Палладий (классическая древность)

В греческой и римской мифологии Палладий . или Палладион (греч. Παλλάδιον (Палладион), лат Palladium ) [1] было культовым изображением безопасность Трои , а затем и Рима глубокой древности, от которого, как говорили, зависела , деревянная статуя ( xoanon ) Афины Паллады , которую Одиссей и Диомед украли из цитадели Трои . и которую позже перевезли на место будущего города Рим Энея . Римская история рассказана в » Вергилия « Энеиде и других произведениях. Рим владел предметом, который на протяжении нескольких столетий считался настоящим Палладием; он находился под опекой весталок . Почти все это время
Примерно с 1600 года слово палладий использовалось в переносном смысле для обозначения чего-либо, что, как считается, обеспечивает защиту или безопасность. [2] и, в частности, в христианском контексте священная реликвия или икона, которая, как полагают, играет защитную роль в военных условиях для целого города, народа или нации. Подобные верования впервые стали заметными в Восточной церкви в период после правления византийского императора Юстиниана I , а позднее распространились и на Западную церковь. Палладию несли процессией вокруг стен осажденных городов, а иногда и в бой. [3]
Троянский палладий
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Говорили, что троянский Палладий представляет собой деревянное изображение Паллады (которую греки отождествляли с Афиной , а римляне с Минервой) и упало с небес в ответ на молитву Ила , основателя Трои .
«Самые древние талисманические изображения Афины, - сообщают Рак и Стейплс , - были магическими найденными предметами, безликими столпами Земли в старинном стиле, до того, как Богиня была антропоморфизирована и получила форму в результате вмешательства человеческого интеллектуального вмешательства». [4]
Прибытие в Трою
[ редактировать ]Прибытие в Трою Палладия, созданного Афиной. [5] в раскаянии за смерть Паллады, [6] города как часть мифа об основании , греки по-разному упоминали его, начиная с седьмого века до нашей эры. Палладий был связан с самофракийскими мистериями через доолимпийскую фигуру Электры , матери Дардана , прародителя троянской царской линии, и Иасиона , основателя Самофракийских мистерий. [7] Пришла ли Электра к святилищу Афины в Палладии как беременная просительница, и бог бросил ее на территорию Илиона, потому что она была осквернена руками женщины, которая не была девственницей, [8] или Электра сама его несла [9] или оно было передано непосредственно Дардану [10] различаются по источникам и схолиям . В Илионе царь Илус был ослеплен за то, что прикоснулся к изображению, чтобы уберечь его от горящего храма. [11]
Кража
[ редактировать ]
Говорят, что во время Троянской войны важность Палладия для Трои была раскрыта грекам Еленом , пророческим сыном Приама . После смерти Париса Гелен покинул город, но был схвачен Одиссеем. Грекам каким-то образом удалось убедить воина-провидца раскрыть слабость Трои: город не падет, пока Палладий останется в его стенах. Опасная задача по краже этой священной статуи вновь легла на плечи Одиссея и Диомеда . Эти двое пробрались в цитадель Трои по секретному проходу и унесли ее, оставив оскверненный город открытым для обмана Троянского коня .

Одиссей, согласно эпитоме « Малой Илиады» (одна из книг Эпического цикла сохранившемуся в Прокла «Хрестоматии» ) , отправился ночью в Трою под видом нищего. Там его узнала Хелен , которая рассказала ему, где найти Палладий. После нескольких скрытных убийств он вернулся на корабли. Затем он и Диомед снова вошли в город и украли священную статую. Диомеда иногда изображают как несущего Палладий на корабли. Есть несколько статуй и множество древних рисунков, изображающих его с Палладием.
Согласно « Повествованиям Конона периода Августа мифографа » , резюмированным Фотием , [12] Пока два героя направлялись к кораблям, Одиссей задумал убить Диомеда и забрать Палладий (или, возможно, заслугу в его получении) себе. Он поднял меч, чтобы нанести удар Диомеду в спину. Диомед был предупрежден об опасности, увидев блеск меча в лунном свете. Он обезоружил Одиссея, связал ему руки и погнал вперед, ударив его по спине плашмя меча. Говорят, что в результате этого действия возникла греческая поговорка «необходимость Диомеда», применимая к тем, кто действует по принуждению. [13] Поскольку Одиссей сыграл важную роль в разрушении Трои, Диомед воздержался от нанесения ему вреда. Диомед взял с собой Палладий, покидая Трою. По некоторым сведениям, он привез его в Италию; другие говорят, что его украли по дороге.
Прибытие в Рим
[ редактировать ]По разным версиям этой легенды троянский палладий попал в Афины , Аргос , Спарту (все в Греции ) или Рим в Италии . В этот последний город его либо привез Эней, изгнанный троянец (Диомеду в этой версии удалось лишь украсть имитацию статуи), либо сдал сам Диомед.
Реальный предмет, считающийся Палладием, несомненно, хранился в храме Весты на Римском форуме в течение нескольких столетий. Он считался одним из pignora imperii , священных знаков или залогов римского правления ( империя ) .
Плиний Старший [14] сказал, что Луций Цецилий Метелл был ослеплен огнем, когда спас Палладий из храма Весты в 241 г. до н. э., об этом эпизоде упоминает Овидий. [15] и Валериус Максимус [16] Когда скандальный император Элагабал (годы правления 218–222 гг. н.э.) перенес самые священные реликвии римской религии из соответствующих святынь в Элагабалий , Палладий был среди них. [17]
В поздней античности ходили слухи, что Палладий был перенесен из Рима в Константинополь Константином Великим и похоронен под колонной Константина на его форуме. [18] Такой шаг подорвал бы главенство Рима и, естественно, был воспринят Константином как шаг по легитимации своего правления и своей новой столицы.
Афинский палладий
[ редактировать ]Богине Афине поклонялись на афинском Акрополе под многими именами и культами, самым знаменитым из которых была Афина Полиас , « защитница города». Культовым изображением Полиаса было деревянное изображение, часто называемое « xóanon diipetés » («резьба, упавшая с небес»), сделанное из оливкового дерева и расположенное в восточном крыле храма Эрехтейон в классическом стиле. эпоха. Считавшийся не искусственным артефактом, а божественного происхождения, он был самым священным изображением богини и пользовался величайшим уважением. Его поставили под бронзовым изображением пальмы и перед ним горела золотая лампада.
Центральным событием великого праздника Панафинеи была (одежды) этой статуи замена шерстяного пеплоса на заново сотканный. Жрицы также несли его к морю и торжественно омывали один раз в году, на празднике, называемом Плинтерия («омовение»). В последний раз о его присутствии упоминал отец церкви Тертуллиан, который насмешливо описал его как не что иное, как «грубый кол, бесформенный кусок дерева». [19] Более ранних описаний статуи не сохранилось.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ ( Чизхолм 1911 , стр. 636)
- ^ OED , «Палладий, 2», первое зарегистрированное использование 1600 г.
- ^ Китцингер 1954 , стр. 109–112.
- ^ Карл Рак; Дэнни Стейплс (февраль 2017 г.). Мир классического мифа .
- ^ Троп иконы, не созданной руками человека, сохранился в христианской ахейропоэте .
- ^ Библиотеки iii.144.
- ^ Библиотека , iii.10.1, iii.12.1 и 3.
- ^ Библиотеки iii.145.
- ^ Схолия о Еврипиде Финикском 1136 г.
- ^ Трифиодор (четвертый век нашей эры), Взятие Илиоса ( онлайн-текст ).
- ^ Дерцилл , Основания городов , Книга I, отмечено параллельными историями Псевдо-Плутарха , «Ил и Анит».
- ^ Фотий, Библиотека 186.
- ↑ Этот инцидент был отмечен в 1842 году французским скульптором Пьером-Жюлем Кавелье (1814–1894) на гипсовой статуе с мускулами; на нем изображен одинокий Диомед, его благородное лицо с опаской выглядывает из-за правого плеча, когда он держит Палладий.
- ^ Естественная история ; VII, XLV
- ^ Исправлено. Б. мы. 1. 436 и далее.
- ^ Б. IC 4
- ^ История Августа , Жизнь Элагабала 3
- ^ Кэмерон 1993 , с. 170.
- ^ TertullianТертуллиан Извиняющийся (на латыни). 16.6.
Паллада Аттическая... которая без чучела простиралась ниц с грубым шестом и бесформенным деревом
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 636.
- Кэмерон, Аверил (1993). Поздняя Римская империя . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674511941 .
- Китцингер, Эрнст (1954). «Культ изображений в эпоху до иконоборчества». Документы Думбартон-Окса . Том. 8. Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета. стр. 83–150. дои : 10.2307/1291064 . JSTOR 1291064 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оксфордский словарь классических мифов и религии . св "Палладиум".
Внешние ссылки
[ редактировать ]