Французские религиозные войны
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
представляли Религиозные войны во Франции собой серию гражданских войн между французскими католиками и протестантами (называемыми гугенотами ) с 1562 по 1598 год. От двух до четырех миллионов человек погибли от насилия, голода или болезней, непосредственно вызванных конфликтом, и это серьезно повредило власти. французской монархии. [1] Одним из наиболее громких эпизодов стала резня в день Святого Варфоломея в 1572 году. Боевые действия закончились компромиссом в 1598 году, когда Генрих Наваррский, перешедший в католицизм в 1593 году, был провозглашен королем Франции Генрихом IV и издал Указ о Нант , который предоставил гугенотам значительные права и свободы. Однако католики продолжали не одобрять протестантов и Генриха, и его убийство в 1610 году спровоцировало новый раунд восстаний гугенотов в 1620-х годах.
Напряженность между двумя религиями нарастала с 1530-х годов, усугубляя существующие региональные разногласия. Смерть французского короля Генриха II в июле 1559 года положила начало длительной борьбе за власть между его вдовой Екатериной Медичи и могущественной знатью. В их число входила ярая католическая фракция, возглавляемая семьями Гизов и Монморанси , а также протестанты, возглавляемые Домом Конде и Жанной д'Альбре . Обе стороны получили помощь от внешних держав: Испания и Савойя поддерживали католиков, а Англия и Голландская республика поддерживали протестантов.
Умеренные, также известные как Politiques , надеялись поддерживать порядок путем централизации власти и уступок гугенотам, а не политики репрессий, проводимой Генрихом II и его отцом Франциском I. Первоначально их поддержала Екатерина Медичи, чей Сен-Жерменский эдикт от января 1562 года встретил решительную оппозицию со стороны фракции Гизов и привел к вспышке массовых боевых действий в марте. Позже она ужесточила свою позицию и поддержала резню в Варфоломеевский день в Париже в 1572 году , в результате которой католическая толпа убила от 5 000 до 30 000 протестантов по всей Франции.
Войны угрожали авторитету монархии и последним королям Валуа , трем сыновьям Екатерины Франциску II , Карлу IX и Генриху III . Их преемник Бурбонов Генрих IV ответил созданием сильного центрального государства и распространением терпимости к гугенотам; последняя политика продлилась до 1685 года, когда внук Генриха Людовик XIV отменил Нантский эдикт .
Название и периодизация [ править ]
Наряду с «Французскими религиозными войнами» [2] и «Гугенотские войны», [3] войны также по-разному описывались как «Восемь религиозных войн» или просто «Религиозные войны» (только во Франции). [4]
Точное количество войн и их соответствующие даты являются предметом постоянных споров историков: некоторые утверждают, что Нантский эдикт (13 апреля 1598 г.) и Вервенский мир (2 мая 1598 г.) завершили войны, [2] в то время как последовавшие за этим восстания гугенотов 1620-х годов заставили других поверить в то, что Алесский мир 1629 года является фактическим завершением. [5] Однако согласованным началом войн является резня в Васси в 1562 году, а Нантский эдикт, по крайней мере, положил конец этой серии конфликтов. За это время за сложными дипломатическими переговорами и мирными соглашениями последовали новые конфликты и борьба за власть. [6] [7]
Американские военные историки Кизер, Драсс и Брустайн (1994) придерживались следующих подразделений, периодизаций и мест: [8]
- Резня Васси (1562 г.) - Западная Франция
- Первая религиозная война (1562–1563 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
- Вторая религиозная война (1567–1568 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
- Третья религиозная война (1568–1570 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
- Резня в день Святого Варфоломея (1572 г.) - Северо-восток Франции.
- Четвертая религиозная война (1572–1573 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
- Пятая религиозная война (1575–1576 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
- Шестая религиозная война (1576–1577 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
- Седьмая религиозная война (1580 г.) - Западная и Юго-Западная Франция.
- Восьмая религиозная война (1585–1589 гг.) – Западная и Юго-Западная Франция.
- Девятая религиозная война (1589–1598 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
И Кон (2013), и Клодфелтер (2017) следовали одному и тому же подсчету и периодизации и отметили, что « Война трех Генрихов » была другим названием Восьмой религиозной войны, а Кон добавил «Войну влюбленных» в качестве еще одного названия Седьмой войны. Война. [9] [2] В своей биографии Мишеля де Монтеня (2014) Элизабет Гильд также согласилась с этой хронологией, за исключением того, что Седьмую религиозную войну датировали 1579–1580 годами, а не только 1580 годом. [10] Холт (2005) предложил совершенно иную периодизацию с 1562 по 1629 год, описывая «гражданские войны», а не религиозные войны, датируя Шестую войну мартом – сентябрем 1577 года, а Восьмую войну - июнем 1584 года (смерть Анжу) апрель 1598 г. (Нантский эдикт); наконец, хотя он и не назвал этому число, Холт считал период 1610–1629 годов «последней религиозной войной». [11]
Предыстория [ править ]
Внедрение идей Реформации [ править ]
Гуманизм эпохи Возрождения зародился в 14 веке в Италии и прибыл во Францию в начале 16 века, что совпало с подъемом протестантизма во Франции . Движение подчеркивало важность ad fontes , или изучения первоисточников, и первоначально сосредоточилось на реконструкции светских греческих и латинских текстов. Позже оно расширилось до чтения, изучения и перевода произведений отцов церкви и Нового Завета с целью религиозного обновления и реформы. [12] Ученые-гуманисты утверждали, что интерпретации Библии для требуется умение читать Новый Завет и Ветхий Завет в оригинале на греческом и иврите , а не полагаться на латинский перевод 4-го века, известный как « Библия Вульгаты ». [13]
В 1495 году венецианец Альд Мануций начал использовать недавно изобретенный печатный станок для выпуска небольших, недорогих карманных изданий греческой, латинской и народной литературы, впервые сделав знания во всех дисциплинах доступными для широкой аудитории. [14] Дешевые брошюры и плакаты позволили распространять теологические и религиозные идеи беспрецедентными темпами. В 1519 году Джон Фробен опубликовал собрание сочинений Мартина Лютера и отметил в своей переписке, что 600 экземпляров были отправлены во Францию и Испанию и проданы в Париже . [15]
В 1521 году группа реформаторов, в том числе Жак Лефевр и Гийом Брисонне , недавно назначенный епископом Мо , сформировала Круг Мо , стремясь улучшить качество проповеди и религиозной жизни в целом. К ним присоединился Франсуа Ватабле , знаток иврита . [16] вместе с Гийомом Буде , классиком и королевским библиотекарем. [17] Лефевра Пятикратная Псалтирь и его комментарий к Посланию к Римлянам подчеркивали буквальное толкование Библии и центральную роль Иисуса Христа . [15] Многие из принципов лютеранства впервые появились в лекциях Лютера, которые, в свою очередь, содержали многие идеи, выраженные в работах Лефевра. [18]
Среди других членов Круга были Маргарита де Наваррская , сестра Франциска I и мать Жанны д'Альбре , а также Гийом Фарель , который был сослан в Женеву в 1530 году из-за своих реформистских взглядов и убедил Жана Кальвина присоединиться к нему там. [19] Оба мужчины были изгнаны из Женевы в 1538 году за противодействие тому, что они считали вмешательством правительства в религиозные дела; хотя эти двое разошлись во мнениях по поводу природы Евхаристии , возвращение Кальвина в Женеву в 1541 году позволило ему выработать доктрину кальвинизма . [20] [21]
Ключевой движущей силой реформаторского движения была коррупция среди духовенства , которую Лютер и другие критиковали и стремились изменить. [22] Такая критика не была чем-то новым, но печатный станок позволил ей широко распространиться, например, « Гептамерон» Маргариты, сборник рассказов о клерикальной безнравственности. [23] Другая жалоба заключалась в сведении «Спасения» к бизнес-схеме, основанной на продаже индульгенций , что усилило всеобщие волнения и повысило популярность таких произведений, как перевод Фареля «Отче наш», « Истинная и совершенная молитва» . В нем основное внимание уделялось Sola fide , или идее спасения как бесплатного дара от Бога, подчеркивалась важность понимания в молитве и критиковалось духовенство за препятствование росту истинной веры. [23]
Рост кальвинизма
Итальянское возрождение классического образования обратилось к Франциску I (1494–1547), который учредил в Париже королевские профессорские должности , чтобы лучше понимать древнюю литературу. Однако это не распространялось на религию, особенно после Болонского конкордата 1516 года, когда Папа Лев X усилил королевский контроль над Галликанской церковью , позволив Франциску назначать французских священнослужителей и взимать налоги с церковной собственности. В отличие от Германии, французское дворянство также в целом поддерживало статус-кво и существующую политику. [24]
Несмотря на свою личную оппозицию, Франциск терпимо относился к идеям Мартина Лютера , когда они проникли во Францию в конце 1520-х годов, главным образом потому, что определение католической ортодоксии было неясным, что затрудняло точное определение того, что было, а что не было ересью . [25] Он пытался придерживаться среднего курса в развивающемся религиозном расколе. [26] но в январе 1535 года католические власти вынесли окончательное решение, классифицировав «лютеран» как еретиков -цвинглианцев . [27] Кальвин, родом из Нуайона в Пикардии , [27] отправился в изгнание в 1535 году, спасаясь от преследований, и поселился в Базеле , где в 1538 году опубликовал « Институты христианской религии» . В этом труде содержались ключевые принципы кальвинизма , ставшие чрезвычайно популярными во Франции и других европейских странах. [26]
Хотя лютеранство было широко распространено среди французского коммерческого класса, быстрый рост кальвинизма был обусловлен дворянством. Считается, что это началось, когда Конде , возвращаясь домой из военной кампании, проезжал через Женеву и услышал кальвинистскую проповедь. [28] Жанна д'Альбре, королева Наварры, обратилась в кальвинизм в 1560 году, возможно, из-за влияния Теодора де Безе . [28] Вместе с Конде и ее мужем Антуаном Наваррским она и их сын Генрих Наваррский стали лидерами гугенотов. [29]
Рост фракционности
Корона продолжала стараться сохранять нейтралитет в религиозных дебатах до « Дела о плакатах» в октябре 1534 года. [26] когда протестантские радикалы развесили в Париже и других провинциальных городах плакаты, отвергающие католическое учение о « реальном присутствии Христа в Евхаристии ». [26] Это позволило четко определить протестантизм как ересь, в то время как Франциск был в ярости из-за нарушения безопасности, которое позволило разместить один из плакатов на двери его спальни. [27] [30] Будучи подвергнут жесткой критике за свою первоначальную терпимость, теперь ему было предложено наказать виновных. [31] 21 февраля 1535 года несколько человек, замешанных в этом деле, были казнены перед собором Парижской Богоматери , на мероприятии присутствовал Франциск и члены посольства Османской империи во Франции . [31]
Борьба с ересью усилилась в 1540-х годах, что вынудило протестантов совершать тайные богослужения. [32] В октябре 1545 года Франциск приказал наказать вальденсов, базирующихся в юго-восточной деревне Мериндоль . [33] Давняя традиция протопротестантизма, восходящая к 13 веку, вальденсы недавно присоединились к реформатской церкви и становились все более воинственными в своей деятельности. В ходе так называемой резни в Мериндоле провансальские войска убили множество жителей и разрушили еще от 22 до 28 близлежащих деревень, в то время как сотни мужчин были вынуждены стать рабами на галерах . [34]
Франциск I умер 31 марта 1547 года, и ему наследовал его сын Генрих II , который продолжил религиозные репрессии, проводимые его отцом в последние годы его правления. Его политика была еще более суровой, поскольку он искренне считал всех протестантов еретиками; 27 июня 1551 года эдикт Шатобриана резко ограничил их право на вероисповедание. Были наложены запреты на распространение «еретической» литературы, при этом собственность «еретиков» конфисковывалась короной. [35] [36] [37] [38]
Со своей базы в Женеве Кальвин обеспечивал руководство и организационные структуры Реформатской церкви Франции . [39] Кальвинизм оказался привлекательным для людей разных социальных иерархий и профессиональных различий, был сильно региональным и не имел четкой схемы географического распространения. Несмотря на преследования, их численность и власть заметно возросли благодаря обращению в кальвинизм значительной части дворянства. По оценкам историков, к началу войны в 1562 году во Франции насчитывалось около двух миллионов кальвинистов, в том числе более половины дворянства, которых поддерживали 1200–1250 церквей. Это представляло собой существенную угрозу монархии. [40]
Амбуазский заговор [ править ]
Смерть Генриха II в июле 1559 года создала политический вакуум и внутреннюю борьбу за власть между соперничающими фракциями, которую 15-летний Франциск II не мог контролировать. Франциск, герцог Гиз , чья племянница Мария, королева Шотландии, была замужем за королем, воспользовался ситуацией, чтобы установить господство над своими соперниками, Домом Монморанси . [41] [42] Через несколько дней после вступления короля на престол английский посол сообщил, что « дом Гизов правит и делает все, что касается французского короля». [43]
10 марта 1560 года группа недовольных дворян во главе с Жаном дю Барри попыталась сломить власть Гизов, похитив молодого короля. [44] Их планы были раскрыты до того, как были реализованы, и сотни подозреваемых в заговоре были казнены, включая Дюбарри. [45] [46] Гиз заподозрил Конде в причастности к заговору, и он был арестован и приговорен к смертной казни, а затем освобожден в политическом хаосе, последовавшем за внезапной смертью Франциска II, что еще больше усилило напряженность того периода. [47]
После заговора термин « гугенот » для французских протестантов стал широко использоваться. [48] Вскоре после этого первые случаи протестантского иконоборчества или разрушения изображений и статуй в католических церквях произошли в Руане и Ла-Рошели . Это продолжалось на протяжении 1561 года более чем в 20 городах и поселках, вызывая нападения на протестантов со стороны католической толпы в Сансе , Каоре , Каркассоне , Туре и других местах. [49]
Екатерины Регентство Медичи
Когда Франциск II умер 5 декабря 1560 года, его мать Екатерина Медичи стала регентшей при своем втором сыне, девятилетнем Карле IX . [50] Поскольку государство было финансово истощено итальянскими войнами, Екатерине пришлось сохранять независимость монархии от ряда конкурирующих фракций, возглавляемых могущественной знатью, каждая из которых контролировала то, что по сути было частными армиями. [51] Чтобы компенсировать Гиза или «Гизара», она согласилась на сделку, по которой Антуан Наваррский отказался от любых претензий на регентство в обмен на освобождение Конде и должность генерал-лейтенанта Франции. [52]
У Екатерины было несколько вариантов борьбы с «ересью», включая продолжение неудачной политики искоренения Генриха II, подхода, поддерживаемого католическими ультрас, такими как Франсуа де Турнон , или обращение монархии в кальвинизм, как предпочитал де Без. [53] Срединным путем между этими двумя крайностями было разрешение открыто исповедовать обе религии во Франции, по крайней мере временно, или компромисс Гизара, заключавшийся в сокращении преследований, но не допущении терпимости . [54] На данный момент она придерживалась линии Гизара. [55]
Перед своей смертью Франциск II созвал первое с 1484 года Генеральное собрание , которое в декабре 1560 года собралось в Орлеане для обсуждения таких тем, как налогообложение и религия. В последнем вопросе он добился незначительного прогресса, за исключением согласия помиловать лиц, осужденных за религиозные преступления в предыдущем году. [56] Поскольку это было явно неприемлемо для Конде и его последователей, Екатерина обошла сословия и приняла примирительные меры, такие как Указ от 19 апреля 1561 года и Июльский Указ . [55] Это признало католицизм государственной религией, но подтвердило предыдущие меры по смягчению наказаний за «ересь». [57]
Затем сословия одобрили Коллоквиум Пуасси , который начался 8 сентября 1561 года, с протестантами во главе с де Безом и католиками с Карлом, кардиналом Лотарингии , братом герцога де Гиза. Обе стороны первоначально стремились приспособить протестантские формы богослужения к существующей церкви, но это оказалось невозможным. [58] [а] К моменту завершения коллоквиума 8 октября стало ясно, что разрыв между католической и протестантской теологией слишком велик, чтобы его можно было преодолеть. [60] Поскольку их возможности сузились, правительство попыталось подавить эскалацию беспорядков в провинциях, приняв Эдикт Сен-Жермена , который разрешал протестантам публично совершать богослужения за пределами городов и конфиденциально внутри них. 1 марта вассалы семьи Гизов напали на кальвинистскую службу в Шампани , что привело к тому, что стало известно как резня Васси . Это, казалось, подтвердило опасения гугенотов о том, что Гизары не собирались идти на компромисс и обычно рассматриваются как искра, которая привела к открытой враждебности между двумя религиями. [61]
Обратиться к насилию [ править ]
Гиенна была эпицентром поворота к религиозному насилию во Франции конца 16 века. Было предложено множество объяснений роста насилия. Традиционные объяснения сосредоточены на влиянии Жанны д'Альбре и Антуана Наваррского. Другие объяснения сосредоточены на росте сеньоризма в 1550-х годах и рассматривают поворот к насилию как реакцию крестьянского класса. В качестве примера часто приводят убийство барона Шато де Фюмель протестантской мафией в 1561 году. С другой стороны, недавние исследования сосредоточили внимание на религиозных объяснениях. Дени Крузе указывает на пламенную эсхатологическую проповедь францисканца Фомы Иллирика , который путешествовал по региону в 1510-х и 1520-х годах. Стюарт Кэрролл, однако, выступает за политизацию: «насилие было непосредственно вызвано политизированными фракциями, а не было результатом спонтанного межобщинного взрыва». [62]
1562–1570 [ править ]
«Первая» война (1562–1563 гг.) [ править ]
Хотя гугеноты начали мобилизацию для войны еще до резни в Васси , [63] многие утверждали, что резня подтвердила утверждения о том, что они не могут полагаться на Эдикт Сен-Жермена . В ответ группа дворян во главе с Конде заявила о своем намерении «освободить» короля от «злых» советников и 2 апреля 1562 года захватила Орлеан. [64] Этому примеру быстро последовали протестантские группы по всей Франции, которые захватили и разместили гарнизоны в Анжере , Блуа и Туре вдоль Луары и напали на Валанс на реке Рона . [64] После захвата Лиона 30 апреля нападавшие сначала разграбили, а затем разрушили все католические учреждения в городе. [65]
Надеясь передать Тулузу Конде, местные гугеноты захватили Отель де Виль , но встретили сопротивление разъяренной католической толпы, что привело к уличным боям и гибели более 3000 человек, в основном гугенотов. 12 апреля 1562 года произошли массовые убийства гугенотов в Сансе, а также в Туре . в июле [64] По мере обострения конфликта Корона отменила Указ под давлением фракции Гизов. [66] [67]
Основные сражения войны произошли в Руане , Дре и Орлеане . При осаде Руана (май – октябрь 1562 г.) корона вернула город, но Антуан Наваррский скончался от ран. [68] В битве при Дре (декабрь 1562 г.) Конде был захвачен короной, а констебль Монморанси — противниками короны. В феврале 1563 года во время осады Орлеана Франциск, герцог Гиз , был застрелен гугенотом Жаном де Польтро де Мере . Поскольку он был убит вне прямого боя, Гиз посчитал это убийством по приказу врага герцога, адмирала Колиньи . Народные волнения, вызванные убийством, в сочетании с сопротивлением города Орлеана осаде, вынудили Екатерину Медичи выступить посредником в перемирии, в результате чего был подписан Амбуазский эдикт . 19 марта 1563 года [69]
«Вооруженный мир» (1563–1567) и «вторая» война 1567–1568 ( )
в Амбуазский эдикт целом считался неудовлетворительным всеми заинтересованными сторонами, и фракция Гизов была особенно против того, что они считали опасными уступками еретикам . Корона пыталась воссоединить две фракции в своих усилиях по возвращению Гавра , который был оккупирован англичанами в 1562 году в рамках Хэмптон-Кортского договора между лидерами гугенотов и Елизаветой I Английской . В июле того же года французы изгнали англичан. 17 августа 1563 года в парламенте Руана Карл IX был объявлен совершеннолетним, положив конец регентству Екатерины Медичи. [70] Его мать продолжала играть важную роль в политике и присоединилась к своему сыну в Гранд-туре по королевству между 1564 и 1566 годами, призванном восстановить власть короны. За это время Жанна д'Альбре встретилась и провела переговоры с Екатериной в Маконе и Нераке. [71] [72]
Сообщения об иконоборчестве во Фландрии побудили Карла IX оказать поддержку тамошним католикам; Французские гугеноты опасались повторной мобилизации католиков против них. Укрепление Филиппом II Испанским стратегического коридора из Италии на север вдоль Рейна усилило эти опасения, и политическое недовольство росло. После того, как протестантские войска безуспешно попытались захватить и взять под свой контроль короля Карла IX в « Сюрпризе Мо» , ряд городов, таких как Ла-Рошель , заявили о своей поддержке гугенотов. На следующий день протестанты напали и убили католических мирян и духовенства в Ниме , что стало известно как Мишелад . [73] [74] [75] [76] [77]
Это спровоцировало вторую войну и ее главное военное сражение — битву при Сен-Дени , где погибла главнокомандующий короны и генерал-лейтенант, 74-летняя Анна де Монморанси. Война была короткой и закончилась еще одним перемирием, Миром в Лонжюмо (март 1568 г.). [78] который был повторением Амбуазского мира 1563 года и снова предоставил протестантам значительные религиозные свободы и привилегии. [78] Новости о перемирии достигли Тулузы в апреле, но антагонизм между двумя сторонами был настолько велик, что 6000 католиков продолжали осаду Пюилорана , печально известного протестантского оплота в Лаураге , еще неделю. [79]
«Третья» война (1568–1570 гг . )
В ответ на мир католические братства летом 1568 года по всей стране возникли и лиги вопреки закону. Лидеры гугенотов, такие как Конде и Колиньи, бежали из суда, опасаясь за свою жизнь, многие из их последователей были убиты, а в Сентябрь, Эдикт Сен-Мора лишил гугенотов свободы вероисповедания. В ноябре Вильгельм Оранский повел армию во Францию, чтобы поддержать своих собратьев-протестантов, но, поскольку армии плохо платили, он принял предложение короны о деньгах и бесплатном выезде из страны. [80] [81] [82] [83]
Гугеноты собрали грозную армию под командованием Конде при поддержке сил с юго-востока Франции во главе с Полем де Муваном и контингента протестантских ополченцев из Германии, в том числе 14 000 наемных рейтеров во главе с кальвинистским герцогом Цвайбрюккеном . [84] После того, как герцог был убит в бою, его войска остались на службе у гугенотов, которые получили заем от Англии под залог Жанны д'Альбре . королевских регалий [85] Большая часть финансирования гугенотов поступала от королевы Англии Елизаветы, на которую, вероятно, повлиял в этом вопросе сэр Фрэнсис Уолсингем . [84] Католиками командовал герцог Анжуйский – позже король Генрих III – и им помогали войска из Испании, Папской области и Великого герцогства Тосканы . [86]
Протестантская армия осадила несколько городов в регионах Пуату и Сентонж (для защиты Ла-Рошели ), а затем Ангулем и Коньяк . В битве при Жарнаке (16 марта 1569 г.) принц Конде был убит, что вынудило адмирала де Колиньи принять командование протестантскими войсками номинально от имени 16-летнего сына Конде, Генриха , и 15-летнего сына Конде. старый Генрих Наваррский , которых Жанна д'Альбре представила как законных лидеров движения гугенотов против королевской власти. Битва при Ла-Рош-л'Абей была номинальной победой гугенотов, но они не смогли захватить контроль над Пуатье и потерпели сокрушительное поражение в битве при Монконтуре (30 октября 1569 г.). Колиньи и его войска отступили на юго-запад и перегруппировались с Габриэлем, графом де Монтгомери , и весной 1570 года они разграбили Тулузу , прорезали путь через юг Франции и поднялись по долине Роны до Ла-Шарите-сюр. -Луара . [87] Ошеломляющий королевский долг и желание Карла IX найти мирное решение [88] привело к Сен-Жермен-ан-Ле (8 августа 1570 г.), заключенному Жанной д'Альбре, который еще раз позволил сделать некоторые уступки гугенотам. [89]
Варфоломеевская резня и «четвертая» война (1572–1573 гг . )
Когда в королевстве снова наступил мир, корона начала искать политику примирения, чтобы воссоединить раздробленное государство. Ключевой частью этого должен был стать брак Наварры, сына Жанны д'Альбре, и Антуана Наваррского, и Маргариты Валуа, сестры короля. Альбре колебалась, опасаясь, что это может привести к отречению ее сына, и подписание контракта продолжалось до марта 1572 года. [90]
Колиньи , за голову которого во время третьей гражданской войны была назначена награда, был восстановлен в благосклонности благодаря миру и щедро принят при дворе в августе 1571 года. [91] [92] Он твердо верил, что Франция должна вторгнуться в испанские Нидерланды, чтобы объединить католиков и гугенотов вокруг короля. Карл, однако, не желал оказывать этому проекту нечто большее, чем скрытую поддержку, не желая открытой войны с Испанией. Совет единогласно отверг политику Колиньи, и он покинул суд, не посчитав его гостеприимным. [93]
В августе свадьба наконец состоялась, и вся самая могущественная гугенотская аристократия прибыла по этому случаю в Париж. Через несколько дней после свадьбы Колиньи застрелили, когда он возвращался домой с совета. [94] Возмущенная гугенотская знать потребовала справедливости, которую король обещал обеспечить. [95] Екатерину, Гиза, Анжу, Альбу подозревали по-разному, хотя гугенотская знать направила свой гнев прежде всего на Гиза, угрожая убить его на глазах у короля. [96]
Суд, все больше встревоженный возможностью марша протестантских сил на столицу или новой гражданской войной, решил нанести упреждающий удар по руководству гугенотов. [97] Утром 24 августа было сформировано несколько отрядов убийц, один из которых выступил под командованием Гиза, который убил Колиньи около 4 часов утра, оставив его тело на улице, где оно было изуродовано парижанами и брошено в Сену. [98] [99]
К рассвету стало ясно, что убийства пошли не по плану: воинствующие группировки населения вырезали своих соседей-гугенотов, утверждая, что «так захотел король». [100] В течение следующих пяти дней насилие продолжалось: католики убивали мужчин, женщин и детей-кальвинистов и грабили их дома. [101] Король Карл IX сообщил послам, что он приказал совершить убийства, чтобы предотвратить гугенотский переворот, и объявил день празднования юбилея, хотя убийства продолжались. [102] В течение следующих нескольких недель беспорядки распространились более чем на дюжину городов по всей Франции. По оценкам историков, 2000 гугенотов были убиты в Париже и еще тысячи - в провинции; всего было убито около 10 000 человек. [103] Генриху Наваррскому и его двоюродному брату, молодому принцу Конде , удалось избежать смерти, согласившись перейти в католицизм. Оба отказались от своего обращения после побега из Парижа. [104] [105] [106]
Резня вызвала ужас и возмущение среди протестантов по всей Европе, но и Филипп II Испанский , и Папа Григорий XIII , следуя официальной версии о том, что гугенотский переворот был сорван, праздновали его исход. Во Франции оппозиция гугенотов короне была серьезно ослаблена смертью многих лидеров. Многие гугеноты эмигрировали в протестантские страны. Другие ради выживания вновь обратились в католицизм, а остальные сосредоточились в небольшом количестве городов, где они составляли большинство. [107] [108] [109] [110]
«Четвертая» война (1572–1573 гг . )
Резня спровоцировала дальнейшие военные действия, которые включали католические осады городов Сомьер (войсками под предводительством Анри I де Монморанси ), Сансера и Ла-Рошели (войсками под предводительством герцога Анжуйского ). Конец военным действиям положили избрание (11–15 мая 1573 г.) герцога Анжуйского на польский престол и Булонский эдикт (подписанный в июле 1573 г.), резко урезавший многие права, ранее предоставленные Французские протестанты. По условиям договора всем гугенотам была предоставлена амнистия за прошлые действия и свобода вероисповедания. Однако им была предоставлена свобода вероисповедания только в пределах трех городов: Ла-Рошели, Монтобана и Нима , и то только в пределах их собственных резиденций. Протестантским аристократам, обладавшим правом высшей справедливости, разрешалось заключать браки и крещения, но только до собрания, ограниченного десятью людьми, не входящими в их семью. [111]
1574–1580 [ править ]
Смерть Карла IX и «пятая» война (1574–1576 гг . )
В отсутствие герцога Анжуйского споры между Карлом и его младшим братом, герцогом Алансонским , привели к тому, что множество гугенотов собрались вокруг Алансона для покровительства и поддержки. Неудавшийся переворот в Сен-Жермене (февраль 1574 г.), предположительно направленный на освобождение Конде и Наварры , удерживавшихся при дворе со времен собора Святого Варфоломея , совпал с довольно успешными восстаниями гугенотов в других частях Франции, таких как Нижняя Нормандия , Пуату и долину Роны , что возобновило военные действия. [112]
Через три месяца после коронации Генриха Анжуйского как короля Польши его брат Карл IX умер (май 1574 г.), и его мать объявила себя регентшей до его возвращения. Генри тайно покинул Польшу и вернулся через Венецию во Францию, где столкнулся с бегством Монморанси-Дамвиля , бывшего командующего Миди ( ноябрь 1574 г.). Несмотря на то, что ему не удалось установить свою власть над Миди, он был коронован королем Генрихом III в Реймсе (февраль 1575 г.), женившись на Луизе Водемон , родственнице Гиза, на следующий день. К апрелю корона уже пыталась вести переговоры. [113] а побег Алансона от суда в сентябре создал возможность создания подавляющей коалиции сил против короны, поскольку Иоанн Казимир Пфальцский вторгся в Шампань . Корона поспешно заключила семимесячное перемирие с Алансоном и пообещала войскам Казимира 500 000 ливров за то, чтобы они оставались к востоку от Рейна . [114] но ни одно из действий не обеспечило мира. К маю 1576 года корона была вынуждена принять условия Алансона и поддержавших его гугенотов в Эдикте Болье , известном как Мир месье. [115]
Католическая лига и «шестая» война (1576–1577 гг . )
Эдикт Болье предоставил кальвинистам множество уступок, но они были недолгими перед лицом Католической лиги , которую ультракатолик Генрих I, герцог Гиз , сформировал против нее. Дом Гиз долгое время ассоциировался с защитой Римско-католической церкви , а герцог Гиз и его родственники — герцог Майеннский , герцог Омальский , герцог Эльбефский , герцог Меркёрский и герцог Лотарингский — контролировали обширные территории. территории, которые были лояльны Лиге. У Лиги также было большое количество последователей среди городского среднего класса. [116] [117] [118] [119]
Король Генрих III сначала пытался кооптировать главу Католической лиги и направить ее к урегулированию путем переговоров. [120] Это было анафемой для лидеров Гизов, которые хотели обанкротить гугенотов и разделить их значительные активы с королем. Испытание лидерства короля Генриха III произошло на заседании Генеральных штатов в Блуа в декабре 1576 года . [120] На заседании Генеральных штатов присутствовал только один делегат-гугенот от всех трех сословий; [120] остальные делегаты были католиками, широко представленными Католической лигой. Соответственно, Генеральные штаты оказали давление на Генриха III, заставив его вести войну против гугенотов. В ответ Генрих заявил, что возобновит военные действия с гугенотами, но хочет, чтобы Генеральные штаты проголосовали за него за средства на ведение войны. [120] Тем не менее, третье сословие отказалось голосовать за необходимые налоги для финансирования этой войны. [121]
Генеральные штаты 1576 года не смогли решить этот вопрос, и к декабрю гугеноты уже взяли в руки оружие в Пуату и Гиени. В то время как фракция Гизов пользовалась непоколебимой поддержкой испанской короны, гугеноты имели преимущество в виде сильной базы власти на юго-западе; их также осторожно поддерживали иностранные протестантские правительства, но на практике Англия или немецкие государства могли предоставить мало войск в последовавшем конфликте. После долгих заявлений и переговоров Генрих III отменил большинство уступок, которые были сделаны протестантам в Больеском эдикте Бержеракским договором (сентябрь 1577 г.), подтвержденных в Пуатьеском эдикте, принятом шесть дней спустя. [122]
«Седьмая» война (1579–1580 гг . )
Несмотря на то, что Генрих присвоил своему младшему брату Франциску титул герцога Анжуйского , принц и его последователи продолжали создавать беспорядки при дворе, участвуя в голландском восстании . Тем временем ситуация в регионе превратилась в беспорядок, поскольку и католики, и протестанты вооружились в целях «самообороны». В ноябре 1579 года Конде захватил город Ла-Фер , что привело к новому раунду военных действий, который был завершен Флейским договором (ноябрь 1580 года), заключенным Анжуйским договором . [123] [124] [125] [126]
Война трех Генрихов 1585–1589 ( )
Смерть Анжу и последовавший за этим кризис престолонаследия 1584–1585 ( )
Хрупкий компромисс подошел к концу в 1584 году, когда умер герцог Анжуйский , младший брат короля и предполагаемый наследник. Поскольку у Генриха III не было сына, согласно Салическому закону , следующим наследником престола стал принц-кальвинист Генрих Наваррский , потомок Людовика IX . Когда стало ясно, что Генрих Наваррский не откажется от своего протестантизма, герцог Гиз подписал Жуанвильский договор (31 декабря 1584 г.) от имени Лиги с Филиппом II Испанским , который предоставил Лиге значительный ежегодный грант в размере более следующее десятилетие, чтобы поддерживать гражданскую войну во Франции в надежде уничтожить французских кальвинистов. Под давлением Гизов Генрих III неохотно издал Немурский договор (7 июля 1585 г.) и указ, подавляющий протестантизм (18 июля 1585 г.) и аннулирующий право Генриха Наваррского на престол. [127] [128] [129]
войны (1585 Эскалация ) г.
Ситуация переросла в открытую войну, даже если у короля не было необходимых средств. Генрих Наваррский снова обратился за иностранной помощью к немецким принцам и английской Елизавете I. Между тем, твердо католические жители Парижа под влиянием Комитета шестнадцати становились недовольны Генрихом III и его неспособностью победить кальвинистов. 12 мая 1588 года, в День баррикад , народное восстание воздвигло баррикады на улицах Парижа, чтобы защитить герцога Гиза от предполагаемой враждебности короля, и Генрих III бежал из города. Комитет шестнадцати взял под полный контроль правительство, а Гиз защищал окружающие линии снабжения. Посредничество Екатерины Медичи привело к подписанию Эдикта об унии, в котором корона приняла почти все требования Лиги: подтверждение Немурского договора , признание кардинала де Бурбона наследником и назначение Генриха де Гиза генерал-лейтенантом . [130] [131] [132]
штаты Блуа и убийство Генриха де Гиза (1588 Генеральные г. )
Отказавшись вернуться в Париж, Генрих III созвал Генеральные штаты на встречу в Блуа . [133] Во время Генеральных штатов Генрих III заподозрил, что членами третьего сословия манипулирует Лига , и пришел к убеждению, что Гиз поддержал вторжение герцога Савойского в Салуццо в октябре 1588 года. Считая Дом Гиз опасным угроза власти Короны, Генрих III решил нанести удар первым. 23 декабря 1588 года в Блуа замке Генрих Гиз и его брат, кардинал де Гиз , были заманены в ловушку королевской гвардией. [134] Герцог прибыл в зал совета, где его ждал брат кардинал. Герцогу сказали, что король желает видеть его в отдельной комнате, примыкающей к королевским покоям. Там гвардейцы схватили герцога и ударили его ножом в сердце, а другие арестовали кардинала, который позже погиб на пиках своего эскорта. Чтобы гарантировать, что ни один претендент на французский престол не сможет действовать против него, король заключил сына герцога в тюрьму. Герцог Гиз пользовался большой популярностью во Франции, и Католическая лига объявила открытую войну королю Генриху III. Сорбонна объявила Анри низложенным. Анри, со своей стороны, теперь объединил силы со своим двоюродным братом, гугенотом Генрихом Наваррским , для войны против Лиги. [135] [136] [137] [138] [139] [140]
Убийство Генриха III ( 1589 ) г.
Таким образом, возглавить Католическую лигу выпало младшему брату герцога Гиза, герцогу Майенскому . Типографии Лиги начали печатать антироялистские трактаты под разными псевдонимами, а Сорбонна провозгласила 7 января 1589 года, что свержение Генриха III справедливо и необходимо и что любой частный гражданин морально свободен совершить цареубийство . [134] В июле 1589 года в королевском лагере в Сен-Клу доминиканец монах - по имени Жак Клеман получил аудиенцию у короля и вонзил ему в селезенку длинный нож. Клеман был убит на месте, прихватив с собой информацию о том, кто его нанял, если вообще кто-нибудь его нанял. На смертном одре Генрих III призвал Генриха Наваррского и умолял его, во имя государственного управления , стать католиком, ссылаясь на жестокую войну, которая последует, если он откажется. [141] В соответствии с Салическим законом он назвал Генри своим наследником. [142] Однако многие католики считали протестантизм Наварры неприемлемым. Позже Наварра заявил, что будет поддерживать католическую веру без изменений. [143]
королевства» Генриха IV ( 1589–1593 « Завоевание )
Положение дел в 1589 году было таким, что Генрих Наваррский, ныне Генрих IV Французский, владел югом и западом, а Католическая лига — севером и востоком. Руководство Католической лигой перешло к герцогу де Майенну, который был назначен генерал-лейтенантом королевства. Он и его войска контролировали большую часть сельской Нормандии. Однако в сентябре 1589 года Генрих нанес герцогу тяжелое поражение в битве при Арке . Армия Генриха прошла через Нормандию, всю зиму захватывая город за городом. [144] [145] [146]
Король знал, что ему придется взять Париж, если у него есть хоть какой-то шанс управлять всей Францией. Однако это была непростая задача. Пресса и сторонники Католической лиги продолжали распространять истории о зверствах, совершенных против католических священников и мирян в протестантской Англии (см. « Сорок мучеников Англии и Уэльса »). Город готовился сражаться насмерть, вместо того чтобы принять короля-кальвиниста. [147] [144] [148]
Битва при Иври , произошедшая 14 марта 1590 года, стала еще одной решающей победой Генриха над войсками во главе с герцогом Майенским . Затем войска Генриха продолжили осаду Парижа , но после долгого и отчаянного сопротивления парижан осада Генриха была снята испанской армией под командованием герцога Пармского . Затем то, что произошло в Париже, повторилось в Руане (ноябрь 1591 г. – март 1592 г.). [149] [147] [150] [151]
Впоследствии Парма была ранена в руку во время осады Кодебека , когда оказалась в ловушке армии Генриха. Совершив затем чудесное спасение оттуда, он отступил во Фландрию , но, поскольку его здоровье быстро ухудшалось, Фарнезе призвал своего сына Рануччо командовать своими войсками. Однако испанский суд отстранил его от должности губернатора и умер в Аррасе 3 декабря. По крайней мере, для Генриха и протестантской армии Парма больше не представляла угрозы. [152] [153] [154] [155]
Война в Бретани [ править ]
Тем временем Филипп Эммануэль, герцог Меркёр , которого Генрих III назначил губернатором Бретани в 1582 году, пытался добиться независимости в этой провинции. Лидер Католической лиги , он ссылался на наследственные права своей жены Марии Люксембургской , которая была потомком герцогов Бретани и наследницей претензий Блуа-Бросса на герцогство, а также герцогини Пентьевр в Бретани, и организовал правительство в Нанте . Провозгласив своего сына «принцем и герцогом Бретани», он вступил в союз с Филиппом II Испанским , который стремился посадить свою собственную дочь, инфанту Изабеллу Клару Евгению на трон Бретани . С помощью испанцев под командованием Хуана дель Агилы Меркёр разбил силы Генриха IV под командованием герцога Монпансье в битве при Краоне в 1592 году, но королевские войска, усиленные английскими контингентами, вскоре вернули себе преимущество; В сентябре 1594 года Мартин Фробишер и Джон Норрис с восемью военными кораблями и 4000 человек осадили форт Крозон, также известный как «Форт Льва (Эль-Леон)». под Брестом и захватил его 7 ноября, убив 400 испанцев, включая женщин и детей, из которых выжило только 13. [156] [157]
К миру (1593–1598) [ править ]
Конверсия [ править ]
Несмотря на кампании 1590–1592 годов, Генрих IV «не приблизился к захвату Парижа». [158] Понимая, что Генрих III был прав и что у протестантского короля нет никаких шансов на успех в решительно католическом Париже, Генрих согласился принять христианство, по общему мнению, заявив: « Paris vaut bien une Messi » («Париж стоит мессы » ). Он был официально принят в католическую церковь в 1593 году и коронован в Шартре в 1594 году, поскольку члены Лиги сохраняли контроль над Реймсским собором и, скептически относясь к искренности Генриха, продолжали противостоять ему. В конце концов его приняли в Париже в марте 1594 года, а 120 членов Лиги в городе, отказавшихся подчиниться, были изгнаны из столицы. [159] Капитуляция Парижа способствовала тому же во многих других городах, в то время как другие вернулись, чтобы поддержать корону после того, как Папа Климент VIII оправдал Генриха, отменив его отлучение от церкви в обмен на публикацию Тридентских указов , восстановление католицизма в Беарне и назначая только католиков высокий пост. [159] Очевидно, обращение Генриха обеспокоило протестантскую знать, многие из которых до этого надеялись добиться не только уступок, но и полной реформации Французской церкви, и их принятие Генриха ни в коем случае не было предрешено. [160] [161] [162]
Война с Испанией (1595–1598) [ править ]
К концу 1594 года некоторые члены Лиги все еще работали против Генриха по всей стране, но все полагались на поддержку Испании. В январе 1595 года король объявил войну Испании, чтобы показать католикам, что Испания использует религию в качестве прикрытия для нападения на французское государство, а также чтобы показать протестантам, что его обращение не сделало его марионеткой Испании. Кроме того, он надеялся отвоевать большую часть северной Франции у франко-испанских католических сил. [163] Конфликт в основном состоял из военных действий, направленных против членов Лиги, таких как битва при Фонтен-Франсез , хотя испанцы начали согласованное наступление в 1595 году, взяв Ле-Кателе , Дуллан и Камбре (последний после жестокой бомбардировки), а также в весной 1596 г. к апрелю захват Кале . После захвата Амьена испанцами в марте 1597 года французская корона держала его в осаде до своей капитуляции в сентябре. После этой победы заботы Генриха обратились к ситуации в Бретани , где он обнародовал Нантский эдикт и послал Бельевра и Брюлара де Силлери вести переговоры о мире с Испанией. Война была официально завершена после подписания Нантского эдикта в Вервенского мира мае 1598 года. [164] [165] [161]
войны в Бретани ( Разрешение 1598–1599 )
В начале 1598 года король лично выступил против Меркёра и получил его подчинение в Анжере 20 марта 1598 года. Впоследствии Меркёр отправился в изгнание в Венгрию. Дочь и наследница Меркёра была замужем за герцогом Вандомским , внебрачным сыном Генриха IV. [166]
Нантский эдикт ( 1598 г. )
Перед Генрихом IV стояла задача восстановить разрушенное и обедневшее королевство и объединить его под единой властью. Генрих и его советник, герцог Сюлли, видели, что важным первым шагом в этом деле были переговоры по Нантскому эдикту , который в целях содействия гражданскому единству предоставлял гугенотам существенные права – но вместо того, чтобы быть признаком подлинной терпимости , фактически был своего рода перемирие между религиями с гарантиями для обеих сторон. [167] Можно сказать, что Эдикт ознаменовал конец религиозных войн, хотя на момент публикации его очевидный успех не был гарантирован. Действительно, в январе 1599 года Генриху пришлось лично посетить парламент , чтобы принять Указ. Религиозная напряженность продолжала влиять на политику в течение многих последующих лет, хотя и никогда в такой степени, и Генрих IV столкнулся со многими покушениями на свою жизнь; последний успех в мае 1610 года. [168] [169]
Последствия [ править ]
Хотя Нантский эдикт завершил боевые действия во время правления Генриха IV, политические свободы, которые он предоставил гугенотам (которые недоброжелатели считали «государством в государстве»), стали в 17 веке все более источником проблем. Ущерб, нанесенный гугенотам, означал сокращение численности французского населения с 10% до 8%. [170] Решение короля Людовика XIII вновь ввести католицизм в части юго-западной Франции спровоцировало восстание гугенотов. По Монпельескому миру 1622 года укрепленные протестантские города были сокращены до двух: Ла-Рошели и Монтобана . Последовала еще одна война, завершившаяся осадой Ла-Рошели , в ходе которой королевские войска под предводительством кардинала Ришелье блокировали город на четырнадцать месяцев. По Ла-Рошельскому миру 1629 года бреветы Эдикта (разделы договора, которые касались военных и пастырских положений и могли быть продлены патентными грамотами ) были полностью отменены, хотя протестанты сохранили свои довоенные религиозные свободы. [171]
В течение оставшейся части правления Людовика XIII, и особенно во время меньшинства Людовика XIV , реализация Указа менялась из года в год. В 1661 году Людовик XIV, особенно враждебно настроенный по отношению к гугенотам, взял на себя управление своим правительством и стал игнорировать некоторые положения Эдикта. [172] В 1681 году он ввел политику драконид , чтобы запугать семьи гугенотов, чтобы они обратились в католицизм или эмигрировали. Наконец, в октябре 1685 года Людовик издал Фонтенблоский эдикт , который формально отменил этот эдикт и сделал практику протестантизма незаконной во Франции. Отмена Указа имела очень разрушительные последствия для Франции. [172] Хотя это не привело к возобновлению религиозной войны, многие протестанты предпочли покинуть Францию, а не принять христианство, причем большинство из них переехало в Королевство Англия , Бранденбург-Пруссия , Голландскую республику , Швейцарию и Америку. [173] [174]
На заре 18 века протестанты в значительном количестве оставались в отдаленном Севенны регионе Центрального массива . Это население, известное как Камисарды , восстало против правительства в 1702 году, что привело к боевым действиям, которые продолжались с перерывами до 1715 года, после чего Камизарды в основном остались в покое. [ нужна ссылка ]
Список событий [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
- 17 января 1562 года: Эдикт Сен-Жермена , часто называемый «Январским эдиктом».
- 1 марта 1562 г.: Резня Васи (Васси). [8]
- Март 1562 г. - март 1563 г.: обычно известный как «Первая война». [8] [9] [2] завершился Амбуазским эдиктом
- 19 декабря 1562 года: битва при Дре.
- Сентябрь 1567 г. - март 1568 г.: обычно известный как «Вторая война». [8] [9] [2] завершился Лонжюмоским миром
- 10 ноября 1567 года: битва при Сен-Дени.
- 7 апреля 1568 г.: Осада Пюилоренса.
- 1568–1570: обычно известная как «Третья война». [8] [9] [2] завершился мирным договором в Сен-Жермен-ан-Ле.
- Март 1569 года: битва при Жарнаке.
- Июнь 1569 года: битва при Ла-Рош-л'Абей.
- Октябрь 1569 года: битва при Монконтуре.
- 1572: Варфоломеевская резня . [8]
- Июнь 1572 года: смерть Жанны д'Альбре.
- 1572–1573: обычно известная как «Четвертая война». [8] [9] [2] завершился Булонским эдиктом
- Ноябрь 1572 г. - июль 1573 г.: Осада Ла-Рошели.
- Май 1573 г.: Генрих Анжуйский избран королем Польши.
- 1574: Смерть Карла IX.
- 1574–1576: обычно известная как «Пятая война». [8] [9] [2] завершился Эдиктом Болье
- 1576: Образование первой Католической лиги во Франции.
- 1576–1577: обычно известная как «Шестая война». [8] [9] [2] завершился Бержеракским договором (также известным как «Эдикт Пуатье»).
- 1579–1580: обычно известная как «Седьмая война». [8] [9] [2] завершился Флейским договором . Иногда также известный как «Война влюбленных». [9]
- Июнь 1584 года: смерть Франсуа, герцога Анжуйского , предполагаемого наследника.
- Декабрь 1584 г.: Жуанвильский мирный договор.
- 7 июля 1585 г.: Немурский договор.
- 1585: Папа Сикст V отлучил от церкви Генриха Наваррского и Анри, принца Конде (1552–1588).
- 1585–1598: иногда называют «Восьмой войной». [175] Его можно разделить на три периода:
- 1585–1589: обычно известная как Война трех Генрихов . [9] [2] иногда также известный как «Восьмая война» [8] [9] [2]
- 1585: Филипп Эммануэль, герцог Меркёр, вторгся в Пуату, потерпел поражение от Конде в битве при Фонтене-ле-Конт. [176]
- Октябрь 1585 года: неудавшаяся осада Бруажа Конде. [176]
- Октябрь 1585 г.: Замок Анжер попал в руки роялистов, армия Конде рассеялась. [176]
- Январь 1586 г.: Генрих Наваррский издал пацифистские прокламации во время восстановления своей армии. [176]
- Февраль 1586 года: Конде захватил Ла-Рошель и Олерон. [176]
- Апрель 1586 г.: Неудачная атака роялистов на Ла-Рошель. [176]
- Конец 1586 года: роялистская осада Марана. [176]
- Конец 1586 года: Генрих III призвал стороны прекратить военные действия для мирных переговоров, которые провалились. [176]
- 19 августа 1587 года: битва при Джарри
- 20 октября 1587 года: битва при Кутре . [177] [178]
- 26 октября 1587 года: битва при Вимори. [177]
- 1587: Битва при Оно [177]
- 12 мая 1588 года: День баррикад . Католическая лига захватила контроль над Парижем у Генриха III, бежавшего в Шартр. [178]
- 1588: подчинение Генриха III Генриху де Гизу. [177]
- Декабрь 1588 г.: Убийство герцога Генриха де Гиза и его брата кардинала Людовика де Гиза по приказу Генриха III. [9]
- 3 апреля 1589 г.: Генрих III и Генрих Наваррский подписали перемирие и союз против Католической лиги и начали осаждать Париж. [178]
- 1 августа 1589 г.: Убийство Генриха III; [179] [180] По Салическому закону Генрих Наваррский формально стал королем Франции Генрихом IV, но большинство католиков первоначально отказались признать его таковым. [180]
- 1589–1594: иногда известный как Наследование Генриха IV Франции . [ нужна ссылка ] иногда также рассматривают период 1594–1598 годов как «Девятую войну». [8] [9] [2]
- 21 сентября 1589 года: битва при Арке . [179] [178]
- Март 1590 года: битва при Иври . [179]
- 7 апреля - 30 августа 1590 г.: Осада Парижа Генрихом IV. [178]
- 9 мая 1590 года: Шарль де Бурбон (кардинал) , которого Католическая лига считала законным королем Франции Карлом X, умер под стражей Генриха IV. [178]
- 19 сентября 1590 г.: испанский генерал Александр Фарнезе, герцог Пармский, вмешался и освободил Париж; это позволило Голландской республике перейти в наступление в Габсбургских Нидерландах. [181] [178]
- Март 1591 г.: Папа Григорий XIV во второй раз отлучил Генриха IV от церкви. [178]
- Ноябрь 1591 г. - апрель 1592 г.: Осада Руана (1591–1592 гг.). [180]
- 24 апреля - 21 мая 1592 г.: Осада Кодебека.
- 25 июля 1593 г.: Генрих IV отрекся от протестантизма и вновь обратился в католицизм. [180]
- 27 февраля 1594 г.: Генрих IV коронован в Шартре. [180]
- 22 марта 1594 г.: Париж сдался Генриху IV. [180]
- 1595–1598: иногда называют просто «Франко-испанская война 1595–1598 годов». [180] иногда также рассматривают период 1589–1594 годов как «Девятую войну». [8] [9] [2]
- 17 января 1595 года: Генрих IV из Франции объявил войну Филиппу II из Испании после того, как обнаружил еще один испанский заговор с целью вторжения во Францию. [180]
- Июнь 1595 года: битва при Фонтен-Франсез.
- Апрель – сентябрь 1597 г.: Осада Амьена.
- Апрель 1598 г.: Нантский эдикт Генриха IV. [179]
- 2 мая 1598 г.: Вервенский мир между Францией и Испанией. [179]
- 1585–1589: обычно известная как Война трех Генрихов . [9] [2] иногда также известный как «Восьмая война» [8] [9] [2]
Эпилог
- 1610: Убийство короля Франции Генриха IV.
- 1621–1629: восстания гугенотов , иногда также известные как «Девятая война». [ нужна ссылка ] или «Девятая и Десятая войны» [ нужна ссылка ]
- Октябрь 1685 г.: Людовик XIV издал Фонтенблоский эдикт , отменяющий Нантский эдикт.
См. также [ править ]
- Эдикт толерантности
- Список войн и катастроф по числу погибших
- Монархомахи
- Религия во Франции
- Виртуальный музей протестантизма
- Осада Парижа (1590 г.)
- Католическая лига (французский)
- Битва при Краоне
- Франко-испанская война
Примечания [ править ]
- ↑ Католические противники толерантности разделились на ультрамонтанистов , тех, кто поддерживал верховную власть Папы, таких как Карл, кардинал Лотарингии , и галликанизма . Последние рассматривали независимую, но католическую монархию как важную гарантию политической свободы и отличали ее от «Политики». [59]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б Кнехт 2002 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Клодфелтер 2017 , стр. 14–16.
- ^ Клодфелтер 2017 , с. 537.
- ^ Джоуанна и др. 1998 , с. 318.
- ^ Холт 2005 , с. xiii.
- ^ Кнехт 2010 , с. 35.
- ^ Кнехт 2010 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Кизер, Драсс и Брустайн, 1994 , стр. 323–324.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кон 2013 , стр. 390–391.
- ^ Гильдия, Элизабет (2014). Тревожный Монтень: поэтика, этика и аффект в эссе и других произведениях . Кембридж: Boydell & Brewer Ltd., стр. x–xii. ISBN 978-1843843719 . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Холт 2005 , с. стр. xi–ii, 178 .
- ^ МакГрат 1995 , стр. 39–43.
- ^ МакГрат 1995 , стр. 122–124.
- ^ Спикард и Крэгг 2005 , стр. 158–160.
- ^ Jump up to: а б Линдберг 1996 , с. 275.
- ^ Кэрнс 1996 , с. 308.
- ^ Гримм 1973 , с. 54.
- ^ Гримм 1973 , с. 55.
- ^ Гримм 1973 , стр. 263–264.
- ^ Кнехт 2010 , с. 8.
- ^ Холт 2005 , с. 21.
- ^ Кэрнс 1996 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б Линдберг 1996 , с. 279.
- ^ Линдберг 1996 , с. 292.
- ^ Кнехт 1996 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д Кнехт 1996 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Кнехт 1996 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Кнехт 1996 , стр. 16–17.
- ^ Бернштейн и Грин 1988 , с. 328.
- ^ Холт 2005 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Гарнье 2008 , с. 90.
- ^ Кнехт 1996 , стр. 6–7, 86–87.
- ^ Кнехт 2002 , с. 402.
- ^ Audisio 1998 , стр. 270–271.
- ^ Кнехт 2010 , с. 22.
- ^ Холт 2005 , с. 41.
- ^ Сазерленд 1980 , стр. 46–47.
- ^ Баумгартнер 1988 , с. 130.
- ^ Кнехт 1996 , с. 6.
- ^ Кнехт 1996 , с. 10.
- ^ Лосось 1975 , с. 118.
- ↑ Rady 1991 , pp. 52–53.
- ^ Кнехт 2007 , с. 195.
- ^ Кнехт 1996 , с. 25.
- ^ Лосось 1975 , стр. 124–125.
- ^ Сазерленд 1962 , стр. 111–138).
- ^ Сазерленд 1984 , стр. 63–64.
- ^ Лосось 1975 , с. 125.
- ^ Лосось 1975 , стр. 136–137.
- ^ Кнехт 1996 , с. 27.
- ^ Кнехт 1996 , с. 29.
- ^ Брайсон 1999 , стр. 111.
- ^ Холт 2005 , стр. 41–42.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 44.
- ^ Jump up to: а б Рулкер 1996 , стр. 252–256.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 79.
- ^ Кастельно 1724 , с. 112.
- ^ Кастельно 1724 , с. 110.
- ^ Релкер 1996 , стр. 59–67.
- ^ Кнехт 2000 , стр. 78–79.
- ^ Герар 1959 , с. 152.
- ^ Кэрролл 2019 , стр. 179–181.
- ^ Кнехт 2000 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Кнехт 1996 , с. 35.
- ^ Гамильтон и Спайсер 2005 , с. ?.
- ^ Бэрд 1880 , с. 37.
- ^ Дюро 2012 , с. 702.
- ^ Тревор Дюпюи, Курт Джонсон и Дэвид Л. Бонгард, Энциклопедия военной биографии Харпера (Castle Books: Edison, 1992), стр. 98.
- ^ Кнехт 1996 , с. 37.
- ^ Фрида, 268; Сазерленд, «Старый режим» , с. 20.
- ^ Кнехт 2014 , стр. 102–104.
- ^ Клула 1979 , с. 211.
- ^ Бэрд 1880 , с. 207.
- ^ Холт 2005 , с. 64.
- ^ Тульчин 2006 , с. 22.
- ^ Кнехт 2010 , с. 39.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 318.
- ^ Jump up to: а б Кнехт 1996, с. 40.
- ^ Тейлор, Колин Дункан (2018). Лораге: погруженный в историю, пропитанный кровью . Издательство Трубадор. ISBN 978-1789015836 .
- ^ Вуд 2002 , с. 22.
- ^ Лосось 1975 , с. 173.
- ^ Сазерленд 1973 , с. 92.
- ^ Бэрд 1880 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б Хуанна, с. 181.
- ^ Кнехт 2000, 151.
- ^ Хуанна, с. 182.
- ^ Хуанна, с. 184.
- ^ Хуанна, стр. 184–185.
- ^ Релкер 1968 , стр. 332–341.
- ^ Кнехт 2010 , с. 42.
- ^ Кэрролл 2009 , с. 187.
- ^ Холт 2005 , с. 81.
- ^ Кнехт 2010 , с. 45.
- ^ Джоуанна 2007 , с. 74.
- ^ Эстебе 1968 , с. 109
- ^ Холт 2005 , с. 83.
- ^ Холт 2005 , стр. 84–85.
- ^ Холт 2005 , с. 88.
- ^ Кэрролл 2009 , с. 114.
- ^ Холт 2005 , стр. 88–91.
- ^ Хуанна, с. 201.
- ^ Линкольн, Брюс, Дискурс и построение общества: сравнительные исследования мифов, ритуалов и классификаций , Oxford University Press, США, стр. 98 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Хуанна, с. 204.
- ^ Джоуанна 2007 , с. 112.
- ^ Кнехт 2016 , с. 108.
- ^ Сазерленд 1980 , стр. 222–223.
- ^ Джоуанна 2007 , с. 158.
- ^ Джоуанна 2007 , стр. 160–169.
- ^ Холт 2005 , стр. 95–96.
- ^ Бенедикт 1978 , с. 224.
- ^ Хуанна, с. 213.
- ^ Кнехт 2000, с. 181.
- ^ Кнехт 2000, с. 190.
- ^ Кнехт 2000, с. 191.
- ^ Кнехт 2016 , с. 109.
- ^ Кнехт 2016 , с. 110.
- ^ Вавилон 2009 , с. 331.
- ^ Лосось 1975 , стр. 236–237.
- ^ Лосось 1975 , стр. 247–250.
- ^ Jump up to: а б с д Кнехт 1996, с. 65.
- ^ Сазерленд 1980 , с. 263.
- ^ Кнехт 2000, с. 208.
- ^ Холт 2002 , с. 70.
- ^ Джоуанна и др. 1998 , с. 1248.
- ^ Лосось 1975 , с. 204.
- ^ Холт 2002 , с. 140.
- ^ Константа 1984 , с. 134.
- ^ Кнехт 2016 , стр. 225–236.
- ^ Холт 2002 , с. 211.
- ^ Кнехт 2016 , стр. 254–257.
- ^ Холт 2005 , с. 131.
- ^ Лосось 1975 , с. 240.
- ^ Кнехт 1996, с. 90.
- ^ Jump up to: а б Кнехт 1996, с. 72.
- ^ Ле Ру 2006 , с. 237.
- ^ Кнехт 2010 , с. 121.
- ^ Ле Ру 2006 , с. 158.
- ^ Робертс 1996 , с. 174.
- ^ Кнехт 2016 , с. 288.
- ^ Холт 2005 , с. 132.
- ^ Кнехт 1996, с. 73.
- ^ Кнехт 2016 , с. 304.
- ^ Кнехт 2014b , с. 238.
- ^ Jump up to: а б Кнехт 2010 , с. 79.
- ^ Лосось 1975 , с. 279.
- ^ Бабель 2009 , стр. 465–466.
- ^ Jump up to: а б Питтс 2012 , с. 154.
- ^ Константа 1996 , стр. 248–258.
- ^ Вавилон 2009 , с. 484.
- ^ Константа 1996 , стр. 250–255.
- ^ Кэрролл 2005 , с. 242.
- ^ Бабель 2009 , стр. 536–537.
- ^ Константа 1996 , с. 406.
- ^ Лосось 1975 , с. 262.
- ^ Питтс 2012 , с. 164.
- ^ Фернандес Дуро, Чесарео (1897). Испанский флот с момента объединения королевств Арагон и Кастилия (на испанском языке). Том III. Мадрид. стр. 86–90.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вернем, РБ (1984). После Армады: елизаветинская Англия и борьба за Западную Европу, 1588–1595 гг . Кларендон Пресс. стр. 533–547. ISBN 978-0198227533 .
- ^ Кнехт 2000, с. 264.
- ^ Jump up to: а б Кнехт 2000, с. 270.
- ^ Сазерленд 1980 , стр. 296–300.
- ^ Jump up to: а б Лосось 1975 , с. 294.
- ^ Бенедикт 1999 , с. 36.
- ^ Кнехт 2000, с. 272.
- ^ Холт 2005 , с. 165.
- ^ Бабель 2009 , стр. 610–611.
- ^ Питтс 2012 , стр. 207–208.
- ^ Филип Бенедикт, «Un roi, une loi, deux fois: Параметры истории католически-протестантского сосуществования во Франции, 1555–1685», в О. Грелле и Б. Скрибнере (ред.), Толерантность и нетерпимость в Европейская Реформация (1996), стр. 65–93.
- ^ Питтс 2012 , с. 329.
- ^ Кнехт 2010 , с. 97.
- ^ Ханс Дж. Хиллербранд, Энциклопедия протестантизма: 4-томный комплект , параграфы «Франция» и «Гугеноты»; Ханс Дж. Хиллербранд, эксперт по этому вопросу, в своей «Энциклопедии протестантизма: 4-томный набор» утверждает, что накануне Варфоломеевской резни община гугенотов достигла 10% французского населения, а затем снизилась до 8%. к концу 16 века и далее после того, как тяжелые преследования снова начались с отменой Людовиком XIV Франции Нантского эдикта.
- ^ Холт 2005 , стр. 186–192.
- ^ Jump up to: а б с «Нантский эдикт» . Британская энциклопедия . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Холт 2005 , с. 193.
- ^ Шпильвогель , Западная цивилизация – Том II: С 1500 г. (5-е изд., 2003 г.), стр. 410
- ^ Джоуанна и др. 1998 , с. 387.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уильям Шергольд Браунинг (1840). История гугенотов . Уиттакер и компания. стр. 131–133. ISBN 9780608365909 . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кон 2013 , с. 390.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Нолан 2006 , с. 327.
- ^ Jump up to: а б с д и Кон 2013 , с. 391.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Нолан 2006 , с. 328.
- ^ ван дер Лем 2019 , с. 143.
Источники [ править ]
- Актон, Джон (1906). . . Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 155–167.
- Аудизио, Габриэль (1998). Вальденсы: история диссидентства XII – XVI веков (на французском языке). Фаярд.
- Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов: Том 2 из 2 . Ходдер и Стоутон.
- Бэрд, HM (1889). История возвышения гугенотов во Франции . Том. 1.
- ——— (1889). История возвышения гугенотов во Франции . Том. 2. [ постоянная мертвая ссылка ] Новое издание, два тома, Нью-Йорк, 1907 г.
- Бэрд, HM (1895). Гугеноты и отмена Нантского эдикта . Сыновья К. Скрибнера.
- Баумгартнер, Фредерик (1988). Генрих II: король Франции 1547–1559 гг . Издательство Университета Дьюка.
- Бабелон, Жан-Пьер (2009). Генрих IV . Фаярд.
- Бенедикт, Филип (1996). «Un roi, une loi, deux fois: Параметры истории католически-протестантского сосуществования во Франции, 1555–1685». Грелль О. и Скрибнер Б. (ред.). Толерантность и нетерпимость в европейской реформации . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 65–93. ISBN 0521496942 .
- Бенедикт, Филип (1978). «Варфоломеевская резня в провинции». Исторический журнал . 21 2 .
- Бенедикт, Филип (1999). «Динамика протестантской воинственности: Франция 1555–1563». В Бенедикте П; Марнеф, Г; ван Ньероп, Х; Венард, М. (ред.). Реформация, восстание и гражданская война во Франции и Нидерландах 1555–1585 гг . Королевская Нидерландская академия искусств и наук.
- Бернштейн, Пол; Грин, Роберт В. (1988). История цивилизации Том 1 . Роуман и Литтлфилд.
- Брайсон, Дэвид (1999). Королева Жанна и земля обетованная; Династия, Родина, Религия и насилие во Франции шестнадцатого века . Издательство Брилл. ISBN 978-9004247512 .
- Кэрнс, Эрл (1996). Христианство на протяжении веков: история христианской церкви . Зондерван. ISBN 978-0310208129 .
- Ди Бондено, Агостино (2018). Беседы Пуасси . Рим: Альбатрос. ISBN 978-8856793192 .
- Кэрролл, Стюарт (2005). Благородная власть во время религиозных войн во Франции: близость Гиза и католическое дело в Нормандии . Издательство Кембриджского университета.
- Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета.
- ——— (2019). «Политическая справедливость и начало религиозных войн». Французская история . 33 (2): 177–198. дои : 10.1093/fh/crz009 .
- Кастельно, Мишель де (1724). Мемуары о правлении Франциска II и Карла IX (изд. 2012 г.). Rarebooks.com. ISBN 978-1130283136 .
- Клодфелтер, Майкл (2017). Война и вооруженные конфликты: Статистическая энциклопедия потерь и других цифр, 1492–2015 (4-е изд.). Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. стр. 14–16, 537. ISBN. 978-0786474707 . Проверено 3 сентября 2022 г.
- Клула, Иван (1979). Екатерина Медичи . Фаярд.
- Констан, Жан-Мари (1984). Гизы . Топор.
- Констант, Жан-Мари (1996). Лига . Фаярд.
- Коттрет, Бернар (2000). Кальвин: Биография . Перевод Макдональда, М. Уоллеса. Вм. Б. Эрдманс. ISBN 0802831591 .
- Де Капрариис, Витторио (1959). Пропаганда и политическая мысль во Франции в период религиозных войн (1559–1572) . Неаполь: Итальянская издательская компания.
- Дифендорф, Барбара Б. (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195065549 .
- Дэвис, Натали Земон (1975). Общество и культура во Франции раннего Нового времени . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804708681 .
- Дюро, Эрик (2012). Франсуа де Лотарингия, герцог Гиз между Богом и королем . Классика Гарнье. ISBN 978-2812406102 .
- Эстебе, Джанин (1968). Набат резни: сезон Сен-Бартелеми . Издания Центурион.
- Фрида, Леони (2005). Екатерина Медичи . Феникс. ISBN 978-0060744922 .
- Фрида, Леони (2006) [2004]. Екатерина Медичи: королева Франции эпохи Возрождения . Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-1842127254 .
- Гарнье, Эдит (2008). Нечестивый Альянс (на французском языке). Издания дю Фелен.
- ван дер Лем, Антон (2019). Восстание в Нидерландах: Восьмидесятилетняя война, 1568–1648 гг . Лондон: Книги реакции. п. 143. ИСБН 978-1789140880 . Проверено 9 июля 2022 г.
- Гринграсс, Марк (1986). Франция в эпоху Генриха IV . Лонгман. ISBN 0582492513 .
- ——— (1987). Французская Реформация . Лондон: Блэквелл. ISBN 0631145168 .
- ——— (2007). Правящие страсти: мир и реформы во Французском королевстве, 1576–1585 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199214907 .
- Гримм, Гарольд (1973) [1965]. Эпоха Реформации 1500–1650 гг . Макмиллан. ISBN 978-0023472701 .
- Герар, Альберт (1959). Франция: Современная история . Издательство Мичиганского университета.
- Гамильтон, Сара; Спайсер, Эндрю (2005). Определение святого: Священное пространство в средневековой и ранней современной Европе . Издательство Эшгейт. ISBN 0754651940 .
- Холт, Мак (2002). Герцог Анжуйский и политическая борьба во время религиозных войн . Издательство Кембриджского университета.
- Холт, Мак П. (2005). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Кембридж. ISBN 052183872X .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Халм, EM (1914). Ренессанс, протестантская революция и католическая реакция в континентальной Европе . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хуанна, Арлетт; Буше, Жаклин; Билоги, Доминик; Тик, Гай (1998). История и словарь религиозных войн . Коллекция: Книги (на французском языке). Париж: Лаффон. ISBN 2221074254 .
- Хуанна, Арлетт (2007). Резня в день Святого Варфоломея: тайны государственного преступления . Издательство Манчестерского университета.
- Кизер, Эдвард; Драсс, Крисс А.; Брустайн, Уильям (1994). «Отношения между восстанием и войной в Западной Европе раннего Нового времени» . Журнал политической и военной социологии . 22 (2). Университетское издательство Флориды: 323–324. JSTOR 45371312 . Проверено 3 сентября 2022 г.
- Кнехт, Роберт Дж. (1996). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . (2-е изд.). Лонгман. ISBN 058228533X .
- ——— (2010). Религиозные войны во Франции, 1559–1598 гг . Рутледж.
- ——— (2000). Гражданские войны во Франции . Современные войны в перспективе. Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 0582095492 .
- ——— (2001). Взлет и падение Франции эпохи Возрождения 1483–1610 гг . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 0631227296 .
- ——— (2002). Французские религиозные войны 1562–1598 гг . Издательство Оспри. ISBN 978-1841763958 .
- ——— (2007). Валуа: короли Франции 1328–1589 (2-е изд.). Нью-Йорк: Хэмблдон Континуум. ISBN 978-1852855222 .
- ——— (2014). Екатерина Медичи . Рутледж.
- ——— (2014б). Гражданские войны во Франции, 1562–1598 гг . Рутледж. ISBN 978-1-317-89510-7 .
- ——— (2016). Герой или Тиран? Генрих III, король Франции, 1574–1589 гг . Рутледж.
- Кон, Джордж Чайлдс (2013). Словарь войн. Пересмотренное издание . Лондон/Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1135954949 .
- Линдберг, Картер (1996). Европейские реформации (изд. 2009 г.). Издательство Уайли. ISBN 978-1405180689 .
- Линдси, ТМ (1906). История Реформации . Том. 1. Т и Т Кларк.
- ——— (1907). История Реформации . Том. 2.
- Маллетт, Майкл; Шоу, Кристина (2012). Итальянские войны: 1494–1559 гг . Пирсон Образование. ISBN 978-0582057586 .
- МакГрат, Алистер (1995). Интеллектуальные истоки европейской Реформации (изд. 2003 г.). Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0631229407 .
- Нолан, Катал Дж. (2006). Эпоха религиозных войн, 1000–1650: Энциклопедия глобальных войн и цивилизации, Том 2 . Лондон: Издательская группа Greenwood. п. 1076. ИСБН 978-0313337345 .
- Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метуэн. ISBN 0416730507 .
- Пирсон, Хескет, Генрих Наваррский: Король, который посмел (Нью-Йорк: Harper & Rowe, Publishers, 1963).
- Питтс, Винсент (2012). Генрих IV Франции: его правление и возраст . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Рэди, Мартин (1991). Франция: Возрождение, религия и восстановление, 1494–1610 гг . Ходдерское образование. ISBN 978-0340518045 .
- Робертс, Пенни (1996). Город в конфликте: Труа во время французских религиозных войн . Издательство Манчестерского университета.
- Рулкер, Нэнси (1968). Королева Наварры: Жанна д'Альбре 1528–1572 гг . Издательство Гарвардского университета.
- Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520086260 .
- Ле Ру, Николя (2006). Цареубийство во имя Бога: Убийство Генриха III . Галлимар.
- Спикард, Пол; Крэгг, Кевин (2005). Глобальная история христиан: как повседневные верующие переживали свой мир . Бейкер Академик. ISBN 978-0801022494 .
- Сазерленд, Нью-Мексико (1962). «Кальвинизм и заговор Амбуаза». История . 47 (160): 111–138. дои : 10.1111/j.1468-229X.1962.tb01083.x .
- Сазерленд, Никола (1973). Варфоломеевская резня и европейский конфликт: 1559–1572 гг . Макмиллан. ISBN 978-0064966207 .
- Сазерленд, Нью-Мексико (1984). Князья, политика и религия 1547–89 . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0907628446 .
- Сазерленд, Н.М. Екатерина Медичи и старый режим. Лондон: Историческая ассоциация, 1966. OCLC 1018933.
- Сазерленд, Никола (1980). Борьба гугенотов за признание . Издательство Йельского университета.
- Томпсон, JW (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Тилли, Артур Август (1919). Французские религиозные войны .
- Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 .
- Вуд, Джеймс (2002). Королевская армия: война, солдаты и общество во время религиозных войн во Франции, 1562–1576 гг . Издательство Кембриджского университета.
Историография [ править ]
- Дифендорф, Барбара Б. (2010). Реформация и религиозные войны во Франции: Онлайн-исследовательский справочник Oxford Bibliographies . Оксфордский ISBN UP 978-0199809295 .
- Фриш, Андреа, забывая о различиях: трагедия, историография и религиозные войны во Франции (Edinburgh University Press, 2015). х + 176 стр. Полный текст онлайн ' онлайн-обзор
- Кристиан Мюлинг: Европейские дебаты о религиозной войне (1679–1714). Конфессиональные воспоминания и международная политика в эпоху Людовика XIV (Публикации Института европейской истории Майнца, 250) Геттинген, Ванденхук и Рупрехт, ISBN 978-3525310540 , 2018.
Первоисточники [ править ]
- Поттер, Дэвид Л. (1997). Французские религиозные войны, Избранные документы . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0312175450 .
- Лосось, JHM, изд. Религиозные войны во Франции. Насколько важны были религиозные факторы? (1967) краткие выдержки из первичных и вторичных источников.
Внешние ссылки [ править ]
- Религиозные войны, часть I.
- Религиозные войны, часть II
- Французские религиозные войны. Архивировано 17 июля 2012 года в Wayback Machine.
- Религиозные войны. Архивировано 16 сентября 2018 года в Wayback Machine.
- Восемь религиозных войн (1562–1598) в Виртуальном музее протестантизма.
- Французские религиозные войны
- 16 век во Франции.
- Конфликты 16 века
- Европейские религиозные войны
- История католицизма во Франции
- История протестантизма во Франции
- История гугенотов во Франции
- Контрреформация
- Конфликты 1560-х годов
- Конфликты 1570-х годов
- Конфликты 1580-х годов
- Конфликты 1590-х годов
- 1560-е годы во Франции
- 1570-е годы во Франции
- 1580-е годы во Франции
- 1590-е годы во Франции
- Военная история Франции XVI века.
- Гражданские войны во Франции
- Гражданские войны на религиозной почве