Сокнопаиу Несос
Димех эс-Себа | |
![]() | |
Альтернативное название | Дайм, Диме, Димай |
---|---|
Расположение | Египет |
Область | Эль-Файюм |
Координаты | 29 ° 32'05 "N 30 ° 40'08" E / 29,53472 ° N 30,66889 ° E |
Высота | 19–30 м (62–98 футов) над уровнем моря |
Тип | Урегулирование |
Длина | 660 м |
Ширина | 350 м |
Область | 23 га |
История | |
Заброшенный | да |
Периоды | Новое Царство , Птолемеевское , Римское , Коптское |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1931-32, Мичиганский университет. 2004-настоящее время Проект Сокнопаиу Несос ( Университет Саленто ) |
Археологи | АЭРБоак , Э.Петерсон (1931–32) М.Капассо , П.Даволи (2004-настоящее время) |
Управление | Высший совет древностей |
Публичный доступ | да |
Веб-сайт | http://www.snproject.org |
Трисмгестос место 2157 |
Сокнопаиу Несос ( древнегреческий : Σοκνοπαίου Νῆσος ) — древнее поселение в оазисе Файюм ( Египет ), расположенном в нескольких километрах к северу от озера Карун (известного в древности как озеро Моэрис). [ 1 ]
Поселение, известное сегодня как Диме эс-Себа ( араб . ديمة السباع ), что, возможно, означает « Диме львов », было важным религиозным центром с внушительным храмом, посвященным богу Сокнопайосу, богу-оракулу в форме крокодила с голова сокола, от которой произошел топоним самого города. [ 2 ]
Согласно папирологическим свидетельствам, Сокнопайу Несос был основан в III веке до нашей эры во время проекта мелиорации земель Файюма, осуществленного первыми Птолемеями , и был заброшен в середине III века нашей эры. Вместо этого археологические данные предоставляют новые данные о позднем повторном заселении этого места, сосредоточенного, особенно в районе главного храма города, в течение 4-5 веков до конца византийского периода .
Имя
[ редактировать ]Сокнопаиу Несос означает « Остров Сокнопайос », сокращение более длинного египетского названия tş mşy Sbk nb Pay pş nṯr ʿş , « Остров Собека, господина Пая, великого бога ». [ 3 ]
Сокнопайос — местный эллинистический вариант Собека , главного бога Файюмского региона.
Описание сайта
[ редактировать ]
Археологическая зона поселения ( ком ) имеет овальную форму протяженностью 660 м с севера и 350 м с востока и пересечена мощеным дромосом длиной 400 м. из светло-серого сырцового кирпича Основным археологическим свидетельством является монументальный теменос на северо-западе, с сохранившимися в некоторых местах стенами высотой до 15 м, имеющим неправильный прямоугольный план. Внутри этого ограждения до сих пор можно узнать несколько зданий, построенных в основном из сырцового кирпича, а также из каменной кладки.
Теменос храм и главный
[ редактировать ]Самым важным зданием является главный храм, расположенный в середине теменоса , в котором рядом с Сокнопаем размещались синнаои теои , такие как Исида Неферсес и Сокнопиас. [ 4 ] Храм состоит из двух смежных святилищ, построенных на одной оси север-юг и выровненных по дромосу . Два здания в римский период образовывали один храм и были соединены открытым двором. Первый, южный, довольно хорошо сохранился и построен из коричневых известняковых камней неправильной формы и сырцовых кирпичей; его интерпретировали как самый ранний храм, построенный в начале эллинистического периода . Последний, севернее, был сильно разобран с конца византийского периода и сохранился всего лишь на высоте 1,60 м. Он построен из обычных блоков желтого известняка и считается пристройкой позднего Птолемея или раннего Рима и стал святилищем для поклонения богам, а здание на юге стало своего рода пропилоном . Северный храм был восстановлен, вероятно, в первой половине II века н.э. Монументальный контр-храм был построен у его задней стены в I веке нашей эры, а затем реконструирован во II веке. Внутри него была найдена замечательная каменная архитектурная модель контрхрама в масштабе 1:20. [ 5 ] На территории теменоса находится несколько построек из сырцового кирпича: дома священников, мастерские, административные здания, небольшие храмы и часовни. За пределами теменоса , к северу, востоку и западу от него, все еще можно увидеть несколько зданий из сырцового кирпича и необработанного местного камня.

Город и дромос
[ редактировать ]Монументальным свидетельством поселения является мощеный дромос шириной 6–7 м и сохранившийся 329 м, построенный на платформе высотой 3 метра. Она была задумана как дорога для процессий, соединяющая южный вход храма с лестницей и разделяющая поселение на восточный и западный квартал. На нем были установлены статуи львов и, возможно, два киоска. Несколько лестниц и два туннеля позволяли людям переходить из восточной в западную часть этого внушительного барьера, который представлял собой огромную сцену для ритуальных процессий в течение более 150 дней праздников в году. Это результат различных этапов строительства, которые расширялись на юг по мере расширения поселения в римский период.

Археологические исследования
[ редактировать ]Местонахождение Сокнопаиу-Несос было известно еще в начале XIX века, когда его посетил Г.Б. Бельцони (1819 г.). Несколько лет спустя Дж. Г. Уилкинсон посетил это место и представил первый когда-либо составленный топографический план поселения. В 1843 году К. Р. Лепсиус во время своей прусской кампании в Египте провел два дня в Дайме, создавая план местности, а также несколько превосходных и очень детализированных рисунков. Со второй половины XIX века Сокнопайу-Несос стал объектом многочисленных раскопок, проводимых либо официальными миссиями, либо, что наиболее распространено, грабителями, ищущими предметы старины для продажи на арт-рынке. Это место прославилось в конце 19 века благодаря большому количеству хорошо сохранившихся папирусов от птолемеевского до римского периодов.
1890
[ редактировать ]Первые засвидетельствованные раскопки принадлежат Али Фарагу, торговцу из Гизы, который обнаружил в 1890 году большое количество папирусов, а также двадцать статуй. Многие из этих папирусов вошли в коллекции основных европейских музеев. В 1892 году майор Р. Х. Браун, пытаясь определить древний уровень озера Карун, выкопал траншею рядом с дромосом с целью достичь его дна. Поэтому он был убежден, что дромос — это пристань и что изначально Диме располагался на берегу озера Карун.
1900-01
[ редактировать ]Б. П. Гренфелл и А. С. Хант раскопки провели для ВЭФ в поисках папирусов и картонных коробок . Они обнаружили некрополи, протянувшиеся с севера на юг к западу от городища, и свидетельствовали об отсутствии озера возле дромоса.
1909-10
[ редактировать ]Археологическая миссия, организованная берлинским Königlichen Museen под руководством Ф. Цукера в сотрудничестве с В. Шубартом , провела раскопки в Сокнопайу-Несосе. Немецкие ученые провели раскопки в нескольких местах с единственной целью найти папирусы.
1914
[ редактировать ]Ахмед Камаль Бей провел двухнедельные раскопки в храме по поручению торговца антиквариатом Асьюта .
1925-26
[ редактировать ]Г. Катон-Томпсон и Э. У. Гарднер провели геоархеологические исследования в районе Дайма с целью изучения уровня древнего озера Карун, а также сельскохозяйственного ландшафта эллинистического и римского периодов. Они также исследовали южную окраину дромоса, достаточно убедительно показав, что эта дорога в древности использовалась не как пристань, а как обычный переулок, соединяющий две оконечности города.
1931-32: Раскопки Мичиганского университета.
[ редактировать ]За трехмесячный сезон Мичиганский университет провел первые раскопки, проведенные в Дайме с использованием научного метода под руководством А.Р. Боака. [ 6 ] и Э. Петерсон . Исследование было сосредоточено на двух участках поселения, к востоку и западу от дромоса , с раскопками хорошо сохранившихся зданий из сырцового кирпича и выявлением трех основных фаз заселения с III века до нашей эры до середины III века нашей эры. раскопки позволяют предположить, что в момент основания поселения дома имели ортогональный план, ориентированный на дромос . Эта ориентация сохранялась на следующих этапах, в течение которых поселение значительно расширилось. Команда Мичиганского университета около десяти лет (1924-1934) базировалась в Ком-Аушиме/Каранисе, где проводила обширные сезоны раскопок. Найденные материалы были разделены, согласно закону, между Каирским Египетским музеем и Мичиганским университетом (в настоящее время находится в Археологическом музее Келси , Анн-Арбор). . [ 7 ]
Проект Сокнопаиу Несос
[ редактировать ] проект Университета Саленто С 2004 года в Сокнопаиу Несос работает (Centro di Studi Papirologici) под руководством М.Капассо и П.Даволи .
Помимо археологических раскопок, в основном проводимых внутри теменоса , команда обследовала поселение и его окрестности. были найдены свидетельства существования доптолемеевских построек Под храмом, а также к северу и западу от кома . На берегах палеоозера несколько участков с керамическими кластерами 19 и 26 династий. зафиксировано [ 8 ]
Жрецы Сокнопаиу Несос
[ редактировать ]В римские времена в храме Сокнопайоса насчитывалось более ста священников, и, следовательно, значительно больше персонала, чем в храмах других поселений на окраине Файюма, таких как Бакчиас или Тебтунис . Количество священников также примечательно, учитывая, что, по оценкам, в конце второго века в Сокнопаиу Несосе проживало чуть больше 1000 жителей. Судя по всему, на этом месте проживали в основном жрецы храма Сокнопея и их семьи. [ 9 ] Более пристальный взгляд на имена жителей подтверждает эту гипотезу: согласно египетской традиции, имена обычно передавались между членами семьи: например, детей называли в честь их бабушек и дедушек. Поскольку египетская культура не знала фамилий, таким образом сохранялась семейная идентичность. При этом священнические должности были доступны только по наследству: занимать должности в храме разрешалось только тем, кто происходил от священников по отцовской и материнской линии. Согласно письменным источникам из Сокнопаиу-Несоса, жители часто носили конкретные имена (например, Панефреммис, Сатабус, Тесенуфис), которые совсем не были распространены в других поселениях Файюма. Соответственно, жрецы храма Сокнопея, вероятно, вступали в брак преимущественно между собой, но редко со священниками из других храмов. [ 10 ]
В силу специфической структуры населения (которое состояло в основном из жреческих семей), а также из-за отдаленного расположения памятника (на плато на краю пустыни, удаленного от пахотных земель еще в древности), жители Сокнопаиу Несос жил в основном за счет торговли и животноводства , но также за счет расходов и пожертвований посетителей, пришедших на это место по религиозным или туристическим интересам: священники занимались местным разведением верблюдов и караванной торговлей , а также давали оракулы и производили магические амулеты в храмовом районе. [ 11 ] Несколько частных архивов дают более глубокое представление о жизни отдельных священников и их семей, например, архив Сатабуса, сына Гериуса Младшего, [ 12 ] и архив Аврелия Пакисиса, сына Тесенуфиса. [ 13 ]
В 230 году нашей эры Сокнопаиу Несос замолчал: поселение и его храм были заброшены. Причины этого до конца не ясны. Согласно одной из гипотез, ухудшение ситуации со снабжением могло стать причиной бегства жителей. По другой теории, праздничные зрелища культа Сокнопайоса потеряли свою привлекательность для паломников и туристов, так что жреческим семьям стало нецелесообразно поддерживать культ в этом и без того невыгодно расположенном месте. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ П. Даволи (1998). Городская археология в эллинистическом и римском Фаюме . Неаполь: Прокаччини. п. 382.
- ^ М.Капассо; П.Даволи, ред. (2012). Проект Сокнопаиу Несос. Я (2003–2009) . Пиза-Рим: издатель Фабрицио Серра. п. 438. ИСБН 978-88-6227-435-7 .
- ^ Стадлер, Массачусетс (2017). Богословие и богослужение в храме Сокнопея . Париж: Кибела. ISBN 978-2-915840-37-7 .
- ^ М.Капассо; П.Даволи, ред. (2015). Материалы первого круглого стола Центра папирологических исследований «Сокнопайос, храм и богослужение», Лечче, 9 октября 2013 г. Эдафос. Интервью в Центре папирологических исследований Университета Саленто 1. Лечче: Pensa Multimedia. ISBN 978-88-6760-240-7 .
- ^ П. Даволи (2018). «Храм и его модель: новые находки в Сокнопаиу-Несос». В М.Бетро; С. Де Мартино; Г. Миниачи; Ф. Пиннок (ред.). Древний Египет и Ближний Восток: между прошлым и будущим, I Национальная конференция, Пиза, 5-6 июня 2017 г. Пиза: Издательство Пизанского университета. стр. 135–148. ISBN 978-88-3339-030-7 .
- ^
АЭР Боак, изд. (1935). Сокнопайу Несос. Раскопки Мичиганского университета в Диме в 1931-32 годах . Энн Арбор.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ https://lsa.umich.edu/kelsey/research/past-field-projects/dime-soknopaiou-nesos-egypt.html Веб-сайт полевых проектов Музея Келси (Мичиганский университет)
- ^ С. Маршан; П. Даволи (2012). «Керамическое обследование окрестностей Димеха (Файюма, 2010 г.). Места обитания и некрополи от Древнего царства до позднего периода». Бюллетень связи египетской керамики (на французском языке). 23 . Каир: ИФАО: 63–75.
- ^ Кларисс, Вилли (2005). Липперт, Сандра; Шентулейт, Марен (ред.). Тебтынис и Сокнопайу Несос: папирологическая документация на протяжении веков . Висбаден: Харрасовиц. стр. 21–22. ISBN 3-447-05141-8 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Сиппель, Бенджамин (2020). Слуги Божьи и верблюдоводы: Повседневная и светская жизнь себекских священников в императорском Фаюме . Висбаден: Харрасовиц. стр. 41–47, 58–61. ISBN 978-3-447-11485-1 .
- ^ Сиппель, Бенджамин (2020). Слуги Божьи и верблюдоводы: Повседневная и общественная жизнь себекских священников в императорском Фаюме . Висбаден: Харрасовиц. стр. 96–110, 115–123, 153–203. ISBN 978-3-447-11485-1 .
- ^ «Сатабус, сын Гериуса» . Архив Трисмегиста . 2021-02-23 . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Пакисис, сын Тесенуфиса, жрец» . Архив Трисмегиста . 2021-02-23 . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Йорденс, Андреа (2018). Шофрэ, Мари-Пьер; Гермер, Иван; Липперт, Сандра; Рондо, Винсент (ред.). Сокнопаиу Несос Диснейленд? . Висбаден: Харрасовиц. стр. 55–74. ISBN 978-3-447-10977-2 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Б. Сиппель (2020). Слуги Божьи и верблюдоводы: Повседневная и светская жизнь священников Себека в императорском Фаюме (на немецком языке). Филиппика 144. Висбаден: Харрассовиц. ISBN 978-3-447-11485-1
- М. Капассо (2017). «Загадка происхождения более свободных рукописей и венских христианских кодексов в свете новых раскопок в Сокнопайу-Несос». Исследования по египтологии и папирологии (на итальянском языке). 14 . Пиза-Рим: редактор Фабрицио Серра: 35–44. ISSN 1724-6156 .
- М. Лимончелли (2016). «Проект виртуальной археологии в Сокнопаиу-Несос». Исследования по египтологии и папирологии (на итальянском языке). 13 . Пиза-Рим: редактор Фабрицио Серра: 45–64. ISSN 1724-6156 .
- Т.Г.Вилфонг, изд. (2014). Каранис раскрыт. Открытие прошлого и настоящего Мичиганских раскопок в Египте . Публикация музея Келси 7. Анн-Арбор: Археологический музей Келси. ISBN 978-0-9741873-9-6 .
- П.Даволи; И.Кьези; С.Окки; Н. Раймонди (2010). «Проект Сокнопаиу Несос: возобновление археологических исследований. Поселение и его территория». В Траианосе Гагосе (ред.). Материалы 25-го Международного конгресса папирологов . Американские исследования в папирологии. Анн-Арбор: Научное издательство, Библиотека Мичиганского университета. hdl : 2027/spo.7523866.0025.125 . ISBN 978-1-60785-205-6 .
- К. Раффинг (2007). «Культ, экономика и общество в римском Египте. Пример Сокнопаиу Несо». Священное и товарное. О напряжении между религией и экономикой (на немецком языке). Лондон: Золотой Дом: стр. 95–122. ISBN 978-1-906137-03-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.snproject.org веб-сайт проекта Soknopaiou Nesos (Университет Саленто)