Мир Сен-Жермен-ан-Ле
![]() Фотография Екатерины Медичи и Карла IX, подписывающего мир. | |
Подписано | 8 августа 1570 г. |
---|---|
Расположение | Сен-Жермен-ан-Ле |
Подписавшиеся | Карл IX Франции Гаспар II де Колиньи Жанна де Альбре |
Языки | Французский |

Мир Сен-Жермен-ан-Ле был подписан 8 августа 1570 года французским Карлом IX , Гаспаром II де Колиньи и Жанной д'Альбре и положил конец Третьей гражданской войне 1568–1570 годов, которая была частью Французских религиозных войн .
Мир пошел гораздо дальше, чем мир Лонжюмо, заключенный в марте 1568 года , установив особые права и обязанности для французских протестантов , обычно известных как гугеноты . Свобода вероисповедания была разрешена в двух городах от каждого правительства , в то время как гугенотам было разрешено содержать вооруженные гарнизоны в четырех городах-поручительствах в течение двух лет, после чего они должны были быть возвращены под королевский контроль. Однако гражданская война возобновилась в 1572 году после целенаправленного убийства лидеров гугенотов, собравшихся в Париже , переросшего в резню в День Святого Варфоломея .
Третья гражданская война
[ редактировать ]После начала гражданской войны в 1568 году гугеноты под командованием Колиньи и Конде решили защитить юго-запад, укрепив такие города, как Ангулем и Коньяк . [1] Когда они двинулись на юг в марте 1569 года, их арьергард был пойман роялистами в Жарнаке , а Конде был зарезан после капитуляции. [2] Однако основная часть армии гугенотов достигла Коньяка, и Колиньи принял на себя руководство от имени Генриха Наваррского и сына Конде Анри . [3]
11 июня в Шалюсе Колиньи присоединился к 14 000 немецких наемников, финансируемых английской Елизаветой I , первоначально возглавляемых герцогом Цвайбрюккеном, который умер незадолго до их встречи. [4] Эта объединенная армия численностью 25 000 человек разгромила немного более крупные силы роялистов при Ла-Рош-л'Абей 25-го числа. [5] Затем они осадили Пуатье , которым владел Генрих I, герцог Гиз ; оно все еще сопротивлялось, когда основная королевская армия под командованием Таванна окружила близлежащий гугенотский город Шательро . [6]
Вынужденный отступить из Пуатье, 3 октября Колиньи потерпел тяжелое поражение в битве при Монконтуре , но, хотя его армия понесла тяжелые потери, остатки смогли отступить в хорошем состоянии. [7] Вместо того, чтобы преследовать Колиньи, Таванн двинулся на Сен-Жан-д'Анжели , владение которым позволило бы ему сломить власть гугенотов в Новой Аквитании . [1] Хотя город сдался 2 декабря, роялисты потеряли тысячи людей из-за болезней или голода, а многие из швейцарских и немецких наемников подняли мятеж из-за того, что им не заплатили. [8]
Колиньи и его оставшиеся войска двинулись в Лангедок , где он соединился с 4000 мужчинами под предводительством Монтгомери . После неудачной осады Тулузы в январе 1570 года их объединенные силы двинулись на север через долину Роны в сторону Парижа и в мае достигли Монбризона . [9] Узнав, что силы роялистов под командованием Бриссака наступали на близлежащий оплот гугенотов Ла-Шарите , Колиньи перехватил и победил его при Арне-ле-Дюк 25 июня 1570 года. [10] Поскольку Париж находился под угрозой, государство обанкротилось, а королевская армия лежала в руинах, это давало ему сильную позицию для переговоров с французским Карлом IX . [11]
Переговоры
[ редактировать ]Ранние сомнения
[ редактировать ]Едва началась война, как умеренные политические голоса в королевском совете выступили за возвращение к статус-кво до войны. Епископ Жан де Монлюк еще 2 декабря 1568 года выступал за восстановление эдикта Лонжюмо и предоставление губернаторского поста Конде, Арман де Гонто, барон де Бирон также отказался участвовать в войне, которую он считал несправедливой. [12] [13] Хопиталь тоже выступал за такое урегулирование, однако к началу войны он был изолирован от правительства и потерял свои печати на посту канцлера. [14] Финансовые трудности, которые вынудили корону заключить Лонжюмоский мир в предыдущем году, также сыграли на короле, который рассматривал в январе возможность временного перемирия до тех пор, пока не будет организовано надлежащее финансирование армий и наемников. [15]
Жарнак — Пуатье
[ редактировать ]Когда распад протестантской армии не последовал за битвой при Жарнаке, как ожидалось, армия короны начала разваливаться летом, взбунтовавшись из-за отсутствия зарплаты и страдая от болезней. [5] Это побудило к более серьезным мерам мира, и Екатерина выдвинула идею брака между Маргаритой Валуа-Ангулемской и французским Генрихом IV , чтобы положить конец гражданской войне, в то время как армия гугенотов располагалась лагерем за пределами Пуатье. [6] Колиньи в то время также был заинтересован в мире и выступал за полную свободу религии и объявление войны Испании , чтобы воспользоваться ситуацией в Нидерландах . Король отверг эти попытки, предложив амнистию руководству, если оно сложит оружие. [16]
Монконтур в Сен-Жан-де-Анжели
[ редактировать ]С сокрушительной победой при Монконтуре корона снова надеялась, что она положит конец сопротивлению гугенотов. Таванн и Коссе хотели использовать возможность для установления мира, однако корона продолжала свои попытки на Сен-Жан-д'Анжели, надеясь на окончательную победу. [17] Барон де Каслно предложил договориться о выгодных условиях для Наварры и подданных-гугенотов при условии, что они сложат оружие и обратятся к короне как верные подданные. [18] Между тем, поскольку осада продолжалась, а победы не было видно, умеренные члены совета 24 ноября снова обратились с просьбой о мире. Шарль был более открыт для этой идеи, чем месяц назад, после потери Блеза де Лассерана-Массенкома, сеньора де Монлюка, который сражался с Жанной д'Альбре на юге, опустошения королевской армии под Сен-Жан де-Анжели болезнями и голодом, а также сравнительно растущей силой протестантских виконтов в Лангедоке. В результате он отправил Коссе и де Лосса на переговоры, а их делегация встретилась с д'Альбре и Рошфуко . Гугенотская знать, во многом уставшая от войны, желала принять, но на определенных условиях. [8] Дворянство поручило Телиньи добиться гарантий от короля и договориться о полной свободе совести, реституции собственности и должностей и отмене приговоров, вынесенных против руководства гугенотов (Колиньи лишился своего титула и был приговорен парламентом Парижа к смертной казни ). [19] Эти условия были согласованы принцами и одобрены Жанной д'Альбре. [20] Тем временем Альбре написал Кэтрин, заявив, что она скорее умрет, чем пойдет на компромисс в вопросе публичного богослужения. [21]
Тулуза — Арне-ле-Дюк
[ редактировать ]Однако на данный момент корона почувствовала, что ее позиция достаточно сильна, чтобы отвергнуть такие условия, и переговоры были прекращены до февраля. [20] Гугеноты предприняли новую попытку добиться своих условий в феврале 1570 года: Ла Нуэ , де Телиньи, Брикемо вели переговоры от имени гугенотов, а умеренные Бирон и де Месм — о короне. Сознавая тяжелую международную ситуацию, которую поставили ее перед этими более серьезными попытками, Екатерина написала Филиппу в Мадрид , объясняя крайние обстоятельства, вызвавшие необходимость переговоров с еретиками. Карл пошел еще дальше в своих письмах к испанскому двору, описывая королевство практически в руинах и переговоры, необходимые для сохранения Франции как государства. [22] Тем не менее, корона снова отказала гугенотам в их требованиях относительно поклонения. В марте принцы-гугеноты встретились в Монтрёе, чтобы подтвердить свою приверженность свободному исповеданию религии как предпосылке мирных переговоров. [23]
В марте Бирон будет умолять короля, утверждая, что нет ничего плохого в том, чтобы прислушаться к требованиям гугенотов. Колиньи Король уступил, и в апреле возобновились переговоры по устранению разногласий между сторонами по вопросам залога городов, выплат рейтерам и свободного вероисповедания. [23] Телиньи было приказано не встречаться с переговорщиками короны в присутствии Карла, кардинала Лотарингского , которого лагерь гугенотов считал главой наиболее реакционных элементов католического лагеря. [24] Хотя Телиньи встретится с королем Карлом, а Бирон встретится с Колиньи, консенсус по каменным вопросам все еще не может быть достигнут. [23] Слухи в мае о том, что Анри де Наварра хотел бежать из лагеря повстанцев в суд, усилили интерес Карла к королевскому предложению руки и сердца, чтобы увести его, что уничтожило бы ключевой источник легитимности для повстанческих сил, что позволило бы вести гораздо более строгие переговоры. Однако на данный момент предложение руки и сердца ни к чему не привело. [25]
В июле Коссе предупредил короля, что королевская армия находится на грани распада, если в ближайшее время не будет подписан мир. [25] Колиньи, уставший от войны, также был настроен пойти на компромисс в отношении красных линий, которые гугеноты провели в отношении отправления религии, и руководство гугенотов согласилось принять публичное богослужение в соответствии с Эдиктом Сен-Жермена. . [26] В результате гугеноты предложили принять богослужение в трех городах каждого правительства, амнистию за прошлые действия и восстановление собственности. Корона в ответ предложила два города, а также настояла на создании зоны отчуждения вокруг Парижа, в которой богослужение будет запрещено, но предложила богослужения во всех городах, которые в настоящее время принадлежат гугенотам, чтобы подсластить сделку. [27] Корона потребовала, чтобы гугеноты выплатили часть заработной платы своего рейтера , однако в конце концов согласилась взять на себя все бремя. Что касается городов-поручителей, корона предложила Ла-Рошель, Ангулем и Монтобан, в ответ на требования гугенотов о Ла-Шарите предложениями Перпиньяна или Лансака . Позже корона изменила свое предложение с Ангулема на Коньяк, но уступила гугенотам в их требовании Ла Шарите. [27]
Протестантская знать приняла этот компромисс, который отдал предпочтение ее центру на юге за счет гугенотов на севере и востоке, и 8 августа 1570 года в королевской резиденции Сен-Жермен-ан-Ле был подписан мир . [28]
Условия мира
[ редактировать ]Прошлые ошибки
[ редактировать ]Статья 1 мирного соглашения касалась преступлений и других правонарушений, совершенных в ходе трех предыдущих религиозных войн. Их следовало погасить и забыть. Статья 2 запрещала создавать ссоры из-за споров, возникших во время войн, корона умоляла своих подданных жить в мире друг с другом. Следующая статья предписывала восстановить католическую религию во всех регионах, где господство гугенотов во время или до гражданской войны привело к ее подавлению исключительно в пользу поклонения гугенотам. Статья 4 основывалась на концепции, впервые сформулированной в июльском эдикте , запрещающей подданным исследовать религии своих соседей. [29]
Параметры поклонения
[ редактировать ]Статья 5 разрешала всем джентльменам, осуществляющим высшее правосудие в своих поместьях, исповедовать гугенотскую веру, когда они находились в своих поместьях, а также их подданным, жившим в поместьях, было разрешено исповедовать эту религию. [30] В статье 6 указывалось, что в случае отсутствия высокой справедливости религиозное богослужение должно проводиться только в собственном доме для членов семьи до десяти человек при условии присутствия гостей. [31] Статья 8 представляла собой список из двух пригородов каждого правительства , где протестантское богослужение будет разрешено в церквях и на других открытых площадках. Статья 9 включала компромисс, достигнутый в августе, позволяющий проводить богослужения также в тех городах, которые гугеноты удерживали 1 августа 1570 года. [32] Статья 10 устанавливала, что за пределами вышеупомянутых городов не должно быть никаких проповедей или религиозного обучения. Статья 10 вводила дополнительный запрет: протестантское богослужение должно было быть запрещено в пределах двух лиг от места нахождения суда в настоящее время, в том числе для членов суда. [27] Статья 12, основанная на этом, протестантское богослужение было объявлено вне закона в пределах 10 лье от города/графства Париж, как это было после Лонжюмо, а также в городах Санлис , Мо , Мелен и Шартр . Однако в соответствии с предыдущими указами ни в одном из этих городов не были разрешены обыски домов для поклонения гугенотам. [31]
Интеграция в общество
[ редактировать ]Статья 15 расширила сферу действия указа по сравнению с предыдущими указами, определив доступ к университетам, школам, больницам и богадельням, что должно было осуществляться независимо от религии. [33] Статья 16 касалась репутации ведущих дворян-гугенотов, в частности Жанны д'Альбре и Гаспара де Колиньи. Их репутация не должна была подвергаться сомнению из-за слухов. [31] Статья 23 также была новой областью для мирных указов, запрещающих взимание неправомерных налогов с гугенотского населения и освобождающих гугенотское население от уплаты налогов, если оно в настоящее время имеет задолженность по таким налогам. Статья 26 вернулась на знакомую территорию для мирных указов, гарантирующих возвращение собственности, титула и должности, за исключением тех, кто был заменен со своих должностей в высоких судах, которые смогут получить финансовую компенсацию за потерю своего офис. Статья 32 отменила все приговоры, аресты, аресты и военные указы, которые касались вопросов религии. [34] В частности, это включало награду в размере 50 000 экю за голову Колиньи и лишение парламентом его звания адмирала. [33] Кроме того, все памятники и знаки, установленные в память о казнях во время войны, должны были быть снесены и удалены. Статья 34 повторяла требование Лонжюмо о том, чтобы протестанты продолжали соблюдать католические святые и праздничные дни, запрещая им работать в дни поста или вести бойню во время Великого поста. [34] Статья 35 также стала новой основой для мирных указов, позволив протестантам требовать отстранения четырех судей, когда дела, касающиеся религии, будут обжалованы в парламенте в будущем. [35] Статья 36 внесла изменения в это положение для Тулузы, разрешив вместо этого передавать дела судьям по запросам . [36]
Поручительство
[ редактировать ]Статья 38, признавая, насколько доверие было подорвано этой особенно жестокой гражданской войной, предложила четыре города-поручительства ( Монтобан , Ла-Рошель гугенотам , Ла-Шарит и Коньяк) в качестве гарантии мира, чтобы они могли вернуться в свои дома. . Эти города будут предоставлены сроком на два года, гарантии которого будут даны молодыми принцами Наварры и Конде. Несмотря на то, что им разрешено оставаться с оружием в руках в этих городах, католическое богослужение должно быть возвращено им в соответствии со статьей 3. [36]
Регистрация и исполнение
[ редактировать ]Регистрация
[ редактировать ]Как и в случае с эдиктом Лонжюмо, корона помнила о сопротивлении, которое парламент оказал Амбуазскому эдикту , и, чтобы избежать утомительного периода неопределенности, длившегося несколько месяцев, потребовала, чтобы парламенты немедленно зарегистрировали его, а также чтобы все королевские чиновники принесли присягу в клятва соблюдать его условия. Тех, кто ненасильственно препятствовал исполнению указов, наказывали поркой и штрафом, за насильственное воспрепятствование — смертью. [37] Была надежда, что это обеспечит более тщательное и быстрое выполнение указа. В результате после подписания указа 8 августа он будет зарегистрирован парламентом Парижа (который имел юрисдикцию над половиной страны) через три дня, 11 августа. [38]
Правоприменение
[ редактировать ]Как и в случае со всеми прошлыми религиозными указами, обеспечить их исполнение оказалось гораздо труднее, чем их регистрацию. Наряду с отправкой комиссаров для наблюдения за его выполнением корона впервые направила финансовых советников, в обязанности которых входило собирать и возвращать доходы, утраченные из-за длительного периода смут. Этим чиновникам будет сложно вернуть средства. Представитель католической церкви, назначенный в Ла-Рошель, жаловался на медленный характер осуществления мер по возвращению католического богослужения в город, как это предусмотрено статьей 3. [39] Было решено облагать церкви, сожженные гугенотами, небольшими налогами до тех пор, пока они не восстановятся. [40] В более успешном развитии указа рейтерам, нанятым Колиньи и короной, были успешно выплачены деньги и удалены из королевства. [41]

Руан
[ редактировать ]В Руане 500 кальвинистов, вооруженных в нарушение указа, прошли мимо викария по дороге на свою пригородную службу в Бондевиль. Завязалась драка, и католическое ополчение напало на протестантов. После крупной драки 40 протестантов остались мертвыми. Пятеро католических ополченцев были арестованы за участие в насилии и приговорены 5 апреля 1571 года. На следующий день разгневанная толпа воинствующих католиков напала на тюрьму и освободила их всех. Сильно раздраженный этим беспорядком, совет 24 человек, управлявший Руаном, созвал комиссию для восстановления порядка. Прибыл герцог Монморанси и его войска и успокоили город. [42]
Гастинес
[ редактировать ]В Париже возникли большие беспорядки из-за применения статьи 32. На месте снесенного гугенотского дома, жители которого были казнены во время гражданских войн, был установлен крест. По условиям мира этот крест должен был быть убран с места, где стоял дом Гастина, и поэтому команда приступила к подготовке его снятия. Это сильно разозлило воинствующие католические элементы парижского населения, которые сплотились вокруг креста как святого и праведного памятника. Различные попытки его снятия сопровождались несколькими приступами насилия, самыми серьезными беспорядками в декабре 1571 года. В конце концов крест был перенесен на кладбище невинных в качестве компромисса с бунтовщиками. Яростное сопротивление части населения указу снова проявилось в августе 1572 года. [43]
Модификация
[ редактировать ]Однако воинственное католическое давление не ограничивалось актами насилия со стороны толпы, и на короля было оказано давление с целью изменить мир, который он недавно подписал. Статья 15 была изменена, чтобы лишить гугенотов права на доступ к университетскому обучению, и 8 октября король заявил, что гугенотов в Парижском университете не будет . 20 ноября он далее запретил любую роль в предоставлении образования гугенотам по всей стране. [41]
Долгосрочные последствия
[ редактировать ]Варфоломеевская резня и возобновление войны
[ редактировать ]Позор Гиза
[ редактировать ]Наступление мира совпало с позором семьи Гизов, возглавлявших военную партию с 1567 года. Кардинал Лотарингский, подавленный миром, осознавал, что его положение при дворе было слишком скомпрометировано, чтобы продолжать войну, поскольку корона добивалась этого мира. линии, поэтому он удалился в свои поместья. [44] Тем временем его племянник, молодой Анри, герцог Гиз, оказался более формально опозоренным. В последние месяцы войны он начал романтически преследовать сестру короля Маргариту. Екатерина Медичи и Карл к тому времени были привержены политике выдачи ее замуж за Анри Наварры как метода обеспечения долгосрочного мира и были в ярости, когда слухи о свидании Гиза достигли их ушей. Они подумывали о его убийстве, но решили изгнать его из суда. [45]
Планы на брак и Испания
[ редактировать ]Переговоры о браке между Маргаритой и Анри были завершены 4 апреля 1572 года Жанной и Екатериной, и свадьба должна состояться в августе. [46] Большую часть этого периода протестантское руководство избегало столицы, не желая при этом доверять обещаниям короля о безопасности. В сентябре 1571 года Колиньи предварительно вернулся ко двору, стремясь убедить монархию в своих планах вторжения в испанские Нидерланды. Он так и не смог убедить корону в своем курсе, потеряв несколько голосов в совете. [47] Однако корона приблизилась к его позиции, не желая полностью разрывать отношения с Испанией, но была рада позволить мятежнику Людовику Нассау удержаться в Суассоне . [46] Однако Колиньи недолго оставался при дворе и через 5 недель, не чувствуя себя в достаточной безопасности, чтобы оставаться, ушел в отставку. [47]
Тем временем Гиз обратился к короне с просьбой возобновить расследование убийства Франциска, герцога Гиза в 1563 году, все еще убежденные, что это позволит им напасть на Колиньи, которого они обвинили в причастности. Однако корона отказалась. [48]
Брак и резня
[ редактировать ]
Колиньи снова вернулся ко двору в августе вместе с большей частью другой гугенотской знати, которая осталась в стороне, чтобы отметить брак, который закрепит мир. [49] Через несколько дней после свадьбы убийца совершил покушение на Колиньи, ранив его в плечо, но не смертельно. [50] Гугенотская знать взорвалась гневом по поводу того, что, по их мнению, было делом рук Гиза, если не самой Екатерины. Поскольку дворяне грозили Гизам кровавой расправой, состоялось заседание королевского совета, на котором было решено ликвидировать руководство гугенотов под предлогом того, что они собираются послать свои войска в Париж для более масштабных репрессий. [51] Утром 24 августа отряды боевиков собрались, чтобы казнить различных лидеров гугенотов, убив Колиньи в его спальне. Когда стало известно об этих нападениях, население присоединилось к общему гугенотскому населению города, убив от 3 до 5000 человек. Затем массовые убийства распространились на другие части Франции. [52]
Дальнейшая модификация указа
[ редактировать ]Хотя король продолжал поддерживать мир в Сен-Жермен-ан-Ле как во время покушения на Колиньи, так и в результате резни, эта поддержка еще больше ослабла, когда король воспользовался возможностью запретить протестантам служить при королевском дворе и отстранил его от службы. сборки. [53] [54] Протестантские города на юге, разгневанные предательством убийств и тем, что они приняли за общенациональную резню по королевскому приказу, подняли восстание. Четвертая религиозная война началась с неудавшейся королевской осады Ла-Рошели . [55]
Оценка современников
[ редактировать ]Более воинственные католики с ужасом отнеслись к согласованным условиям мира. Монлюк уныло заметил, что гугеноты «победили, написав то, что потеряли в боях». Лорейн тоже заметила по поводу мира, что «статьи в нем плохи и пагубны, но что еще более раздражает, так это отчаяние». [11] Барон де Горд, вице-губернатор Дофине, считал, что мир не следует публиковать до тех пор, пока гугеноты не будут разоружены и не будут освобождены от оккупации городов. [56] В июне 1572 года парламент Тулузы пожаловался королю на то , что предоставление мирной амнистии вызывает большие беспорядки из-за преступников, ложно выдающих себя за религиозных заключенных. [39]
Гугенотская аристократия оставалась более осторожной в своих оценках мира, одобряя многие его условия, но опасаясь, что их могут предать в любой момент. В результате большинство аристократов-гугенотов остались в своих поместьях, где они могли быть уверены в своей безопасности, и уехали лишь в августе 1572 года, чтобы присутствовать на свадьбе Анри и Маргариты. [49]
Оценка историков
[ редактировать ]Историки обычно считают этот мир самым благоприятным для протестантов среди первых религиозных войн. Сазерленд описывает его как «первый пропротестантский мир», в то время как другие авторы характеризуют его как «протестантскую хартию». [11] [32] Рулкер даже называет это «апогеем могущества гугенотов». [57] Эти историки подчеркивают специфику указа, поскольку в нем перечислены города, которым будет предоставлено поклонение, а не оставлено на усмотрение губернаторов провинций право назначать города, как это было раньше, включение новых положений, касающихся налогообложения и доступа к образованию, и предоставление городов-поручителей, которые обеспечивали протестантам военную безопасность, превосходящую добрую волю короля. [32] Другие историки, однако, более осторожны в своих оценках мира, например Робертс, который характеризует его как в значительной степени воспроизведение по содержанию и тону неудавшегося мира в Лонжюмо. [56]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Холт 2005 , с. 69.
- ^ Вуд 1996 , с. 25.
- ^ Лосось 1975 , с. 174.
- ^ Жуанна и Баучер 1998 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1909 , стр. 383.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1909 , стр. 385.
- ^ Симидзу 1970 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1909 , стр. 391.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 402–403, 416.
- ^ Холт 2005 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл 2009 , с. 184.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 372.
- ^ Лосось 1975 , с. 176.
- ^ Симидзу 1970 , с. 134.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 373.
- ^ Кнехт 2010 , с. 41.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 388.
- ^ Релкер 1968 , с. 332.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 392.
- ^ Jump up to: а б Рёлкер 1968 , с. 334.
- ^ Релкер 1968 , с. 318.
- ^ Релкер 1968 , с. 335.
- ^ Jump up to: а б с Рёлкер 1968 , с. 337.
- ^ Сазерленд 1980 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Рёлкер 1968 , с. 338.
- ^ Симидзу 1970 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон 1909 , стр. 416.
- ^ Холт 2005 , с. 71.
- ^ Поттер 1997 , с. 118.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 417.
- ^ Jump up to: а б с Поттер 1997 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Сазерленд 1980 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Кнехт 2010 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Поттер 1997 , с. 120.
- ^ Кингдон 1967 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б Поттер 1997 , с. 121.
- ^ Релкер 1996 , с. 326.
- ^ Релкер 1968 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б Робертс 2013 , с. 37.
- ^ Томпсон 1909 , стр. 421.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1909 , стр. 420.
- ^ Бенедикт 2003 , с. 121.
- ^ Дифендорф 1991 , с. 85–88.
- ^ Сазерленд 1980 , с. 175.
- ^ Кэрролл 2009 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Лосось 1975 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Лосось 1975 , с. 184.
- ^ Лосось 1975 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б Лосось 1975 , с. 182.
- ^ Холт 2005 , с. 82.
- ^ Холт 2005 , стр. 83–84.
- ^ Бенедикт 1978 , с. ?.
- ^ Робертс 2013 , с. 38.
- ^ Бенедикт 2003 , с. 131.
- ^ Кнехт 2010 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Робертс 2013 , с. 36.
- ^ Релкер 1996 , с. 325.
Источники
[ редактировать ]- Бенедикт, Филипп (2003). Руан во время религиозных войн . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521547970 .
- Бенедикт, Филипп (1978). «Варфоломеевская резня в провинции». Исторический журнал . 21 (2): 205–225. дои : 10.1017/S0018246X00000510 . JSTOR 2638258 . S2CID 159715479 .
- Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199596799 .
- Дифендорф, Барбара (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195070135 .
- Холт, Мак (2005). Религиозные войны во Франции 1562-1629 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521547505 .
- Хуанна, Арлетт; Буше, Жаклин (1998). История и словарь религиозных войн (на французском языке). Книги. ISBN 2-221-07425-4 .
- Кингдон, РМ (1967). Женева и консолидация французского протестантского движения 1564-1572 гг . Библиотека Дроз. ISBN 978-2600030168 .
- Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559-1598 гг . Рутледж. ISBN 9781408228197 .
- Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0333647998 .
- Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время религиозных войн во Франции около 1560–1600 гг . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137326744 .
- Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520086260 .
- Рулкер, Нэнси (1968). Королева Наварры: Жанна д'Альбре 1528-1572 гг . Издательство Гарвардского университета.
- Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеуна и компании ISBN 0416730507 .
- Симидзу, Дж. (1970). Конфликт лояльности: политика и религия в карьере адмирала Франции Гаспара де Колиньи 1519-1572 гг . Библиотека Дроз. ISBN 9782600030335 .
- Сазерленд, Никола (1980). Борьба гугенотов за признание . Издательство Йельского университета. ISBN 0300023286 .
- Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета.
- Вуд, Джеймс (1996). Королевская армия: война, солдаты и общество во время религиозных войн во Франции 1562-1576 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521525136 .