Резня Васи
Резня в Васси (по-французски: резня де Васси ) — убийство верующих гугенотов и граждан в результате вооруженного действия войск герцога Гиза в Васси , Франция, 1 марта 1562 года. Резня считается первым крупным событием в Франции Религиозные войны во . Последующая серия сражений завершилась подписанием Амбуазского мира (или Амбуазского договора об умиротворении) 19 марта 1563 года.
События, связанные с резней в Васси, были прекрасно изображены в серии из сорока гравюр, опубликованных в Женеве семь лет спустя. [1]
Фон
[ редактировать ]Религиозная политика
[ редактировать ]Начиная с правления Франсуа I , протестанты, последовавшие учениям Жана Кальвина , известные как гугеноты , столкнулись с преследованием, поддерживаемым государством во Франции. [2] Это преследование продолжалось при двух его преемниках, Генрихе II и Франсуа II , последний из которых умер молодым в 1560 году. [3] Екатерина Медичи , регент Карла IX , предложила Январский эдикт (или Сен-Жерменский эдикт ) в надежде, что обеспечение определенной терпимости к кальвинизму поможет Франции избежать дальнейшего хаоса, подобного тому, который охватил юго-запад. страны. [4] Поскольку парламент Парижа сопротивлялся регистрации указа до 6 марта 1562 года, он не действовал на момент въезда герцога в Васси. [5]
Васси и Гиз
[ редактировать ]Феодальные повелители
[ редактировать ]В городе Васси во время резни проживало около 3000 человек, и он был королевским городом. [6] Несмотря на то, что он был королевским, он имел феодальные связи с Домом Гизов , поскольку был вдовству Марии , королевы Шотландии , племянницы герцога Гиза. [7] Семья Гизов также владела частью города в виде замкового района, которым руководил капитан Клод Тондер, в котором находился протестантский молитвенный дом, где произошла резня. [8] Этот регион в целом был опорой семьи, а их княжеский титул исходил от резиденции Жуанвили , которая располагалась всего в нескольких милях от Васси. [9] Эти связи сыграют роль в оправдании Гиза своих действий постфактум. [7]
Рост протестантизма
[ редактировать ]Несмотря на свой небольшой размер, в городе рано началась активная деятельность гугенотов. В 1533 году Антуанетта Бурбонская , мать герцога де Гиза, управлявшая его поместьями, наблюдала за сожжением человека, пойманного за проповедью в городе. [10] Несмотря на преследования, община росла, чему способствовала сестринская церковь в Труа, с которой у города было много экономических связей. [10] В 1561 году община провела свое первое богослужение в городе, в доме торговца тканями, на котором присутствовало около 120 человек. [10] Поскольку численность общины продолжала расти и превысила 500 человек, пастор Труа Гравель совершил первое крещение города 13 декабря. [11] На рождественской службе присутствовало 900 человек, что сделало город оплотом гугенотов: процент гугенотов здесь выше, чем в Труа или любом другом городе региона. [12] В январе 1562 года Гравель покинул город, чтобы вернуться в свой дом, и в город был отправлен преданный проповедник по имени Леонар Морель из Женевы , где базировался Кальвин . [12]
Попытки репрессий
[ редактировать ]Однако этот рост не был бесспорным. Новости о публичных проповедях достигли Гиза в ноябре, и он отправил в этот район нескольких жандармов, чтобы подавить ересь, но без особого успеха. [13] Городской кюре Клод ле Сен выразил свою обеспокоенность по поводу публичной проповеди Антуанетте, однако она не желала предпринимать действия без поддержки герцога и губернатора провинции, герцога Невера , который был протестантом. [11] После открытого крещения Гравеля вмешался кардинал Лотарингии , брат герцога де Гиза, отправив делегацию под руководством своего клиента, епископа Жерома Буржуа, чтобы вернуть общину в лоно католиков. [11] Однако его попытка разогнать протестантскую службу закончилась унижением. Его выгнали из молитвенного дома под оскорблением, что только увеличило размер общины ко времени рождественского служения. [12]
Резня
[ редактировать ]Прелюдия
[ редактировать ]В первые месяцы 1562 года Франция все больше приближалась к гражданской войне. Сознавая это и стремясь избежать коалиции немецких князей в пользу гугенотского принца Конде в случае начала войны, герцог Гиз встретился с герцогом Вюртембергским , пообещав способствовать признанию Аугсбурга во Франции в обмен на герцога. нейтралитета Вюртемберга. [14] Достигнув этого, Гиз начал возвращение в Париж, куда его вызвал 28 февраля генерал-лейтенант королевства , король Наварры , чтобы помочь ему противостоять январскому эдикту Екатерины. [15]
Остановившись по пути в родовой резиденции Жуанвиля, его мать Антуанетта пожаловалась ему на распространение ереси в их поместьях и призвала его выступить против этого. [9] Отправившись на следующий день из Жуанвиля с 200 жандармами, Гиз намеревался остановиться в своем поместье в Эклароне , проезжая мимо Васси, чтобы забрать несколько жандармов с подкреплением, которые собирались в городе. [9] [16] Достигнув Бруссеваля на небольшом расстоянии, он услышал звон церковных колоколов Васси в то время дня, которое исключало возможность того, что это была месса, что привело его в ярость. [17] Он созвал совет из своих ведущих джентльменов, чтобы решить, как действовать дальше, при этом жесткая фракция Жака де ла Монтеня и Жака де ла Бросса повела совет к вмешательству в дела города. [17] Под предлогом желания услышать мессу в городе Гиз и вся его жандармская рота вошли в Васси через южные ворота и направились к церкви. [18] [19]
Резня
[ редактировать ]Направляясь к церкви, Гиз еще больше разозлился, обнаружив, что протестантский молитвенный дом находился так близко к городской церкви и в районе замка, который составлял его собственность. [18] Он вошел в церковь, встретившись с ведущими городскими противниками протестантизма, священником и ректором, которые призвали его действовать и разогнать собрание. [8] Направляясь к молитвенному дому, он послал вперед де ла Бросса с двумя пажами, чтобы объявить о своем прибытии. Внутри сарая 500 верующих пели псалмы. [20] [8] Гастон попытался проникнуть в сарай, но стоящие у двери встретили сопротивление; одолев их, он начал убивать ближайших. [20] Остальная часть роты Гиза теперь бросилась вперед с трубами, призывающими к атаке, а сам Гиз либо не хотел, либо не мог остановить то, что началось. [20] Многие верующие бежали через дыру в крыше, некоторые убегавшие были расстреляны снайперами, бежавших по улицам встречали аркебузиры стоявшие на кладбище . Пастор Морель был ранен и взят в плен. [20] Через час резня прекратилась. Из 500 прихожан 50 лежали мертвыми, из них 5 женщин и 1 ребенок. [20]
Последствия
[ редактировать ]Слухи распространяются
[ редактировать ]Новости о резне быстро распространились как по Франции, так и по всему миру: были напечатаны брошюры и гравюры на дереве для неграмотных от Англии до Священной Римской империи . [21] Точный характер событий, в частности в отношении того, кто начал насилие у дверей, гугенот или член партии Гиза, сразу же стал источником разногласий между протестантской и католической полемикой и современной историей. [22]
В протестантской «Истории мучеников» это было представлено как акт преднамеренного насилия со стороны католиков, которые кричали при входе в храм: «Давайте убьем их всех». [23] В воспоминаниях Гиза герцогу Кристофу Вюртембергскому, которые легли в основу католического отчета, он сообщил, что при попытке осмотреть храм ему оказали сопротивление, и аркебузы были обстреляны изнутри по его людям, у которых для защиты были только мечи. [7]
Слово резня , ранее во французском языке обозначавшее колоду и нож мясника, вошло в лексикон в новом значении. [21]
Дальнейшая резня и восстание
[ редактировать ]Резня сразу же спровоцировала дальнейшее религиозное насилие. 12 апреля жители Санса убили более 100 городских гугенотов, выбросив их трупы в Сену. [24] Дальнейшие массовые убийства произошли в Кастельнодари и Бар-сюр-Сен в начале 1562 года. [25] [26]
Гугеноты, участвовавшие в попытках или успешных захватах таких городов, как Руан и Труа, утверждали, что их действия были необходимы для предотвращения резни, подобной прихожанам Васси. [27] [28]
Спираль к войне
[ редактировать ]Совершив резню и несмотря на последующее указание Екатерины немедленно явиться в суд, Гиз продолжил свой путь в Париж, где католическое население, узнав о его действиях, встретило его как героя. [29] Екатерина, как регент, видя опасный потенциал магнатов в городе, приказала ему и лидеру партии гугенотов принцу Конде покинуть Париж, однако Гиз отказался это сделать. [29] В ответ на это и на резню Конде двинулся на Орлеан, захватив его 2 апреля, и несколько дней спустя опубликовал манифест, в котором в оправдание своего восстания упоминалась «жестокая и ужасная резня, устроенная в Васси в присутствии г-на де Гиза». [30] Несколько дней спустя на кальвинистском синоде в Орлеане он был провозглашен защитником всех кальвинистских церквей королевства. [31]
Первая французская религиозная война
[ редактировать ]Основные сражения войны произошли при осаде Руана , битве при Дре и осаде Орлеана . При осаде Руана (май – октябрь 1562 г.) корона вернула город, но король Наварры скончался от ран. [32] В битве при Дре (декабрь 1562 г.) Конде был захвачен короной, а констебль Франции Монморанси был захвачен повстанцами. В феврале 1563 года во время осады Орлеана Гиз был застрелен гугенотом Жаном де Польтро де Мере . Поскольку он был убит вне прямого боя, семья Гизов сочла это убийством по приказу врага герцога, адмирала Колиньи . [33] Народные волнения, вызванные убийством, в сочетании с сопротивлением города Орлеана осаде, вынудили Екатерину Медичи выступить посредником в перемирии, в результате чего был подписан Амбуазский эдикт . 19 марта 1563 года [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан Эрманн, «Картины резни и преследований во Франции шестнадцатого века» в журнале Институтов Варбурга и Курто , том. 8, (1945), Лондон: Институт Варбурга, стр. 195–199.
- ^ Кнехт, Роберт (1984). Франциск I. Издательство Кембриджского университета. стр. 405–6.
- ^ Ментцер, Раймонд (1973). «Правовой ответ на ересь в Лангедоке 1500-1560». Журнал шестнадцатого века . 4 (1): 22. дои : 10.2307/2539765 . JSTOR 2539765 . S2CID 165906640 .
- ^ Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Макмиллан. стр. 45–6. ISBN 0-312-17545-0 .
- ^ Холт, Мак (1995). Религиозные войны во Франции, 1562-1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 48. ИСБН 978-0-521-35873-6 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. стр. 6–7. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Jump up to: а б с Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Макмиллан. стр. 48–9. ISBN 0-312-17545-0 .
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 17. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 12. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 8. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559-1598 гг . Рутледж. п. 34. ISBN 978-1-4082-2819-7 .
- ^ Сазерленд, Никола (1984). Политика и религия князей 1547-98 . Хэмблдон Пресс. п. 71. ИСБН 0-907628-44-3 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . ОУП Оксфорд. п. 13. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 16. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Кнехт, Роберт (2002). Французские религиозные войны 1562-98 гг . Издательство Оспри. п. 20. ISBN 1-84176-395-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 20. ISBN 978-0-19-922907-9 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2012). «Права на насилие». Прошлое и настоящее (Приложение 7): 134.
- ^ Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Макмиллан Пресс. стр. 47–8. ISBN 0-312-17545-0 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2012). «Права на насилие». Прошлое и настоящее (Приложение 7): 148.
- ^ Земон Дэвис, Натали (1973). «Обряды насилия: религиозные бунты во Франции шестнадцатого века». Прошлое и настоящее (59): 78.
- ^ Робертс, Пенни (1996). Город в конфликте: Труа во время французских религиозных войн . Издательство Манчестерского университета. п. 84. ИСБН 0-7190-4694-7 .
- ^ Робертс, Пенни (1996). Город в конфликте: Труа во время французских религиозных войн . Издательство Манчестерского университета. стр. 103–4. ISBN 0-7190-4694-7 .
- ^ Бенедикт, Филип (2008). Руан во время религиозных войн . Издательство Кембриджского университета. п. 96. ИСБН 978-0-521-54797-0 .
- ^ Jump up to: а б Кнехт, Роберт (2002). Французские религиозные войны 1562-1598 гг . Издательство Оспри. п. 12. ISBN 1-84176-395-0 .
- ^ Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Макмиллан. стр. 73–5. ISBN 0-312-17545-0 .
- ^ Холт, Мак (1995). Французские религиозные войны 1562-98 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-0-521-35873-6 .
- ^ Дюпюи, Тревор (1992). Энциклопедия военной биографии Харпера . Книги замка. п. 98.
- ^ Jump up to: а б Холт, Мак (1995). Французские религиозные войны 1562-98 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 55. ИСБН 978-0-521-35873-6 .