которому предшествовал эпитет «Сын Ра». Его правление стало свидетелем продолжения торговых отношений с Нубией на юге и, возможно, с Библосом на левантийском побережье на севере.
Нефериркаре построил для себя пирамиду в царском некрополе Абусир , названную Ба-Нефериркаре, что означает «Нефериркаре — это Ба ». Первоначально планировалось, что это будет ступенчатая пирамида , форма которой не использовалась со времен Третьей династии примерно 120 лет назад. Этот план был изменен, чтобы превратить памятник в настоящую пирамиду, самую большую в Абусире, которая так и не была завершена из-за смерти короля. Кроме того, Нефериркаре построила храм богу солнца Ра под названием Сетибре , то есть «Место сердца Ра». Древние источники утверждают, что это был самый крупный из построенных во времена Пятой династии, но по состоянию на начало 21 века он еще не найден.
После его смерти Нефериркаре воспользовался погребальным культом, происходящим в его заупокойном храме, который завершил его сын Нюсерре Ини. Этот культ, по-видимому, исчез в конце периода Древнего царства, хотя мог быть возрожден во времена Двенадцатой династии Среднего царства , хотя и в весьма ограниченной форме. По всей вероятности, примерно в это же время была впервые написана история Папируса Весткара , рассказа, в котором Усеркаф , Сахуре и Нефериркаре считаются братьями, сыновьями Ра от женщины Редеджет .
Источники
[ редактировать ]
Современные источники
[ редактировать ]Нефериркаре хорошо засвидетельствовано в источниках того времени, когда он правил. Помимо комплекса пирамид, он упоминается в гробницах многих своих современников, таких как его визирь Вашптах , придворный Рауэр. [23] и священник Ахететеп . [24] Нефериркаре также появляется на почти современной доске для письма в Гизе , коротком списке, объединяющем шесть царей из разных династий, относящихся к поздней Пятой или началу Шестой династии . [25] Доска для письма была обнаружена в гробнице высокопоставленного чиновника по имени Месджерв, который, возможно, написал ее для использования в загробной жизни . [26]
Исторические источники
[ редактировать ]Нефериркаре упоминается в двух списках древнеегипетских царей, оба датируются Новым Царством . Самым ранним из них является Список царей Абидоса , написанный во время правления Сети I (1290–1279 гг. До н.э.). Нефериркаре Там номен «Какай» занимает 28-ю позицию, между именами Сахуре и Неферефре. Во время последующего правления Рамсеса II Нефериркаре (1279–1213 гг. до н.э.) преномен был записан в 27-й записи Таблички Саккара , но на этот раз как преемник Сахуре и предшественник Шепсескара. [27]
Нефериркаре также была дана запись в Туринском каноне , документе, также относящемся к периоду правления Рамсеса II. Обычно считается, что запись о Нефериркаре находится в третьем столбце - 19-й строке; к сожалению, эта строка затерялась из-за большого пробела в папирусе, и ни продолжительность его правления, ни его преемник не могут быть установлены по сохранившимся фрагментам. Египтолог Мирослав Вернер , кроме того, предположил, что Туринский канон положил начало новой династии с этой записи и, таким образом, Нефериркаре станет ее основателем. [28] [29] [30] Разделение Туринского канонического списка королей на династии в настоящее время является дискуссионной темой. Египтолог Яромир Малек, например, считает, что разделения между группами королей, происходящие в каноне, отмечают смену королевской резиденции, а не взлет и падение королевских династий, как этот термин понимается в настоящее время. Это использование началось только в египетском контексте с работой священника Манефона в III веке до нашей эры . [31] Точно так же египтолог Стефан Зайдльмейер считает нарушение Туринского канона в конце Восьмой династии символом перемещения царской резиденции из Мемфиса в Гераклеополь. [32] Египтолог Джон Бейнс придерживается взглядов, более близких к взглядам Вернера, полагая, что канон был разделен на династии, с итоговыми данными за прошедшее время, указанными в конце каждой, хотя сохранилось лишь несколько таких подразделений. [33] Точно так же профессор Джон Ван Сетерс рассматривает разрывы в каноне как разделения между династиями, но, напротив, утверждает, что критерий этих разделений остается неизвестным. Он предполагает, что образец династий мог быть взят от девяти божественных царей Большой и Малой Эннеад . [34] Египтолог Ян Шоу считает, что Туринский канон придает некоторую достоверность разделению династий Манефона, но считает, что списки царей являются формой поклонения предкам, а не историческими записями. [35] Вся эта проблема может быть поднята еще одним предположением Вернера, где он предполагает, что запись Нефериркаре могла располагаться на 20-й строке, а не на 19-й, как обычно полагают. Это приписало бы Нефериркаре семилетнее правление. [29] и сделал бы Сахуре основателем династии, согласно гипотезе, согласно которой канон записывает такие события. Археологические данные установили, что переходы от Усеркафа к Сахуре и от Сахуре к Нефериркаре были переходами от отца к сыну, так что ни Сахуре, ни Нефериркаре не могут быть основателями династии в современном смысле этого слова. [36] [37]
Нефериркаре упоминается в «Эгиптиаке» , истории Египта, написанной в III веке до нашей эры во время правления Птолемея II Манефоном (283–246 до н.э.). Никакие копии «Эгиптиаки» не сохранились до наших дней, и теперь она известна только благодаря более поздним сочинениям Секста Юлия Африканского и Евсевия . Византийский сообщает , ученый Георгий Синцелл что Африканский сообщает, что Египтия упоминала преемственность «Сефрес → Неферхерес → Сисирес» в начале Пятой династии. Считается, что Сефрис, Неферхерес и Сисирес являются эллинизированными формами Сахуре, Нефериркаре и Шепсескара соответственно. Таким образом, реконструкция Пятой династии, сделанная Манефоном, согласуется с табличкой из Саккары. [38] Африканским Сообщается, что в воплощении , предложенном Египта , Неферхерес правила 20 лет. [39]
Семья
[ редактировать ]Родители и братья и сестры
[ редактировать ]
До 2005 года личность родителей Нефериркаре была неясна. Некоторые египтологи , в том числе Николас Грималь , Уильям К. Хейс , Хартвиг Альтенмюллер, Эйдан Додсон и Дайан Хилтон, считали его сыном Усеркафа и Хенткауса I и братом своего предшественника Сахуре. [5] [41] [42] [43] [44] Главным стимулом для этой теории стал папирус Весткара , древнеегипетская история, повествующая о возвышении Пятой династии. В нем маг предсказывает Хуфу , что будущая упадок его рода произойдет в виде трех братьев — первых трех царей Пятой династии, рожденных от бога Ра и женщины по имени Редеджет . [45] Египтологи, такие как Вернер, пытались разглядеть в этом рассказе историческую правду, предполагая, что Сахуре и Нефериркаре были братьями и сестрами, рожденными от царицы Хенткаус I. [примечание 2] [47]
В 2005 году при раскопках дамбы, ведущей к пирамиде Сахуре, были обнаружены новые фрагменты рельефа, которые неоспоримо показали, что фараон Сахуре и его супруга, царица Меретнебти, были родителями Нефериркаре. Действительно, на этих рельефах, обнаруженных Вернером и Тареком Эль-Авади, изображены Сахуре и Меретнебти вместе с двумя их сыновьями, Ранефером и Нетжериренре. [36] Хотя обоим сыновьям присвоен титул «старших сыновей короля», что, возможно, указывает на то, что они были близнецами. [49] Ранефер показан ближе к Сахуре, а также ему присвоен титул «главного чтеца-священника», что может отражать то, что он родился первым и, таким образом, получил более высокие должности. [50] Поскольку известно, что Ранефер — это имя Нефериркаре до того, как он занял трон, о чем свидетельствуют рельефы из заупокойного храма Сахуре (см. ниже), не остается сомнений относительно происхождения Нефериркаре . [36] Больше ничего не известно о Неджериренре, и это наблюдение заставило Вернера и Эль-Авади предположить, что он мог попытаться захватить трон после неожиданной смерти сына и преемника Нефериркаре Неферефре, который умер в возрасте двадцати с небольшим лет после двух лет правления трон. В этой гипотетической гипотезе он будет эфемерным Шепсескаром . [51] [50] Наконец, на этом же рельефе, как и на дополнительном, зафиксированы еще четыре сына Сахуре – Хакаре, [52] Хоремсаф, [53] Раемсаф и Небанкре. Личность их матери(ей) неизвестна. [54] так что они, как минимум, сводные братья Нефериркаре. [55]
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | |
Фрагменты рельефов из погребального храма Сахуре, изображающие Нефериркаре в образе принца. Во время правления последнего рельефы были изменены с добавлением королевских титулов и регалий. [56] [57] |
Супруга и дети
[ редактировать ]По состоянию на начало 21 века единственной известной королевой Нефериркаре является Хенткаус II . Это связано с положением ее пирамиды рядом с пирамидой Нефериркаре, что было обычным для супруги короля, а также с ее титулом «жены короля» и несколькими рельефами, изображающими их обоих вместе. [58] У Нефериркаре мог быть по крайней мере еще один супруг, о чем свидетельствует наличие небольшой пирамиды рядом с пирамидой Хенткауса, но это остается предположением. [57]

Нефериркаре и его супруга Хенткаус II были, по всей вероятности, родителями принца Ранефера Б, будущего фараона Неферефра . [4] [59] [60] [61] Эту связь подтверждает рельеф на известняковой плите, обнаруженный в доме в селе близ Абусира. [62] изображающий Нефериркаре и его жену Хенткауса со «старшим сыном короля Ранефером», [примечание 3] [63] имя, идентичное некоторым вариантам имени Неферефр. [64] Это указывает на то, что, как и в случае с Нефериркаре, Ранефер было именем Неферефре, когда он был еще только наследным принцем , то есть до его восшествия на престол. [65]
У Нефериркаре и Хенткауса II был по крайней мере еще один ребенок, будущий фараон Нюсерре Ини . [61] [66] Действительно, известно, что супруга Нефериркаре Хенткаус II была матерью Нюсерре, поскольку при раскопках ее погребального храма был обнаружен фрагментарный рельеф, показывающий ее лицом к Нюсерре и его семье. [67] [68] [69] Примечательно, что на этом рельефе Хенткаус и Ньюсерре изображены в одном масштабе. [68] наблюдение, которое может быть связано с повышенным статусом Хенткауса во время правления Ньюсерра, поскольку он стремился узаконить свое правление после преждевременной смерти Неферефре и возможного вызова со стороны Шепсескара. [70] [71] Еще одним свидетельством происхождения Ньюсерре является расположение его пирамиды рядом с пирамидой Нефериркаре, а также повторное использование им для своего собственного храма в долине материалов из незавершенных построек Неферикаре. [72]
Был предложен еще один сын Нефериркаре и Хентхауса, [73] вероятно, моложе [74] чем Неферефр и Нюсерре: Ириенра, принц ири-пат [примечание 4] о родстве которого свидетельствует тот факт, что его погребальный культ был связан с культом его матери, причем оба они имели место в храме Хенткауса II. [76] [77]
Наконец, Нефериркаре и Хенткаус II также могут быть родителями королевы Хенткаус III , [78] чья могила была обнаружена в Абусире в 2015 году. Действительно, судя по местонахождению и общей дате ее могилы, а также ее титулам «жена короля» и «мать короля», Хенткаус III почти наверняка была супругой Неферефр. [79] и мать Менкаухора Кайу или Шепсескара . [78]
Царствование
[ редактировать ]Продолжительность
[ редактировать ]Манефона В «Египтиаке» Нефериркаре назначается 20-летнее правление, но археологические данные теперь позволяют предположить, что это завышенная оценка. Во-первых, поврежденный Палермский камень сохраняет год пятого пересчета скота во время пребывания Нефериркаре на троне. [80] Учет скота был важным мероприятием, направленным на оценку размера налогов, подлежащих взиманию с населения. Во времена правления Нефериркаре это включало подсчет крупного рогатого скота, волов и мелкого скота. [81] Считается, что это событие проводилось раз в два года в период Старого царства, то есть раз в два года, а это означает, что Нефериркаре правила не менее десяти лет. Учитывая форму камня Палермо, этот рекорд должен соответствовать его последнему году или быть близок к нему. [82] так что правил он не более одиннадцати лет. Это дополнительно подтверждается двумя рукописными надписями, оставленными каменщиками на каменных блоках пирамид Хенткауса II и Нефериркаре, обе из которых также датируются пятым подсчетом скота в Нефериркаре, самым высоким известным годом его правления. [80] [83] Наконец, Вернер отметил, что 20-летнее правление будет трудно совместить с незавершенностью его пирамиды в Абусире. [84]
Активный отдых в Египте
[ редактировать ]
Помимо строительства пирамиды и храма Солнца, мало что известно о деятельности Нефериркаре во время его пребывания на троне. [86] Некоторые события, относящиеся к его первым и последним годам правления, зафиксированы на сохранившихся фрагментах Палермского камня. [87] [88] [89] королевская летопись, охватывающая период с начала правления Менеса Первой династии до примерно времени правления Нефериркаре. [примечание 6] [91] [92] Судя по палермскому камню, будущий фараон Нефериркаре, которого тогда называли принцем Ранефером, [примечание 7] взошел на престол на следующий день после смерти своего отца Сахуре, которая произошла в 28-й день девятого месяца . [94] [95]
Затем в аннале отмечается, что в первый год своего правления Нефериркаре предоставил землю сельскохозяйственным поместьям, служащим культам Эннеады, Душ Пе и Нехен и богов Керахи. [примечание 8] [97] [49] Ра и Хатхор он посвятил стол для подношений, на котором было размещено 210 ежедневных подношений, а также приказал построить две кладовые и нанять новых иждивенцев в главный храм. [97] Нефериркаре также приказал «изготовить и открыть рот статуи электрумовой [бога] Ихи , сопровождая [ее] в нхт - часовню Снефру святилища Хатхор ». [98] [99] Позже во время своего правления, в год пятого подсчета скота, Нефериркаре воздвиг свою бронзовую статую и установил четыре барки для Ра и Гора внутри и вокруг своего храма Солнца, две из которых были медными. Души Пе, Нехена и Ваджета получили в дар электрум, а Птаху — земли. [100]
Тот факт, что Палермский камень заканчивается [90] вокруг правления Нефериркаре побудили некоторых ученых, таких как Грималь, предположить, что они могли быть составлены во время его правления. [86]
Администрация
[ редактировать ]Известно немного конкретных административных действий, предпринятых Нефериркаре. Один его указ, начертанный на известняковой плите, был раскопан в 1903 году в Абидосе и сейчас находится в Бостонском музее изящных искусств . [15] Указ освобождает персонал храма Хенти-Аментиу от бессрочных принудительных работ под страхом лишения всего имущества и свободы, а также принуждения к работе в поле или в каменоломне. [101] [102] [81] Этот указ косвенно предполагает, что налогообложение и принудительный труд были введены для всех по общему правилу. [103]
В целом, во время правления Нефериркаре наблюдался рост египетской администрации и жречества, которые накопили больше власти, чем в предыдущие годы правления, хотя царь оставался живым богом. [4] В частности, должности визирей и надзирателей экспедиции, то есть высшие должности, были открыты для лиц, не принадлежащих к царской семье. [89] В связи с этой тенденцией мастабы высших чиновников стали становиться более сложными, например, с часовнями, состоящими из нескольких комнат, [104] [105] а с середины до конца Пятой династии - широкие входные портики с колоннами. [106] и семейные усыпальницы. [105] Именно в это же время эти чиновники начали записывать автобиографии на стенах своих могил. [60]
Изменение королевского титула
[ редактировать ]Правление Нефериркаре Какаи было последним. [107] важное изменение в титулах фараонов . Он был первым фараоном, который разделил эпитеты nswt-bjtj («Царь Верхнего и Нижнего Египта») и Z3-Rˁ («Сын Ра») в царском титуле. Этим двум эпитетам он связал два разных, независимых имени: преномен и номен соответственно. Преномен или тронное имя, взятое новым королем при восхождении на престол, было записано в картуше сразу после знаков пчелы и осоки для nswt-bjtj . [107] [108] Со времен Нефериркаре, [109] номен, или имя при рождении, также был написан в картуше. [110] ему систематически предшествовали глифы «Сына Ра», эпитета, который в предыдущие времена мало использовался. [41]
Торговля и военная деятельность
[ редактировать ]Существует мало свидетельств военных действий во время правления Нефериркаре. Уильям К. Хейс предположил, что в его погребальном храме обнаружено несколько фрагментарных известняковых статуй стоящих на коленях и связанных военнопленных. [111] [112] возможно, свидетельствуют о карательных набегах в Ливию на западе или на Синай и Ханаан на востоке во время его правления. [41] Историк искусства Уильям Стивенсон Смит отметил, что такие статуи были обычным явлением. [111] элементы убранства царских храмов и мастаб, позволяющие предположить, что они не могут быть непосредственно связаны с реальными военными кампаниями. Подобные статуи и небольшие деревянные фигурки коленопреклоненных пленников были обнаружены в погребальных комплексах Неферефры. [113] Джедкаре Эсеси , [114] Гвозди , [115] рано , [116] Детка, я [117] и Пепи II [111] а также в гробнице визиря Сенеджемиба Мехи . [118] [119]
Торговые отношения с Нубией - единственные, засвидетельствованные во время правления Нефериркаре. [60] Археологическими свидетельствами этого являются отпечатки печатей и остракон с его именем, обнаруженные в крепости Буэн , на втором пороге Нила. [120] Контакты с Библом на левантийском побережье могли также произойти во время правления Нефериркара, о чем свидетельствует найденная там единственная алебастровая чаша с надписью его имени. [120]
Личность
[ редактировать ]
Правление Нефериркаре было необычным из-за значительного количества сохранившихся записей того времени, в которых он описывается как добрый и мягкий правитель. Когда Ровер , пожилой дворянин и королевский придворный, случайно коснулся королевской булавы во время религиозной церемонии. [11] — опасная ситуация, которая могла привести к немедленной смерти этого чиновника. [60] фараон считался живым богом или изгнан из суда, поскольку в мифологии Древнего царства - Нефериркаре быстро помиловал Ровера и повелел не причинять последнему никакого вреда в связи с этим инцидентом. [121] [122] Как с благодарностью сообщает Ровер в надписи на своей гробнице в Гизе :
Теперь священник Ровер в своих священнических одеждах следовал по стопам короля, чтобы провести королевский костюм, когда скипетр в руке короля ударил священника Ровера по ноге. Король сказал: «Вы в безопасности». Итак, король сказал, а затем: «Король желает, чтобы он был в полной безопасности, поскольку я не ударил его. Ибо он более достоин перед королем, чем любой человек». [23] [123] [124]
Точно так же Нефериркаре оказала жрецу Птаха Птахшепсеса беспрецедентную честь целовать его ноги. [11] [125] а не землю перед ним. [126] Наконец, когда у визиря Васптаха случился инсульт во время пребывания в суде, король быстро вызвал главных врачей дворца, чтобы они вылечили его умирающего визиря. [11] Когда Васптах умер, Нефериркаре, как сообщается, был безутешен и удалился в свои личные покои, чтобы оплакивать потерю своего друга. Затем король приказал очистить тело Васптаха в его присутствии и приказал сделать гроб из черного дерева для умершего визиря. Вашптах был похоронен с особыми дарами и ритуалами, любезно предоставленными Нефериркаре. [127] Записи о действиях короля начертаны в самой гробнице Вашптаха. [128] и подчеркнуть человечность Нефериркаре по отношению к своим подданным. [129]
Строительная деятельность
[ редактировать ]Пирамидальный комплекс
[ редактировать ]Пирамида
[ редактировать ]
Пирамида Нефериркаре Какаи , известная древним египтянам как Ба-Нефериркаре и по-разному переводимая как «Нефериркаре — это Ба ». [130] или «Нефериркаре принимает форму», [5] находится в царском некрополе Абусир. [131] Это самая большая из построенных во времена Пятой династии, она примерно равна размеру пирамиды Менкаура . [5] Рабочие и ремесленники, построившие пирамиду и окружающий ее комплекс, жили в пирамидальном городе «Нефериркаре-это-душа» или «Какаи-это-душа», расположенном в Абусире. [132]
Строительство пирамиды состояло из трех этапов: [133] сначала были построены шесть ступенек [28] из щебня, их подпорные стены сделаны из известняка, добытого в местных карьерах. [134] указывая на то, что изначально памятник планировался в виде ступенчатой пирамиды , [135] [136] необычный для того времени дизайн, который не использовался со времен Третьей династии , примерно 120 лет назад. [28] На этом этапе пирамида, если бы она была завершена, достигла бы высоты 52 м (171 фут). [28] Затем этот план был изменен на втором этапе строительства с добавлением засыпки между ступенями, призванной превратить памятник в настоящую пирамиду. [136] На более позднем этапе рабочие еще больше увеличили пирамиду, добавив пояс из каменной кладки и гладкие облицовочные камни из красного гранита. [136] Эта работа так и не была закончена, [135] даже после работ, реализованных Ньюсерре. [137] Имея квадратное основание со сторонами длиной 108 метров (354 фута), [138] Если бы пирамида была завершена, она достигла бы высоты 72 м (236 футов). [28] Сегодня он находится в руинах из-за масштабного ограбления камня. [139] Вход в подстройки пирамиды находился на ее северной стороне. Там нисходящий коридор с двускатной крышей из известняковых балок вел в погребальную камеру. Никаких частей саркофага царя там обнаружено не было. [136]
Пирамида Нефериркаре окружена меньшими пирамидами и гробницами, которые, кажется, образуют архитектурную единицу - кладбище его близкой семьи. [28] До этого ансамбля предполагалось добраться от Нила по дамбе и храму в долине у реки. После смерти Нефериркаре были заложены только фундаменты обеих пирамид, и позже Нюсерре направил незавершенную дамбу к своей собственной пирамиде . [136]
Заупокойный храм
[ редактировать ]Погребальный храм был далек от завершения после смерти Нефериркаре, но он был завершен позже его сыновьями Неферефре и Нюсерре Ини с использованием дешевых сырцовых кирпичей и дерева, а не камня. [140] Значительный тайник административных папирусов, известный как папирусы Абусира , был обнаружен здесь нелегальными землекопами в 1893 году, а затем Борхардтом в 1903 году. [141] Другие папирусы были также обнаружены в середине семидесятых годов во время раскопок Египетского института Пражского университета . [86] Наличие этого тайника обусловлено своеобразными историческими обстоятельствами середины Пятой династии. [142] Поскольку и Нефериркаре, и его наследник Неферефр умерли до того, как их комплексы пирамид были завершены, Нюсерре изменил их запланированную планировку, изменив дорогу, ведущую к пирамиде Нефериркаре, на свою собственную. Это означало, что погребальные комплексы Неферефре и Нефериркаре оказались в некоторой изоляции на плато Абусир, поэтому их жрецам пришлось жить рядом с храмовыми помещениями во временных жилищах. [143] и они хранили административные записи на месте. [142] Напротив, записи других храмов хранились в городе-пирамиде недалеко от пирамид Сахуре или Ньюсерре, где нынешний уровень грунтовых вод означает, что все папирусы уже давно исчезли. [144]
В папирусах Абусира записаны некоторые подробности, относящиеся к заупокойному храму Нефериркаре. В его центральной часовне располагалась ниша с пятью статуями короля. Центральный описан в папирусах как изображение царя как Осириса , тогда как первый и последний изображают его как царя Верхнего и Нижнего Египта соответственно. [145] [146] В храме также находились кладовые для подношений, где хранились многочисленные каменные сосуды, ныне разбитые. [147] Наконец, папирусы указывают на то, что из четырех лодок, включенных в погребальный комплекс, две были захоронены к северу и югу от пирамиды, одна из которых была раскопана Вернером. [148]
В поздний период Древнего Египта (664–332 гг. До н.э.) заупокойный храм Нефериркаре использовался как вторичное кладбище. надгробие из желтого кальцита Борхардт обнаружил с надписью на арамейском языке: «Принадлежит Несну, сыну Тапахнума». [149] Еще одна надпись [150] На арамейском языке, найденном на блоке известняка и датируемом пятым веком до нашей эры, написано: «Маннукинаан, сын Севы». [151]
Храм Солнца
[ редактировать ]Из древних источников известно, что Нефериркаре построил храм богу Солнца Ра, который еще не идентифицирован археологически. [5] Его называли Сетибре , [примечание 9] что означает «Место сердца Ра», [5] и, согласно современным источникам, был самым большим из построенных во времена Пятой династии. [4] Вполне возможно, что храм был построен только из сырцового кирпича, а его запланированное завершение из камня еще не началось после смерти Нефериркаре. В этом случае он быстро превратился бы в руины, обнаружить которые археологам будет очень сложно. [153] В качестве альтернативы египтолог Райнер Штадельманн предположил, что Сетибре, а также храмы Солнца Сахуре и Усеркаф были одним и тем же известным зданием, приписываемым Усеркафу в Абусире. [154] Эта гипотеза была развеяна в конце 2018 года благодаря расширенному анализу оборотной стороны палермского камня, проведенному Чешским институтом археологии, который позволил прочитать надписи, в которых конкретно упоминается архитектура храма, а также списки полученных им пожертвований. [155]
Из всех храмов Солнца, построенных во времена Пятой династии, Сетибре чаще всего упоминается в древних источниках. Благодаря этому известны некоторые детали его планировки: он имел большой центральный обелиск, алтарь и кладовые, герметичное помещение для барка, в котором размещались две лодки. [148] и «зал фестиваля Сед » . Религиозные праздники действительно проводились в храмах Солнца, о чем свидетельствуют папирусы Абусира. В случае Сетибре — праздника «Ночи Ра». [примечание 10] конкретно сказано, что это произошло именно там. [157] Это был праздник, посвященный ночному путешествию Ра и связанный с идеями обновления и возрождения, которые были центральными в храмах Солнца. [156]
Храм играл важную роль в раздаче продуктовых подношений, которые каждый день привозились оттуда в заупокойный храм царя. [158] [159] [160] Это путешествие было совершено на лодке, что указывает на то, что Сетибре не примыкал к пирамиде Нефериркаре. Это также подчеркивает зависимое положение царя по отношению к Ра, поскольку подношения делались богу Солнца, а затем умершему царю. [158]
Храм Солнца Усеркаф
[ редактировать ]Египтолог Вернер Кайзер предположил, основываясь на исследовании эволюции иероглифа, определяющего слово «храм Солнца», что Нефериркаре завершил строительство храма Солнца Усеркаф, известного в Древнем Египте как Нехенре . [примечание 11] — где-то около пятого учёта скота за время его правления. [162] [163] Этого мнения придерживаются египтологи и археологи Огден Гоэлет, Марк Ленер и Герберт Рике . [164] [161] [165] Согласно этой гипотезе, Нефериркаре предоставил бы Нехенре монументальный обелиск из известняка и красного гранита. [166] Вернер и египтолог Поль Позенер-Кригер указали на две трудности, связанные с этой гипотезой. Во-первых, это подразумевало бы долгий перерыв между двумя этапами строительства храма Усеркафа: почти 25 лет между возведением храма и возведением его обелиска. Во-вторых, они отмечают, что и пирамида, и храм Солнца Нефериркаре были незавершенными на момент его смерти, что поднимает вопрос о том, почему король приложил исключительные усилия к памятнику Усеркафу, когда его собственный все еще требовал значительных работ для завершения. [167] [168] Вместо этого Вернер предполагает, что именно Сахуре закончил « Нехенре» . [169]
Погребальный культ
[ редактировать ]
Как и другие фараоны Пятой династии, Нефериркаре после своей смерти стал объектом погребального культа. Цилиндрические печати, принадлежавшие жрецам и жрицам, служившим в этом культе, свидетельствуют о его существовании в период Древнего царства .Например, на черной стеатитовой печати, находящейся сейчас в -музее, есть надпись « Служительница Хатхор Метрополитен и жрица доброго бога Нефериркаре, возлюбленная богов». [170] Некоторые из этих чиновников играли роль в культах нескольких королей, а также в их храмах Солнца. [171] Подношения для погребального культа умерших правителей предоставлялись специальными сельскохозяйственными поместьями, созданными во время правления короля. Некоторые из них известны благодаря Нефериркаре, в том числе «Поместье Какаи (названного) И3ГТ Какаи», [примечание 12] «Сильна сила Какаи», [примечание 13] «Плантации Какаи», [примечание 14] « Нехбет желает, чтобы Какай жил», [175] «Нефериркаре — возлюбленная Эннеады» [97] и «Особняк Ба Нефериркаре». [97]
Следы дальнейшего существования погребального культа Нефериркаре после периода Древнего царства скудны. В Гизе была обнаружена пара статуй, принадлежащих некоему Сехемхотепу, на одной из которых написана стандартная древнеегипетская формула подношения, за которой следует «храма царя Верхнего и Нижнего Египта Нефериркаре, истинного голоса ». [176] Статуи, относящиеся к началу 12-й династии периода Среднего царства, являются единственным археологическим свидетельством того, что погребальный культ Нефериркаре все еще существовал или был возрожден вокруг Абусира в то время. [177] [178] хотя и в очень ограниченной форме. [179] [180]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Предлагаемые даты правления Нефериркаре Какаи: 2539–2527 гг. До н.э., [3] 2492–2482 гг. До н.э., [4] [5] [6] [7] 2483–2463 гг. До н.э., [8] 2477–2467 гг. До н.э., [9] 2475–2455 гг. До н.э., [10] [11] 2458–2438 гг. до н. э. [12] 2446–2438 гг. До н.э., [13] [14] [15] 2416–2407 гг. До н.э., [16] 2415–2405 гг. до н.э. [17]
- ↑ Согласно этой теории, Хенткаус I, возможно, снова вышла замуж за Усеркафа после смерти ее первого мужа Шепсескафа. [46] и стала матерью Сахуре и его преемницы на престоле Нефериркаре Какаи. [47] Эта теория основана на том факте, что Хенткаус, как известно, носил титул mwt nswt bity nswt bity , что можно перевести как «мать двух королей». Поэтому некоторые египтологи предположили, что Хенткаус была матерью Сахуре и исторической фигурой, на которой основан Редеджет из папируса Весткара. [48] После открытий Вернера и Эль-Авади в Абусире от этой теории отказались, а роль Хенткауса была переоценена. В частности, теперь известно, что существовало две царицы Хенткаус, обе из которых, возможно, родили двух королей, последняя из которых была матерью Неферефре и Нюсерре Ини. Кроме того, между Шепсескафом и Усеркафом, возможно, правил эфемерный фараон Джедептах , что еще больше усугубило обстоятельства возникновения Пятой династии. [46]
- ^ Транслитерация надписи — [zş-nswt] smsw Rˁ-nfr . [59]
- ↑ Этот титул, который часто переводится как «Наследственный принц» или «Наследственный дворянин», а точнее «Заботящийся о дворянстве», обозначает весьма высокое положение. [75]
- ↑ Людвиг Борхардт, обнаруживший эту вазу хесет , заметил, что ваза была нефункциональной, сделанной из простого дерева, гипса, раствора и без полостей. Следовательно, он предположил, что ваза предназначалась для использования в погребальных ритуалах как символ действующих сосудов, изготовленных из драгоценных материалов, используемых в храме. [85]
- ^ Сохранившиеся фрагменты аннала, вероятно, относятся к гораздо более позднему периоду 25-й династии ( 760–656 гг. До н.э.), но они определенно были скопированы или составлены из источников Древнего Царства. [90]
- ↑ В современной египтологии известен как Ранефер А, поскольку фараона Неферефра перед восхождением на престол также называли Ранефером, и поэтому его зовут Ранефер Б. [93]
- ↑ Кераха, расположенная в Гелиополе , считалась местом битвы между Гором и Сетом. [96]
- ^ Или Сетибрау , транслитерация St-ib-Rˁ(.w) на древнеегипетском языке. [152]
- ^ Древнеегипетская транслитерация Grḥ n Rˁ(.w) . [156]
- ^ Nḫn-Rˁ означает «Твердыня Ра». [161]
- ^ Транслитерация ḥwt K3k3i i3gt K3k3i . [172]
- ^ Транслитерация W3š-b3w-K3k3i . [173]
- ^ Транслитерация Šw-K3k3i , неуверенное чтение [174]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Борхардт 1910 , листы 33 и 34.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 337.
- ^ Хейс 1978 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д Вернер 2001b , с. 589.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Альтенмюллер 2001 , с. 598.
- ^ Хавасс и Сенусси 2008 , с. 10.
- ^ Эль-Шахави и Атия 2005 , с. 85.
- ^ Струдвик 2005 , с. ххх.
- ^ Клейтон 1994 , с. 60.
- ^ Малек 2000a , стр. 100.
- ^ Jump up to: а б с д Райс 1999 , с. 132.
- ^ фон Беккерат 1999 , с. 285.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. хх.
- ^ МЕТ 2002 .
- ^ Jump up to: а б Указ Нефериркаре, BMFA 2017 .
- ^ Струдвик 1985 , с. 3.
- ^ Хорнунг 2012 , с. 491.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лепроон 2013 , с. 39.
- ^ Лепроон 2013 , с. 39, сноска 52.
- ^ Клейтон 1994 , с. 61.
- ^ Лепроон 2013 , с. 38.
- ^ Шееле-Швейцер 2007 , стр. 91–94.
- ^ Jump up to: а б Аллен и др. 1999 , с. 396.
- ^ де Руже 1918 , с. 81.
- ^ Хелк 1987 , с. 117.
- ↑ Brovarski 1987 , pp. 29-52.
- ^ Мариетта 1864 , с. 4, пластина 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вернер и Земина 1994 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2001а , с. 395.
- ^ Вернер 2000 , с. 587.
- ^ Малек 2004 , стр. 84, 103–104.
- ^ Зейдлмейер 2004 , с. 108.
- ^ Бэйнс 2007 , с. 198.
- ^ Сетерс 1997 , стр. 135–136.
- ^ Шоу 2004 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с Эль-Авади 2006 , стр. 208–213.
- ^ Эль-Авади 2006 , стр. 192–198.
- ^ Вернер 2000 , с. 581.
- ^ Уодделл 1971 , с. 51.
- ^ Буркард, Тиссен и Шарлатан 2003 , стр. 178.
- ^ Jump up to: а б с Хейс 1978 , с. 66.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 64.
- ^ Гримал 1992 , стр. 68, 72, 74.
- ^ Британская энциклопедия 2017 .
- ^ Лихтейм 2000 , стр. 215–220.
- ^ Jump up to: а б Хейс 1978 , стр. 66–68, 71.
- ^ Jump up to: а б Райс 1999 , с. 173.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Барта 2017 , стр. 6.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2007 .
- ^ Эль-Авади 2006 , стр. 213–214.
- ^ Бод 1999b , с. 535.
- ^ Бод 1999b , с. 521.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , стр. 62–69.
- ^ Эль-Авади 2006 , стр. 191–218.
- ↑ Борхардт 1913 , фото 17.
- ^ Jump up to: а б Додсон и Хилтон 2004 , с. 66.
- ^ Ленер 2008 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с Вернер 1985а , с. 282.
- ^ Jump up to: а б с д Альтенмюллер 2001 , с. 599.
- ^ Jump up to: а б Райс 1999 , с. 97.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 135.
- ^ Позенер-Кригер 1976 , том. II, с. 530.
- ^ Вернер 1980b , с. 261.
- ^ Вернер 1985a , стр. 281–284.
- ^ Бод 1999a , с. 335.
- ^ Вернер 1980a , с. 161, рис. 5.
- ^ Jump up to: а б Бод 1999а , с. 234.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 126.
- ^ Рот 2001 , с. 317.
- ^ Нолан 2012 , стр. 4–5.
- ^ Гримал 1992 , стр. 77–78.
- ^ Шмитц 1976 , с. 29.
- ^ Вернер, Позенер-Кригер и Янози 1995 , стр. 171.
- ^ Струдвик 2005 , с. 27.
- ^ Бод 1999b , с. 418, см. н. 24.
- ^ Вернер, Позенер-Кригер и Янош 1995 , стр. 70.
- ^ Jump up to: а б Крейчи, Китнарова и Одлер 2015 , стр. 35.
- ^ Крейчи, Китнарова и Одлер 2015 , стр. 34.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2001а , с. 393.
- ^ Jump up to: а б Катар 2001 , с. 352.
- ^ Даресси 1912 , с. 176.
- ^ Вернер и Земина 1994 , стр. 76–77.
- ^ Вернер 2001a , стр. 394–395.
- ^ Jump up to: а б с Аллен и др. 1999 , с. 345.
- ^ Jump up to: а б с Гримал 1992 , с. 77.
- ^ Струдвик 2005 , стр. 72–74.
- ^ Уилкинсон 2000 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Альтенмюллер 2001 , с. 597.
- ^ Jump up to: а б Барта 2017 , стр. 2.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 3.
- ^ Гримал 1992 , с. 46.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , стр. 64–66.
- ^ Вернер 2000 , с. 590.
- ^ Шефер 1902 , с. 38.
- ^ Струдвик 2005 , с. 79, сноска 20.
- ^ Jump up to: а б с д Струдвик 2005 , с. 73.
- ^ Броварский 2001 , с. 92.
- ^ Сете 1903 , с. 247.
- ^ Струдвик 2005 , с. 74.
- ^ Струдвик 2005 , стр. 98–101.
- ^ Сете 1903 , стр. 170–172.
- ^ Шнайдер 2002 , с. 173.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Броварский 2001 , с. 11.
- ^ Броварский 2001 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Титер 1999 , с. 495.
- ^ Гардинер 1961 , стр. 50–51.
- ^ Гримал 1992 , с. 89.
- ^ Клейтон 1994 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1949 , с. 58.
- ^ Хейс 1978 , с. 115.
- ^ Вернер и Земина 1994 , стр. 146–147, 148–149.
- ^ Портер, Мосс и Берни 1981 , с. 424.
- ^ Портер, Мосс и Берни 1981 , с. 421.
- ^ Портер, Мосс и Берни 1981 , с. 394.
- ^ Портер, Мосс и Берни 1981 , с. 422.
- ^ Смит 1949 , листы 126d и e; инжир. 130б.
- ^ Броварский 2001 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Бейкер 2008 , с. 260.
- ^ Хорнунг 1997 , с. 288.
- ^ Баер 1960 , стр. 98, 292.
- ^ Мэнли 1996 , с. 28.
- ^ Сете 1903 , с. 232.
- ^ Вернер 2001c , с. 269.
- ^ Брестед 1906 , с. 118.
- ^ Брестед 1906 , стр. 243–249.
- ^ Броварский 2001 , с. 15.
- ^ Роккати 1982 , стр. 108–111.
- ^ Гримал 1992 , с. 115.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 24.
- ^ Вернер 2012 , с. 407.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 76.
- ^ Ленер 1999 , с. 784.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2001d , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с д и Ленер 2008 , с. 144.
- ^ Вернер 2001a , с. 394.
- ^ Гримал 1992 , с. 116.
- ^ Леклан 1999 , с. 865.
- ^ Вернер и Земина 1994 , стр. 77–78.
- ^ Струдвик 2005 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Вернер и Земина 1994 , с. 169.
- ^ Вернер и Земина 1994 , стр. 79, 170.
- ^ Вернер и Земина 1994 , стр. 79, 169.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 97.
- ^ Позенер-Кригер 1976 , стр. 502, 544–545.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Альтенмюллер 2002 , с. 270.
- ^ Портен, Ботта и Аццони, 2013 , с. 55.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 93.
- ^ Портен, Ботта и Аццони, 2013 , стр. 67–69.
- ^ Янак, Вымазалова и Коппенс 2010 , стр. 431.
- ^ Вернер 2005 , стр. 43–44.
- ^ Стадельманн 2000 , стр. 541–542.
- ^ Веб-сайт Чешского института египтологии, 2018 .
- ^ Jump up to: а б Янак, Вымазалова и Коппенс 2010 , стр. 438.
- ^ Позенер-Кригер 1976 , стр. 116–118.
- ^ Jump up to: а б Янак, Вымазалова и Коппенс 2010 , стр. 436.
- ^ Позенер-Кригер 1976 , стр. 259, 521.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 350.
- ^ Jump up to: а б Ленер 2008 , с. 150.
- ^ Кайзер 1956 , с. 108.
- ^ Вернер 2001a , с. 388.
- ^ Гоэлет 1999 , с. 86.
- ^ Рике, Эдель и Борхардт 1965 , стр. 15–18.
- ^ Вернер 2001a , стр. 387–389.
- ^ Позенер-Кригер 1976 , с. 519.
- ^ Вернер 2001a , стр. 388–389.
- ^ Вернер 2001a , с. 390.
- ^ Хейс 1978 , с. 72.
- ^ Бруклинский музей 2017 .
- ^ Броварский 2001 , с. 70.
- ↑ Brovarski 2001 , pp. 70, 152.
- ^ Броварский 2001 , с. 152.
- ^ Мюррей 1905 , пластина IX.
- ^ Малек 2000b , стр. 249.
- ^ Моралес 2006 , с. 313.
- ^ Бареш 1985 , стр. 87–94.
- ^ Бареш 1985 , стр. 93.
- ^ Малек 2000b , стр. 246–248.
Источники
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс; Аллен, Сьюзен; Андерсон, Джули; Арнольд, Арнольд; Арнольд, Доротея; Черпион, Надин; Дэвид, Элизабет; Грималь, Николас; Гримски, Кристофер; Хавасс, Захи; Хилл, Марша; Джон, Питер; Лабе-Туте, Софи; Лабрус, Одран; Лауэр, Жан-Филипп; Леклан, Жан; Дер Мануэлян, Питер; Миллет, Северная Каролина; Оппенгейм, Адела; Крейг Патч, Диана; Пищикова Елена; Риго, Патрисия; Рериг, Кэтрин Х.; Вильдунг, Дитрих; Зиглер, Кристиана (1999). Египетское искусство в эпоху пирамид . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-8109-6543-0 . OCLC 41431623 .
- Альтенмюллер, Хартвиг (2001). «Старое царство: Пятая династия». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 597–601. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Альтенмюллер, Хартвиг (2002). «Погребальные лодки и лодочные ямы Старого Королевства» (PDF) . В Коппенсе, Филип (ред.). Абусир и Саккара в 2001 году . Том. 70. Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 269–290.
- Баер, Клаус (1960). Ранг и титул в Древнем царстве: структура египетской администрации в пятой и шестой династиях . Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC 911725773 .
- Бейкер, Даррелл (2008). Энциклопедия фараонов: Том I – От периода до Двадцатой династии, 3300–1069 гг . до н.э. Лондон: Стейси Интернэшнл. ISBN 978-1-905299-37-9 .
- Барес, Ладислав (1985). «Статуя сановника Сахметхотепа и ее связь с культом смерти Среднего царства в Абусире». Журнал египетского языка и древности (на немецком языке). 112 (1-2). Берлин/Лейпциг: 87–94. дои : 10.1524/zaes.1985.112.12.87 . S2CID 192097104 .
- Барта, Мирослав (2017). «Раджедеф восьмой династии» . Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .
- Бейнс, Джон (2007). Визуальная и письменная культура Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198152507 .
- Бод, Мишель (1999a). Царская семья и власть в Древнем Египетском царстве. Том 1 (PDF) . Учебная библиотека 126/1 (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-2-7247-0250-7 .
- Бод, Мишель (1999b). Царская семья и власть в Древнем Египетском царстве. Том 2 (PDF) . Учебная библиотека 126/2 (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-2-7247-0250-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года.
- Борхардт, Людвиг (1910). Погребальный памятник царю Саху-Ре (Том 1): Конструкция: Листы 1–15 (на немецком языке). Лейпциг: Хинрикс. ISBN 978-3-535-00577-1 .
- Борхардт, Людвиг (1913). Погребальный памятник королю Саху-Ре (Том 2): Фрески: листы иллюстраций (на немецком языке). Лейпциг: Хинрикс. OCLC 310832679 .
- Брестед, Джеймс Генри (1906). Древние записи Египта; исторические документы с древнейших времен до персидского завоевания . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ОСЛК 3931162 .
- Броварски, Эдвард (1987). «Две письменные доски Древнего Царства из Гизы». Анналы Службы египетских древностей . 71 . Каир: 29–52.
- Броварски, Эдвард (2001). Дер Мануэлян, Питер; Симпсон, Уильям Келли (ред.). Комплекс Сенеджемиба, Часть 1. Мастабы Сенеджемиба Инти (G 2370), Хнументи (G 2374) и Сенеджемиба Мехи (G 2378) . Гиза Мастабас. Том. 7. Бостон: Искусство древнего мира, Музей изящных искусств. ISBN 978-0-87846-479-1 .
- Буркард, Гюнтер; Тиссен, Хайнц Йозеф; Шарлатан, Иоахим Фридрих (2003). Введение в историю древнеегипетской литературы. Том 1: Старое и Среднее царство . Введения и исходные тексты по египтологии. Том 1, 3, 6. Мюнстер: ЛИТ. ISBN 978-3-82-580987-4 .
- Клейтон, Питер (1994). Хроника фараонов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05074-3 .
- Коллекция Бруклинского музея (2017). «Уплотнение цилиндра 44.123.30» .
- Веб-сайт Чешского института египтологии (1 октября 2018 г.). «Новые исследования и открытия о Палермском камне» . cegu.ff.cuni.cz. Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
- Даресси, Жорж (1912). «Камень Палермо и хронология Старого царства» . Бюллетень Французского института восточной археологии (на французском языке). 12 : 161–214.
- «Указ Нефериркаре, каталожный номер 03.1896» . Бостонский музей изящных искусств (BMFA) . 2017.
- де Руже, Эммануэль (1918). Масперо, Гастон ; Навиль, Эдуард (ред.). Разные произведения, Том 6 (PDF) . Египетская библиотека (на французском языке). Полет. 26. Париж: Эрнест Леру. ОСЛК 369027133 .
- Додсон, Эйдан; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Thames & Hudson Ltd. Лондон: ISBN 978-0-500-05128-3 .
- Эль-Авади, Тарек (2006). «Королевская семья Сахуре. Новые доказательства». (PDF) . В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2005 году . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. ISBN 978-80-7308-116-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2011 года.
- Эль-Шахави, Абир; Атия, Фарид (2005). Египетский музей в Каире: прогулка по переулкам Древнего Египта . Каир: Фарид Атия Пресс. ISBN 978-9-77-172183-3 .
- Гардинер, Алан Хендерсон (1961). Египет фараонов: Введение . Книги о галактике. Том. 165. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-500267-6 .
- Гоэлет, Огден (1999). «Абу Гураб». В Барде, Кэтрин; Шуберт, Стивен Блейк (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 85–87. ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Перевод Яна Шоу. Хобокен, Нью-Джерси: издательство Wiley-Blackwell. ISBN 978-0-631-19396-8 .
- Хавасс, Захи ; Сенусси, Ашраф (2008). Керамика Древнего Королевства из Гизы . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-305-986-6 .
- Хейс, Уильям (1978). Скипетр Египта: предыстория изучения египетских древностей в Метрополитен-музее. Том. 1. От древнейших времен до конца Среднего царства . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . OCLC 7427345 .
- Хронология истории искусств Хайльбрунна, Отдел египетского искусства, Метрополитен-музей, Нью-Йорк (2002). «Список правителей Древнего Египта и Нубии» .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Хельк, Вольфганг (1987). Исследования периода Тинитов . Египтологические трактаты. Том 45. Висбаден: Харрассовиц. ISBN 978-3-44-702677-2 .
- Хорнунг, Эрик (1997). «Фараон». В Донадони, Серджио (ред.). Египтяне . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-22-615556-2 .
- Хорнунг, Эрик; Краусс, Рольф; Уорбертон, Дэвид, ред. (2012). Древнеегипетская хронология . Справочник востоковедения. Лейден, Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-11385-5 . ISSN 0169-9423 .
- Янак, Иржи; Вымазалова, Хана; Коппенс, Филип (2010). «Храмы солнца Пятой династии в более широком контексте» . В Барте, Мирослав; Коппенс, Филип; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2010 году . Прага: Карлов университет, факультет искусств. стр. 430–442.
- Кайзер, Вернер (1956). «К Святилищам Солнца V династии». Объявления Немецкого археологического института, Каирское отделение . 14 :104-116.
- Катари, Салли (2001). «Налогообложение». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 351–356. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Крейчи, Яромир; Китнарова, Катарина Ариас; Одлер, Мартин (2015). «Археологические раскопки мастабы царицы Хенткаус III (гробница AC 30) в Абусире». Пражские египтологические исследования . ХV . Чешский институт египтологии: 28–42.
- Леклан, Жан (1999). «Саккара, пирамиды 5-й и 6-й династий». В Барде, Кэтрин; Шуберт, Стивен Блейк (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 865–868. ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Ленер, Марк (1999). «Пирамиды (Старое царство), строительство». В Барде, Кэтрин; Шуберт, Стивен Блейк (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 778–786. ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Ленер, Марк (2008). Полные пирамиды . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28547-3 .
- Лепроон, Рональд Дж. (2013). Великое имя: древнеегипетский царский титул . Сочинений древнего мира нет. 33. Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-736-2 .
- Лихтейм, Мириам (2000). Древнеегипетская литература: книга для чтения. Старое и Среднее Царства, Том. 1 . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02899-9 .
- Малек, Яромир (2000a). «Старое царство (ок. 2160–2055 до н. э.)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Малек, Яромир (2000b). «Правители Старого Королевства как «местные святые» в районе Мемфита во времена Старого Королевства». В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году . Прага: Академия наук Чехии – Восточный институт. стр. 241–258. ISBN 80-85425-39-4 .
- Малек, Яромир (2004). «Старое царство (ок. 2686–2160 до н.э.)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 83–107 . ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Мэнли, Билл (1996). Исторический атлас Древнего Египта издательства Penguin . Лондон, Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 978-0-14-051331-8 .
- Мариетта, Огюст (1864). «Стол Саккара» . Revue Archéologique (на французском языке). 10 . Париж: Дидье: 168–186. OCLC 458108639 .
- Моралес, Антонио Дж. (2006). «Следы официального и народного почитания Нюсерры Ини в Абусире. Поздняя пятая династия в Поднебесную». В Барте, Мирослав; Коппенс, Филип; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2005 году, Материалы конференции, состоявшейся в Праге (27 июня – 5 июля 2005 г.) . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 311–341. ISBN 978-80-7308-116-4 .
- Мюррей, Маргарет Элис (1905). Саккара Мастабы. Часть I (PDF) . Отчет об исследованиях Египта, 10-й год. Лондон: Бернард Куоритч. OCLC 458801811 .
- «Нефериркаре» . Британская энциклопедия . Проверено 3 января 2017 г.
- Нолан, Джон (2012). «Возрождение Пятой династии в Гизе» (PDF) . АЭРА Грам . Том. 13, нет. 2. Бостон: Исследовательская ассоциация Древнего Египта. ISSN 1944-0014 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2019 года . Проверено 3 января 2018 г.
- Портен, Бецалель; Ботта, Александр; Аццони, Анналиса (2013). В тени Безалеля: арамейские, библейские и древние ближневосточные исследования в честь Безалеля Портена . Культура и история древнего Ближнего Востока. Том. 60. Лейден: Брилл. ISBN 978-9-00-424083-4 .
- Портер, Берта; Мосс, Розалинда Л.Б.; Берни, Этель В. (1981). Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин. III/1. Мемфис. Абу Раваш Абуширу (PDF) (второй, отредактированный и дополненный Яромиром Малеком под ред.). Оксфорд: Институт Гриффита, Clarendon Press. ISBN 978-0-900416-19-4 .
- Позенер-Кригер, Пауль (1976). Архивы заупокойного храма Нефериркаре-Какай (Абусирские папирусы). Тома I и II (полное собрание). Перевод и комментарии . Учебная библиотека (на французском языке). Полет. 65. Каир: Французский институт восточной археологии. OCLC 4515577 .
- Райс, Майкл (1999). Кто есть кто в Древнем Египте . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-203-44328-6 .
- Рике, Герберт ; Эдель, Эльмар; Борхардт, Людвиг (1965). Солнечное святилище короля Усеркафа. Том 1: Строительство . Вклад в исследования египетского строительства и древности (на немецком языке). Том 7. Каир: Швейцарский институт египетских строительных исследований и древности. OCLC 163256368 .
- Роккати, Алессандро (1982). Историческая литература Древнего Египта . Древняя литература Ближнего Востока (на французском языке). Полет. 11. Париж: Editions du Cerf. ISBN 978-2-204-01895-1 .
- Рот, Силке (2001). Царские матери Древнего Египта с раннего периода до конца XII династии . Египет и Ветхий Завет (на немецком языке). Том 46. Висбаден: Харрассовиц. ISBN 978-3-447-04368-7 .
- Шефер, Генрих (1902). Борхардт, Людвиг; Сете, Курт (ред.). Фрагмент древнеегипетских летописей (на немецком языке). Берлин: Verlag der Königl. Академия наук. OCLC 912724377 .
- Шееле-Швейцер, Катрин (2007). «О царских именах V и VI династий». Göttingen Miscelles (на немецком языке). 215 . Геттинген: Геттингенский университет, семинар по египтологии и коптологии: 91–94. ISSN 0344-385X .
- Шмитц, Беттина (1976). Расследование названия s3-njśwt «Королевский сын» . Печатные диссертации Хабельта: серия по египтологии (на немецком языке). Том 2. Бонн: Хабельт. ISBN 978-3-7749-1370-7 .
- Шнайдер, Томас (2002). Лексикон фараонов (на немецком языке). Дюссельдорф: Альбатрос. стр. 173–174. ISBN 3-491-96053-3 .
- Зайдльмейер, Стивен (2004). «Первый промежуточный период (ок. 2160–2055 до н.э.)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 108–136 . ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Сетерс, Джон Ван (1997). В поисках истории: Историография в древнем мире и истоки библейской истории . Варшава, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 1575060132 .
- Сете, Курт Генрих (1903). Документы Старого Королевства (на немецком языке). Статья в Википедии: Документы Древнего Королевства . Лейпциг: Дж. К. Хинрихс. OCLC 846318602 .
- Шоу, Ян , изд. (2004). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Смит, Уильям Стивенсон (1949). История египетской скульптуры и живописи в Древнем царстве (второе изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета для Музея изящных искусств, Бостон. OCLC 558013099 .
- Стадельманн, Райнер (2000). «Усеркаф в Саккаре и Абусире. Исследования престолонаследия в IV и начале V династий». В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году (на немецком языке). Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 529–542. ISBN 978-80-85425-39-0 .
- Струдвик, Найджел (1985). Управление Египтом в Древнем царстве: высшие титулы и их обладатели (PDF) . Исследования по египтологии. Лондон; Бостон: Кеган Пол Интернэшнл. ISBN 978-0-7103-0107-9 .
- Струдвик, Найджел (2005). Тексты эпохи пирамид . Письма Древнего мира (книга 16). Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-680-8 .
- Титер, Эмили (1999). «Царство». В Барде, Кэтрин; Шуберт, Стивен Блейк (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 494–498. ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Вернер, Мирослав (1980а). «Раскопки в Абусире». Журнал египетского языка и древности . 107 : 158-169. дои : 10.1524/zaes.1980.107.1.158 . S2CID 201699676 .
- Вернер, Мирослав (1980б). «Королева-мать Ченткаус Абусирская и некоторые замечания по истории пятой династии». Исследования древнеегипетской культуры (на немецком языке). 8 :243-268. JSTOR 25150079 .
- Вернер, Мирослав (1985а). «Король династии Вед. Ренефереф или Ренефереф?» . Бюллетень Французского института восточной археологии (на французском языке). 85 : 281–284.
- Вернер, Мирослав; Земина, Милан (1994). Забытые фараоны, утраченные пирамиды: Абусир (PDF) . Прага: Академия Шкодаэкспорт. ISBN 978-80-200-0022-4 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2011 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Вернер, Мирослав; Позенер-Кригер, Пауль; Янош, Питер (1995). Абусир III: пирамидальный комплекс Хенткаус . Раскопки Чешского института египтологии. Прага: Universitas Carolina Pragensis: Academia. ISBN 978-80-200-0535-9 .
- Вернер, Мирослав (2000). «Кем был Шепсескара и когда он правил?». В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 581–602. ISBN 978-80-85425-39-0 .
- Вернер, Мирослав (2001а). «Археологические заметки о хронологии 4-й и 5-й династий» (PDF) . Восточный архив . 69 (3): 363–418.
- Вернер, Мирослав (2001б). «Старое Королевство: Обзор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 585–591. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Вернер, Мирослав (2001c). Пирамиды; Тайна, культура и наука великих памятников Египта . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0-80-213935-1 .
- Вернер, Мирослав (2001г). «Пирамида». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 87–95. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Вернер, Мирослав (2005). «Солнечные святилища V династии». Сокар (на немецком языке). 10 :43-44.
- Вернер, Мирослав (2007). «Новые археологические открытия в районе пирамид Абусира: дорога Сахуре» . Археогейт . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
- Вернер, Мирослав (2012). «Города-пирамиды Абусира». Исследования древнеегипетской культуры . 41 : 407-410. JSTOR 41812236 .
- Беккерат, Юрген (1999). Справочник египетских королевских имен . Мюнхенские египтологические исследования (на немецком языке). Том 49. Майнц: Филип фон Заберн. ISBN 978-3-8053-2591-2 .
- Уодделл, Уильям Гиллан (1971). Манефон . Классическая библиотека Леба, 350. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; В. Хайнеманн. OCLC 6246102 .
- Уилкинсон, Тоби (2000). Царские анналы древнего Египта: Палермский камень и связанные с ним фрагменты . Исследования по египтологии. Лондон: Кеган Пол Интернэшнл. ISBN 978-0-71-030667-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Нефериркаре Какай, на Викискладе?