Jump to content

Амброзия

Еда богов на Олимпе (1530 г.), блюдо из майолики , приписываемое Николе да Урбино.

В древнегреческих амброзия мифах ( / æ m ˈ b r z i ə , - ʒ ə / , древнегреческий : ἀμβροσία 'бессмертие' ) — еда или питье греческих богов , [1] и часто изображается как дарующий долголетие или бессмертие тому, кто его съел. [2] принесли богам на Олимпе голуби Его то Геба , то Ганимед и подали на небесном пиру . [3] [4]

Древнее искусство иногда изображало амброзию, раздаваемую нимфой по имени Амброзия , кормилицей Диониса . [5]

Определение

[ редактировать ]

Амброзия очень тесно связана с другой формой пищи богов — нектаром . Эти два термина, возможно, изначально не различались; [6] хотя в поэмах Гомера нектар обычно является напитком, а амброзия — пищей богов; именно амброзией Гера «очистила всю нечистоту со своей прекрасной плоти», [7] и с амброзией Афина приготовила Пенелопу во сне, [8] так что, когда она в последний раз предстала перед своими женихами, последствия лет были сорваны, и они воспламенились страстью при виде ее. С другой стороны, Алкмане в [9] нектар — это пища, а в Сафо [10] а у Анаксандрида амброзия — это напиток. [11] Персонаж из Аристофана » « Рыцарей говорит: «Мне приснилось, что богиня вылила тебе на голову амброзию из ковша». Оба описания могут быть верными, поскольку амброзия может быть жидкостью, считающейся пищей (например, медом ).

Потребление амброзии обычно предназначалось для божественных существ. После обретения бессмертия на Олимпе Гераклу дает Афина амброзию , в то время как герою Тидею отказывают в том же, когда богиня обнаруживает, что он ест человеческие мозги. В одной из версий мифа о Тантале часть преступления Тантала состоит в том, что, попробовав амброзию, он пытается украсть ее, чтобы передать другим смертным. [12] У тех, кто употребляет амброзию, обычно присутствует ихор , а не кровь. в венах [13]

И нектар, и амброзия ароматны, и их можно использовать в качестве духов : в «Одиссее» Менелай и его люди замаскированы под тюленей в недубленных тюленьих шкурах, «и смертельный запах тюленьих шкур досадил нам до боли; но богиня спасла нас; она принесли амброзию и положили нам под ноздри». [14] Гомер говорит об амброзийных одеждах, амброзийных прядях волос и даже об амброзийных сандалиях богов.

Среди более поздних авторов слово «амброзия» так часто использовалось в общем значении «восхитительная жидкость», что такие поздние писатели, как Афиней , Паулюс и Диоскурид, использовали его как технический термин в контексте кулинарии. [15] лекарство, [16] и ботаника. [17] Плиний использовал этот термин в отношении различных растений, как и ранние травники. [18]

Кроме того, некоторые современные этномикологи , такие как Дэнни Стейплс , отождествляют амброзию с галлюциногенным грибом Amanita muscaria : «это была пища богов, их амброзия, а нектар был спрессованным соком ее соков», утверждает Стейплс. [19]

У. Х. Рошер считает, что и нектар, и амброзия были видами меда, и в этом случае их способность даровать бессмертие была бы обусловлена ​​предполагаемыми целебными и очищающими свойствами меда. [1] и потому, что ферментированный мед ( медовуха ) предшествовал вину как энтеоген в Эгейском мире; на некоторых минойских печатях богини изображались с пчелиными лицами (ср. Меропа и Мелисса ).

Этимология

[ редактировать ]

Идея напитка бессмертия засвидетельствована как минимум в двух древних индоевропейских языках: греческом и санскрите . Греческое слово ἀμβροσία ( амброзия ) семантически связано с санскритским अमृत ( амрита ), поскольку оба слова обозначают напиток или еду, которую боги используют для достижения бессмертия. Эти два слова, по-видимому, произошли от одной и той же индоевропейской формы * ṇ-mṛ-tós , «неумирающий». [20] ( n- префикс a- : отрицательный префикс, от которого произошел как в греческом, так и в санскрите; mṛ : нулевая степень * mer- , «умереть»; и -to- : суффикс прилагательного). Семантически подобная этимология существует для нектара , напитка богов (греч. νέκταρ néktar ), который предположительно представляет собой соединение PIE корней *nek- , «смерть», и -*tar , «преодоление».

Другие примеры в мифологии

[ редактировать ]
Фетида помазывает Ахилла амброзией, картина Иоганна Бальтазара Пробста (1673–1748).
  • В одной из версий истории о рождении Ахилла Фетида потрясенный помазывает младенца амброзией и пропускает ребенка через огонь, чтобы сделать его бессмертным, но Аргонавтика Пелей останавливает ее, оставляя бессмертной только его пяту ( 4.869–879 ).
  • В «Илиаде xvi» Аполлон смывает черную кровь с трупа Сарпедона и умащает его амброзией, готовя его к сказочному возвращению в родную Ликию Сарпедона . Точно так же Фетида умащает труп Патрокла , чтобы сохранить его. Амброзия и нектар изображаются в виде мазей (xiv. 170; xix. 38).
  • В « Одиссее » Калипсо описывается как «настерла стол с амброзией, накрыла его Гермесом и смешала розово-красный нектар». Неясно, имеет ли он в виду, что сама амброзия розово-красная, или же он описывает розово-красный нектар, который Гермес пьет вместе с амброзией. Позже Цирцея упоминает Одиссею [21] что стая голубей является приносчиком амброзии на Олимп .
  • В «Одиссее» (ix.345–359) Полифем уподобляет вино, подаренное ему Одиссеем, амброзии и нектару.
  • Одним из нечестивцев Тантала , по мнению Пиндара , было то, что он предлагал своим гостям амброзию Бессмертных, — воровство, родственное краже Прометея , отмечал Карл Кереньи «Героях греков »). [22]
  • В гомеровском гимне Афродите . богиня использует «амброзийное свадебное масло, которое она заранее надушила» [23]
  • В истории Эроса и Психеи , рассказанной Апулеем , Психея получает амброзию после завершения квестов, поставленных Афродитой , и ее принятия на Олимпе. После того, как она примет участие, она и Эрос женятся как боги. [24]
  • В « Энеиде» Эней встречает свою мать в альтернативной, иллюзорной форме. Когда она приняла свой божественный облик, «амброзия ее волос источала святой аромат». [25]

Амброзия (нимфа)

[ редактировать ]
Ликург, нападающий на нимфу Амброзию ( мозаика из Геркуланума , 45–79 гг. н. э.)

Ликург, царь Фракии, запретил культ Диониса , которого он изгнал из Фракии , и напал на окружение богов, когда они прославляли бога. Среди них была Амброзия, которая превратилась в виноградную лозу, чтобы скрыться от его гнева. Дионис, разгневанный действиями царя, довел его до безумия. В приступе безумия он убил своего сына, которого принял за куст плюща , а затем и себя.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Амброзия» . Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 800.
  2. ^ Гриффитс, Алан Х. (1996), «Амброзия», в Хорнблауэре, Саймоне ; Спофорт, Энтони (ред.), Оксфордский классический словарь (3-е изд.), Оксфорд: Oxford University Press , ISBN  0-19-521693-8
  3. ^ Гомер , Одиссея xii.62
  4. ^ Цицерон О природе богов п. 1.40
  5. ^ Рут Э. Лидер-Ньюби, Серебро и общество в поздней античности: функции и значения серебряной тарелки в четвертом-седьмом веках (Ashgate, 2004), с. 133; Кристина Кондолеон, Домашнее и божественное: римские мозаики в доме Диониса (издательство Корнеллского университета, 1995), стр. 246; Кэтрин, доктор медицинских наук Данбабин, Мозаика греческого и римского мира (издательство Кембриджского университета, 1999), стр. 136, 142, 276–277.
  6. ^ «Попытки провести какие-либо существенные различия между функциями нектара и амброзии провалились». Клей, с. 114.
  7. ^ Гомер , Илиада xiv.170
  8. ^ Гомер , Одиссея XVIII.188ff.
  9. ^ Алкман , фрагмент 42
  10. ^ Сафо , фрагмент 141 LP
  11. ^ Однако, когда Анаксандрид говорит: «Я ем нектар и пью амброзию», Райт, стр. 5, предположил, что он использовал комическую инверсию.
  12. ^ Пиндар , Олимпийские оды 1. 50. и далее.
  13. ^ Гомер , Илиада т. 340, 416.
  14. ^ Гомер , Одиссея iv.444–446
  15. ^ В Афинеусе - соус из масла, воды и фруктового сока.
  16. ^ У Паулюса - лекарственный препарат.
  17. ^ Диоскурид заметил, что его латинское название было ros marinus , «морская роса» или розмарин ; такое использование было отмечено Райтом 1917:6.
  18. ^ «Амброзия» в Энциклопедии Чемберса . Лондон: Джордж Ньюнс , 1961, Vol. 1, с. 315.
  19. ^ Карл А.П. Рак и Дэнни Стейплс, Мир классического мифа 1994:26.
  20. ^ Мэллори, JP (1997). «Священный напиток». В Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 538. Мэллори также связывает с этим корнем авестийское слово и отмечает, что этот корень «диалектально ограничен юго-востоком И.Э.».
  21. ^ Одиссея xii.62: «Дрожащие голуби, несущие амброзию отцу Зевсу».
  22. ^ Кереньи, Карл. Прометей: архетипический образ человеческого существования . п. 42.
  23. ^ Уэст, Мартин Л. (2014). Гомеровские гимны; Гомеровские апокрифы; Жития Гомера . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674996069 .
  24. ^ Роджерс, Марк (2014). Эзотерический кодекс: Магические предметы I. Лулу.com. ISBN  978-1312114562 .
  25. ^ Хармер; Бурдер; Пакстон и Робертс (1839). Иллюстрации Священного Писания, основанные главным образом на нравах, обычаях, обрядах, традициях, произведениях искусства и литературы восточных народов . Типографская компания Брэттлборо .

Источники

[ редактировать ]
  • Клэй, Дженни Штраусс, «Бессмертный и нестареющий навсегда», The Classical Journal 77.2 (декабрь 1981: стр. 112–117).
  • Рак, Карл А.П. и Дэнни Стейплс , Мир классического мифа 1994, стр. 26 и далее. [1]
  • Райт, Ф.А., «Пища богов», The Classical Review 31.1 (февраль 1917:4–6).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: efa635256094492c4a3de49c262947b3__1711877280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/b3/efa635256094492c4a3de49c262947b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ambrosia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)