Гвозди
Гвозди | |
---|---|
Уэнас, Оннос, Юнайтед, Венис | |
![]() Унаса вскармливает неизвестная богиня. Египетский музей | |
фараон | |
Царствование | продолжительность неопределенна; От 15 до 30 лет в середине 24 века до нашей эры. [а] |
Предшественник | Привычки Джедкаре |
Преемник | Тети |
Супруга | Небет , Хенут |
Дети | Hemetre Hemi ♀ , Khentkaues ♀ , Neferut ♀ , Nefertkaues Iku ♀ , Sesheshet Idut ♀ . : Виноград ♂ , Ипут ♀ Неопределенно Предполагаемые: Небкаухор ♂ , Шепсепуптах ♂ . |
Отец | возможно, привычки Джедкаре |
Мать | возможно, Сетибор |
Похороны | Пирамида Унаса |
Династия | Пятая династия |
Унас / ˈ j uː n ə s / или Венис , также пишется Унис ( древнеегипетский : wnjs , эллинизированная форма Oenas / ˈ iː n ə s / или Onnos ), был фараоном , девятым и последним правителем Пятой династии Египта. во времена Старого царства . Унас правил от 15 до 30 лет в середине 24 века до н. э. (около 2345–2315 до н. э.), сменив Джедкаре Исеси , который мог быть его отцом.
Мало что известно о деятельности Унаса во время его правления, которое было временем экономического упадка. Египет поддерживал торговые отношения с левантийским побережьем и Нубией , а военные действия, возможно, имели место в южном Ханаане . Рост и децентрализация администрации в сочетании с уменьшением власти короля продолжались и при Унасе, что в конечном итоге способствовало краху Старого Королевства примерно 200 лет спустя.
Унас построил пирамиду в Саккаре , самую маленькую из царских пирамид, построенных во времена Старого царства. Сопутствующий погребальный комплекс с высокими и долинными храмами, соединенными дамбой длиной 750 метров (2460 футов), был щедро украшен расписными рельефами, качество и разнообразие которых превосходят обычную королевскую иконографию. [5] Кроме того, Унас был первым фараоном, который вырезал и нарисовал Тексты пирамид на стенах камер своей пирамиды - важное нововведение, которому следовали его преемники до Первого промежуточного периода ( ок. 2160 – ок. 2050 до н. э. ). Эти тексты отождествляют царя с Ра и Осирисом , чей культ находился на подъеме во времена Унаса и должен был помочь царю достичь загробной жизни .
У Унаса было несколько дочерей и, возможно, один или два сына, которые, как полагают, умерли раньше него. Манефон , египетский жрец царства Птолемеев в третьем веке до нашей эры и автор первой истории Египта, утверждает, что со смертью Унаса Пятая династия пришла к концу. На смену Унасу пришел Тети , первый фараон Шестой династии , возможно, после непродолжительного кризиса. Однако археологические данные свидетельствуют о том, что египтяне в то время не делали сознательного разрыва с предыдущей династией, и различие между Пятой и Шестой династиями могло быть иллюзорным.
Погребальный культ Унаса, установившийся после его смерти, продолжался до конца Древнего царства и, возможно, сохранился в течение хаотического Первого промежуточного периода. Культ все еще существовал или возродился во время позднего Среднего царства (ок. 2050 – ок. 1650 до н.э.). Это не помешало Аменемхату I и Сенусрету I (ок. 1990 – ок. 1930 до н. э.) частично разобрать погребальный комплекс Унаса ради материалов.
Параллельно с официальным культом Унас, возможно, пользовался народным почитанием как местный бог Саккары вплоть до позднего периода (664–332 гг. До н.э.), почти через 2000 лет после его смерти.
Сертификаты
[ редактировать ]Исторические источники
[ редактировать ]Унас хорошо засвидетельствован историческими источниками: он упоминается в трех списках древнеегипетских царей, датируемых периодом Нового царства . [17] Он занимает 33-ю запись в « Списке царей Абидоса» , который был написан во времена правления Сети I (1290–1279 до н.э.). Имя Унаса также присутствует на Табличке Саккара (32-я запись). [18] и Туринский канон (третий столбец, 25-я строка), оба из которых были написаны во время правления Рамзеса II (1279–1213 до н. э.). [17] Туринский канон далее приписывает Унасу 30 лет правления. [17] [19] Все эти источники называют Унаса девятым и последним правителем Пятой династии, сменившим Джедкаре Исеси и предшествовавшим Тети на троне. [20] Эта относительная хронология подтверждается археологическими данными, например, гробницами чиновников, служивших при этих королях. [21]
Помимо этих источников, Унас, вероятно, также упоминался в «Эгиптиаке» — истории Египта, написанной в III веке до нашей эры во время правления Птолемея II (283–246 до н.э.) египетским жрецом Манефоном . Никакие копии « Эгиптиаки» не сохранились до наших дней, и она известна нам только благодаря более поздним сочинениям Секста Юлия Африканского и Евсевия . Африканский сообщает, что в Египте упоминается фараон Оннос, правивший 33 года в конце Пятой династии. Считается, что Оннос является эллинизированной формой Унаса, а 33-летняя цифра Африкана хорошо сочетается с 30-летним правлением, отведенным Унасу в Туринском каноне. [17]
Современные источники
[ редактировать ]
Основными современными источниками, свидетельствующими о деятельности Унаса, являются многочисленные рельефы из его комплекса пирамид . За исключением этих документов, до наших дней сохранилось на удивление мало документов, относящихся к правлению Унаса, учитывая 30-летнюю продолжительность его правления, согласно более поздним записям. Раскопки в Абусире , царском некрополе Пятой династии, выявили только четыре датированные надписи, которые можно с уверенностью отнести к Унасу. Они прямо упоминают его третий, четвертый, шестой и восьмой годы пребывания на престоле. [23] Унас также оставил наскальную надпись на острове Элефантина , рядом с Первым порогом Нила в Нубии . [24]
Кроме того, известно несколько алебастровых ваз с картушем Унаса. Полный сосуд и дополнительные фрагменты из Библоса. [13] на левантийском побережье сейчас находятся в Национальном музее Бейрута . [25] Ваза неизвестного происхождения находится в Национальном археологическом музее Флоренции . и гласит: «Гор Ваджтави, живущий вечно, царь Верхнего и Нижнего Египта, сын Ра, Унас, живущий вечно» [26] [27] [б] Еще один сосуд неизвестного происхождения выставлен в Лувре . Это шаровидная алебастровая ваза высотой 17 см (6,7 дюйма) и шириной 13,2 см (5,2 дюйма), изящно украшенная изображением сокола с распростертыми крыльями и двумя уреями , или поднимающимися на дыбы кобрами, держащими знаки анк, окружающие картуш Унаса. [22] Банка для мази с картушем Унаса и именем Гора находится в Бруклинском музее . [29] выставлен фрагмент кальцитового обода вазы с двумя картушами Унаса Наконец, в музее Петри . [30] [с]
Царствование
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Унас вступил на престол после смерти своего предшественника Джедкаре Исеси. Считается, что Джедкаре был отцом Унаса. [1] несмотря на полное отсутствие доказательств по данному вопросу. [32] Переход от Джедкаре Исеси к Унасу, похоже, прошел гладко. [33]
У Унаса было как минимум две королевы, Небет. [34] и Хенут , [35] которые были похоронены в большой двойной мастабе, примыкающей к пирамиде их мужа. У Унаса и Небет, возможно, был сын, «сын царя», «царский камергер», «жрец Маат » и « надзиратель Верхнего Египта » Унас-Анх, [36] который умер примерно через 10 лет правления Унаса. [37] На происхождение Унас-Анха косвенно намекают его имя и титулы, а также наличие его могилы рядом с могилами Небета и Унаса. [38] но не является общепринятым. [39] [40] [д] Были предложены еще два сына, Небкаухор. [42] и Шепсепуптах, [43] но эти родственные связи являются предположительными и оспариваемыми. [44] Унас, вероятно, умер, не оставив наследника мужского пола. [44]
У Унаса было как минимум пять дочерей по имени Хеметре Хеми. [45] Хенткауэс, [46] Неферут, [47] Неферткауес Ику, [48] and Sesheshet Idut. [49] Статус другой возможной дочери, Ипут , неясен. [50]
Продолжительность
[ редактировать ]
Продолжительность правления Унаса неизвестна. Как указано выше, исторические источники приписывают ему 30 и 33 года пребывания на троне, цифры, которые были приняты многими египтологами, включая Флиндерса Петри , [53] Уильям С. Хейс , [54] Даррел Бейкер, [13] Питер Манро, [55] и Яромир Малек. [5] В пользу столь длительного правления говорят сцены [56] о фестивале Сед, найденном в погребальном храме Унаса. [57] [1] Этот праздник обычно отмечался только после 30 лет правления и был призван возродить силу и могущество фараона. Однако простые изображения фестиваля не обязательно подразумевают долгое правление. Например, в его погребальном храме был найден рельеф, изображающий фараона Сахуре в тунике праздника Сед. [51] [58] хотя и исторические источники, и археологические данные сходятся во мнении, что он правил Египтом менее 14 полных лет. [59] [9] [10]
Другие египтологи подозревают, что Унас правил менее 30 лет из-за нехватки артефактов, относящихся к его правлению, а также отсутствия документов, датированных более чем восьмым годом его пребывания на троне. [60] Следовательно, Юрген фон Бекерат считает, что Унас правил Египтом 20 лет. [9] в то время как Рольф Краусс, Дэвид Уорбертон и Эрик Хорнунг сократили это число до 15 лет в своем исследовании египетской хронологии в 2012 году . [10] Краусс и Мирослав Вернер далее подвергают сомнению достоверность Туринского канона, касающегося Четвертой и Пятой династий, так что 30-летняя цифра, приписываемая Унасу каноном, может быть ненадежной. [61]
Раскопки [62] гробницы Никау-Исеси под руководством Нагиба Канавати в Саккаре предоставили доказательства в пользу более короткого правления. [63] Никау-Исеси был чиновником, начавшим свою карьеру во времена правления Джедкаре Исеси. Он пережил эпоху Унаса и умер, будучи надзирателем Верхнего Египта при преемнике Унаса Тети. [21] Известно, что Никау-Исеси умер в год одиннадцатой подсчета скота во время правления Тети, события, заключающегося в подсчете скота по всей стране для оценки суммы взимаемых налогов. Традиционно считается, что такие подсчеты происходили каждые два года во время Старого царства и каждый год во время позднего Среднего царства ( ок. 2055 – ок. 1650 до н. э. ). [21] Таким образом, Никау-Исеси прожил бы 22 года после вступления на престол Тети и вместе с 30 годами правления, приписываемыми Унасу, умер бы в возрасте старше 70 лет. [21] Однако судебно-медицинская экспертиза его мумии установила возраст смерти не более 45 лет. Это говорит о том, что во времена Унаса и Тети учет скота проводился чаще, чем раз в два года, возможно, нерегулярно. Если это так, то 30-летняя цифра Унаса в Туринском каноне, понимаемая как означающая 15 подсчетов скота, может быть переведена всего лишь в 15 лет, что вместе с всего лишь 11 годами во время правления Тети объясняет смерть Никау-Исеси в возрасте около 40 лет. 45 лет. [21]
Деятельность
[ редактировать ]
- Торговля и война
Из-за нехватки свидетельств, относящихся к правлению Унаса, мы очень мало знаем о его деятельности. [13] Существующие торговые отношения с зарубежными странами и городами, в частности с Библом, [66] похоже, продолжалось и во время правления Унаса на троне. Рельефы с дамбы комплекса его пирамид показывают два больших морских корабля, возвращающихся из экспедиции к побережью Леванта с сиро-ханаанскими мужчинами, которые были либо экипажами лодок, либо рабами. [67] [68] Другой рельеф изображает военный поход. [69] Египтяне, вооруженные луками и кинжалами, нападали на ханаанских кочевников, называемых шасу . [70] Подобные рельефы были найдены в предыдущих комплексах пирамид, таких как комплекс Сахуре , и, таким образом, они могут быть стандартными темами, а не изображениями реальных событий. [69] Другие источники склонны подтверждать точность этих изображений; например, автобиография Вени повествует о многих карательных набегах на ханаанских кочевников в начале Шестой династии. [69] [71]
Надписи Унаса на Элефантине к югу от Египта фиксируют визит царя в Нижнюю Нубию, возможно, для получения дани от местных вождей. [57] или из-за растущих волнений в регионе. [72] Кроме того, на рельефе дамбы Унаса, ведущей к его пирамиде, изображен жираф, что предполагает торговые отношения с Нубией. [73]
- Одомашненный

Правление Унаса было временем экономического упадка. [72] хотя, как пишет французский египтолог Николя Грималь , это «ни в коем случае не было временем упадка». [32] Действительно, египетское государство все еще было способно организовать важные экспедиции для доставки строительных материалов для комплекса царских пирамид. [1] Эти экспедиции изображены на уникальных рельефах, найденных на дамбе Унаса. [74] [75] [1] и также упоминаются в автобиографической стеле чиновника администрации. [76] [ф] Этот чиновник сообщает о транспортировке пальмообразной формы высотой 10,40 метра (34,1 фута). [г] колонны из красного гранита от Элефантины до Саккары всего за четыре дня - подвиг, за который его похвалил король. [76] Помимо важных строительных работ, предпринятых в Саккаре для возведения комплекса пирамид, строительные работы также велись на Элефантине. [32]
До 1996 года внутренняя ситуация во время правления Унаса считалась катастрофической, основываясь на рельефах на дамбе комплекса его пирамид, изображающих истощенных людей и, таким образом, предполагающих времена голода. [4] [78] Ситуация изменилась, когда раскопки в Абусире в 1996 году обнаружили аналогичные рельефы в погребальном комплексе Сахуре, который правил в процветающие времена начала Пятой династии. [79] Кроме того, исследования показали, что голодающие люди, скорее всего, будут жителями пустыни, кочевниками, отличающимися специфической прической, а не египтянами. [80] Таким образом, эти рельефы теперь воспринимаются как стандартные изображения щедрости царя по отношению к нуждающимся и невзгод жизни в пустынных регионах, граничащих с Египтом. [81] вместо ссылки на реальные события. [80]
Смерть и конец династии
[ редактировать ]В своей истории Египта Манефон утверждает, что со смертью Унаса Пятая династия пришла к концу. [32] Возможно, это связано с тем, что Унас умер, не оставив наследника мужского пола. [72] его вероятный сын Унас-Анх умер раньше него. Это могло вызвать кризис преемственности [72] на это намекает личное имя, выбранное Тети при его восшествии на престол: «Сехетептави», что означает «Тот, кто примиряет / умиротворяет две земли». [32] [72] Претензии Тети на престол могли быть основаны на его браке с Ипутом, которая могла быть дочерью Унаса. [82] [83] [84] Эта возможность активно обсуждается, поскольку интерпретация титулов Ипут, указывающих на то, что она была дочерью короля, неясна. [час] [50] Более того, идея о том, что Тети мог бы узаконить свои притязания, женившись на члене королевской семьи, отвергается многими египтологами, включая Манро, Добрев, Бода , Мерца, Пиренна и Робина, которые не считают, что право на фараоновский трон перешло через женская линия. [85]
В дополнение к заявлению Манефона, список королей Турина представляет собой особый разрыв между Унасом и его преемником Тети.Хотя список царей не разбит на династии, которые были изобретены Манефоном, египтолог Яромир Малек объясняет, что «критерием такого разделения в Туринском каноне неизменно было изменение местоположения столицы и королевской резиденции». [83] Таким образом, Малек предполагает, что столица Египта, известная тогда как Инбу-Хедж, [я] действительно был в то время вытеснен поселениями, расположенными к югу и востоку от Южной Саккары, где, возможно, находился дворец Унаса. Во втором тысячелетии до нашей эры эти города окончательно слились и дали начало Мемфису . [87] [Дж]
Какова бы ни была причина выбора Манефона положить конец Пятой династии Унасом, египтяне, жившие в то время, вероятно, не заметили особых изменений от одной династии к другой. [32] В администрации государства нет никаких признаков беспорядков, и многие чиновники продолжили свою карьеру от Унаса до правления Тети. [32] К ним относятся визири Меху , Кагемни и Никау-Исеси и надзиратель провинции Эдфу Иси. [88] Учитывая, что египтяне Древнего царства, возможно, и не задумывались о династиях, [89] различие между Пятой и Шестой династиями могло быть иллюзорным. [32]
Эволюция религии и королевской власти
[ редактировать ]Правление Джедкаре Исеси и Унаса было временем перемен в древнеегипетской религии и идеологии королевской власти, изменений, которые впервые стали очевидны при Унасе. [90] Статистический анализ фрагментов глиняных печатей с именами Гора фараонов Пятой династии указывает на заметный упадок культа царя во время правления Унаса на троне. [91] Это продолжалось и при преемнике Унаса Тети, о котором мы знаем только две печати с его именем Гора. [92] Эта тенденция отражает уменьшение власти короля в сочетании с ростом администрации и духовенства. [72]
Тем временем культ Осириса становился все более важным. [93] этот бог заменил царя в качестве гаранта жизни после смерти подданных фараона. [83] [94] Немецкий египтолог Хартвиг Альтенмюллер пишет, что для египтянина того времени «... загробная жизнь больше не зависит от отношений между отдельным смертным и царем, [...] вместо этого она напрямую связана с его этической позицией. отношение к Осирису». [94] Напротив, культ бога Солнца Ра находился в явном упадке. [95] хотя Ра по-прежнему оставался самым важным божеством египетского пантеона. [94] Таким образом, Джедкаре Исеси и Унас не строили храм Солнца , в отличие от большинства своих предшественников из Пятой династии. [93] [96] Кроме того, имена Менкаухора Кайу и Унаса не содержат никаких упоминаний о Ра, что противоречит традиции, существовавшей со времен правления Усеркафа , примерно столетием ранее. Тексты пирамид , найденные в пирамиде Унаса, демонстрируют важность Осириса и Ра в древнеегипетской религии того времени. Считалось, что оба бога играли ключевую роль в доступе к загробной жизни: Ра был источником жизни, а Осирис - силой, с помощью которой можно было достичь следующей жизни. [97] [к]
Пирамидальный комплекс
[ редактировать ]
Унас построил для себя пирамиду в Северной Саккаре , между пирамидой Сехемхета и юго-западным углом комплекса пирамид Джосера , симметрично с пирамидой Усеркафа, расположенной в северо-восточном углу. [101] При этом рабочие выравнивали и закрывали старые могилы, расположенные в этом районе. [1] в первую очередь гробница Второй династии фараона Хотепсехемви (ок. 2890 г. до н.э.). [101]
Первоначальное египетское название пирамиды было «Нефер Исут Унас», что означает «Прекрасны места Унаса». [102] Пирамида Унаса – самая маленькая [101] из пирамид, построенных во времена Старого царства, с квадратным основанием 57,7 × 57,7 м (189 × 189 футов) и высотой 43 м (141 фут). [101] [102]
Погребальный комплекс
[ редактировать ]
Пирамида Унаса является частью более крупного погребального комплекса, построенного вокруг нее. Подойти к нему можно было через древнее озеро. [103] на берегу которой находился храм долины Унаса. В этот храм поступали продукты для культа короля, и там готовились подношения. В задней части долины храма было начало 750-метровой (2460-футовой) дамбы, равной которой может только дамба Хуфу . [101] и ведущий к верхнему храму, примыкающему к пирамиде. Тонкая щель в крыше дамбы позволяла свету освещать стены, по всей длине покрытые расписными рельефами. На них были изображены египетские времена года, процессии людей из номов Египта, работающие мастера, носители подношений, батальные сцены и транспортировка гранитных колонн для строительства комплекса пирамид. [104]
В конце дамбы находился большой зал, ведущий к открытому двору с колоннами, окруженному складскими помещениями. [104] Двор вел в собственно заупокойный храм, в котором находились статуи короля и где совершались подношения умершему. [104] Оно примыкало непосредственно к восточной стороне пирамиды, окруженной стеной, ограничивающей священное пространство. В юго-восточном углу ограды находилась небольшая пирамида-спутник Ка царя. [101] Во внутренние камеры пирамиды в 1881 году проник Гастон Масперо , который таким образом обнаружил тексты пирамид. В погребальной камере не было ничего, кроме черной граувакки. [105] утопленный в пол саркофаг и каноп-сундук. В саркофаге оказались разбросанные кости, которые могли принадлежать Унасу. [101]
Тексты пирамид
[ редактировать ]
Главным нововведением пирамиды Унаса является первое появление « Текстов пирамид» , [5] один из старейших религиозных текстов Египта, дошедших до наших дней. [л] Поступив так, Унас положил начало традиции, которой будут следовать в пирамиде королей и королев Шестой-Восьмой династий вплоть до конца Старого Королевства примерно 200 лет спустя. [107]
Всего 283 магических заклинания, [106] [м] На стенах коридора, прихожей и погребальной камеры пирамиды Унаса были вырезаны знаки, также известные как высказывания, а знаки нарисованы синим цветом. [109] Они представляют собой наиболее полное изложение существующих сегодня Текстов пирамид. [110] Эти заклинания были призваны помочь королю преодолеть враждебные силы и силы в Подземном мире и таким образом соединиться с богом Солнца Ра , его божественным отцом в загробной жизни. [111] Написав тексты на стенах внутренних помещений пирамиды, архитекторы пирамиды Унаса гарантировали, что король получит выгоду от их силы, даже если погребальный культ прекратится. [1] [112] Таким образом, Тексты пирамид пирамиды Унаса включают инструкции по ритуальным действиям и словам, которые следует произносить, что позволяет предположить, что они были именно теми, которые выполнялись и читались во время культа царя в его погребальном храме. [113]
Хорошая сохранность текстов в пирамиде Унаса показывает, что они были расположены так, чтобы их мог прочитать Ба Унаса , возникшего из саркофага благодаря воскрешающим высказываниям и окруженного защитными заклинаниями и ритуальными подношениями. [110] [114] Затем Ба покидал погребальную камеру, в которой есть тексты, отождествляющие царя с Осирисом в Дуате , и перемещался в прихожую, символизирующую Ахета . В заклинания, написанные на стенах прихожей Унаса, включены два высказывания, известные как « Гимн каннибалов» , в которых фараон изображается летящим на небеса через грозовое небо и пожирающим как богов, так и людей. При этом король получит жизненную силу богов. [110] [н] [the] В этом месте Ба Унаса должна была смотреть на восток, в сторону восхода солнца, а за каменной кладкой пирамиды - ложную дверь погребального храма, где проводились погребальные ритуалы. Наконец, повернув налево, Ба присоединится к Ра в небе, пройдя через коридор пирамиды. [110]
Примером заклинания из пирамиды Унаса является Изречение 217: [111]
Ре-Атум, этот Унас приходит к тебе
Дух нерушимый
Твой сын приходит к тебе
Этот Унас приходит к тебе
Можете ли вы пересечь небо, объединившись в темноте
Пусть ты поднимешься в страну света, место, где ты сияешь!
Наследие
[ редактировать ]
Самым непосредственным наследием Унаса является его погребальный культ, который продолжался, по крайней мере, до конца Древнего царства. Об этом культе свидетельствуют гробницы в Саккаре семи священников, выполнявших религиозные обязанности в погребальном комплексе. Три из этих гробниц относятся к началу Шестой династии, после смерти Пепи I. Еще три гробницы относятся к периоду правления Пепи II , а последняя относится к самому концу Старого царства (ок. 2180 г. до н.э.). Жрецы культа Унаса приняли базилофорные имена, включающие имя короля, возможно, после вступления в должность. [118]
Погребальный культ Унаса, судя по всему, сохранился во время хаотического Первого переходного периода до Среднего царства. [119] Ко времени XII династии (ок. 1990–ок. 1800 до н.э.) чтеец-священник Унасемсаф [п] и его семья были вовлечены в культ Унаса. [120] [121] Несмотря на это, погребальный комплекс Унаса был частично разобран, а его материалы повторно использованы для строительства Аменемхету I и Сенусрету I. пирамидных комплексов, принадлежащих [122] [123]
Помимо своего официального культа, Унас был обожествлен и стал местным богом некрополя Саккара. Грималь напрямую связывает это с величием своего погребального комплекса. [32] Малек сомневается в существовании популярного культа Унаса во времена Старого царства, но признает его, начиная со Среднего царства. [124] Он объясняет это возрождение Среднего царства географическим положением комплекса Унаса, делающим его естественными воротами в некрополь Саккара. [125] Популярный культ обожествленного Унаса продолжался почти 2000 лет, о чем свидетельствуют многочисленные скарабеи с именем Унаса, найденные в Саккаре и датированные периодом от Нового царства (около 1550–1077 до н.э.) до позднего периода (664–332 до н.э.). ). [117] [126] [127] [128] Эпицентром этого культа была не пирамида Унаса и не связанный с ней погребальный храм, а скорее статуи царя в храме в долине. [129] Эта деятельность могла бы объяснить, почему комплекс пирамид Унаса стал объектом реставрационных работ по инициативе принца Хаемвесета , сына Рамсеса II (1279–1213 до н. э.). [104]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Предлагаемые даты правления Унаса: 2404–2374 гг. До н.э., [1] [2] 2375–2345 гг. до н. э., [3] [4] [5] [6] 2367–2347 гг. до н.э., [7] 2353–2323 гг. до н.э., [8] 2342–2322 гг. до н.э., [9] 2321–2306 гг. до н.э. [10] 2312–2282 гг. до н.э. [11]
- ^ Инвентарный номер 3253. [28]
- ^ Справочный номер UC13258. [31]
- ^ В частности, титул «сын короля» присваивался как настоящим королевским сыновьям, так и некоролевским высокопоставленным чиновникам. [41]
- ↑ Текст надписи гласит: «Гор Ваджтави, царь Верхнего и Нижнего Египта Унас, владыка чужих земель, получивший жизнь и власть навеки, возлюбленный Хнума, получивший жизнь навеки». [64] [65]
- ^ Стела CG 1433, Египетский музей , Каир. [76]
- ^ Ладоневидная колонна — колонна, капитель которой имеет форму пальмовых листьев . Этот стиль, например, присутствует в погребальном комплексе короля Сахуре. [77]
- ^ Ипут носила титул z3t nswt-bjtj , что буквально означает «Дочь царя Верхнего и Нижнего Египта». Однако этот титул вполне мог быть вариантом z3t-ntjr , означающего, что она была матерью короля ( Пепи I ). [50]
- ^ Инбу-Хедж означает «Белые стены». [86]
- ↑ От «Меннефер», что означает «Совершенный и прочный», название пирамиды Пепи I, рядом с которой располагался Меннефер. [86]
- ↑ Другой важный религиозный труд, «Мемфисское богословие», возможно, был написан во время правления Унаса. [72] Мемфисская теология — это история сотворения мира, а также религиозного и социального порядка Древнего Египта словом и волей бога Птаха . Сам царь описывается как олицетворение Гора и аспект Птаха. [98] Однако сейчас широко распространено мнение, что этот богословский текст относится либо к 19-й династии, либо к гораздо более поздней 25-й династии (760–656 до н. э.). [99] [100]
- ^ Обратите внимание, что архаичный стиль некоторых разделов Текстов пирамид указывает на то, что они намного старше правления Унаса. [106]
- ^ Сообщаемое число варьируется от ученого к ученому. Клейтон упоминает 228 заклинаний; [108] Аллен дает 236. [107]
- ↑ Хотя большинство историков считают маловероятным, что сам Унас занимался каннибализмом, египтолог Эрнест Альфред Уоллис Бадж предположил, что «Гимн каннибалов» может относиться к более раннему периоду в истории Египта, когда каннибализм действительно практиковался. [115]
- ↑ Это вдохновило американскую техничную дэт-метал группу Nile , которая записала песню длиной 11:43 под названием «Unas, Slayer of the Gods», основанную на Cannibal Hymn. Он появляется на их альбоме 2002 года In Их Darkened Shrines . [116]
- ^ Унасемсаф означает «Унас - его защита».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Альтенмюллер 2001 , с. 600.
- ^ Хавасс и Сенусси 2008 , с. 10.
- ^ Клейтон 1994 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Райс 1999 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б с д Малек 2000а , с. 102.
- ^ Ллойд 2010 , с. xxxiv.
- ^ Струдвик 2005 , с. ххх.
- ^ Арнольд 1999 .
- ^ Jump up to: а б с фон Бекерат 1999 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б с Хорнунг 2012 , с. 491.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 288.
- ^ Jump up to: а б с д и Барсанти 1901 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бейкер 2008 , с. 482.
- ^ Лепроон 2013 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Петри 1917 , с. 18 и с. 63.
- ^ Jump up to: а б Лепроон 2013 , с. 41, сноска 65.
- ^ Jump up to: а б с д Бейкер 2008 , стр. 482–483.
- ^ Мариетта 1864 , с. 15.
- ^ Гардинер 1959 , пл. II и столбец III номер. 25.
- ^ фон Бекерат 1999 , стр. 60–61, король нет. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и Канавати 2001 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б Зиглер в работе Аллена и др. 1999 , стр. 361–362, «123. Банка с именем короля Униса».
- ^ Вернер 2001a , стр. 410–411.
- ^ Петри 1907 , с. 84 и рис. 49 с. 82.
- ^ Портер, Мосс и Берни 1951 , с. 390.
- ^ Гуидотти 1991 , с. 82, нет. 18.
- ^ Ваза Унаса 2015 .
- ^ Touring Club Italiano 1993 , с. 352.
- ^ Каталог Бруклинского музея 2015 .
- ^ Брантон 2015 .
- ^ Цифровой Египет 2000 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гримал 1992 , с. 80.
- ^ Бод 1999 , с. 563.
- ^ Бод 1999 , с. 489.
- ^ Бод 1999 , с. 545.
- ^ Уильямс 1981 , с. 31.
- ^ Ондерка 2009 , стр. 166.
- ^ Бод 1999 , с. 422.
- ^ Шмитц 1976 , с. 31 и 89.
- ^ Ондерка 2009 , стр. 150 и стр. 167–170.
- ^ Ондерка 2009 , стр. 149–150.
- ^ Манро 1993 , стр. 20–33.
- ^ Бод 1999 , стр. 580–582.
- ^ Jump up to: а б Ондерка 2009 , стр. 170.
- ^ Бод 1999 , с. 519.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 64.
- ^ Бод 1999 , с. 499.
- ^ Бод 1999 , стр. 496–497.
- ^ Бод 1999 , стр. 564–565.
- ^ Jump up to: а б с Бод 1999 , стр. 410–411.
- ^ Jump up to: а б Борхардт 1913 , Блатт 45.
- ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , с. 86, рис. 57.
- ^ Jump up to: а б Петри 1907 , с. 82.
- ^ Хейс 1978 , с. 58.
- ^ Манро 1993 , с. 8 и далее.
- ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , с. 85, рис. 56 и с. 86 рис. 57.
- ^ Jump up to: а б Бейкер 2008 , с. 483.
- ^ Рихтер 2013 .
- ^ Райс 1999 , с. 173.
- ^ Вернер 2001a , с. 411.
- ^ Вернер 2001a , с. 416.
- ^ Канавати и Абд-ар-Разик 2000 .
- ^ Вернер 2001a , с. 412.
- ^ Струдвик 2005 , с. 133, нет. 48.
- ^ Сете 1903 , запись 69.
- ^ Малек 2000a , с. 106.
- ^ Хейс 1978 , с. 67.
- ^ Ваксманн 1998 , с. 12 и стр. 18.
- ^ Jump up to: а б с Малек 2000а , с. 105.
- ^ Стивенсон Смит 1971 , с. 189.
- ^ Лихтейм 1973 , стр. 18–23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вернер 2001b , с. 590.
- ^ Стивенсон Смит 1971 , с. 188.
- ^ Ландстрем 1970 , стр. 62, рис.
- ^ Ленер 1997 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с Фишер 1975 .
- ^ Ленер 1997 , стр. 142–144.
- ^ Додсон 1995 , стр. 38–39.
- ^ Хавасс и Вернер 1996 , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б Зиглер в работе Аллена и др. 1999 , стр. 360, «122. Голодающий бедуин».
- ^ Кулон 2008 , с. 2.
- ^ Стивенсон Смит 1971 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с Малек 2000а , с. 103.
- ^ Бейкер 2008 , с. 461.
- ^ Бауд и Добрев 1995 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Джеффрис 2001 , с. 373.
- ^ Малек 2000a , с. 104.
- ^ Альтенмюллер 2001 , с. 602.
- ^ Бауд и Добрев 1995 , стр. 55–58.
- ^ Годикке 1971 , с. 155.
- ^ Вернер 2001a , стр. 408–409.
- ^ Вернер 2001a , с. 409.
- ^ Jump up to: а б Дорман 2015 .
- ^ Jump up to: а б с Альтенмюллер 2001 , с. 601.
- ^ Вернер 2001b , с. 589.
- ^ Вернер 2003 , с. 84.
- ^ Аллен и Дер Мануэлян 2005 , стр. 7–8, Функция текстов пирамид.
- ^ Арье Тобин 2001 , с. 471.
- ^ Арье Тобин 2001 , с. 470.
- ^ Окинга 2010 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ленер 1997 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Гримал 1992 , с. 118, табл. 3.
- ^ Ленер 1997 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д Ленер 1997 , с. 155.
- ^ Вернер 2001d , с. 334.
- ^ Jump up to: а б Ленер 1997 , стр. 154–155.
- ^ Jump up to: а б Аллен 2001 , с. 95.
- ^ Клейтон 1994 , с. 63.
- ^ Вернер 2001c , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с д Ленер 1997 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Оукс и Галин 2002 , с. 94.
- ^ Ленер 1997 , с. 95.
- ^ Ленер 1997 , стр. 32–33.
- ^ Аллен 2001 , с. 96.
- ^ Бадж 1988 , с. 323.
- ^ Тексты музыкальных песен 2015 , тексты песен Nile Unas Slayer Of The Gods.
- ^ Jump up to: а б Петри, 1917 г. , фото IX и стр. 34, см. скарабеев .
- ^ Альтенмюллер 1974 , стр. 3–4.
- ^ Моралес 2006 , с. 314.
- ^ Мусса 1971 .
- ^ Мусса и Альтенмюллер 1975 .
- ^ Годике 1971 .
- ^ Малек 2000b , с. 257.
- ^ Малек 2000b , стр. 250–251.
- ^ Малек 2000b , с. 256.
- ^ Ньюберри 2003 , Табличка IV. Скарабеи 32, 33 и 34.
- ^ Онлайн-каталог МИД 2015 .
- ^ Онлайн-каталог ММА 2015 .
- ^ Гундлах 2001 , с. 375.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс; Аллен, Сьюзен; Андерсон, Джули; Арнольд, Арнольд; Арнольд, Доротея; Черпион, Надин; Дэвид, Элизабет; Грималь, Николас; Гримски, Кристофер; Хавасс, Захи; Хилл, Марша; Джон, Питер; Лабе-Туте, Софи; Лабрус, Одран; Лауэр, Жан-Филипп; Леклан, Жан; Дер Мануэлян, Питер; Миллет, Северная Каролина; Оппенгейм, Адела; Крейг Патч, Диана; Пищикова Елена; Риго, Патрисия; Рериг, Кэтрин Х.; Вильдунг, Дитрих; Зиглер, Кристиана (1999). Египетское искусство в эпоху пирамид . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-8109-6543-0 . OCLC 41431623 .
- Аллен, Джеймс (2001). «Тексты пирамид». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 95–98. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Аллен, Джеймс; Дер Мануэлян, Питер (2005). Тексты древнеегипетских пирамид . Письма Древнего мира. Том. 23. Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-182-7 .
- Альтенмюллер, Хартвиг (1974). «Об обожествлении короля Унаса в Древнем царстве» . Исследования древнеегипетской культуры (на немецком языке). 1 :1-18.
- Альтенмюллер, Хартвиг (2001). «Старое царство: Пятая династия». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 597–601. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Арье Тобин, Винсент (2001). «Мифы: Мифы о сотворении мира». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 469–472. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Арнольд, Доротея (19 июля 1999 г.). «Хронология Старого Королевства и список королей» . Метрополитен-музей . Проверено 7 февраля 2015 г.
- Бейкер, Даррелл (2008). Энциклопедия фараонов . Том. I - Додинастический период до Двадцатой династии 3300–1069 гг. до н.э. Стейси Интернэшнл. ISBN 978-1-905299-37-9 .
- Барсанти, Алессандро (1901). «Отчеты г-на Александра Барсанти о расчистках, проведенных вокруг пирамиды Унаса в 1899–1901 годах». Анналы Службы древностей Египта, Том II (на французском языке). Каир: Типография Французского института восточной археологии. стр. 244–257. ISSN 1687-1510 . OCLC 1189841 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Бод, Мишель (1999). Царская семья и власть в Древнем Египетском царстве. Том 2 (PDF) . Учебная библиотека 126/2 (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-2-7247-0250-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года.
- Бод, Мишель; Добрев, Василий (1995). «Новые летописи Древнеегипетской империи. «Палермский камень» VI династии» (PDF) . Бюллетень Французского института восточной археологии (на французском языке). 95 :23–92. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года.
- Беккерат, Юрген (1999). Справочник египетских королевских имен . Мюнхенские египтологические исследования, выпуск 49 (на немецком языке). Майнц: Филип фон Заберн. ISBN 978-3-8053-2591-2 .
- Борхардт, Людвиг (1913). Погребальный памятник королю Саху-Ре (на немецком языке). Том (Том 2): Фрески: листы иллюстраций. Лейпциг: Хинрикс. ISBN 978-3-535-00577-1 .
- «Фрагментарная баночка с мазью с надписью для Унаса» . Интернет-база данных Бруклинского музея . Проверено 1 апреля 2015 г.
- Брантон, Гай (2015). "Ваза UC13258 Унас" . Онлайн-каталог музея Петри . Проверено 21 февраля 2015 г.
- Бадж, Эрнест Альфред Уоллис (1988). От фетиша к Богу в древнем Египте (Перепечатка. Первоначально опубликовано: Лондон: Oxford University Press, изд. 1934 г.). Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-25803-4 .
- Клейтон, Питер (1994). Хроника фараонов . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05074-3 .
- Кулон, Лоран (2008). "Голод" . Кафедра ближневосточных языков и культур. Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Калифорнийский университет – Лос-Анджелес . Проверено 4 марта 2015 г.
- Додсон, Эйдан (1995). Монархи Нила . Лондон: Рубикон Пресс. ISBN 978-0-948695-21-6 .
- Додсон, Эйдан; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Thames & Hudson Ltd. Лондон: ISBN 978-0-500-05128-3 .
- Дорман, Питер (2015). «5-я династия (ок. 2465–ок. 2325 до н. э.)» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 23 февраля 2015 г.
- «Унас» . Цифровой Египет для университетов . 2000 . Проверено 21 февраля 2015 г.
- Фишер, Генри (1975). «Два волнующих биографических фрагмента, представляющих исторический интерес». Журнал египетской археологии . 61 : 33–37. дои : 10.1177/030751337506100104 . S2CID 192254681 .
- Гардинер, Алан (1959). Королевский каноник Турина . Институт Гриффита. OCLC 21484338 .
- Гедике, Ганс (1971). Повторно использованные блоки пирамиды Аменемхета I в Лиште . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, Египетская экспедиция. ISBN 978-0-87099-107-3 .
- Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Перевод Шоу, Ян. Оксфорд: издательство Блэквелла. ISBN 978-0-631-19396-8 .
- Гуидотти, М. Кристина (1991). Вазы от протодинастической эпохи до Нового царства . Каталоги итальянских музеев и галерей (на итальянском языке). Рим: Полиграфический институт и Государственный монетный двор: Государственная библиотека. ISBN 978-88-240-0177-9 .
- Гундлах, Рольф (2001). «Храмы». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Издательство Оксфордского университета. стр. 363–379. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Хавасс, Захи ; Вернер, Мирослав (1996). «Недавно обнаруженные блоки дамбы Сахуре (археологический отчет)». Объявления Немецкого археологического института. Каирский департамент (MDAIK) . 52 : 177–186.
- Хавасс, Захи; Сенусси, Ашраф (2008). Керамика Древнего Королевства из Гизы . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-305-986-6 .
- Хейс, Уильям (1978). Скипетр Египта: предыстория изучения египетских древностей в Метрополитен-музее. Том. 1. От древнейших времен до конца Среднего царства . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . OCLC 7427345 .
- Хорнунг, Эрик; Краусс, Рольф; Уорбертон, Дэвид, ред. (2012). Древнеегипетская хронология . Справочник востоковедения. Лейден, Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-11385-5 . ISSN 0169-9423 .
- Джеффрис, Дэвид Г. (2001). "Мемфис". В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Издательство Оксфордского университета. стр. 373–376. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Канавати, Нагиб (2001). «Никауисеси, пересмотр системы датировки Древнего Царства» (PDF) . Информационный бюллетень Фонда Рандла египетской археологии . 75 .
- Канавати, Нагиб; Абд-ар-Разик, Махмуд (2000). Кладбище Тети в Саккаре, Том VI: Могила Никауисеси . Австралийский центр египтологии; Отчеты. Том. 14. Уорминстер: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-819-5 .
- Лабрус, Одран; Лауэр, Жан Филипп; Леклан, Жан (1977). Верхний храм погребального комплекса короля Унаса . Учебная библиотека, том 73. Каир: Французский институт восточной археологии в Каире. OCLC 5065554 .
- Ландстрем, Бьёрн (1970). Корабли фараонов: 4000 лет египетского судостроения . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. OCLC 108769 .
- Ленер, Марк (1997). Полные пирамиды . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05084-2 .
- Лепроон, Рональд Дж. (2013). Великое имя: древнеегипетский царский титул . Сочинений древнего мира нет. 33. Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-736-2 .
- Лихтейм, Мириам (1973). Древнеегипетская литература. Том 1: Старое и Среднее Царства . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02899-9 .
- Ллойд, Алан (2010). Ллойд, Алан (ред.). Спутник Древнего Египта. Том I. Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-5598-4 .
- Малек, Яромир (2000a). «Старое царство (ок. 2160-2055 гг. до н.э.)». В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Малек, Яромир (2000b). «Правители Старого Королевства как «местные святые» в районе Мемфита». В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году (PDF) . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 241–258. ISBN 978-80-85425-39-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2011 г.
- Мариетта, Огюст (1864). «Стол Саккара» . Revue Archéologique (на французском языке). 10 . Париж: 168–186 и табл. 17.
- «Интернет-коллекция. Скарабей, Унас» . Метрополитен-музей . Проверено 11 марта 2015 г.
- Моралес, Антонио Дж. (2006). «Следы официального и народного почитания Нюсерры Ини в Абусире. Поздняя пятая династия в Поднебесную». В Барте, Мирослав; Коппенс, Филип; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2005 году, Материалы конференции, состоявшейся в Праге (27 июня – 5 июля 2005 г.) . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 311–341. ISBN 978-80-7308-116-4 .
- Мусса, Ахмед Махмуд (1971). «Стела из Саккары семьи, поклоняющейся культу короля Унаса». Объявления Немецкого археологического института Каирского отделения (MDAIK) . 27 :81–84.
- Мусса, Ахмед Махмуд; Альтенмюллер, Хартвиг (1975). «Памятник культу короля Унаса конца XII династии». Объявления Немецкого археологического института Каирского отделения (MDAIK) (на немецком языке). 31 :93-97.
- Манро, Питер (1993). Кладбище Унас Северо-Запад (на немецком языке). Майнц на Рейне: фон Цаберн. OCLC 66014930 .
- «Скарабей по имени Унас» . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 11 марта 2015 г.
- Окинга, Бойо Г. (2010). «Мемфисское богословие – его цель и дата». В Вудсе, Александра; Макфарлейн, Энн; Биндер, Сюзанна (ред.). Египетская культура и общество: исследования в честь Нагиба Канавати . Анналы Службы египетских древностей : Тетрадь 38, том II. Каир: Высший совет древностей Египта. стр. 99–117. OCLC 705718659 .
- Ньюберри, Перси (2003). Древнеегипетские скарабеи и цилиндрические печати: Коллекция Тиминса . Лондон: Кеган Пол Интернэшнл. ISBN 978-0-7103-0944-0 .
- Текст песни Nile Unas Slayer Of The Gods . Проверено 23 марта 2015 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - Оукс, Лорна; Галин, Люсия (2002). Древний Египет: Иллюстрированный справочник по мифам, религиям, пирамидам и храмам Земли фараонов . Нью-Йорк: Дом Гермеса. ISBN 978-1-84309-429-6 .
- Ондерка, Павел (2009). Могила Унисанха в Саккаре и Чикаго (Диплом). Карлов университет в Праге , Чешский институт египтологии.
- Петри, Флиндерс (1907). История Египта. I. С древнейших времен до XVI династии (Шестое изд.). ОСЛК 27060979 .
- Петри, Флиндерс (1917). Скарабеи и цилиндры с именами, иллюстрированные египетской коллекцией Университетского колледжа Лондона . Публикации Британской школы археологии в Египте, 29. Лондон: Школа археологии в Египте. ОСЛК 3246026 .
- Портер, Берта; Мосс, Розалинда; Берни, Этель (1951). Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин. VII, Нубия, пустыни и за пределами Египта (PDF) (переиздание 1995 г.). Оксфорд: Институт Гриффита. ISBN 978-0-900416-04-0 .
- Райс, Майкл (1999). Кто есть кто в Древнем Египте . Рутледж Лондон и Нью-Йорк. ISBN 978-0-203-44328-6 .
- Рихтер, Барбара (2013). «Рельефы Фестиваля Сед Старого Королевства» . Документ, представленный на ежегодном собрании 58-го ежегодного собрания Американского исследовательского центра в Египте, отель Wyndham Toledo, Толедо, Огайо, 20 апреля 2007 г. Проверено 24 февраля 2015 г.
- Шмитц, Беттина (1976). Исследования названия S3-NJŚWT «Королевский сын» . Печатные диссертации Хабельта: серия египтологии, выпуск 2 (на немецком языке). Бонн: Хабельт. ISBN 978-3-7749-1370-7 .
- Сете, Курт Генрих (1903). Документы Старого Королевства (на немецком языке). Статья в Википедии: Документы Древнего Королевства . Лейпциг: Дж. К. Хинрихс. OCLC 846318602 .
- Стивенсон Смит, Уильям (1971). «Старое царство в Египте» . В Эдвардсе, IES; Гэдд, CJ; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история, Vol. 2, Часть 2: Ранняя история Ближнего Востока . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 145–207. ISBN 978-0-521-07791-0 .
- Струдвик, Найджел К. (2005). Тексты эпохи пирамид . Письма Древнего мира (книга 16). Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-680-8 .
- Флоренция и ее провинция . Путеводитель TCI Milano по Италии: Touring Club Italiano. 1993. ISBN 978-88-365-0533-3 .
- «Ваза с именем короля Унаса» . Глобальный египетский музей . Проверено 21 февраля 2015 г.
- Вернер, Мирослав (2001а). «Археологические заметки о хронологии 4-й и 5-й династий» (PDF) . Восточный архив . 69 (3): 363–418.
- Вернер, Мирослав (2001б). «Старое Королевство: Обзор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Издательство Оксфордского университета. стр. 585–591. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Вернер, Мирослав (2001c). «Пирамида». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Издательство Оксфордского университета. стр. 87–95. ISBN 978-0-19-513823-8 .
- Вернер, Мирослав (2001г). Пирамиды: тайна, культура и наука великих памятников Египта . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1703-8 .
- Вернер, Мирослав (2003). Абусир: Царство Осириса . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-424-723-1 .
- Ваксманн, Шелли (1998). Морские корабли и мореплавание в Леванте бронзового века . Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-0-89096-709-6 .
- Уильямс, Брюс (1981). Уолстен, Дэвид (ред.). «Часовни-гробницы Нетджер-Юзера и Унис-Анха». Вестник Полевого музея естественной истории . Чикаго: 26–32.
