Jump to content

Привычки Джедкаре

Джедкаре Исеси (известный по -гречески как Танчерес ) был фараоном , восьмым и предпоследним правителем Пятой династии Египта в конце 25-го века — середине 24-го века до нашей эры , во времена Старого царства . Джедкаре сменил Менкаухора Кайу , а его, в свою очередь, сменил Унас . Его отношения с обоими этими фараонами остаются неопределенными, хотя часто предполагается, что Унас был сыном Джедкаре из-за плавного перехода между ними.

Джедкаре, вероятно, правил более 40 лет, что ознаменовало новый период в истории Старого Королевства. Нарушая традицию, которой следовали его предшественники со времен Усеркафа , Джедкаре не построил храм богу солнца Ра , что, возможно, отражает восхождение Осириса в египетском пантеоне . Что еще более важно, Джедкаре провел комплексные реформы египетской государственной администрации, первые с момента создания системы ранговых должностей. Он также реорганизовал погребальные культы своих предков, захороненных в некрополе Абусир , и реформировал соответствующее жречество .

Джедкаре организовал экспедиции на Синай за медью и бирюзой , в Нубию за золотом и диоритом и в легендарную страну Пунт за благовониями . В одной из таких экспедиций произошел, возможно, самый ранний зарегистрированный случай оракулов предсказания , предпринятый для обеспечения успеха экспедиции. Слово «Нуб», означающее золото, для обозначения Нубии, впервые упоминается во время правления Джедкаре. Под его правлением Египет также поддерживал торговые отношения с левантийским побережьем и совершал карательные набеги на Ханаан . В частности, одно из самых ранних изображений сцены сражения или осады было найдено в гробнице одного из подданных Джедкаре.

Считается, что Джедкаре был похоронен в пирамиде в Саккаре под названием Нефер Джедкаре («Джедкаре совершенен»), которая сейчас разрушена из-за кражи камня из ее внешней оболочки в древности. При раскопках в 1940-х годах погребальная камера содержала мумифицированные останки скелетов, предположительно принадлежавшие Джедкаре. Исследование мумии показало, что человек умер в возрасте пятидесяти лет. Ключом к идентичности останков стало сравнение скелета и группы крови с останками двух женщин, предположительно дочерей Джедкаре, похороненных на соседнем Южном кладбище под названием Абусир. Радиоуглеродное датирование, проведенное по результатам воздействия трех человек, выявило общий диапазон 2886–2507 гг. До н.э., что примерно на 160–390 лет старше принятой хронологии 5-й династии. [17]

После его смерти Джедкаре стал объектом культа, продолжавшегося по крайней мере до конца Древнего Королевства. Похоже, он пользовался особым уважением в середине Шестой династии , фараоны которой щедро жертвовали его культу. Археологические данные свидетельствуют о продолжающемся существовании этого погребального культа на протяжении гораздо более позднего Нового царства (ок. 1550–1077 до н. э.). Древние египтяне также помнили Джедкаре как фараона визиря Птахотепа , предполагаемого автора «Максим Птахотепа» , одного из самых ранних произведений философской мудрой литературы .

Реформы, осуществленные Джедкаре, в целом оцениваются негативно в современной египтологии , поскольку его политика децентрализации создала фактическую феодальную систему, которая передала большую власть высшей и провинциальной администрации. Некоторые египтологи, такие как Нагиб Канавати, утверждают, что это во многом способствовало распаду египетского государства в первый промежуточный период , ок. 200 лет спустя. Эти выводы отвергает Найджел Струдвик, который говорит, что, несмотря на реформы Джедкаре, древнеегипетские чиновники никогда не накопили достаточно власти, чтобы соперничать с властью короля.

Сертификаты

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]

Джедкаре хорошо засвидетельствован в источниках, относящихся к периоду его правления. [примечание 2] В Гизе были обнаружены гробницы многих его придворных и членов семьи. [примечание 3] Саккара и Абусир . [25] Они дают представление об административных реформах, которые Джедкаре провел во время своего правления, а в некоторых случаях даже записывают письма, которые король отправлял своим чиновникам. [26] [27] Эти письма, начертанные на стенах гробниц, обычно представляют собой королевские похвалы владельцу гробницы. [28]

Еще одним важным источником информации о Египте времен правления Джедкаре являются папирусы Абусира . Это административные документы, охватывающие период в 24 года. [29] во время правления Джедкаре; они были обнаружены в погребальных храмах фараонов Нефериркаре Какаи , Неферефре и царицы Хенткаус II . [30] Помимо этих текстов, самые ранние письма на папирусе, сохранившиеся до наших дней, также относятся к периоду правления Джедкаре и касаются административных или частных вопросов. [29]

Исторические источники

[ редактировать ]

Джедкаре упоминается в четырех списках древнеегипетских царей, все из которых относятся к Новому царству . [31] Самым ранним из них является список царей Карнака , относящийся ко времени правления Тутмоса III (1479–1425 до н.э.), где Джедкаре упоминается в пятой записи. Джедкаре Преномен занимает 32-ю запись в « Списке царей Абидоса» , который был написан во времена правления Сети I (1290–1279 до н. э.). Джедкаре также присутствует на Табличке Саккара (31-я запись). [14] где он указан под именем «Мааткаре», вероятно, из-за ошибки переписчика. [32] Преномен Джедкаре дается как «Джед» в Туринском каноне (третий столбец, 24-я строка). [31] вероятно, из-за пробела в оригинальном документе, с которого был скопирован канон во время правления Рамзеса II (1279–1213 до н. э.). [32] Туринский канон приписывает Джедкаре 28 лет правления. [2] [32] [33]

Помимо этих источников, Джедкаре упоминается на папирусе Приссе, датируемом 12-й династией ( ок. 1990–1800 гг. до н.э.). [34] В папирусе записаны «Максимы Птахотепа» Джедкаре и дан номен «Исеси», обозначающий фараона, которому служили предполагаемые авторы максим, визирь Птаххотеп . [35] Джедкаре, вероятно, также упоминался в «Эгиптиаке» , истории Египта, написанной в III веке до нашей эры во время правления Птолемея II (283–246 до н. э.) египетским жрецом Манефоном . Никакие копии « Эгиптиаки» не сохранились до наших дней, и она известна нам только благодаря более поздним сочинениям Секста Юлия Африканского и Евсевия . Африканский сообщает, что фараон Танчерес ( древнегреческий Τανχέρης) правил 44 года как восьмой и предпоследний царь Пятой династии. [36] Учитывая его положение в династии, Танчерес считается его эллинизированным именем. [31]

Родители

[ редактировать ]
Исеси-анх, изображенный на его ложной двери . стеле [37]

Происхождение Джедкаре неизвестно; его отношения с его предшественниками Менкаухором Кайу и Ньюсерре Ини . в частности, невозможно установить [38] Обычно считается, что Джедкаре был сыном Менкаухора Кайу, но вместо этого эти двое могли быть братьями и сыновьями Нюсерре Ини. [39] Другая гипотеза предполагает, что Джедкаре и Менкаухор могли быть двоюродными братьями. [39] будучи сыновьями Ньюсерре и Неферефр соответственно. [40] Личность матери Джедкаре также неизвестна. [38]

Главную жену Джедкаре звали Сетибхор . Эта важная королева-супруга, имя которой было потеряно, но найдено в 2019 году, была владелицей большого комплекса пирамид, расположенного к северо-востоку от пирамиды Джедкаре в Саккаре. [41] Это могло указывать на то, что она была матерью преемника Джедкаре Унаса . [2] или что Джедкаре был обязан ей троном. [42] [43] Об очень высоком статусе этой королевы свидетельствуют некоторые особенности ее погребального комплекса, которые в остальном предназначены только для королей: [44] у ее пирамиды есть собственная пирамида-спутник, есть дамба, ведущая от храма в долине к заупокойному храму, посвященному культу царицы, и она имеет вестибюль , открытый двор и квадратную прихожую. [43] [45] Кроме того, некоторые рельефы, изображающие королеву, были переработаны, добавлены королевские знаки отличия и добавлены стервятники над ее головой. [46] Поскольку строительство пирамиды царицы, очевидно, было предпринято после планирования пирамиды Джедкаре и ее рельеф был переработан, египтолог Клаус Баер предполагает, что эта царица могла править после смерти Джедкаре, сыграв важную роль в его преемственности. Это отвергается другими египтологами, такими как Мишель Бод , из-за отсутствия доказательств регентства или междуцарствия между Джедкаре и Унасом. [47]

Египтолог Вильфрид Зайпель предположил, что эта пирамида изначально предназначалась для царицы Мересанх IV , которую он и Вернер считают женой Джедкаре. Сейпель утверждает, что Мересанх наконец похоронили в мастабе меньшего размера на севере Саккары после того, как она впала в немилость. [48] Альтернативно, Эйдан Додсон и Дайан Хилтон предположили, что она была женой предыдущего короля Менкаухора Кайу. [49]

Деревянные статуи Кехеретнебти и на заднем плане Несеркаухора, сейчас находятся в музее Напрстека.

Достоверно идентифицирован только один сын Джедкаре, Несеркаухор . [50] который носил титул «старшего любимого сына короля в его теле». [примечание 4] [51] [52] Несеркаухор также носил титул Ири-пат , что указывало на то, что он был важным членом царского двора, а также жреческий титул «Величайший из пяти в храме Тота », что позволяет предположить, что он, возможно, был визирем. [51] или имели аналогичные занятия. [52]

Как и Несеркаухор, есть косвенные свидетельства того, что князья Раемка [примечание 5] и Кемтьенент [примечание 6] [56] сыновья Джедкаре [57] [58] [59] на основе датировки и общего расположения их гробниц в Саккаре. Например, в гробнице Кемтьенента упоминается визирь Рашепсес, служивший во времена правления Джедкаре. [60] [61] Раемка также носил титул «сын короля своего тела», [53] почти исключительно предназначено для истинных принцев королевской крови. [примечание 7] Расположение гробниц Раемки и Кемтьенента заставило некоторых египтологов предположить, что оба принца - сыновья. [58] неподалеку похоронена королева Мересанх IV, которая, таким образом, станет одной из жен Джедкаре. Эти выводы оспариваются, в частности, в случае с Кемтьенентом, чей титул «сына короля», возможно, был чисто почетным. [62]

Высокопоставленный чиновник по имени Исеси-анх мог быть еще одним сыном Джедкаре, о чем свидетельствует его имя, означающее «Исеси жив». [49] Тем не менее, сходство в названиях и расположении гробниц [примечание 8] Исеси-анха и Кемтьенента побудили египтологов предположить, что вместо этого они могли быть братьями и сыновьями Мересанха IV, [64] или что первый является сыном второго. [65] Несмотря на то, что Исеси-анх носил титул «сына короля», египтологи Мишель Бод и Беттина Шмитц утверждают, что это происхождение было фиктивным и представляло собой всего лишь почетный титул. [66] [67]

Наконец, считается, что преемником Джедкаре Унасом был его сын. [2] несмотря на полное отсутствие доказательств по данному вопросу. [68] Основным аргументом в пользу этого происхождения является то, что переход от Джедкаре к Унасу, по-видимому, был плавным. [69] о чем косвенно свидетельствуют, например, папирусы Абусира. [70] Косвенным свидетельством также являются рельефы дамбы Унаса, на которых изображены многие официальные лица, носящие имена, включающие в себя слово «Исеси», что позволяет предположить, по крайней мере, что Унас не воспринимал Джедкаре как антагониста. [71] [72] [73]

Несколько дочерей Джедкаре были идентифицированы по титулу «дочери короля его тела» и общей дате их могилы. К ним относятся Кехеретнебти , [примечание 9] [49] происхождение которой ясно обозначено ее другим титулом «Возлюбленная Исеси», [74] Мерет-Исеси , [примечание 10] [49] Хеджетнебу , [примечание 11] [75] [49] и Небтемнефер . [примечание 12] [49] Менее достоверным является происхождение Кентхауса, жены визиря Сенеджемиба Мехи , носившего титул «дочери короля его тела». [76] [77] Спорный вопрос, указывает ли этот титул на истинное происхождение или он только почетный. [77] [78]

Хронология

[ редактировать ]
Алебастровая ваза с надписью, посвященной первому фестивалю «Сед» в Джедкаре, Лувр. [примечание 13] [81]

Относительное хронологическое положение Джедкаре как восьмого и предпоследнего правителя Пятой династии, сменившего Менкаухора Кайу и предшествующего Унасу на троне, хорошо установлено историческими источниками и подтверждено археологическими данными. [82]

Продолжительность правления Джедкаре гораздо менее определена. Время пребывания Джедкаре на троне хорошо задокументировано папирусами Абусира, многочисленными королевскими печатями и современными надписями; в совокупности они указывают на довольно продолжительное правление этого короля. [примечание 14] [85] Хотя Туринский канон приписывает ему 28 лет правления, есть прямые свидетельства еще более длительного правления. Было обнаружено несколько артефактов и надписей, касающихся омоложения Джедкаре или фестиваля «Сед» , который обычно отмечается только после 30 лет правления. Например, гробница одного из визирей Джедкаре, Сенеджемиба Инти , повествует о строительных работах, проведенных в год 16-й учёта скота в рамках подготовки к праздничным церемониям. Алебастровая ваза теперь выставлена ​​в Лувре. [примечание 15] имеет надпись, посвященную первому празднику Джедкаре сед, что, по всей вероятности, указывает на то, что он правил на троне после 30-летнего возраста. [79]

Было обнаружено, что один из папирусов Абусира датирован «годом 22-го графа, IV 12-м днем ​​Ахета », что соответствует последней известной дате Джедкаре. [примечание 16] [88] Эта дата могла соответствовать любому времени от 32-го года правления Джедкаре до 44-го года его пребывания на престоле, в зависимости от того, проводился ли подсчет скота раз в два года или раз в полтора года. Более высокая оценка близка к цифре Манефона за 44 года, приписываемой Танчересу. [89] эллинизированное название Джедкаре, хотя это может быть просто совпадением. [90] Таким образом, по современным оценкам, продолжительность правления Джедкаре определенно превышала 33 года, а, если учет скота проводился регулярно раз в два года, по крайней мере, от 42 до 44 лет. [90] Это делает Джедкаре самым долгоправящим королем Пятой династии. [12]

Царствование

[ редактировать ]
Статуя Джедкаре из храма Осириса в Абидосе [91]

Правление Джедкаре ознаменовало новый период в истории Старого Королевства. [92] [93] Во-первых, он не построил храм Солнца , как это сделали его предшественники со времен Усеркафа , примерно 80 лет назад. [примечание 17] [94] [95] Это может быть результатом возросшей известности Осириса по сравнению с богом Солнца Ра в конце Пятой династии. [1] [96] [97] [98] Возвышение Осириса соответствует изменениям в роли царя по отношению к более широкому египетскому обществу. В частности, король теряет роль единственного гаранта загробной жизни, которая теперь становится доступной за пределами непосредственного королевского круга. Эти изменения демифологизируют положение короля и, как пишет египтолог Ганс Гедике, делают его полностью человеком, но при этом социально доминирующим. [99] Важность культа Осириса становится очевидной, когда Тексты пирамиды Унаса . несколько десятилетий спустя были написаны [96] [100] В этом контексте, пожалуй, примечательно, что единственный [101] Известная статуя Джедкаре была обнаружена в руинах храма Осириса в Абидосе . [91] Еще одно проявление ветра перемен [102] во время пребывания Джедкаре на престоле является подтверждением переноса царского некрополя из Абусира, где он находился со времен правления Сахуре , в Саккару, где Менкаухор Кайу, Джедкаре и его преемник Унас построили свои пирамиды. К моменту воцарения Менкаухара Абусир мог быть переполнен. [103] и столица, возможно, была перенесена на юг, в Саккару, вместе с царским некрополем примерно в то же время. [104] Закрытие Абусира как царского некрополя и прекращение строительства храма Солнца, возможно, связаны между собой, учитывая тесную связь между ними со времен правления Усеркафа. [105]

Внутренние реформы

[ редактировать ]
Две статуи Птахотепа, визиря времен правления Джедкаре. [106]

Во время своего правления Джедкаре провел значительные реформы государственного управления и духовенства, в частности, в отношении погребальных культов. [107] в некрополе Абусир. [примечание 18] [108] Об этой эволюции свидетельствуют изменения в жреческих титулах и, шире, в системе ранговых званий высших чиновников, которая была модифицирована впервые за время своего существования. [94] Например, было реорганизовано жречество царских пирамид, [1] при этом Джедкаре, возможно, изменит титулы и функции священников с «жреца короля» на «жреца пирамиды», [109] хотя это изменение могло произойти и раньше, при Ньюсерре Ини. [110] Принцы королевской крови снова могли иметь административные титулы. [примечание 19] прерогатива, которую они потеряли в начале Пятой династии. [94] При этом визири теперь могли носить престижные титулы Иры-пат. [93] и Хати-а [111] и, как «надзиратель за королевскими писцами», стал главой писцовой администрации. [112] По крайней мере, один визирь, Сешемнефер III , даже носил титул «сын короля», один из самых выдающихся титулов того времени, который обычно принадлежал принцам королевской крови. Однако ни отец Сешемнефера III, ни его мать, похоже, не принадлежали к царской семье. [113] В период правления Джедкаре до правления Тети визири, кроме того, отвечали за вооружение государства, как для военных, так и для других целей. [113] После реформ, предпринятых Джедкаре, на посту одновременно будут находиться три визиря: [114] два в районе Мемфита и один южный, «правитель Верхнего Египта», [94] с местом в Абидосе. [1] [2] Всего за время правления Джедкаре было назначено шесть визирей. [примечание 20] [106]

Чиновники более низкого ранга потеряли власть в конце Пятой династии и часто ограничивались обладанием только одним высоким титулом. [114] отход от предыдущего периода. [94] Такие функции, как «надзиратель за зернохранилищем» и «надзиратель за сокровищницей», исчезают из записей где-то между правлением Джедкаре и правлением Тети . [94] в то время как люди более низкого статуса стали главой законной администрации. [112] Следовательно, визири сосредоточили больше власти, чем раньше, а нижние эшелоны государственного управления были сокращены. [112] В то же время размер провинциальной администрации был увеличен, а также она стала более автономной от центрального правительства. [2] В частности, номархи несли ответственность в своих провинциях за выполнение работ, до сих пор проводившихся мемфисскими чиновниками. [112]

Строительная деятельность

[ редактировать ]

Основной строительной деятельностью, предпринятой во время правления Джедкаре, было строительство его комплекса пирамид в Саккаре. Джедкаре также либо завершил, либо провел реставрационные работы в погребальном комплексе Нюсерре Ини в Абусире, о чем свидетельствует ныне поврежденная надпись: [115] который должен содержать подробную информацию о деятельности Джедкаре на сайте. [примечание 21] [116] Дальнейшие строительные работы проводились в Абусире во второй половине правления Джедкаре после любопытного события. [117] решение членов королевской семьи быть похороненными здесь, а не рядом с пирамидой Джедкаре в Саккаре. Таким образом, была построена группа мастаб для царевны Кехеретнебти и ее дочери Тисетор, царевны Хеджетнебу, придворных Мернефу и Иду, похороненного со своей женой Хенит, и принца Несеркаухора. [103] [117]

Джедкаре также предпринял строительные работы в связи со своим фестивалем «Сед», о чем свидетельствует указ, который он отправил своему визирю Сенеджемибу Инти в год 16-го пересчета скота. [118] хваля его за работу. [119] В указе упоминается строительство широкого прямоугольного суда. [120] или искусственное озеро [121] [122] для юбилея царя, длиной около 1000 локтей и шириной 400 локтей, [119] на сумму с. 525 м × 231 м (1722 × 758 футов). [123] [124] Двор располагался на территории дворца, построенного для церемоний фестиваля «Сед», который, вероятно, располагался неподалеку от его пирамиды. [примечание 22] [124] В другом указе, адресованном Сенеджемибу Инти и позже начертанном на стенах его мастабы, записано украшение часовни Хатор во дворце короля. Эта часовня, скорее всего, была построена во время его правления. [129]

Джедкаре, возможно, оставил некоторые из своих памятников незавершенными после своей смерти, о чем свидетельствуют несколько рельефных блоков с его именем, которые были найдены повторно использованными в пирамиде короля Унаса. Их первоначальная установка остается неизвестной. [130] Повторно использованный гранитный блок с именем короля был также найден у пирамиды Аменемхета I в Лиште . [131]

Деятельность за пределами Египта

[ редактировать ]
Рисунок Карла Ричарда Лепсиуса рельефа Джедкаре, Вади Магхара [132]

Экспедиции в шахты и карьеры

[ редактировать ]

Три или четыре [примечание 23] наскальные надписи, относящиеся к периоду правления Джедкаре, были найдены в Вади-Магаре на Синае, где рудники меди и полудрагоценных камней разрабатывались по всему Старому царству, с Четвертой по Шестую династию . [134] В этих надписях зафиксированы три экспедиции, отправленные на поиски бирюзы : самая ранняя, датированная третьим [135] или четвертый [136] подсчет скота , возможно, соответствующий шестому или восьмому году правления Дейдкаре, явно напоминает о прибытии горняков на «бирюзовые холмы». [примечание 24] после того, как ему была дана «божественная власть находить полудрагоценные камни в письме самого бога, [как было установлено] на широком дворе храма Нехенре ». [135] [136] Это предложение может указывать на самую раннюю известную запись о предсказании оракула, предпринятого для обеспечения успеха экспедиции перед ее отъездом, поскольку Нехенре был храмом Солнца в Усеркафе. [136] Другая надпись, датируемая годом девятого пересчета скота - возможно, 18-го года правления Джедкаре на престоле, - изображает короля, «покоряющего все чужие земли. Поражающего вождя чужой земли». [135] [136] В состав экспедиции, оставившей эту надпись, входило более 1400 человек и чиновников администрации. [138] [139] Некоторые египтологи предполагают, что этих людей также послали добывать медь. [140] [141]

Эти экспедиции покинули Египет из порта Айн-Сухна , на западном берегу Суэцкого залива , о чем свидетельствуют найденные на этом месте папирусы и печати с именем Джедкаре. [142] [143] Порт состоял из больших галерей, высеченных в песчанике, служивших жилыми помещениями и складскими помещениями. [143] На стене одной из таких галерей был написан текст, в котором упоминалась еще одна экспедиция к бирюзовым холмам в год седьмого пересчета скота – возможно, 14-го года правления Джедкаре на троне. [137] [144] было обнаружено более 220 глиняных печатей с серехом Джедкаре В начале 2018 года в Телль-Эдфу на юге Верхнего Египта . Эти печати были обнаружены в тесной связи с медной рудой, нубийской керамикой, остатками двух крупных зданий и поселения. Эдфу, называемый древними египтянами Бехдетом, вероятно, был местом отправления горнодобывающих экспедиций, отправленных в Восточную пустыню и на Красное море во время правления Джедкаре. Эти экспедиции были предприняты специальной группой старателей, называемой сементиу , которые находились по приказу чиновника администрации, посланного королем из Мемфиса в Эдфу. [145]

Золотая цилиндрическая печать с именами Джедкаре и Менкаухор Кайу, предположительно из Анатолии. [146]

К югу от Египта Джедкаре отправил по крайней мере одну экспедицию к карьерам диорита , расположенным в 65 км (40 миль) к северо-западу от Абу-Симбела . [примечание 25] [148] Джедкаре был не первым королем, сделавшим это, поскольку эти карьеры эксплуатировались уже во времена Четвертой династии и продолжали эксплуатироваться во время Шестой династии и позже, в период Среднего царства ( ок. 2055 г. до н.э. – ок. 1650 г. до н.э. ). [147]

Джедкаре, вероятно, также разрабатывал золотые прииски в Восточной пустыне и в Нубии : действительно, самое раннее упоминание о «земле золота» – древнеегипетском термине, обозначающем Нубию. [примечание 26] – встречается в надписи из погребального храма Джедкаре. [150]

Торговые отношения

[ редактировать ]

Египет поддерживал продолжающиеся торговые отношения с Левантом во время правления Джедкаре, возможно, даже на севере, вплоть до Анатолии . Золотая цилиндрическая печать с серехом Джедкаре вместе с картушем Менкаухора Кайу сейчас выставлена ​​в Музее изящных искусств в Бостоне . [примечание 27] [146] Тюлень, золото которого может происходить из долины реки Пактол в западной Анатолии. [151] может свидетельствовать о широких торговых контактах во времена поздней Пятой династии, [2] [152] но его происхождение остается непроверенным. [примечание 28] [155]

О торговых контактах с Библосом , расположенным на побережье современного Ливана , свидетельствует раскопанный в городе фрагмент каменного сосуда с надписью «Царь Верхнего и Нижнего Египта Джедкаре [живущий] вечно». [156] [157] Биографическая надпись, обнаруженная в гробнице Ини, чиновника Шестой династии, является дополнительным свидетельством египетской экспедиции в Библос во время правления Джедкаре. [158] Надпись Ини повествует о его путешествиях за лазуритом, свинцом или оловом. [159] для фараона Меренре, но начинается с описания аналогичных событий, которые, должно быть, происходили при Джедкаре. [160]

На юг Египта Джедкаре также отправил экспедицию в легендарную страну Пунт. [148] добыть мирру, используемую в качестве благовоний в египетских храмах. [161] Экспедиция в Пунт упоминается в письме Пепи II Неферкаре в Харкуф примерно 100 лет спустя. Харкуф сообщил, что вернет «карлика танцоров бога из страны обитателей горизонта». Пепи упоминает, что носитель печати бога Верджедедхнум вернулся из Пунта с карликом во время правления Джедкаре и был щедро вознагражден. В указе упоминается, что «Мое Величество сделает для вас нечто большее, чем то, что было сделано для носителя печати бога Верджедедхнума во время правления Исеси, отражая стремление моего Величества увидеть этого карлика». [162]

Рельеф из гробницы Инти со сценой битвы или осады. [163]

Экспедиция Джедкаре в Пунт также упоминается в граффито того же времени , найденном в Тумасе, местности в Нижней Нубии, примерно в 150 км (93 милях) к югу от Асуана . [31] где был обнаружен картуш Исеси. [164]

Не все отношения между Египтом и его соседями были мирными во время правления Джедкаре. В частности, одно из самых ранних известных изображений битвы или осажденного города. [165] найден в гробнице Инти, чиновника из 21-го нома Верхнего Египта , жившего во времена конца Пятой династии. [158] [165] В этой сцене египетские солдаты взбираются по лестницам на стены ближневосточной крепости. [31] [166] В более общем плане древние египтяне, похоже, регулярно организовывали карательные набеги на Ханаан в более поздний период Старого царства, но не пытались установить там постоянное владычество. [167]

Пирамида

[ редактировать ]
Пирамида Джедкаре в Саккаре

Джедкаре построил свою пирамиду в Южной Саккаре. В Древнем Египте его называли Нефер Исеси или Нефер Джедкаре . [примечание 29] [168] по-разному переводится как «Исеси/Джедкаре прекрасна» [169] или «Исеси/Джедкаре идеален». [2] [9] Сегодня он известен как Харам эль-Шавваф ( арабский : هَـرَم ٱلـشَّـوَّاف , латинизированный : Харам аш-Шавваф , букв. «Стражная пирамида»), [168] потому что он стоит на краю долины Нила. [170] [171]

Первоначально пирамида состояла из шести или семи ступеней, сделанных из неровных и грубо отесанных блоков известняка и раствора, из которых сохранились только три. Это ядро ​​было перекрыто облицовочными камнями из белого туринского известняка, украденными в древности. На момент постройки пирамида имела высоту 52 м (171 фут), длину основания 78,75 м (258,4 фута) и угол наклона 52 °. [171]

Внутри пирамиды нисходящий проход за тремя гранитными решётками вел к прихожей, трем складским помещениям и погребальной камере. В погребальной камере были обнаружены куски алебастра и фаянсовая бусина на золотой нити, а также множество фрагментов первоначально большого саркофага из темно-серого базальта. [171] Саркофаг был утоплен в пол погребальной камеры, а к северо-востоку от него располагалась ниша для канопы сундука царя. В остатках саркофага была обнаружена почти целая мумия. Исследование Ахмедом Батрави этих останков скелетов, раскопанных в середине 1940-х годов под руководством Абдель-Салама Хусейна, позволяет предположить, что Джедкаре умер в возрасте от 50 до 60 лет. [85] [172]

К востоку от пирамиды был заложен погребальный храм Джедкаре. [173] Его восточный фасад был окружен двумя массивными каменными конструкциями, напоминающими более поздние пилоны . Заупокойный храм соединен еще не раскопанной дорогой с храмом в долине. [173]

Наследие

[ редактировать ]

Влияние реформ

[ редактировать ]
Большая мастаба Сенеджемиба Инти, визиря Джедкаре.

По мнению Найджела Струдвика, реформы Джедкаре были предприняты как реакция на быстрый рост центральной администрации в первой половине правления Пятой династии. [112] который, добавляет Баер, накопил слишком много политической или экономической власти [174] в глазах короля. [175] Джойс Тилдесли рассматривает правление Джедкара как самое начало снижения важности короля в сочетании с постепенным ростом власти, которой обладала высшая и провинциальная администрация. [176] Параллельно с этой тенденцией идет процесс децентрализации, при котором местная лояльность постепенно вытесняет преданность центральному государству. [176] Поскольку должности и визирь в частности могли передаваться по наследству, [2] реформы Джедкаре создали «виртуальную феодальную систему», как Николя Грималь : пишет [148] [177] с большой властью в руках нескольких влиятельных чиновников. Лучше всего об этом свидетельствуют большие великолепные гробницы мастабы, построенные визирями Джедкаре. [148] В этом контексте реформа рейтинговой системы Джедкаре могла быть попыткой сохранить под контролем разросшуюся администрацию. [114] но в конечном итоге потерпел неудачу. По мнению некоторых египтологов, таких как Нагиб Канавати , эта неудача в немалой степени способствовала падению Старого царства. [178] но другие, в том числе Струдвик, считают, что причины краха следует искать в другом месте, поскольку власть чиновника администрации никогда не приближалась к власти короля. [174]

Реформы Джедкаре сыграли важную роль в расцвете искусств во времена позднего Старого Королевства, поскольку ремесленники и ремесленники теперь могли найти много богатых покровителей, помимо короля. Это привело к резкому увеличению количества заказов, что привело к общему улучшению художественных произведений. Это также дало ремесленникам новое богатство, которое они использовали для строительства своих больших погребальных комплексов. [2]

Погребальный культ

[ редактировать ]

Старое Королевство

[ редактировать ]
Персонифицированное сельскохозяйственное поместье Джедкаре под названием «Ра желает, чтобы Исеси жила». [179]

Джедкаре был объектом погребального культа, возникшего после его смерти и продолжавшегося до конца Старого царства почти 200 лет спустя. Припасы для этого культа производились в нескольких сельскохозяйственных поместьях, основанных во время правления Джедкаре. Названия некоторых из этих поместий были найдены на стенах гробниц его придворных: «Ра желает, чтобы Исеси жил», [примечание 30] « Хека желает, чтобы Изези жил», [примечание 31] «Идеальное подражание — Исэси», [примечание 32] «Мнза-судно Джедкаре», [примечание 33] «Совершенная милость — Исэси», [примечание 34] « Сешат заставляет Исеси жить», [примечание 35] « Ка Исеси превыше всего», [примечание 36] «Доминион принадлежит Изези», [примечание 37] «Работа команды Изези», [примечание 38] « Бастет желает, чтобы Изези жил», [примечание 39] « Гор увековечивает Изези», [примечание 40] «Подношения Изези», [примечание 41] и «Изези — тот, кто любит жизнь». [примечание 42]

Джедкаре, похоже, пользовался большим уважением во времена Шестой династии. Например, Меренре Немтьемсаф I решил разместить свой комплекс пирамид рядом с комплексом Джедкаре. [184] Кроме того, Камень Южной Саккары , королевская летопись, относящаяся ко времени правления Меренре или его преемника Пепи II, [185] записаны богатые подношения, сделанные Джедкаре от имени короля. [примечание 43] [186] [187] Примерно 92% [188] Часть текста, начертанного на камне, была утеряна, когда его грубо отполировали для повторного использования в качестве крышки саркофага, возможно, в период от позднего Первого промежуточного периода ( ок. 2160–2055 до н.э.) до начала Среднего царства периода ( ок. 2055–1650 до н.э.). [189]

В более общем смысле, историческая или литературная традиция, касающаяся событий времен Джедкаре, по-видимому, процветала к концу Древнего царства, о чем можно судить по гробницам Харкуфа и Ини. [190] Эти два чиновника руководили экспедициями в чужие земли – Пунт и Библос – при Меренре I и Пепи II, и оба рассказывают об аналогичных экспедициях, имевших место во времена Джедкаре. [190]

Новое Королевство

[ редактировать ]

Погребальный культ Джедкаре возродился во времена Нового царства (ок. 1550–1077 до н.э.). Для начала этого периода об этом лучше всего свидетельствует список царей Карнака, составленный по заказу фараона Тутмоса III. Список не должен был быть исчерпывающим, скорее, в нем были указаны имена предков Тутмоса, которых он хотел почтить, посвятив подношения. [191]

Что касается более позднего Нового царства, то на рельефе из гробницы священника Меху в Саккаре, датируемом 19-й или 20-й династией, изображены три бога, стоящие перед несколькими умершими фараонами. Это Джосер и Сехемкет из Третьей династии и Усеркаф, основатель Пятой династии. За ним следует четвертый король, имя которого повреждено, но его часто читают «Джедкаре» или, что гораздо реже, « Шепсескаре ». Рельеф является выражением личного благочестия к Меху, который молился древним королям, чтобы они рекомендовали его богам. [192]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Предлагаемые даты правления Джедкаре Исеси: 2436–2404 гг. До н.э., [1] [2] [3] 2414–2375 гг. до н.э. [4] [5] [6] [7] [8] 2405–2367 гг. до н.э., [9] 2380–2342 гг. до н.э., [10] 2379–2352 гг. до н.э., [11] 2365–2322 гг. до н.э. [12]
  2. ^ Джедкаре многочисленные артефакты с номеном, преноменом или серехом Были обнаружены , которые предоставляют информацию о торговых отношениях или государственном управлении во время правления Джедкаре. Эти артефакты сейчас разбросаны по всему миру во многих музеях, включая Лувр , [18] музей Петри , [19] [20] Метрополитен -музей , [21] Бостонский музей изящных искусств , [22] и Египетский музей Берлина . [23]
  3. ^ Кладбище 2000 года в Гизе содержит несколько могил надзирателей и инспекторов дворцовых служителей, живших во времена правления Джедкаре. [24]
  4. ^ Несеркаухор был похоронен в мастабе C, к югу от комплекса пирамид Ньюсерра на востоке некрополя Абусир. [51]
  5. Принц Раемка был похоронен в мастабе- гробнице S80, также известной как мастаба D3 и QS 903, в Саккаре, к северу от пирамиды Джосера. [50] Его могила, похоже, была узурпирована [53] от некой Нефериретнес. [54] Часовня из могилы Раемки сейчас экспонируется в Метрополитен-музее. [55]
  6. Принц Кемтьенент был похоронен в гробнице мастаба S84 в Саккаре. [50]
  7. ^ В отличие от тех, кто носил титул «сын короля», который использовался в качестве почетного титула во времена более поздней Пятой династии.
  8. Исеси-анх был похоронен в мастабе D8, к северу от пирамиды Джосера в Саккаре. [63]
  9. ^ Считается, что Кехеретнебти умерла, когда ей было около тридцати лет. Она была похоронена в мастабе B в восточном Абусире, к югу от пирамидального комплекса Ньюсерре. [74] У нее была дочь по имени Тисетор , которую похоронили в пристройке к ее гробнице. [49]
  10. Вероятно, похоронен в Абусире. [49]
  11. Похоронен в мастабе К, к югу от комплекса Ньюсерре в Абусире. [75] вероятно, до строительства гробницы Тисетора.
  12. Похоронен в Абусире. [49]
  13. Надпись гласит: «Первый праздник Сед царя Верхнего и Нижнего Египта Джедкара, возлюбленного жителей Гелиополя , которому дана жизнь, стабильность и всякая радость навеки». [79] [80]
  14. ^ Годы 1-го, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, 8-го, 9-го, 10-го, 11-го, 14-го, 15-го, 16-го, 17-го, 18-го и 22-го учётов скота засвидетельствованы в современных источниках по Джедкаре. [83] [84]
  15. ^ Каталожный номер E5323. [86]
  16. Мирослав Вернер пишет, что Поль Позенер-Кригер и Жан-Луи де Сенваль записали цифру даты года на папирусе как «год 21-го числа» в своем исследовании папирусов Абусира в 1968 году. [87] Вернер отмечает, что «в поврежденном месте, где все еще находится цифра, можно увидеть крошечный черный след еще одного едва видимого вертикального штриха. Следовательно, цифру, вероятно, можно реконструировать как 22». [88]
  17. ^ За возможным исключением Шепсескара, у которого может не быть времени, необходимого для его запуска.
  18. Отказ от Абусира как царского некрополя означал, что Джедкаре пришлось строго регулировать его деятельность, чтобы обеспечить надлежащее продолжение происходящих там погребальных культов, что во многом объясняет административное содержание папирусов Абусира. [108]
  19. Египтолог Найджел Струдвик иллюстрирует эту новизну на примере Исеси-анха и Кемтьенента, которые оба носили титул «сына короля», а также ряд административных титулов, таких как «надзиратель за всеми делами короля» и «надзиратель за всеми делами короля» и « носитель печати бога». [63] Египтологи Мишель Бод и Беттина Шмитц утверждали, что титул «сына короля» здесь не указывает на истинное происхождение и был лишь почетным, по крайней мере, в случае с Исеси-анхом. [67] [66] В более общем плане Бауд и Шмитц считают, что истинные принцы крови имели квалификацию smsw [z3 nswt] как «старший [сын короля]» и оставались лишенными права занимать административные должности. [111]
  20. ^ Это Птахотеп Дешер , Сешемнефер III, Птаххотеп , Рашепсес , еще один Птаххотеп и Сенеджемиб Инти. [106]
  21. Блок с текстом, относящимся к работам Джедкаре в храме Нюсерре, гласит: «Гор Джедхау, царь Верхнего и Нижнего Египта, Две дамы Джедхау, Золотой Гор Джед, Джедкаре. Для царя Верхнего и Нижнего Египта [Ньюсэ] ]рре он поставил памятник...». [115] Сейчас он находится в Египетском музее в Берлине, каталожный № 17933. [23]
  22. Название дворца, упомянутое в указе, переводилось по-разному из-за поврежденного состояния надписи. Броварскому и Сете в указе дворец назван просто «юбилейным дворцом». [125] в то время как другие, такие как Брестед, [126] Роккати, [127] и триггер [124] прочитали название дворца как «цветок лотоса Исеси» или «лотос Исеси» (древнеегипетский Нехбет ). Венте читает «Юбилейный дворец Лотоса-из-Изези». [128]
  23. ^ Неясно, происходят ли два начертанных текста из одной и той же поврежденной надписи или всегда были частью двух разных надписей. [133]
  24. Также переводится как «бирюзовые террасы» с египетского ḫtjw mfk3t . [137]
  25. ^ Порода, добываемая в этих карьерах, на самом деле состоит из двух разновидностей гнейса , причем египтологи неправильно используют слово «диорит» для их обозначения. [147]
  26. ^ Золото — это Нуб на древнеегипетском языке, и «земля золота», возможно, дала начало современному слову «Нубия». [149]
  27. ^ Золотая печать имеет каталожный номер 68.115. [146]
  28. Обычно считается, что источником печати является гробница в еще не обнаруженном месте на восточном побережье Средиземного моря. [153] Археолог Карин Совада сомневается в подлинности печати. [154]
  29. ^ Транслитерации nfr-Jzzj и nfr-Ḏd-k3-Rˁ . [168]
  30. ^ Древнеегипетский Mr-Rˁ-nḫ-Иззи , гробница Птахотепа II, Саккара. [179]
  31. ^ Древнеегипетский Mr-Ḥq3-ˁnḫ-Izzi . [180]
  32. ^ Древнеегипетский Nfr-nḥrw-Izzi . [181]
  33. ^ Древнеегипетский Mnz3-Ḏd-k3-Rˁ . [182]
  34. ^ Древнеегипетский Nfr-ḥzwt-Izzi . [182]
  35. ^ Древнеегипетский Sˁnḫ-Sš3t-Izzi . [182]
  36. ^ Древнеегипетский Хнты-к3-Иззи . [182]
  37. ^ Древнеегипетский N(y)-w3s-Izzi . [183]
  38. ^ Древнеегипетский Ирт-вт-Иззи . [183]
  39. ^ Древнеегипетский мистер Б3стт-нх-Иззи . [183]
  40. ^ Древнеегипетский Срвх-Хр-Иззи . [183]
  41. ^ Древнеегипетский Хтпвт-Иззи . [183]
  42. ^ Древнеегипетский г-н Н-Иззи . [183]
  43. ^ См., в частности, зону F6 камня Саккара. [186]
  1. ^ Jump up to: а б с д Вернер 2001b , с. 589.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Альтенмюллер 2001 , с. 600.
  3. ^ Хавасс и Сенусси 2008 , с. 10.
  4. ^ Малек 2000 , с. 100.
  5. ^ Райс 1999 , стр. 46–47.
  6. ^ Клейтон 1994 , стр. 60.
  7. ^ Совада и Грейв 2009 , с. 3.
  8. ^ Ллойд 2010 , с. xxxiv.
  9. ^ Jump up to: а б Струдвик 2005 , с. ххх.
  10. ^ фон Бекерат 1999 , стр. 60–61 и 283.
  11. ^ Струдвик 1985 , с. 3.
  12. ^ Jump up to: а б Хорнунг 2012 , с. 491.
  13. ^ Jump up to: а б с д Лепроон 2013 , с. 40.
  14. ^ Jump up to: а б Мариетта 1864 , с. 15.
  15. ^ Клейтон 1994 , с. 61.
  16. ^ Лепроон 2013 , с. 40, сноска 63.
  17. ^ Струхаль и др. 2001 .
  18. ^ Лувр, Интернет-коллекция 2016 , арт. E32669 .
  19. ^ Музей Петри 2016 , UC11107 .
  20. ^ Цифровой Египет для университетов, 2016 .
  21. ^ Метрополитен-музей 2016 .
  22. ^ Бостонский музей изящных искусств 2016 .
  23. ^ Jump up to: а б Борхардт 1907 , стр. 157–158, рис. 131.
  24. ^ Рот 1995 .
  25. ^ Вернер, Каллендер и Струхаль 2002 .
  26. ^ Сете 1903 , стр. 59–65, 68, 179–180.
  27. ^ Хейс 1978 , с. 122.
  28. ^ Томпсон 1999 , стр. 976–977.
  29. ^ Jump up to: а б Томпсон 1999 , стр. 977.
  30. ^ Папирус Абу Сэр, веб-сайт Британского музея, 2016 г ..
  31. ^ Jump up to: а б с д и Бейкер 2008 , с. 84.
  32. ^ Jump up to: а б с Бейкер 2008 , с. 85.
  33. ^ Гардинер 1959 , пл. II и столбец III номер. 24.
  34. ^ Стивенсон Смит 1971 , с. 159.
  35. ^ Хорн 1917 , стр. 62–78.
  36. ^ Уодделл 1971 , с. 51.
  37. ^ Мариетта 1885 , с. 191.
  38. ^ Jump up to: а б Додсон и Хилтон 2004 , с. 64.
  39. ^ Jump up to: а б Тилдесли 2005 , с. 241.
  40. ^ Вернер 2002 , с. 324.
  41. ^ Обнаружение уникальной гробницы и имени древнеегипетской царицы на юге Саккары (титулы царицы на рис. 14)
  42. ^ Мараджиольо и Ринальди 1963–1977 , с. 98.
  43. ^ Jump up to: а б Вернер, Каллендер и Струхаль 2002 , с. 110.
  44. ^ Стадельман 1987 , стр. 256–257.
  45. ^ Янош 1989 , с. 187–202.
  46. ^ Мурси 1987 , стр. 185–194.
  47. ^ Бод 1999b , с. 624.
  48. ^ Бод 1999b , с. 464.
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Додсон и Хилтон 2004 , с. 68.
  50. ^ Jump up to: а б с Додсон и Хилтон 2004 , с. 69.
  51. ^ Jump up to: а б с Бауд 1999b , с. 505.
  52. ^ Jump up to: а б Вернер, Каллендер и Струхаль 2002 , с. 55.
  53. ^ Jump up to: а б Бауд 1999b , с. 510.
  54. ^ Мет. Художественный музей 2016 .
  55. ^ Мет. Художественный музей 2016 , Могила Раемки.
  56. ^ Броварский 2001 , с. 15.
  57. ^ Додсон и Хилтон 2004 , стр. 68–69.
  58. ^ Jump up to: а б Бауд 1999b , с. 591.
  59. ^ Хейс 1978 , с. 94.
  60. ^ Шотт 1977 , стр. 443–461.
  61. ^ Сете 1903 , стр. 181–186.
  62. ^ Струдвик 1985 , с. 225.
  63. ^ Jump up to: а б Бауд 1999b , с. 421.
  64. ^ Стивенсон Смит 1971 , стр. 187–188.
  65. ^ Струдвик 1985 , стр. 71–72.
  66. ^ Jump up to: а б Шмитц 1976 , с. 88 и 90.
  67. ^ Jump up to: а б Бауд 1999b , с. 422.
  68. ^ Гримал 1992 , с. 80.
  69. ^ Бод 1999b , с. 563.
  70. ^ Вернер 2001a , с. 411.
  71. ^ Манро 1993 , стр. 17–19.
  72. ^ Альтенмюллер 1990 , стр. 1–2 и 5.
  73. ^ Бауд и Добрев 1995 , стр. 57–58.
  74. ^ Jump up to: а б Бауд 1999b , с. 561.
  75. ^ Jump up to: а б Бауд 1999b , с. 486.
  76. ^ Броварский 2001 , с. 30.
  77. ^ Jump up to: а б Бауд 1999b , с. 555.
  78. ^ Шмитц 1976 , с. 119 и 123.
  79. ^ Jump up to: а б Струдвик 2005 , с. 130.
  80. ^ Сете 1903 , текст 57.
  81. Лувр, Интернет-коллекция 2016 , экспонат E5323 .
  82. ^ фон Бекерат 1999 , стр. 60–61, король нет. 8.
  83. ^ Хорнунг 2012 , с. 125.
  84. ^ Хорнунг 2012 , стр. 139–142.
  85. ^ Jump up to: а б Вернер 2001а , с. 410.
  86. ^ Пьере 1873 , вып. 349
  87. ^ Posener-Kriéger & de Cenival 1968 , фото 41 и 41A.
  88. ^ Jump up to: а б Вернер 2001а , с. 406.
  89. ^ Хорнунг 2012 , с. 139.
  90. ^ Jump up to: а б Хорнунг 2012 , с. 483.
  91. ^ Jump up to: а б Петри, Вейгалл и Саба 1902 , с. 28, табличка LV, номер 2.
  92. ^ Броварский 2001 , с. 23.
  93. ^ Jump up to: а б Андраши 2008 , с. 38.
  94. ^ Jump up to: а б с д и ж Струдвик 1985 , с. 339.
  95. ^ Малек 2000 , с. 99.
  96. ^ Jump up to: а б Дорман 2015 .
  97. ^ Канавати 2003 , с. 147.
  98. ^ Гриффитс 1966 , с. 41.
  99. ^ Годикке 2000 , стр. 408–409 и сноска 55.
  100. ^ Тилдесли 2005 , с. 240.
  101. ^ Вернер 1985 , с. 270.
  102. ^ Малек 2000 , с. 102.
  103. ^ Jump up to: а б Вернер, Каллендер и Струхаль 2002 , с. 105.
  104. ^ Гоэлет 1999 , с. 87.
  105. ^ Вернер и Земина 1994 , с. 111–112.
  106. ^ Jump up to: а б с Струдвик 1985 , с. 301.
  107. ^ Струдвик 1985 , с. 307 и 339.
  108. ^ Jump up to: а б Вернер и Земина 1994 , с. 164.
  109. ^ Баер 1960 , с. 297.
  110. ^ Бод 1999a , с. 23.
  111. ^ Jump up to: а б Бод 1999а , с. 328.
  112. ^ Jump up to: а б с д и Струдвик 1985 , с. 340.
  113. ^ Jump up to: а б Канавати 2003 , с. 154.
  114. ^ Jump up to: а б с Триггер 2003 , с. 211.
  115. ^ Jump up to: а б Струдвик 2005 , с. 94.
  116. ^ Моралес 2006 , с. 317.
  117. ^ Jump up to: а б Вернер и Земина 1994 , с. 86.
  118. ^ Эйхлер 1991 , с. 146.
  119. ^ Jump up to: а б Броварский 2001 , с. 97, см. также сноску e, с. 99.
  120. ^ Броварский 2001 , с. 98.
  121. ^ Брестед 1962 , стр. 121–123, тексты 268 и 273.
  122. ^ Роккати 1982 , текст 93.
  123. ^ Brovarski 2001 , p. 98, footnote b.
  124. ^ Jump up to: а б с Триггер 2003 , с. 134.
  125. ^ Броварский 2001 , с. 99, сноска e.
  126. ^ Брестед 1962 , текст 273.
  127. ^ Роккати 1982 , с. 126.
  128. ^ Венте 1990 , с. 18.
  129. ^ Броварский 2001 , с. 92, см. также сноску d.
  130. ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , стр. 125–128.
  131. ^ Янош 2016 , стр. 18-19 пожалуйста. 8б-д, 9.
  132. ^ Лепсиус и Денкмелер II , с. 2 и 39.
  133. ^ Струдвик 2005 , стр. 137–138, тексты C и D.
  134. ^ Мамфорд 1999 , стр. 1071–1072.
  135. ^ Jump up to: а б с Мамфорд 1999 , с. 1072.
  136. ^ Jump up to: а б с д Струдвик 2005 , с. 137.
  137. ^ Jump up to: а б Номер 2012 , стр. 151.
  138. ^ Гардинер, Пит и Черни 1955 , Pl. IX номер. 19.
  139. ^ Струдвик 2005 , с. 138.
  140. ^ Вальбель и Бонне 1996 , с. 3.
  141. ^ Аллен и др. 1999 , с. 177.
  142. ^ Номер 2012 , стр. 20.
  143. ^ Jump up to: а б Номер 2012 , стр. 150.
  144. ^ Номер 2010 , стр. 21.
  145. ^ Расскажите проект Edfu 2018 .
  146. ^ Jump up to: а б с Печать офиса 68.115, БМФА 2015г .
  147. ^ Jump up to: а б Харрелл 2001 , с. 395.
  148. ^ Jump up to: а б с д Гримал 1992 , с. 79.
  149. ^ «Нубия» и Католическая энциклопедия 2016 .
  150. ^ Клемм и Клемм 2013 , с. 604.
  151. ^ Янг 1972 , стр. 11–13.
  152. ^ Вермюль, Stone & Vermeule 1970 , с. 34.
  153. ^ Вермюль, Stone & Vermeule 1970 , с. 37.
  154. ^ Совада и Грейв 2009 , с. 146, сноска 89.
  155. ^ Шульман 1979 , с. 86.
  156. ^ Нельсон 1934 , пл. III нет. 1, см. здесь и там .
  157. ^ Портер, Мосс и Берни 1951 , с. 390.
  158. ^ Jump up to: а б Вернер 2001b , с. 590.
  159. ^ Марколин 2006 , с. 297–298, сноска f.
  160. ^ Марколин 2006 , с. 293.
  161. ^ Хейс 1978 , с. 67.
  162. ^ Венте 1990 , стр. 20–21.
  163. ^ Петри 1898 , пластина IV.
  164. ^ Вейгалл 1907 , с. 108, пл. LVIII.
  165. ^ Jump up to: а б Струдвик 2005 , с. 371.
  166. ^ Канавати и Макфарлейн 1993 , стр. 26–27, табл. 2.
  167. ^ Редфорд 1992 , стр. 53–54.
  168. ^ Jump up to: а б с Портер и др. 1981 , с. 424.
  169. ^ Гримал 1992 , с. 118.
  170. ^ Леклан 1999 , с. 865.
  171. ^ Jump up to: а б с Ленер 2008 , с. 153.
  172. ^ Батрави 1947 , с. 98.
  173. ^ Jump up to: а б Ленер 2008 , с. 154.
  174. ^ Jump up to: а б Струдвик 1985 , с. 341.
  175. ^ Баер 1960 , с. 297 и 300.
  176. ^ Jump up to: а б Тилдесли 2005 , с. 238.
  177. ^ Sicker 2000 , с. 12.
  178. ^ Канавати 1980 , с. 131.
  179. ^ Jump up to: а б Мюррей 1905 , пл. IX.
  180. ^ Броварский 2001 , с. 152.
  181. ^ Броварский 2001 , с. 55.
  182. ^ Jump up to: а б с д Броварский 2001 , с. 56.
  183. ^ Jump up to: а б с д и ж Броварский 2001 , с. 70.
  184. ^ Бауд и Добрев 1995 , с. 43, примечание ж.
  185. ^ Бауд и Добрев 1995 , с. 54.
  186. ^ Jump up to: а б Струдвик 2005 , с. 77.
  187. ^ Бауд и Добрев 1995 , с. 41.
  188. ^ Бауд и Добрев 1995 , с. 25.
  189. ^ Бауд и Добрев 1995 , стр. 54–55.
  190. ^ Jump up to: а б Марколин 2006 , с. 293, сноска (а).
  191. ^ Вильдунг 1969 , стр. 60–63.
  192. ^ Вильдунг 1969 , стр. 74–76.

Библиография

[ редактировать ]
Предшественник Фараон Египта
Пятая династия
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1d986b2fac9f588a5269f369d9a9508__1717505760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/08/d1d986b2fac9f588a5269f369d9a9508.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Djedkare Isesi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)