Максимы Птахотепа
Максимы Птахотепа | |
---|---|
Созданный | в. 2363 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1847 Луксор , провинция Луксор , Египет |
Обнаружено | Эмиль д'Авенн |
«Максимы Птахотепа» или «Наставления Птахотепа» — древнеегипетское литературное произведение, написанное визирем Птахотепом около 2375–2350 годов до нашей эры, во время правления короля Джедкаре Исеси из Пятой династии. [1] Текст был обнаружен в Фивах в 1847 году египтологом М. Приссом д'Авенном . [2] Наставления Птахотепа считаются дидактической литературой мудрости, принадлежащей к жанру себайт . [3] Существует четыре экземпляра Инструкции, и единственная полная версия, Papyrus Prisse , находится в Национальной библиотеке в Париже . [4] По словам Уильяма Келли Симпсона , ученые склонны полагать, что Наставления Птахотепа были первоначально составлены во времена Среднего царства , а именно, во времена Двенадцатой династии . Самые ранние сохранившиеся копии текста были изменены, чтобы сделать их понятными египтянам Нового царства . [4] Текст представляет очень хорошую картину общих настроений того периода. [4] В «Наставлениях Птахотепа» рассматриваются различные добродетели, необходимые для хорошей жизни, а также то, как жить в соответствии с Маат , которая была важной частью египетской культуры.
Краткое содержание
[ редактировать ]По словам Симпсона, визирь Птаххотеп был пожилым человеком 96 лет, собиравшимся уйти в отставку и готовым передать свою должность. [2] Царь одобрил, что сын Птахотепа сменил его на посту визиря, но отметил, что молодые не могут родиться мудрыми и что им нужен опыт, который дает преклонный возраст. [5] Обычно визирей заменял кто-то постарше, имевший опыт, поэтому визирь Птаххотеп написал своему сыну инструкции, чтобы дать ему мудрость и советы, которых можно достичь только через опыт.
Инструкции состояли из различных тем, одной из которых было лидерство. Например, проза под номером 9,1:
Если ты руководитель, / Возьми на себя ответственность / за порученное тебе дело, / И добьешься значимых дел...
Проза 9,5 гласит:
Если ты человек авторитетный, / Будь терпелив, слушая слова просителя; / Не отпускай его, пока он полностью не освободится / От того, что он планировал / сказать тебе. [4]
Это продемонстрировало значение старения в древнеегипетском обществе и важность наличия мудрости для принятия правильных решений. Наставления Птахотепа представляли собой тексты, которые постоянно читали и копировали ученики, писцы и люди, занимавшие более высокое положение.
Целью текстов наставлений было научить молодежь жить хорошо, и их обычно писали старейшины. Основные темы, на которых фокусируется Птаххотеп, - это молчание, время, правдивость, отношения и манеры. [2] Текст помогает реконструировать социальный контекст того времени, описывая культурное пространство, в котором произведения оказали влияние. [6] Таким образом, этот текст может помочь историку проанализировать историю того периода, в который он был написан.
Паркинсон утверждал, что древние тексты следует разобрать на части, чтобы правильно понять смысл текста и определить, является ли он точным. [7] Поскольку большая часть литературы мудрости написана как поэзия, некоторые ее части могут быть правдивыми, а другие — вымышленными, чтобы привлечь читателя. Большинство мудрецов были приняты читателями за выбор слов, за элитное положение автора в обществе, а также на основе личного опыта автора. [7]
Известны четыре копии «Наставлений Птахотепа», первая копия была написана в Древнем царстве, а остальные экземпляры считались частью Среднего царства. Считалось, что Инструкции из оригинального текста пришли из Древнего Королевства, поскольку они соответствовали социальному и интеллектуальному мышлению того периода времени. [7] Первоисточником считается копия на Папирусе Приссе, датируемая двенадцатой династией. Однако существуют другие версии Двенадцатой династии и версии Нового Королевства, в которых некоторые фразы опущены, добавлены, а иногда и изменена последовательность слов. [5] Папирус Приссе содержал три литературных текста, озаглавленных «Наставление» или «Учение», и единственным полным текстом в этом папирусе было «Наставление Птахотепа». [6]
«Наставление Птахотепа» было признано большинством египтологов одним из самых сложных для перевода египетских литературных текстов. [6] Например:
Мудрого познают по мудрости его, / Чиновник при добром деле (?): сердце его в равновесии (?) с языком, губы точны, когда он говорит... [6]
Строки, после которых здесь стоят вопросительные знаки, имеют неопределенное значение и подлежат интерпретации каждым переводчиком.
Избранные отрывки
[ редактировать ]Цитаты взяты из книги Кристиана Жака « Живая мудрость Древнего Египта» . [8]
- «Велик Закон ( Маат )». (стр. 24)
- «Все поведение должно быть настолько прямым, чтобы его можно было измерить отвесом » . (стр. 27)
- «Несправедливости существует в изобилии, но зло никогда не сможет добиться успеха в долгосрочной перспективе». (стр. 32)
- «Наказывайте принципиально, учите осмысленно. Остановка зла ведет к прочному утверждению добродетели ». (стр. 32)
- «Человеческая раса никогда ничего не достигает. Делается то, что повелевает Бог». (стр. 41)
- «Те, кого Бог ведет прямым путем, не ошибаются. Те, чью лодку Он забирает, не могут переправиться». (стр. 43)
- «Следуй своему сердцу всю жизнь, не допускай превышения по отношению к предначертанному». (стр. 66)
- «Если вы усердно работаете и если на полях происходит должный рост, то это потому, что Бог вложил изобилие в ваши руки». (стр. 74)
- «Не сплетничайте в своем районе, потому что люди уважают молчаливых». (стр. 74)
- «Слушание приносит пользу слушателю». (стр. 74)
- «Если тот, кто слушает, слушает полностью, тогда тот, кто слушает, становится тем, кто понимает». (стр. 76)
- «Тот, кто слушает, становится хозяином того, что полезно». (стр. 76)
- «Слушать лучше всего, так рождается совершенная любовь». (стр. 76)
- «Бог любит того, кто слушает. Он ненавидит тех, кто не слушает». (стр. 76)
- «Что касается невежественного человека, который не слушает, он ничего не достигает. Он приравнивает знание к невежеству, бесполезное к вредному. Он делает все, что отвратительно, поэтому люди злятся на него каждый день». (стр. 77)
- «Совершенное слово сокрыто глубже драгоценных камней. Его можно найти возле слуг, работающих на жерновах». (стр. 78)
- «Говорите только тогда, когда вам есть что сказать». (стр. 79)
- «Что касается тебя, научи своего ученика словам традиции. Пусть он послужит образцом для детей великих, чтобы они могли найти в нем понимание и справедливость каждого сердца, которое говорит с ним, поскольку человек не рождается мудрым. ." (стр. 85)
- «Женщина со счастливым сердцем приносит равновесие». (стр. 107)
- «Люби свою жену страстно». (стр. 107)
- «Что касается тех, кто в конечном итоге постоянно испытывает вожделение к женщинам, ни один из их планов не увенчается успехом». (стр. 108)
- «Как чудесен сын, который слушается своего отца!» (стр. 112)
- «Как счастлив тот, о ком сказано: «Сын добр, когда умеет слушать»» (с. 112).
- «Не вините бездетных, не критикуйте их за отсутствие детей и не хвалитесь тем, что сами их имеете». (стр. 113)
- «Пусть ваше сердце никогда не будет тщеславным из-за того, что вы знаете. Принимайте советы как от невежественных, так и от мудрых...» (с. 119)
- «Итак, не полагайся на сердце твое на накопление богатства, ибо все, что имеешь, есть дар Божий». (стр. 126)
- «Подумайте о том, чтобы жить в мире с тем, что у вас есть, и все, что Боги захотят дать, придет само собой». (стр. 127)
- «Не повторяйте клеветнического слуха, не слушайте его». (стр. 139)
- «Тот, у кого великое сердце, имеет дар от Бога. Кто повинуется своему желудку, тот повинуется врагу». (стр. 140)
- «Те, кого[м] направляют Боги, не могут заблудиться. Те, кому они запрещают проход, не смогут пересечь реку жизни». (стр. 143)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фонтейн, Кэрол Р. «Современный взгляд на древнюю мудрость: новое наставление Птахотепа». Библейский археолог 44, вып. 3 (1981): 155–60. дои: 10.2307/3209606.
- ^ Перейти обратно: а б с Симпсон, В.К., изд. Максимы Птахотепа. Лас-Вегас, Невада: Эван Блайтин, 1986.
- ^ Лихтхайм, Мириам 1996. Дидактическая литература. Лоприено, Антонио (ред.), Древнеегипетская литература, 243–262. Лейден; Нью-Йорк; Кельн: Э.Дж. Брилл.
- ^ Перейти обратно: а б с д Симпсон, Уильям Келли. Литература Древнего Египта: антология рассказов, инструкций, стел, автобиографий и поэзии. Нью-Хейвен, США: Издательство Йельского университета, 2003. По состоянию на 28 января 2017 г. Электронная библиотека ProQuest.
- ^ Перейти обратно: а б Квирк, Стивен 2004. Египетская литература 1800 г. до н.э.: вопросы и чтение. Египтология 2. Лондон: Золотой дом.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаген, Фредрик 2012 Древнеегипетский литературный текст в контексте: наставления Птахотепа. Orientalia Lovaniensia Analecta 218. Левен; Париж; Уолпол, Массачусетс: Питерс; Кафедра востоковедения.
- ^ Перейти обратно: а б с Паркинсон, Р.Б. 1991. Учения, беседы и сказки из Поднебесной. В Квирке, Стивен (ред.), Исследования Среднего Царства, 91–122. Нью-Малден: SIA
- ^ Кристиан Жак , Живая мудрость Древнего Египта , Саймон и Шустер, 1999, ISBN 0-671-02219-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с Птахотепом , в Wikiquote
- Переведенный текст (английский)