Праздник богов (искусство)

Праздник богов или банкет богов как предмет искусства, изображающий группу божеств за столом, имеет долгую историю, уходящую в древность . Показывая греко-римские божества , он пользовался возрождением популярности в эпоху итальянского Возрождения , а затем в Нидерландах в 16 веке, когда он был популярен среди художников северного маньеризма , по крайней мере частично, как возможность показать обильное количество наготы. [ 1 ]
Часто показанным событием была свадьба Купидона и Психеи или свадьба Пелея и Фетиды , но в других работах показаны и другие случаи, особенно праздник Вакха или общий пир. В то время как свадьба Купидона и Психеи — это всего лишь счастливый конец истории Психеи, свадьба Пелея и Фетиды — часть великого повествования греческой мифологии. Пир был прерван Эридой , богиней раздора, которая бросила в компанию золотое Яблоко раздора с надписью «для самых красивых», спровоцировав спор, который привел к Суду Париса и, в конечном итоге, к Троянской войне . Иногда Эриду изображают в воздухе с яблоком или яблоко с обедающими, а иногда пир образует фоновую сцену для картины «Суд», или наоборот . [ 2 ] Эта свадьба также использовалась как политический символ во время свадьбы голландского лидера Вильгельма Молчаливого с Шарлоттой Бурбонской в 1575 году. [ 3 ]
В целом, несмотря на то, что Фетида была морской нимфой, изображения ее свадьбы имеют ту же обстановку на суше, что и другие сцены. Изображение Ганса Роттенхаммера (1600, Эрмитаж ), вероятно, изображающее свадьбу Нептуна и Амфитриты, расположено в пляжном павильоне, где море полно неуправляемой толпы морских мифологических существ. Праздник Ахелоя Тесей заимствован у Овидия в его «Метаморфозах» , который описывает, как развлекается речным богом во влажном гроте, ожидая, пока утихнет бушующий разлив реки: «Он вошел в темное здание, сделанное из губчатой пемзы, и грубый туф, пол был покрыт мягким мхом, а потолок украшен пресноводными мидиями и раковинами устриц». [ 4 ] Сюжет рисовался несколько раз, причем раннюю версию Рубенс создал вместе с Яном Брейгелем Старшим . [ 5 ] и более поздняя картина, приписываемая его «школе», и Хендрик ван Бален, сотрудничающий с Яном Брейгелем Младшим . Все они показывают гораздо меньшие по размеру и более приличные группы, чем свадебные вечеринки.

Итальянский Ренессанс
[ редактировать ]
Одним из самых ранних изображений является панно -кассоне работы Бартоломео ди Джованни 1490-х годов (Лувр, иллюстрировано ); это сочетается с панно с изображением Шествия Фетиды , еще одного распространенного способа изображения свадьбы; художники не знали, какую форму могла бы принять настоящая олимпийская свадебная церемония. Более сложное, но похожее изображение деревенского пикника, съеденного на земле, - это «Пир богов» Джованни Беллини (1514 г.), позже измененный Тицианом (до 1529 г.), большая и важная картина; оба показывают историю Приапа и Лотиды . [ 6 ]
Две главные фрески конца Высокого Возрождения изображают свадебный банкет Купидона и Психеи: Лоджии центральная панель Рафаэля в « Психеи » на вилле Фарнезина в Риме и Джулио Романо настенная панель в Палаццо Те в Риме. Мантуя . Оба они стали очень известны благодаря печатным версиям , часто свободно адаптируя композиции, и вдохновили широкий спектр версий рисунков и средств декоративного искусства, таких как майолика , роспись лиможской эмалью и пастилья . Версия Джулио, похоже, показывает приготовления, а не сам пир, и на данный момент прибыло лишь несколько приглашенных богов. Но он очень атмосферен, и рассредоточение фигур по большому пространству повторялось во многих более поздних изображениях. [ 6 ] На обеих фресках значительная часть участников изображена обнаженными или почти обнаженными, что отражает практику последних десятилетий в мифологических картинах. Fête champêtre Тициана ) может представлять собой мифологический сюжет, если не праздник , (или Джорджоне то, по крайней мере, пикник богов.
Примерно в середине века Таддео Цуккари написал фреской «Свадьбу Вакха и Ариадны» на вилле Джулия в Риме. [ 7 ] а в Северной Европе Франческо Приматиччо изобразил Пелея и Фетиду в мифологической серии в бальном зале дворца Фонтенбло . [ 8 ] Франс Флорис написал маслом монументальный пир (ок. 1550, Антверпен ), [ 9 ] почти два метра в поперечнике, а также Праздник морских богов (1561, Стокгольм ).
-
Франс Флорис , ок. 1550 г., без конкретного случая
Северный маньеризм
[ редактировать ]


Возрождение интереса к этой теме несколько десятилетий спустя в северном маньеризме, кажется, связано с большой гравюрой 1587 года Хендрика Гольциуса в Харлеме с рисунком Бартоломеуса Шпрангера (ныне Рейксмузеум ), которую Карел ван Мандер привез из Праги , где Шпрангер был придворный художник Рудольфа II . «Пир богов на свадьбе Купидона и Психеи» был настолько большим — 16 7/8 × 33 5/8 дюйма (43 × 85,4 см), что его напечатали с трёх разных пластин. Показаны более 80 фигур, расположенных в облаках над мировым ландшафтом , который можно увидеть внизу. Композиция заимствована из версий Рафаэля и Джулио Романо. [ 10 ]
В течение следующих тридцати лет или около того ряд нидерландских художников рисовали этот предмет, обычно в небольших кабинетных картинах , часто на меди, хотя «Свадьба Пелея и Фетиды» Корнелиса Корнелиса. Ван Харлем был огромным, шириной более четырех метров, заказ в 1593 году от штатгальтера Мориса, принца Оранского для своего дворца, и Якоба Йорданса « яблоко раздора» (1633, по эскизу маслом Рубенса Золотое ) также является монументальным произведением. . К художникам, которые несколько раз возвращались к этой теме, относятся, в частности, Хендрик ван Бален , который был известен прежде всего этими предметами, а также Иоахим Втевал , Корнелис ван Харлем, Корнелис ван Поленбурч и Авраам Блумарт . [ 11 ]
В тот же период эти же художники, а затем Рубенс, создали множество изображений Sine Cerere et Baccho friget Венеры («Без Цереры и Вакха Венера замерзает», что означает, что для процветания любви нужны еда и вино), пословица, происходящая от книги-эмблемы , в которых в большинстве ранних версий изображены только Церера , Вакх , Венера и Амур, устраивающие пикник на земле, или сидящие за столом в некоторых более поздних версиях. [ 12 ] Было высказано предположение, что концентрация изображений харлемских маньеристов отражает покровительство могущественных пивоваров Харлема . [ 13 ]

«Пир богов» был написан Яном ван Байлертом между 1635 и 1640 годами.
Контекст
[ редактировать ]И свадьба Купидона и Психеи, и свадьба Пелея и Фетиды были обычными сюжетами в древности, начиная с греческой чернофигурной вазописи . Последний, возможно, был изображен в римской стеклянной камео- портлендской вазе . Однако на таких изображениях редко изображается свадебный пир, предпочитая ему церемонию или шествия.
Более ранние картины, возможно, чем-то обязаны развлечениям alla antica, таким как работы Compagnia della Cassuola («Компания лопаты»), упомянутые Вазари , где общественное братство во Флоренции, включая таких художников, как Джованни Франческо Рустичи и Андреа дель Сарто, проводило изысканные обеды. которые могут включать в себя участников, одетых как классические боги и воспроизводящих эпизоды из мифологии. [ 14 ] Фрески Рафаэля и Джулио украшали помещения, используемые для роскошных развлечений, которые могли бы сравниться с олимпийским гостеприимством; В прошлом столетии Марсилио Фичино благодарственное письмо написал Лоренцо Медичи , в котором содержалось именно такое сравнение. [ 6 ]
Более поздние картины также можно рассматривать в контексте более широкого интереса к «корпоративным сценам» общественных мероприятий в нидерландском искусстве начала 17 века, выраженного в новом жанровом сюжете веселой компании , ее «галантности» и «элегантные» вариации, [ 15 ] а также продолжение Питера Брейгеля Старшего сцен крестьянской жизни его сыном Яном и другими. Пиры образовали раздел класса малых мифологических картин, в которых интерес фигур очень часто разделяется с элементами пейзажа или натюрморта . [ 16 ] Оба они фигурируют на многих праздниках, но упор делается на широкий спектр обнаженных фигур, демонстрирующих множество сложных поз, демонстрирующих виртуозность художника. [ 17 ]
Небольшие группы небожественных гуляк в схожих аркадских ландшафтах называются вакханалами и еще чаще встречаются в искусстве. Другие сюжеты, которые были популярны в тот же период, показали, как люди развлекали классических богов, в истории Бавкиды и Филимона и других сказках. «Триумф Вакха» ( Los borrachos , 1628) Диего Веласкеса в Музее Прадо — известный пример того, как Вакх пьет с людьми.
Более поздние работы
[ редактировать ]В Новом дворце в Потсдаме в Берлине есть потолочная роспись в Марморзале («Мраморный зал»), изображающая Праздник богов на Олимпе (1769 г.), написанная художником-неоклассиком Амеде ван Лоо . Романтический национализм расширил круг богов, которые могли быть изображены, до скандинавских богов . В 1863 году Передвижники группа прогрессивных художников « » («Странники») была основана после того, как несколько человек покинули Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге с отвращением после того, как тема ежегодного конкурса на Золотую медаль (российский эквивалент Римской премии ) была « Праздник Одина в Валгалле », который они считали и нерусским, и не имеющим социального значения. [ 18 ] Более поздние картины, особенно в Англии, иногда изображали сказочные сцены несколько похожего типа, такие как «Ссора Оберона и Титании» (1849) и соответствующее ей «Примирение» сэра Джозефа Ноэля Патона .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Булл, 342–343; Вулетт, 60 лет
- ^ Бык, 343
- ^ Bull, 343, со ссылкой на докторскую степень П. Груткерка, 1975 г.
- ^ Овидий , Метаморфозы VIII, 547ff.
- ^ Вуллетт, 60–63.
- ^ Перейти обратно: а б с Бык, 342
- ^ Влиге, 105
- ^ Рисунок яблока раздора, брошенного Эридой во время свадьбы Пелея и Фетиды : Этюд для фрески в зале Генриха II в Фонтенбло, Франческо Приматиччо, Метрополитен-музей
- ^ Вулетт, 60 лет.
- ^ Гравюра в Метрополитен-музее ; в Британском музее, в разделах ; Булл, 342–343 гг.
- ^ Булл, 342–343; Сливе, 13–14; Влиге, 105–106.
- ^ Бык, 218–219.
- ^ Сантос, особенно стр. 21 и далее
- ^ Фридман, 33 года.
- ^ Лидке, 13–15.
- ^ Vlieghe, 105–106, и passim до конца главы 6.
- ^ Вулетт, 60 лет.
- ^ «Странники» в Оксфордском художественном словаре , под ред. Ян Чилверс, 2004, Издательство Оксфордского университета, ISBN 0198604769 , 9780198604761, книги Google
Ссылки
[ редактировать ]
- Булл, Малкольм, Зеркало богов, Как художники эпохи Возрождения заново открыли языческих богов , Oxford UP, 2005, ISBN 0141912626 , книги Google
- Фридман, Люба, Классические мифы в живописи итальянского Возрождения , 2011, Cambridge University Press, ISBN 1107001196 Google книги
- Лидтке, Вальтер А., «Франс Хальс: стиль и содержание», Бюллетень Метрополитен-музея , 2011, ISBN 1588394247 Google книги
- Слайв, Сеймур , голландская живопись, 1600–1800 , Йельский университет, 1995, ISBN 0300074514
- Сантос, Р. де Мамбро, «Пиво Вакха. Визуальные стратегии и моральные ценности в изображениях Хендрика Гольциуса о Sine Cerere et Libero Friget Venus», в «Эмблемах Голландии и Италии между 16 и 17 веками» , изд. Э. Каноне и Л. Спруит, 2012, Olschki Editore, Флоренция, веб-текст на сайте academia.edu.
- Влиге, Х. (1998), Фламандское искусство и архитектура, 1585–1700 , Издательство Йельского университета, история искусства Пеликана. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300070381
- Вулетт, Энн Т., ван Сухтелен, Ариан, редакторы, Рубенс и Брейгель: Рабочая дружба , 2006, Getty Publications, ISBN 0892368489 книги Google