Египетская астрономия
Египетская астрономия зародилась еще в доисторические времена, в додинастический период . В 5-м тысячелетии до нашей эры каменные круги в Набта-Плайя, возможно, имели астрономическое расположение. К тому времени, когда в 3-м тысячелетии до нашей эры начался исторический династический период , 365-дневный период египетского календаря уже использовался, и наблюдение за звездами было важно для определения ежегодного разлива Нила .
Египетские пирамиды были тщательно выровнены по направлению к Полярной звезде , а храм Амона-Ра в Карнаке — по восходу зимнего Солнца . Астрономия играла значительную роль в установлении дат религиозных праздников и определении времени ночи, а храмовые астрологи были особенно искусны в наблюдении за звездами, соединениях и восходах Солнца , Луны и планет , а также лунных фаз. .
В Птолемеевском Египте египетская традиция слилась с греческой и вавилонской астрономией , а город Александрия в Нижнем Египте стал центром научной деятельности во всем эллинистическом мире . В Римском Египте родился величайший астроном той эпохи Птолемей (90–168 гг. Н. Э.). Его работы по астрономии, в том числе « Альмагест» , стали самыми влиятельными книгами в истории западной астрономии. После мусульманского завоевания Египта в этом регионе стали доминировать арабская культура и исламская астрономия .
Астроном Ибн Юнус (ок. 950–1009) в течение многих лет наблюдал за положением Солнца с помощью большой астролябии , а его наблюдения за затмениями все еще использовались столетия спустя. В 1006 году Али ибн Ридван наблюдал SN 1006 , сверхновую считающуюся самым ярким звездным событием в зарегистрированной истории , и оставил самое подробное ее описание. В 14 веке Наджм ад-Дин аль-Мисри написал трактат, описывающий более 100 различных типов научных и астрономических инструментов, многие из которых он изобрел сам.
Древний Египет [ править ]
Египетская астрономия восходит к доисторическим временам. Присутствие каменных кругов в Набта-Плайе в Верхнем Египте, датируемых 5-м тысячелетием до нашей эры, показывает важность астрономии для религиозной жизни древнего Египта , даже в доисторический период. Ежегодное разливы Нила означало, что гелиакические восходы , или первые видимые появления звезд на рассвете , представляли особый интерес для определения того, когда это могло произойти. 365-дневный период египетского календаря использовался уже в начале египетской истории . Система созвездий , используемая египтянами , по-видимому, также имела местное происхождение. Археологические данные связывают конструкции фрактальной геометрии в культурах Африки к югу от Сахары с египетскими космологическими знаками. [2]
Точная ориентация египетских пирамид служит убедительной демонстрацией высокого уровня технического мастерства, достигнутого в 3-м тысячелетии до нашей эры . Было показано, что пирамиды были ориентированы по направлению к полярной звезде , которая из-за прецессии равноденствий в то время была Тубан , слабой звездой в созвездии Дракона . [3] Оценка места храма Амона-Ре в Карнаке с учетом изменения во времени наклона эклиптики показала, что Великий Храм был ориентирован на восход зимнего Солнца. [4] Длина коридора, по которому будет проходить солнечный свет, в другое время года будет ограничена.
Астрономия играла значительную роль в религиозных вопросах для установления дат праздников и определения времени ночи . Сохранились названия нескольких храмовых книг, в которых записаны движения и фазы Солнца , Луны и звезд . Восход Сириуса ( египетский : Сопдет , греческий : Сотис ) в начале наводнения был особенно важным моментом, который нужно было зафиксировать в годовом календаре. [5] Одним из наиболее важных египетских астрономических текстов была « Книга Нут» , восходящая к Среднему царству или раньше.
Для древних египтян смерть царя имела сильную связь со звездами. Они верили, что после смерти короля их душа поднимется на небеса и станет звездой. [6] описывают Тексты пирамид восхождение царя и превращение его в Утреннюю Звезду среди Нетленных Звезд прошлых царей. [7]
Первый промежуточный период [ править ]
Начиная с 9-й династии , древние египтяне производили «таблицы с диагональными звездами», которые обычно рисовали на внутренней поверхности крышек деревянных гробов. [8] Эта практика продолжалась до 12-й династии . [9] Эти «диагональные звездные таблицы» или звездные карты также известны как «диагональные звездные часы». В прошлом их также называли «звездными календарями» или «деканальными часами». [10] Эти звездные карты с изображениями египетских божеств, деканов , созвездий и наблюдений за звездами также можно найти на потолках гробниц и храмов.
Из таблиц звезд на потолке гробниц Рамсеса VI и Рамсеса IX кажется, что для определения часов ночи человек, сидящий на земле, смотрел на Астролога в таком положении, чтобы линия наблюдения Полярной звезды проходила над серединой его головы. В разные дни года каждый час определялся неподвижной звездой , кульминирующей или почти кульминирующей его, а положение этих звезд в это время в таблицах дано как в центре, на левом глазу, на правом плече. и т. д. Согласно текстам, при основании или перестройке храмов северная ось определялась одним и тем же прибором, и можно заключить, что она была обычной для астрономических наблюдений. В умелых руках он может дать результаты высокой степени точности. [5]
Макробий Амброзиус Феодосий ( флорит планетарную теорию, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси, а внутренние планеты Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца 395–423 гг. н. э.) приписывал древним египтянам , которое, в свою очередь, вращается вокруг Земли. Он назвал ее «египетской системой» и заявил, что «она не ускользнула от умения египтян » , хотя других свидетельств того, что она была известна в Древнем Египте, нет. [11] [12] : 512
Греко-римский Египет [ править ]
В римской эпохе Климент Александрийский дает некоторое представление о важности астрономических наблюдений для священных обрядов:
И после того, как Певец выдвигает Астролога (ὡροσκόπος) с часами (ὡρολόγιον) в руке и ладонью (φοίνιξ), символами астрологии. Он должен знать наизусть герметические астрологические книги, которых четыре. Один из них касается расположения видимых неподвижных звезд; один о положении Солнца, Луны и пяти планет; один о соединениях и фазах Солнца и Луны; и один касается их восстаний. [13]
Инструменты астролога ( часор и ладонь ) — отвес и визирный прибор. Они были отождествлены с двумя предметами с надписями в Берлинском музее ; короткая ручка, к которой подвешивался отвес, и пальмовая ветвь со смотровой щелью на более широком конце. На древнеегипетском языке их называли мерхет и бей соответственно. Пальмовую ветвь держали близко к глазу, отвес – в другой руке – возможно, на расстоянии вытянутой руки. [5] [а]
После завоеваний Александра Великого и основания Птолемеевского Египта исконная египетская традиция астрономии слилась с греческой астрономией, а также с вавилонской астрономией . Город Александрия в Нижнем Египте стал центром научной деятельности всей эллинистической цивилизации . Величайшим александрийским астрономом этой эпохи был грек Эратосфен (ок. 276–195 до н. э.), который вычислил размер Земли , предоставив оценку окружности Земли.
После завоевания Египта римлянами этот регион снова стал центром научной деятельности всей Римской империи . Величайшим астрономом этой эпохи был египтянин ( Клавдий Птолемей 90–168 гг. н. э.). Родом из Фиваидского региона Верхнего Египта , он работал в Александрии и написал работы по астрономии, включая « Альмагест» , « Планетарные гипотезы» и « Тетрабиблос» , а также « Удобные таблицы» , «Канобическую надпись » и другие работы, не связанные с астрономией.
Птолемея «Альмагест» (первоначально называвшийся «Математический синтаксис ») — одна из самых влиятельных книг в истории западной астрономии. В этой книге Птолемей объяснил, как предсказать поведение планет с помощью новой математической идеи — экванта .
Некоторые математики поздней античности написали комментарии к Альмагесту , в том числе Папп Александрийский, а также Теон Александрийский и его дочь Гипатия . Астрономия Птолемея стала стандартом в средневековой западноевропейской и исламской астрономии ее не вытеснили Мараганская , гелиоцентрическая и Тихоническая системы , пока к 16 веку .
Египет Исламский
После мусульманского завоевания Египта в этом регионе стала доминировать арабская культура . Им правили халифаты Рашидун , Омейядов и Аббасидов вплоть до 10 века, когда Фатимиды основали свой собственный халифат с центром вокруг города Каира в Египте. Этот регион вновь стал центром научной деятельности, конкурируя с Багдадом за интеллектуальное доминирование в средневековом исламском мире . К 13 веку Каир в конечном итоге обогнал Багдад как интеллектуальный центр исламского мира. [ нужна ссылка ]
Ибн Юнус (ок. 950–1009) в течение многих лет наблюдал более 10 000 записей положения Солнца, используя большую астролябию диаметром почти 1,4 метра. Его наблюдения за затмениями все еще использовались столетия спустя в исследованиях Саймона Ньюкомба о движении Луны, в то время как другие его наблюдения вдохновили Лапласа на создание « Наклона эклиптики» и «Неравенств Юпитера и Сатурна» . [ нужны разъяснения (не название какой-либо работы Лапласа) ] [ нужна ссылка ] В 1006 году Али ибн Ридван наблюдал сверхновую 1006 года , считавшуюся самым ярким звездным событием в зарегистрированной истории, и оставил самое подробное описание временной звезды. Он говорит, что объект был в два-три раза больше диска Венеры и примерно в четверть яркости Луны , и что звезда находилась низко над южным горизонтом. [15]
Астролябический Quadrans квадрант был изобретен в Египте в 11 или 12 веке и позже стал известен в Европе как « Vetus » (Старый квадрант). [16] : 333 XIV века В Египте Наджм ад-Дин аль-Мисри (ок. 1325 г.) написал трактат, описывающий более 100 различных типов научных и астрономических инструментов, многие из которых он изобрел сам. [17]
См. также [ править ]
- Древний Египет
- Археоастрономия
- Дендерский зодиак
- Деканы , египетские созвездия.
- Египетские астрономы
- Египетский календарь
- Египетская математика
- История астрономии
- Пляж Набта
- Сотический цикл
Примечания [ править ]
- ^ «Герметические» книги, на которые ссылается Климент, представляют собой египетские богословские тексты, которые, вероятно, не имеют ничего общего с эллинистическим герметизмом . [14]
Ссылки [ править ]
- ^ Полная версия в музее Met.
- ^ Эглаш, Рон (1995). «Фрактальная геометрия в африканской материальной культуре». Симметрия: культура и наука . 6–1 : 174–177.
- ^ Рагглс, CLN (2005). Древняя астрономия . АВС-Клио. стр. 354–355. ISBN 1-85109-477-6 .
- ^ Крупп, ЕС (1988). «Свет в храмах». В Ruggles, CLN (ред.). Записи в камне: Документы памяти Александра Тома . ЧАШКА. стр. 473–499. ISBN 0-521-33381-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с свободном доступе : Гриффит, Фрэнсис Ллевеллин (1911). « Древний Египет ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 39–80. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Релк, Джоан (2002–2003). «Древнеегипетская астрономия: Большая Медведица – символ омоложения». Археоастрономия . 17 :64–80.
- ^ Фолкнер, Р.О. (1969). Тексты древнеегипетских пирамид . Оксфорд: Кларендон Пресс. С. 154, 155, 162, 173, 253.
- ^ С Саймонс, СЛ; Кокрофт, Р.; Бетанкур, Ж.; Койкка, К. (2013). «Древнеегипетская астрономия» . Физический факультет (онлайн-база данных). Гамильтон, Онтарио : Университет Макмастера . «Таблицы диагональных звезд» .
- ^ Саймонс, С.Л. «Год звезды: годовой цикл на небе Древнего Египта» . В Стиле, Дж. М. (ред.). Календари и годы: Астрономия и время в древнем мире . Оксфорд, Великобритания: Oxbow Books. стр. 1–33. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 г.
- ^ Клагетт, Маршалл (1989). Древнеегипетская наука: календари, часы и астрономия . Американское философское общество. п. 53. ИСБН 978-0-87169-214-6 .
- ^ Нойгебауэр, О.Э. (1975). История древней математической астрономии . Биркхойзер . ISBN 3-540-06995-Х .
- ^ Руфус, В. Карл (1923). «Астрономическая система Коперника». Популярная астрономия . Том. 31. С. 510–521. Бибкод : 1923PA.....31..510R .
- ^ Климент Александрийский . Строматы . ви 4.
- ^ Нойгебауэр, О.Э. (1942). «Египетские планетарные тексты». Труды Американского философского общества . 32 (2): 237. дои : 10.2307/1005598 . JSTOR 1005598 .
- ^ Гольдштейн, Бернард Р. (1965). «Доказательства сверхновой 1006 года нашей эры». Астрономический журнал . 70 (1): 105–114. Бибкод : 1965AJ.....70..105G . дои : 10.1086/109679 .
- ^ Кинг, Дэвид А.; ван Клемпол, Коенраад; Морено, Роберто (2002). «Недавно обнаруженная испанская астролябия шестнадцатого века». Анналы науки . 59 (4): 331–362. дои : 10.1080/00033790110095813 . S2CID 144335909 .
- ^ Кинг, Дэвид А. (июнь 2004 г.). «Размышления о некоторых новых исследованиях прикладной науки в исламских обществах (8–19 вв.)». Ислам и наука .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Клагетт, Маршалл (2004). Древнеегипетская наука: Справочник . Том. Второе: календари, часы и астрономия. Американское философское общество. ISBN 0-87169-214-7 .
- Франси, Массимилиано (2010). Египетская астрономия, Введение в астрономические знания Древнего Египта . Флоренция , IT: Edarc. ISBN 978-88-86428-94-1 .
- Прискин, Дьюла (2019). «Созвездия египетских астрономических диаграмм» . Нилотский и Средиземноморский Египет . 12 : 137–180.
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с древнеегипетской астрономией, на Викискладе?
- Саймонс, СЛ; Кокрофт, Р.; Бетанкур, Ж.; Койкка, К. (2013). «Древнеегипетская астрономия» . Физический факультет (онлайн-база данных). Гамильтон, Онтарио : Университет Макмастера .