Jump to content

Разорванный

Разорванный
Собек часто изображается с головой крокодила и короной из бараньих рогов, солнечным диском и перьями.
Главный культовый центр Файюм , Крокодилополь , Ком Омбо
Символ крокодил
Родители Сет / Хнум и Нейт [1]
Супруга Рененутет [2] или Месхенет [ нужна ссылка ]

Собек ( древнеегипетский : sbk , коптский : Ⲥⲟⲩⲕ , латинизированный: Сук ), также известный как Сухус ( древнегреческий : Σοῦχος , латинизированный : Сухос ), был древнеегипетским божеством со сложной и гибкой историей и природой. [3] Он ассоциируется со священными и нильскими крокодилами и часто изображается как гуманоид с головой крокодила, если не совсем как крокодил. Собек также ассоциировался с властью фараонов, плодородием и военной доблестью, но, кроме того, служил защитным божеством с апотропными качествами , особенно призванными для защиты от опасностей, исходящих от Нила .

Собек долгое время присутствовал в древнеегипетском пантеоне, от Древнего Египетского царства (ок. 2686–2181 до н.э.) до римского периода ( ок. 30 до н.э. –350 н.э. ). Впервые он известен из нескольких различных текстов пирамид Древнего Королевства, в частности из заклинания PT 317. [4] [5] Заклинание, восхваляющее фараона как живое воплощение бога -крокодила , гласит:

Унис - это Собек, зеленый от оперения, с настороженным лицом и поднятым передом, плещущийся, вышедший из бедра и хвоста великой богини в солнечном свете... Унис появился как Собек, Нейт сын . Юнис будет есть ртом, Юнис будет мочиться, а Юнис будет совокупляться своим пенисом. Унис – повелитель спермы, который забирает женщин от мужей в место, которое Унис пожелает, по своему желанию. [6]

Происхождение имени Сбк. [7] в египетском языке обсуждается среди ученых, но многие полагают, что оно происходит от каузива глагола «оплодотворять». [8]

Эта статуя Собека была найдена в Аменемхета III погребальном храме (который был соединен с его пирамидой в Хаваре в Файюме ), служа свидетельством преданности этого короля Себеку. Эшмоловский музей , Оксфорд .
На этой статуе позднего периода ( ок. 400–250 гг. до н.э. ) изображен Себек с головой сокола Ра-Харахти, что иллюстрирует слияние Собека и Ре в Собек-Ре. Художественный музей Уолтерса , Балтимор .

Хотя Себеку поклонялись в Старом царстве, он действительно приобрел известность в Среднем царстве ( ок. 2055–1650 гг. до н.э. ), особенно при Двенадцатой династии фараоне Аменемхете III . Аменемхет III проявлял особый интерес к Файюму Египта, региону, тесно связанному с Себеком. Аменемхет и многие его династические современники занимались строительными проектами для продвижения Себека – проектами, которые часто осуществлялись в Файюме. В этот период Себек также претерпел важные изменения: он часто сливался с богом божественного царства с головой сокола, Гором . Это еще больше сблизило Себека с царями Египта, тем самым предоставив ему более видное место в египетском пантеоне. [9] Слияние добавило более тонкий уровень сложности природе бога, поскольку он был принят в божественную триаду Гора и двух его родителей: Осириса и Исиды . [10]

На этом рельефе из храма Ком-Омбо изображен Себек с типичными атрибутами королевской власти, включая скипетр и королевский килт. Анкх в его руке символизирует его роль осирианского целителя, а его корона представляет собой солнечную корону , связанную с одной из многих форм Ра .

Собек сначала приобрел роль солнечного божества благодаря своей связи с Гором, но в более поздние периоды эта роль еще больше усилилась с появлением Собека-Ра, слияния Собека и главного египетского бога солнца Ра . Собек-Гор оставался фигурой в Новом царстве (1550–1069 гг. до н.э. ), но только при последних династиях Египта Собек-Ра приобрел известность. Такое понимание бога сохранилось после падения последней местной династии в Птолемеях и Римском Египте ( ок. 332 г. до н. э. – 390 г. н. э. ). Престиж как Собека, так и Собек-Ра в этот период сохранялся, и дань уважения ему приобрела большую известность - как за счет расширения его посвященных культовых мест, так и благодаря согласованным научным усилиям сделать его предметом религиозной доктрины. [11] [12]

Культовые центры

[ редактировать ]

Весь Файюмский регион – «Земля Озера» по-египетски (имеется в виду озеро Моэрис ) – служил культовым центром Себека. [11] Большинство городов Файюма разработали свои собственные локализованные версии бога, такие как Сокнебтунис в Тебтунисе, Соконноконни в Ваккиасе и Суксей в неизвестном месте в этом районе. В Каранисе поклонялись двум формам бога: Пнеферосу и Петсухосу. Там мумифицированные крокодилы использовались как культовые изображения Петсухоса. [13] [14] [15] [16]

На этой коробке римского периода изображен царь, делающий подношение солнечной форме Себека. Считается, что этот ящик мог использоваться в таких ритуалах подношения. Художественный музей Уолтерса , Балтимор .

Собек Шедети, покровитель расположенной в центре столицы Файюма, Крокодилополиса (или египетского «Шедет»), был самой заметной формой бога. Обширные строительные программы в честь Себека были реализованы в Шедете, поскольку он был столицей всего арсиноитского нома и, следовательно, самым важным городом в регионе. Считается, что усилия по расширению главного храма Собека первоначально были предприняты Птолемеем II . [11] Специализированные жрецы в главном храме Шедета действовали исключительно для служения Себеку и хвастались такими титулами, как «пророк богов-крокодилов» и «тот, кто хоронит тела богов-крокодилов Страны Озера». [17] В греко-римский период поселения Бакчиас, Нармутис , Сокнопаиу Несос , Тебтунис и Теадельфия на окраинах Файюма содержат многочисленные папирусы , остраки и надписи, относящиеся к храмам и священникам Собека и его местным воплощениям: источники из этих пяти поселения играют центральную роль в изучении культовой практики, храмовой экономики и социальных сетей жреческих семей под римским правлением. [18]

За пределами Файюма Ком-Омбо на юге Египта был крупнейшим культовым центром Себека, особенно в периоды Птолемеев и Рима. Ком-Омбо расположен примерно в 30 милях (48 км) к северу от Асуана и был построен в греко-римский период (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.). [19] Храм на этом месте назывался «Пер-Собек», что означает «дом Себека». [17]

Персонаж и окружающая мифология

[ редактировать ]
Совк (Сух, Кронос, Сатруна); Жан -Франсуа Шампольон ; 1823–1825; Бруклинский музей (Нью-Йорк)

Собек — это, прежде всего, агрессивное и анималистическое божество, которое оправдывает порочную репутацию своего животного-покровителя, большого и жестокого нильского крокодила / западноафриканского крокодила . Некоторые из его распространенных эпитетов кратко описывают эту натуру, наиболее примечательные из которых: «тот, кто любит грабеж», «тот, кто ест, одновременно спариваясь» и «острые зубы». [4] Тем не менее, он также проявляет великую доброжелательность в более чем одном знаменитом мифе. После его связи с Гором и последующего принятия его в триаду Осириса Осирисскую , Исиды и Гора в Среднем царстве , Себек стал ассоциироваться с Исидой как целителем умершего Осириса (после его насильственного убийства Сетом в центральном мифе об Осирисе ). [10] Фактически, хотя многие ученые полагают, что имя Собек, Сбк , происходит от слова s-bAk , «оплодотворять», другие полагают, что это причастная форма глагола sbq . [7] альтернативное написание sAq , «объединять», что означает, что Sbk можно примерно перевести как «тот, кто объединяет (расчлененные конечности Осириса)». [5]

Именно из-за этой связи с целительством Себек стал считаться божеством-защитником. Его жестокость была способна отразить зло и одновременно защитить невинных. Таким образом, он стал предметом личного благоговения и обычным получателем вотивных подношений , особенно в более поздние периоды древнеегипетской истории . Нередко, особенно в Птолемеевском и римском Египте, крокодилов сохраняли в виде мумий и представляли в культовых центрах Себека. [20] Собеку также предлагали мумифицированные крокодиловые яйца, чтобы подчеркнуть циклическую природу его солнечных атрибутов как Собека-Ра. [21]

Точно так же крокодилы выращивались по религиозным соображениям как живые воплощения Собека. После смерти их мумифицировали во время грандиозного ритуала как священные, но земные проявления их бога-покровителя. Эта практика выполнялась специально в главном храме Крокодилополиса . [22] [17] Эти мумифицированные крокодилы были найдены с крокодилами во рту и на спине. Крокодил — одна из немногих рептилий, которые старательно заботятся о своих детенышах и часто перевозят свое потомство таким образом. Практика сохранения этого аспекта поведения животного посредством мумификации, вероятно, призвана подчеркнуть защитные и воспитательные аспекты жестокого Собека, поскольку он защищает египетский народ так же, как крокодил защищает своих детенышей. [20]

В Птолемеевском и римском Египте местная монография под названием « Книга Файюм» была посвящена Себеку, причем значительная часть была посвящена путешествию, совершаемому Собек-Ра каждый день при движении солнца по небу. В тексте также большое внимание уделяется центральной роли Собека в творении как проявления Ра , поскольку он, как говорят, восстал из первобытных вод озера Моэрис , мало чем отличаясь от Огдоады в традиционном мифе о творении Гермополя . [23]

Существует множество различных экземпляров этой книги, и многие ученые считают, что в древности она выпускалась в больших количествах как «бестселлер». В этом тексте подчеркивается целостная связь между Файюмом и Собеком, и его далеко идущее влияние видно и в местностях, находящихся за пределами Файюма; часть книги скопирована с верхнеегипетского ( то есть южноегипетского) храма Ком Омбо . [24]

См. также

[ редактировать ]
  • Аммит — женское божество с головой крокодила в египетской мифологии.
  1. ^ «Боги Древнего Египта: Собек» . www.ancientegyptonline.co.uk .
  2. ^ Франсуаза Дюнан и Кристиана Зиви-Кош (перевод Дэвида Лортона). (2004). Боги и люди в Египте: 3000 г. до н.э. – 395 г. н.э. Итака: Издательство Корнельского университета. [далее: Боги и Люди].
  3. ^ Зекки 2010 , стр. 3–4.
  4. ^ Jump up to: а б Брешиани 2005 , с. 199 .
  5. ^ Jump up to: а б Брешиани 2005 , с. 200 .
  6. ^ Аллен и Мануэлян 2005 , с. 60 , Тексты пирамид Униса .
  7. ^ Jump up to: а б ВБ IV, 95.
  8. ^ Мюррей 2004 , с. 107. Религия .
  9. ^ Зекки 2010 , стр. 37–52.
  10. ^ Jump up to: а б Зекки 2010 , с. 3.
  11. ^ Jump up to: а б с Зекки 2010 , с. 153.
  12. ^ Зекки 2010 , с. 154.
  13. ^ Франкфуртер 1998 , с. 99. Местные рамки религиозных убеждений .
  14. ^ Франкфуртер 1998 , с. 151 , Мутации египетского оракула .
  15. ^ Франкфуртер 1998 , с. 159 , Мутации египетского оракула .
  16. ^ Франкфуртер 1998 , с. 160 , Мутации египетского оракула .
  17. ^ Jump up to: а б с Брешиани 2005 , с. 203 .
  18. ^ Сиппель, Бенджамин (2020). Слуги Божьи и верблюдоводы: Повседневная и общественная жизнь себекских священников в императорском Фаюме . Висбаден: Харрасовиц. ISBN  978-3-447-11485-1 .
  19. ^ «Храм Ком Омбо – открытие Древнего Египта» . Discoveringegypt.com .
  20. ^ Jump up to: а б Икрам 2005 , с. 219 .
  21. ^ Икрам 2005 , с. 225 .
  22. ^ Брешиани 2005 , с. 202 .
  23. ^ О'Коннор
  24. ^ Тейт, 183–184.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Леги, Хорст. Книга Фаюма: о религиозном понимании египетского пейзажа. Висбаден: Харрасовиц, 1991.
  • Долзани, Клаудия. Бог Собк . Рим: Национальная академия Линчеи, 1961.
  • Кокельманн, Хольгер. Повелитель озер, болот и рек: исследования бога Себека и культов египетского бога-крокодила с начала до римских времен . Висбаден: Харрассовиц, 2018.
  • Барни, Квинтен. «Собек: идолопоклоннический бог фараона Аменемхета III». Журнал Книги Мормона и других Священных Писаний Восстановления. Том. 22, № 2 (2013), стр. 22–27.
  • Бенджамин Сиппель: Слуги Божьи и верблюдоводы: Повседневная и светская жизнь себекских священников в императорском Фаюме . Висбаден: Харрасовиц, 2020, ISBN   978-3-447-11485-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0fd47d3daac5208884bd00a2a0c78dce__1721688600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/ce/0fd47d3daac5208884bd00a2a0c78dce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sobek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)