Амбуазский эдикт
![]() Мирные переговоры в Амбуазе, гравюра 17 века. | |
Подписано | 19 марта 1563 г. |
---|---|
Расположение | Замок Амбуаз |
Переговорщики | Екатерина Медичи Анн де Монморанси Конде |
Оригинал подписавшие | Екатерина Медичи |
Вечеринки |
|
Языки | Французский |
, Амбуазский эдикт также известный как Эдикт об умиротворении , был подписан в замке Амбуаз 19 марта 1563 года Екатериной Медичи , исполнявшей обязанности регента при своем сыне Карле IX во Франции . Указ положил конец первому этапу французских религиозных войн , положив начало периоду официального мира во Франции, гарантировав гугенотам религиозные привилегии и свободы. Однако постепенно оно было подорвано продолжающимся религиозным насилием на региональном уровне и военными действиями, возобновившимися в 1567 году.
Фон
[ редактировать ]
Надеясь разрешить все более ожесточенный конфликт между французскими гугенотами и католиками , в январе 1562 года Екатерина Медичи издала январский эдикт, разрешающий ограниченную терпимость к протестантам. [1] Это было немедленно осуждено теми католиками, которые выступали против таких уступок, во главе с Франциском, герцогом Гизом , который в марте руководил убийствами протестантских верующих во время резни в Васси , часто считавшейся отправной точкой французской религиозной войны . [2]
2 апреля Орлеан был захвачен войсками гугенотов под командованием Конде , а также ряд других городов, включая Тур , Лион и Руан . Обе стороны провели мирные переговоры в период с 18 по 28 мая, но они провалились. [3] поскольку Конде настоял на отстранении Гиза от суда, Корона не могла принять это требование. [4] Анна де Монморанси , констебль Франции , продолжала переговоры от имени Короны, но его условия также были неприемлемы; они включали запрет протестантских проповедников и изгнание Конде и других протестантских лидеров до тех пор, пока король Франции Карл IX не достиг совершеннолетия. [5]
Успех католиков в возвращении территорий, захваченных гугенотами, означал, что перспективы мира путем переговоров уменьшились, а новые попытки договориться об условиях, когда Конде приближался к Парижу в ноябре 1562 года, были в основном тактикой отсрочки до прибытия подкрепления. [6] Вскоре после этого Антуан Наваррский умер в Руане , а Сен-Андре был убит в Дре в декабре, а Монморанси взят в плен. Потеря этих высокопоставленных католических лидеров позволила Гизу взять под контроль королевские военные действия, а захват Конде в Дре заставил его поверить в то, что он сможет сокрушить оппозицию и добиться полной победы, взяв Орлеан . [7]
Убийство Гиза в феврале 1563 года во время осады Орлеана устранило главное препятствие на пути к заключению мира, в то время как деморализованная королевская армия не смогла воспользоваться своим преимуществом. [8] Вскоре после этого Екатерина отправилась в Орлеан и 8 марта договорилась об освобождении Конде и Монморанси их похитителями. [9] Под ее руководством двое мужчин встретились на соседнем острове Иль-о-Бёф, чтобы обсудить условия мира. [10] а 19 марта Амбуазский эдикт был одобрен Королевским советом . [11] В отличие от последующих указов, которые были отмечены зеленым воском, чтобы указать, что они должны были быть постоянными, Амбуазский эдикт был запечатан желтым воском, обозначая его как временный и подрывая протестантское доверие к его положениям. [12]
Условия
[ редактировать ]
Соглашение было создано по образцу предыдущего январского указа, хотя и с большими ограничениями. [8] Хотя он допускал свободу совести и право гугенотов исповедовать свою религию в частном порядке, [13] общинное кальвинистское богослужение ограничивалось пригородами одного города в каждом бальяже или сенешаузе в целом. [14] Исключения включали города, принадлежавшие протестантам до 7 марта, которым была предоставлена свобода вероисповедания, а также протестантская знать более высокого ранга, которая могла проводить службы в своих феодальных владениях. [9] Дворянам низшего ранга были предоставлены те же права, но только для их ближайших родственников и слуг. [15] Несмотря на положение о залоге , протестантское богослужение было запрещено в Париже. [13]
Любое имущество католической церкви, захваченное во время войны, подлежало возврату. [9] с взаимными договоренностями для гугенотов, лишенных должностей и имущества, в том числе тех, кто жил в Париже, - положение, в значительной степени разработанное в интересах Конде. [15] Правительство согласилось выплатить начисленную заработную плату гугенотской армии при условии, что она покинет страну, и освободило Конде от возмещения доходов, полученных от взимания налогов во время гражданской войны. [15] Наконец, все политические и религиозные союзы были запрещены вместе с вооруженными собраниями. [14] Указ также предоставил общую амнистию за преступления, совершенные во время войны, положение, которое вступило в силу только после спешно запланированной казни Жана де Польтро , предполагаемого убийцы Гиза. [16] [а] Стремление вызвать конфликт из-за таких споров было запрещено, а виновные могли быть приговорены к наказанию без суда. [15]
22 декабря был принят ряд поправок; свобода вероисповедания для высшей протестантской знати в их собственных поместьях исключала земли, купленные у католической церкви, в то время как те, у кого было несколько мест жительства, могли делать это, когда они перемещались между ними. Губернаторы могли назначать пригороды с помощью комиссаров или без них, в то время как протестантское богослужение могло продолжаться только в городах, оккупированных до 7 марта, если они все еще находились в их владении в конце войны, и не могло быть вновь введено в городах, которые они потеряли. . Протестантские парижане не могли выезжать за пределы этого района для богослужений, и им пришлось бы покинуть этот регион, если бы они захотели это сделать. Захоронения должны были происходить во взаимно согласованных местах за пределами городских стен, и во избежание конфликтов похоронные кортежи не могли состоять более чем из 30 человек. [15]
Однако значительные элементы с обеих сторон сочли Указ неудовлетворительным и предпочли продолжить боевые действия. Партия Гиза утверждала, что было сделано слишком много уступок, в то время как фракция гугенотов, известная как «Партия пасторов » , в состав которой входили Колиньи и теологи, такие как Теодор Беза , считала, что они не пошли достаточно далеко, и в основном отдавала предпочтение протестантской знати во главе с от Конде. [18]
Регистрация и исполнение
[ редактировать ]Поскольку многие с обеих сторон выступили против Указа, обеспечение его принятия стало серьезной проблемой, а решения включали большое турне Карла IX по Франции , которое началось в 1564 году и длилось два года. [19] Организованный Екатериной Медичи, он путешествовал по Франции по часовой стрелке, охватывая три отдельных парламента и многие другие города, рассматривая петиции и наказывая тех, кто был привлечен к ответственности за несоблюдение его положений. [19] В конечном итоге Корона прибегла к использованию лит де правосудия — юридического механизма, используемого для навязывания Эдикта отдельным парламентам и ранее использовавшегося только в рамках Парижского парламента . [20] Даже этот произвольный механизм не смог обеспечить приверженность на местном уровне, как в Туре, где протестантам было отказано в месте богослужения, предоставленном им указом, или в Роман-сюр-Изер , где они отказались восстановить мессу. [21]
Более насущные проблемы включали необходимость демобилизации протестантских наемников, поскольку неоплачиваемые войска беспрепятственно мародерствовали и грабили Шампанское в течение многих недель, пока не были изгнаны с помощью регулярных войск из Меца . [22] [23] Также оказалось практически невозможным обеспечить соблюдение запрета на политические и религиозные группы, практически не предприняв попыток остановить рост католических лиг, образовавшихся после заключения мира. [24] Примеры включают «Братства Святого Духа», основанные в Лангедоке Блезом де Монлюком и Таванном в Бургундии. [25]
Регистрация
[ редактировать ]Чтобы Указ был законным, его сначала нужно было зарегистрировать в региональных парламентах , большинство из которых выступали против положений, касающихся терпимости к гугенотам.
- Самым большим и важным был Парижский парламент , который занимал территорию, значительно большую, чем сам город (см. Карту). Хотя Людовика, герцога Монпансье и Шарля де Бурбона , ответственность за регистрацию была возложена на [26] он сопротивлялся, прежде чем зарегистрировать измененную версию 27 марта с оговоркой, что его полномочия будут ограничены до тех пор, пока Чарльз не достигнет совершеннолетия. [27] Находясь в Руане в августе 1563 года, Карл заявил о своем совершеннолетии, аннулировав тем самым эти условия. [20]

- Парламент Нормандии , или Парламент Руана , решительно сопротивлялся попыткам Бриссака обеспечить регистрацию, а местная администрация, Совет 24, потребовал освобождения от его положений. Когда это было опровергнуто, парламент принял собственный закон, аннулирующий ключевые части Указа, который был зарегистрирован только после убийства в конце апреля нескольких протестантов, пытавшихся вернуться в город. [28]
- Парламент Дижона оказался еще более упрямым, направив в суд комиссию для подачи протеста, после чего в мае последовал протест королю. Несмотря на то, что они были зарегистрированы под принуждением 19 июня, дополнительный пункт фактически сводил на нет их действия, и он был должным образом зарегистрирован только в мае 1564 года, когда Карл издал документ о правосудии во время своего королевского турне. [29]
- Регистрация была проведена через парламент Бордо его президентом Жаком-Бенои Лагебатоном, который впоследствии был отстранен от должности за свое решение. [27] И Бордо, и Парламент Тулузы приняли исправленные версии Указа, вынудив Карла издать оба документа с буквой о правосудии . [30]
- Парламент Экса в течение года отказывался подтвердить получение указа, что вынудило короля заменить наиболее непокорных членов в ноябре 1564 года. [31] Замена их избранными судьями из Парижа не решила проблему, и дальнейшее католическое сопротивление в регионе продолжалось. [14]
- Единственными парламентами , готовыми зарегистрировать Эдикт без принуждения, были парламенты Гренобля , территории, где доминировали гугеноты, и Ренна , который был восстановлен только в 1554 году и был более восприимчив к королевскому влиянию. Оба выступили с заявлениями, призывающими представителей разных вероисповеданий объединиться и поддержать королевские указы. [32]
Правоприменение
[ редактировать ]
Даже будучи принужденными к регистрации, многие парламенты оказались нежелающими обеспечивать соблюдение только что принятого законодательства. [30] Для наблюдения за процессом в провинции были направлены тридцать комиссаров с широкими судебными и исполнительными полномочиями для рассмотрения петиций и жалоб жителей закрепленных за ними населенных пунктов. [33] В таких регионах, как Лион, им также пришлось заставить суды низшей инстанции зарегистрировать Указ. [34] в то время как некоторые столкнулись с противодействием со стороны католических региональных военных губернаторов, таких как Шарль де Монморанси-Дамвиль в Иль-де-Франс и Гаспар де Со в Бургундии . [35] Его неясность по нескольким ключевым вопросам позволила членам комиссии адаптировать условия к местным потребностям, например, к законодательству о том, должны ли протестанты украшать свои дома для католических церемоний. [36]
Для содействия обеспечению соблюдения закона старшие офицеры были назначены для работы в различных регионах. Маршаллу Франсуа де Монморанси были переданы Иль-де-Франс, Пикардия , Нормандия , Берри и Орлеан, а затем он отправился сначала в Пикардию, чтобы обеспечить признание большинства короля. Маршалу Франсуа де Ссепо были назначены Лион , Дофине , Прованс и Лангедок , начиная с беспокойного города Лион. Наконец, маршалу Имберу де ла Платьеру были переданы регионы Турень , Анжу , Мэн , Пуату , части Бретани и нижняя Нормандия . Имея такие широкие полномочия, они вскоре оказались не в состоянии оказывать поддержку членам комиссии. [37]
В январе 1566 года опасения по поводу количества дел, передаваемых в арбитраж Короне, привели к отмене системы комиссаров, которая была заменена «нейтральными палатами», созданными региональным парламентом . [38]
Наследие мира
[ редактировать ]В конечном итоге соглашение не смогло достичь своей основной цели — прекращения религиозных разногласий, и следующий этап войны начался в 1567 году, вызванный опасениями гугенотов, что Эдикт может быть отменен, и началом боевых действий между Испанией и протестантскими повстанцами в Нидерландах . [39] Более того, Эдикт был подорван продолжающимся народным религиозным насилием в региональных общинах, о чем свидетельствуют провинциальные убийства 1572 года, последовавшие за резней в День Святого Варфоломея в Париже. [40]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поттер 1997 , стр. 45–46.
- ^ Кэрролл 2009 , с. 18.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 149.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 151.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 153.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 174–175.
- ^ Кэрролл 2009 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Холт 2005 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Кнехт 1996 , с. 37.
- ^ Робертс 2013 , с. 32.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 190.
- ^ Робертс 2013 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1909 , стр. 191.
- ^ Jump up to: а б с Лосось 1975 , стр. 147–148.
- ^ Jump up to: а б с д и Поттер 1997 , стр. 82–85.
- ^ Сазерленд 1981 , с. 290.
- ^ Сазерленд 1981 , с. 279.
- ^ Кингдон 1967 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Холт 2005 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Холт 2005 , с. 58.
- ^ Николлс 1994 , с. 23.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 192–193.
- ^ Лосось 1975 , с. 149.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 215–216.
- ^ Холт 2020 , с. 159.
- ^ Дифендорф 1991 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Холт 2005 , с. 57.
- ^ Бенедикт 2003 , стр. 114–115.
- ^ Холт 2020 , стр. 155–156.
- ^ Jump up to: а б Холт 2005 , с. 60.
- ^ Фоа 2004 , стр. 263–264.
- ^ Робертс 2007 , с. ?.
- ^ Фоа 2004 , с. 258.
- ^ Фоа 2004 , с. 264.
- ^ Фоа 2004 , стр. 268–270.
- ^ Фоа 2004 , с. 267.
- ^ Робертс 2013 , стр. 65–66.
- ^ Робертс 2013 , стр. 70–71.
- ^ Лосось 1975 , стр. 168–169.
- ^ Бенедикт 2003 , с. 126.
Источники
[ редактировать ]- Бенедикт, Филип (2003). Руан во время религиозных войн . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521547970 .
- Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199229079 .
- Дифендорф, Барбара (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195070135 .
- Фоа, Джереми (2004). «Заключение мира: комиссии по обеспечению соблюдения указов об умиротворении во время правления Карла IX (1560–1574)» . Французская история . 18 (3): 268–70. дои : 10.1093/fh/18.3.256 .
- Холт, Мак (2005). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521547505 .
- Холт, Мак (2020). Политика вина во Франции раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108456814 .
- Кингдон, Роберт (1967). Женева и консолидация французского протестантского движения, 1564–1572: вклад в историю конгрегационализма, пресвитерианства и теории кальвинистского сопротивления . Библиотекарь Дро Пресс. ISBN 978-2600030168 .
- Кнехт, Роберт Дж (1996). Религиозные войны во Франции 1559–1598 гг . Лонгман. ISBN 058228533X .
- Николлс, Дэвид (1994). «Протестанты, католики и магистраты в Туре 1562–1572 гг.: Создание католического города во время религиозных войн». Французская история . 8 : 14–33. дои : 10.1093/fh/8.1.14 .
- Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Макмиллан. ISBN 0312175450 .
- Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время французских религиозных войн ок. 1560–1600 . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1137326744 .
- Робертс, Пенни (2007). «Язык мира во время религиозных войн во Франции» (PDF) . Культурная и социальная история . 4 (3): 297–351. дои : 10.2752/147800407X219223 . S2CID 144713492 .
- Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метуэн. ISBN 978-0416730500 .
- Сазерленд, Никола (1981). «Убийство Франсуа герцога де Гиза, февраль 1563 года». Исторический журнал . 24 (2): 279–295. дои : 10.1017/S0018246X00005471 . S2CID 159857086 .
- Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции: гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета.