Генеральные штаты 1560–1561 гг.
Генеральные штаты 1560–1561 годов были национальным собранием трех сословий Франции, духовенства, дворянства и простолюдинов, созванным Франсуа II , хотя он умер прежде, чем оно могло начаться. Это было первое собрание генеральных сословий за 76 лет, последнее собрание было созвано Карлом VIII в Туре. На встрече в Орлеане поместьям будет поручено найти решение тяжелых финансовых проблем короны, наследия войн Габсбургов и Валуа и растущих религиозных проблем, вызванных Реформацией . Сословия, однако, не смогли завершить свои обсуждения, поскольку Екатерина Медичи прервала сессию и вновь созвала Генеральные сословия позднее, в 1561 году, в Понтуазе , где она добивалась более приятного выбора делегатов. В конечном итоге работа поместий не решила ни финансовую несостоятельность короны, ни религиозный конфликт, который разразился во время первой французской религиозной войны .
Предыдущий кризис
[ редактировать ]Финансовый
[ редактировать ]После заключения мира Като-Камбрези в 1559 году корона оказалась на грани банкротства. Дефицит государственного бюджета составил 40 миллионов ливров, из которых 19 миллионов приходилось на немедленную задолженность. [1] Процентные ставки по этим кредитам были немаловажными, поскольку с годами кредиторы стали опасаться неспособности короны платить, и это отсутствие доверия только усилилось со смертью Генриха II . [2] Многие королевские чиновники оставались без зарплаты в течение четырех лет. [1] По оптимистической оценке, годовой доход короны составил в общей сложности 12 миллионов ливров, хотя собрать его было невозможно из-за уклонений от уплаты налогов. [1] Эти финансовые проблемы усугублялись кризисом власти: король Генрих II случайно был убит во время празднования мира 10 июля. [3] После его смерти администрация перешла в руки болезненного молодого Франсуа II , которым управляли его дяди по материнской линии, Франсуа, герцог Гиз , и Карл, кардинал Лотарингский . [4] Чтобы попытаться наладить финансы королевства, они начали агрессивную кампанию по сокращению расходов, уменьшению численности армии по сравнению с ее размахом в войнах и отсрочке выплат войскам, которые гневно протестовали против Гизов. [1] Однако этого было недостаточно, поэтому они были вынуждены привлечь принудительные ссуды от провинций, например, 800 000 ливров из Нормандии, чтобы покрыть дефицит. [2] Они далее подавили офис Венала . [5]
Принудительные займы продолжались и в 1560 году, при этом 100 000 крон потребовалось от парламента и парижских купцов в октябре 1560 года, вскоре после созыва сословий. [6]
Религиозный
[ редактировать ]Несмотря на усилия Генриха II, кальвинизм продолжал расти во Франции. [7] Впервые это достигло апогея после того, как Франция проиграла битву при Сен-Квентине , когда толпа штурмовала храм гугенотов на улице Сен-Жак, считая себя виноватыми. [8] После этого все стихло до тех пор, пока Генрих II не посетил оживленное заседание парламента в июне 1559 года, чтобы пожаловаться на слабое рассмотрение парламентом дел о ереси и подтолкнуть его к борьбе с радикалами в своих рядах. [9] После этого несколько наиболее радикальных депутатов поднялись, чтобы бросить вызов королю, в том числе Анна дю Бур, которая лично напала на короля, приведя его в ярость. [3] Король приказал арестовать Дю Бура и еще шестерых человек, поклявшись своими глазами увидеть, как сгорит Дю Бур. [3] Суд над Дю Буром привел к взрыву религиозной напряженности в столице: в декабре было совершено множество попыток посадить его в тюрьму, а в декабре был убит один из ведущих консервативных парламентариев. [10] Все это способствовало ускорению религиозного бунта в Сен-Медаре в декабре, в результате которого несколько человек погибли. [11] Ситуация во Франции продолжала ухудшаться в 1560 году, когда многочисленные гугеноты участвовали в заговоре с целью похитить короля и удалить его католических опекунов Гизов. [12] После провала Амбуаза юг Франции все больше выпадал из рук правительства, поскольку в протестантских центрах начались захваты церквей и дальнейшие попытки насильственного захвата Лиона в августе. [13] Все это усилило актуальность решения религиозного вопроса, которого, по мнению кардинала Лотарингского, можно было достичь путем реформирования морали в католической церкви, искоренения коррупции и отсутствующих епископов, тем самым вернув протестантов и католиков в одно и то же русло. . [14]
Политический
[ редактировать ]Внезапная смерть Генриха II в 1559 году означала, что королем Франции теперь стал Франсуа II, 15-летний мальчик, технически достаточно взрослый, чтобы править без регентства, но не имеющий для этого ни воли, ни конституции. [15] Это создало ситуацию, резко контрастирующую с ситуацией предыдущего десятилетия, когда в центре руководящей политики администрации больше не было сильной королевской фигуры. [16] Этот кризис только усугубился его смертью в возрасте 16 лет, на смену которой 5 декабря 1560 года пришел его младший брат Карл IX из Франции . [17] Это означало, что потребуется официальное регентство, которое потребует одобрения генеральных сословий, чтобы быть законным. [17] Считалось, что поместья имеют преимущество перед регентством Антуана Наваррского, поэтому, чтобы предотвратить это, Екатерина заключила с ним сделку, по которой он отказался от своих прав на регентство в обмен на должность генерал-лейтенанта . [18]
Звонок в Генеральные штаты
[ редактировать ]В августе 1560 года, после Амбуазского и Лионского заговора , Гиз созвал собрание знати , состоящее из ведущих аристократов королевства, за исключением Антуана Наваррского и Людовика, принца Конде, которые осознавали, что они будут вероятно, будут арестованы, если они примут участие. [19] На этом собрании 40 грандов объявили предложение о пакете реформ для рассмотрения Генеральными штатами и одновременно призвали к созданию национального религиозного совета. [19] Намерение состояло в том, чтобы это генеральное сословие собралось в Мо, однако из-за мятежной атмосферы в стране было решено вместо этого перенести это место из этого сердца французского протестантизма в Орлеан. [20] Предлагаемая дата начала — 10 декабря. [20]
Конде прибыл в Орлеан для получения генеральных поместий 30 октября и был немедленно арестован, обвинен в причастности к событиям в Амбуазе и Лионе и приговорен к смертной казни. [21]
Орлеан
[ редактировать ]Подготовка
[ редактировать ]Прежде чем собственно сословия смогли созвать подготовительные местные собрания среди отдельных сословий, при этом третье и второе сословия пришли к выводу, что собственность духовенства должна быть конфискована, как в качестве укрепляющего средства для финансовых проблем короны, так и в качестве метода исправления несправедливостей. в церкви морально. [22] Они считали, что это позволит королю снизить налоги. Гримоде был одним из поборников этого среди второго сословия, критикуя расточительный характер духовенства наряду со злоупотреблениями со стороны духовенства. [22] Он также раскритиковал то, что, по его мнению, стало разбавлением дворянства, когда люди простого происхождения попали в ряды второго сословия за счет своего богатства. [23]
Открытие поместий
[ редактировать ]Поместья Орлеана будут открыты речью канцлера-реформатора Мишеля де Лопиталя , в которой он призвал к подавлению религиозных страстей. [24] Призываем собравшихся членов подавить эту враждебность, чтобы можно было провести административную и политическую реформу. Он последовал линии Лотарингии, предположив, что ересь возникла из-за недостатков нынешней церкви и что путем ее реформы можно будет снова объединить две общины. [25] Он также подчеркнул чрезвычайные обстоятельства, в которых оказался 10-летний Чарльз, осиротевший и имеющий большие долги, а большая часть королевских земель была отчуждена. [26]
Генеральные сословия сразу же столкнулись с трудностями с дворянством, фракции которого протестовали против того, что их поручение на собрание было предоставлено покойным Франсуа и что им потребуется новое поручение от Карла IX, чтобы приступить к выполнению задач собрания. [26] Королева поинтересовалась, кто занимает эту должность, и попросила список имен, однако никто не подписался, что придерживается этой точки зрения. [27] После некоторой задержки, во время которой кассиров , поместья приступили к работе. участвующие делегаты сдали [27]
Религия
[ редактировать ]На повестке дня стояли вопросы правосудия, религии и финансов, причем третье сословие, спикером которого был королевский адвокат из Бордо, первым представило свои доводы по вопросу религии. [27] Он требовал генерального собора, дисциплины впавшего в распущенность и порок духовенства, изменения правосудия и снятия налогового бремени. [27] Оратор третьего сословия также выступал за всеобщее помилование за события в Амбуазе и за введение выборов, чтобы гарантировать, что достойные прелаты будут представлять церковь. [27] Следующим был оратор дворянства в лице сьера де Рошфора. [27] Де Рошфор отстаивал дворянство как главную опору государства, утверждая, что духовенство в своем богатстве узурпирует эту естественную роль аристократии, окрашивая свои аргументы аллюзиями на Библию и Геродота . [27] Дворянство далее утверждало, что их права как столпа государства давали им возможность выбирать, как им свободно поклоняться, в духе Аугсбургского мира . [28] Квинтин представлял собой первый приказ духовенства, выступая за то, чтобы выборы прелатов были оставлены за духовенством, за прекращение злоупотребления десятицентовыми монетами , которые, как он утверждал, вымогались у церкви много раз в году, и за прекращение нападений на церковную собственность. [28] Он также утверждал, что ересь следует подавлять. [28]
Один депутат занял позицию, согласно которой гугенотам следует предоставить церкви для богослужений, заслужив резкий упрек со стороны Квинтина, прежде чем Колиньи встал на его защиту. [29]
Генеральные сословия в целом оказались неспособны или не захотели прийти к каким-либо важным выводам по религиозной политике, остановившись на помиловании всех обвиняемых в причастности к беспорядкам года без требования какого-либо формального отречения. [29] Дальнейшие постановления по вопросам религии были приняты сословиями по вопросу выборов епископов, которые были отстранены от власти короля и переданы для создания группе из 12 дворян, простолюдинов и духовенства. [29] Аннаты Риму, включая пенсы Петра, должны были быть отменены, поскольку утверждалось, что они приводят к разорению королевства. [30] В Рим был отправлен депутат, чтобы сообщить Папе об этом решении. [30]
Правосудие и финансы
[ редактировать ]Обсудив религию, поместья перешли к правосудию, и этот вопрос оказался для них слишком трудным, поскольку желаемый выкуп продажных судебных должностей короной был слишком дорогим, чтобы корона могла его рассматривать в настоящее время. [31] Таким образом, поместья быстро подошли к вопросу финансов. [31] Здесь некоторые предлагали привлечь финансовых чиновников к ответственности за различные отчуждения предыдущих лет, однако другие считали это неразумным, поскольку большая часть этих отчуждений досталась влиятельным дворянам, которых было неразумно злить, и они победили. [32] В качестве альтернативы было рассмотрено сокращение расходов: стипендии всем джентльменам в королевском дворе были снижены на 50%, а пенсии были снижены по всем направлениям на 33%, за исключением иностранных дворян. [33] Шотландскую охрану пришлось сократить на 200 человек. [33] Однако сами по себе такие меры не обеспечат финансовую стабильность короны, и потребуются более решительные меры. [33] Огромное богатство церкви стало подходящей целью для этих усилий, и были разработаны планы реквизиции церковной земли. [33] Папа не был полностью против этой идеи, поскольку он больше боялся национального церковного совета во Франции и стремился откупиться от него путем отчуждения церковной собственности. [34] При условии, что Франция сохранит флот против османов , был согласован пятилетний план ассигнований, предусматривающий ассигнования в размере 360 000 дукатов в год. [34]
Когда все эти дела были завершены, в феврале Екатерина немедленно приостановила деятельность поместий, раздраженная тем, что в вопросе о ее регентстве они оказались враждебными. [17]
Понтуаз
[ редактировать ]До созыва
[ редактировать ]Новые выборы сопровождали возобновление созыва генеральных сословий в Понтуазе, когда каждый баилли посылал двух представителей, что позволяло короне судить об относительном настроении представителей и видеть, будет ли это более благоприятно для их повестки дня. [35] Поместья региона Иль-де-Франс заранее заявили о своей оппозиционной позиции, настаивая на проверке отчетов предыдущего короля, возвращении к «древней конституции» Франции и отстранении Екатерины Медичи от регентства. . [35] Затем запретить любому церковному лицу занимать место в частном совете и предоставить Наварре регентство с обучением короля под руководством адмирала Колиньи и Рошфуко. [35] Если все их требования будут выполнены, они пообещали избавить короля от его долгов. [35]
Предложение третьего сословия
[ редактировать ]Этот тревожный бур убран с дороги, поместья полностью собраны. [36] На этот раз мэр Отена Бретеня выступил от имени третьего сословия. [36] Он подробно рассказал о том, как десятилетия войны и придворные излишества довели до нищеты население, не оставив ему ничего, что можно было бы предложить ему в счет долгов, кроме доброй воли. [36] Поэтому он предложил вместо этого потребовать больше церковных земель в качестве укрепляющего средства для короны. [36] Однако это был бы гораздо более агрессивный захват, чем сделка, заключенная в Орлеане, когда Бретень предлагает захватить все должности, бенефиции и почести, которые не исполняются в личном качестве. [36] Далее, с бенефициаров, которые посещаются лично, следует облагать их налогом в возрастающем размере по фиксированной ставке, сохраняемой духовенством после того, как его доход превысит 12 000 ливров. [36] Для монашеских орденов следует изымать весь доход, не необходимый для одежды и питания монахов. [37] Если бы этих мер было недостаточно для спасения финансов короны, Бретень предложил прямую продажу церковной собственности, утверждая, что таким образом можно собрать 26 миллионов ливров. [37]
Компромисс короны
[ редактировать ]Это провокационное предложение вызвало ярость присутствовавшей на мероприятии констебля Анны де Монморанси , которая заявила, что оратора следует повесить. [37] Духовенство, понимая, что у короны мало реалистичных предложений по достижению платежеспособности, кроме как путем взятия денег у церкви, выдвинуло встречное предложение, утверждая, что они могут наградить корону подарком в десять миллионов ливров за то, что она не приняла идею третьего сословия. [37] Корону это не удовлетворило, и после некоторых переговоров она согласилась на ежегодный подарок в размере 1 600 000 ливров. [37] Однако одного этого было недостаточно, чтобы спасти корону, и после нескольких месяцев переговоров до конца года было решено, что духовенство выкупит заложенные королевские владения в течение следующих шести лет. [38]
В этом случае объединенные поместья окажутся более податливыми позиции королевы в отношении регентства. Несмотря на их прежнее бормотание. [17]
Регистрация и наследие
[ редактировать ]Регистрация
[ редактировать ]Когда Ордонанс Орлеана, воплотивший в себе выводы, достигнутые в генеральных штатах, был представлен парламенту Парижа для регистрации в качестве закона, парламент отказался. [39] Оспаривая его как по процедурным, так и по конституционным основаниям, они отказались его зарегистрировать. [39] Сначала они напали на корону за то, что она сказала им, что им не нужно тщательно ее проверять, поскольку они сами являются подчиненной частью более широких генеральных сословий. [39] Они также раскритиковали корону за попытку ускорить ее через парламент, представив ее незадолго до того, как парламент ушел на летние каникулы. [39] Пройдя эти процедурные вопросы, они перешли к нападкам на постановления на конституционных основаниях, подчеркнув, как постановление охватывает церковные вопросы, несмотря на то, что параллельно проводилось собрание епископов, обсуждающее религиозные вопросы. [39] Парламент заявил, что недопустимо, чтобы два собрания одновременно обсуждали одни и те же вопросы. [39] В ноябре Мишель де Лопиталь посетил парламент, чтобы отчитать их за наглость, охарактеризовав их действия как незаконную узурпацию законодательной власти. [39] Постановление будет зарегистрировано. [39]
Наследие
[ редактировать ]Финансовые обязательства в отношении духовенства будут плохо выполняться. Это потребовало заключения последующего соглашения в 1563 и 1567 годах. [40] К 1567 году духовенство успешно завершило свои «дары» и было готово приступить к выкупу королевских владений. Однако к настоящему времени король желал большего и хотел продолжить ежегодные выплаты в размере 1 600 000 долларов. [40] Это вызвало возмущенный протест духовенства, как нарушение Понтуазского соглашения. [40] Несмотря на это, корона сохранилась, но в качестве компромисса отменила «светскую десятину» и позволила духовенству впервые в истории повысить свои собственные налоги. [40] Это соглашение также будет нарушено: король произвольно конфискует 2 000 000 ливров в 1572 году и приступит к принудительному отчуждению церковных земель в 1568 и 1574 годах. [41] Многочисленные гражданские войны лишили корону финансовой стабильности, и в 1570 году, когда третья гражданская война затянулась, корона снова почти рухнула из-за финансовых затруднений. [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559-1598 гг . Рутледж. п. 22. ISBN 9781408228197 .
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 103. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 111. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны 1559–1576 годов: гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. стр. 3–6.
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 104. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 61.
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 92. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Дифендорф, Барбара (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 50. ISBN 0195070135 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 110. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 113. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Дифендорф, Барбара (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 54. ИСБН 0195070135 .
- ^ Холт, Мак (2005). Религиозные войны во Франции 1562-1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 44. ИСБН 9780521547505 .
- ^ Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Макмиллан. ISBN 0312175450 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 129. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559-1598 гг . Рутледж. п. 21. ISBN 9781408228197 .
- ^ Холт, Мак (2005). Религиозные войны во Франции 1562-1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 42. ИСБН 9780521547505 .
- ^ Jump up to: а б с д Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции, 1559-1598 гг . Рутледж. п. 29. ISBN 9781408228197 .
- ^ Сазерленд, Никола (1984). Политика и религия князей 1547-89 . Хэмблдон Пресс. п. 64.
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 124. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Jump up to: а б Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции, 1559-1598 гг . Рутледж. п. 27. ISBN 9781408228197 .
- ^ Сазерленд, Никола (1984). Князья, политика и религия 1547-1589 гг . Хэмблдон Пресс. стр. 63–4.
- ^ Jump up to: а б Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Меутен и Ко, стр. 123–4. ISBN 0416730507 .
- ^ Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Мойтен и Ко. с. 110. ИСБН 0416730507 .
- ^ Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Мойтен и Ко. с. 152. ИСБН 0416730507 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 75.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 76.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 77.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 78.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 79.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 80.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 81.
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 87.
- ^ Jump up to: а б с д Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 88.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 89.
- ^ Jump up to: а б с д Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 106.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 107.
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 108.
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 257. ИСБН 0520086260 .
- ^ Jump up to: а б с д Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 109.
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 110.
- ^ Холт, Мак (2005). Религиозные войны во Франции, 1562-1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 73. ИСБН 9780521547505 .