Sebayt
Себайт иероглифами | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
sbꜣyt |
Себайт (египетский sbꜣyt , [1] Коптский ⲥⲃⲱ «наставление, учение») [2] — древнеегипетский термин, обозначающий жанр литературы фараонов . sbꜣyt буквально означает «учение» или «инструкции». [3] и относится к формально написанным этическим учениям, ориентированным на «истинный образ жизни». Себайт считается египетской формой мудрой литературы .
Примеры
[ редактировать ]В «Похвалении мертвых писателей» , написанном во времена Двадцатой династии Нового царства , в строфе перечислены имена писателей, прославившихся своими великими произведениями, большинство из которых являются авторами известных себайтов из Поднебесной :
Есть ли здесь кто-нибудь похожий на Хордедефа ?
Есть ли другой, подобный Имхотепу ?
Нет для нас такой семьи, как Неферти ,
и Хети, их лидер.
Напомню имя Птахемджехути.
Хахеперрасенеб .
Есть ли другой, подобный Птахотепу ?
Каждый из этих авторов (за исключением Имхотепа, ни одна из работ которого не сохранилась), включая Птахемджехути, [5] могут быть засвидетельствованы как авторы различных произведений из Поднебесной. Многие из самых ранних себайтов утверждают, что были написаны в третьем тысячелетии до нашей эры, во времена Старого царства , но сейчас общепризнано, что на самом деле они были написаны позже, начиная со Среднего царства (около 1991–1786 годов до нашей эры). Эта фиктивная атрибуция авторам более далекого прошлого, возможно, была призвана придать текстам больший авторитет.
самым известным себайтом является тот, который, как утверждается, был написан Птахотепом , визирем фараона Пятой династии Пожалуй , Джедкаре Исеси , правившего в 2388–2356 годах до нашей эры. Птахотепа Себайт часто называют «Максимами Птахотепа» или «Максимами хорошего рассуждения» (последнее представляет собой фразу, используемую в качестве самоописания в самом себайте ). [6] Учение появляется в Двенадцатой династии папирусе Приссе вместе с окончанием « Наставлений Кагемни» . [7] Другой известный себайт приписывают специалисту Четвертой династии по этике по имени Харджедеф. сохранилось лишь несколько фрагментов Из его Наставления . [8]
Два себайта приписывают самим египетским правителям. Первое из них называется « Учение царя Мерикары» , жившего в тревожный Первый переходный период (2150–2040 гг. до н. э.). В документе утверждается, что он был написан отцом Мерикары, предыдущим монархом. Однако, поскольку Мерикара и его отец были царями нестабильных периодов с Девятой по Десятую династий, о них больше почти ничего не известно, и вполне вероятно, что текст был составлен в более поздний период. [9]
Другое царское учение — « Наставления Аменемхета» . этого себайта По общему мнению, автором был Аменемхет I , основатель Двенадцатой династии, правивший в 1991–1962 годах до н.э., но, вероятно, он был составлен после его смерти. [10] Следует отметить, что Аменемхет I был первым фараоном, правившим после Первого промежуточного периода, и, таким образом, инструкции Аменемхета связаны с его попыткой консолидировать власть, прообразом которой является Пророчество Неферти , о чем упоминается в Панегирике. Таким образом, оба царственных себайта напрямую связаны с Промежуточным периодом и его последствиями.
и не приписывают фараону, Хотя учение лоялистов оно подчеркивает достоинства послушания и уважения к правителю Египта.
Себайты были долгоживущим жанром, новые композиции постоянно появлялись даже в римскую эпоху . Некоторые отдельные учения, такие как Учение Аменемхета I (написанное около 1950 г. до н.э.), непрерывно копировались и передавались на протяжении более 1500 лет.
Большинство Себайт сохранилось на свитках папируса, которые являются копиями более ранних произведений. Четыре важных образца себайта сохранились в папирусе Приссе , двух свитках папируса в Британском музее , папирусе Инсингера и Табличке Карнарвона 1 в Каире. Этот жанр имеет много общего с разумной литературой других культур и, например, сравним с Ветхозаветной Книгой Притчей , которая частично связана с Наставлением Аменемопа . [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Снид, Марк Р. (7 сентября 2015 г.). Была ли традиция мудрости: новые перспективы в израильских исследованиях мудрости . СБЛ Пресс. ISBN 9781628371017 – через Google Книги.
- ^ Грапов и Эрманн, том 4, стр. 85, 86
- ^ Еще одно значение — «наказание», ср. Грапов и Эрманн, том. 5, 288,2-289,23
- ^ «Бессмертие писателя» . www.ucl.ac.uk.
- ^ Инструкция лоялистов
- ^ Лихтхайм, стр.61 и далее.
- ^ Симпсон (1972), с. 177; Паркинсон (2002), стр. 313–315.
- ^ Лихтхайм, стр.58 и далее.
- ^ Лихтхайм, стр.97 и далее.
- ^ Лихтхайм, стр.135 и далее.
- ^ Лихтхайм, стр. 146-163.
Ссылки
[ редактировать ]- Брунер, Х. Книги мудрости египтян, Артемида, 1991.
- Лихтейм, Мириам. «Древняя египетская литература, Том II: Новое царство», University of California Press, 1976, ISBN 0-520-03615-8
- Шоу, Ян. Древний Египет , Издательство Оксфордского университета, 2004.
- Лихтхайм, Мириам , Древнеегипетская литература , Том I, 1973 г.
- Адольф Эрман , Герман Грапов , Словарь египетского языка , Берлин, 1963 г.
- Паркинсон, РБ (2002). Поэзия и культура в Среднем царстве Египте: темная сторона совершенства . Лондон: Континуум. ISBN 0-8264-5637-5 .
- Симпсон, Уильям Келли. (1972). Литература Древнего Египта: антология рассказов, инструкций и поэзии . Под редакцией Уильяма Келли Симпсона. Переводы Р. О. Фолкнера, Эдварда Ф. Венте-младшего и Уильяма Келли Симпсона. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-01482-1 .