Бернар Палисси
Бернар Палисси | |
---|---|
![]() Бернар Палисси, фаянсовый автопортрет, воспроизведенный на литографии. | |
Род занятий | Французский гугенотский гончар и инженер-гидравлик. |

Бернар Палисси (англ. Французское произношение: [bɛʁnaʁ palisi] ; в. 1510 – ок. 1589) был французским гончаром -гугенотом , инженером-гидравликом и мастером, прославившимся тем, что в течение шестнадцати лет боролся за имитацию китайского фарфора . Он наиболее известен своей так называемой «деревенской посудой», обычно богато украшенной большими овальными блюдами с изображением мелких животных, рельефно изображенных среди растительности, причем животные, по-видимому, часто лепятся из слепков, снятых с мертвых экземпляров. Часто бывает трудно отличить примеры из собственной мастерской Палисси от примеров ряда «последователей», которые быстро переняли его стиль. Имитации и адаптации его стиля продолжали делаться во Франции примерно до 1800 года, а затем значительно возродились в 19 веке.
В 19 веке керамика Палисси стала источником вдохновения для создания Mintons Ltd компании викторианской майолики , которая была выставлена на Большой Лондонской выставке 1851 года под названием « Посуда Палисси ».
Палисси известен своим вкладом в естественные науки , а также открытием принципов геологии , гидрологии и образования окаменелостей . [1] Протестант и Палисси был заключен в тюрьму за свою веру во время бурных религиозных войн во Франции приговорен к смертной казни. Он умер от плохого обращения в Бастилии в 1589 году (1590, согласно Берти 1886). [2] [3] [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]По словам его друга Пьера де Л'Этуаля , Палисси родился в 1510 году. Место рождения Палисси не установлено, но считается, что это Сент , Перигор , Лимузен или Ажен . Большую часть своей жизни он прожил в Сентонже . [1] Палисси родился в бедной семье, и, хотя его образование не включало греческий или латынь, оно преподавало ему практические науки, включая геометрию и геодезию . В начале своей жизни Палисси получил от короны задание обследовать солончаки Сентонжа. [1] В своих мемуарах Палисси рассказывает, что был учеником художника по стеклу. В конце своего ученичества он провел год подмастерья, приобретая новые знания во многих частях Франции, включая Гиень , Лангедок , Прованс , Дофине , Бургундию и Луару . [1] Позже он отправился на север, в Нидерланды , возможно, даже в Рейнские провинции Германии , и в Италию . [1]
Палисси вернулся в Сентонж, где женился и завел детей. Помимо того, что он рассказывает нам в своей автобиографии, а именно, что он работал художником-портретистом, художником по стеклу и землемером, у нас мало сведений о том, как он жил в первые годы своей семейной жизни. [4]
Интерес к керамике
[ редактировать ]В 1539 или 1540 году Палисси показали поразившую его белую эмалированную чашку, и он начал проект по определению характера ее производства. Кусок прекрасной белой керамики, возможно, был произведен в Фаэнце , Урбино , Сен-Поршере или даже в Китае . [1] Во времена Палисси керамика, покрытая красивой белой оловянной глазурью, расписанной эмалями, производилась по всей Италии, Испании, Германии и на юге Франции. Однако человек, столь путешествовавший и столь проницательный, как Палисси, был бы знаком с его внешним видом и свойствами. [4]
В соседней деревне Ла-Шапель-де-По Палисси освоил зачатки крестьянского гончарного дела, которое практиковалось в 16 веке. Возможно, он также узнал о производстве европейской керамики, покрытой оловянной эмалью. [4] В своей работе Палисси производил керамику, используя очень много ингредиентов, включая олово , свинец , железо , сталь , сурьму , сапфир , медь , песок , солянки , жемчуг и глет . [1]
Деревенская керамика
[ редактировать ]
Почти шестнадцать лет Палисси работал над воссозданием увиденной им керамики, работая с величайшим усердием, но так и не добившись успеха. Временами он и его семья доходили до нищеты; Говорят, что он сжег свою мебель и половицы своего дома, чтобы разжечь огонь в своих печах. Тем временем он терпел упреки своей жены, которая, когда их дети требовали еды, вероятно, считала усилия мужа чуть ли не безумием. Все эти трудности и неудачи Палисси добросовестно описал в своей автобиографии. [4]
Палисси не смог раскрыть секреты китайского фарфора или майолики с белой оловянной глазурью, но он создал стиль деревенской керамики, названный «посуда Палисси», которым он теперь известен. [1] Анализ подтверждает, что Палисси использовал цветные свинцовые глазури, силикаты свинца с добавлением оксидов металлов меди (для зеленого), кобальта (для синего), марганца (для коричневого и черного) или железа (для желтой охры) с небольшой добавкой олова. [для непрозрачности] некоторых глазурей. [5] Керамика украшена рельефами, имитирующими дикую природу из родных болот Палисси Сентонж. К ним относятся рыбы, ракообразные, рептилии, папоротники и цветы. [1]
В 1542 году крестьянское восстание против налога на соль «габель» в Сентонже привело к тому, что королевские войска во главе с герцогом де Монморанси прибыли к дому Палисси. Герцог был впечатлен артистизмом Палисси и поручил ему построить убежища в замках Экуэн и Медон. [1] Работа Палисси там включала в себя создание диких садов и керамических существ, следуя романтическому стилю, подобному стилю итальянских художников Вазари , Челлини и Микеланджело , и предвещая период барокко . [1]
Работа в Париже
[ редактировать ]
В 1548 году Палисси был доставлен в Париж под защиту Монморанси и Екатерины Медичи. Несмотря на его обращение в протестантизм в 1546 году, в отходе от устоявшейся католической религии, Екатерина попросила Палисси построить для нее сады в Тюильри. В 1562 году она дала ему при своем дворе официальный титул: «королевский изобретатель деревенских статуэток». [1]
Палисси откровенно выражал свои протестантские религиозные убеждения; иногда он наказывал влиятельных чиновников, цитируя пророческие книги Ветхого Завета. [3] По мнению современников, Палисси критиковал торговцев, судей или парламентских советников и бенефициаров , цитируя Книгу Иезекииля : «Они прокляты, прокляты и потеряны... Горе вам, пастыри, которые едят тук и одевают вас». с шерстью, а стадо мое оставлю рассеянным по горам». [3]
Хотя Палисси был протестантом, эти дворяне защищали его от постановлений парламента Бордо . В 1562 году оно конфисковало имущество всех протестантов этого округа. Мастерские и печи Палисси были разрушены, но его удалось спасти. Благодаря вмешательству всемогущего констебля он был назначен королем и королевой-матерью изобретателем деревенской керамики. [4]
Около 1563 года под королевской защитой ему было разрешено основать новое гончарное производство в Париже в окрестностях королевского дворца Лувр . Впоследствии место его печей было включено в часть сада Тюильри . Около двадцати пяти лет с этой даты Палисси жил и работал в Париже. Судя по всему, он оставался личным фаворитом Екатерины Медичи и ее сыновей, несмотря на свой протестантизм. [4] Екатерина, возможно, спасла его от кровопролития во время Варфоломеевской резни в 1572 году. [1]
Работая при дворе, он написал множество разнообразных работ. Помимо продолжения деревенских статуэток, он изготовил большое количество посуды и бляшек, украшенных рельефными библейскими или мифологическими сюжетами. Похоже, он сделал репродукции оловянной посуды Франсуа Брио и других мастеров по металлу того периода. [4]
Лекции по естествознанию
[ редактировать ]
В этот период Палисси прочитал несколько серий публичных лекций по естествознанию, входная плата составляла одну крону, большую по тем временам плату. Его идеи о источниках и подземных водах были опубликованы в его « Восхитительных беседах» о природе воды и фонтанов, о природных и искусственных веществах, о металлах, о солях и соленых водах, о камнях, о землях, о феу и о злах (Париж, 1580 г.). ). [3] [6] В то время как Аристотель и Ван Чун правильно выдвинули гипотезу о роли осадков в круговороте воды , Палисси был первым, кто точно предположил, что одних осадков достаточно для этого процесса и что подъем подземных вод не играет жизненно важной роли. [7] Он был одним из первых европейцев, выдвинувших теорию, соответствующую сегодняшним представлениям о происхождении окаменелостей . Это, а также его практическое применение александрийских теоретических работ по гидравлике к социальной проблеме доставки воды в города намного опережало общие знания его времени.
Палисси утверждал, что опыт или практика должны наполнять теорию, которая бесполезна без эмпирической основы. [3] Кроме того, он утверждал, что научное знание должно быть получено из наблюдений и практики до классической философии:
Если бы вещи, задуманные в уме, могли быть реализованы, [алхимики] совершили бы великие дела... [Мы должны] признать, что практика является источником теории... Экспериментальным путем я доказываю в нескольких местах, что теории некоторых философов ложны. , даже из самых известных и самых древних.
- Бернар Палисси (цитируется Генри Морли в 1853 году) [3]
Палисси описал системы получения или транспортировки воды, а также обеспечения ее качества, добавив, что любой, кто не может воспроизвести его инструкции, может свободно связаться с ним через его издателя. [3] Он разработал теорию гидротермальных источников, вулканов и землетрясений, которую он объяснил смесью летучих веществ и горением под земной поверхностью. [3] Кроме того, Палисси правильно предположил происхождение источников в своих исследованиях по гидрологии и геологии. [3]
Палисси правильно утверждал, что окаменелости представляют собой останки некогда живых организмов, и оспаривал преобладающее мнение о том, что они были созданы библейским потопом или астрологическим влиянием. Он утверждал, что минералы, растворяясь в воде с образованием «застывшей воды», выпадают в осадок и тем самым окаменевают некогда живые организмы, создавая окаменелости. [3]
Заключение и смерть
[ редактировать ]
Конец жизни Палисси вполне соответствовал его активной и бурной юности. Несмотря на защиту дворян и двора, фанатичный порыв 1588 года, связанный с Войной трёх Генрихов, привел к тому, что его бросили в Бастилию . По словам Д'Обинье и других протестантов, Генрих III предложил Палисси свободу, если он откажется, но Палисси отказался. [2] Приговоренный к смерти в возрасте почти восьмидесяти лет, он умер в темнице Бастилии в 1590 году. [4] Друг, летописец и сокамерник Пьер де Л'Этуаль позже рассказал о судьбе Палисси:
В том же 1590 году в темницах Бастилии умер магистр Бернар Палисси, узник за свою религию, в возрасте 80 лет, убитый страданиями, нуждой и плохим обращением. Вместе с ним были еще три женщины, задержанные в качестве пленниц также за свою религию, сами задушенные голодом или паразитами... Очень добрая женщина, принесшая мне эту новость, вернулась из Бастилии, где она поинтересовалась состоянием Палисси. Там она обнаружила, что Палисси умер, и ей сказали, что, если она захочет его увидеть, она сможет найти его на валу с собаками, куда его поместили, поскольку он сам был собакой.
— Пьер Л’Этуаль [2]
В художественной литературе
[ редактировать ]
В Александра Дюма » «Графе Монте-Кристо Палисси упоминается, когда автор описывает роскошь квартиры персонажа: «Остальная мебель этой привилегированной квартиры состояла из старых шкафов, наполненных китайским фарфором и японскими вазами, Лукка делла Роббиа фаянс и тарелки Палисси из старых кресел, в которых, возможно, сидел Генрих IV ».
Марсель Пруст упоминает Палисси в третьем томе « Воспоминания о прошлом» : «...и рыбу, приготовленную в придворном бульоне, принесли на длинном глиняном блюде, на котором, рельефно выделяясь на подстилке из голубоватых трав, неповрежденный, но все еще искривленный после того, как его бросили живым в кипящую воду, окруженный кольцом моллюсков-спутников, животных, крабов, креветок и мидий, он напоминал керамическое блюдо работы Бернара Палисси». [8]
В «Пардальяне» Мишеля Зевако Жан де Пардальян помогает Паллисси в Бастилии и оставляет его на свободе. Его вина описывается как «разозлить вымышленную Екатерину Медичи ».
Жизнь и деятельность Палисси описаны в А.С. Байатта » «Детской книге . Палисси служит источником вдохновения для гончара Бенедикта Фладда и его ученика Филипа Уоррена. [9]
Палисси фигурирует как один из девятнадцати образцовых героев в серии, написанной уругвайским писателем Орасио Кирогой и впервые опубликованной в 1927 году в популярном аргентинском еженедельнике Caras y Caretas . [10] Автор Леонард Н. Амико недавно выпустил биографию на английском языке. [11]
В главе «Ракушки» Гастон Башляр в своей поэтике пространства довольно подробно описывает описание Палисси природной крепости. Он построен по принципу ракушки, с грубым внешним видом и гладким внутренним пространством в форме цитадели. ( Поэтика космоса : Beacon Press. Ed 1994. XI. стр. 127–132)
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Райт, Брукс (1943). Геологические исследования Бернара Палисси . Кембридж: диссертация Гарвардского университета.
- ^ Jump up to: а б с Берти, Филип (1886). Бернар Палисси . Париж: Библиотека искусств.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Морли, Генри (1853). Палисси Гончар: Жизнь Бернара Палисси . Бостон: Тикнор, Рид и Филдс.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Палисси, Бернар ». Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 634–635. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Букийон, А. и Кастен, Дж. и Барб, Ф. и Пейн, SR и Кристман, Б. и Крепен-Леблон, Т и Хойер, А.Х. (2016). «Рустиковые статуэтки со свинцовой глазурью [Деревенская керамика] Бернара Палисси [1510–90] и его последователей»: Археометрия. 59. 10.1111/arcm.12247.
- ^ «Замечательные беседы о природе вод и фонтанов, как естественных, так и искусственных, о металлах, солях и рассолах, камнях, земле, огне и эмали».
- ^ Джеймс Си Додж. Понятия гидрологического цикла. Древнее и современное (PDF) . Международный симпозиум, Огайо
2 «Происхождение и история гидрологии», Дижон, 9–11 мая 2001 г. Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2014 г. Проверено 6 февраля 2024 г. - ^ Марсель Пруст, В поисках утраченного времени, Том 3, Путь Германта, издание Modern Library, стр. 152.
- ^ Байатт, А.С. (2009). Детская книга . Лондон: Чатто и Виндус . п. 675. ИСБН 978-0-7011-8389-9 .
- ^ Орасио Кирога, Героизм . Эд Энни Буль. Посасас, Аргентина: Editorial Universitaria, U. Nac de Misiones, 1998.
- ^ Леонар Н. Амико, Бернар Палисси: в поисках земного рая , 1996.
Внешние ссылки
[ редактировать ]