Jump to content

Праздник богов (искусство)

Золотое яблоко раздора на свадьбе Пелея и Фетиды , Якоб Йорданс , 1633, 181 см × 288 см (71 дюйм × 113 дюймов), холст, масло

Праздник богов или банкет богов как предмет искусства, изображающий группу божеств за столом, имеет долгую историю, уходящую в древность . Показывая греко-римские божества , он пользовался возрождением популярности в эпоху итальянского Возрождения , а затем в Нидерландах в 16 веке, когда он был популярен среди художников северного маньеризма , по крайней мере частично, как возможность показать обильное количество наготы. [ 1 ]

Часто показанным событием была свадьба Купидона и Психеи или свадьба Пелея и Фетиды , но в других работах показаны и другие случаи, особенно праздник Вакха или общий пир. В то время как свадьба Купидона и Психеи — это всего лишь счастливый конец истории Психеи, свадьба Пелея и Фетиды — часть великого повествования греческой мифологии. Пир был прерван Эридой , богиней раздора, которая бросила в компанию золотое Яблоко раздора с надписью «для самых красивых», спровоцировав спор, который привел к Суду Париса и, в конечном итоге, к Троянской войне . Иногда Эриду изображают в воздухе с яблоком или яблоко с обедающими, а иногда пир образует фоновую сцену для картины «Суд», или наоборот . [ 2 ] Эта свадьба также использовалась как политический символ во время свадьбы голландского лидера Вильгельма Молчаливого с Шарлоттой Бурбонской в ​​1575 году. [ 3 ]

В целом, несмотря на то, что Фетида была морской нимфой, изображения ее свадьбы имеют ту же обстановку на суше, что и другие сцены. Изображение Ганса Роттенхаммера (1600, Эрмитаж ), вероятно, изображающее свадьбу Нептуна и Амфитриты, расположено в пляжном павильоне, где море полно неуправляемой толпы морских мифологических существ. Праздник Ахелоя Тесей заимствован у Овидия в его «Метаморфозах» , который описывает, как развлекается речным богом во влажном гроте, ожидая, пока утихнет бушующий разлив реки: «Он вошел в темное здание, сделанное из губчатой ​​пемзы, и грубый туф, пол был покрыт мягким мхом, а потолок украшен пресноводными мидиями и раковинами устриц». [ 4 ] Сюжет рисовался несколько раз, причем раннюю версию Рубенс создал вместе с Яном Брейгелем Старшим . [ 5 ] и более поздняя картина, приписываемая его «школе», и Хендрик ван Бален, сотрудничающий с Яном Брейгелем Младшим . Все они показывают гораздо меньшие по размеру и более приличные группы, чем свадебные вечеринки.

Кассоне Панель работы Бартоломео ди Джованни , 1490-е годы, с историей Приапа и Лотиды в правом нижнем углу.

Итальянский Ренессанс

[ редактировать ]
Праздник богов , Джованни Беллини и Тициан (1514–1529), также с Приапом и Лотисом , также внизу справа

Одним из самых ранних изображений является панно -кассоне работы Бартоломео ди Джованни 1490-х годов (Лувр, иллюстрировано ); это сочетается с панно с изображением Шествия Фетиды , еще одного распространенного способа изображения свадьбы; художники не знали, какую форму могла бы принять настоящая олимпийская свадебная церемония. Более сложное, но похожее изображение деревенского пикника, съеденного на земле, - это «Пир богов» Джованни Беллини (1514 г.), позже измененный Тицианом (до 1529 г.), большая и важная картина; оба показывают историю Приапа и Лотиды . [ 6 ]

Две главные фрески конца Высокого Возрождения изображают свадебный банкет Купидона и Психеи: Лоджии центральная панель Рафаэля в « Психеи » на вилле Фарнезина в Риме и Джулио Романо настенная панель в Палаццо Те в Риме. Мантуя . Оба они стали очень известны благодаря печатным версиям , часто свободно адаптируя композиции, и вдохновили широкий спектр версий рисунков и средств декоративного искусства, таких как майолика , роспись лиможской эмалью и пастилья . Версия Джулио, похоже, показывает приготовления, а не сам пир, и на данный момент прибыло лишь несколько приглашенных богов. Но он очень атмосферен, и рассредоточение фигур по большому пространству повторялось во многих более поздних изображениях. [ 6 ] На обеих фресках значительная часть участников изображена обнаженными или почти обнаженными, что отражает практику последних десятилетий в мифологических картинах. Fête champêtre Тициана ) может представлять собой мифологический сюжет, если не праздник , (или Джорджоне то, по крайней мере, пикник богов.

Примерно в середине века Таддео Цуккари написал фреской «Свадьбу Вакха и Ариадны» на вилле Джулия в Риме. [ 7 ] а в Северной Европе Франческо Приматиччо изобразил Пелея и Фетиду в мифологической серии в бальном зале дворца Фонтенбло . [ 8 ] Франс Флорис написал маслом монументальный пир (ок. 1550, Антверпен ), [ 9 ] почти два метра в поперечнике, а также Праздник морских богов (1561, Стокгольм ).

Северный маньеризм

[ редактировать ]
Хендрик де Клерк , 1606–1609, на меди, 54 × 76 см (21 × 30 дюймов), Фетида и Пелей, с Эридой в воздухе вверху справа.
Корнелис Корнелис. ван Харлем , на холсте, 1593 г., 246 см × 419 см (97 × 165 дюймов), Пелей и Фетида, с Судом Париса на холме позади, а Меркурий и богини осматривают золотое яблоко справа
«Суд Париса» Иоахима Втеваля (1615 г.), дерево, 60 × 93 см (24 × 37 дюймов), на заднем плане свадьба, включая Эриду над головой с золотым яблоком.

Возрождение интереса к этой теме несколько десятилетий спустя в северном маньеризме, кажется, связано с большой гравюрой 1587 года Хендрика Гольциуса в Харлеме с рисунком Бартоломеуса Шпрангера (ныне Рейксмузеум ), которую Карел ван Мандер привез из Праги , где Шпрангер был придворный художник Рудольфа II . «Пир богов на свадьбе Купидона и Психеи» был настолько большим — 16 7/8 × 33 5/8 дюйма (43 × 85,4 см), что его напечатали с трёх разных пластин. Показаны более 80 фигур, расположенных в облаках над мировым ландшафтом , который можно увидеть внизу. Композиция заимствована из версий Рафаэля и Джулио Романо. [ 10 ]

В течение следующих тридцати лет или около того ряд нидерландских художников рисовали этот предмет, обычно в небольших кабинетных картинах , часто на меди, хотя «Свадьба Пелея и Фетиды» Корнелиса Корнелиса. Ван Харлем был огромным, шириной более четырех метров, заказ в 1593 году от штатгальтера Мориса, принца Оранского для своего дворца, и Якоба Йорданса « яблоко раздора» (1633, по эскизу маслом Рубенса Золотое ) также является монументальным произведением. . К художникам, которые несколько раз возвращались к этой теме, относятся, в частности, Хендрик ван Бален , который был известен прежде всего этими предметами, а также Иоахим Втевал , Корнелис ван Харлем, Корнелис ван Поленбурч и Авраам Блумарт . [ 11 ]

В тот же период эти же художники, а затем Рубенс, создали множество изображений Sine Cerere et Baccho friget Венеры («Без Цереры и Вакха Венера замерзает», что означает, что для процветания любви нужны еда и вино), пословица, происходящая от книги-эмблемы , в которых в большинстве ранних версий изображены только Церера , Вакх , Венера и Амур, устраивающие пикник на земле, или сидящие за столом в некоторых более поздних версиях. [ 12 ] Было высказано предположение, что концентрация изображений харлемских маньеристов отражает покровительство могущественных пивоваров Харлема . [ 13 ]

Le Festin des Dieux ( Яна ван Бийлерта левый конец утерян)

«Пир богов» был написан Яном ван Байлертом между 1635 и 1640 годами.

Контекст

[ редактировать ]

И свадьба Купидона и Психеи, и свадьба Пелея и Фетиды были обычными сюжетами в древности, начиная с греческой чернофигурной вазописи . Последний, возможно, был изображен в римской стеклянной камео- портлендской вазе . Однако на таких изображениях редко изображается свадебный пир, предпочитая ему церемонию или шествия.

Более ранние картины, возможно, чем-то обязаны развлечениям alla antica, таким как работы Compagnia della Cassuola («Компания лопаты»), упомянутые Вазари , где общественное братство во Флоренции, включая таких художников, как Джованни Франческо Рустичи и Андреа дель Сарто, проводило изысканные обеды. которые могут включать в себя участников, одетых как классические боги и воспроизводящих эпизоды из мифологии. [ 14 ] Фрески Рафаэля и Джулио украшали помещения, используемые для роскошных развлечений, которые могли бы сравниться с олимпийским гостеприимством; В прошлом столетии Марсилио Фичино благодарственное письмо написал Лоренцо Медичи , в котором содержалось именно такое сравнение. [ 6 ]

Более поздние картины также можно рассматривать в контексте более широкого интереса к «корпоративным сценам» общественных мероприятий в нидерландском искусстве начала 17 века, выраженного в новом жанровом сюжете веселой компании , ее «галантности» и «элегантные» вариации, [ 15 ] а также продолжение Питера Брейгеля Старшего сцен крестьянской жизни его сыном Яном и другими. Пиры образовали раздел класса малых мифологических картин, в которых интерес фигур очень часто разделяется с элементами пейзажа или натюрморта . [ 16 ] Оба они фигурируют на многих праздниках, но упор делается на широкий спектр обнаженных фигур, демонстрирующих множество сложных поз, демонстрирующих виртуозность художника. [ 17 ]

Небольшие группы небожественных гуляк в схожих аркадских ландшафтах называются вакханалами и еще чаще встречаются в искусстве. Другие сюжеты, которые были популярны в тот же период, показали, как люди развлекали классических богов, в истории Бавкиды и Филимона и других сказках. «Триумф Вакха» ( Los borrachos , 1628) Диего Веласкеса в Музее Прадо — известный пример того, как Вакх пьет с людьми.

Более поздние работы

[ редактировать ]

В Новом дворце в Потсдаме в Берлине есть потолочная роспись в Марморзале («Мраморный зал»), изображающая Праздник богов на Олимпе (1769 г.), написанная художником-неоклассиком Амеде ван Лоо . Романтический национализм расширил круг богов, которые могли быть изображены, до скандинавских богов . В 1863 году Передвижники группа прогрессивных художников « » («Странники») была основана после того, как несколько человек покинули Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге с отвращением после того, как тема ежегодного конкурса на Золотую медаль (российский эквивалент Римской премии ) была « Праздник Одина в Валгалле », который они считали и нерусским, и не имеющим социального значения. [ 18 ] Более поздние картины, особенно в Англии, иногда изображали сказочные сцены несколько похожего типа, такие как «Ссора Оберона и Титании» (1849) и соответствующее ей «Примирение» сэра Джозефа Ноэля Патона .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Булл, 342–343; Вулетт, 60 лет
  2. ^ Бык, 343
  3. ^ Bull, 343, со ссылкой на докторскую степень П. Груткерка, 1975 г.
  4. ^ Овидий , Метаморфозы VIII, 547ff.
  5. ^ Вуллетт, 60–63.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Бык, 342
  7. ^ Влиге, 105
  8. ^ Рисунок яблока раздора, брошенного Эридой во время свадьбы Пелея и Фетиды : Этюд для фрески в зале Генриха II в Фонтенбло, Франческо Приматиччо, Метрополитен-музей
  9. ^ Вулетт, 60 лет.
  10. ^ Гравюра в Метрополитен-музее ; в Британском музее, в разделах ; Булл, 342–343 гг.
  11. ^ Булл, 342–343; Сливе, 13–14; Влиге, 105–106.
  12. ^ Бык, 218–219.
  13. ^ Сантос, особенно стр. 21 и далее
  14. ^ Фридман, 33 года.
  15. ^ Лидке, 13–15.
  16. ^ Vlieghe, 105–106, и passim до конца главы 6.
  17. ^ Вулетт, 60 лет.
  18. ^ «Странники» в Оксфордском художественном словаре , под ред. Ян Чилверс, 2004, Издательство Оксфордского университета, ISBN   0198604769 , 9780198604761, книги Google
  • Булл, Малкольм, Зеркало богов, Как художники эпохи Возрождения заново открыли языческих богов , Oxford UP, 2005, ISBN   0141912626 , книги Google
  • Фридман, Люба, Классические мифы в живописи итальянского Возрождения , 2011, Cambridge University Press, ISBN   1107001196 Google книги
  • Лидтке, Вальтер А., «Франс Хальс: стиль и содержание», Бюллетень Метрополитен-музея , 2011, ISBN   1588394247 Google книги
  • Слайв, Сеймур , голландская живопись, 1600–1800 , Йельский университет, 1995, ISBN   0300074514
  • Сантос, Р. де Мамбро, «Пиво Вакха. Визуальные стратегии и моральные ценности в изображениях Хендрика Гольциуса о Sine Cerere et Libero Friget Venus», в «Эмблемах Голландии и Италии между 16 и 17 веками» , изд. Э. Каноне и Л. Спруит, 2012, Olschki Editore, Флоренция, веб-текст на сайте academia.edu.
  • Влиге, Х. (1998), Фламандское искусство и архитектура, 1585–1700 , Издательство Йельского университета, история искусства Пеликана. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN   0300070381
  • Вулетт, Энн Т., ван Сухтелен, Ариан, редакторы, Рубенс и Брейгель: Рабочая дружба , 2006, Getty Publications, ISBN   0892368489 книги Google
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 800b3f6e374913c723cd5225617420c8__1722346140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/c8/800b3f6e374913c723cd5225617420c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feast of the Gods (art) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)