Указ от 19 апреля
Указ от 19 апреля был религиозным указом, обнародованным регентским советом Франции Карла IX 19 апреля 1561 года. Указ подтверждал решение Генеральных штатов 1560–1561 годов об амнистии религиозных заключенных. Однако указ пошел еще дальше, пытаясь успокоить волнения, охватившие Францию , объявив вне закона использование религиозных эпитетов и предоставив религиозным изгнанникам возможность вернуться в страну. Несмотря на то, что это не указ о терпимости к протестантизму, более консервативные католики интерпретировали этот указ как уступку гугенотам , что привело к тому, что парламент Парижа выступил против короны. Указ будет одобрен и развит в более широком июльском Указе несколько месяцев спустя, прежде чем он, в свою очередь, будет заменен первым Указом терпимости, Указом Сен-Жермена .
Фон
[ редактировать ]Предыдущие указы
[ редактировать ]Рост протестантизма во Франции при Генрихе II вызывал большую обеспокоенность короля. Он издал несколько указов, надеясь искоренить религию: сначала Эдикт Шатобриана в 1551 году, затем Компьеньский эдикт в 1557 году и, наконец, Экуэнский эдикт в 1559 году. [1] [2] Однако он не мог полностью посвятить себя искоренению новой секты во Франции, поскольку его отвлекали итальянские войны . Заключив мир в Като-Камбрезисе, король Генрих надеялся переключить свое внимание на домашние дела, но несчастный случай во время рыцарского турнира унес его жизнь. [3] После внезапной смерти короля на трон взошел молодой Франсуа II , а его политикой руководили его дяди по материнской линии, Франсуа, герцог Гиз , и Карл, кардинал Лотарингский . [4] Первоначально они стремились к преемственности с предыдущим режимом, приняв еще четыре указа между смертью Анри и февралем 1560 года, в которых они постановили, что любой дом, в котором проводились протестантские богослужения, будет снесен, а домовладельцы, укрывавшие арендаторов-протестантов, будут привлечены к ответственности. [5]
Кризис, возникший в результате заговора в Амбуазе, дал им возможность изменить тактику перед лицом согласованной оппозиции. Первый Амбуазский эдикт (1560 г.) , опубликованный за неделю до покушения на замок, разделил понятие ереси и подстрекательства к мятежу как два отдельных преступления, причем лица, осужденные за первое до публикации указа, должны быть освобождены по амнистии. [6] продолжил Роморантинский эдикт эту более либеральную структуру, передав рассмотрение дел о ереси в ведение церковных судов, у которых не было возможности приговаривать обвиняемых к смертной казни. Хотя это не отменило смертную казнь за ересь, поскольку они все еще могли передавать дела в парламент для вынесения приговора, это действовало как фактическая отмена смертной казни за ересь. [7]
Генеральные штаты и смерть Франсуа II
[ редактировать ]Итальянские войны ввергли Францию в серьезные долги, что в сочетании с религиозным кризисом и молодым королем поставило правительство Франции в очень шаткое положение. [8] В результате в августе Гиз руководил созывом Генеральных штатов, которые должны были собраться в декабре, чтобы помочь решить различные проблемы Франции. [9] Однако прежде чем они смогли встретиться, молодой Франсуа во время охоты заразился ушной инфекцией, его состояние ухудшилось, и 5 декабря он умер. [10] Это создало новый кризис, поскольку, пока он был молод, технически он был достаточно взрослым, чтобы править, тогда как теперь его брату Чарльзу потребовался бы регентский совет. Екатерина Медичи, используя рычаги влияния заключенного в тюрьму Людовика, принца Конде , добилась от Антуана де Бурбона прав первого принца крови на регентство, обеспечив его себе. [11]
Хотя поместья не смогли прийти к какому-либо широкому решению религиозного кризиса во Франции, было решено объявить амнистию по образцу Амбуазской амнистии для всех религиозных заключенных, число которых значительно увеличилось во время беспорядков, которые следил за заговором Амбуаза по всей Франции. [12]
Кризис
[ редактировать ]Придворный кризис
[ редактировать ]Рост протестантов во Франции продолжался быстрыми темпами в начале 1561 года, а вместе с ним и резкая реакция католиков. [13] Католический страх только усилился тем, что они увидели при дворе, с возвращением Конде в совет в начале 1561 года и более открытым протестантизмом Гаспара II де Колиньи и Одет де Колиньи . [14] Эта турбулентность достигла пика в апреле, во время Пасхи, когда корона выбрала Жана де Монлюка придворным постным проповедником, епископа, известного своей симпатией к протестантизму. Это, в сочетании с клеветническими слухами о том, что молодой король поет псалмы (деятельность, которой католики в то время не занимались), убедило многих консервативных католиков при дворе, что монархия становится протестантской. [15]
Религиозно консервативная Анна де Монморанси и герцог Гиз, возмущенные проповедью Монлюка, в пасхальное воскресенье вместе отправились в помещения для слуг, чтобы послушать более достоверную католическую проповедь. После этого они обменялись поцелуем мира под эгидой Франсуа де Турнона , временно приостановив свою давнюю вражду, чтобы вместе работать против того, чтобы корона стала протестантской. Вскоре после этого обе семьи и их свита покинули суд, оставив Екатерину в политической изоляции вместе с Конде и Колиньи. [16]
Популярный кризис
[ редактировать ]Ситуация в Париже, в частности, быстро ухудшалась в апреле 1561 года. Протестанты, обретя уверенность в себе благодаря своему влиянию при дворе, начали более открыто собираться для богослужений в городе, собираясь в Прео-Клерках, чтобы послушать пасхальные проповеди. Благородные протестанты также встречались в доме герцога Лонжюмо , в том числе Леонор Орлеанский, герцог де Лонгвиль , чтобы послушать проповеди, к ведому и апатии двора. Это привело в ярость многих студентов-католиков, которые прошли маршем к резиденции. Лонжюмо, зная об этом, запасся оружием в своем доме, и когда разъяренная толпа приблизилась, он и другие, находившиеся внутри, пробились из здания, оставив несколько человек убитыми и десятки ранеными. Лонгвиль, разгневанный этим народным вторжением в его резиденцию, обратился в парламент с просьбой наказать виновных студентов. Парламент . запретил студентам дальнейшие посягательства на его собственность, но также заявил Лонгвилю, что его собственность будет конфискована, если он не покинет Париж и не сошлют себя в свой замок, что он незамедлительно и сделал [17]
Парламент Мишеля , обезумевший от кризиса в городе, поручил президенту Кристофу де Ту и генеральному прокурору Бурдену отправиться к Екатерине, чтобы умолять ее и канцлера де Лопиталя найти решение этой волны беспорядков и восстановить порядок в городе. королевство. 18 апреля Лопиталь представил указ, который они составили в ответ на прекращение беспорядков. [15]
Условия указа
[ редактировать ]Первый пункт указа касался запрета религиозных эпитетов, выделяя «гугенот» и «папист» соответственно как два термина, которыми запрещалось бы бросаться в адрес людей. [18] Затем указ перешел к теме частных домов. Здесь он нарушил прошлые указы и заявил, что единственное приемлемое время для входа в дом частного лица, где подозревается в еретической проповеди, - это иметь ордер и осуществляться должностными лицами. [19] Затем в указе было предложено повторное подтверждение согласованного в январе решения сословий, еще раз указав, что все заключенные в тюрьму за ересь должны быть освобождены без требования формального отречения. [20] Тем, кто был изгнан из Франции за свою ересь, будет разрешено вернуться и вернуть свою собственность, если они согласятся жить как «добрые католики». Кроме того, тем за границей, кто решит, что они не желают отказываться от протестантизма (требования для возвращения), будет предоставлено разрешение продать свои активы. [18]
Наследие
[ редактировать ]Реакции
[ редактировать ]католики
[ редактировать ]Публикация указа только усилила гнев наиболее воинственной части католического населения. Посол в де Испании Шантонне гневно потребовал аудиенции у Екатерины, которую он получил, раскритиковав ее за то, что она поставила католиков страны на грань отчаяния. [13] Она возразила, что король, совет и она по-прежнему решительно настроены жить и умирать как католики, и что указ является необходимой мерой для успокоения волнений, охвативших Францию. [21] От внимания многих консервативных католиков не ускользнул тот факт, что указ, запрещавший вторжение в дома с целью поиска (пока еще) незаконных протестантских служб, совпал с нападением на резиденцию Лонгвиля. [17]
Исполнение указа во многом зависело от воли губернатора и магистратов провинции. Анна де Жуайез , губернатор Лангедока, пожаловалась Екатерине, что его магистраты были сбиты с толку разнообразием указов, которые они получили за последние несколько лет, и предложила парламенту предоставить возможность исправить эту запутанную ситуацию, чтобы протестанты в юридической профессии не могли использовать путаница в их пользу. [22] Екатерина ответила, что необходимо умеренно решать законодательные неясности до тех пор, пока не будет созван совет. [23]
Парламент Парижа
[ редактировать ]Указ был доведен непосредственно до провинциальных судов залога и сенешауссе , а также губернаторов королевства, чтобы они могли быстро обеспечить соблюдение его условий. Это привело в ярость парламент Парижа, который считал своей прерогативой, чтобы все будущие законы должным образом изучались их судом перед их публикацией, не говоря уже о распространении в судах низшей инстанции. [24] приступил В мае парламент к составлению протеста короне под руководством Байе, Шамбона и Фэй из умеренно-консервативной фракции, составлявшей большинство при дворе. [19]
Их протест начался с пространного осуждения способа публикации указа, называя его неконституционным и сомнительным по закону, если какое-либо дело, созданное им, будет обжаловано в их суде. После шести параграфов протест перешел к существу указа. Первым вопросом, который был поднят, был запрет оскорблений со стороны протестантов или католиков по вопросам религии. Хотя это не одобряло разнообразие религий напрямую, парламент истолковал это как означающее, что протестанты открыто существуют в стране и, таким образом, теперь терпимы к двум религиям. [19] Парламент отметил , что ни один из предыдущих королей Франции никогда не был признан еретиком и что во Франции существовала «гордая» традиция борьбы с ересью, восходящая к Альбигойскому крестовому походу . В протесте отмечалось, что, хотя он согласен с тем, что попытаться бороться с подстрекательством, безусловно, похвально, этот указ будет иметь прямо противоположный эффект, сообщая протестантам, что их ересь приемлема, и приведет к их размножению, тем самым усугубляя мятеж в стране. . Они предложили, чтобы для предотвращения мятежа король дал понять, что он умрет за веру своих предков, и заставил всех своих подданных поклясться поддерживать католическую веру. Затем парламент . обратил внимание на конкретные термины, осудив, что слово «папист» рассматривается как оскорбление, несмотря на то, что послушание Папе в религиозных вопросах является похвальным делом и не заслуживает размещения рядом с недавно изобретенным словом «гугенот» [25]
Запрет на вход в жилые дома без ордера на расследование религии подвергся критике как «противоречащий предыдущим указам», которые призывали запретить подозреваемые в еретических услугах. Идея позволить бывшим еретикам вернуться жить во Францию высмеивалась как способная вызвать большой скандал и трудности. Более того, термин «добрые католики» был неприемлем для парламента, потому что еретики уже считают себя католиками, поэтому они считали, что следует дать ясно понять, что они должны жить в послушании Римской церкви, как это делали предки королей. Положение, разрешающее практикующим еретикам продавать свое имущество и оставлять деньги себе, также подверглось нападкам. Парламент утверждал , что это противоречит закону о запрете вывоза денег из Франции для помощи врагам короля. [25] Что касается амнистии религиозных заключенных, суд потребовал от короля обеспечить соблюдение предыдущих указов, которые предусматривали изгнание бывших религиозных заключенных из королевства после освобождения. В конце концов парламент завершился нападками на нынешнее состояние церкви, призвав короля провести реформу морали духовенства и вернуться к церковным выборам на церковные должности. [26]
Екатерина ответила парламенту , что Лотарингия одобрила условия, согласованные в генеральных штатах в январе, и далее отметила, что этот указ был лишь временной мерой, призванной успокоить Францию, до тех пор, пока церковный совет не сможет решить религиозный вопрос. [22] В то время как парламент рассматривал возможность отстранения Лопиталя от должности, они сосредоточили свое внимание на нападках на Орлеанский указ . [27] [28]
протестанты
[ редактировать ]Указ оказался благом для протестантов, поскольку их число продолжало расти до начала 1561 года. Жан Кальвин заметил в письме, что он был удивлен количеством проповедников, которых Франция теперь просила прислать из Женевы для управления общинами в стране. [29] Протестанты-аристократы тоже осмелели и 11 июня подали прошение короне с просьбой открыть храмы для богослужений, чтобы они могли развеять клеветнические слухи о том, чем протестанты занимаются на своих ночных службах. [30]
Последующие указы
[ редактировать ]Получив это прошение и все еще подвергаясь давлению со стороны консервативных католиков в суде и парламенте с требованием отступить от указа от 19 апреля, Екатерина решила устроить конференцию в надежде, что такое обсуждение может обеспечить более окончательный и удовлетворительный указ по религиозному вопросу. [30] По инициативе Hòpital они проведут три встречи с грандами для обсуждения этого вопроса. [31] После некоторых горячих дискуссий было решено, что протестантизм останется под запретом, но протестантам будет разрешено продать свое имущество перед тем, как покинуть королевство, без возврата к эпохе поджогов, произошедших в 1550-х годах. Указ закрыл лазейку в Роморантене, допускавшую смертную казнь, полностью исключив ее из числа наказаний наряду с телесными наказаниями. [32] Этот указ, в свою очередь, будет заменен гораздо более амбициозным и радикальным Сен-Жерменским указом от января 1562 года, который впервые обеспечил текстуальную терпимость к протестантскому богослужению в определенных областях Франции, в отличие от того, что считалось неявным несогласием. текстовая толерантность посредством запрета обследовать дома. [33] Споры по поводу этого указа привели сначала к резне в Васси , а затем к французским религиозным войнам в апреле 1562 года. [34]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559–1598 гг . Рутледж. п. 22. ISBN 9781408228197 .
- ^ Холт, Мак (2005). Религиозные войны во Франции 1562-1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 9780521547505 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559–1598 гг . Рутледж. стр. 21–9. ISBN 9781408228197 .
- ^ Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеун и Ко. с. 125. ИСБН 0416730507 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 111. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Сазерленд, Никола (1980). Борьба гугенотов за признание . Издательство Йельского университета. п. 105. ИСБН 0300023286 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 44.
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 103. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 124. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции, 1559-1598 гг . Рутледж. п. 29. ISBN 9781408228197 .
- ^ Сазерленд, Никола (1984). Политика и религия князей 1547-89 . Хэмблдон Пресс. п. 64.
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 79.
- ^ Jump up to: а б Сазерленд, Никола (1980). Борьба гугенотов за признание . Издательство Йельского университета. п. 124. ИСБН 0300023286 .
- ^ Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 250. ИСБН 0520086260 .
- ^ Jump up to: а б Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 251. ИСБН 0520086260 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. стр. 143–4. ISBN 9780199596799 .
- ^ Jump up to: а б Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 476.
- ^ Jump up to: а б Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 477.
- ^ Jump up to: а б с Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 252. ИСБН 0520086260 .
- ^ Ромье, Люсьен (1924). Католики и гугеноты при дворе Карла IX . Перрин и Ко. п. 114.
- ^ Ромье, Люсьен (1924). Католики и гугеноты при дворе Карла IX . Перрин и Ко. п. 115.
- ^ Jump up to: а б Ромье, Люсьен (1924). Католики и гугеноты при дворе Карла IX . Перрин и Ко. п. 116.
- ^ Ромье, Люсьен (1924). Католики и гугеноты при дворе Карла IX . Перрин и Ко. п. 117.
- ^ Марежоль, Жан (1983). Реформация, Лига, Нантский эдикт: 1559–1598 гг . Талландье. п. 56. ИСБН 9782235014250 .
- ^ Jump up to: а б Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 253. ИСБН 0520086260 .
- ^ Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 254. ИСБН 0520086260 .
- ^ Марежоль, Жан (1983). Реформация, Лига, Нантский эдикт: 1559–1598 гг . Талландье. п. 57. ИСБН 9782235014250 .
- ^ Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 257. ИСБН 0520086260 .
- ^ Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 478.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559-1576 годов: гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 103.
- ^ Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 255. ИСБН 0520086260 .
- ^ Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 27–8. ISBN 0333647998 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559-1576 годов: гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 129.
- ^ Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 73–5. ISBN 0333647998 .