Древнеегипетская философия
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
«Древнеегипетская философия» — это термин, используемый некоторыми авторами для обозначения древнеегипетской литературы, которая, как считается, имеет философский аспект и обычно называется « литературой мудрости ». Существуют некоторые споры относительно его истинного масштаба и характера. [1]
Известные работы [ править ]
Одним из египетских деятелей, которых иногда считают ранним «философом», является Птаххотеп . [2] Он служил визирем фараона в конце 25 - начале 24 века до нашей эры. Птаххотеп известен своей работой по этике поведения, названной «Максимы Птахотепа» . Работа, которая, как полагают, была составлена его внуком Птаххотепом Тьефи , представляет собой серию из 37 писем или изречений, адресованных его сыну Ахетхотепу , в которых говорится о таких темах, как повседневное поведение и этические практики. [3] [4]
Даг Хербьёрнсруд , пишущий для Американской философской ассоциации , описывает 3200-летнюю рукопись « Бессмертие писателей », или «Будь писателем» (ок. 1200 г. до н. э.), как «замечательный пример классической египетской философии». [5] В рукописи, приписываемой писателю Иршешу, говорится:
Человек погибает; его труп обращается в прах; все его родственники возвращаются на землю. Но произведения заставляют его помнить в устах читателя. Книга действеннее хорошо построенного дома или гробницы-часовни, лучше построенной виллы или стелы в храме! [...] Они дали себе книгу как чтеца-священника, доску для письма как своего послушного сына. Учения — их мавзолея, тростниковое перо — их дитя, полирующий камень — их жена. И великие, и малые даны им в дети, ибо писатель – главный. [6]
Хербьёрнсруд пишет:
- «В 2018 году впервые реализуются проекты по переводу нескольких древнеегипетских текстов. Тем не менее, у нас уже есть широкий выбор жанров, из которых можно выбирать, чтобы изучать рукописи с философской точки зрения: многие изречения в « Учении Птаххотеп », самая ранняя сохранившаяся рукопись этого визиря пятой династии относится к XIX веку до нашей эры, в которой он также утверждает, что следует «следовать своему сердцу» « Учение Ани », написанное скромным писцом из среднего класса; в 13 веке до нашей эры, где дается совет обычному человеку в « Сатире ремесел » Хети, который пытается убедить своего сына Пепи «любить книги больше, чем свою мать», поскольку нет ничего «на земле», как существо; шедевр « Спор между человеком и его Ба » XIX века до нашей эры – в котором человек оплакивает «невзгоды жизни», а его ба (личность/душа) отвечает, что жизнь хороша, что ему следует; лучше «поразмыслить о жизни», поскольку это жалкое погребение [...] Или мы можем прочитать Аменнахт (действовал в 1170–1140 гг. до н. э.), ведущий интеллектуал писцового города Дейр-эль-Медина , в учении которого говорится, что «хорошо окончить школу, лучше, чем запах цветущего лотоса летом». [5]
Теология и космология [ править ]
Теология и космология были центральными проблемами египетской мысли. Возможно, самая ранняя форма монотеистического богословия также возникла в Египте с возникновением амарнской теологии (или атенизма) Эхнатона солнечное божество творения Атон (14 век до н. э.), которая считала, что единственным богом было описал это как «монотеистическую революцию» . Египтолог Ян Ассман , хотя оно также опиралось на предыдущие разработки египетской мысли, в частности на «Новую солнечную теологию», основанную на Амоне-Ра . [7] [8] после Амарны Эти богословские разработки также повлияли на теологию Рамессида , которая сохранила фокус на одном творческом солнечном божестве (хотя и без прямого отрицания других богов, которые теперь рассматриваются как проявления главного солнечного божества). В этот период также произошло развитие концепции ба (души) и ее отношения к богу. [8] По мнению Гольдвассера (2006), гиксосов царь Апофис (ок. 1550 г. до н.э.), возможно, был «первым, кто ввел в историю идей вариант «единого бога и никого другого», что стало первым шагом на длинном извилистом пути. монотеизма». [9]
Исторические отчеты [ править ]
В своем вымышленном рассказе о египетском персонаже Бусирисе греческий ритор Исократ (род. 436 г. до н.э.) утверждает, что:
«Кроме того, развитие практической мудрости также можно с полным основанием приписать Бусирису. Например, он следил за тем, чтобы за счет доходов от жертвоприношений жрецы приобретали богатство, а самообладание посредством очищений, предписанных законами, и досуг освобождением от опасностей боя и от всякой работы. И священники, наслаждаясь такими условиями жизни, открыли для тела помощь, которую оказывает врачебное искусство, не то, что использует опасные лекарства, но лекарства такого рода, что они так же безвредны, как повседневная пища, но по своему действию настолько полезны, что все люди согласны с тем, что египтяне - самые здоровые и долгожители среди людей, а затем для души они ввели философское обучение - занятие, имеющее силу, а не; только для того, чтобы устанавливать законы, но и для исследования природы Вселенной». [10]
Примечания и ссылки [ править ]
- ^ Хуан Хосе Кастильос, Древнеегипетская философия, РГУП 31, 2014, 29-37.
- ^ Фонтейн, Кэрол Р. «Современный взгляд на древнюю мудрость: новое наставление Птахотепа». Библейский археолог 44, вып. 3 (1981): 155–60. дои : 10.2307/3209606 .
- ^ Браудер, Энтони (1988). Вклад долины Нила в цивилизацию . Кармический институт.
- ^ Симпсон, WK, изд. Максимы Птахотепа. Лас-Вегас, Невада: Эван Блайтин, 1986.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хербьёрнсруд, Даг (17 декабря 2018 г.). «Радикальная философия Египта: забудьте Бога и семью, пишите!» . Блог АПА . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Писания Древнего Египта: будь писателем» . www.penguin.co.uk . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Найовиц, Симсон (2004). Египет, Ствол дерева, Современный обзор древней земли, Том. II . Нью-Йорк: Издательство Алгора. п. 131. ИСБН 978-0875862569 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ассманн, Ян (2004). «Богословские ответы Амарне» (PDF) . В Кнопперсе, Гэри Н.; Хирш, Антуан (ред.). Египет, Израиль и древний средиземноморский мир. Исследования в честь Дональда Б. Редфорда . Лейден/Бостон. стр. 179–191. Архивировано (PDF) из оригинала 18 мая 2020 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гольдвассер, Орли (2006). «Царь Авариса Апофис и возникновение единобожия» . В: Хронологии, изд. Э. Черни и др., вып. II, Orientalia Lovaniensia Analecta 149/II, 129–133 .
- ^ «Исократ, Бусирис, раздел 22» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 19 июня 2019 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аллен, Джеймс П. (1988). Бытие в Египте: философия древнеегипетских рассказов о сотворении мира . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский египтологический семинар, кафедра ближневосточных языков и литературы, аспирантура, Йельский университет. ISBN 9780912532141 .