Птах
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2017 г. ) |
Птах | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Птах в форме мумифицированного человека (за исключением рук и лица), стоящего на символе Маат и держащего скипетр или посох, на котором изображены комбинированные символы анх-джед-вас. | |||||
Имя иероглифами |
| ||||
Главный культовый центр | Мемфис | ||||
Символ | столб джед , бык | ||||
Родители | нет (созданный самостоятельно или не созданный) | ||||
Супруга | Сехмет и Баст | ||||
Потомство | Нефертем , Маахес (в некоторых мифах), Имхотеп (в более поздних вымышленных рассказах), Анат . позже |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Птах / ˈ t ɑː / [1] ( Древний египтянин : ptḥ , реконструированный [piˈtaħ] ; древнегреческий : Φθά ; коптский : ⲡⲧⲁϩ ; финикийский : 𐤐𐤕𐤇, [2] латинизировано: ptḥ) [3] [примечание 1] древнеегипетское божество , бог-творец [4] и божество- ремесленников архитекторов и покровитель . В триаде Мемфиса . муж Сехмет и отец Нефертем он — Его также считали отцом мудреца Имхотепа .
Происхождение и символика
[ редактировать ]
Птах — египетский бог-творец , который задумал мир и создал его с помощью творческой силы речи. В гимне Птаху, относящемуся к двадцать второй династии Египта, говорится, что Птах «сотворил мир по замыслу своего сердца», а в камне Шабака двадцать пятой династии говорится, что Птах «дал жизнь всем богам и их каш тоже, через это сердце и этот язык». [5]
Эпитеты
[ редактировать ]Он носит множество эпитетов , описывающих его роль в древнеегипетской религии и ее значение в обществе того времени:
- Птах, породитель первого начала
- Птах, повелитель истины
- Птах владыка вечности
- Птах, слушающий молитвы
- Птах церемониймейстер
- Птах мастер правосудия
- Птах Бог, который сделал себя Богом
- Птах - двойное существо
- Птаха красивое лицо
Представления и ипостаси
[ редактировать ]Как и многие божества древнего Египта, он принимает множество форм, через один из своих особых аспектов или через синкретизм древних божеств региона Мемфита. Его популярность, которую иногда изображали в виде голого и уродливого гнома, продолжала расти в Поздний период . Часто связанный с богом Бесом , его поклонение затем вышло за пределы Египта и распространилось по всему Восточному Средиземноморью . Благодаря распространению финикийцами , мы находим фигурки Птаха в Карфагене .
Птах обычно изображается в облике человека с зеленой кожей, заключенного в прилипший к коже саван, с божественной бородой и держащего скипетр, сочетающий в себе три могущественных символа древнеегипетской религии:
Эти три объединенных символа обозначают три творческие силы бога: силу (вас), жизнь (анкх) и стабильность (джед).

Из Старого Королевства он быстро впитывает облик Сокара и Татенена , древних божеств региона Мемфита. Его форма Сокара находится в белом саване с короной Атеф , атрибутом Осириса . этом качестве он представляет божество-покровитель некрополя и других известных мест , Саккара В где были построены царские пирамиды. Постепенно он сформировал вместе с Осирисом новое божество по имени Птах-Сокар-Осирис. Статуэтки, представляющие человеческую форму, получеловеческую, полуястребью форму или просто чистую соколиную форму нового божества, стали систематически помещать в гробницы, чтобы сопровождать и защищать умерших в их путешествии на Запад.
Его форма Татенен представлена молодым и энергичным мужчиной в короне с двумя высокими перьями, окружающими солнечный диск. Таким образом, он олицетворяет подземный огонь, который грохочет и поднимает землю. Как такового его особенно почитали слесари и кузнецы, но его одинаково боялись, поскольку именно он вызывал землетрясения и сотрясения земной коры. В этой форме Пта также является церемониймейстером Хеб Седа , церемонии, традиционно свидетельствующей о первых тридцати годах правления фараона.
Бог Птах мог соответствовать солнечным божествам Ре или Атону в период Амарны , где он воплощал божественную сущность, которой вскормили бога Солнца, чтобы он появился на свет, то есть родился, согласно Мемфисской мифологической/теологической тексты. В святая святых своего храма в Мемфисе, а также на своей огромной священной лодке он ездил в процессии, чтобы регулярно посещать этот регион во время больших праздников. Птаха также символизировали две птицы с человеческими головами, украшенными солнечными дисками, символами души бога Ре: Ба. [ сломанный якорь ] . Два Ба идентифицируются как боги-близнецы Шу и Тефнут и связаны с колонной джед в Мемфисе. [6]
Наконец, Птах воплощается в священном быке Аписе . Священное животное, которое часто называют вестником Ра , является связующим звеном с богом Ра из Нового царства . Ему даже поклонялись в Мемфисе, вероятно, в самом сердце великого храма Птаха, а после смерти животного он был похоронен со всеми почестями, подобающими живому божеству, в Серапеуме Саккары .
Ученые [ ВОЗ? ] также ассоциировали Птаха с мандейским ангелом Птахилом за пределами Египта из-за их несколько схожих черт и близкородственных имен. [7]

Развитие культа
[ редактировать ]
Культ бога Птаха быстро распространился по всему Египту. Что касается крупных королевских проектов Старого царства, первосвященники Птаха пользовались особым спросом и работали совместно с визирем , выполняя роль главных архитекторов и мастеров-ремесленников, ответственных за украшение королевских погребальных комплексов.
В Новом царстве культ бога развивался по-разному, особенно в Мемфисе, его родине, а также в Фивах , где работники царских гробниц почитали его как покровителя ремесленников. По этой причине часовня Птаха, слушающего молитвы, была построена недалеко от места Дейр-эль-Медины , деревни, где размещались рабочие и ремесленники. В Мемфисе роль заступника перед людьми особенно проявилась в облике ограды , защищавшей святилище бога . На стенах были вырезаны большие уши, символизирующие его роль бога, слушающего молитвы .
С приходом Девятнадцатой династии его культ вырос, и он стал одним из четырех великих божеств империи Рамсеса. ему поклонялись В Пи-Рамсесе как ведущему церемоний и коронаций.
С Третьим промежуточным периодом Птах вернулся в центр монархии, где коронация фараона в его храме снова состоялась . Птолемеи . продолжили эту традицию, и первосвященники Птаха тогда все больше ассоциировались с царской семьей, а некоторые даже женились на принцессах царской крови, что ясно указывает на выдающуюся роль, которую они играли при дворе Птолемеев
Основные места поклонения
[ редактировать ]Храм, посвященный | Расположение |
---|---|
Птах | Пи-Рамзес |
Птах | Мемфис |
Птах | Карнак (Фивы) |
Птах | Герф Хусейн ( Нубия ) |
Птах, который находится к югу от своей Стены | Мемфис |
Птах, слушающий молитвы | Мемфис |
Птах, слушающий молитвы | Дейр-эль-Медина (Фивы) |
Птах, повелитель истины | Абу-Симбел (Нубия) |
Птах-Сочар | Абидос |
Птах-Сочар | Ком эль-Хеттан ( Фивы ) |
Галерея
[ редактировать ]- Фрагмент рельефа с изображением Именет, Птаха и Аменхотепа I ; 1569–1081 гг. до н. э.; известняк; 21 × 17,5 см; Музей искусств округа Лос-Анджелес (США)
- Поврежденная статуя Рамзеса II с Птахом; 1292–1189 гг. до н. э.; гранит; Мемфисский музей под открытым небом (Египет)
- статуя Птаха; 1070–712 гг. до н. э.; бронза, сусальное золото и стекло; высота: 29,5 см; Метрополитен-музей
- Древнеегипетский культовый образ Птаха; 945–600 до н. э.; лазурит; высота фигуры: 5,2 см, высота помоста: 0,4 см; Метрополитен-музей
- Глава Птаха; конец VIII – середина VII века до н. э.; известняк; высота: 1,58 см; Метрополитен-музей
- Глава Птаха; 664–525 гг. до н.э.; фаянс с сине-зеленой и черной глазурью; высота: 3,5 см, ширина: 2,1 см, глубина: 3 см; Художественный музей Уолтерса ( Балтимор , США)
- Стоящая фигура Птаха; 664–332 гг. до н.э.; фаянс; высота: 9,7 см; Метрополитен-музей
- Птах-Патек; IV – III века до н.э.; фаянс; высота: 8,5 см, ширина: 7,3 см, толщина: 3,1 см; Лувр
Наследие
[ редактировать ]Считалось, что Мемфис находится под защитой бога Птаха, покровителя ремесленников. Его великий храм Хут-ка-Птах (что означает «Ограждение ка Птаха») был одним из самых выдающихся сооружений в городе. Это слово вошло в древнегреческий язык как Αἴγυπτος ( Aiguptos ), которое вошло в латынь как Aegyptus , которое развилось в среднефранцузский Egypte и, наконец, было заимствовано в английский язык сначала как Egipte в среднеанглийском языке и в конечном итоге как Egypt .
Птах — одно из божеств, упомянутых в Джузеппе Верди опере «Аида ». Его вызывают в припеве «Possente Fthà» («О Могучий Пта») в первом акте, сцена 2; этот припев повторяется как «Immenso Fthà» («Огромный Пта») в конце оперы, когда умирают главные герои Аида и Радамес.
5011 Птах — астероид, названный в честь египетского бога.
См. также
[ редактировать ]- Котар-ва-Хасис - угаритский, египетский и финикийский бог-ремесленник.
- Птахил – Утра (ангельское существо) в мандеизме.
- Вишвакарма – индуистский архитектор богов
Примечания
[ редактировать ]- ^ В записи о Птахе в «Циклопедии библейской, теологической и церковной литературы» также отмечается, что это имя также может быть переведено как Фта.
Видеть: Маклинток, Джон; Стронг, Джеймс, ред. (1867–1887). «Пта или Пта» . Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы . Том. VIII. Пет-Ре --. Нью-Йорк: Харпер и братья . ISBN 9780837017464 . OCLC 682445427 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Птах» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года.
- ^ СНГ I 111
- ^ Древний Египет, лингвистическое введение, стр. 34.
- ^ Аллен, Джеймс П. (1988). Бытие в Египте: философия древнеегипетских отчетов о сотворении мира . Йельское египтологическое исследование. стр. 38–41
- ^ Аллен, Джеймс П. (1988). Бытие в Египте: философия древнеегипетских отчетов о сотворении мира . Йельское египтологическое исследование. стр. 38–41
- ^ См. Дж. Берландини , Вклад в изучение мемфитского столба-джеда , стр. 23-33 и табл. 1 А и пл. 2А
- ^ Такер, Томас (апрель 1956 г.). «Взаимоотношения семитской и египетской глагольных систем» . Журнал Королевского азиатского общества . 88 (1–2). Издательство Кембриджского университета : 102–103. дои : 10.1017/S0035869X00114728 . S2CID 162288496 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс П. Бытие в Египте: философия древнеегипетских отчетов о сотворении мира . Нью-Хейвен, 1988 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ганн, Баттискомб Дж . Инструкция Птах-Хотепа и инструкция Ке'Гемни: древнейшие книги в мире . 1998 года Книги Google
- Ротёлер, Бенедикт. Новые мысли о памятнике мемфисскому богословию . Гейдельберг, 2006 г. www.ub.uni-heidelberg.de/archiv/7030
- Сэндман Холмберг, майор. Бог Птах . CWK Глируп, 1946 г.
- Томпсон, Дороти Дж . Мемфис при Птолемеях, второе издание . Принстон, 2012.
- Зиви, Ален-Пьер. Мемфис и его некрополи в Новом царстве . Издания CNRS, 1988 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Птахом, на Викискладе?