Jump to content

Французские религиозные войны

Французские религиозные войны
Часть европейских религиозных войн

Варфоломеевская резня
(1572) Франсуа Дюбуа
Дата 2 апреля 1562 г. - 30 апреля 1598 г.
(36 лет и 4 недели)
Расположение
Результат Католики сохраняют свою гегемонию во Франции, а Франция остается католическим государством; Протестанты допускались согласно Нантскому эдикту ; Вервинский мир
Воюющие стороны
 Франция
 Испания (до 1588 г.)
 Папская область (до 1588 г.)
Тоскана
Командиры и лидеры

1595–1598:
Испанская империя Педро Энрикес де Асеведо, граф Фуэнтес
Испанская империя Карлос Колома
Испанская империя Альберт VII, эрцгерцог Австрии
Испанская империя Джироламо Караффа
Испанская империя Луис де Веласко-и-Веласко, второй граф Салазара
Испанская империя Джон Фернандес Веласко и Товар, пятый герцог Фриас
Испанская империя Эрнандо Портокарреро  
Чарльз, герцог Майеннский
Жертвы и потери
От 2 до 4 миллионов смертей от всех причин [1]

представляли Религиозные войны во Франции собой серию гражданских войн между французскими католиками и протестантами (называемыми гугенотами ) с 1562 по 1598 год. От двух до четырех миллионов человек погибли от насилия, голода или болезней, непосредственно вызванных конфликтом, и это серьезно повредило власти. французской монархии. [1] Одним из наиболее громких эпизодов стала резня в день Святого Варфоломея в 1572 году. Боевые действия закончились компромиссом в 1598 году, когда Генрих Наваррский, перешедший в католицизм в 1593 году, был провозглашен королем Франции Генрихом IV и издал Указ о Нант , который предоставил гугенотам значительные права и свободы. Однако католики продолжали не одобрять протестантов и Генриха, и его убийство в 1610 году спровоцировало новый раунд восстаний гугенотов в 1620-х годах.

Напряженность между двумя религиями нарастала с 1530-х годов, усугубляя существующие региональные разногласия. Смерть французского короля Генриха II в июле 1559 года положила начало длительной борьбе за власть между его вдовой Екатериной Медичи и могущественной знатью. В их число входила ярая католическая фракция, возглавляемая семьями Гизов и Монморанси , а также протестанты, возглавляемые Домом Конде и Жанной д'Альбре . Обе стороны получили помощь от внешних держав: Испания и Савойя поддерживали католиков, а Англия и Голландская республика поддерживали протестантов.

Умеренные, также известные как Politiques , надеялись поддерживать порядок путем централизации власти и уступок гугенотам, а не политики репрессий, проводимой Генрихом II и его отцом Франциском I. Первоначально их поддержала Екатерина Медичи, чей Сен-Жерменский эдикт от января 1562 года встретил решительную оппозицию со стороны фракции Гизов и привел к вспышке массовых боевых действий в марте. Позже она ужесточила свою позицию и поддержала резню в Варфоломеевский день в Париже в 1572 году , в результате которой католическая толпа убила от 5 000 до 30 000 протестантов по всей Франции.

Войны угрожали авторитету монархии и последним королям Валуа , трем сыновьям Екатерины Франциску II , Карлу IX и Генриху III . Их преемник Бурбонов Генрих IV ответил созданием сильного центрального государства и распространением терпимости к гугенотам; последняя политика продлилась до 1685 года, когда внук Генриха Людовик XIV отменил Нантский эдикт .

Хронология французских религиозных войн

Название и периодизация [ править ]

Наряду с «Французскими религиозными войнами» [2] и «Гугенотские войны», [3] войны также по-разному описывались как «Восемь религиозных войн» или просто «Религиозные войны» (только во Франции). [4]

Точное количество войн и их соответствующие даты являются предметом постоянных споров историков: некоторые утверждают, что Нантский эдикт (13 апреля 1598 г.) и Вервенский мир (2 мая 1598 г.) завершили войны, [2] в то время как последовавшие за этим восстания гугенотов 1620-х годов заставили других поверить в то, что Алесский мир 1629 года является фактическим завершением. [5] Однако согласованным началом войн является резня в Васси в 1562 году, а Нантский эдикт, по крайней мере, положил конец этой серии конфликтов. За это время за сложными дипломатическими переговорами и мирными соглашениями последовали новые конфликты и борьба за власть. [6] [7]

Американские военные историки Кизер, Драсс и Брустайн (1994) придерживались следующих подразделений, периодизаций и мест: [8]

  • Резня Васси (1562 г.) - Западная Франция
  • Первая религиозная война (1562–1563 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
  • Вторая религиозная война (1567–1568 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
  • Третья религиозная война (1568–1570 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
  • Резня в день Святого Варфоломея (1572 г.) - Северо-восток Франции.
  • Четвертая религиозная война (1572–1573 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
  • Пятая религиозная война (1575–1576 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
  • Шестая религиозная война (1576–1577 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.
  • Седьмая религиозная война (1580 г.) - Западная и Юго-Западная Франция.
  • Восьмая религиозная война (1585–1589 гг.) – Западная и Юго-Западная Франция.
  • Девятая религиозная война (1589–1598 гг.) - Западная и Юго-Западная Франция.

И Кон (2013), и Клодфелтер (2017) следовали одному и тому же подсчету и периодизации и отметили, что « Война трех Генрихов » была другим названием Восьмой религиозной войны, а Кон добавил «Войну влюбленных» в качестве еще одного названия Седьмой войны. Война. [9] [2] В своей биографии Мишеля де Монтеня (2014) Элизабет Гильд также согласилась с этой хронологией, за исключением того, что Седьмую религиозную войну датировали 1579–1580 годами, а не только 1580 годом. [10] Холт (2005) предложил совершенно иную периодизацию с 1562 по 1629 год, описывая «гражданские войны», а не религиозные войны, датируя Шестую войну мартом – сентябрем 1577 года, а Восьмую войну - июнем 1584 года (смерть Анжу) апрель 1598 г. (Нантский эдикт); наконец, хотя он и не назвал этому число, Холт считал период 1610–1629 годов «последней религиозной войной». [11]

Предыстория [ править ]

Жан Кальвин , идеи которого стали центральными во французском протестантизме.

Внедрение идей Реформации [ править ]

Гуманизм эпохи Возрождения зародился в 14 веке в Италии и прибыл во Францию ​​в начале 16 века, что совпало с подъемом протестантизма во Франции . Движение подчеркивало важность ad fontes , или изучения первоисточников, и первоначально сосредоточилось на реконструкции светских греческих и латинских текстов. Позже оно расширилось до чтения, изучения и перевода произведений отцов церкви и Нового Завета с целью религиозного обновления и реформы. [12] Ученые-гуманисты утверждали, что интерпретации Библии для требуется умение читать Новый Завет и Ветхий Завет в оригинале на греческом и иврите , а не полагаться на латинский перевод 4-го века, известный как « Библия Вульгаты ». [13]

В 1495 году венецианец Альд Мануций начал использовать недавно изобретенный печатный станок для выпуска небольших, недорогих карманных изданий греческой, латинской и народной литературы, впервые сделав знания во всех дисциплинах доступными для широкой аудитории. [14] Дешевые брошюры и плакаты позволили распространять теологические и религиозные идеи беспрецедентными темпами. В 1519 году Джон Фробен опубликовал собрание сочинений Мартина Лютера и отметил в своей переписке, что 600 экземпляров были отправлены во Францию ​​и Испанию и проданы в Париже . [15]

Религиозная геополитика XVI века на карте современной Франции
  Гугеноты контролируются
  Оспариваемый
  Католический контролируемый

В 1521 году группа реформаторов, в том числе Жак Лефевр и Гийом Брисонне , недавно назначенный епископом Мо , сформировала Круг Мо , стремясь улучшить качество проповеди и религиозной жизни в целом. К ним присоединился Франсуа Ватабле , знаток иврита . [16] вместе с Гийомом Буде , классиком и королевским библиотекарем. [17] Лефевра Пятикратная Псалтирь и его комментарий к Посланию к Римлянам подчеркивали буквальное толкование Библии и центральную роль Иисуса Христа . [15] Многие из принципов лютеранства впервые появились в лекциях Лютера, которые, в свою очередь, содержали многие идеи, выраженные в работах Лефевра. [18]

Среди других членов Круга были Маргарита де Наваррская , сестра Франциска I и мать Жанны д'Альбре , а также Гийом Фарель , который был сослан в Женеву в 1530 году из-за своих реформистских взглядов и убедил Жана Кальвина присоединиться к нему там. [19] Оба мужчины были изгнаны из Женевы в 1538 году за противодействие тому, что они считали вмешательством правительства в религиозные дела; хотя эти двое разошлись во мнениях по поводу природы Евхаристии , возвращение Кальвина в Женеву в 1541 году позволило ему выработать доктрину кальвинизма . [20] [21]

Ключевой движущей силой реформаторского движения была коррупция среди духовенства , которую Лютер и другие критиковали и стремились изменить. [22] Такая критика не была чем-то новым, но печатный станок позволил ей широко распространиться, например, « Гептамерон» Маргариты, сборник рассказов о клерикальной безнравственности. [23] Другая жалоба заключалась в сведении «Спасения» к бизнес-схеме, основанной на продаже индульгенций , что усилило всеобщие волнения и повысило популярность таких произведений, как перевод Фареля «Отче наш», « Истинная и совершенная молитва» . В нем основное внимание уделялось Sola fide , или идее спасения как бесплатного дара от Бога, подчеркивалась важность понимания в молитве и критиковалось духовенство за препятствование росту истинной веры. [23]

Рост кальвинизма

После начального периода толерантности Франциск I подавил реформистские идеи.

Итальянское возрождение классического образования обратилось к Франциску I (1494–1547), который учредил в Париже королевские профессорские должности , чтобы лучше понимать древнюю литературу. Однако это не распространялось на религию, особенно после Болонского конкордата 1516 года, когда Папа Лев X усилил королевский контроль над Галликанской церковью , позволив Франциску назначать французских священнослужителей и взимать налоги с церковной собственности. В отличие от Германии, французское дворянство также в целом поддерживало статус-кво и существующую политику. [24]

Несмотря на свою личную оппозицию, Франциск терпимо относился к идеям Мартина Лютера , когда они проникли во Францию ​​в конце 1520-х годов, главным образом потому, что определение католической ортодоксии было неясным, что затрудняло точное определение того, что было, а что не было ересью . [25] Он пытался придерживаться среднего курса в развивающемся религиозном расколе. [26] но в январе 1535 года католические власти вынесли окончательное решение, классифицировав «лютеран» как еретиков -цвинглианцев . [27] Кальвин, родом из Нуайона в Пикардии , [27] отправился в изгнание в 1535 году, спасаясь от преследований, и поселился в Базеле , где в 1538 году опубликовал « Институты христианской религии» . В этом труде содержались ключевые принципы кальвинизма , ставшие чрезвычайно популярными во Франции и других европейских странах. [26]

Хотя лютеранство было широко распространено среди французского коммерческого класса, быстрый рост кальвинизма был обусловлен дворянством. Считается, что это началось, когда Конде , возвращаясь домой из военной кампании, проезжал через Женеву и услышал кальвинистскую проповедь. [28] Жанна д'Альбре, королева Наварры, обратилась в кальвинизм в 1560 году, возможно, из-за влияния Теодора де Безе . [28] Вместе с Конде и ее мужем Антуаном Наваррским она и их сын Генрих Наваррский стали лидерами гугенотов. [29]

Рост фракционности

Корона продолжала стараться сохранять нейтралитет в религиозных дебатах до « Дела о плакатах» в октябре 1534 года. [26] когда протестантские радикалы развесили в Париже и других провинциальных городах плакаты, отвергающие католическое учение о « реальном присутствии Христа в Евхаристии ». [26] Это позволило четко определить протестантизм как ересь, в то время как Франциск был в ярости из-за нарушения безопасности, которое позволило разместить один из плакатов на двери его спальни. [27] [30] Будучи подвергнут жесткой критике за свою первоначальную терпимость, теперь ему было предложено наказать виновных. [31] 21 февраля 1535 года несколько человек, замешанных в этом деле, были казнены перед собором Парижской Богоматери , на мероприятии присутствовал Франциск и члены посольства Османской империи во Франции . [31]

Резня в Мериндоле в представлении Гюстава Доре (1832–1883)

Борьба с ересью усилилась в 1540-х годах, что вынудило протестантов совершать тайные богослужения. [32] В октябре 1545 года Франциск приказал наказать вальденсов, базирующихся в юго-восточной деревне Мериндоль . [33] Давняя традиция протопротестантизма, восходящая к 13 веку, вальденсы недавно присоединились к реформатской церкви и становились все более воинственными в своей деятельности. В ходе так называемой резни в Мериндоле провансальские войска убили множество жителей и разрушили еще от 22 до 28 близлежащих деревень, в то время как сотни мужчин были вынуждены стать рабами на галерах . [34]

Франциск I умер 31 марта 1547 года, и ему наследовал его сын Генрих II , который продолжил религиозные репрессии, проводимые его отцом в последние годы его правления. Его политика была еще более суровой, поскольку он искренне считал всех протестантов еретиками; 27 июня 1551 года эдикт Шатобриана резко ограничил их право на вероисповедание. Были наложены запреты на распространение «еретической» литературы, при этом собственность «еретиков» конфисковывалась короной. [35] [36] [37] [38]

Со своей базы в Женеве Кальвин обеспечивал руководство и организационные структуры Реформатской церкви Франции . [39] Кальвинизм оказался привлекательным для людей разных социальных иерархий и профессиональных различий, был сильно региональным и не имел четкой схемы географического распространения. Несмотря на преследования, их численность и власть заметно возросли благодаря обращению в кальвинизм значительной части дворянства. По оценкам историков, к началу войны в 1562 году во Франции насчитывалось около двух миллионов кальвинистов, в том числе более половины дворянства, которых поддерживали 1200–1250 церквей. Это представляло собой существенную угрозу монархии. [40]

Амбуазский заговор [ править ]

Современная гравюра на дереве, изображающая казни после заговора Амбуаза.

Смерть Генриха II в июле 1559 года создала политический вакуум и внутреннюю борьбу за власть между соперничающими фракциями, которую 15-летний Франциск II не мог контролировать. Франциск, герцог Гиз , чья племянница Мария, королева Шотландии, была замужем за королем, воспользовался ситуацией, чтобы установить господство над своими соперниками, Домом Монморанси . [41] [42] Через несколько дней после вступления короля на престол английский посол сообщил, что « дом Гизов правит и делает все, что касается французского короля». [43]

10 марта 1560 года группа недовольных дворян во главе с Жаном дю Барри попыталась сломить власть Гизов, похитив молодого короля. [44] Их планы были раскрыты до того, как были реализованы, и сотни подозреваемых в заговоре были казнены, включая Дюбарри. [45] [46] Гиз заподозрил Конде в причастности к заговору, и он был арестован и приговорен к смертной казни, а затем освобожден в политическом хаосе, последовавшем за внезапной смертью Франциска II, что еще больше усилило напряженность того периода. [47]

После заговора термин « гугенот » для французских протестантов стал широко использоваться. [48] Вскоре после этого первые случаи протестантского иконоборчества или разрушения изображений и статуй в католических церквях произошли в Руане и Ла-Рошели . Это продолжалось на протяжении 1561 года более чем в 20 городах и поселках, вызывая нападения на протестантов со стороны католической толпы в Сансе , Каоре , Каркассоне , Туре и других местах. [49]

Екатерины Регентство Медичи

Королева-регент Екатерина Медичи , около 1560 г.

Когда Франциск II умер 5 декабря 1560 года, его мать Екатерина Медичи стала регентшей при своем втором сыне, девятилетнем Карле IX . [50] Поскольку государство было финансово истощено итальянскими войнами, Екатерине пришлось сохранять независимость монархии от ряда конкурирующих фракций, возглавляемых могущественной знатью, каждая из которых контролировала то, что по сути было частными армиями. [51] Чтобы компенсировать Гиза или «Гизара», она согласилась на сделку, по которой Антуан Наваррский отказался от любых претензий на регентство в обмен на освобождение Конде и должность генерал-лейтенанта Франции. [52]

У Екатерины было несколько вариантов борьбы с «ересью», включая продолжение неудачной политики искоренения Генриха II, подхода, поддерживаемого католическими ультрас, такими как Франсуа де Турнон , или обращение монархии в кальвинизм, как предпочитал де Без. [53] Срединным путем между этими двумя крайностями было разрешение открыто исповедовать обе религии во Франции, по крайней мере временно, или компромисс Гизара, заключавшийся в сокращении преследований, но не допущении терпимости . [54] На данный момент она придерживалась линии Гизара. [55]

Перед своей смертью Франциск II созвал первое с 1484 года Генеральное собрание , которое в декабре 1560 года собралось в Орлеане для обсуждения таких тем, как налогообложение и религия. В последнем вопросе он добился незначительного прогресса, за исключением согласия помиловать лиц, осужденных за религиозные преступления в предыдущем году. [56] Поскольку это было явно неприемлемо для Конде и его последователей, Екатерина обошла сословия и приняла примирительные меры, такие как Указ от 19 апреля 1561 года и Июльский Указ . [55] Это признало католицизм государственной религией, но подтвердило предыдущие меры по смягчению наказаний за «ересь». [57]

Затем сословия одобрили Коллоквиум Пуасси , который начался 8 сентября 1561 года, с протестантами во главе с де Безом и католиками с Карлом, кардиналом Лотарингии , братом герцога де Гиза. Обе стороны первоначально стремились приспособить протестантские формы богослужения к существующей церкви, но это оказалось невозможным. [58] [а] К моменту завершения коллоквиума 8 октября стало ясно, что разрыв между католической и протестантской теологией слишком велик, чтобы его можно было преодолеть. [60] Поскольку их возможности сузились, правительство попыталось подавить эскалацию беспорядков в провинциях, приняв Эдикт Сен-Жермена , который разрешал протестантам публично совершать богослужения за пределами городов и конфиденциально внутри них. 1 марта вассалы семьи Гизов напали на кальвинистскую службу в Шампани , что привело к тому, что стало известно как резня Васси . Это, казалось, подтвердило опасения гугенотов о том, что Гизары не собирались идти на компромисс и обычно рассматриваются как искра, которая привела к открытой враждебности между двумя религиями. [61]

Обратиться к насилию [ править ]

Гиенна была эпицентром поворота к религиозному насилию во Франции конца 16 века. Было предложено множество объяснений роста насилия. Традиционные объяснения сосредоточены на влиянии Жанны д'Альбре и Антуана Наваррского. Другие объяснения сосредоточены на росте сеньоризма в 1550-х годах и рассматривают поворот к насилию как реакцию крестьянского класса. В качестве примера часто приводят убийство барона Шато де Фюмель [ фр ] протестантской мафией в 1561 году. С другой стороны, недавние исследования сосредоточили внимание на религиозных объяснениях. Дени Крузе указывает на пламенную эсхатологическую проповедь францисканца Фомы Иллирика , который путешествовал по региону в 1510-х и 1520-х годах. Стюарт Кэрролл, однако, выступает за политизацию: «насилие было непосредственно вызвано политизированными фракциями, а не было результатом спонтанного межобщинного взрыва». [62]

1562–1570 [ править ]

«Первая» война (1562–1563 гг.) [ править ]

Резня в Васси Хогенбергом, конец 16 века.

Хотя гугеноты начали мобилизацию для войны еще до резни в Васси , [63] многие утверждали, что резня подтвердила утверждения о том, что они не могут полагаться на Эдикт Сен-Жермена . В ответ группа дворян во главе с Конде заявила о своем намерении «освободить» короля от «злых» советников и 2 апреля 1562 года захватила Орлеан. [64] Этому примеру быстро последовали протестантские группы по всей Франции, которые захватили и разместили гарнизоны в Анжере , Блуа и Туре вдоль Луары и напали на Валанс на реке Рона . [64] После захвата Лиона 30 апреля нападавшие сначала разграбили, а затем разрушили все католические учреждения в городе. [65]

Надеясь передать Тулузу Конде, местные гугеноты захватили Отель де Виль , но встретили сопротивление разъяренной католической толпы, что привело к уличным боям и гибели более 3000 человек, в основном гугенотов. 12 апреля 1562 года произошли массовые убийства гугенотов в Сансе, а также в Туре . в июле [64] По мере обострения конфликта Корона отменила Указ под давлением фракции Гизов. [66] [67]

Разграбление церквей Лиона кальвинистами в 1562 году, автор Антуан Каро.

Основные сражения войны произошли в Руане , Дре и Орлеане . При осаде Руана (май – октябрь 1562 г.) корона вернула город, но Антуан Наваррский скончался от ран. [68] В битве при Дре (декабрь 1562 г.) Конде был захвачен короной, а констебль Монморанси — противниками короны. В феврале 1563 года во время осады Орлеана Франциск, герцог Гиз , был застрелен гугенотом Жаном де Польтро де Мере . Поскольку он был убит вне прямого боя, Гиз посчитал это убийством по приказу врага герцога, адмирала Колиньи . Народные волнения, вызванные убийством, в сочетании с сопротивлением города Орлеана осаде, вынудили Екатерину Медичи выступить посредником в перемирии, в результате чего был подписан Амбуазский эдикт . 19 марта 1563 года [69]

«Вооруженный мир» (1563–1567) и «вторая» война 1567–1568 ( )

Гравюра, изображающая агрессию гугенотов против католиков на море, Horribles cruautés des Huguenots , 16 век.
Тарелка из книги Ричарда Роулендса , еретиков нашего времени Theatrum Crudelitatum (1587 г.), изображающая предполагаемые зверства гугенотов.

в Амбуазский эдикт целом считался неудовлетворительным всеми заинтересованными сторонами, и фракция Гизов была особенно против того, что они считали опасными уступками еретикам . Корона пыталась воссоединить две фракции в своих усилиях по возвращению Гавра , который был оккупирован англичанами в 1562 году в рамках Хэмптон-Кортского договора между лидерами гугенотов и Елизаветой I Английской . В июле того же года французы изгнали англичан. 17 августа 1563 года в парламенте Руана Карл IX был объявлен совершеннолетним, положив конец регентству Екатерины Медичи. [70] Его мать продолжала играть важную роль в политике и присоединилась к своему сыну в Гранд-туре по королевству между 1564 и 1566 годами, призванном восстановить власть короны. За это время Жанна д'Альбре встретилась и провела переговоры с Екатериной в Маконе и Нераке. [71] [72]

Сообщения об иконоборчестве во Фландрии побудили Карла IX оказать поддержку тамошним католикам; Французские гугеноты опасались повторной мобилизации католиков против них. Укрепление Филиппом II Испанским стратегического коридора из Италии на север вдоль Рейна усилило эти опасения, и политическое недовольство росло. После того, как протестантские войска безуспешно попытались захватить и взять под свой контроль короля Карла IX в « Сюрпризе Мо» , ряд городов, таких как Ла-Рошель , заявили о своей поддержке гугенотов. На следующий день протестанты напали и убили католических мирян и духовенства в Ниме , что стало известно как Мишелад . [73] [74] [75] [76] [77]

Это спровоцировало вторую войну и ее главное военное сражение — битву при Сен-Дени , где погибла главнокомандующий короны и генерал-лейтенант, 74-летняя Анна де Монморанси. Война была короткой и закончилась еще одним перемирием, Миром в Лонжюмо (март 1568 г.). [78] который был повторением Амбуазского мира 1563 года и снова предоставил протестантам значительные религиозные свободы и привилегии. [78] Новости о перемирии достигли Тулузы в апреле, но антагонизм между двумя сторонами был настолько велик, что 6000 католиков продолжали осаду Пюилорана , печально известного протестантского оплота в Лаураге , еще неделю. [79]

«Третья» война (1568–1570 гг . )

В ответ на мир католические братства летом 1568 года по всей стране возникли и лиги вопреки закону. Лидеры гугенотов, такие как Конде и Колиньи, бежали из суда, опасаясь за свою жизнь, многие из их последователей были убиты, а в Сентябрь, Эдикт Сен-Мора лишил гугенотов свободы вероисповедания. В ноябре Вильгельм Оранский повел армию во Францию, чтобы поддержать своих собратьев-протестантов, но, поскольку армии плохо платили, он принял предложение короны о деньгах и бесплатном выезде из страны. [80] [81] [82] [83]

Битва при Монконтуре , 1569 год.

Гугеноты собрали грозную армию под командованием Конде при поддержке сил с юго-востока Франции во главе с Полем де Муваном и контингента протестантских ополченцев из Германии, в том числе 14 000 наемных рейтеров во главе с кальвинистским герцогом Цвайбрюккеном . [84] После того, как герцог был убит в бою, его войска остались на службе у гугенотов, которые получили заем от Англии под залог Жанны д'Альбре . королевских регалий [85] Большая часть финансирования гугенотов поступала от королевы Англии Елизаветы, на которую, вероятно, повлиял в этом вопросе сэр Фрэнсис Уолсингем . [84] Католиками командовал герцог Анжуйский – позже король Генрих III – и им помогали войска из Испании, Папской области и Великого герцогства Тосканы . [86]

Протестантская армия осадила несколько городов в регионах Пуату и Сентонж (для защиты Ла-Рошели ), а затем Ангулем и Коньяк . В битве при Жарнаке (16 марта 1569 г.) принц Конде был убит, что вынудило адмирала де Колиньи принять командование протестантскими войсками номинально от имени 16-летнего сына Конде, Генриха , и 15-летнего сына Конде. старый Генрих Наваррский , которых Жанна д'Альбре представила как законных лидеров движения гугенотов против королевской власти. Битва при Ла-Рош-л'Абей была номинальной победой гугенотов, но они не смогли захватить контроль над Пуатье и потерпели сокрушительное поражение в битве при Монконтуре (30 октября 1569 г.). Колиньи и его войска отступили на юго-запад и перегруппировались с Габриэлем, графом де Монтгомери , и весной 1570 года они разграбили Тулузу , прорезали путь через юг Франции и поднялись по долине Роны до Ла-Шарите-сюр. -Луара . [87] Ошеломляющий королевский долг и желание Карла IX найти мирное решение [88] привело к Сен-Жермен-ан-Ле (8 августа 1570 г.), заключенному Жанной д'Альбре, который еще раз позволил сделать некоторые уступки гугенотам. [89]

Варфоломеевская резня и «четвертая» война (1572–1573 гг . )

Однажды утром у ворот Лувра XIX века картина Эдуарда Деба-Понсана . ( Екатерина Медичи в черном.)

Когда в королевстве снова наступил мир, корона начала искать политику примирения, чтобы воссоединить раздробленное государство. Ключевой частью этого должен был стать брак Наварры, сына Жанны д'Альбре, и Антуана Наваррского, и Маргариты Валуа, сестры короля. Альбре колебалась, опасаясь, что это может привести к отречению ее сына, и подписание контракта продолжалось до марта 1572 года. [90]

Колиньи , за голову которого во время третьей гражданской войны была назначена награда, был восстановлен в благосклонности благодаря миру и щедро принят при дворе в августе 1571 года. [91] [92] Он твердо верил, что Франция должна вторгнуться в испанские Нидерланды, чтобы объединить католиков и гугенотов вокруг короля. Карл, однако, не желал оказывать этому проекту нечто большее, чем скрытую поддержку, не желая открытой войны с Испанией. Совет единогласно отверг политику Колиньи, и он покинул суд, не посчитав его гостеприимным. [93]

В августе свадьба наконец состоялась, и вся самая могущественная гугенотская аристократия прибыла по этому случаю в Париж. Через несколько дней после свадьбы Колиньи застрелили, когда он возвращался домой с совета. [94] Возмущенная гугенотская знать потребовала справедливости, которую король обещал обеспечить. [95] Екатерину, Гиза, Анжу, Альбу подозревали по-разному, хотя гугенотская знать направила свой гнев прежде всего на Гиза, угрожая убить его на глазах у короля. [96]

Суд, все больше встревоженный возможностью марша протестантских сил на столицу или новой гражданской войной, решил нанести упреждающий удар по руководству гугенотов. [97] Утром 24 августа было сформировано несколько отрядов убийц, один из которых выступил под командованием Гиза, который убил Колиньи около 4 часов утра, оставив его тело на улице, где оно было изуродовано парижанами и брошено в Сену. [98] [99]

К рассвету стало ясно, что убийства пошли не по плану: воинствующие группировки населения вырезали своих соседей-гугенотов, утверждая, что «так захотел король». [100] В течение следующих пяти дней насилие продолжалось: католики убивали мужчин, женщин и детей-кальвинистов и грабили их дома. [101] Король Карл IX сообщил послам, что он приказал совершить убийства, чтобы предотвратить гугенотский переворот, и объявил день празднования юбилея, хотя убийства продолжались. [102] В течение следующих нескольких недель беспорядки распространились более чем на дюжину городов по всей Франции. По оценкам историков, 2000 гугенотов были убиты в Париже и еще тысячи - в провинции; всего было убито около 10 000 человек. [103] Генриху Наваррскому и его двоюродному брату, молодому принцу Конде , удалось избежать смерти, согласившись перейти в католицизм. Оба отказались от своего обращения после побега из Парижа. [104] [105] [106]

Резня вызвала ужас и возмущение среди протестантов по всей Европе, но и Филипп II Испанский , и Папа Григорий XIII , следуя официальной версии о том, что гугенотский переворот был сорван, праздновали его исход. Во Франции оппозиция гугенотов короне была серьезно ослаблена смертью многих лидеров. Многие гугеноты эмигрировали в протестантские страны. Другие ради выживания вновь обратились в католицизм, а остальные сосредоточились в небольшом количестве городов, где они составляли большинство. [107] [108] [109] [110]

«Четвертая» война (1572–1573 гг . )

Резня спровоцировала дальнейшие военные действия, которые включали католические осады городов Сомьер (войсками под предводительством Анри I де Монморанси ), Сансера и Ла-Рошели (войсками под предводительством герцога Анжуйского ). Конец военным действиям положили избрание (11–15 мая 1573 г.) герцога Анжуйского на польский престол и Булонский эдикт (подписанный в июле 1573 г.), резко урезавший многие права, ранее предоставленные Французские протестанты. По условиям договора всем гугенотам была предоставлена ​​амнистия за прошлые действия и свобода вероисповедания. Однако им была предоставлена ​​свобода вероисповедания только в пределах трех городов: Ла-Рошели, Монтобана и Нима , и то только в пределах их собственных резиденций. Протестантским аристократам, обладавшим правом высшей справедливости, разрешалось заключать браки и крещения, но только до собрания, ограниченного десятью людьми, не входящими в их семью. [111]

1574–1580 [ править ]

Смерть Карла IX и «пятая» война (1574–1576 гг . )

В отсутствие герцога Анжуйского споры между Карлом и его младшим братом, герцогом Алансонским , привели к тому, что множество гугенотов собрались вокруг Алансона для покровительства и поддержки. Неудавшийся переворот в Сен-Жермене (февраль 1574 г.), предположительно направленный на освобождение Конде и Наварры , удерживавшихся при дворе со времен собора Святого Варфоломея , совпал с довольно успешными восстаниями гугенотов в других частях Франции, таких как Нижняя Нормандия , Пуату и долину Роны , что возобновило военные действия. [112]

Через три месяца после коронации Генриха Анжуйского как короля Польши его брат Карл IX умер (май 1574 г.), и его мать объявила себя регентшей до его возвращения. Генри тайно покинул Польшу и вернулся через Венецию во Францию, где столкнулся с бегством Монморанси-Дамвиля , бывшего командующего Миди ( ноябрь 1574 г.). Несмотря на то, что ему не удалось установить свою власть над Миди, он был коронован королем Генрихом III в Реймсе (февраль 1575 г.), женившись на Луизе Водемон , родственнице Гиза, на следующий день. К апрелю корона уже пыталась вести переговоры. [113] а побег Алансона от суда в сентябре создал возможность создания подавляющей коалиции сил против короны, поскольку Иоанн Казимир Пфальцский вторгся в Шампань . Корона поспешно заключила семимесячное перемирие с Алансоном и пообещала войскам Казимира 500 000 ливров за то, чтобы они оставались к востоку от Рейна . [114] но ни одно из действий не обеспечило мира. К маю 1576 года корона была вынуждена принять условия Алансона и поддержавших его гугенотов в Эдикте Болье , известном как Мир месье. [115]

Католическая лига и «шестая» война (1576–1577 гг . )

Вооруженное шествие Католической лиги в Париже в 1590 году, Музей Карнавале , Париж.

Эдикт Болье предоставил кальвинистам множество уступок, но они были недолгими перед лицом Католической лиги , которую ультракатолик Генрих I, герцог Гиз , сформировал против нее. Дом Гиз долгое время ассоциировался с защитой Римско-католической церкви , а герцог Гиз и его родственники — герцог Майеннский , герцог Омальский , герцог Эльбефский , герцог Меркёрский и герцог Лотарингский — контролировали обширные территории. территории, которые были лояльны Лиге. У Лиги также было большое количество последователей среди городского среднего класса. [116] [117] [118] [119]

Король Генрих III сначала пытался кооптировать главу Католической лиги и направить ее к урегулированию путем переговоров. [120] Это было анафемой для лидеров Гизов, которые хотели обанкротить гугенотов и разделить их значительные активы с королем. Испытание лидерства короля Генриха III произошло на заседании Генеральных штатов в Блуа в декабре 1576 года . [120] На заседании Генеральных штатов присутствовал только один делегат-гугенот от всех трех сословий; [120] остальные делегаты были католиками, широко представленными Католической лигой. Соответственно, Генеральные штаты оказали давление на Генриха III, заставив его вести войну против гугенотов. В ответ Генрих заявил, что возобновит военные действия с гугенотами, но хочет, чтобы Генеральные штаты проголосовали за него за средства на ведение войны. [120] Тем не менее, третье сословие отказалось голосовать за необходимые налоги для финансирования этой войны. [121]

Генеральные штаты 1576 года не смогли решить этот вопрос, и к декабрю гугеноты уже взяли в руки оружие в Пуату и Гиени. В то время как фракция Гизов пользовалась непоколебимой поддержкой испанской короны, гугеноты имели преимущество в виде сильной базы власти на юго-западе; их также осторожно поддерживали иностранные протестантские правительства, но на практике Англия или немецкие государства могли предоставить мало войск в последовавшем конфликте. После долгих заявлений и переговоров Генрих III отменил большинство уступок, которые были сделаны протестантам в Больеском эдикте Бержеракским договором (сентябрь 1577 г.), подтвержденных в Пуатьеском эдикте, принятом шесть дней спустя. [122]

«Седьмая» война (1579–1580 гг . )

Несмотря на то, что Генрих присвоил своему младшему брату Франциску титул герцога Анжуйского , принц и его последователи продолжали создавать беспорядки при дворе, участвуя в голландском восстании . Тем временем ситуация в регионе превратилась в беспорядок, поскольку и католики, и протестанты вооружились в целях «самообороны». В ноябре 1579 года Конде захватил город Ла-Фер , что привело к новому раунду военных действий, который был завершен Флейским договором (ноябрь 1580 года), заключенным Анжуйским договором . [123] [124] [125] [126]

Война трех Генрихов 1585–1589 ( )

Смерть Анжу и последовавший за этим кризис престолонаследия 1584–1585 ( )

Хрупкий компромисс подошел к концу в 1584 году, когда умер герцог Анжуйский , младший брат короля и предполагаемый наследник. Поскольку у Генриха III не было сына, согласно Салическому закону , следующим наследником престола стал принц-кальвинист Генрих Наваррский , потомок Людовика IX . Когда стало ясно, что Генрих Наваррский не откажется от своего протестантизма, герцог Гиз подписал Жуанвильский договор (31 декабря 1584 г.) от имени Лиги с Филиппом II Испанским , который предоставил Лиге значительный ежегодный грант в размере более следующее десятилетие, чтобы поддерживать гражданскую войну во Франции в надежде уничтожить французских кальвинистов. Под давлением Гизов Генрих III неохотно издал Немурский договор (7 июля 1585 г.) и указ, подавляющий протестантизм (18 июля 1585 г.) и аннулирующий право Генриха Наваррского на престол. [127] [128] [129]

войны (1585 Эскалация ) г.

Герцог Гиз во время Дня баррикад

Ситуация переросла в открытую войну, даже если у короля не было необходимых средств. Генрих Наваррский снова обратился за иностранной помощью к немецким принцам и английской Елизавете I. Между тем, твердо католические жители Парижа под влиянием Комитета шестнадцати становились недовольны Генрихом III и его неспособностью победить кальвинистов. 12 мая 1588 года, в День баррикад , народное восстание воздвигло баррикады на улицах Парижа, чтобы защитить герцога Гиза от предполагаемой враждебности короля, и Генрих III бежал из города. Комитет шестнадцати взял под полный контроль правительство, а Гиз защищал окружающие линии снабжения. Посредничество Екатерины Медичи привело к подписанию Эдикта об унии, в котором корона приняла почти все требования Лиги: подтверждение Немурского договора , признание кардинала де Бурбона наследником и назначение Генриха де Гиза генерал-лейтенантом . [130] [131] [132]

штаты Блуа и убийство Генриха де Гиза (1588 Генеральные г. )

Убийство герцога де Гиза , лидера Католической лиги короля Генриха III , в 1588 году.

Отказавшись вернуться в Париж, Генрих III созвал Генеральные штаты на встречу в Блуа . [133] Во время Генеральных штатов Генрих III заподозрил, что членами третьего сословия манипулирует Лига , и пришел к убеждению, что Гиз поддержал вторжение герцога Савойского в Салуццо в октябре 1588 года. Считая Дом Гиз опасным угроза власти Короны, Генрих III решил нанести удар первым. 23 декабря 1588 года в Блуа замке Генрих Гиз и его брат, кардинал де Гиз , были заманены в ловушку королевской гвардией. [134] Герцог прибыл в зал совета, где его ждал брат кардинал. Герцогу сказали, что король желает видеть его в отдельной комнате, примыкающей к королевским покоям. Там гвардейцы схватили герцога и ударили его ножом в сердце, а другие арестовали кардинала, который позже погиб на пиках своего эскорта. Чтобы гарантировать, что ни один претендент на французский престол не сможет действовать против него, король заключил сына герцога в тюрьму. Герцог Гиз пользовался большой популярностью во Франции, и Католическая лига объявила открытую войну королю Генриху III. Сорбонна объявила Анри низложенным. Анри, со своей стороны, теперь объединил силы со своим двоюродным братом, гугенотом Генрихом Наваррским , для войны против Лиги. [135] [136] [137] [138] [139] [140]

Убийство Генриха III ( 1589 ) г.

Жак Клеман , сторонник Католической лиги , убивший Генриха III в 1589 году.

Таким образом, возглавить Католическую лигу выпало младшему брату герцога Гиза, герцогу Майенскому . Типографии Лиги начали печатать антироялистские трактаты под разными псевдонимами, а Сорбонна провозгласила 7 января 1589 года, что свержение Генриха III справедливо и необходимо и что любой частный гражданин морально свободен совершить цареубийство . [134] В июле 1589 года в королевском лагере в Сен-Клу доминиканец монах - по имени Жак Клеман получил аудиенцию у короля и вонзил ему в селезенку длинный нож. Клеман был убит на месте, прихватив с собой информацию о том, кто его нанял, если вообще кто-нибудь его нанял. На смертном одре Генрих III призвал Генриха Наваррского и умолял его, во имя государственного управления , стать католиком, ссылаясь на жестокую войну, которая последует, если он откажется. [141] В соответствии с Салическим законом он назвал Генри своим наследником. [142] Однако многие католики считали протестантизм Наварры неприемлемым. Позже Наварра заявил, что будет поддерживать католическую веру без изменений. [143]

королевства» Генриха IV ( 1589–1593 « Завоевание )

Положение дел в 1589 году было таким, что Генрих Наваррский, ныне Генрих IV Французский, владел югом и западом, а Католическая лига — севером и востоком. Руководство Католической лигой перешло к герцогу де Майенну, который был назначен генерал-лейтенантом королевства. Он и его войска контролировали большую часть сельской Нормандии. Однако в сентябре 1589 года Генрих нанес герцогу тяжелое поражение в битве при Арке . Армия Генриха прошла через Нормандию, всю зиму захватывая город за городом. [144] [145] [146]

Генрих IV в битве при Иври , Питер Пауль Рубенс

Король знал, что ему придется взять Париж, если у него есть хоть какой-то шанс управлять всей Францией. Однако это была непростая задача. Пресса и сторонники Католической лиги продолжали распространять истории о зверствах, совершенных против католических священников и мирян в протестантской Англии (см. « Сорок мучеников Англии и Уэльса »). Город готовился сражаться насмерть, вместо того чтобы принять короля-кальвиниста. [147] [144] [148]

Битва при Иври , произошедшая 14 марта 1590 года, стала еще одной решающей победой Генриха над войсками во главе с герцогом Майенским . Затем войска Генриха продолжили осаду Парижа , но после долгого и отчаянного сопротивления парижан осада Генриха была снята испанской армией под командованием герцога Пармского . Затем то, что произошло в Париже, повторилось в Руане (ноябрь 1591 г. – март 1592 г.). [149] [147] [150] [151]

Впоследствии Парма была ранена в руку во время осады Кодебека , когда оказалась в ловушке армии Генриха. Совершив затем чудесное спасение оттуда, он отступил во Фландрию , но, поскольку его здоровье быстро ухудшалось, Фарнезе призвал своего сына Рануччо командовать своими войсками. Однако испанский суд отстранил его от должности губернатора и умер в Аррасе 3 декабря. По крайней мере, для Генриха и протестантской армии Парма больше не представляла угрозы. [152] [153] [154] [155]

Война в Бретани [ править ]

Тем временем Филипп Эммануэль, герцог Меркёр , которого Генрих III назначил губернатором Бретани в 1582 году, пытался добиться независимости в этой провинции. Лидер Католической лиги , он ссылался на наследственные права своей жены Марии Люксембургской , которая была потомком герцогов Бретани и наследницей претензий Блуа-Бросса на герцогство, а также герцогини Пентьевр в Бретани, и организовал правительство в Нанте . Провозгласив своего сына «принцем и герцогом Бретани», он вступил в союз с Филиппом II Испанским , который стремился посадить свою собственную дочь, инфанту Изабеллу Клару Евгению на трон Бретани . С помощью испанцев под командованием Хуана дель Агилы Меркёр разбил силы Генриха IV под командованием герцога Монпансье в битве при Краоне в 1592 году, но королевские войска, усиленные английскими контингентами, вскоре вернули себе преимущество; В сентябре 1594 года Мартин Фробишер и Джон Норрис с восемью военными кораблями и 4000 человек осадили форт Крозон, также известный как «Форт Льва (Эль-Леон)». под Брестом и захватил его 7 ноября, убив 400 испанцев, включая женщин и детей, из которых выжило только 13. [156] [157]

К миру (1593–1598) [ править ]

Конверсия [ править ]

Въезд Генриха IV в Париж 22 марта 1594 г. с 1500 кирасирами .
Отъезд испанских войск из Парижа, 22 марта 1594 г.
Генрих IV , в роли Геракла побеждающего Лернейскую гидру (то есть Католическую лигу ), картина Туссен Дюбрей , около 1600 года . Лувр .

Несмотря на кампании 1590–1592 годов, Генрих IV «не приблизился к захвату Парижа». [158] Понимая, что Генрих III был прав и что у протестантского короля нет никаких шансов на успех в решительно католическом Париже, Генрих согласился принять христианство, по общему мнению, заявив: « Paris vaut bien une Messi » («Париж стоит мессы » ). Он был официально принят в католическую церковь в 1593 году и коронован в Шартре в 1594 году, поскольку члены Лиги сохраняли контроль над Реймсским собором и, скептически относясь к искренности Генриха, продолжали противостоять ему. В конце концов его приняли в Париже в марте 1594 года, а 120 членов Лиги в городе, отказавшихся подчиниться, были изгнаны из столицы. [159] Капитуляция Парижа способствовала тому же во многих других городах, в то время как другие вернулись, чтобы поддержать корону после того, как Папа Климент VIII оправдал Генриха, отменив его отлучение от церкви в обмен на публикацию Тридентских указов , восстановление католицизма в Беарне и назначая только католиков высокий пост. [159] Очевидно, обращение Генриха обеспокоило протестантскую знать, многие из которых до этого надеялись добиться не только уступок, но и полной реформации Французской церкви, и их принятие Генриха ни в коем случае не было предрешено. [160] [161] [162]

Война с Испанией (1595–1598) [ править ]

К концу 1594 года некоторые члены Лиги все еще работали против Генриха по всей стране, но все полагались на поддержку Испании. В январе 1595 года король объявил войну Испании, чтобы показать католикам, что Испания использует религию в качестве прикрытия для нападения на французское государство, а также чтобы показать протестантам, что его обращение не сделало его марионеткой Испании. Кроме того, он надеялся отвоевать большую часть северной Франции у франко-испанских католических сил. [163] Конфликт в основном состоял из военных действий, направленных против членов Лиги, таких как битва при Фонтен-Франсез , хотя испанцы начали согласованное наступление в 1595 году, взяв Ле-Кателе , Дуллан и Камбре (последний после жестокой бомбардировки), а также в весной 1596 г. к апрелю захват Кале . После захвата Амьена испанцами в марте 1597 года французская корона держала его в осаде до своей капитуляции в сентябре. После этой победы заботы Генриха обратились к ситуации в Бретани , где он обнародовал Нантский эдикт и послал Бельевра и Брюлара де Силлери вести переговоры о мире с Испанией. Война была официально завершена после подписания Нантского эдикта в Вервенского мира мае 1598 года. [164] [165] [161]

войны в Бретани ( Разрешение 1598–1599 )

В начале 1598 года король лично выступил против Меркёра и получил его подчинение в Анжере 20 марта 1598 года. Впоследствии Меркёр отправился в изгнание в Венгрию. Дочь и наследница Меркёра была замужем за герцогом Вандомским , внебрачным сыном Генриха IV. [166]

Нантский эдикт ( 1598 г. )

, Нантский эдикт апрель 1598 г.

Перед Генрихом IV стояла задача восстановить разрушенное и обедневшее королевство и объединить его под единой властью. Генрих и его советник, герцог Сюлли, видели, что важным первым шагом в этом деле были переговоры по Нантскому эдикту , который в целях содействия гражданскому единству предоставлял гугенотам существенные права – но вместо того, чтобы быть признаком подлинной терпимости , фактически был своего рода перемирие между религиями с гарантиями для обеих сторон. [167] Можно сказать, что Эдикт ознаменовал конец религиозных войн, хотя на момент публикации его очевидный успех не был гарантирован. Действительно, в январе 1599 года Генриху пришлось лично посетить парламент , чтобы принять Указ. Религиозная напряженность продолжала влиять на политику в течение многих последующих лет, хотя и никогда в такой степени, и Генрих IV столкнулся со многими покушениями на свою жизнь; последний успех в мае 1610 года. [168] [169]

Последствия [ править ]

Французский королевский флот захватывает остров Ре , оплот гугенотов.

Хотя Нантский эдикт завершил боевые действия во время правления Генриха IV, политические свободы, которые он предоставил гугенотам (которые недоброжелатели считали «государством в государстве»), стали в 17 веке все более источником проблем. Ущерб, нанесенный гугенотам, означал сокращение численности французского населения с 10% до 8%. [170] Решение короля Людовика XIII вновь ввести католицизм в части юго-западной Франции спровоцировало восстание гугенотов. По Монпельескому миру 1622 года укрепленные протестантские города были сокращены до двух: Ла-Рошели и Монтобана . Последовала еще одна война, завершившаяся осадой Ла-Рошели , в ходе которой королевские войска под предводительством кардинала Ришелье блокировали город на четырнадцать месяцев. По Ла-Рошельскому миру 1629 года бреветы Эдикта (разделы договора, которые касались военных и пастырских положений и могли быть продлены патентными грамотами ) были полностью отменены, хотя протестанты сохранили свои довоенные религиозные свободы. [171]

Ришелье , изображенный во время осады Ла-Рошели в 1627–1628 годах , положил конец политической и военной автономии гугенотов . [172] сохраняя при этом свои религиозные права.

В течение оставшейся части правления Людовика XIII, и особенно во время меньшинства Людовика XIV , реализация Указа менялась из года в год. В 1661 году Людовик XIV, особенно враждебно настроенный по отношению к гугенотам, взял на себя управление своим правительством и стал игнорировать некоторые положения Эдикта. [172] В 1681 году он ввел политику драконид , чтобы запугать семьи гугенотов, чтобы они обратились в католицизм или эмигрировали. Наконец, в октябре 1685 года Людовик издал Фонтенблоский эдикт , который формально отменил этот эдикт и сделал практику протестантизма незаконной во Франции. Отмена Указа имела очень разрушительные последствия для Франции. [172] Хотя это не привело к возобновлению религиозной войны, многие протестанты предпочли покинуть Францию, а не принять христианство, причем большинство из них переехало в Королевство Англия , Бранденбург-Пруссия , Голландскую республику , Швейцарию и Америку. [173] [174]

На заре 18 века протестанты в значительном количестве оставались в отдаленном Севенны регионе Центрального массива . Это население, известное как Камисарды , восстало против правительства в 1702 году, что привело к боевым действиям, которые продолжались с перерывами до 1715 года, после чего Камизарды в основном остались в покое. [ нужна ссылка ]

Список событий [ править ]

Протестантская гравюра с изображением « драконад » во Франции при Людовике XIV.

Эпилог

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Католические противники толерантности разделились на ультрамонтанистов , тех, кто поддерживал верховную власть Папы, таких как Карл, кардинал Лотарингии , и галликанизма . Последние рассматривали независимую, но католическую монархию как важную гарантию политической свободы и отличали ее от «Политики». [59]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б Кнехт 2002 , с. 91.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Клодфелтер 2017 , стр. 14–16.
  3. ^ Клодфелтер 2017 , с. 537.
  4. ^ Джоуанна и др. 1998 , с. 318.
  5. ^ Холт 2005 , с. xiii.
  6. ^ Кнехт 2010 , с. 35.
  7. ^ Кнехт 2010 , с. 84.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Кизер, Драсс и Брустайн, 1994 , стр. 323–324.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кон 2013 , стр. 390–391.
  10. ^ Гильдия, Элизабет (2014). Тревожный Монтень: поэтика, этика и аффект в эссе и других произведениях . Кембридж: Boydell & Brewer Ltd., стр. x–xii. ISBN  978-1843843719 . Проверено 3 сентября 2022 г.
  11. ^ Холт 2005 , с. стр. xi–ii, 178 .
  12. ^ МакГрат 1995 , стр. 39–43.
  13. ^ МакГрат 1995 , стр. 122–124.
  14. ^ Спикард и Крэгг 2005 , стр. 158–160.
  15. ^ Jump up to: а б Линдберг 1996 , с. 275.
  16. ^ Кэрнс 1996 , с. 308.
  17. ^ Гримм 1973 , с. 54.
  18. ^ Гримм 1973 , с. 55.
  19. ^ Гримм 1973 , стр. 263–264.
  20. ^ Кнехт 2010 , с. 8.
  21. ^ Холт 2005 , с. 21.
  22. ^ Кэрнс 1996 , с. 309.
  23. ^ Jump up to: а б Линдберг 1996 , с. 279.
  24. ^ Линдберг 1996 , с. 292.
  25. ^ Кнехт 1996 , с. 2.
  26. ^ Jump up to: а б с д Кнехт 1996 , с. 4.
  27. ^ Jump up to: а б с Кнехт 1996 , с. 3.
  28. ^ Jump up to: а б Кнехт 1996 , стр. 16–17.
  29. ^ Бернштейн и Грин 1988 , с. 328.
  30. ^ Холт 2005 , с. 20.
  31. ^ Jump up to: а б Гарнье 2008 , с. 90.
  32. ^ Кнехт 1996 , стр. 6–7, 86–87.
  33. ^ Кнехт 2002 , с. 402.
  34. ^ Audisio 1998 , стр. 270–271.
  35. ^ Кнехт 2010 , с. 22.
  36. ^ Холт 2005 , с. 41.
  37. ^ Сазерленд 1980 , стр. 46–47.
  38. ^ Баумгартнер 1988 , с. 130.
  39. ^ Кнехт 1996 , с. 6.
  40. ^ Кнехт 1996 , с. 10.
  41. ^ Лосось 1975 , с. 118.
  42. Rady 1991 , pp. 52–53.
  43. ^ Кнехт 2007 , с. 195.
  44. ^ Кнехт 1996 , с. 25.
  45. ^ Лосось 1975 , стр. 124–125.
  46. ^ Сазерленд 1962 , стр. 111–138).
  47. ^ Сазерленд 1984 , стр. 63–64.
  48. ^ Лосось 1975 , с. 125.
  49. ^ Лосось 1975 , стр. 136–137.
  50. ^ Кнехт 1996 , с. 27.
  51. ^ Кнехт 1996 , с. 29.
  52. ^ Брайсон 1999 , стр. 111.
  53. ^ Холт 2005 , стр. 41–42.
  54. ^ Томпсон 1909 , стр. 44.
  55. ^ Jump up to: а б Рулкер 1996 , стр. 252–256.
  56. ^ Томпсон 1909 , стр. 79.
  57. ^ Кастельно 1724 , с. 112.
  58. ^ Кастельно 1724 , с. 110.
  59. ^ Релкер 1996 , стр. 59–67.
  60. ^ Кнехт 2000 , стр. 78–79.
  61. ^ Герар 1959 , с. 152.
  62. ^ Кэрролл 2019 , стр. 179–181.
  63. ^ Кнехт 2000 , с. 86.
  64. ^ Jump up to: а б с Кнехт 1996 , с. 35.
  65. ^ Гамильтон и Спайсер 2005 , с. ?.
  66. ^ Бэрд 1880 , с. 37.
  67. ^ Дюро 2012 , с. 702.
  68. ^ Тревор Дюпюи, Курт Джонсон и Дэвид Л. Бонгард, Энциклопедия военной биографии Харпера (Castle Books: Edison, 1992), стр. 98.
  69. ^ Кнехт 1996 , с. 37.
  70. ^ Фрида, 268; Сазерленд, «Старый режим» , с. 20.
  71. ^ Кнехт 2014 , стр. 102–104.
  72. ^ Клула 1979 , с. 211.
  73. ^ Бэрд 1880 , с. 207.
  74. ^ Холт 2005 , с. 64.
  75. ^ Тульчин 2006 , с. 22.
  76. ^ Кнехт 2010 , с. 39.
  77. ^ Томпсон 1909 , стр. 318.
  78. ^ Jump up to: а б Кнехт 1996, с. 40.
  79. ^ Тейлор, Колин Дункан (2018). Лораге: погруженный в историю, пропитанный кровью . Издательство Трубадор. ISBN  978-1789015836 .
  80. ^ Вуд 2002 , с. 22.
  81. ^ Лосось 1975 , с. 173.
  82. ^ Сазерленд 1973 , с. 92.
  83. ^ Бэрд 1880 , с. 290.
  84. ^ Jump up to: а б Хуанна, с. 181.
  85. ^ Кнехт 2000, 151.
  86. ^ Хуанна, с. 182.
  87. ^ Хуанна, с. 184.
  88. ^ Хуанна, стр. 184–185.
  89. ^ Релкер 1968 , стр. 332–341.
  90. ^ Кнехт 2010 , с. 42.
  91. ^ Кэрролл 2009 , с. 187.
  92. ^ Холт 2005 , с. 81.
  93. ^ Кнехт 2010 , с. 45.
  94. ^ Джоуанна 2007 , с. 74.
  95. ^ Эстебе 1968 , с. 109
  96. ^ Холт 2005 , с. 83.
  97. ^ Холт 2005 , стр. 84–85.
  98. ^ Холт 2005 , с. 88.
  99. ^ Кэрролл 2009 , с. 114.
  100. ^ Холт 2005 , стр. 88–91.
  101. ^ Хуанна, с. 201.
  102. ^ Линкольн, Брюс, Дискурс и построение общества: сравнительные исследования мифов, ритуалов и классификаций , Oxford University Press, США, стр. 98 [ ISBN отсутствует ]
  103. ^ Хуанна, с. 204.
  104. ^ Джоуанна 2007 , с. 112.
  105. ^ Кнехт 2016 , с. 108.
  106. ^ Сазерленд 1980 , стр. 222–223.
  107. ^ Джоуанна 2007 , с. 158.
  108. ^ Джоуанна 2007 , стр. 160–169.
  109. ^ Холт 2005 , стр. 95–96.
  110. ^ Бенедикт 1978 , с. 224.
  111. ^ Хуанна, с. 213.
  112. ^ Кнехт 2000, с. 181.
  113. ^ Кнехт 2000, с. 190.
  114. ^ Кнехт 2000, с. 191.
  115. ^ Кнехт 2016 , с. 109.
  116. ^ Кнехт 2016 , с. 110.
  117. ^ Вавилон 2009 , с. 331.
  118. ^ Лосось 1975 , стр. 236–237.
  119. ^ Лосось 1975 , стр. 247–250.
  120. ^ Jump up to: а б с д Кнехт 1996, с. 65.
  121. ^ Сазерленд 1980 , с. 263.
  122. ^ Кнехт 2000, с. 208.
  123. ^ Холт 2002 , с. 70.
  124. ^ Джоуанна и др. 1998 , с. 1248.
  125. ^ Лосось 1975 , с. 204.
  126. ^ Холт 2002 , с. 140.
  127. ^ Константа 1984 , с. 134.
  128. ^ Кнехт 2016 , стр. 225–236.
  129. ^ Холт 2002 , с. 211.
  130. ^ Кнехт 2016 , стр. 254–257.
  131. ^ Холт 2005 , с. 131.
  132. ^ Лосось 1975 , с. 240.
  133. ^ Кнехт 1996, с. 90.
  134. ^ Jump up to: а б Кнехт 1996, с. 72.
  135. ^ Ле Ру 2006 , с. 237.
  136. ^ Кнехт 2010 , с. 121.
  137. ^ Ле Ру 2006 , с. 158.
  138. ^ Робертс 1996 , с. 174.
  139. ^ Кнехт 2016 , с. 288.
  140. ^ Холт 2005 , с. 132.
  141. ^ Кнехт 1996, с. 73.
  142. ^ Кнехт 2016 , с. 304.
  143. ^ Кнехт 2014b , с. 238.
  144. ^ Jump up to: а б Кнехт 2010 , с. 79.
  145. ^ Лосось 1975 , с. 279.
  146. ^ Бабель 2009 , стр. 465–466.
  147. ^ Jump up to: а б Питтс 2012 , с. 154.
  148. ^ Константа 1996 , стр. 248–258.
  149. ^ Вавилон 2009 , с. 484.
  150. ^ Константа 1996 , стр. 250–255.
  151. ^ Кэрролл 2005 , с. 242.
  152. ^ Бабель 2009 , стр. 536–537.
  153. ^ Константа 1996 , с. 406.
  154. ^ Лосось 1975 , с. 262.
  155. ^ Питтс 2012 , с. 164.
  156. ^ Фернандес Дуро, Чесарео (1897). Испанский флот с момента объединения королевств Арагон и Кастилия (на испанском языке). Том III. Мадрид. стр. 86–90. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  157. ^ Вернем, РБ (1984). После Армады: елизаветинская Англия и борьба за Западную Европу, 1588–1595 гг . Кларендон Пресс. стр. 533–547. ISBN  978-0198227533 .
  158. ^ Кнехт 2000, с. 264.
  159. ^ Jump up to: а б Кнехт 2000, с. 270.
  160. ^ Сазерленд 1980 , стр. 296–300.
  161. ^ Jump up to: а б Лосось 1975 , с. 294.
  162. ^ Бенедикт 1999 , с. 36.
  163. ^ Кнехт 2000, с. 272.
  164. ^ Холт 2005 , с. 165.
  165. ^ Бабель 2009 , стр. 610–611.
  166. ^ Питтс 2012 , стр. 207–208.
  167. ^ Филип Бенедикт, «Un roi, une loi, deux fois: Параметры истории католически-протестантского сосуществования во Франции, 1555–1685», в О. Грелле и Б. Скрибнере (ред.), Толерантность и нетерпимость в Европейская Реформация (1996), стр. 65–93.
  168. ^ Питтс 2012 , с. 329.
  169. ^ Кнехт 2010 , с. 97.
  170. ^ Ханс Дж. Хиллербранд, Энциклопедия протестантизма: 4-томный комплект , параграфы «Франция» и «Гугеноты»; Ханс Дж. Хиллербранд, эксперт по этому вопросу, в своей «Энциклопедии протестантизма: 4-томный набор» утверждает, что накануне Варфоломеевской резни община гугенотов достигла 10% французского населения, а затем снизилась до 8%. к концу 16 века и далее после того, как тяжелые преследования снова начались с отменой Людовиком XIV Франции Нантского эдикта.
  171. ^ Холт 2005 , стр. 186–192.
  172. ^ Jump up to: а б с «Нантский эдикт» . Британская энциклопедия . Проверено 5 апреля 2013 г.
  173. ^ Холт 2005 , с. 193.
  174. ^ Шпильвогель , Западная цивилизация – Том II: С 1500 г. (5-е изд., 2003 г.), стр. 410
  175. ^ Джоуанна и др. 1998 , с. 387.
  176. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уильям Шергольд Браунинг (1840). История гугенотов . Уиттакер и компания. стр. 131–133. ISBN  9780608365909 . Проверено 3 сентября 2022 г.
  177. ^ Jump up to: а б с д Кон 2013 , с. 390.
  178. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Нолан 2006 , с. 327.
  179. ^ Jump up to: а б с д и Кон 2013 , с. 391.
  180. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Нолан 2006 , с. 328.
  181. ^ ван дер Лем 2019 , с. 143.

Источники [ править ]

  • Актон, Джон (1906). «Гугеноты и Лига» . Лекции по современной истории   . Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 155–167.
  • Аудизио, Габриэль (1998). Вальденсы: история диссидентства XII – XVI веков (на французском языке). Фаярд.
  • Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов: Том 2 из 2 . Ходдер и Стоутон.
  • Бэрд, HM (1889). История возвышения гугенотов во Франции . Том. 1.
  • ——— (1889). История возвышения гугенотов во Франции . Том. 2. [ постоянная мертвая ссылка ] Новое издание, два тома, Нью-Йорк, 1907 г.
  • Бэрд, HM (1895). Гугеноты и отмена Нантского эдикта . Сыновья К. Скрибнера.
  • Баумгартнер, Фредерик (1988). Генрих II: король Франции 1547–1559 гг . Издательство Университета Дьюка.
  • Бабелон, Жан-Пьер (2009). Генрих IV . Фаярд.
  • Бенедикт, Филип (1996). «Un roi, une loi, deux fois: Параметры истории католически-протестантского сосуществования во Франции, 1555–1685». Грелль О. и Скрибнер Б. (ред.). Толерантность и нетерпимость в европейской реформации . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 65–93. ISBN  0521496942 .
  • Бенедикт, Филип (1978). «Варфоломеевская резня в провинции». Исторический журнал . 21 2 .
  • Бенедикт, Филип (1999). «Динамика протестантской воинственности: Франция 1555–1563». В Бенедикте П; Марнеф, Г; ван Ньероп, Х; Венард, М. (ред.). Реформация, восстание и гражданская война во Франции и Нидерландах 1555–1585 гг . Королевская Нидерландская академия искусств и наук.
  • Бернштейн, Пол; Грин, Роберт В. (1988). История цивилизации Том 1 . Роуман и Литтлфилд.
  • Брайсон, Дэвид (1999). Королева Жанна и земля обетованная; Династия, Родина, Религия и насилие во Франции шестнадцатого века . Издательство Брилл. ISBN  978-9004247512 .
  • Кэрнс, Эрл (1996). Христианство на протяжении веков: история христианской церкви . Зондерван. ISBN  978-0310208129 .
  • Ди Бондено, Агостино (2018). Беседы Пуасси . Рим: Альбатрос. ISBN  978-8856793192 .
  • Кэрролл, Стюарт (2005). Благородная власть во время религиозных войн во Франции: близость Гиза и католическое дело в Нормандии . Издательство Кембриджского университета.
  • Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета.
  • ——— (2019). «Политическая справедливость и начало религиозных войн». Французская история . 33 (2): 177–198. дои : 10.1093/fh/crz009 .
  • Кастельно, Мишель де (1724). Мемуары о правлении Франциска II и Карла IX (изд. 2012 г.). Rarebooks.com. ISBN  978-1130283136 .
  • Клодфелтер, Майкл (2017). Война и вооруженные конфликты: Статистическая энциклопедия потерь и других цифр, 1492–2015 (4-е изд.). Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. стр. 14–16, 537. ISBN.  978-0786474707 . Проверено 3 сентября 2022 г.
  • Клула, Иван (1979). Екатерина Медичи . Фаярд.
  • Констан, Жан-Мари (1984). Гизы . Топор.
  • Констант, Жан-Мари (1996). Лига . Фаярд.
  • Коттрет, Бернар (2000). Кальвин: Биография . Перевод Макдональда, М. Уоллеса. Вм. Б. Эрдманс. ISBN  0802831591 .
  • Де Капрариис, Витторио (1959). Пропаганда и политическая мысль во Франции в период религиозных войн (1559–1572) . Неаполь: Итальянская издательская компания.
  • Дифендорф, Барбара Б. (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0195065549 .
  • Дэвис, Натали Земон (1975). Общество и культура во Франции раннего Нового времени . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0804708681 .
  • Дюро, Эрик (2012). Франсуа де Лотарингия, герцог Гиз между Богом и королем . Классика Гарнье. ISBN  978-2812406102 .
  • Эстебе, Джанин (1968). Набат резни: сезон Сен-Бартелеми . Издания Центурион.
  • Фрида, Леони (2005). Екатерина Медичи . Феникс. ISBN  978-0060744922 .
  • Фрида, Леони (2006) [2004]. Екатерина Медичи: королева Франции эпохи Возрождения . Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-1842127254 .
  • Гарнье, Эдит (2008). Нечестивый Альянс (на французском языке). Издания дю Фелен.
  • ван дер Лем, Антон (2019). Восстание в Нидерландах: Восьмидесятилетняя война, 1568–1648 гг . Лондон: Книги реакции. п. 143. ИСБН  978-1789140880 . Проверено 9 июля 2022 г.
  • Гринграсс, Марк (1986). Франция в эпоху Генриха IV . Лонгман. ISBN  0582492513 .
  • ——— (1987). Французская Реформация . Лондон: Блэквелл. ISBN  0631145168 .
  • ——— (2007). Правящие страсти: мир и реформы во Французском королевстве, 1576–1585 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199214907 .
  • Гримм, Гарольд (1973) [1965]. Эпоха Реформации 1500–1650 гг . Макмиллан. ISBN  978-0023472701 .
  • Герар, Альберт (1959). Франция: Современная история . Издательство Мичиганского университета.
  • Гамильтон, Сара; Спайсер, Эндрю (2005). Определение святого: Священное пространство в средневековой и ранней современной Европе . Издательство Эшгейт. ISBN  0754651940 .
  • Холт, Мак (2002). Герцог Анжуйский и политическая борьба во время религиозных войн . Издательство Кембриджского университета.
  • Холт, Мак П. (2005). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Кембридж. ISBN  052183872X . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Халм, EM (1914). Ренессанс, протестантская революция и католическая реакция в континентальной Европе . Нью-Йорк. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Хуанна, Арлетт; Буше, Жаклин; Билоги, Доминик; Тик, Гай (1998). История и словарь религиозных войн . Коллекция: Книги (на французском языке). Париж: Лаффон. ISBN  2221074254 .
  • Хуанна, Арлетт (2007). Резня в день Святого Варфоломея: тайны государственного преступления . Издательство Манчестерского университета.
  • Кизер, Эдвард; Драсс, Крисс А.; Брустайн, Уильям (1994). «Отношения между восстанием и войной в Западной Европе раннего Нового времени» . Журнал политической и военной социологии . 22 (2). Университетское издательство Флориды: 323–324. JSTOR   45371312 . Проверено 3 сентября 2022 г.
  • Кнехт, Роберт Дж. (1996). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . (2-е изд.). Лонгман. ISBN  058228533X .
  • ——— (2010). Религиозные войны во Франции, 1559–1598 гг . Рутледж.
  • ——— (2000). Гражданские войны во Франции . Современные войны в перспективе. Нью-Йорк: Лонгман. ISBN  0582095492 .
  • ——— (2001). Взлет и падение Франции эпохи Возрождения 1483–1610 гг . Оксфорд: Блэквелл. ISBN  0631227296 .
  • ——— (2002). Французские религиозные войны 1562–1598 гг . Издательство Оспри. ISBN  978-1841763958 .
  • ——— (2007). Валуа: короли Франции 1328–1589 (2-е изд.). Нью-Йорк: Хэмблдон Континуум. ISBN  978-1852855222 .
  • ——— (2014). Екатерина Медичи . Рутледж.
  • ——— (2014б). Гражданские войны во Франции, 1562–1598 гг . Рутледж. ISBN  978-1-317-89510-7 .
  • ——— (2016). Герой или Тиран? Генрих III, король Франции, 1574–1589 гг . Рутледж.
  • Кон, Джордж Чайлдс (2013). Словарь войн. Пересмотренное издание . Лондон/Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-1135954949 .
  • Линдберг, Картер (1996). Европейские реформации (изд. 2009 г.). Издательство Уайли. ISBN  978-1405180689 .
  • Линдси, ТМ (1906). История Реформации . Том. 1. Т и Т Кларк.
  • ——— (1907). История Реформации . Том. 2.
  • Маллетт, Майкл; Шоу, Кристина (2012). Итальянские войны: 1494–1559 гг . Пирсон Образование. ISBN  978-0582057586 .
  • МакГрат, Алистер (1995). Интеллектуальные истоки европейской Реформации (изд. 2003 г.). Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0631229407 .
  • Нолан, Катал Дж. (2006). Эпоха религиозных войн, 1000–1650: Энциклопедия глобальных войн и цивилизации, Том 2 . Лондон: Издательская группа Greenwood. п. 1076. ИСБН  978-0313337345 .
  • Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метуэн. ISBN  0416730507 .
  • Пирсон, Хескет, Генрих Наваррский: Король, который посмел (Нью-Йорк: Harper & Rowe, Publishers, 1963).
  • Питтс, Винсент (2012). Генрих IV Франции: его правление и возраст . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  • Рэди, Мартин (1991). Франция: Возрождение, религия и восстановление, 1494–1610 гг . Ходдерское образование. ISBN  978-0340518045 .
  • Робертс, Пенни (1996). Город в конфликте: Труа во время французских религиозных войн . Издательство Манчестерского университета.
  • Рулкер, Нэнси (1968). Королева Наварры: Жанна д'Альбре 1528–1572 гг . Издательство Гарвардского университета.
  • Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520086260 .
  • Ле Ру, Николя (2006). Цареубийство во имя Бога: Убийство Генриха III . Галлимар.
  • Спикард, Пол; Крэгг, Кевин (2005). Глобальная история христиан: как повседневные верующие переживали свой мир . Бейкер Академик. ISBN  978-0801022494 .
  • Сазерленд, Нью-Мексико (1962). «Кальвинизм и заговор Амбуаза». История . 47 (160): 111–138. дои : 10.1111/j.1468-229X.1962.tb01083.x .
  • Сазерленд, Никола (1973). Варфоломеевская резня и европейский конфликт: 1559–1572 гг . Макмиллан. ISBN  978-0064966207 .
  • Сазерленд, Нью-Мексико (1984). Князья, политика и религия 1547–89 . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0907628446 .
  • Сазерленд, Н.М. Екатерина Медичи и старый режим. Лондон: Историческая ассоциация, 1966. OCLC 1018933.
  • Сазерленд, Никола (1980). Борьба гугенотов за признание . Издательство Йельского университета.
  • Томпсон, JW (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Тилли, Артур Август (1919). Французские религиозные войны .
  • Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 .
  • Вуд, Джеймс (2002). Королевская армия: война, солдаты и общество во время религиозных войн во Франции, 1562–1576 гг . Издательство Кембриджского университета.

Историография [ править ]

Первоисточники [ править ]

  • Поттер, Дэвид Л. (1997). Французские религиозные войны, Избранные документы . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0312175450 .
  • Лосось, JHM, изд. Религиозные войны во Франции. Насколько важны были религиозные факторы? (1967) краткие выдержки из первичных и вторичных источников.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51ba94a9689157011b51d7c764182a86__1717481460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/86/51ba94a9689157011b51d7c764182a86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French Wars of Religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)