Jump to content

Максимы Птахотепа

Максимы Птахотепа
Папирус Приссе , рукопись «Египетский 187», строки 75-123 «Максим Птахотепа». Национальная библиотека Франции .
Созданный в. 2363 г. до н.э.
Обнаруженный 1847
Луксор , провинция Луксор , Египет
Обнаружено Эмиль д'Авенн

«Максимы Птахотепа» или «Наставления Птахотепа» древнеегипетское литературное произведение, написанное визирем Птахотепом около 2375–2350 годов до нашей эры, во время правления короля Джедкаре Исеси из Пятой династии. [1] Текст был обнаружен в Фивах в 1847 году египтологом М. Приссом д'Авенном . [2] Наставления Птахотепа считаются дидактической литературой мудрости, принадлежащей к жанру себайт . [3] Существует четыре экземпляра Инструкции, и единственная полная версия, Papyrus Prisse , находится в Национальной библиотеке в Париже . [4] По словам Уильяма Келли Симпсона , ученые склонны полагать, что Наставления Птахотепа были первоначально составлены во времена Среднего царства , а именно, во времена Двенадцатой династии . Самые ранние сохранившиеся копии текста были изменены, чтобы сделать их понятными египтянам Нового царства . [4] Текст представляет очень хорошую картину общих настроений того периода. [4] В «Наставлениях Птахотепа» рассматриваются различные добродетели, необходимые для хорошей жизни, а также то, как жить в соответствии с Маат , которая была важной частью египетской культуры.

Краткое содержание

[ редактировать ]

По словам Симпсона, визирь Птаххотеп был пожилым человеком 96 лет, собиравшимся уйти в отставку и готовым передать свою должность. [2] Царь одобрил, что сын Птахотепа сменил его на посту визиря, но отметил, что молодые не могут родиться мудрыми и что им нужен опыт, который дает преклонный возраст. [5] Обычно визирей заменял кто-то постарше, имевший опыт, поэтому визирь Птаххотеп написал своему сыну инструкции, чтобы дать ему мудрость и советы, которых можно достичь только через опыт.

Инструкции состояли из различных тем, одной из которых было лидерство. Например, проза под номером 9,1:

Если ты руководитель, / Возьми на себя ответственность / за порученное тебе дело, / И добьешься значимых дел...

Проза 9,5 гласит:

Если ты человек авторитетный, / Будь терпелив, слушая слова просителя; / Не отпускай его, пока он полностью не освободится / От того, что он планировал / сказать тебе. [4]

Это продемонстрировало значение старения в древнеегипетском обществе и важность наличия мудрости для принятия правильных решений. Наставления Птахотепа представляли собой тексты, которые постоянно читали и копировали ученики, писцы и люди, занимавшие более высокое положение.

Целью текстов наставлений было научить молодежь жить хорошо, и их обычно писали старейшины. Основные темы, на которых фокусируется Птаххотеп, - это молчание, время, правдивость, отношения и манеры. [2] Текст помогает реконструировать социальный контекст того времени, описывая культурное пространство, в котором произведения оказали влияние. [6] Таким образом, этот текст может помочь историку проанализировать историю того периода, в который он был написан.

Паркинсон утверждал, что древние тексты следует разобрать на части, чтобы правильно понять смысл текста и определить, является ли он точным. [7] Поскольку большая часть литературы мудрости написана как поэзия, некоторые ее части могут быть правдивыми, а другие — вымышленными, чтобы привлечь читателя. Большинство мудрецов были приняты читателями за выбор слов, за элитное положение автора в обществе, а также на основе личного опыта автора. [7]

Известны четыре копии «Наставлений Птахотепа», первая копия была написана в Древнем царстве, а остальные экземпляры считались частью Среднего царства. Считалось, что Инструкции из оригинального текста пришли из Древнего Королевства, поскольку они соответствовали социальному и интеллектуальному мышлению того периода времени. [7] Первоисточником считается копия на Папирусе Приссе, датируемая двенадцатой династией. Однако существуют другие версии Двенадцатой династии и версии Нового Королевства, в которых некоторые фразы опущены, добавлены, а иногда и изменена последовательность слов. [5] Папирус Приссе содержал три литературных текста, озаглавленных «Наставление» или «Учение», и единственным полным текстом в этом папирусе было «Наставление Птахотепа». [6]

«Наставление Птахотепа» было признано большинством египтологов одним из самых сложных для перевода египетских литературных текстов. [6] Например:

Мудрого познают по мудрости его, / Чиновник при добром деле (?): сердце его в равновесии (?) с языком, губы точны, когда он говорит... [6]

Строки, после которых здесь стоят вопросительные знаки, имеют неопределенное значение и подлежат интерпретации каждым переводчиком.

Избранные отрывки

[ редактировать ]

Цитаты взяты из книги Кристиана Жака « Живая мудрость Древнего Египта» . [8]

  • «Велик Закон ( Маат )». (стр. 24)
  • «Все поведение должно быть настолько прямым, чтобы его можно было измерить отвесом » . (стр. 27)
  • «Несправедливости существует в изобилии, но зло никогда не сможет добиться успеха в долгосрочной перспективе». (стр. 32)
  • «Наказывайте принципиально, учите осмысленно. Остановка зла ведет к прочному утверждению добродетели ». (стр. 32)
  • «Человеческая раса никогда ничего не достигает. Делается то, что повелевает Бог». (стр. 41)
  • «Те, кого Бог ведет прямым путем, не ошибаются. Те, чью лодку Он забирает, не могут переправиться». (стр. 43)
  • «Следуй своему сердцу всю жизнь, не допускай превышения по отношению к предначертанному». (стр. 66)
  • «Если вы усердно работаете и если на полях происходит должный рост, то это потому, что Бог вложил изобилие в ваши руки». (стр. 74)
  • «Не сплетничайте в своем районе, потому что люди уважают молчаливых». (стр. 74)
  • «Слушание приносит пользу слушателю». (стр. 74)
  • «Если тот, кто слушает, слушает полностью, тогда тот, кто слушает, становится тем, кто понимает». (стр. 76)
  • «Тот, кто слушает, становится хозяином того, что полезно». (стр. 76)
  • «Слушать лучше всего, так рождается совершенная любовь». (стр. 76)
  • «Бог любит того, кто слушает. Он ненавидит тех, кто не слушает». (стр. 76)
  • «Что касается невежественного человека, который не слушает, он ничего не достигает. Он приравнивает знание к невежеству, бесполезное к вредному. Он делает все, что отвратительно, поэтому люди злятся на него каждый день». (стр. 77)
  • «Совершенное слово сокрыто глубже драгоценных камней. Его можно найти возле слуг, работающих на жерновах». (стр. 78)
  • «Говорите только тогда, когда вам есть что сказать». (стр. 79)
  • «Что касается тебя, научи своего ученика словам традиции. Пусть он послужит образцом для детей великих, чтобы они могли найти в нем понимание и справедливость каждого сердца, которое говорит с ним, поскольку человек не рождается мудрым. ." (стр. 85)
  • «Женщина со счастливым сердцем приносит равновесие». (стр. 107)
  • «Люби свою жену страстно». (стр. 107)
  • «Что касается тех, кто в конечном итоге постоянно испытывает вожделение к женщинам, ни один из их планов не увенчается успехом». (стр. 108)
  • «Как чудесен сын, который слушается своего отца!» (стр. 112)
  • «Как счастлив тот, о ком сказано: «Сын добр, когда умеет слушать»» (с. 112).
  • «Не вините бездетных, не критикуйте их за отсутствие детей и не хвалитесь тем, что сами их имеете». (стр. 113)
  • «Пусть ваше сердце никогда не будет тщеславным из-за того, что вы знаете. Принимайте советы как от невежественных, так и от мудрых...» (с. 119)
  • «Итак, не полагайся на сердце твое на накопление богатства, ибо все, что имеешь, есть дар Божий». (стр. 126)
  • «Подумайте о том, чтобы жить в мире с тем, что у вас есть, и все, что Боги захотят дать, придет само собой». (стр. 127)
  • «Не повторяйте клеветнического слуха, не слушайте его». (стр. 139)
  • «Тот, у кого великое сердце, имеет дар от Бога. Кто повинуется своему желудку, тот повинуется врагу». (стр. 140)
  • «Те, кого[м] направляют Боги, не могут заблудиться. Те, кому они запрещают проход, не смогут пересечь реку жизни». (стр. 143)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фонтейн, Кэрол Р. «Современный взгляд на древнюю мудрость: новое наставление Птахотепа». Библейский археолог 44, вып. 3 (1981): 155–60. дои: 10.2307/3209606.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Симпсон, В.К., изд. Максимы Птахотепа. Лас-Вегас, Невада: Эван Блайтин, 1986.
  3. ^ Лихтхайм, Мириам 1996. Дидактическая литература. Лоприено, Антонио (ред.), Древнеегипетская литература, 243–262. Лейден; Нью-Йорк; Кельн: Э.Дж. Брилл.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Симпсон, Уильям Келли. Литература Древнего Египта: антология рассказов, инструкций, стел, автобиографий и поэзии. Нью-Хейвен, США: Издательство Йельского университета, 2003. По состоянию на 28 января 2017 г. Электронная библиотека ProQuest.
  5. ^ Перейти обратно: а б Квирк, Стивен 2004. Египетская литература 1800 г. до н.э.: вопросы и чтение. Египтология 2. Лондон: Золотой дом.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Хаген, Фредрик 2012 Древнеегипетский литературный текст в контексте: наставления Птахотепа. Orientalia Lovaniensia Analecta 218. Левен; Париж; Уолпол, Массачусетс: Питерс; Кафедра востоковедения.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Паркинсон, Р.Б. 1991. Учения, беседы и сказки из Поднебесной. В Квирке, Стивен (ред.), Исследования Среднего Царства, 91–122. Нью-Малден: SIA
  8. ^ Кристиан Жак , Живая мудрость Древнего Египта , Саймон и Шустер, 1999, ISBN   0-671-02219-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21d04d83f9bdca9c492fcba23616cadb__1716663900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/db/21d04d83f9bdca9c492fcba23616cadb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Maxims of Ptahhotep - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)