Собекемсаф I
Собекемсаф I | |
---|---|
![]() Рельеф Сехемре Ваджхау Собекемсафа в Карнакском храме. | |
фараон | |
Царствование | (~7 лет) |
Предшественник | Рахотеп Скорее всего, или Небмаатре. |
Преемник | Собекемсаф II ? |
Супруга | Нубемхат |
Дети | принц Собекемсаф Д (будущий Собекемсаф II ), Собекемхеб |
Династия | 17-я династия |
Сехемре Ваджхау Собекемсаф I был фараоном Египта во времена 17-й династии во втором промежуточном периоде .
Сертификаты
[ редактировать ]Сехемре Ваджхау Собекемсаф I известен по нескольким памятникам.
медамуд
[ редактировать ]Он тщательно отреставрировал и украсил храм Монту в Медамуде, где сохранился прекрасный горельеф, изображающий этого короля, приносящего жертву богам. [1]

Колонна этого короля из песчаника сохранилась до наших дней.
Абидос
[ редактировать ]Сын Собекемсафа I, которого так же назвали Собекемсафом в честь его отца, засвидетельствован в Каирской статуе CG 386 из Абидоса , на которой этот молодой принц изображен заметно стоящим между ног своего отца, что позволяет предположить, что он был избранным преемником своего отца. [2]
Дендера
[ редактировать ]В Дендере он известен стелой, на которой упоминаются его жена, дочь и зять. [3] Главной женой Собекемсафа была королева Нубемхат ; она и их дочь (Собекемхеб) известны по стеле мужа Собекемхеба, королевского сына Амени, сына королевской жены Хаанхес . Предполагается, что его отцом, имя которого не упоминается, мог быть Сехемре-Херухирмаат Интеф или, возможно, Сенахтенре Яхмос . [4]
Вади Хаммамат
[ редактировать ]Вади Хаммамат — дорога от реки Нил возле Коптоса до Кусейра на побережье Красного моря. О Собекемсафе I свидетельствует серия надписей, в которых упоминается горнодобывающая экспедиция в каменоломни в Вади-Хаммамате в Восточной пустыне во время его правления. Одна из надписей явно датирована его 7-м годом. [5]
Сердечный скарабей, дающий имя некоему королю Собекемсафу, вообще закреплен за ним и сегодня находится в Британском музее . Считается, что он был украден из его могилы в 19 веке.
Теории
[ редактировать ]Положение в 17-й династии
[ редактировать ]После королей Интефа
[ редактировать ]


Эйдан Додсон датирует правление Сехемре Ваджхау Собекемсафа после правления Джехути и Сехемре-Вепмаат Интефа . Сначала он отмечает, что канопический сундук Собекемсафа немного больше — на 4,1 см длиннее и на 3,4 см выше — чем канопические сундуки, принадлежащие двум последним королям. Он также указывает на тот факт, что надписи на ящике Сехемре Ваджхау Собекемсафа были «написаны вертикально, а не горизонтально, как на надписях Джехути и Сехемре Вепмает [Интеф]». [6]
Датский египтолог Ким Рихольт аналогичным образом датировал правление Собекемсафа I после правления Сехмре-Вепмаат Интеф и Нубхеперре Интеф. Во-первых, он заметил, что «сын царя Антефмос» (или Интефмос) восхваляется королем Собекемсафом за его роль во время фестиваля Сокара на статуэтке BM EA 13329. [7] [8] [9] Но, по мнению Рихолта, «в любом случае имя Антефмос является базилофорным», и поэтому восхвалявший его король Собекемсаф, должно быть, был преемником» королей Интефа, «к одному из которых относится это имя (Антефмос)». [10] Более того, поскольку сына и предполагаемого преемника Сехемре Ваджхау Собекемсафа I также звали Собекемсаф, а не Интеф, Рихольт пришел к выводу, что этот король, должно быть, правил после королей Интефа. [11]
Во-вторых, Рихольт предположил, что Собекемсаф Ваджкау правил после Нубхеперре Интефа, потому что, хотя бывший правитель провел обширные реставрационные работы в храме Монту в Медамуде, «нет никаких следов» Нубхеперре Интефа там. По мнению Рихолта, это «может означать, что этот храм был восстановлен и снова введен в эксплуатацию только после правления Сехемре Ваджхау Собекемсафа». [12] Следовательно, Рихольт пришел к выводу, что Сехемре Ваджхау Собекемсаф правил после Нубхеперре Интефа и его следует нумеровать как Собекемсаф II.
Перед королями Интефа
[ редактировать ]С другой стороны, Даниэль Польц , который заново открыл гробницу Нубхеперре Интефа в Дра Абу-эль-Нага в 2001 году, утверждает, что Нубхеперре Интеф правил очень поздно в 17-й династии. Это означает, что Сехемре Ваджхау Собекемсаф не мог править между линией царей Интеф и последними тремя царскими семьями Ахмосидов 17-й династии ( Сенахтенре , Секененре и Камос ). Из надписей, найденных на дверном косяке, обнаруженном в руинах храма 17-й династии в Гебель-Антефе на дороге Луксор-Фаршут, сегодня известно, что Нубхеперре Интеф и, косвенно, его брат и непосредственный предшественник на престоле — Сехемре-Вепмаат Интеф — были сыновьями одного из двух королей Собекемсафа. Этим королем, скорее всего, был Сехемре Шедтави Собекемсаф II, поскольку сына Сехемре Ваджхау Собекемсафа также звали Собекемсаф. [13] Интерпретация Райхолта этой линии также была принята британским египтологом Эйданом Додсоном. [14]
Польц также принимает эту точку зрения, но в своей книге 2003 года он поместил Нубхеперра Интефа непосредственно перед тремя последними царями Ахмосидов 17-й династии. [15] С тех пор он включил Сехемре-Херухирмаат Интеф в качестве недолговечного преемника Нубхеперра перед Сенахтенре, но его гипотеза осталась по существу той же: [16] Польц утверждает, что Секемре Ваджхау Собекемсаф I был отцом Секемре Шедтави Собекемсафа. Действительно, судя по статуе в Абидосе, сын этого царя также носил имя Собекемсаф и на той же статуе обозначен как преемник этого царя. [17] Польц утверждает, что это наиболее правдоподобная реконструкция отношений между двумя королями по имени Собекемсаф в 17-й династии. [18] Следовательно, Сехемре Шедтави Собекемсаф будет Собекемсафом II - сыном и преемником Собекемсафа I, в то время как Сехемре-Вепмаат Интеф и Нубхеперре Интеф будут внуками Сехемре Ваджхау Собекемсафа I. В конечном итоге это означает, что Сехемре Ваджхау Собекемсаф правил в начале 17-й династии, до Интефа. королей и что его следует числить Собекемсаф I.
Гипотеза Польца и размещение Нубхеперре Интефа как одного из последних королей в семейной линии Собекемсаф-Интеф также подтверждается «свидетельствами ложи Минемхата , который был губернатором Коптоса » в 3 году Нубхеперре Интефа. [19] Этот ящик «был частью погребального инвентаря Хорнахта ( ранее известного в литературе прошлого как «Ахор»), жившего под Секененре ». [20] Хотя никто точно не знает, когда умер Хорнахт, тот факт, что в его погребальном инвентаре находился ящик, принадлежавший Минемхату, позволяет предположить, что Нубхеперре Интеф и Секененре Тао правили близко во времени и что их правление не должно быть разделено вторжением различных других долгоживущих королей. представитель 17-й династии, такой как Сехемре Вайдхау Собекемсаф I, о котором свидетельствует надпись 7-го года. Как лаконично написал покойный немецкий египтолог из Среднего царства Детлеф Франке (1952–2007) в журнальной статье, опубликованной в 2008 году — через год после его смерти:
- В отличие от Рихолта , я не вижу места королю Собекемсафу, который правил после Нубхеперры Антефа . Нубхеперра Антеф (ок. 1560 г. до н.э.) является наиболее достоверным (от Абидоса до Эдфу, например BM 631, EA 1645, гроб 6652) и [самым] самым важным из трех Антефов. [21]
Кроме того, Польц утверждал, что отказ Рихолта от доказательств в Каирской статуе CG 386, в которой сын короля Сехемре Ваджхау Собекемсафа назван еще одним Собекемсафом, не дает никаких указаний на последовательность известных фиванских правителей 17-й династии, несостоятельно. [22] Хотя Рихольт в своей книге 1997 года о втором промежуточном периоде признает , что Энтони Спалингер предположил, что принц Собкемсаф, который засвидетельствован в «статуе из Абидоса (Каир, CG 386)» и «имеет дополнительный титул пророка, может быть идентичен Собкемсафу II Сехемрешедтави». ", [23] Райхольт просто пишет, что:
- это отождествление невозможно с [т. е. моим] нынешним расположением двух королей Собкемсафа, согласно которому один Собкемсаф, Сехемрешедтави , правил до группы [королей] Антефа, а другой, Сехемреваджхау, после них. [24]
Польц отмечает, что, хотя Сехемре Ваджхау Собекемсаф правил во время Второго промежуточного периода, когда существует мало документальных источников, нельзя просто принять теорию Рихольта о том, что сын Сехемре Ваджхау Собекемсафа I и назначенный преемник не стал преемником своего отца в качестве следующего короля только потому, что Рихольт Гипотеза не позволила другому Собекемсафу следовать за Сехемре Ваджхау Собекемсафом на троне из-за его теории преемственности королей 17-й династии как: Сехемре-Шедтави Собекемсаф-> Сехемре-Вепмаат Интеф-> Нубхеперре Интеф-> Сехемре-Херухирмаат Интеф-> Сехемре Ваджхау Собекемсаф->Сенахтенре->и т.д. [25] [26] Действительно, Польц скорее подчеркивает, что вместо этого более логично рассматривать Сехемре Ваджхау Собекемсафа I как предшественника линии королей Интефа; его известный сын, принц Собекемсаф на каирской статуе CG 386, тогда станет будущим королем Сехемре Шедтави Собекемсафом II и отцом двух из трех королей Интефа: Сехемре-Вепмаат Интеф и Нубхеперре Интеф, судя по дверному косяку, найденному на Луксор-Фарсуте. дорога в 1992-93 гг. [27] (дверной косяк упоминает короля Собекема [сафа] как отца Нубхеперра Интефа - [Нубхеперре] Антефа / [Интефа], рожденного от Собекема ... - но этот король должен быть королем Собекемсафом II , поскольку сына Собекемсафа Ваджхау Собекемсафа звали Собекемсаф на основании на каирской статуе CG 386). [28]

Критика Польца взгляда Рихолта на Интефмос
[ редактировать ]Дэниел Польц также отверг аргументы Рихолта о том, что похвала, которую некий король Собекемсаф расточал сыну короля по имени Антефмос или Интефмос на статуэтке BM EA 13329, имеет какие-либо хронологические последствия относительно временного положения этого короля после королей Интефа. Польц пишет, что так называемый пункт 3 Рихольта:
- неявно предполагает, что лица с именем Интеф, образованным от имени двух (или трех) царей с этим именем во времена 17-й династии, могут быть родственными, однако [это] совершенно игнорирует тот факт, что эти цари сами выбирали себе имена в сознательном стиле тех же царей начала 11-й династии - включая даже принятие дополнительных имен, таких как («Великий»), как [в случае] Веп-маат Интеф . Аргументация Рихолта по этому вопросу не имеет смысла. Даже если предположить, что принц [по имени Интефмос] следовал за одним из королей Интефа 17-й династии и, следовательно, был современником преемника этого правителя [Интефа], [это] всего лишь интерпретация того, что принца почитали у статуи. правящего короля Собекемсафа - только тогда аргумент Рихольта относительно последовательности правителей 17-й династии окажется значимым. Напротив, если статуэтка [Интефмоса] и, следовательно, принц были хронологически моложе, чем короли Интеф, и был признан преемник короля Собекемсафа, то поклонение принцу со стороны короля Собекемсафа ничего не говорит о временном положении последний [фараон] и, таким образом, [из] преемственности правителей [17-й династии] того времени. [29]
Похороны
[ редактировать ]«Погребальное оборудование Собекемсафа В[аджхау] не содержит его преномена или королевского имени, но, тем не менее, может быть с уверенностью отнесено к этому королю», поскольку гробница Собекемсафа Шедтави (т. е. Собекемсафа II ) «была полностью разграблена в древности» и подожжен грабителями гробниц, как записано в Папирусе Эбботта III 1–7. Собекемсаф I Ваджхау, вероятно, был похоронен в Дра Абу эль-Нага, а его могила была найдена и разграблена только в конце 19 века. На этом основании Ким Рихольт приписывает Сехемре Ваджхау Собекемсафу I здесь большого скарабея-сердца, «который был и до сих пор находится в большой золотой оправе», содержащей имя «Собекемсаф», поскольку грабители гробниц не пропустили бы такого большой предмет на мумии короля, если он произошел из гробницы Собекемсафа II. По той же причине Рихолт и Эйдан Додсон приписали этому королю деревянный сундук с канопой, также носящий на нем имя «Собекемсаф». В отличие от значительного ущерба, который можно было бы ожидать, если бы сундук находился в сожженной и разграбленной гробнице Собекемсафа II, «ущерб, нанесенный Кат. 26 (т. е. сундук Собекемсафа I), является незначительным и соответствует тому, какой он мог бы понести. в руках торговцев Курнави».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рихольт, стр.170
- ^ Рихольт, стр.272
- ^ «Перевод UC 14326» .
- ^ Додсон, Эйдан и Хилтон, Дайан. Полные королевские семьи Древнего Египта. Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05128-3 (2004 г.), стр. 119.
- ^ Ким С.Б. Рихолт, Политическая ситуация в Египте во второй промежуточный период около 1800-1550 гг. до н. э., Публикации Института Карстена Нибура, «т. 20. (Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 1997) ISBN 87-7289-421-0 , стр.174.
- ^ Додсон, Канопическое оборудование, стр.40.
- ^ Статуэтка в Британском музее.
- ^ Паскаль Вернус, Прозвище в Поднебесной: репертуар, процессы выражения и структуры двойной идентичности с начала 12-й династии до конца 17-й династии, Biblical Institute Press, 1986. 16 [67]
- ^ Рихольт, стр.170
- ^ Рихольт, стр.170
- ^ Рихольт, стр.170
- ^ Рихольт, стр.170
- ^ KSB Рихольт, Политическая ситуация в Египте во время второго промежуточного периода, около 1800-1550 до н. э., (Публикации Института Карстена Нибура), том. 20. Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 1997, стр.270.
- ^ Эйдан Додсон, Бристольский университет, ноябрь 1998 г., рецензия на книгу KSB Ryholt, Политическая ситуация в Египте во время второго промежуточного периода, c.1800-1550 до н.э. (Публикации Института Карстена Нибура, с приложением Адама Бюлоу-Якобсена, том 20. Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 1997, в Bibliotheca Orientalis LVII, № 1/2, январь – апрель 2000 г., стр. 51.
- ^ Д. Польц и А. Зейлер, Комплекс пирамид короля Нуб-Чеп-Ре Интефа в Дра Абу-эль-Нага. Предварительный отчет (Майнц: DAIKS 24, 2003 г.)
- ^ Дэниел Польц, Начало Нового Королевства. О переломном моменте в истории. Специальные публикации Немецкого археологического института, Каирское отделение, 31. Берлин/Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 2007. стр. 25–34 и 50.
- ^ Дэниел Польц, Начало Нового Королевства, стр.50
- ^ Дэниел Польц, Начало Нового Королевства, стр.50
- ^ см . Указ Коптоса .
- ^ Герберт Винлок , Журнал египетской археологии 10 (1924) 258 с № 1 и Томас Шнайдер, «Относительная хронология Среднего царства и периода гиксосов (Dyns. 12-17)» в Эрике Хорнунге, Рольфе Крауссе и Дэвиде Уорбертоне (редакторы), Древнеегипетская хронология (Справочник по востоковедению), Brill, 2006. стр. 187.
- ^ Детлеф Франке, Позднее Среднее царство (с тринадцатой по семнадцатую династии): Хронологические рамки, Журнал истории Египта, Том 1 № 2 (2008) Koninklijke Brill, стр.279
- ↑ Польц, Начало Нового Королевства, стр.49.
- ^ Anthony Spalinger, LÄ, V, 1032.
- ^ Рихольт, стр.272
- ^ Польц, Начало Нового Королевства, стр.50.
- ^ Рихольт, стр. 170-171 и 272.
- ^ Польц, Начало Нового Королевства, стр. 34–38 и 48–50.
- ^ упомянуто Рихолтом, стр. 266-270 394, файл 17/4.6 и стр. 270.
- ^ перевод: Польц, Начало Нового Королевства, стр.49.
