Эдикт Роморантена
— Роморантинский эдикт указ, призванный изменить преследование еретиков , изданный королем Франции Франсуа II в мае 1560 года. Этот указ появился после заговора в Амбуазе , в котором многие протестантские гугеноты участвовали . Понимая, что предыдущая политика преследований, воплощенная в эдиктах Шатобриана и Компьеня, потерпела неудачу, корона и канцлер изменили свою стратегию, впервые проводя различие между еретиками и мятежниками. Указ передавал преследование еретиков, не совершивших никаких других преступлений, церковным судам, у которых не было полномочий выносить смертные приговоры. Указ будет подтвержден в январе 1561 года, а затем заменен сначала Июльским эдиктом , который сохранил свои положения, касающиеся церковных судов, а также более радикальным Эдиктом Сен-Жермена .
Преследование и Амбуаз
[ редактировать ]Генрих II
[ редактировать ]Во время правления Генриха II было предпринято несколько попыток подавить зарождающееся протестантское движение во Франции. С помощью указов Шатобриана (1551 г.), Компьеня (1557 г.) и Экуана (1559 г.) он стремился решить эту проблему, хотя, как бы его ни отвлекали войны Габсбургов и Валуа, он не мог посвятить все свое внимание сокрушению ереси. [1] [2] [3] Когда, наконец, эти войны были завершены в 1559 году договором Като-Камбрези, он приготовился переключить свое внимание на вопрос ереси, однако во время рыцарского турнира в честь мира он был поражен копьем и умер, оставив своего маленького сына Франсуа II на троне. [4] Суть его политики заключалась в модели испанской системы, когда была создана Палата Арденте для коллективного сжигания обвиняемых еретиков и специальные комиссары, которые отправлялись в провинции для наблюдения за делами о ереси. [1]
Франсуа II и Амбуаз
[ редактировать ]Его сын первоначально стремился продолжать и продвигать его политику; дома, подозреваемые в протестантских богослужениях, будут снесены, а домовладельцы подвергнуты судебному преследованию за укрывательство еретиков среди своих арендаторов. [5] Однако он столкнулся с растущим сопротивлением из-за того, что большая часть судебной власти перешла в протестантизм. [6] Дальнейшие проблемы возникли в ходе более воинственной демонстрации заговора в Амбуазе , когда клика провинциальной протестантской знати попыталась схватить его, чтобы вывести его из-под влияния его дядей, Франсуа, герцога де Гиза , и Карла, кардинала Лотарингского . [7]
Последствия Амбуаза
[ редактировать ]Поскольку этот переворот провалился, Франсуа остался решать, что делать с эклектичной группой повстанцев, участвовавших в заговоре. В беспорядках участвовали как дворяне, такие как барон де Каслно или Ла Реноди, так и многие безоружные проповедники, которые считали, что пытаются подать петицию королю. Таким образом, хотя все дворяне были казнены, был обнародован Амбуазский эдикт (1560 г.) , помиловавший тех, кто был осужден только за ересь, при условии, что они вернутся, чтобы жить хорошей католической жизнью. [8] Парламентам объяснили это тем, что король не желал начинать свое правление кровопролитием. [9]
Указ
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Указ был выдвинут в то время, когда Морвилье, клиент Гиза, держал печати канцлера , поскольку он заменял Франсуа Оливье из-за его плохого самочувствия. Свое название он получил от королевской резиденции в Роморантен-Лантене , где находился двор, пока он был написан. [10]
Условия
[ редактировать ]Указ открывается осуждением распространения ереси и замечанием о несостоятельности методов, которые использовались против ее распространения в прошлом. Корона заявляет, что полна решимости восстановить единство церкви посредством следующих условий, рекомендованных королевой-матерью и членами Королевского совета . [11]
Юрисдикция дел о невооруженной ереси была передана от парламентов епископальным судам, управляемым духовенством. Преследование незаконных собраний, проповедников и брошюр, напротив, было передано в суды Президо , созданные при Генрихе II. [12] Этот суд, в отличие от епископальных судов, мог приговорить обвиняемого к смертной казни. [13] Служа воссоединению церкви, прелаты должны были подавать пример своей пастве, проживая на своих кафедрах и ведя нравственную жизнь. [11] Было также установлено новое наказание: если обвинители будут признаны лживыми в своих показаниях, они будут нести ответственность за то же наказание, которое они требовали для подсудимого. К тем, кто приходил на собрания с оружием, будут относиться как к изменникам-мятежникам. [14]
Корона надеялась, что эти меры позволят избежать клеветнических обвинений и восстановить работу судебной системы в отношении ереси. [7]
Наследие
[ редактировать ]Правоприменение
[ редактировать ]Хотя его авторы не задумывались как шаг к легализации протестантизма во Франции, отмена смертной казни за ересь стала радикальным сдвигом в королевской политике и фактически положила конец казням только за ересь во Франции. [13] Однако указ никогда не будет серьезно применяться за пределами этого положения, поскольку судам низшей инстанции либо не хватало воли, либо средств продолжать судебное преследование в установленном порядке, особенно на юге Франции. [6]
Модификация
[ редактировать ]Вскоре после написания этого указа канцлер Оливье скончался, а печати, находившиеся во временном владении Морвилье, перешли к либеральному гуманисту Мишелю де Лопиталю . Он будет наблюдать за прохождением указа через парламент, что является требованием регистрации и будет выполнено довольно быстро. [15] Однако указ не будет опубликован короной до 17 июля и будет быстро дополнен поправкой в августе, которая добавит условия для епископов и священников о проживании на своих кафедрах. [13] Указ будет представлен на рассмотрение Генеральных штатов 1560–1561 годов , и по их рекомендации Екатерина Медичи увидит его подтверждение 7 января при условии, что он будет действовать до тех пор, пока не будет созван церковный совет для урегулирования спора. религиозный вопрос. [16]
Замена
[ редактировать ]Позже в том же году Указ от 19 апреля и июля воплотит его в более существенной форме, поддержав основные изменения в системе уголовного преследования и наказаниях для ложных обвинителей, а также добавив положения, касающиеся запрета телесных наказаний за ересь, гражданских лиц, расследующих религиозные преступления. своих соседей и использование религиозных эпитетов. [17] Все эти указы будут заменены гораздо более амбициозным либеральным указом Сен-Жермена в январе 1562 года, который узаконил протестантское богослужение за пределами городских территорий. [18] Богослужение внутри городов также разрешалось, хотя бы только членам семьи. [19] Последствиями этого далеко идущего указа станут три месяца спустя начало французских религиозных войн . [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 110. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559-1598 гг . Рутледж. п. 22. ISBN 9781408228197 .
- ^ Холт, Мак (2005). Религиозные войны во Франции 1562-1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 9780521547505 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559-1598 гг . Рутледж. стр. 21–9. ISBN 9781408228197 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 111. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Jump up to: а б Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеун и Ко. с. 134. ИСБН 0416730507 .
- ^ Jump up to: а б Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеун и Ко. с. 125. ИСБН 0416730507 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. стр. 118–9. ISBN 9780199596799 .
- ^ Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 365.
- ^ Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 410.
- ^ Jump up to: а б Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 24–5. ISBN 0333647998 .
- ^ Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеун и Ко. с. 126. ИСБН 0416730507 .
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559-1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 44.
- ^ Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 411.
- ^ Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 412.
- ^ Ромье, Люсьен (1924). Католики и гугеноты при дворе Карла IX . Академическая библиотека Perrin et Cie. п. 50.
- ^ Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 252. ИСБН 0520086260 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559-1576 годов: гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 129.
- ^ Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 263. ИСБН 0520086260 .
- ^ Сазерленд, Никола (1984). Политика и религия князей 1547-98 . Хэмблдон Пресс. п. 71. ИСБН 0907628443 .