Тайны Исиды
Мистерии Исиды представляли собой религиозные обряды инициации, в культе египетской совершавшиеся богини Исиды в греко-римском мире . Они были созданы по образцу других мистерийных обрядов , в частности, Элевсинских мистерий в честь греческих богинь Деметры и Персефоны , и возникли где-то между третьим веком до нашей эры и вторым веком нашей эры . Несмотря на свое преимущественно эллинистическое происхождение, мистерии отсылали к верованиям древнеегипетской религии , в которой возникло поклонение Изиде, и, возможно, включали в себя аспекты египетских ритуалов. Хотя Изиде поклонялись во всем греко-римском мире, известно, что таинственные обряды практиковались лишь в нескольких регионах. В районах, где они практиковались, они служили укреплению приверженности преданных культу Исиды, хотя от них не требовалось поклоняться исключительно ей , и преданные могли подняться в иерархии культа, пройдя инициацию. Считалось также, что эти обряды гарантируют, что душа посвященного с помощью богини продолжит после смерти пребывать в блаженном состоянии. загробная жизнь .
Многие тексты Римской империи относятся к тайнам Исиды, но единственным источником их описания является художественное произведение, роман « Золотой осел» , написанный во втором веке нашей эры Апулеем . В нем посвященный подвергается тщательному ритуальному очищению перед тем, как спуститься в самую внутреннюю часть храма Исиды, где он переживает символическую смерть и возрождение и испытывает интенсивный религиозный опыт , видя богов лично.
Некоторые аспекты мистерий Исиды и других мистических культов, особенно их связь с загробной жизнью, напоминают важные элементы христианства . Вопрос о том, повлияли ли они на христианство, является спорным, и доказательства неясны; некоторые ученые сегодня объясняют сходство общим культурным прошлым, а не прямым влиянием. Напротив, рассказ Апулея имел прямое влияние в наше время. Благодаря его описанию тайны Исиды повлияли на многие художественные произведения и современные братские организации , а также на широко распространенное мнение, что сами древние египтяне имели сложную систему таинственных посвящений.
Происхождение [ править ]
Греческие прецеденты и египетские
Греко-римские мистерии представляли собой добровольные тайные ритуалы инициации . [2] Они посвящались определенному божеству или группе божеств. и использовали различные интенсивные переживания, такие как ночная темнота, прерываемая ярким светом, или громкая музыка или шум, которые вызывали состояние дезориентации и сильные религиозные переживания . Некоторые из них содержали загадочные символы . Посвященным не полагалось обсуждать детали того, что они пережили, и современное понимание этих обрядов ограничено этой секретностью. [3] Самыми престижными мистериями в греческом мире были Элевсинские посвящения, посвященные богине Деметре , которые проводились в Элевсине недалеко от Афин , по крайней мере, с шестого века до нашей эры. [4] до конца четвертого века нашей эры. [5] Они сосредоточились на поисках Деметрой своей дочери Персефоны . Элевсинские посвященные проходили в темный зал Телестерион и подвергались ужасающим зрелищам, прежде чем войти в комнату, ярко освещенную огнем. Там иерофант , председательствовавший на церемонии, выкрикнул загадочное объявление, которое, возможно, намекало на рождение бога Плутона , и продемонстрировал предметы, олицетворявшие власть Деметры над плодородием , такие как сноп пшеницы. [6]
В мистериях бога Диониса , которые проводились во многих местах греческого мира, участники пили и танцевали на безумных ночных празднествах. [7] Дионисийские торжества были каким-то образом связаны с орфизмом — группой мистических представлений о природе загробной жизни . [8]
Изначально Исида была богиней древнеегипетской религии , которая не включала в себя мистерии греческого стиля, хотя и содержала элементы, напоминающие элементы более поздних греческих мистерий. [9] Фараоны подвергались посвящению, связанному с обрядами их коронации , во время которых, как говорили, они имели тесный контакт с богами. [10] Священники также могли пройти какую-либо церемонию посвящения, связанную со специальными религиозными знаниями или подготовкой, необходимой для их должностей. [11] [12] Древние египетские погребальные тексты содержали знания о Дуате , или подземном мире, которые считались глубоко секретными и, как полагали, позволяли умершим душам достичь приятной загробной жизни. [13] Некоторые египтологи, такие как Ян Ассманн , предположили, что некоторые погребальные тексты также использовались в священнических ритуалах посвящения; Ассманн утверждает, что «посвящение в храмы и культы Египта предвосхитило и прообразило окончательное посвящение в тайны царства мертвых». [14] Другие египтологи оспаривают идею о том, что погребальные тексты когда-либо использовались живыми в ритуалах. [15]
Элементом греческих мистерий, которого не было в Египте, была возможность для обычных людей пройти посвящение. [9] [16] Самые священные ритуалы в египетских храмах совершались высокопоставленными жрецами вне поля зрения общественности, а фестивали представляли собой основную возможность для простолюдинов участвовать в официальных церемониях. [17] Некоторые из этих фестивалей воспроизводили события из египетской мифологии . [18] в частности, фестиваль Хояк в честь Осириса , бога загробной жизни и мифологического мужа Исиды, на котором мифологическая смерть, расчленение и возвращение к жизни Осириса разыгрывались на виду у публики. [19] Греческие писатели называли эти египетские обряды «мистериями». Геродот , греческий историк, писавший в пятом веке до нашей эры, был первым, кто сделал это. Он использовал этот термин для обозначения праздника Хойак, сравнив его с мистериями Диониса, с которыми он был знаком, потому что оба происходили ночью и включали миф, в котором рассматриваемый бог был расчленен. [20] Далее он сказал, что на греческое поклонение Диониса повлияло поклонение Осирису в Египте. [21]
Греческие писатели, пришедшие после Геродота, считали Египет и его жрецов источником всей мистической мудрости. [22] Они утверждали, что многие элементы греческой философии и культуры, [23] включая свои собственные мистериальные обряды, пришли из Египта. [9] Классик Вальтер Буркерт и египтолог Франческо Тирадритти утверждают, что в этих утверждениях есть доля истины, поскольку древнейшие греческие мистерии возникли в седьмом и шестом веках до нашей эры, в то время как Греция развивала более тесные контакты с египетской культурой. Образы загробной жизни, обнаруженные в этих мистериях, возможно, находились под влиянием египетских верований в загробную жизнь . [21] [24]
Распространение культа Исиды [ править ]
Исида была одним из многих негреческих божеств, чьи культы [Примечание 1] распространились за пределы своей родины и стали частью греческой и римской религии в эллинистический период (323–30 гг. до н.э.), когда греческий народ и культура распространились на земли Средиземноморья, и большая часть этих земель была завоевана Римской республикой . [29] [30] Под влиянием греко-римской традиции некоторые из этих культов, в том числе культ Исиды, разработали свои собственные мистериальные обряды. [31] Большая часть культа Исиды включала в себя деятельность, которая была гораздо более публичной, чем мистериальные обряды, такие как поклонение культовым статуям в ее храмах или фестивали на открытом воздухе, такие как Навигиум Исидис . [32] [33] тем не менее ученые часто считают мистерии одной из наиболее характерных черт ее культа. [34]
Культ Исиды развил свои мистерии в ответ на широко распространенное мнение, что греческие мистические культы произошли от Исиды и Осириса в Египте. [9] Как выразился классик Мигель Джон Верлсуис: «Для греков образ Египта как древнего и религиозного мира был настолько силен, что они не могли не представить Исиду как таинственную богиню». [35] Поклонники Исиды, возможно, адаптировали аспекты египетского ритуала к модели Элевсинских мистерий, возможно, включив также дионисийские элементы. Конечный продукт показался бы грекам подлинным египетским предшественником греческих мистерий. [9] [36] Многие греко-римские источники утверждают, что эти обряды придумала сама Исида. [37]
Ученые расходятся во мнениях относительно того, возникли ли мистерии до времен Римской империи , поскольку свидетельства о них эллинистического периода неоднозначны. [38] Однако они могли появиться еще в начале третьего века до нашей эры, после того как греческая династия Птолемеев взяла под свой контроль Египет. Птолемеи пропагандировали культ бога Сераписа , который включал в себя черты Осириса и греческих божеств, таких как Дионис и бог подземного мира Плутон . Культ Исиды был соединен с культом Сераписа. Она также была переосмыслена, чтобы напоминать греческих богинь, особенно Деметру, сохраняя при этом многие из своих египетских характеристик. Мистерии Исиды, созданные по образцу мистерий Деметры в Элевсине, могли быть разработаны в то же время. [39] По словам греческого историка Плутарха и римского историка Тацита , человек по имени Тимофей, член семьи Эвмолпидов , курировавший Элевсинские мистерии, помог утвердить Сераписа в качестве бога-покровителя при дворе Птолемеев. Классик Хайме Альвар предполагает, что Тимофей мог одновременно внести в поклонение Исиде элементы Элевсинских мистерий. [40] Другая возможность состоит в том, что мистерии возникли в самой Греции, где-то после того, как там утвердился культ Исиды и вступил в прямой контакт с обрядами Деметры в Элевсине. [41]
Источники [ править ]
Фрагментарные свидетельства [ править ]
Сведения о тайнах Исиды скудны, хотя некоторую информацию можно почерпнуть из мимолетных упоминаний в надписях и литературных текстах. [42] Одним из возможных ранних указаний является стела из Фессалоники конца второго века до нашей эры, которая связывает Осириса с таинственными обрядами. [43] Другие свидетельства поклонения Исиде в Греции происходят из ареталогий , текстов, восхваляющих богиню. В формулировках ареталогий из Маронии и Андроса , датируемых первым веком до нашей эры, говорится, что Исида давала посвященным священные или тайные письмена. [44] [34] Классик Петра Пакканен говорит, что эти ареталогии доказывают существовавшие к тому времени мистерии Исиды: [44] но Ян Н. Бреммер утверждает, что они связывают Исиду только с Элевсинскими мистериями, а не с ее собственными особыми обрядами. [34] Римский поэт Тибул , также живший в первом веке до нашей эры, ссылается на обеты Исиде, данные ему его любовницей Делией, что может указывать на то, что она была посвященной. [45]
В надписях второго века нашей эры используется такой язык, как эпитет оргия в отношении Исиды, что предполагает, что мистерии Исиды практиковались поблизости. Эти надписи встречаются в таких городах, как Рим и Бриндизи в Италии, Кенхрея и Самос в Греции и Траллес в Малой Азии. [46] Бреммер утверждает, что такие надписи можно найти только в Италии и восточном Средиземноморье и что мистерии практиковались только в этих регионах. [46] тогда как храмы Исиды были найдены во всех провинциях империи. [47] В самом Египте известны только два текста, оба папируса из Оксиринха , которые могут намекать на тайны Исиды. [48]
В одной надписи из Прусы в Вифинии упоминается жрец Исиды по имени Меникетес, который ставил кровати, «запрещенные для мирян», предполагая, что они были каким-то образом связаны с мистериями. [49] хотя вместо этого они могли выполнять какую-то другую ритуальную функцию. [50] Буркерт предположил, что эти кровати были задействованы в каком-то ритуале, связанном с бракосочетанием Исиды и Осириса. [51]
Некоторые образы, встречающиеся в искусстве, могут относиться к тайнам. Циста . , тип корзины, в которой хранились ритуальные предметы в нескольких греческих мистических культах, также использовалась в культе Исиды Рихард Веймирс, классик, утверждает, что изображения приверженцев Исиды, несущих цисты, указывают на то, что они были посвященными. [52] Поборников Исиды часто изображали в мантии с большим узлом на груди, заимствованной из иконографии самой Исиды, а историк искусства Элизабет Уолтерс предполагает, что эта одежда является знаком того, что подвижник был посвященным. [53] В гробнице Тиграна в Ком-эль-Шукафе , недалеко от Александрии, находится изображение человека, несущего пальмовые ветви, которое историк искусства Марджори Венит интерпретировала как изображение нового посвященного, вышедшего из обрядов. [54]
Эллинистические и римские храмы Исиды сильно различались по форме, и хотя некоторые из них содержали подземные помещения, которые, как предполагалось, были местами, где совершались мистерии, доказательства неубедительны. [55] [56] Археолог Уильям Адамс утверждал, что остатки святилища в Каср-Ибриме в Мероитском королевстве , за пределами Римской империи, но недалеко от границы с Римским Египтом , указывают на то, что там практиковались мистерии Исиды. [57]
Описание Апулея [ править ]
и Контекст надежность
Единственное прямое описание тайн Исиды содержится в «Золотом осле» , также известном как «Метаморфозы» , комическом романе конца второго века нашей эры римского автора Апулея . [58]
Главный герой романа — Люциус, человек, волшебным образом превратившийся в осла. В одиннадцатой и последней книге романа Луций, заснув на пляже в Кенхреях в Греции, просыпается и видит полную луну. Он молится луне, используя имена нескольких лунных богинь, известных в греко-римском мире, прося ее вернуть ему человеческий облик. Исида появляется в видении перед Люциусом и объявляет себя величайшей из всех богинь. фестиваль в ее честь, Navigium Isidis Она сообщает ему, что неподалеку проходит , и что праздничная процессия несет с собой гирлянды из роз, которые вернут ему человеческий облик, если он их съест. После того, как Люций снова становится человеком, первосвященник на фестивале заявляет, что Люциус был спасен от несчастий богиней и что теперь он будет свободен от любознательности и потакания своим слабостям, которые втянули его во многие злоключения, которые он пережил. . Люциус присоединяется к местному храму Исиды, становится ее преданным последователем и в конце концов проходит посвящение. [59]
На первый взгляд торжественная преданность Люциуса культу Исиды в этой книге сильно контрастирует с комическими злоключениями, составляющими остальную часть романа. Ученые спорят, предназначен ли этот рассказ для серьезного отражения преданности Люция богине, или это ирония, возможно, сатира на культ Исиды. Те, кто считает это сатирой, указывают на то, как Люциуса заставляют пройти несколько посвящений, каждое из которых требует платы, несмотря на то, что у него мало денег. [60] Хотя многие ученые, пытавшиеся анализировать загадки, основанные на книге, считали ее серьезной, описания могут быть в целом точными, даже если книга носит сатирический характер. [61] Описание Апулеем культа Исиды и его тайн в целом соответствует большинству внешних свидетельств о них. [60] [46] Классик Стивен Харрисон говорит, что это демонстрирует «детальное знание египетского культа, независимо от того, был ли сам Апулей на самом деле посвященным в религию Исиды». [62] В другой своей работе, «Апологии» , Апулей утверждает, что подвергся нескольким посвящениям, хотя конкретно о мистериях Исиды он не упоминает. [63] При написании «Золотого осла» он, возможно, опирался на личный опыт посвящения Исиды. [64] или о других посвящениях, которые он прошел. [63] Несмотря на это, подробное описание, данное в «Золотом осле», может быть скорее идеализированным, чем строго точным, а культы Исиды могли включать в себя множество разновидностей мистических обрядов. В романе фактически упоминаются три различных обряда инициации в двух городах, хотя подробно описан только первый. [65]
Обряды [ править ]
Согласно «Золотому ослу» , инициация «происходила в виде добровольной смерти и спасения, полученного по милости». [66] Только сама Исида могла определить, кого и когда следует инициировать; таким образом, Люциус начинает готовиться к тайнам только после того, как Исида явилась ему во сне. [67] Предположение о том, что Исида, как считалось, непосредственно командовала своими последователями, поддерживается Павсанием , греческим писателем той же эпохи, что и Апулей, который сказал, что никому не разрешалось участвовать в праздниках Исиды в ее святилище в Тифорее без ее приглашения во сне. [68] и надписями, в которых жрецы Исиды пишут, что она призвала их стать ее слугами. [69] В описании Апулея богиня также определяет, сколько посвященный должен заплатить храму, чтобы пройти обряды. [67]
Жрецы при посвящении Люция читали процедуру обряда из ритуальной книги, хранящейся в храме, исписанной «неизвестными знаками», некоторые из которых представляют собой «формы всех видов животных», а другие — витиеватые и абстрактные. [67] Использование книги в ритуальных целях было гораздо более распространено в египетской религии, чем в греческой или римской традиции, и символы в этой книге часто воспринимаются как иероглифы или иератические символы , которые в глазах греческих и римских верующих подчеркивали египетскую сущность. фон обряда и придать ему торжественности. [70] Дэвид Франкфуртер, исследователь древних средиземноморских религий, предполагает, что они сродни намеренно непонятным магическим символам , которые обычно использовались в греко-римской магии . [71]
Перед собственно посвящением Люций должен пройти ряд ритуальных очищений . Жрец купает его, просит у богов прощения от его имени и окропляет водой. [67] Это исповедание и покаяние в прошлых грехах соответствует акценту на целомудрии и другим формам самоотречения, встречающемуся во многих других источниках о культе Исиды. [72] Затем Люцию придется подождать десять дней, воздерживаясь при этом от мяса и вина, прежде чем начнется посвящение. [73] Очистительные ванны были обычным явлением во многих ритуалах греко-римского мира. Мольба о прощении может исходить из клятв, которые должны были принести египетские жрецы, в которых они заявляли о своей свободе от проступков. [74] Окропление водой и воздержание от определенных продуктов, вероятно, происходят от ритуалов очищения, которые египетские жрецы должны были пройти перед входом в храм. [75] Вечером десятого дня Люций получает множество неуказанных подарков от других приверженцев Исиды, прежде чем надеть чистую льняную одежду и войти в самую глубокую часть храма. [67]
Описание того, что происходит дальше, намеренно загадочно. Луций напоминает читателю, что непосвященным не разрешается знать подробности обрядов, прежде чем в расплывчатых выражениях описать свой опыт. [76]
Я подошел к границе смерти и, ступив на порог Прозерпины , прошел сквозь все стихии и вернулся. Посреди ночи я увидел солнце, сверкающее ярким светом, я столкнулся лицом к лицу с богами внизу и богами наверху и воздал им почтение с близкого расстояния. [77]
В серии парадоксов Люций путешествует в подземный мир и на небеса, видит солнце среди тьмы и приближается к богам. [79] Многие люди размышляли о том, как ритуал мог имитировать эти невозможные переживания. Яркое «солнце», о котором упоминает Луций, возможно, было огнём во тьме — явление, которое, как известно, существовало в разгар Элевсинских мистерий. Боги, которых он видел лицом к лицу, возможно, были статуями или фресками божеств. [80] Некоторые ученые полагают, что инициация также повлекла за собой некую реконструкцию смерти Осириса или ссылку на нее, но если это и было так, то в тексте Апулея об этом не упоминается. [81] [82]
Луций выходит из этого переживания утром, и священники одевают его в искусно вышитый плащ. Затем он стоит на помосте с факелом и в короне из пальмовых листьев, «украшенной по подобию Солнца и установленной в облике статуи», как описывает это Апулей. Жрецы отодвигают занавески, чтобы показать Луция толпе его единоверцев. В течение следующих трех дней Люциус наслаждается серией банкетов и священных трапез со своими единоверцами, завершая процесс инициации. [83]
После этого посвящения Луций переезжает в Рим и присоединяется к его главному храму богини, Исеуму Кампенсе . По настоянию новых видений, посланных богами, он проходит еще два посвящения, каждый раз неся больше расходов, например, ему приходится покупать замену плащу, который он оставил в Кенхреях. Эти посвящения не описаны так подробно, как первое. Второй посвящен Осирису и, как говорят, отличается от того, что посвящен Исиде. [84] Апулей называет это «ночными тайнами главного бога», но не приводит других подробностей. [85] Третье посвящение может быть посвящено как Исиде, так и Осирису. Перед этим посвящением Люциусу приходит видение, в котором с ним разговаривает сам Осирис, предполагая, что он является доминирующей фигурой в обряде. [86] В конце романа Осирис допустил Луция на высокое положение в культе, и он уверен, что бог обеспечит ему будущий успех в работе юриста. [87]
Значение [ править ]
Божества и религиозная символика [ править ]
Большинство мистерийных обрядов были связаны с мифами о божествах, на которых они сосредоточивались, и утверждали, что передают посвященным подробности мифов, которые не были широко известны. Несколько греко-римских писателей дали богословские и философские интерпретации. Вдохновленные фрагментарными свидетельствами, современные ученые часто пытались понять, что могли означать эти мистерии для их посвященных. [88] Классик Хью Боуден утверждает, что, возможно, не существовало единой, авторитетной интерпретации обрядов и что «желание идентифицировать утерянную тайну — то, что, как только она будет правильно идентифицирована, объяснит, в чем суть мистического культа, — связано потерпеть неудачу». [89] Он считает попытку прямой встречи с богами, примером которой является кульминация посвящения Люция в «Золотом осле» , как наиболее важная особенность обрядов. [90] Идея встречи с богами лицом к лицу контрастировала с классическими греческими и римскими верованиями. [91] в котором увидеть богов , хотя это и может быть впечатляющим опытом, может быть опасным и даже смертельным. [92] В греческой мифологии, например, вид истинной формы Зевса испепелил смертную женщину Семелу . Однако встреча Луция с богами соответствует тенденции, наблюдавшейся в некоторых религиозных группах римских времен, к более тесной связи между верующими и богами. [91]
«Элементы», через которые проходит Луций при первом посвящении, могут относиться к классическим элементам земли, воздуха, воды и огня, которые, как считалось, составляют мир, или к областям космоса. [93] Ученый-религиовед Панайотис Пачис предполагает, что это слово относится конкретно к планетам в эллинистической астрологии . [94] Астрологические темы появились во многих других культах Римской империи, включая еще один мистический культ, посвященный Митре . [95] В культе Исиды, пишет Пахис, астрологические символы могли отсылать к вере в то, что Исида управляет движением звезд и, таким образом, ходом времени и порядком космоса, верованиями, на которые ссылается Луций, молясь богине. [96]
Древние египетские верования являются одним из возможных источников понимания символики мистерий Исиды. Дж. Гвин Гриффитс , египтолог и ученый-классик, тщательно изучил Книгу 11 « Золотого осла» и ее возможное египетское происхождение в 1975 году. Он указал на сходство между первым посвящением в «Золотом осле» и египетскими верованиями в загробную жизнь, заявив, что посвященный берет на себя роль Осириса, претерпев символическую смерть. По его мнению, образы посвящения относятся к египетскому подземному миру, Дуату. [97] Гриффитс утверждал, что солнце посреди ночи в рассказе Луция о посвящении могло возникнуть под влиянием контрастов света и тьмы в других мистериальных обрядах, но оно произошло главным образом из изображений подземного мира в древнеегипетских погребальных текстах. . Согласно этим текстам, бог солнца Ра каждую ночь проходит через подземный мир и соединяется с Осирисом, чтобы выйти обновленным, как это делают умершие души. [98] Пятеро ученых, написавших в 2015 году комментарий к Книге 11, предупреждают, что образы Солнца и подземного мира могут быть основаны исключительно на греческих и римских прецедентах, и они сомневаются в утверждении Гриффитса о том, что Люциус подвергается мистическому союзу с Осирисом. [99]
По ходу книги, как выразился Валентино Гаспарини, «Осирис явно вырывает из рук Исиды роль Высшего Существа» и заменяет ее центром преданности Луция. [100] Выдающееся положение Осириса в «Золотом осле» согласуется с другими свидетельствами о культе Исиды в Риме, которые предполагают, что он заимствовал темы и образы из египетской погребальной религии и придавал все большее значение Осирису в конце первого и начале второго веков нашей эры. [101] Напротив, Серапис, чья личность во многом совпадала с личностью Осириса и которому часто поклонялись вместе с Исидой, упоминается в тексте только один раз, при описании праздничного шествия. Хайме Альвар считает, что в тексте Серапис и Осирис рассматриваются как отдельные фигуры, тогда как авторы комментария 2015 года сомневаются, что Апулей хотел провести резкое различие между ними. Они отмечают, что Луций обращается к Осирису, используя эпитеты, которые часто давались Серапису. [102] [103] Гаспарини утверждает, что смещение акцента в книге отражает веру в то, что Осирис был высшим существом, а Исида была посредником между ним и человечеством. Эта интерпретация встречается в эссе Об Исиде и Осирисе» Плутарха « , в котором миф об Осирисе анализируется на основе собственной средней платонической философии Плутарха, и Гаспарини предполагает, что Апулей разделял взгляды Плутарха. [100] Стивен Харрисон предполагает, что внезапное переключение внимания с Исиды на Осириса — это просто сатира на грандиозные заявления о религиозной преданности. [104]
Приверженность культу [ править ]
Поскольку не все местные культы Исиды проводили мистериальные обряды, не все ее приверженцы прошли инициацию. [105] И история Апулея, и книга Плутарха « Об Исиде и Осирисе» , в которой кратко упоминаются посвященные Исиды, предполагают, что инициация считалась частью более широкого процесса присоединения к культу и посвящения себя богине. [106] [107]
Культ Исиды, как и большая часть греко-римского мира, не был исключительным ; поклонники Исиды могли продолжать почитать и других богов. Поклонники Исиды были среди очень немногих религиозных групп в греко-римском мире, имевших свое отличительное имя, примерно эквивалентное «иудеям» или «христианину», что могло указывать на то, что они определяли себя своей исключительной преданностью богине. Однако слово Исиак или «Исида» использовалось редко. [108] и уровень обязательств, который это подразумевало, похоже, менялся в зависимости от обстоятельств. [109] Многие жрецы Исиды также служили в других культах. Некоторые люди в позднеримские времена, такие как аристократ Веттий Агорий Претекстат , присоединились к нескольким священствам и прошли несколько посвящений, посвященных разным богам. [110] Таким образом, мистические посвящения не требовали от преданных отказа от той религиозной идентичности, которую они изначально имели, и они не могли квалифицироваться как религиозные обращения в узком определении этого термина. Некоторые из этих посвящений действительно включали небольшие изменения в религиозной идентичности, такие как присоединение к новому сообществу верующих или усиление приверженности преданных культу, частью которого они уже были, что можно было бы квалифицировать как обращение в более широком смысле. [111] Многие древние источники, написанные как Исиаком, так и сторонними наблюдателями, предполагают, что многие из последователей Исиды считали ее центром своей жизни и что культ подчеркивал моральную чистоту, самоотречение и публичные заявления о преданности богине. Таким образом, присоединение к культу Исиды было более резким изменением идентичности, чем в некоторых других мистических культах, таких как культ, посвященный Диониса. Отчет в «Золотом осле» предполагает, что инициацию можно было классифицировать как мистическое обращение, характеризующееся визионерскими переживаниями, сильными эмоциями и резким изменением в поведении новообращенного, тогда как, например, данные о митраизме предполагают процесс присоединения к нему. был менее мистическим и более интеллектуальным. [112]
В «Золотом осле» не говорится, как инициация могла повлиять на ранг преданного внутри культа. [113] Пройдя третье посвящение, Луций становится пастофором , членом особого класса жрецов. Если третье посвящение было требованием для того, чтобы стать пастофором , возможно, что члены культа поднялись в иерархии культа, пройдя серию посвящений. [114] Апулей обращается к посвященным и жрецам так, как будто они представляют собой отдельные группы внутри культа. Посвящение могло быть необходимым условием для того, чтобы преданный стал священником, но не делало его или ее автоматически им. [115]
Связь с загробной жизнью [ править ]
Многие свидетельства позволяют предположить, что тайны Исиды каким-то образом были связаны со спасением и гарантией загробной жизни. [116] Греческая концепция загробной жизни включала райские Елисейские поля , а философы развивали идеи о бессмертии души , но греки и римляне выражали неуверенность в том, что произойдет с ними после смерти. И в греческой, и в римской традиционной религии не считалось, что ни один бог не гарантирует своим поклонникам приятную загробную жизнь. Боги некоторых мистических культов, возможно, были исключением, но данные о верованиях этих культов в загробную жизнь туманны. [117] Рассказ Апулея, если он точен, дает более убедительные доказательства веры Исиды в загробную жизнь, чем другие культы. В книге говорится, что власть Исиды над судьбой , о которой часто упоминали ее греческие и римские приверженцы, дает ей контроль над жизнью и смертью. [116] По словам жреца, посвящающего Луция, приверженцы Исиды, «завершившие свою жизнь и уже стоящие на пороге конца света, если бы только им можно было безопасно доверить великие невысказанные тайны культа, часто вызывались силой богини и каким-то образом возродился благодаря ее провидению и снова вступил на путь обновленной жизни». [118] В другом отрывке сама Исида говорит, что, когда Люциус умрет, он сможет увидеть ее сияющую во тьме подземного мира и поклоняться ей там. [119]
Некоторые ученые скептически относятся к тому, что загробная жизнь была в центре внимания культа. [120] Историк Рамзи МакМаллен говорит, что когда персонажи «Золотого осла» называют Люциуса «возрожденным заново», они относятся к его новой жизни как преданного и никогда не называют его renatus in aeternam или «вечно возрожденным», что относилось бы к загробной жизни. [121] Классики Мэри Бирд , Джон Норт и Саймон Прайс говорят , что «Золотой осел» показывает, что «культ Исиды имел значение для жизни и смерти, но даже в этом случае больше внимания уделяется продлению жизни, чем загробной жизни, которая изображается в довольно недифференцированных терминах». [122]
Некоторые погребальные надписи свидетельствуют о верованиях Исиды в загробную жизнь за пределами работ Апулея. Они показывают, что некоторые из последователей Исиды думали, что она приведет их к лучшей загробной жизни, но также предполагают, что культ Исиды не имел четкого представления о загробной жизни и что его члены опирались как на греческие, так и на египетские прецеденты, чтобы представить ее. В некоторых надписях говорится, что преданным будет полезна живительная вода Осириса, в то время как другие относятся к Счастливым островам греческой традиции. [123] Ни один из них не делает конкретных упоминаний о мистериальных обрядах. [50] хотя надпись Меникета утверждает, что он благословлен отчасти благодаря своей работе по обустройству ритуальных кроватей. [49] Посвящение, возможно, не считалось необходимым для получения благословения Исиды. [50]
Древние египтяне верили, что Осирис продолжал жить в Дуате после смерти, отчасти благодаря помощи Исиды, и что после смерти они могли быть возрождены, как и он, с помощью других божеств, включая Исиду. [101] Эти верования, возможно, перешли в греко-римский культ Исиды. [101] хотя миф о смерти Осириса редко упоминался в греко-римском культе Исиды и, возможно, не играл главной роли в его системе верований, даже если это сделал ночной союз Осириса и Ра. [124] [Примечание 2] Если бы символика первого посвящения Луция была отсылкой к солнцу в египетском подземном мире, это указывало бы на то, что оно включало в себя верования Осириса в загробную жизнь, хотя Осирис не упоминается в описании обряда. [127] Как выразился классик Роберт Цуркан, когда Луций предстает перед толпой после своего посвящения, его «почитают почти как нового Осириса, спасенного и возрожденного благодаря невыразимым силам Исиды. Ладони, исходящие от его головы, были знаками Солнца. победа над смертью». [128]
на традиции Влияние другие
на христианство влияние Возможное
Мистерии Исиды, как и других богов, продолжали совершаться до конца четвертого века нашей эры. К концу века христианские императоры все больше ограничивали практику нехристианских религий . [129] Культы мистерий вымерли в начале пятого века. [130] Они существовали рядом с христианством на протяжении веков до своего исчезновения, и некоторые элементы их посвящений напоминали христианские верования и обычаи. В результате часто высказывалась вероятность того, что христианство находилось под прямым влиянием мистических культов. [131] Свидетельств о взаимодействии христианства и мистических культов мало, что затрудняет решение этого вопроса. [132]
Большинство религиозных традиций в греко-римском мире были сосредоточены на определенном городе или этнической группе и не требовали личной преданности, а только публичных ритуалов. Напротив, культ Исиды, как христианство и некоторые другие мистические культы, состоял из людей, которые присоединились к ним добровольно, исходя из своей личной приверженности божеству, которое многие из них считали выше всех остальных. [133] Более того, если бы считалось, что посвященные Исиды извлекут выгоду в загробной жизни от смерти и воскресения Осириса, эта вера соответствовала бы христианской вере в то, что смерть и воскресение Иисуса делают спасение доступным для тех, кто становится христианином. [134]
Некоторые ученые специально сравнивают крещение с посвящением Исиды. До начала четвертого века нашей эры крещение было кульминацией длительного процесса, в ходе которого обращенный в христианство постился в течение сорока дней Великого поста его погружали , прежде чем на Пасху в цистерну или естественный водоем. Таким образом, как и в мистериях Исиды, раннехристианское крещение включало в себя многодневный пост и ритуал омовения. И пост, и омовение были распространенными типами ритуального очищения, встречающимися в религиях Средиземноморья, а христианское крещение произошло от крещения Иисуса и еврейских ритуалов погружения в воду . Следовательно, по мнению Хью Боудена, эти сходства, скорее всего, проистекают из общей религиозной основы христианства и культа Исиды, а не из-за влияния одной традиции на другую. [135]
Точно так же священные трапезы, разделяемые посвященными многих мистических культов, сравнивались с христианским обрядом причастия . [136] Например, классик Р. Э. Витт назвал банкет, завершивший посвящение Исиды, «языческой Евхаристией Исиды и Сараписа». [137] Праздники, на которых верующие ели пищу, принесенную в жертву божеству, были почти универсальной практикой в средиземноморских религиях и не доказывают прямой связи между христианством и тайнами Исиды. Самая отличительная черта христианского общения — вера в то, что жертвой жертвоприношения стал сам бог — не присутствовала ни в культе, ни в каких-либо других мистериальных культах. [136]
Боуден сомневается, что верования в загробную жизнь были очень важным аспектом мистических культов, и поэтому считает, что их сходство с христианством было небольшим. [138] Хайме Альвар, напротив, утверждает, что мистерии Исиды, наряду с мистериями Митры и Кибелы , действительно включали в себя верования о спасении и загробной жизни, которые напоминали христианские представления. Но они стали похожими не путем непосредственного заимствования друг у друга, а лишь путем схожей адаптации к греко-римской религиозной среде. Он говорит: «Каждый культ находил необходимые ему материалы в общем корыте текущих идей. Каждый брал то, что ему было нужно, и адаптировал эти элементы в соответствии со своим общим направлением и замыслом». [139]
Влияние в наше время [ править ]
Мотивы из описания Апулеем посвящения Исиды повторялись и перерабатывались в художественной литературе и эзотерических системах верований в наше время, и они составляют важную часть западного восприятия древнеегипетской религии . [140] Люди, повторно использующие эти мотивы, часто предполагают, что мистериальные обряды практиковались в Египте задолго до эллинистических времен. [141]
Влиятельным примером является роман «Жизнь Сетоса» французского священнослужителя и классика Жана Террассона 1731 года . [142] [143] Он утверждал, что перевел эту книгу с древнегреческого художественного произведения, основанного на реальных событиях. На самом деле эта книга была его собственным изобретением, вдохновленным древнегреческими источниками, которые предполагали, что греческие философы черпали свою мудрость из Египта. В его романе египетские священники управляют сложной системой образования, напоминающей европейский университет. [144] Чтобы вступить в их ряды, главный герой Сетос проходит посвящение под председательством Исиды, которое проходит в скрытых покоях под Великой пирамидой Гизы . Основываясь на заявлении Люциуса в «Золотом осле» о том, что он «прошел сквозь все стихии» во время своего посвящения, Террассон описывает посвящение как сложную серию испытаний, основанных на классических элементах: бег по раскаленным металлическим прутьям в поисках огня, переплытие по каналу для получения огня. воды и раскачиваясь в воздухе над ямой. [145] [Примечание 3]
«Божественная миссия Моисея» , трактат англиканского богослова Уильяма Уорбертона , опубликованный с 1738 по 1741 год, включал анализ древних таинственных обрядов, которых опиралась на Сетоса . большая часть доказательств [147] Предполагая, что все мистериальные обряды произошли из Египта, Уорбертон утверждал, что общественное лицо египетской религии было политеистическим , но египетские мистерии были предназначены для раскрытия более глубокой, монотеистической истины элитным посвященным. Один из них, Моисей , усвоил систему верований элиты во время своего египетского воспитания и развил иудаизм , чтобы раскрыть монотеизм всему израильскому народу. [148]
Масоны разработали множество псевдоисторических мифов о происхождении , восходящих к древним временам. Египет был среди цивилизаций, которые, по утверждениям масонов, повлияли на их традиции. [149] [150] После «Сетоса» публикации несколько масонских лож разработали обряды, основанные на описанных в романе. В конце восемнадцатого века масонские писатели, все еще полагая, что история Сетоса была древней, использовали сходство между своими обрядами и посвящением Сетоса как доказательство предположительно древнего происхождения масонства. [151] Во многих художественных произведениях 1790-1820-х годов повторно использовались и модифицировались характерные черты египетского посвящения Террассона: испытания тремя или четырьмя элементами, часто происходящие под пирамидами . Самым известным из этих произведений является опера 1791 года «Волшебная флейта» и Вольфганга Амадея Моцарта Эмануэля Шиканедера , в которой главный герой Тамино подвергается серии испытаний под наблюдением священников, призывающих Исиду и Осириса. [152]
Карл Леонхард Рейнхольд , философ и масон, писавший в 1780-х годах, использовал и модифицировал утверждения Уорбертона, пытаясь примирить традиционную историю происхождения масонства , которая восходит к древнему Израилю , с его энтузиазмом по отношению к египетским образам. Он утверждал, что фраза « Я есть то, что Я есть », произнесенная еврейским Богом в Книге Исход , имела пантеистический смысл. Он сравнил ее с египетской надписью на скрытой статуе Исиды, записанной авторами римской эпохи Плутархом и Проклом , в которой говорилось: «Я есть все, что есть, было и будет», и утверждал, что Исида была олицетворением Природы. . По мнению Рейнхольда, именно эту пантеистическую систему верований Моисей передал израильтянам, так что Исида и еврейская и христианская концепция Бога имели общее происхождение. [154]
Другие считали пантеистическую Исиду превосходящей христианство. В 1790 году поэт Фридрих Шиллер написал по произведению Рейнгольда эссе, в котором трактовал таинственный обряд как встречу с впечатляющей силой природы. Он утверждал, что народ Моисея не был готов принять такое понимание божественности, и поэтому еврейская и христианская концепция Бога была компромиссной версией истины, разработанной для общественного потребления. [155] На протяжении восемнадцатого века завуалированная Исида использовалась как символ современной науки, которая надеялась раскрыть тайны природы. После дехристианизации Франции во время Французской революции Исида рассматривалась как символ оппозиции духовенству и христианству в целом, поскольку она олицетворяла как научное знание, так и мистическую мудрость мистериальных обрядов, которые предлагали альтернативу духовенству и христианству в целом. традиционное христианство. [156]
Ученые отказались от концепции египетских тайн в начале девятнадцатого века, поскольку появление египтологии подорвало старые представления о древнеегипетском обществе, но эта концепция сохранилась среди масонов и эзотериков. [157] [158] Несколько эзотерических организаций, возникших в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, такие как Теософское общество и Древний и мистический орден Rosae Crucis , повторяли веру в то, что египтяне прошли инициацию в пирамидах и что греческие философы были посвященными, постигшими тайную мудрость Египта. [159] Писатели, находящиеся под влиянием теософии , такие как Рубен Суинберн Клаймер в его книге «Тайна Осириса» (1909) и Мэнли Палмер Холл в «Масонстве древних египтян» (1937), писали о древней египетской мистической традиции. [158] Ярким примером таких убеждений является книга Украденное наследие» « Джорджа Джеймса 1954 года . [160] Украденное наследие утверждает, что греческая философия была построена на знаниях, взятых из египетской школы посвященных, и оказала влияние на афроцентристское движение, которое утверждает, что древнеегипетская цивилизация была более сложной и более тесно связанной с другими африканскими цивилизациями, чем считают ведущие ученые. быть. [161] [162] Джеймс представлял себе школу мистерий в терминах, напоминающих масонство, и полагал, что это грандиозная организация с филиалами на нескольких континентах, включая Америку, так что предполагаемая система египетских мистерий распространялась по всему миру. [160]
Примечания [ править ]
- ^ Поклонение определенному богу, такому как Исида, в древнеегипетской религии называется « культом ». [25] То же самое часто справедливо и для поклонения отдельным богам в греческой или римской религии. Ученые иногда называют почитание Исиды или некоторых других божеств, которые были представлены греко-римскому миру, «религиями», потому что они более отличались от окружающей их культуры, чем культы греческих или римских богов. [26] Эти культы не сформировали независимые, самодостаточные сообщества с отличными мировоззрениями, как это сделали еврейские и христианские группы в Римской империи. [27] Франсуаза Дюнан и Хайме Альвар утверждали, что поклонение Исиде следует называть «культом», поскольку оно составляло часть более широких систем греческой и римской религии, а не независимую, всеобъемлющую систему верований, такую как иудаизм или Христианство. [26] [28]
- ↑ Боги некоторых других мистических культов, таких как Дионис и Аттис , также умерли и, по-видимому, были воскрешены в мифах. Наряду с Осирисом, эти боги когда-то рассматривались как представители категории « умирающих и восходящих богов », обладающих силой преодолевать смерть. [125] Ученые начала двадцатого века часто предполагали, что все эти культы верили, что посвященный умрет и возродится, как бог, которому они посвятили себя. Теперь известно, что эти боги и их мифы более отличаются друг от друга, чем считалось когда-то, а некоторые, возможно, вообще не были воскрешены. [126]
- ↑ Террассон не включил испытание четвертым элементом, землей, возможно, потому, что из-за подземной обстановки посвящения оно казалось излишним. Авторы, подражавшие описанию инициации Террассоном, включали также испытание на Земле. [146]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Бренк 2009 , стр. 219, 225–229.
- ^ Бреммер 2014 , с. xiii.
- ^ Боуден 2010 , стр. 14–18, 23–24.
- ^ Буркерт 1987 , с. 2.
- ^ Боуден 2010 , стр. 29–31.
- ^ Бреммер 2014 , стр. 5–16.
- ^ Боуден 2010 , стр. 105, 110–112.
- ^ Casadio & Johnston 2009 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Буркерт 1987 , стр. 40–41.
- ^ Шарлатан 2002 , стр. 99–100, 108.
- ^ Боммас 2005 , с. 11.
- ^ Титер 2011 , с. 31.
- ^ Ассманн 2005 , стр. 188, 191.
- ^ Ассманн 2005 , стр. 201, 204–206.
- ^ Дюкен 2002 , стр. 41–43.
- ^ Шарлатан 2002 , с. 108.
- ^ Титер 2011 , с. 56.
- ^ О'Рурк 2001 , стр. 408–409.
- ^ Титер 2011 , стр. 58–60.
- ^ Бреммер 2014 , стр. 110–111.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Буркерт 2004 , стр. 87–88, 98.
- ^ Хорнунг 2001 , с. 1.
- ^ Хорнунг 2001 , стр. 19–23.
- ^ Тирадритти 2005 , стр. 214–217.
- ^ Титер 2001 , с. 340.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альвар 2008 , стр. 2–4.
- ^ Буркерт 1987 , стр. 51–53.
- ^ Дюнанд 2010 , стр. 40–41, 50–51.
- ^ Вульф 2014 , стр. 73–76.
- ^ Альвар 2008 , с. 6.
- ^ Альвар 2008 , с. 10.
- ^ Цуркан 1996 , стр. 109–115.
- ^ Боуден 2010 , стр. 164–165.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бреммер 2014 , с. 113.
- ^ Верслуйс 2013 , с. 254.
- ^ Бреммер 2014 , с. 116.
- ^ Гриффитс 1970 , стр. 390–391.
- ^ Веймерс 2020 , с. 131.
- ^ Альвар 2008 , стр. 58–61, 187–188.
- ^ Альвар 2008 , с. 59.
- ^ Пакканен 1996 , стр. 49–50, 80.
- ^ Бреммер 2014 , стр. 113–114.
- ^ Веймерс 2020 , с. 132.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пакканен 1996 , стр. 79–82.
- ^ Буркерт 1987 , стр. 15–17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бреммер 2014 , с. 114.
- ^ Хорнунг 2001 , с. 67.
- ^ Венит 2010 , стр. 90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Веймерс, 2018 г. , стр. 2–3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гаспарини 2016 , с. 138.
- ^ Буркерт 1987 , с. 107.
- ^ Веймерс 2020 , стр. 155–156, 160–161.
- ^ Уолтерс 1988 , стр. 5–6, 56.
- ^ Венит 2010 , стр. 109–113.
- ^ Веймерс 2018 , стр. 49–50.
- ^ Бреммер 2014 , с. 121.
- ^ Адамс 2013 , с. 60.
- ^ Буркерт 1987 , с. 97.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 71–93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуден 2010 , стр. 166–167.
- ^ Альвар 2008 , стр. 336–337.
- ^ Харрисон 2002 , с. 255.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуден 2010 , стр. 179–180.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 3–6.
- ^ Альвар 2008 , стр. 342–343.
- ^ Хэнсон 1989 , стр. 333–335.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хэнсон 1989 , стр. 333–339.
- ^ Цуркан 1996 , стр. 119.
- ^ Бёг 2015 , стр. 278.
- ^ Бреммер 2014 , стр. 118–119.
- ^ Франкфуртер 1998 , стр. 255–256.
- ^ Альвар 2008 , стр. 181–183.
- ^ Гриффитс 1975 , с. 99.
- ^ Бреммер 2014 , стр. 119–120.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 286–291.
- ^ Альвар 2008 , стр. 339–340.
- ^ Хэнсон 1989 , с. 341.
- ^ Венит 2010 , стр. 110–111.
- ^ Альвар 2008 , стр. 340–341.
- ^ Бреммер 2014 , стр. 121–124.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 299–301.
- ^ Бреммер 2014 , с. 124.
- ^ Хэнсон 1989 , стр. 341–343.
- ^ Хэнсон 1989 , стр. 347–357.
- ^ Хэнсон 1989 , с. 353.
- ^ Гриффитс 1975 , с. 341.
- ^ Хэнсон 1989 , стр. 357–359.
- ^ Буркерт 1987 , стр. 69–74.
- ^ Боуден 2010 , стр. 44–46, 213–214.
- ^ Боуден 2010 , стр. 1, 216.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бреммер 2014 , стр. 123–124.
- ^ Боуден 2010 , стр. 21–22.
- ^ Кеулен и др. 2015 , стр. 399–400.
- ^ Пачис 2012 , стр. 88–91.
- ^ Гриффитс 1975 , с. 283.
- ^ Пачис 2012 , стр. 81–91.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 296–297, 308.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 303–306.
- ^ Кеулен и др. 2015 , стр. 400–401.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гаспарини 2011 , стр. 706–708.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бренк 2009 , стр. 217–218.
- ^ Альвар 2008 , с. 295.
- ^ Кеулен и др. 2015 , стр. 450, 452.
- ^ Харрисон 2002 , с. 253.
- ^ Боуден 2010 , с. 178.
- ^ Бёг 2015 , стр. 278, 281–282.
- ^ Гриффитс 1970 , с. 121.
- ^ Beard, North & Price 1998 , стр. 307–308.
- ^ Веймерс 2018 , стр. 8–9.
- ^ Буркерт 1987 , стр. 46–50.
- ^ Бёг 2015 , стр. 271–273.
- ^ Бёг 2015 , стр. 278–283.
- ^ Буркерт 1987 , с. 40.
- ^ Боуден 2010 , стр. 168, 177.
- ^ Альвар 2008 , стр. 343–344.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альвар 2008 , стр. 122–125, 133–134.
- ^ МакМаллен 1981 , стр. 53–55.
- ^ Хэнсон 1989 , с. 335.
- ^ Хэнсон 1989 , стр. 303–305.
- ^ Альвар 2008 , с. 134.
- ^ МакМаллен 1981 , стр. 53, 171.
- ^ Борода, Норт и Прайс 1998 , с. 290.
- ^ Гаспарини 2016 , стр. 134–137.
- ^ Боммас 2005 , с. 29.
- ^ Casadio & Johnston 2009 , стр. 101-1. 11–15.
- ^ Альвар 2008 , стр. 33–35.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 297–299.
- ^ Цуркан 1996 , стр. 121.
- ^ Брико 2014 , стр. 327–329, 356–359.
- ^ Боуден 2010 , стр. 210–211.
- ^ Альвар 2008 , с. 13.
- ^ Альвар 2008 , стр. 392–393.
- ^ Beard, North & Price 1998 , стр. 245, 286–287.
- ^ Альвар 2008 , стр. 133–134, 399–401.
- ^ Боуден 2010 , стр. 208–210.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альвар 2008 , стр. 228–231, 414–415.
- ^ Витт 1997 , с. 164.
- ^ Боуден 2010 , с. 24.
- ^ Альвар 2008 , стр. 419–421.
- ^ Хорнунг 2001 , стр. 118, 195–196.
- ^ Лефковиц 1997 , стр. 95–105.
- ^ Хоу 1998 , с. 122.
- ^ Хорнунг 2001 , с. 118.
- ^ Лефковиц 1997 , стр. 111–114.
- ^ Макферсон 2004 , стр. 239–243.
- ^ Спит 2007 , стр. 51–52.
- ^ Макферсон 2004 , стр. 244–245.
- ^ Ассманн 1997 , стр. 96–102.
- ^ Хоу 1998 , с. 67.
- ^ Макферсон 2004 , стр. 245–246.
- ^ Лефковиц 1997 , стр. 116–121.
- ^ Макферсон 2004 , стр. 235–236, 248–251.
- ^ Ассманн 1997 , стр. 134–135.
- ^ Ассманн 1997 , стр. 115–120, 124–125.
- ^ Ассманн 1997 , стр. 126–128, 138–139.
- ^ Спит 2007 , стр. 91, 109–110.
- ^ Лефковиц 1997 , стр. 120–121.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макферсон 2004 , с. 251.
- ^ Хорнунг 2001 , стр. 112–114, 142–143.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лефковиц 1997 , стр. 134–136.
- ^ Хоу 1998 , с. 66.
- ^ Рот 2001 , стр. 29–30.
Цитируемые работы [ править ]
- Адамс, Уильям Ю. (2013). Каср Ибрим: Фаза Балланы . Общество исследования Египта . ISBN 978-0-85698-216-3 .
- Альвар, Хайме (2008) [испанское издание, 2001 г.]. Романизация восточных богов: миф, спасение и этика в культах Кибелы, Исиды и Митры . Перевод Гордона, Ричарда. Брилл. ISBN 978-90-04-13293-1 .
- Ассманн, Ян (1997). Моисей Египтянин: Память о Египте в западном монотеизме . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-58738-0 .
- Ассманн, Ян (2005) [немецкое издание, 2001 г.]. Смерть и спасение в Древнем Египте . Перевод Лортона, Дэвида. Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-4241-4 .
- Борода, Мэри ; Норт, Джон; Прайс, Саймон (1998). Религии Рима, Том I: История . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31682-8 .
- Бёг, Биргитте (2015). «За гранью Нока: от присоединения к обращению в мистических культах». История религий . 54 (3): 260–287. дои : 10.1086/678994 . JSTOR 10.1086/678994 . S2CID 161128887 .
- Боммас, Мартин (2005). : Греция и ее египетские божества ( Святилище и тайна на немецком языке). Филипп Цабернский. ISBN 978-3-8053-3442-6 .
- Боуден, Хью (2010). Мистерийные культы Древнего мира . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14638-6 .
- Бреммер, Ян Н. (2014). Посвящение в Тайны Древнего Мира . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110299557 . ISBN 978-3-11-029955-7 .
- Бренк, Фредерик (2009). « Великая королевская супруга, защищающая своего брата Осириса: Исида в Исее в Помпеях». В Касадио, Джованни; Джонстон, Патрисия А. (ред.). Мистические культы в Великой Греции . Издательство Техасского университета. стр. 217–234. ISBN 978-0-292-71902-6 .
- Брико, Лоран (2014). «Gens isiaca et la identité politéiste à la Rome à la fin du IVe с апреля Ж.-К.» [ Gens isiaca и политеистическая идентичность в Риме в конце четвертого века нашей эры]. В Брико, Лоран; Верслуйс, Мигель Джон (ред.). Власть, политика и культы Исиды: материалы V Международной конференции по изучению Исиды, Булонь-сюр-Мер, 13–15 октября 2011 г. (на французском языке). Брилл. стр. 326–359. ISBN 978-90-04-27718-2 .
- Буркерт, Уолтер (1987). Древние мистические культы . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03387-0 .
- Буркерт, Уолтер (2004). Вавилон, Мемфис, Персеполь: восточные контексты греческой культуры . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01489-3 .
- Касадио, Джованни; Джонстон, Патрисия А. (2009). "Введение". В Касадио, Джованни; Джонстон, Патрисия А. (ред.). Мистические культы в Великой Греции . Издательство Техасского университета. стр. 1–29. ISBN 978-0-292-71902-6 .
- Дюнан, Франсуаза (2010). «Культ Исиды или религия Исии?» [Культ Исиды или религия Исиды?]. В Брико, Лоран; Верслуйс, Мигель Джон (ред.). Исида на Ниле: египетские боги в эллинистическом и римском Египте. Материалы IV Международной конференции по изучению Изиды, Льеж, 27–29 ноября 2008 г. (на французском языке). Брилл. стр. 39–54. ISBN 978-90-04-18882-2 .
- Дюкен, Теренс (2002). « Эффективно на Небесах и на Земле: интерпретация египетской религиозной практики». Ин Ассманн, Ян ; Боммас, Мартин (ред.). Египетская тайна? . Вильгельм Финк Верлаг. стр. 37–46. ISBN 978-3-7705-3650-4 .
- Франкфуртер, Дэвид (1998). Религия в римском Египте: ассимиляция и сопротивление . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-02685-5 .
- Гаспарини, Валентино (2011). «Исида и Осирис: Демонология против генотеизма?». Нумен . 58 (5/6): 697–728. дои : 10.1163/156852711X593304 . JSTOR 23046225 .
- Гаспарини, Валентино (2016). « Я не буду жаждать. Мои губы не будут сухими»: Индивидуальные стратегии реконструкции загробной жизни в культах Исиды». В Вальднере, Катарина; Гордон, Ричард; Шпикерманн, Вольфганг (ред.). Погребальные ритуалы, идеи загробной жизни и личность в эллинистическом мире и Римской империи . Франц Штайнер Верлаг. стр. 125–150. ISBN 978-3-515-11550-6 .
- Гриффитс, Дж. Гвин , изд. (1970). Плутарх «Об Исиде и Осириде» . Издательство Уэльского университета. ISBN 978-0-900768-48-4 .
- Гриффитс, Дж. Гвин, изд. (1975). Апулей, «Исида-книга» («Метаморфозы», книга XI) . Брилл. ISBN 978-90-04-04270-4 .
- Хэнсон, Дж. Артур, изд. (1989). Метаморфозы (Золотой осел), Том II: Книги 7–11 . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-99498-0 .
- Харрисон, Стивен (2002). «Апулей, Элий Аристид и религиозная автобиография» . Древнее повествование . 1 : 245–259.
- Хорнунг, Эрик (2001). Тайные знания Египта: их влияние на Запад . Перевод Лортона, Дэвида. Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-3847-9 .
- Хау, Стивен (1998). Афроцентризм: мифическое прошлое и воображаемые дома . Версо. ISBN 978-1-85984-228-7 .
- Кеулен, Вице Хетте; Тильг, Стефан; Николини, Лара; Граверини, Лука; Харрисон, Стивен , ред. (2015). Апулей Мадаурский «Метаморфозы», книга XI: Книга Исиды . Брилл. ISBN 978-90-04-26920-0 .
- Лефковиц, Мэри (1997). Не из Африки: как афроцентризм стал поводом преподавать миф как историю . Основные книги . ISBN 978-0-465-09838-5 .
- Макмаллен, Рамзи (1981). Язычество в Римской империи . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-02984-0 .
- Макферсон, Джей (2004). «Путешествие Сетоса » . Люмен: Избранные материалы Канадского общества исследований восемнадцатого века . 23 : 235–254. дои : 10.7202/1012197ар .
- О'Рурк, Пол Ф. (2001). «Драма» . В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 407–410. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Пачис, Панайотис (2012). «Введение в тайну« звездного разговора »: случай культа Исиды в греко-римскую эпоху» (PDF) . Пантеон: Журнал по изучению религий . 7 (1): 79–118.
- Пакканен, Петра (1996). Интерпретация ранней эллинистической религии: исследование, основанное на мистическом культе Деметры и культе Исиды . Основание Финского института в Афинах. ISBN 978-951-95295-4-7 .
- Шарлатан, Иоахим Фридрих (2002). «Царское рукоположение, Священническое рукоположение, Рукоположение Исиды». Ин Ассманн, Ян; Боммас, Мартин (ред.). Египетские тайны? (на немецком языке). Издательство Вильгельма Финка. стр. 95–108. ISBN 978-3-7705-3650-4 .
- Рот, Энн Мэйси (2001). «Афроцентризм» . В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 29–32. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Спит, Дариус А. (2007). Колдуны Наполеона: Софизиане . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-957-0 .
- Титер, Эмили (2001). «Культы: Божественные культы» . В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 340–345. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Титер, Эмили (2011). Религия и ритуалы в Древнем Египте . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61300-2 .
- Тирадритти, Франческо (2005). «Возвращение Исиды в Египет: замечания о некоторых статуях Исиды и о распространении ее культа в греко-римском мире». В Хоффманне, Адольфе (ред.). Египетские культы и их святилища на востоке Римской империи. Международный коллоквиум 5/6 Сентябрь 2003 г. в Бергаме (Турция) [ Египетские культы и их святилища на востоке Римской империи. Международный коллоквиум 5–6 сентября 2003 г. в Бергаме (Турция) . Эге Яинлары. стр. 209–225. ISBN 978-975-8071-05-0 .
- Цуркан, Роберт (1996) [французское издание, 1989 г.]. Культы Римской империи . Перевод Невилла, Антонии. Блэквелл. ISBN 978-0-631-20046-8 .
- Венит, Марджори С. (2010). «Ссылка на Исиду в гробницах греко-римского Египта: традиции и инновации». В Брико, Лоран; Верслуйс, Мигель Джон (ред.). Исида на Ниле: египетские боги в эллинистическом и римском Египте. Материалы IV Международной конференции по изучению Изиды, Льеж, 27–29 ноября 2008 г. Брилл. стр. 89–119. ISBN 978-90-04-18882-2 .
- Верслуйс, Мигель Джон (2013). «Ориентализация римских богов». В Брико, Лоран; Бонне, Коринн (ред.). Пантея: Религиозные трансформации в Римской империи . Брилл. стр. 235–259. ISBN 978-90-04-25690-3 .
- Веймирс, Ричард (2018). «Агенты, образы, практики». В Гаспарини, Валентино; Веймирс, Ричард (ред.). Личности и материалы в греко-римских культах Исиды: агенты, образы и практики. Материалы VI Международной конференции по изучению Изиды (Эрфурт, 6–8 мая 2013 г. – Льеж, 23–24 сентября 2013 г.) . Брилл. стр. 1–58. ISBN 978-90-04-38134-6 .
- Веймирс, Ричард (2020). «Тайны Исиды и их образные выражения: от современной экзегезы к древним намекам». В Белайче, Николь; Масса, Франческо (ред.). Мистерийные культы в визуальном изображении в греко-римской античности (на французском языке). Светить. стр. 123–168. ISBN 978-90-04-44014-2 .
- Уолтерс, Элизабет Дж. (1988). Рельефы на аттических могилах, изображающие женщин в одежде Исиды . Американская школа классических исследований в Афинах. ISBN 978-90-04-06331-0 .
- Витт, Р.Э. (1997) [Переиздание Исиды в греко-римском мире , 1971]. Исида в Древнем мире . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5642-6 .
- Вульф, Грег (2014). «Исида и эволюция религий». В Брико, Лоран; Верслуйс, Мигель Джон (ред.). Власть, политика и культы Исиды. Материалы V Международной конференции по изучению Изиды, Булонь-сюр-Мер, 13–15 октября 2011 г. Брилл. стр. 62–92. ISBN 978-90-04-27718-2 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ассманн, Ян ; Эбелинг, Флориан, ред. (2011). Египетские загадки. Путешествие в подземный мир в просветлении и романтике. Аннотированная антология [ Египетские тайны: путешествие в подземный мир в просветлении и романтике. Аннотированная антология ] (на немецком языке). Ч. Бек. ISBN 978-3-406-62122-2 .
- Балтрушайтис, Юргис (1967). В поисках Исиды: Очерк легенды о мифе [ В поисках Исиды: Очерк легенды о мифе ] (на французском языке). Оливье Перрен. OCLC 65234748 .
- Брико, Лоран (2013). Культы Исиды в греко-римском мире [ Культы Исиды в греко-римском мире ] (на французском языке). Беллес Литература . ISBN 978-2-251-33969-6 .
- Дюнан, Франсуаза; Филоненко, Марк; Бенуа, Андре; Хатт, Жан-Жак (1975). Тайны и синкретизмы [ Тайны и синкретизмы ] (на французском языке). Издания Гетнера. OCLC 492770601 .
- Кляйбл, Катрин (2009). Исейон: Дизайн интерьера и культовая практика в святилищах греко-египетских богов в Средиземноморском регионе [ Исейон: Дизайн интерьера и культовая практика в святилищах греко-египетских богов в Средиземноморском регионе ] (на немецком языке). Издательство Вернерше. ISBN 978-3-88462-281-0 .
- Меркельбах, Рейнхольд (2001). Царская Исида, Зевс Сарапис: греко-египетская религия, изображенная согласно источникам [ Исида Царская, Зевс Сарапис : Греко-египетская религия, изображенная согласно источникам ] (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-598-77427-0 .
Внешние ссылки [ править ]
- Луций Апулей: Золотой осел, книга XI , перевод А. С. Клайна