Разорванный
Разорванный | |
---|---|
![]() Собек часто изображается с головой крокодила и короной из бараньих рогов, солнечным диском и перьями. | |
Главный культовый центр | Файюм , Крокодилополь , Ком Омбо |
Символ | крокодил |
Родители | Сет / Хнум и Нейт [1] |
Супруга | Рененутет [2] или Месхенет [ нужна ссылка ] |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Собек ( древнеегипетский : sbk , коптский : Ⲥⲟⲩⲕ , латинизированный: Сук ), также известный как Сухус ( древнегреческий : Σοῦχος , латинизированный : Сухос ), был древнеегипетским божеством со сложной и гибкой историей и природой. [3] Он ассоциируется со священными и нильскими крокодилами и часто изображается как гуманоид с головой крокодила, если не совсем как крокодил. Собек также ассоциировался с властью фараонов, плодородием и военной доблестью, но, кроме того, служил защитным божеством с апотропными качествами , особенно призванными для защиты от опасностей, исходящих от Нила .
История
[ редактировать ]Собек долгое время присутствовал в древнеегипетском пантеоне, от Древнего Египетского царства (ок. 2686–2181 до н.э.) до римского периода ( ок. 30 до н.э. –350 н.э. ). Впервые он известен из нескольких различных текстов пирамид Древнего Королевства, в частности из заклинания PT 317. [4] [5] Заклинание, восхваляющее фараона как живое воплощение бога -крокодила , гласит:
Унис - это Собек, зеленый от оперения, с настороженным лицом и поднятым передом, плещущийся, вышедший из бедра и хвоста великой богини в солнечном свете... Унис появился как Собек, Нейт сын . Юнис будет есть ртом, Юнис будет мочиться, а Юнис будет совокупляться своим пенисом. Унис – повелитель спермы, который забирает женщин от мужей в место, которое Унис пожелает, по своему желанию. [6]
Происхождение имени Сбк. [7] в египетском языке обсуждается среди ученых, но многие полагают, что оно происходит от каузива глагола «оплодотворять». [8]


Хотя Себеку поклонялись в Старом царстве, он действительно приобрел известность в Среднем царстве ( ок. 2055–1650 гг. до н.э. ), особенно при Двенадцатой династии фараоне Аменемхете III . Аменемхет III проявлял особый интерес к Файюму Египта, региону, тесно связанному с Себеком. Аменемхет и многие его династические современники занимались строительными проектами для продвижения Себека – проектами, которые часто осуществлялись в Файюме. В этот период Себек также претерпел важные изменения: он часто сливался с богом божественного царства с головой сокола, Гором . Это еще больше сблизило Себека с царями Египта, тем самым предоставив ему более видное место в египетском пантеоне. [9] Слияние добавило более тонкий уровень сложности природе бога, поскольку он был принят в божественную триаду Гора и двух его родителей: Осириса и Исиды . [10]
Собек сначала приобрел роль солнечного божества благодаря своей связи с Гором, но в более поздние периоды эта роль еще больше усилилась с появлением Собека-Ра, слияния Собека и главного египетского бога солнца Ра . Собек-Гор оставался фигурой в Новом царстве (1550–1069 гг. до н.э. ), но только при последних династиях Египта Собек-Ра приобрел известность. Такое понимание бога сохранилось после падения последней местной династии в Птолемеях и Римском Египте ( ок. 332 г. до н. э. – 390 г. н. э. ). Престиж как Собека, так и Собек-Ра в этот период сохранялся, и дань уважения ему приобрела большую известность - как за счет расширения его посвященных культовых мест, так и благодаря согласованным научным усилиям сделать его предметом религиозной доктрины. [11] [12]
Культовые центры
[ редактировать ]Весь Файюмский регион – «Земля Озера» по-египетски (имеется в виду озеро Моэрис ) – служил культовым центром Себека. [11] Большинство городов Файюма разработали свои собственные локализованные версии бога, такие как Сокнебтунис в Тебтунисе, Соконноконни в Ваккиасе и Суксей в неизвестном месте в этом районе. В Каранисе поклонялись двум формам бога: Пнеферосу и Петсухосу. Там мумифицированные крокодилы использовались как культовые изображения Петсухоса. [13] [14] [15] [16]

Собек Шедети, покровитель расположенной в центре столицы Файюма, Крокодилополиса (или египетского «Шедет»), был самой заметной формой бога. Обширные строительные программы в честь Себека были реализованы в Шедете, поскольку он был столицей всего арсиноитского нома и, следовательно, самым важным городом в регионе. Считается, что усилия по расширению главного храма Собека первоначально были предприняты Птолемеем II . [11] Специализированные жрецы в главном храме Шедета действовали исключительно для служения Себеку и хвастались такими титулами, как «пророк богов-крокодилов» и «тот, кто хоронит тела богов-крокодилов Страны Озера». [17] В греко-римский период поселения Бакчиас, Нармутис , Сокнопаиу Несос , Тебтунис и Теадельфия на окраинах Файюма содержат многочисленные папирусы , остраки и надписи, относящиеся к храмам и священникам Собека и его местным воплощениям: источники из этих пяти поселения играют центральную роль в изучении культовой практики, храмовой экономики и социальных сетей жреческих семей под римским правлением. [18]
За пределами Файюма Ком-Омбо на юге Египта был крупнейшим культовым центром Себека, особенно в периоды Птолемеев и Рима. Ком-Омбо расположен примерно в 30 милях (48 км) к северу от Асуана и был построен в греко-римский период (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.). [19] Храм на этом месте назывался «Пер-Собек», что означает «дом Себека». [17]
Персонаж и окружающая мифология
[ редактировать ]
Собек — это, прежде всего, агрессивное и анималистическое божество, которое оправдывает порочную репутацию своего животного-покровителя, большого и жестокого нильского крокодила / западноафриканского крокодила . Некоторые из его распространенных эпитетов кратко описывают эту натуру, наиболее примечательные из которых: «тот, кто любит грабеж», «тот, кто ест, одновременно спариваясь» и «острые зубы». [4] Тем не менее, он также проявляет великую доброжелательность в более чем одном знаменитом мифе. После его связи с Гором и последующего принятия его в триаду Осириса Осирисскую , Исиды и Гора в Среднем царстве , Себек стал ассоциироваться с Исидой как целителем умершего Осириса (после его насильственного убийства Сетом в центральном мифе об Осирисе ). [10] Фактически, хотя многие ученые полагают, что имя Собек, Сбк , происходит от слова s-bAk , «оплодотворять», другие полагают, что это причастная форма глагола sbq . [7] альтернативное написание sAq , «объединять», что означает, что Sbk можно примерно перевести как «тот, кто объединяет (расчлененные конечности Осириса)». [5]
Именно из-за этой связи с целительством Себек стал считаться божеством-защитником. Его жестокость была способна отразить зло и одновременно защитить невинных. Таким образом, он стал предметом личного благоговения и обычным получателем вотивных подношений , особенно в более поздние периоды древнеегипетской истории . Нередко, особенно в Птолемеевском и римском Египте, крокодилов сохраняли в виде мумий и представляли в культовых центрах Себека. [20] Собеку также предлагали мумифицированные крокодиловые яйца, чтобы подчеркнуть циклическую природу его солнечных атрибутов как Собека-Ра. [21]
Точно так же крокодилы выращивались по религиозным соображениям как живые воплощения Собека. После смерти их мумифицировали во время грандиозного ритуала как священные, но земные проявления их бога-покровителя. Эта практика выполнялась специально в главном храме Крокодилополиса . [22] [17] Эти мумифицированные крокодилы были найдены с крокодилами во рту и на спине. Крокодил — одна из немногих рептилий, которые старательно заботятся о своих детенышах и часто перевозят свое потомство таким образом. Практика сохранения этого аспекта поведения животного посредством мумификации, вероятно, призвана подчеркнуть защитные и воспитательные аспекты жестокого Собека, поскольку он защищает египетский народ так же, как крокодил защищает своих детенышей. [20]
В Птолемеевском и римском Египте местная монография под названием « Книга Файюм» была посвящена Себеку, причем значительная часть была посвящена путешествию, совершаемому Собек-Ра каждый день при движении солнца по небу. В тексте также большое внимание уделяется центральной роли Собека в творении как проявления Ра , поскольку он, как говорят, восстал из первобытных вод озера Моэрис , мало чем отличаясь от Огдоады в традиционном мифе о творении Гермополя . [23]
Существует множество различных экземпляров этой книги, и многие ученые считают, что в древности она выпускалась в больших количествах как «бестселлер». В этом тексте подчеркивается целостная связь между Файюмом и Собеком, и его далеко идущее влияние видно и в местностях, находящихся за пределами Файюма; часть книги скопирована с верхнеегипетского ( то есть южноегипетского) храма Ком Омбо . [24]
Галерея
[ редактировать ]- Собек в форме крокодила; 1991–1802 гг. до н.э.; Государственная коллекция египетского искусства ( Мюнхен , Германия)
- Мумифицированные крокодилы разного возраста в честь Собека. Музей крокодилов, храм Ком Омбо
- Мумифицированные крокодилы в Музее крокодилов.
- Настенный рельеф из Ком-Омбо, изображающий Собека с солнечными атрибутами.
- Статуя Себека и Аменхотепа III ; 1550–1292 гг. до н.э.; кальцит ; Луксорский музей ( Луксор , Египет)
- Мемориальная доска с головой и плечами священнослужителя и Себека; 400–30 гг. до н. э.; известняк; высота: 27,5 см, ширина: 25,5 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Фрагмент рельефа Себека; 400–30 гг. до н. э.; известняк; высота: 6 см, ширина: 8,7 см; Метрополитен-музей
- Амулет Сокнопайоса; 305–31 гг. до н. э.; зеленый фаянс; 2,7 х 7,9 см; Музей искусств округа Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, Калифорния)
См. также
[ редактировать ]- Аммит — женское божество с головой крокодила в египетской мифологии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Боги Древнего Египта: Собек» . www.ancientegyptonline.co.uk .
- ^ Франсуаза Дюнан и Кристиана Зиви-Кош (перевод Дэвида Лортона). (2004). Боги и люди в Египте: 3000 г. до н.э. – 395 г. н.э. Итака: Издательство Корнельского университета. [далее: Боги и Люди].
- ^ Зекки 2010 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Брешиани 2005 , с. 199 .
- ^ Jump up to: а б Брешиани 2005 , с. 200 .
- ^ Аллен и Мануэлян 2005 , с. 60 , Тексты пирамид Униса .
- ^ Jump up to: а б ВБ IV, 95.
- ^ Мюррей 2004 , с. 107. Религия .
- ^ Зекки 2010 , стр. 37–52.
- ^ Jump up to: а б Зекки 2010 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Зекки 2010 , с. 153.
- ^ Зекки 2010 , с. 154.
- ^ Франкфуртер 1998 , с. 99. Местные рамки религиозных убеждений .
- ^ Франкфуртер 1998 , с. 151 , Мутации египетского оракула .
- ^ Франкфуртер 1998 , с. 159 , Мутации египетского оракула .
- ^ Франкфуртер 1998 , с. 160 , Мутации египетского оракула .
- ^ Jump up to: а б с Брешиани 2005 , с. 203 .
- ^ Сиппель, Бенджамин (2020). Слуги Божьи и верблюдоводы: Повседневная и общественная жизнь себекских священников в императорском Фаюме . Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-11485-1 .
- ^ «Храм Ком Омбо – открытие Древнего Египта» . Discoveringegypt.com .
- ^ Jump up to: а б Икрам 2005 , с. 219 .
- ^ Икрам 2005 , с. 225 .
- ^ Брешиани 2005 , с. 202 .
- ^ О'Коннор
- ^ Тейт, 183–184.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс П .; Мануэлян, Питер Дер (2005). Тексты древнеегипетских пирамид . Атланта: Общество библейской литературы . п. 471. ИСБН 9781589831827 .
- Брешиани, Эдда (2005). «Собек, Владыка Страны Озер» . Божественные существа: мумии животных в Древнем Египте . Каир: Американский университет в Каире Press . стр. 199–206. ISBN 9789774248580 .
- Франкфуртер, Дэвид (1998). Религия в римском Египте: ассимиляция и сопротивление . Принстон: Издательство Принстонского университета . п. 314. ИСБН 978-0-691-07054-4 .
- Икрам, Салима (2005). «Защита домашних животных и чистка крокодилов: проект «Мумия животных»» . Божественные существа: мумии животных в Древнем Египте . Каир: Американский университет в Каире Press . стр. 207–227. ISBN 9789774248580 .
- Мюррей, Мэри Элис (2004). Великолепие, которым был Египет . Лондон: Курьерская корпорация . п. 256. ИСБН 9780486431000 .
- О'Коннор, Дэвид. «От топографии к космосу: многочисленные карты Древнего Египта». В «Древних перспективах: карты и их место в Месопотамии, Египте, Греции и Риме » под редакцией Ричарда Дж. А. Талберта, 47–79. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2012.
- Тейт, Джон. «Фаюмская книга: тайна известного пейзажа». В «Таинственных землях » под редакцией Дэвида О'Коннора и Стивена Квирка, 183–202. Портленд: Кавендиш Паблишинг, 2003.
- Зекки, Марко (2010). Собек из Шдета: Бог-крокодил в Файюме в династический период . Умбрия: Тау Эдитрис. п. 206. ИСБН 9788862441155 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Леги, Хорст. Книга Фаюма: о религиозном понимании египетского пейзажа. Висбаден: Харрасовиц, 1991.
- Долзани, Клаудия. Бог Собк . Рим: Национальная академия Линчеи, 1961.
- Кокельманн, Хольгер. Повелитель озер, болот и рек: исследования бога Себека и культов египетского бога-крокодила с начала до римских времен . Висбаден: Харрассовиц, 2018.
- Барни, Квинтен. «Собек: идолопоклоннический бог фараона Аменемхета III». Журнал Книги Мормона и других Священных Писаний Восстановления. Том. 22, № 2 (2013), стр. 22–27.
- Бенджамин Сиппель: Слуги Божьи и верблюдоводы: Повседневная и светская жизнь себекских священников в императорском Фаюме . Висбаден: Харрасовиц, 2020, ISBN 978-3-447-11485-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Собеком, на Викискладе?