Харсизе А
Харсизе А | |
---|---|
Саркофаг короля Харсиза А. | |
фараон | |
Король Фив | |
Царствование | 880–860 до н.э. |
Преемник | Такелот II |
Отец | Шошенк С |
Похороны | гробница в Мединет-Абу |
Династия | 23-я династия |
Царь Хеджхеперре Сетепенамун Харсисе , или Харсисе А , рассматривается египтологом Кеннетом Китченом в его Третьем промежуточном периоде Египта как первосвященник Амона и сын первосвященника Амона, Шошонка К. Археологические данные действительно позволяют предположить, что он действительно был сыном Шошонка С. Однако недавние опубликованные исследования немецкого египтолога Карла Янсена-Винкельна в JEA 81 (1995) показали, что все памятники первого (царя) Харсизе показывают, что он никогда не был самостоятельным первосвященником Амона. Скорее, и Харсиезе А, и его сын [...du] – о существовании которого известно из надписей на погребальных предметах последнего в Коптосе – засвидетельствованы только как обычные жрецы Амона. Вместо этого, хотя Харсиез А, безусловно, был независимым царем в Фивах в течение первого десятилетия правления Осоркона II , он отличался от второго человека, которого также называли Харсизе: Харсизе Б. Харсизе Б был подлинным Первосвященником Амона, занимавшим эту должность в конце правления Осоркона II, в год правления 6-й Шешонка III и 18-й и 19-й годы правления Педубаста I. согласно Янсену-Винкельну,
Хотя Харсиез А, возможно, стал королем Фив до четвертого года правления Осоркона II, в отличие от Китчена, он определенно правил Фивами в течение первого десятилетия правления Осоркона II, как отмечает Китчен. Контроль Осоркона II над этим великим городом впервые задокументирован только в двух отдельных текстах уровня Нила 12-го года , что означает, что Харсизе к этому времени умер. Если Харсизе уже правил в Фивах ранее при Такелоте I , это могло бы помочь объяснить, почему Такелоту I принадлежат тексты уровня Нила 5-го, 8-го и 14-го года, в которых упоминаются служащие первосвященники Иувелот и Смендес III , которые все были братьями Такелота. Я постоянно опускаю любое упоминание имени Такелота, как метко отмечает Джерард Брукман в статье в JEA (88 (2002)). Имя Такелота I здесь намеренно оставлено пустым. Это могло указывать на возможное соперничество между Такелотом I и Харзисом А в Фивах. Жрецы Амона, возможно, решили не вмешиваться в этот спор, опустив любое упоминание имени правящего царя.
Похороны
[ редактировать ]Согласно книге английского египтолога Эйдана Додсона 1994 года «Король Харсизе»:
был похоронен в гробнице в теменосе в Мединет-Хабу , в корыте гранитного гроба (JE 60137), сделанного для Рамсеса II сестры , Хенутмира , (и) закрытого крышкой с головой сокола. При расчистке были обнаружены четыре канопы ... Никаких следов крышек не сохранилось, что позволяет предположить, что такие предметы могли быть из [скоропортящегося] дерева[.] (стр. 92). [ нужна ссылка ]
Додсон отмечает, что гроб Харсизе по стилю похож на серебряный гроб с головой сокола Шошенка II , а также на сохранившиеся «следы позолоченного гроба и картонажа Осоркона II» (стр. 88–89).
Ссылки
[ редактировать ]- Джерард Брукман, «Записи двадцать второй и двадцать третьей династий в Карнаке об уровне Нила», Журнал египетской археологии 88 (2002), стр. 163–178.
- Эйдан Додсон, Канопическое снаряжение царей Египта (Kegan Paul Intl: 1994), стр. 88–89 и стр. 92.
- Карл Янсен-Винкельн, «Исторические проблемы третьего промежуточного периода», Журнал египетской археологии 81 (1995), стр. 129–149.
- К. А. Китчен, Третий промежуточный период в Египте (1100–650 до н.э.) , 3-е изд. Уорминстер: Aris and Phillips Limited, (1996)
- Джон Х. Тейлор, «Дочь короля Харсиса», Журнал египетской археологии 74 (1988), стр. 230–231.