Лиможская эмаль


Лиможская эмаль производится в Лиможе , на юго-западе Франции , на протяжении нескольких столетий и до настоящего времени. Есть два периода, когда он имел европейское значение. С XII века по 1370 год существовала крупная промышленность по производству металлических предметов, украшенных эмалью в технике выемчатого плетения , из которых большая часть сохранившихся (около 7500 штук) [1] и, вероятно, большая часть оригинальной продукции представляет собой религиозные предметы, такие как реликварии .
После столетнего перерыва промышленность возродилась в конце 15 века, теперь она специализируется на технике расписной эмали и в течение нескольких десятилетий производит скорее светские, чем религиозные произведения. Во времена французского Возрождения это был ведущий центр с несколькими династическими мастерскими, которые часто подписывали или ставили штампы на своих работах. [2] Роскошные предметы, такие как тарелки, бляшки и кувшины, были расписаны изысканным маньеристским декором из живописных фигурных сцен, которые на сосудах были окружены сложной рамкой.
В оба периода самые крупные произведения включают сюжетные сцены. Они иллюстрируют стили соответствующих периодов. В средневековом шамплеве действие просто и прямо показано несколькими фигурами на узорчатом фоне. В картинах маньеристов многочисленные фигуры и детализированный фон имеют тенденцию подавлять активность главных фигур.

После упадка примерно с 1630 года и более поздней конкуренции со стороны фарфора , высококачественное производство возродилось в середине 19 века и приняло модерн и другие современные стили с относительно небольшим производством. [3]
Средневековая выемчатая эмаль
[ редактировать ]

Лимож уже был крупнейшим и самым известным, но не самым качественным европейским центром производства выемчатой эмали К XII веку ; его работы были известны как Opus de Limogia или Labor Limogiae . [5] Основными конкурентами города на ценовом рынке были мастерские северной Испании, а работы Лиможа с самого начала демонстрируют признаки испанского и исламского влияния; высказывались предположения, что между двумя регионами имело место перемещение рабочих. [6] Поздний вермикулированный стиль и псевдокуфические границы — два примера такого влияния. [7] На некоторых из ранних эмалевых изделий Лиможа изображена полоса псевдокуфического письма, которая «была постоянным орнаментом в Лиможе и уже давно была принята в Аквитании». [8]
Таблички с шамплеве и « шкаты шассе » или реликварии на меди в конечном итоге стали производиться почти массово и были доступны приходским церквям и дворянству. Тем не менее, работы высочайшего качества с шамплеве происходили из долины Мосан в таких произведениях, как « Триптих Ставело» , а позже эмальеры Basse-taille из Парижа, Сиены и других стран возглавили верхнюю часть рынка эмали, часто с основами из драгоценного металла; почти все эти куски в какой-то момент были переплавлены. Но Лимож по-прежнему получал заказы на важные предметы для соборов или королевских покровителей, особенно в XII и XIII веках, и был доступен целый ряд работ разного качества. Промышленность уже находилась в упадке к 1370 году, когда жестокое разграбление города после осады Лиможа англичанами во главе с Эдвардом Черным принцем фактически положило ей конец. [9] К тому времени ювелиры в более крупных центрах в основном обратились к другим методам, таким как бас-тайль. [10]
Техники
[ редактировать ]Лиможскую эмаль обычно наносили на медную основу, но иногда и на серебро или золото. [5] Сохранность часто превосходна из-за прочности используемого материала. [5] и более дешевые лиможские работы по меди сохранились гораздо быстрее, чем изысканные работы по драгоценным металлам, которые в какой-то момент почти все были переработаны для получения материалов. Части, не покрытые эмалью, обычно золочились ; существовало два основных стиля. В первом, более распространенном, но появившемся только около 1200 года, фигуры были позолочены и часто, по крайней мере частично, рельефны , а фон в основном был покрыт цветной эмалью. В другом все было наоборот, и фигуры были покрыты эмалью на позолоченном фоне. [11]
Позолоченные участки также были отмечены врезанными линиями, изображающими лица и одежду фигур или узоры на заднем плане (последний вариант известен как вермикулированный стиль). Изделия часто украшались драгоценными камнями, обычно имитациями эмали или стекла в сохранившихся изделиях, а разноцветные медальоны на многих фонах можно понимать как имитацию драгоценных камней. Примерно с 1200 года синий с золотом позолоченных участков стал преобладающим цветом в палитре Лиможа. В средневековом искусстве синий цвет был общеизвестно дорогим в других средах, таких как живопись, но относительно легко достигался как в эмали, так и в витражах , производители которых в полной мере этим воспользовались. [12]
Более мелкие элементы рельефа в основном изготавливались путем штамповки в штампах с изображением таких деталей, как головы фигур, которые в остальном были плоскими; Если целые фигуры имеют рельеф, они обычно изготавливаются из отдельного куска меди, который сначала выталкивают сзади, чтобы придать грубую форму, а затем обрабатывают лицевую часть. Они были прикреплены к основной части медными заклепками , круглые головки которых обычно хорошо видны. В некоторых изделиях, особенно таких, как головки посохов трехмерной формы, одинаковые с двух сторон, весь корпус был забит в металлические матрицы, несущие рисунок. Тогда, скорее всего, обе стороны должны были быть спаяны вместе. [13]
Рост
[ редактировать ]Росту промышленности Лиможа и его репутации в XII веке, судя по всему, во многом обязан Гранмонтинцам , монашескому ордену, материнский дом которого находился за пределами города. Орден быстро рос после смерти его основателя, святого Стефана Мюре в 1124 году, и ему покровительствовал король Англии Генрих II . Уже не считается, что в самом Грандмонском аббатстве существовала эмалевая мастерская; вместо этого покровительствовали светским мастерским Лиможа. Орден имел мало земли и был беден, а его суровое правление, на первый взгляд, не поощряло расходы на искусство; здесь не использовалась монументальная скульптура. Тем не менее, эмали отправляли в новые дома, возникающие, в основном во Франции. [14]
Папа Иннокентий III (1198–1216), дважды посетивший Гранмонт, заказал работы в Лиможе для Рима: реликварий для своей титульной церкви и работу для святыни Святого Петра в базилике Святого Петра , которая фактически является самым престижным местом в Западной церкви. Четвертый Латеранский собор , созванный Иннокентием, уточнил, что лиможская эмаль подходит для одного из двух пиксов, которые должна была иметь каждая церковь (хотя она не считалась подходящим материалом для чаш , которые католические правила до сих пор обычно требуют, чтобы они были как минимум покрыты покрытием). в драгоценном металле). [15]
Другими факторами в распространении репутации работы Лиможа было то, что Лимож находился на главном маршруте паломничества в Сантьяго-де-Компостелла , а также находился под покровительством рыцарей-тамплиеров . Части были подарены даже в королевствах крестоносцев Святой Земли и Скандинавии , и хранились в Новгороде в России. [13]
Использование
[ редактировать ]
Помимо шкатулок, которые составляли значительную часть продукции того периода, существовало много других типов предметов, выполненных из лиможской эмали. Те, что были созданы для церковного использования, имели больше шансов выжить, и в начале периода, вероятно, преобладали. Некоторые типы предметов, например подсвечники, обычно небольшие с шипом, и орнаментальные медальоны для сундуков, обычно имеют светское или нейтральное оформление и, вероятно, делались одинаковыми для обоих рынков. В более поздний период другие предметы могут иметь отчетливо светское оформление, например рыцарские сцены сражающихся рыцарей, [16] или более редкие сцены куртуазной любви . [17] Религиозные книжные обложки (или переплеты с сокровищами ) делались в большом количестве на протяжении всего периода, обычно в виде пар бляшек, которые редко сохранились вместе; Бог Отец и распятие Христа — общие темы. [18]
Другие сюжеты, которые появляются в лиможской эмали гораздо чаще, чем в другом религиозном искусстве того периода, включают жизнь святой Валерии Лиможской , местной героини, а также мученичество святого Фомы Бекета , чей культ активно пропагандировался церковью после его смерть, включая распространение вторичных реликвий (кусков его одежды, пропитанных его разбавленной кровью) по Европе. Тот факт, что в Лиможе существует более двадцати картин, изображающих историю трех волхвов, слегка озадачил историков искусства. Их мощи были «перенесены» из Милана в Кёльн в 1164 году. [19] и было высказано предположение, что части каменной кладки старого храма в Милане были доступны как реликвии. [20] В подобных предметах, со многими сохранившимися примерами, изображения часто очень похожи или делятся на группы, предполагая общий дизайн и, возможно, разные мастерские, использующие одни и те же узоры.
В 13 веке была мода на верхушки элитных гробниц иметь эмалированную и металлическую панель с изображением усопшего, часто рельефным . Двое детей святого Людовика IX (1214–1270), умерших молодыми, имели такие гробницы в аббатстве Руайомон под Парижем (ныне в базилике Сен-Дени ), [21] и зарегистрировано множество гробниц епископов и знатных дворян; немногие пережили Французскую революцию . [22] Это было частью тенденции к тому, чтобы работы позднего Лиможа становились все более скульптурными, часто с небольшими штрихами эмали. [23] В более поздний период увеличилось количество светских предметов или тех, что сохранились, включая подсвечники, бляшки-медальоны для украшения сундуков и другие вещи. [24] и драгоценные камни , чаши для церемониального омовения рук, которые шли парами, и слуги переливали руки из одной в другую. [17]
- Пластина-переплет с аппликацией эмалированных фигурок, XIII век.
- Типичная средневековая лиможская шкатулка , в данном случае миропомазание, а не реликварий , 13 век. [25]
- Деталь посоха , ок. 1230-е годы
- Гемеллион с рыцарем, преклонившим колени перед дамой, и геральдика, 2-я половина XIII века. Любая позолота стёрлась.
Росписная эмаль эпохи Возрождения.
[ редактировать ]

Техника расписной эмали появилась в середине 15 века, возможно, сначала в Нидерландах, а вскоре за ней последовал Лимож во время правления Людовика XI (1461–1483). [26] Первый значительный мастер, известный под именем Монваерни, или Псевдо-Монваерни, поскольку теперь известно, что это имя основано на неправильном прочтении надписи, работал в последние десятилетия века. [27] За ним последовали неизвестные художники, названные «Мастером триптиха Людовика XII» по названию произведения из Музея Виктории и Альберта , и «Мастер Орлеанского триптиха», который примерно до 1515 года создал ряд религиозных произведений в стиле все еще основан на живописи прошлого века. [28] Они были слишком малы для церквей и, очевидно, использовались для частных богослужений, возможно, особенно для частых путешественников. [29]
Эта техника процветала в различных мастерских Лиможа на протяжении 16 века, пользуясь привилегиями короля, которые давали ей почти монополию во Франции. Кроме того, со времен Людовика XI королевскими указами возможность получить звание мастера гильдии эмальеров была ограничена несколькими семьями. [30] Эмали производились в мастерских, которые часто сохранялись в одной семье на протяжении нескольких поколений, и часто подписывались на эмали или идентифицировались, по крайней мере, в пределах семьи или мастерской, по отметкам на обратной стороне панелей, а также по стиль. [31]
По крайней мере, первоначально это были весьма статусные предметы для изысканного вкуса придворных и других богатых коллекционеров. [32] с богатыми горожанами, пополнявшими клиентскую базу с 1530-х годов по мере расширения отрасли. [33] В отличие от средневекового лиможского шамплеве, эти эмали производились для рынка, в основном ограниченного Францией, хотя некоторые изделия были заказаны в Германии. [34] В то время как средневековый шамплеве Лиможа конкурировал с рядом других центров Европы, в 16 веке действительно не было другого города, производившего какое-либо количество больших живописных эмалей в стиле маньеризма . Некоторые кусочки муранского стекла были частично окрашены в аналогичном стиле.
К 1580 году этот стиль, похоже, вышел из моды, и Бернар Палисси , создатель дополнительного стиля в керамике, писал, что «их искусство стало настолько дешевым, что они едва могут зарабатывать на жизнь». [35] Производство продолжалось и в 17 веке, но после первых десятилетий его качество снижалось. В 18 веке роль предметов роскоши эмалированной посуды в значительной степени вытеснил европейский фарфор , но после некоторых технических усовершенствований эмалевая роспись стала широко использоваться для небольших портретных миниатюр , что до этого было английской эксцентричностью. Они были нарисованы во многих крупных городах, где были клиенты, и Лимож играл лишь незначительную роль. Лимож также был активным центром расписного фаянса , а затем и лиможского фарфора . [3]
Стиль и техника
[ редактировать ]В новой технике создавались изделия с очень подробными фигуративными сценами или декоративными схемами. Как и в случае с итальянской майоликой , на которую в некотором смысле окрашенная эмалью Лиможа была запоздалым французским ответом, образы, как правило, были взяты из классической мифологии или аллегории, хотя они включают религиозные сцены, часто из Ветхого Завета . становились гугенотами (французскими кальвинистами Многие мастера на протяжении столетия ), а новые печатные моралисты Библии с иллюстрациями Бернара Саломона и других сделали доступными большое количество повествовательных сцен, которые ранее не были широко известны. [36]
Композиции в основном были взяты из немецких, французских или итальянских гравюр , особенно для более крупных сцен с множеством фигур. Границы на более крупных изделиях очень сложны и используют весь спектр маньеристского орнамента, дополненный орнаментальными принтами и другими моделями. Здесь много ремешков , а фантастическим гротескам часто придается комическая трактовка. [37] Веселые гротески, изображенные справа, находятся на обратной стороне большого блюда, на главной стороне которого изображено яркое изображение разгрома армии фараона в Красном море . [38] Оба дизайна очень похожи, но не являются точными копиями, в произведениях из других коллекций, в частности в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Дизайны также основаны на гравюрах, но эмалировщики адаптировали их для своих изделий. [39]
Появление около 1530 года стиля гризайль , в котором большая часть композиции выполнена в черно-белом цвете, может показаться удивительным в среде, эффект которой обычно полагался на широкую гамму ярких цветов, с которыми могла сравниться только керамика в других странах. средства массовой информации, такие как металлические изделия, из которых были изготовлены подобные объекты. Часто включались другие приглушенные цвета, особенно золотой и розовый для телесного цвета. Возможно, на это повлияло черно-белое изображение отпечатков, с которых были созданы рисунки, и этот стиль, вероятно, было гораздо легче реализовать. Области гризайля обычно создавались путем обжига слоя «черной» эмали, на самом деле обычно очень темного цвета шелковицы , иногда очень темно-синей, с последующим добавлением слоя белого цвета и частичным стиранием его перед повторным обжигом. Затем можно добавить блики белого, золотого или других цветов. [40] Изделия в стиле гризайль доминировали в производстве примерно между 1530 и 1560 годами, и после этого продолжали производиться наряду с полихромными. [41] Утверждалось, что эти произведения были «мрачными и мрачными, отражающими пессимизм, преобладавший во время Реформации». [3]
Эмали по-прежнему наносились на основы из медных листов; при изготовлении сложных трехмерных форм, часто используемых сейчас, не может использоваться припой , который не выдерживает температуры обжига. Заднюю часть листов также необходимо было покрыть эмалью, даже там, где она была бы невидима, чтобы уменьшить коробление во время обжига; эта невидимая эмаль называется «контрэмалью», и в ней используются отходы окрашенных сторон. Техника требовала (если не гризайли ) многократных обжигов при тщательно контролируемых температурах для обжига различных цветов, хотя количество фактически необходимых обжигов в последние десятилетия стало предметом некоторых споров. Более ранние авторы утверждали, что их число может достигать двадцати, но теперь более вероятным кажется максимум восемь или девять. [42] Ртутная позолота использовалась для золотых участков, очень распространенных в границах; этот и некоторые другие цвета использовались лишь ненадолго, на заключительном этапе. [43]
Художники
[ редактировать ]Учитывая королевские привилегии, эмалевые мастерские, как правило, оставались в семье и к тому же довольно плохо документированы по сравнению с художниками; Различные подписи и монограммы на произведениях дали историкам искусства повод для споров. [44] Клейма на металлических рамах или оправе могут помочь определить дату. Леонар Лимузен был самым известным из семи художников-эмальеров семьи Лимузен, чьи подписанные и датированные работы простираются с 1532 по 1574 год. В семью Курт/де Кур, вероятно, входила большая часть Жана Курта (активный 1550-е годы), Жана де Курта (активный 1560-е и 1560-е годы). 1570-е годы, также успешный портретист маслом), Сюзанна де Курт , возможно, работавшая с 1570-х по 1620-е годы, и Пьер Курте (или Куртуа), подписывавший работы с 1550 по 1568 год. Семьи Пенико, Лоден и Реймон или Раймон ( Пьер Реймонд ) были также выдающиеся эмальисты, [31] Лаудины особенно проявились в 17 веке как «последняя искра» лиможской традиции. [45]

Некоторые из этих подписей (обычно это просто инициалы) могут означать «из фирмы/мастерской», а не «нарисованные». Некоторые отдельные художники-эмалисты также известны по конкретным работам, а других приписывают им на основании их стиля; иллюстрация здесь из серии об Энеиде "Мастера Энеиды", [46] изготовивший около 1530-х годов большой набор бляшек, из которых 74 сейчас широко разбросаны по различным коллекциям. Они копируют композиции гравюр на дереве , впервые использованные в издании произведений Вергилия , опубликованном в Страсбурге в 1502 году, а затем повторно использованные в лионских изданиях 1517 и 1529 годов; в них было 143 иллюстрации к « Энеиде» , и ни одна из последних трех книг не сохранила эмалевых версий. Возможно, они украсили небольшой кабинет, [47] облицован деревянными панелями, как в кабинете эмо, принадлежавшем королеве Екатерине Медичи после ее смерти в 1589 году, и украшен небольшими эмалевыми портретами. [48]
Серия «Энеида» отражает по существу готический стиль скопированных гравюр на дереве. [47] но, вероятно, были изготовлены, когда Леонар Лимузен уже находился на службе у короля. Его знакомство с итальянским стилем Первой школы Фонтенбло , вероятно, стало ключом к быстрому принятию утонченного стиля маньеризма художниками Лиможа, где он господствовал до конца столетия. [49]
Использование
[ редактировать ]Эмали изготавливались в виде таких предметов, как подсвечники, блюда, сосуды и задние стенки зеркал, а также в виде плоских пластинок для включения в другие предметы, например шкатулки. Хотя их очень часто изготавливали в форме для подачи еды и напитков, данные свидетельствуют о том, что обычно они не использовались для этого, а хранились среди других предметов искусства в приемных. [50] Как и в случае со средневековыми эмалями, некоторые изделия, очевидно, делались на заказ, другие, вероятно, изготавливались для продажи или распространения на рынке. [33] Значки на шляпах стали популярными по мере расширения отрасли и клиентуры; Гранд предпочитал для них традиционные украшения. [35]
Самым большим сохранившимся трехмерным произведением является в стиле гризайль «настольный фонтан» высотой 490 мм в поместье Уоддесдон в Англии, датированный 1552 годом и предположительно сделанный для Дианы де Пуатье , любовницы французского короля Генриха II . [51] Однако это может быть «составное» произведение, составленное в XVIII и XIX веках из ряда произведений XVI века с добавленными соединенными инициалами Анри и Дианы. [52]
Шкатулка Сивиллы из наследия Уоддесдона в Британском музее (одна из лучших коллекций и всегда выставлена напоказ) представляет собой искусно сделанную небольшую запирающуюся шкатулку с каркасом из позолоченного серебра и драгоценными камнями, украшенным панелями гризайль с оттенками золота и телесного цвета. оттенки. Он представляет изысканный придворный вкус примерно 1535 года и, вероятно, предназначался для женских драгоценностей. Большинство таких наборов эмалевых вставок потеряли настройки, для которых они предназначались, [53] но многие из них сейчас находятся в сменных рамах, добавленных парижскими дилерами во второй половине XIX века. [54]
Собираем историю
[ редактировать ]После длительного периода, когда их собирали очень мало, интерес к нарисованным Лиможу возродился в первой половине XIX века как часть общего возрождения эпохи Возрождения. Вкус рос до конца века, когда Париж стал основным рынком для сбора образцов из замков, при необходимости переделывал их с обычной смелостью 19-го века и продавал их все более интернациональной группе очень богатых коллекционеров. Навыки, приобретенные для ремонта, привели к некоторым откровенным подделкам. Историки искусства начали реконструировать имена и биографии за запутанными свидетельствами по подписям и стилям. [54] а также имитации керамики из Франции и Англии. [55]
С середины века большие группы включались в соответствующие выставки в Париже и Лондоне, а позже частные коллекции большей частью перешли в музеи; «Важные коллекции лиможских эмалей сегодня находятся в десятке музеев»: [56]
- Франция: Лувр : Национальный музей Средневековья (бывший Музей Клюни, по существу шамплеве), Париж: Замок Экуэн (Национальный музей Возрождения): Муниципальный музей Лиможа.
- Англия (весь Лондон): Британский музей , включая завещание Уоддесдона : Музей Виктории и Альберта : Коллекция Уоллеса
- США: Коллекция Фрика , Нью-Йорк: Художественная галерея Уолтерса , Балтимор: Художественный музей Метрополитен , Нью-Йорк: Художественный музей Тафта , Цинциннати.
- Россия: Эрмитаж , Санкт-Петербург.
- конца XV века Триптих , приписываемый мастерской Монваерни.
- Мемориальная доска с воскрешением Лазаря , Жан Пенико I, начало 16 века.
- Мемориальная доска с портретом Лимузена Леонара Генриха II Наваррского работы
- Тарелка в стиле гризайль с изображением Психеи, которую Зефир несет во дворец Купидона, Пьер Курте , ок. 1560 г.
- Эвер, около 1600 г.
- Мемориальная доска, расписанная гризайлем 17 века , из большой серии для церкви в Реймсе , Жюль Лоден, ок. 1663.
- Мемориальная доска с росписью XVII века работы Жака I Лодена (1627-1695)
- Тарелка, приписываемая Жаку Лодену, 17 век.
Примеры
[ редактировать ]Лимож Кросс
[ редактировать ]Эта часть представляет собой центральную пластинку креста » первой трети XIII века. Сейчас она находится в Почетном легионе Сан-Франциско . Нерезная часть позолочена, чтобы обрамлять эмалированные части. Этот крест, вероятно, использовался в Аббатство Сен-Марциаль, вероятно, как процессионный крест .
Спитцер Кросс
[ редактировать ]Крест Спитцера — это распятие , изготовленное около 1190 года в Лиможе , во Франции, мастером, известным как «Мастер королевской мастерской Плантагенетов». Работа выполнена из меди, гравирована и позолочена, инкрустирована выемчатой лиможской эмалью с оттенками синего, зеленого, желтого, красного и белого цветов и изображает Христа на кресте . Возможно, он был сделан как процессионный крест для аббатства Грандмон : подобные кресты хранятся в других коллекциях, в том числе в Метрополитен-музее .
Лиможская шкатулка-мощевик
[ редактировать ]Эта шкатулка-реликварий изображает сцены смерти Томаса Бекета . Святой Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский , был убит в Кентерберийском соборе в 1170 году, предположительно по желанию короля Англии Генриха II . Беккет был канонизирован как святой через три года после его убийства, а сцены из жизни и смерти Томаса Беккета очень быстро стали популярными источниками вдохновения для художников Лиможа, которые находятся на более чем 45 сохранившихся сегодня гробах. [57] Сейчас он находится в Ордене Почетного легиона Сан-Франциско в Галереях средневекового искусства.
Ларец Беккета в Лондоне (на фото вверху) — еще один пример Лиможа; это самая большая сохранившаяся гробница Бекета и, возможно, самая старая. Возможно, это было сделано всего через десять лет после убийства Беккета. [58]
- Лимож Кросс
- Реликварий Бекет-Чассе
См. также
[ редактировать ]- Реликварий Святого Кальминия - реликварий шассе XII века.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ласко, 307, н.
- ^ Осборн, 333–334.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роща
- ^ О'Нил, 246–249.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Искусство и ремесла в средние века Джулии Де Вольф Джи Аддисон стр.97 и далее
- ^ Ласко, 228
- ^ Кэмпбелл, 32 года; О'Нил, 87 лет
- ^ «Циборий Мастера Альпаиса» . 1200.
- ^ Осборн, 333; Ласко, 228
- ^ Кэмпбелл, 33 года.
- ^ О'Нил, 104; Сгиб, 232–234
- ^ О'Нил, 41 год.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б О'Нил, 43–44.
- ^ О'Нил, 43–44; 199–230
- ^ О'Нил, 52–534.
- ^ О'Нил, 360–368; Ласко, 307н.13
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б О'Нил, 365–368 гг.
- ↑ О'Нил, 114 лет, рисунок
- ^ О'Нил, 124 года.
- ^ Готье ММ. и Франсуа Г., Южные эмали: Международный каталог работ Лиможа – Том I: романский период , 11, Париж, 1987 г.
- ^ О'Нил, 402–405.
- ^ О'Нил, 435–444, 397–421.
- ^ О'Нил, 344–358.
- ^ О'Нил, 360–365.
- ^ О'Нил, 257
- ^ КОТОРЫЙ, 82; Кэмпбелл, 43 года
- ^ Винсент, 8 (см. примечание 1)
- ^ Винсент, 8–14
- ^ Кароселли, 23-24.
- ^ НГА, 82
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тейт, 42–49 лет; Торнтон (2015), 108–125; Роща
- ^ Кароселли, 11, 23-26, 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кароселли, 28 лет
- ^ Кароселли, 83 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кароселли, 36 лет
- ^ Кароселли, 27-28.
- ^ Карусели, 33-35; Винсент, 16–25 лет, особенно 18–19, 22 года; НГА, 82
- ^ База данных коллекции BM, WB.33 , по состоянию на 31 декабря 2014 г.
- ^ Винсент, 16–25, особенно 18–19, 22.
- ^ Кароселли, 20-21; НГА, 83, 107–108; существовал вариант техники, дающий небольшой рельефный эффект.
- ^ Карусели, 20-21; НГА, 107–108; Тейт, 44–46 лет.
- ^ Карусели, 19; НГА, 82–83; Осборн, 334 года
- ^ Карусели, 19; НГА, 105
- ^ Винсент, 15, 40; Тейт, 49 лет
- ^ Кароселли, 36 (цитата), 199-203.
- ^ Или «Мастер Энеиды», «Мастер легенды об Энеиде»; Изображения Викисклада
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тейт, 42 года
- ^ Тейт, 47 лет.
- ^ Тейт, 47–49.
- ^ Кароселли, 29 лет.
- ^ Черный, 102
- ^ Страница на веб-сайте Waddesdon. Архивировано 2 февраля 2017 г. в Wayback Machine , см. расширенные комментарии Филиппы Плок, 2014 г. Произведение находится в Курительной комнате, и его можно увидеть на расстоянии от дверного проема.
- ^ Торнтон (2015), 108–115.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кароселли, 37 лет
- ^ Кароселли, 38 лет.
- ^ Кароселли, 37-38 (цитируется 38), давая следующий список.
- ^ Бински, Пол в: Джонатан Александр и Пол Бински (редакторы), Эпоха рыцарства, Искусство в Англии Плантагенетов, 1200–1400, Королевская академия / Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1987
- ^ Шкатулка Бекета в Музее Виктории и Альберта.
Ссылки
[ редактировать ]
- Кэмпбелл, Мэриан. Введение в средневековые эмали , 1983, HMSO для Музея Виктории и Альберта , ISBN 0112903851
- Кароселли, Сьюзен, Расписные эмали Лиможа: каталог коллекции Музея округа Лос-Анджелес , 1993, LACMA / Thames & Hudson, ISBN 0500974063
- «Гроув»: Г.Х. Байром и Бет МакЛеод. «Лимож», Grove Art Online , Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Веб. 24 января 2017 г. требуется подписка
- Ласко, Питер , Ars Sacra, 800–1200 , История искусства пингвинов (ныне Йельский университет), 1972 (nb, 1-е изд.) ISBN 9780140560367
- «NGA», Дистельбергер, Рудольф (редактор), Западное декоративное искусство: средневековье, ренессанс и исторические стили, включая изделия из металла, эмали и керамику, Коллекции Национальной галереи искусств , 1993, Национальная галерея искусств (США), Том 1 из серии систематических каталогов Национальной галереи искусств, ISBN 9780521470681 , книги Google
- О'Нил, Джон Филип (редактор), Лиможские эмали: 1100–1350 гг ., Лувр, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 1996, ISBN 9780870997587 , полный просмотр онлайн
- Осборн, Гарольд (редактор), «Эмаль» в «Оксфордском справочнике по декоративному искусству» , 1975, OUP, ISBN 0-19-866113-4
- Райтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том II: Взлет и падение цен на предметы искусства с 1750 года , 1963 год, Барри и Роклифф, Лондон
- Шварц, Сельма, Путеводитель по Уоддесдону , 2005, поместье Уоддесдон
- Тейт, Хью, Завещание Уоддесдона , 1981, Публикации Британского музея, ISBN 978-0-7141-1357-9
- Торнтон, Дора, Возрождение Ротшильдов: Завещание Уоддесдона , 2015, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2345-5
- Винсент, Клэр, в коллекции Роберта Лемана: Декоративное искусство. XV (Том 15 коллекции Роберта Лемана, Метрополитен-музей; несколько авторов), 2012, Метрополитен-музей, ISBN 978-1-58839-450-7 , книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хигготт, Сьюзен. Коллекция Уоллеса: Каталог стекла и лиможских расписных эмалей . Лондон: Коллекция Уоллеса (2011) ISBN 978-0-900785-85-6