Jump to content

Портретная живопись в Древнем Египте

Бюст Нефертити XVIII династии, Новое царство.
Египетская посмертная маска XVIII династии. Лувр , Париж
Портрет Меритамуна , 19-я династия Египта.

Портретная живопись в Древнем Египте представляет собой концептуальную попытку изобразить «предмет с его собственной точки зрения, а не с точки зрения художника… чтобы передать важную информацию о самом объекте». [1] Древнеегипетское искусство было религиозным инструментом, используемым «для поддержания идеального порядка во вселенной» и замены реальной вещи или человека посредством его изображения. [2]

Художественный консерватизм на протяжении 3000 лет династической эпохи был прямым результатом идеала Маат . Модификации и инновации отдалили бы искусство от первоначального состояния совершенства, которое присутствовало во времена сотворения Вселенной. [2] Умерший «должен был рекламировать свою приверженность… Маату» и поэтому выбирал наиболее совершенный способ представить себя и исключал свои несовершенные качества. [3] В этой цивилизации «статуя человека считалась постоянным пристанищем духа этого человека и гарантировала его или ее вечную жизнь после смерти». [4] Такое идеализированное изображение умершего делало его «вечно прекрасным» и свидетельствовало о его безгрешной жизни. [3] В попытке «передать спектр (и целостность) личности умершего», а не просто физический образ, наблюдалось «нежелание показывать индивидуальные черты… потому что это противоречило изображению идеального человека». [5]

При обсуждении портретной живописи в Древнем Египте важно различать современную концепцию портретной живописи и ее древнеегипетский аналог. В западном искусстве портретная живопись отражает точное физическое сходство человека, а также его внутренние качества. Древнеегипетское искусство имело религиозные корни и функции, поэтому и результат совсем иной. Чтобы оценить древнеегипетское искусство и портретную живопись, их необходимо рассматривать отдельно и в рамках конкретного культурного контекста.

Принц Рахотеп, сын короля Снофру и брат короля Хуфу Древнего Королевства , и его жена
Статуя Рахерки и Мересанха . Рагерка изображен с реалистично выглядящей мускулатурой.
Гемием-шапка чиновника раннего Среднего царства.
Херишефхотеп - чиновник раннего Среднего царства Древнего Египта.

Идеализм, очевидный в древнеегипетском искусстве в целом и в портретной живописи в частности, использовался по собственному выбору, а не из-за отсутствия навыков или таланта. Это видно по детальному и реалистичному изображению птиц и животных. [6] Этот выбор был сделан по религиозным, политическим, магическим, этическим и социальным причинам. Что можно определить как портрет вне западной традиции? Трудно понять концепцию портретной живописи древних египтян, и поэтому, приближаясь к портретной живописи Древнего Египта, нужно попытаться игнорировать современную концепцию того, каким должен быть портрет. «Египтяне стремились к чему-то совершенно иному в своих представлениях о человеке, и нам не следует судить их по нашим собственным стандартам». [7] Поняв, почему «портреты» были сделаны в Древнем Египте, можно спорить, являются ли они настоящими портретами, особенно если рассматривать их «глазами древних». [8]

Портреты карлика Сенеба и его жены, IV династия. Сенеба Карликовость изображена реалистично, но его жена и дети изображены как архетипы.

При рассмотрении древнеегипетской портретной живописи следует иметь в виду три концепции: «изображенный человек мог выбрать конкретную форму, и для него или нее она была реальной»; «Египтянин, возможно, видел свою индивидуальность, выраженную в соответствии с Маат»; и «чувство идентичности в Древнем Египте отличалось от нашего». [9]

Считалось, что статуя передает истинную личность человека, просто имея на себе надпись имени ее владельца. Личность человека полностью обитала в нем, независимо от того, было ли какое-либо физическое или лицевое сходство. Другими факторами, способствующими дальнейшему выяснению личности человека, могут быть определенное выражение лица, физическое действие или поза или наличие определенных официальных регалий (например, писцовой палитры ). Что касается личности короля, то она определялась его различными королевскими эпитетами, а также его различными проявлениями как человека, божества или животного, а также как сфинкса. [5] Иногда определенные физические черты повторяются в статуях и рельефах одного и того же человека, но это не означает, что это портреты, а скорее проявление одного качества или аспекта. [10]

Сохранение тела умершего посредством мумификации повлияло на скульптуру гробниц, поскольку художественные объекты были созданы, чтобы способствовать дальнейшему сохранению тела для загробной жизни . Такими предметами являются апотропные амулеты, «обеспечивающие вечное существование души умершего», и «натуралистически вылепленные головы умершего - резервные головы - (которые выполняли функцию) замены на случай повреждения черепа». [11] В таком погребальном контексте статуя умершего была не просто обителью его личности, но также становилась центром подношений культа; другими словами, «изображение стало реальностью». [3] Поскольку умерший хотел, чтобы его запомнили как честного и непорочного человека, статуи ка склонны идеализировать. [11]

Египетские погребальные маски

характеристики короля Многие королевские идеальные изображения представляют собой «тип лица ... включая иконографические и стилистические детали (чтобы передать) физиогномические (а также) физические особенности с большой долей традиционной идеализации». [12] Другими словами, это идеализированные, хорошо изученные формы правящего типа, от которых порой трудно отказаться после его смерти. Таким образом, идеализированная форма умершего короля может преобладать в начале правления его преемника, пока художники не найдут новую традиционную форму для изображения нового короля. Кроме того, такое заимствование старых форм изображений также использовалось в кушитский и саитский периоды как попытка возрождения искусства. Однако иногда это была точная копия старых рельефов, вплоть до копирования точных имен и названий более старых рельефов, как в случае с рельефом « Тахарка как Сфинкс, топчущим павших врагов» и рельефом 5-й династии на Солнце. Храм в Абу Сире .

Концепция портретной живописи до сих пор обсуждается в отношении египетского искусства, а также ее современного определения. Спор возникает из-за выражения внутренних качеств, не имеющих конкретного проявления, в отличие от физического сходства, которое больше подчеркивается для облегчения идентификации субъекта. Другими словами, портретная живопись очень субъективна, поскольку это не просто фотография человека. Тем не менее на протяжении всей истории внутренняя жизнь оказывалась более важной, поскольку она является основной характеристикой личности, и предпринимались постоянные попытки дальнейшего визуального выражения столь мимолетного понятия. В результате сходство изображения и модели может быть более точным выражением такой концепции, поскольку основная идея заключается в передаче огромного спектра различных типов качеств модели, а не в механическом воспроизведении внешних особенностей. [13]

Идеализм, натурализм и реализм

[ редактировать ]

Религиозное и погребальное влияние на древнеегипетское искусство велико, поскольку оно сделано скорее утилитарным, чем эстетическим, главным образом «заказным для гробницы или храма, предназначенного для просмотра лишь немногим людям». [14] Таким образом, идеализирующая работа является пропагандистской, чтобы представить «идеальную человеческую фигуру, кульминацию всего того, что египтяне считали хорошим», поскольку религия и страх смерти и загробной жизни были господствующими силами над умами египтян, а идеализм является для них средством. для достижения желаемого счастливого конца, поскольку «это ставит под угрозу осязаемое подтверждение приверженности человека Маат и добродетели, провозглашенных в биографиях гробниц и главе 125 Книги Мертвых ». [14] Поэтому для достижения выражения «добродетельного» человека восприятие и приемы изображения художника подверглись «процессу отбора, удаления и упорядочения». [3]

Гипсовая посмертная маска

Идеализм часто используется как средство обозначения статуса. Старость является признаком мудрости и трудолюбия, как в случае с Сенусретом III , а также богатства, выраженного в полноте тела. Тем не менее старики изображаются редко, но такие работы встречаются почти в каждый период, особенно в Старом и Среднем период они могут достигать фотографического реализма царстве, а в саитский . [15] Существует большая разница между изображениями королей и королев, а также некоролевскими. Поскольку король и королева сами по себе являются одновременно и королевскими, и религиозными институтами, их можно сделать только настолько совершенными, насколько это возможно. Следовательно, используется идеализм, и с течением времени были введены нормальные тенденции. Это не обязательно относится к обычным людям или даже к высокопоставленным чиновникам: их можно реалистично и индивидуально изобразить, как в случае с бюстом Анххафа четвертой династии. [16] Последний случай представляет собой особый и уникальный случай, поскольку преобладает склонность подражать королевскому способу изображения, особенно чиновников очень высокого статуса, как в случае с Анххафом. Существует общее наблюдение: чем ниже социальный статус, тем менее идеалистическим и традиционным является представление о человеке. [17] Тем не менее, до сих пор ведутся споры о том, являются ли они настоящими портретами или идеализированными и традиционализированными. [18]

Расписная гипсовая картонная маска римского периода, около 100–120 годов нашей эры. ЕА 29476

Что касается женщин, то до Позднего периода и периода Птолемеев существовало несколько натуралистических работ женщин, и «подавляющее большинство женских изображений идеализировано». [19] В основном благородных и высокостатусных женщин сильно идеализировали, чтобы выразить свою вечную молодость, красоту и плодовитость. Это не относится к неэлитным женщинам. Последние демонстрируют большее разнообразие поз, костюмов, активности и возраста, как это видно в сценах с работающими женщинами, рынками, матерями и потомками. В таких сценах есть женщины с выпирающими животами, обвисшей грудью, глубокими носогубными складками...и т.д. что иногда приводит к уродливому и неэлегантному эффекту.

Натурализм в искусстве, точное изображение внешнего вида вещей, не обязательно является портретной живописью. Иногда его отличают (хотя использование обоих терминов весьма разнообразно) от реализма , «который представляет собой передачу качеств (внутренних и внешних) конкретного человека». [20] Однако оба избегают абстрактной природы идеализма. Это не означает, что натурализм и идеализм не могут сосуществовать, поскольку они особенно сосуществуют в королевской портретной живописи, которая традиционализирует и идеализирует некоторые избранные королем черты. Натуралистические тенденции были слегка привнесены в эпоху Старого и Среднего царств в произведениях искусства нецарских и некоторых королевских народов (XII династия: обратите внимание на Сенусерта III и Аменемхета III ), а затем, опять же, в период Амарны, как видно из неуклюжего изображения черт Эхнатона и тело, как и у некоторых Нефертити. Также обратите внимание на сходство между профилями (особенно носами) статуй или рельефов Тутмоса III и Сета I и их мумий. [21]

Однако наибольшие усилия по обеспечению натурализма, а иногда и почти жестокого веризма в царской скульптуре начались с кушитских царей 25-й династии. [22] Такие натуралистические тенденции были прямым влиянием скульптуры Среднего царства. Следовательно, возрождение, которое в основном характеризует 26-ю династию (период Саитов), началось с нубийских королей. Поскольку они нубийцы с разными физическими особенностями и чертами лица, их статуи и рельефы пытались выразить эти различия. Даже несмотря на их натуралистические тенденции и повторение черт одного и того же короля почти во всех его скульптурах (например, Тахарка ), мы не можем доказать, что они являются реалистическими произведениями, но в то же время мы не можем доказать, что это не так. [23]

Художественные рамки и покровитель

[ редактировать ]
Статуя Аменемхета III из египетской коллекции Эрмитажа.

Египетские художники и ремесленники работали в строгих рамках, продиктованных этическими, религиозными, социальными и магическими соображениями. Они не были свободны выражать свои личные симпатии и антипатии, даже не были свободны создавать то, что видели на самом деле. Скорее, они выражали пожелания покровителя. Статуя или рельеф должны были соответствовать «высокоразвитым наборам этических принципов, и задачей художника было изобразить модель как верного приверженца», но все же, учитывая развивающиеся с течением времени тенденции натурализации, можно сказать, что «что-то вроде и физическое, и внешнее, и личность человека проявились». [24]

Скульптуры короля Аменемхета III часто трудно отличить от скульптур Сенусрета III; между тем черты лица обоих были популярны среди частных скульптур. [25] Оба наблюдения еще больше укрепляют представление о художнике как о пропагандисте определенных идеологий или личных программ. [26] Например, Хатшепсут часто изображалась как царь-мужчина. Это была навязанная ей просьба по политическим причинам, чтобы узаконить ее правление как женщины (что считается признаком упадка и хаоса) и подчеркнуть ее приверженность Маату, удостоверив ее мужскую идентичность. Ее сцена божественного зачатия носит чисто пропагандистский характер. Также в период Амарны изменение стиля могло быть результатом изменения теологии и религии. [6] Изображение Эхнатона представляет собой «наиболее радикальное изменение стандартного канона… изображающее царя с удлиненной шеей, отвисшей челюстью и плотским женским телом». [27] Это сделано для того, чтобы служить новой богословской программе короля, в которой он назывался «агентом творения», и чтобы подчеркнуть его «роль андрогинного бога-творца (одновременно мужского и женского пола), отсюда и женские черты король". [6] С изменением религии не было страха изменить стандарты искусства, которые когда-то считались отклонением от совершенства. Очевидно, что и в случае с Хатшепсут, и в случае с Эхнатоном художники были вынуждены изображать то, что им говорят, а не то, что они видели, и это еще больше увеличивает путаницу в отношении степени сходства.

Историко-художественная интерпретация

[ редактировать ]

При изучении произведения искусства необходимо учитывать контекст выставленной статуи или рельефа. Находилось ли оно в самом сокровенном святилище гробницы и предназначалось для того, чтобы его видели только боги; или оно было монументальным, на первом пилоне храма и предназначалось для всеобщего обозрения? Контекст диктует цель статуи или рельефа, и поэтому покровитель просил бы разные изображения себя в каждой ситуации. [9] Более того, целевая аудитория произведения имеет большое влияние на тип представления, требуемого для произведения. Если целевой аудиторией являются судьи загробной жизни, то покровитель хотел бы максимально идеализировать себя, чтобы следовать Маат и иметь возможность вечно обитать в совершенном и молодом теле.

Портрет Яхмоса-Нефертари , великой королевской жены фараона Амоса I (ок. 1550 г. н.э.)

Однако, если бы аудиторией должны были быть массы, то политическая программа покровителя диктовала бы характер представления: король хотел бы, чтобы его изображали как можно более могущественным и богоподобным. Кроме того, некоторые частные лица, у которых были средства для заказа произведений, иногда заказывали весьма натуралистичные «портреты». Некоторые из них предпочитали изображать себя старыми и тучными, чтобы показать свою мудрость и богатство. Кто был аудиторией таких натуралистических произведений? Возможно, публика, возможно, боги, но уж точно покровители таких произведений не считали, что их нужно идеализировать, как короля.

Состояние сохранности и состояние во многом влияют на то, как мы интерпретируем и оцениваем данную работу. Это потому, что «известняковые скульптуры иногда покрывались тонким слоем штукатурки, получавшей дополнительное моделирование. Отделка (слой) явно затеняет или усиливает детали основной скульптуры». [9] Большинство натуралистических статуй встречаются с гипсовым покрытием, причем чем менее сохранилось покрытие, тем более идеализированным кажется произведение.

Кроме того, важным фактором также является состояние скульптур (найдены ли они в натуральную величину или фрагментарно). Личность человека может быть определена по определенному действию или позе, поэтому, если тело отсутствует, это означает, что отсутствует и важная информация о личности человека. «Пропавшие тела имели свои собственные признаки личности или стилистические особенности». [28]

Портреты додинастического короля Нармера (3400 г. до н. э. — 300 г. н. э.), Старое царство, Среднее царство, Новое царство, Поздний период и греко-римский период:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Брюэр и Титер, с. 194.
  2. ^ Jump up to: а б Брюэр и Титер, с. 189.
  3. ^ Jump up to: а б с д Шпанель, с. 5.
  4. ^ Брюэр и Титер, с. 189
  5. ^ Jump up to: а б Шпанель, с. 10.
  6. ^ Jump up to: а б с Брюэр и Титер, с. 206
  7. ^ Шпанель, с. 37
  8. ^ Спанель, название
  9. ^ Jump up to: а б с Шпанель, с. 21
  10. ^ Шпанель, с. 22.
  11. ^ Jump up to: а б Шпанель, с. 19.
  12. ^ Мысливейц, с. IX.
  13. ^ Шпанель, с. 3,5,11.
  14. ^ Jump up to: а б Шпанель, с. 29.
  15. ^ Рифшталь, Элизабет . «Египетский портрет старика». Журнал ближневосточных исследований. Том. 10, № 2, стр. 65–73. Апрель 1952 г. с. 60. Издательство Чикагского университета. 8 июля 2009 г. JSTOR, Американский университет в Каире. < https://www.jstor.org/stable/542256 >.
  16. ^ Данэм, Доус. «Портрет в Древнем Египте». Вестник Музея изобразительных искусств. Том 41, № 246, стр. 68–72. Декабрь 1943 г. с. 69,71. Музей изящных искусств, Бостон. 8 июля 2009 г. JSTOR, Американский университет в Каире. < https://www.jstor.org/stable/4170896 >.
  17. ^ Рифшталь, с. 60.
  18. ^ Шпанель, с. 23.
  19. ^ Шпанель, с. 25.
  20. ^ Шпанель, с. 31.
  21. ^ Шпанель, с. 2.
  22. ^ Руссманн, Эдна Р. Изображение короля в XXV династии. п. 10. Брюссель: Египетский фонд королевы Элизабет; Бруклин: Бруклинский музей, 1974. Печать.
  23. ^ Шпанель, с. 33.
  24. ^ Шпанель, с. 11
  25. ^ Шпанель, с. 14
  26. ^ Шпанель, с. 17
  27. ^ Брюэр и Титер, с. 205
  28. ^ Шпанель, с. 27

Источники

[ редактировать ]
  • Брюэр, Дуглас Дж. и Эмили Титер. Египет и египтяне . 2-й. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2007. Печать.
  • Мысливейч, Кароль. Королевский портрет XXI-XXX династий . Майнц-на-Рейне: Verlag Philipp von Zabern, 1988.
  • Спэнель, Дональд Б. Глазами древних: египетская портретная живопись . 2-й. Бирмингем, Алабама: Художественный музей Бирмингема, 1988.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89a2cb9ccab1d9702e21ed8b237040af__1715352240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/af/89a2cb9ccab1d9702e21ed8b237040af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portraiture in ancient Egypt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)