1560 г. Собрание знати

Ассамблея знати 1560 года (фр. Assemblée des notables de 1560 ) — собрание политической элиты королевства Франции с 21 по 26 августа 1560 года, целью которого было найти решение политического, религиозного и финансового кризиса во Франции. С начала правления Франсуа II в 1559 году королевство находилось в тяжелом положении, обремененном огромными долгами. Ситуация осложнилась в марте 1560 года политико-религиозным кризисом, когда протестантский переворот попытался схватить короля и отстранить его от его главных министров, герцога де Гиза (герцога Гиза) и кардинала де Лотарингии . Хотя это не удалось, королевство было сильно дестабилизировано, и беспорядки продолжались до конца 1560 года. Примерно в то же время, что и заговор, произошло объединение кардинала де Лотарингии, королевы-матери Екатерины и эмирала де Колиньи (адмирала Колиньи). решил отказаться от гонений на протестантизм и встать на новый путь. Это было воплощено в Майском эдикте Роморантена . Некоторая комбинация этих фигур затем решила, что необходимо созвать расширенную версию королевского совета, чтобы найти решение проблем королевства и достичь ряда других целей.
Таким образом, 21 августа 54 видных деятеля встретились в королевской резиденции Фонтенбло . Разбирательство было открыто канцлером Лопиталем до того, как Гиз и Лотарингия объяснили состояние различных областей королевской администрации, за которые они отвечали. В начале второго заседания 23 августа амирал де Колиньи вмешался в начале заседания и представил королю две петиции от протестантов Нормандии, которые затем были зачитаны собравшейся знати. После этого перерыва выступил епископ Валанса , он осудил преследования и папство и высказался за согласие с протестантизмом. Он также выступал за проведение собрания Генеральных штатов . Следующей речью выступил архиепископ Вьенский . Вьенн высказал мнение, что воссоединение христианской церкви лучше всего осуществить мирным путем. Затем он решительно выступал за церковный совет и собрание Генеральных штатов. 24 августа Колиньи выступил более официально. Он поддержал петиции, которые он подал накануне, с просьбой о храмах (церквях) для протестантского богослужения, что поставило его в более радикальную позицию, чем позиция Валанса и Вены. Затем он осудил религиозную политику правительства Лотарингии-Гиза и безопасность, в которой они содержали короля. Когда настала очередь Гиза говорить, он выступил в защиту необходимости обеспечения безопасности Франсуа и оспорил ходатайства Колиньи. Спор между ними стал жарким. После того, как Гиз заговорил с Лоррейн. Он поддержал необходимость создания Генеральных штатов и реформы церкви (для этого может потребоваться церковный совет). Он выразил убежденность в том, что миролюбивые протестанты могут быть оставлены в покое государством, которое должно беспокоиться только о тех, кто пытался совершать богослужения с оружием в руках или вызывал другие беспорядки. Позиция Лотарингии была поддержана большинством присутствующих 26 августа. 31 августа король объявил о созыве Генеральных штатов на встречу в Мо 10 декабря и церковного совета на 20 января 1561 года. Собранию не удалось воссоединить элиту королевства, поскольку отсутствовавшие принц де Конде и король Наварры участвовали в мятеже в августе и сентябре. Ему также не удалось разъяснить религиозную политику короны.
Фон
[ редактировать ]

Заклинание Амбуаза
[ редактировать ]В начале правления Франсуа II в 1559 году французский королевский долг составлял около 43 миллионов ливров . [ 1 ] В марте 1560 года произошла неудавшаяся попытка государственного переворота в королевской резиденции Амбуаз. событие, известное как заклинание д'Амбуаза . Протестантские повстанцы предприняли попытку похитить молодого короля Франсуа и тем самым вывести его из-под влияния дядей-католиков его жены герцога де Гиза (герцога де Гиза) и кардинала де Лотарингии (кардинала Лотарингии) . [ 2 ] От этого эпизода произошел большой резонанс. [ 3 ] Репрессии, которые подавили колдовство после попытки нападения на ворота 17 марта, были жестокими. [ 4 ] Заговорщиков повесили, утопили и обезглавили. [ 5 ] Некоторые современники-протезаты, такие как сьер де Субиз, были тронуты событиями. После заклинания кардинал де Лотарингия подвергся жестоким оскорблениям в брошюре «Le Tigre» («Тигр») протестантского Хотмана , в которой он был назван «змеей», «оскорбившей юность нашего короля». [ 6 ] Многие другие брошюры также презирали Лотарингию и герцога де Гиза. [ 5 ]
В ответ на жестокое подавление заклинания д'Амбуаза королева-мать Екатерина начала дистанцироваться от правительства, возглавляемого Лотарингией. [ 4 ] Несмотря на это, ни она, ни король не были полностью убеждены протестами заговорщиков о том, что их усилия были направлены против правительства, возглавляемого Лотарингией, а не против самого Франсуа. [ 7 ]
Она поручила амиралу де Колиньи (адмиралу Колиньи) миссию в Нормандию для проведения расследования. [ 8 ] Именно этой цели посвятил себя Колиньи после отъезда из Амбуаза. [ 9 ] Вдобавок к этому, находясь в апреле в Нормандии, Колиньи будет работать над организацией военной экспедиции в Шотландию. [ 10 ]
Умеренная политика
[ редактировать ]

Кардинал Лотарингский и герцог де Гиз были смущены враждебностью, с которой они столкнулись во время заклинания. [ 6 ] Кардинал Лотарингский придерживался мнения, что уже непрактично представлять себе «искоренение ереси» (т.е. протестантизма). [ 11 ] По словам Ле Ру, Лотарингия взяла на себя политику примирения, учредив Роморантенский эдикт в мае 1560 года, одновременно фактически отменив смертную казнь для протестантизма и разграничив преступление «ереси» от преступления подстрекательства к мятежу, сохраняя при этом незаконность протестантского богослужения. . [ 4 ] По словам Перно, именно Екатерина взяла на себя инициативу по изданию этого указа, и Лотарингия последовала ее курсу. [ 12 ] Те протестанты, которые были арестованы исключительно на основании своей религии, должны были быть освобождены. [ 13 ]
В июне Лоррен и Гиз согласились на замену недавно умершего канцлера Оливье выдающимся юристом Лопиталем . [ 6 ] [ 14 ] Л'Опиталь был гуманистом Эразма, который хотел укрепить авторитет монархии и сохранить мир. Он надеялся на дальнейшее развитие политики религиозной умеренности, проводимой короной в последние несколько месяцев. [ 15 ] Тем не менее он не верил, что во Франции могут сосуществовать две религии. [ 16 ] Его выбрала Екатерина, и он не собирался отдавать предпочтение ни одной стороне при дворе. [ 11 ] Тем не менее, он не стал бы открыто выступать против правительства, возглавляемого Лотарингией. [ 13 ]
Продолжающиеся расстройства
[ редактировать ]

Последствия Амбуаза в это время отразились на королевстве продолжающимися беспорядками. Нападениям подверглись церкви в Гайене, Лангедоке и Провансе. Вооруженные люди восстали в Дофине, Провансе и Гиени и начали захват городов. [ 6 ] Незадолго до заседания собрания знати, 19 августа, Жан Штурм сообщил датскому королю, что «галльский заговор, подавленный в первой вспышке, кажется, тайно расширяется и усиливается, и то, что раньше продвигалось тайными заговорами, теперь кажется готовым перерасти в открытую войну». [ 17 ] Кульминацией беспорядков стала неудавшаяся попытка протестантов захватить Лион 4 сентября, вскоре после Ассамблеи, которую возглавил капитан, участвовавший в заклинании д'Амбуаза. [ 18 ] Одновременно с этими восстаниями крестьяне также подняли восстание против даймов (десятины), которые они должны были платить католической церкви. Такие отказы будут иметь место как на севере, так и на юге королевства. [ 19 ]
Вызов собрания
[ редактировать ]Екатерина приняла умеренную политическую позицию кардинала Лотарингского. С этой целью она созвала собрание в Фонтенбло в августе. [ 4 ] Кардинал Лотарингский и Лопиталь также выступали за созыв такого собрания. [ 15 ] По мнению Констана, Клулы и Мариежоля, именно Колиньи выступал за созыв Ассамблеи, и герцог де Гиз поддержал его в этом. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Кэрролл утверждает, что инициатива исходила от Гиза и Лотарингии, которые намеревались перехитрить принцев Бурбонов. [ 23 ] Сазерленд утверждает, что Гиз и Лотарингия не были против Ассамблеи в надежде, что они смогут доминировать в ней. [ 24 ] Была надежда, что благодаря этой встрече можно будет восстановить консенсус, по крайней мере среди элиты королевства, после разногласий предыдущих месяцев. [ 19 ] Лопиталь надеялся, что великая знать, в том числе принцев Бурбонов, насытится возможностью участвовать в управлении королевством. [ 25 ] Ассамблея должна была получить соответствующую поддержку новой квазитолерантной политики религиозного согласия, которую корона проводила до любого церковного совета. [ 26 ] [ 27 ] Еще одним преимуществом Ассамблеи было бы то, что она опровергла бы утверждение противников нынешнего режима о том, что Франсуа был ребенком в руках дядей своей жены (Лотарингии и Гиза). [ 28 ] Возможно, это также проложит путь к желаемым Екатериной Генеральным штатам. [ 29 ] Помимо религиозного и политического кризиса, королевство продолжало сталкиваться и с финансовым кризисом. [ 7 ]
Были приложены большие усилия, чтобы принцы Бурбоны явились на Ассамблею. [ 28 ]
Незадолго до заседания Ассамблеи. Франсуа ввел в должность новую группу из семнадцати кавалеров (рыцарей) Ордена Сен-Мишель (Орден Сен-Мишель) , чтобы политика, предпочитаемая короной во время встречи, имела комфортное большинство. [ 26 ] Награждённых выбирал герцог де Гиз из числа своих товарищей. [ 20 ] Этот метод также позволял вознаграждать тех, кто проявил верность короне в этот нестабильный год. [ 30 ] Подобный шаг будет повторен перед столкновением с Конде в октябре того же года. [ 31 ]
Участники
[ редактировать ]

Всего во встрече примут участие 54 человека. Члены королевского совета (тайного совета), принцы дю Санг (принцы крови - потомки королевской линии по мужской линии за пределами королевской семьи), trésoriers de l'épargne (получатели королевских доходов), maîtres des rêquetes (высшие судебные деятели), государственные секретари (государственные секретари) и кавалеры де Орден Сен-Мишель был приглашен. [ 12 ] [ 26 ] [ 29 ] [ 32 ] В отличие от генеральных сословий, подавляющее большинство участников не избирались, и поэтому орган имел характер расширенной и более серьезной версии королевского совета . [ 33 ]
Главными среди присутствующих были члены королевской семьи в лице короля Франсуа, королевы Марии , его матери Екатерины и двух старших братьев Франсуа, герцога Орлеанского и герцога Ангулемского . [ 21 ] [ 34 ] [ 35 ]
От королевской администрации присутствовали канцлер Лопиталь, финансами управляющий Авансон , великий конюший маркиз де Буази , ординарный управляющий делами отеля дю Руа (высший юридический чиновник) Дю Мортье и четверо госсекретари ( Обепин , Бурден , де Френ и Аллюйе . [ 34 ] [ 36 ] королевы-матери кавалер (почетный рыцарь) граф де Крюссоль На Ассамблее присутствовал , а также неизвестный другой кавалер ордена Сен-Мишель , который, как предполагает Ромье, мог быть бароном де Фуркево, как он был на Ассамблее. Французский суд в это время. [ 37 ]
занимали Государственные секретари подчиненное положение во время заседания собрания знати. Они должны были делать записи и, возможно, передавать приказы. [ 38 ]
Коннетабль де Монморанси (констебль Монморанси), который в это время был вовлечен в разрушительный судебный процесс с герцогом де Гизом по поводу контроля над графом де Даммартен (графство Даммартен), устроил в своем присутствии грандиозную демонстрацию силы, прибыв в сопровождении эскорта. восемьсот всадников. Даже для такого вельможи, как Монморанси, это представляло собой большую свиту. Среди прибывших с ним были двое его сыновей (маршал де Монморанси и сеньор де Дамвиль ), а также его племянники Шатильон: амирал де Колиньи, генерал-полковник инфантри (генерал-полковник пехоты) Андело. и кардинал де Шатийон . [ 39 ] Таким образом он надеялся продемонстрировать, что годы его власти еще не закончились. [ 40 ]
От семьи Лорейн-Гиз в Ассамблее было представлено подавляющее большинство членов мужского пола. Кардинал Лотарингский и кардинал де Гиз , герцог де Гиз (и его сын принц де Жуанвиль ), герцог д’Омаль и маркиз д’Эльбеф . только великий приор (великий приор) . В море отсутствовал [ 34 ] Со стороны женщины герцогиня де Гиз (герцогиня Гиз) и герцогиня дуэрьер де Гиз (вдовствующая герцогиня Гиз) . присутствовали [ 35 ]
Собственно Лотарингскую семью также представляли герцог Лотарингский и его жена, герцогиня Лотарингская , дочь королевы-матери Екатерины. [ 35 ]
На церемонии принцы крови кардинал де Бурбон из династии Бурбон-Монпансье, а также герцог де Монпансье и принц де Ла Рош-сюр-Йон из ветви Бурбон-Монпансье. присутствовали [ 40 ] [ 34 ] жена Монпансье, герцогиня де Монпансье , и его старший сын, принц дофин Оверньский С принцем были . В то время как жена Ларош-сюр-Йона не присутствовала, его сын, маркиз де Бопре, присутствовал. [ 35 ]
Примечательно отсутствие других принцев дю Санг из ветви Бурбон-Вандом: принца де Конде и короля Наварры. Опасаясь, что вызов был ловушкой, они остались при дворе Наварры в Нераке. [ 30 ] [ 41 ] И это несмотря на уговоры коннетабля де Монморанси , который умолял их присоединиться к нему на Ассамблее. [ 42 ] Их отсутствие во многом опровергло их утверждение о том, что их несправедливо исключили из управления королевством. [ 16 ] Некоторые считали, что, если бы они пришли быстро и с силой, они могли бы вырвать контроль над правительством у Лотарингии-Гиза. [ 24 ] Из своего южного оплота Конде и Наварра выступили с протестом, в котором охарактеризовали Гиза и Лотарингию как тиранов. [ 43 ]
На maréchaux (маршалах) Франции присутствовали все четверо. Сеньор де Сен-Андре , граф де Бриссак , барон де Шатобриан и сеньор де Терм . станут марешами Было также несколько вельмож, которые в ближайшие годы : сеньор де Гоннор , сеньор де Вильвиль и сеньор де Сансак . [ 34 ] [ 35 ]
Также среди присутствующих были королевские советники епископ Валансский (человек, очень близкий к Екатерине), епископ Орлеанский и архиепископ Вьенский (клиент принцев Лотарингии). [ 30 ] [ 15 ] [ 40 ] [ 35 ] Именно в силу своей позиции в совете они выступили на Ассамблее. [ 44 ] Все трое были либеральными по натуре и ультракатолики подозревали их в протестантстве. [ 45 ] Герцог де Невер (со своими двумя сыновьями, которые станут его преемниками на посту герцога Франсуа и Жака ), маркиз де Виллар (шурин коннетабля Монморанси), герцог де Лонгвиль и граф де Грюйер также присутствовали по этому случаю. [ 34 ] [ 37 ] Итальянские дворяне Людовико, который в будущем станет герцогом Неверским по браку, и герцог ди Браччано находились вместе с остальными в Фонтенбло. [ 37 ] Дюро отмечает присутствие немецкого дворянина Kurfürst von der Pfalz (курфюрста Пфальца) . [ 34 ]
Ассамблея будет собираться с 21 по 26 августа. [ 4 ]
21 августа
[ редактировать ]Вступительная речь
[ редактировать ]Первое заседание открылось 21 августа в 13:00 в покоях королевы-матери под председательством короля. [ 39 ] [ 35 ] Екатерина обратилась с просьбой дать совет ее сыну, как поступить в ситуации, в которой он оказался. Она просила присутствующих сообщить Франсуа, как лучше держать скипетр в руке, и позаботиться о том, чтобы недовольные могли успокойся. [ 22 ] [ 16 ] Затем слушание открыл канцлер Лопиталь, который произнес речь, объясняющую цель собрания. Он сравнил ситуацию с ситуацией врача и его пациента. [ 34 ] Королевство было больным пациентом, и собравшиеся должны были определить причину его болезни, чтобы лучше всего вылечить его. Он утверждал, что собравшиеся обладали необходимыми полномочиями для исцеления королевства без необходимости созыва Генеральных штатов. [ 37 ] За ним последовали герцог де Гиз и кардинал де Лотарингия, которые отчитались о своем управлении государством в вопросах обороны и финансов соответственно. [ 40 ] Гиз обсуждал вопросы в качестве генерал-лейтенанта королевства (генерал-лейтенанта королевства), излагая документы, демонстрирующие состояние французской армии. [ 46 ] Тем временем Лорейн объяснила собравшимся дворянам размер королевского дефицита, который теперь достиг 2 500 000 ливров в год. [ 34 ] [ 37 ]
23 августа
[ редактировать ]Неожиданные петиции
[ редактировать ]Во время второго заседания 23 августа Колиньи воспользовался возможностью выступить еще до того, как Франсуа успел предоставить слово епископу Орлеанскому. [ 47 ] Впервые он занял публичную позицию в пользу протестантизма. [ 12 ] Поднявшись со своего места, он подошел к королю. [ 37 ] Дважды поклонившись Франсуа, он объяснил, что недавно ездил в Нормандию на службу Франсуа и королеве-матери. Это было необходимо как для понимания религиозных проблем в провинции, так и для подготовки к войне в Шотландии. [ 39 ] Вероятно, именно потому, что его миссия в Нормандии была королевской, ему разрешили провести презентацию. [ 48 ] Он представил две петиции от имени «бедных христиан» Нормандии, желавших положить конец преследованиям, которым они подвергались. Эти петиции были переданы государственному секретарю Л'Обепину, которому король поручил прочитать их собравшимся, это было необычно и многих удивило. [ 26 ] [ 49 ] Сообщается, что король принял их любезно. [ 50 ] Историк Ромье объясняет, что петиции было разрешено подавать для того, чтобы запланированные за этим речи, в которых нападали на папство и приводились доводы в пользу более ограниченной терпимости со стороны кардинала Лотарингского и других присутствующих церковников, казались менее скандальными по сравнению с ними. иностранным наблюдателям. [ 51 ]
В первой петиции протестанты Нормандии протестовали против клеветнического изображения их как «нарушителей спокойствия». [ 52 ] Заявители утверждали, что они соблюдали Ветхий и Новый Заветы, а также апостольское вероучение. [ 39 ] Протестанты Нормандии сравнили свое обращение с обращением с евреями. Они утверждали, что в некоторых местах христианского мира ради хорошего порядка и гармонии евреям было разрешено иметь храмы, в которых они могли совершать свои богослужения, несмотря на то, насколько «мерзким» это было в глазах Бога. Отсюда они рассуждали, насколько достойнее храмов были те, кто признал Иисуса своим спасителем. [ 53 ] Они просили свободу вероисповедания и храмы (термин, который они использовали для церквей) со зданиями, выделенными им в соответствии с их населением в городах по всей Франции. [ 19 ] [ 54 ] [ 39 ] Во втором прошении, адресованном Екатерине, она просила пожалеть «народ Божий» и освободить церковь от ее ошибок и злоупотреблений. [ 21 ]
Прочитав его прошения, Колиньи заверил короля в своей лояльности, на что Франсуа полагал, что он очень доволен службой Колиньи и что у эмирала хорошая репутация. [ 48 ] [ 49 ]
23 августа епископ Валансский , архиепископ Вьенский и епископ Орлеанский выступили перед Ассамблеей. [ 53 ] Они подчеркнули, что рост протестантизма является виной недостатков католической церкви. Злоупотребления, которые доминировали в ее организации, лишили ее возможности быть настоящим пастырем для людей. [ 55 ]
Речь епископа Валанса
[ редактировать ]
Епископ Валанса высоко оценил действия лотарингских принцев и королевы-матери Екатерины. [ 40 ] Он отметил, что последний использовал мягкость, а не силу, чтобы добиться подавления недавних заговоров против короны. [ 56 ] Затем он перешел в атаку. Сначала он напал на пап, которых обвинил в разжигании войны между христианскими князьями ради их развлечения. [ 57 ] Затем он перешел к нападкам на «ленивых» епископов, которые копили свои доходы и тратили их скандальным образом. Он также заявил, что они набирали своих священников из числа своих «жадных и невежественных» слуг. Такие люди могли только сбить с пути свое стадо. По словам епископа, это резко контрастировало с духовенством протестантской веры, которое вел себя скромно и осуждало все пороки. Поэтому неудивительно, что они привлекли большое количество новообращенных. Он различал два типа протестантов: первыми, которые были «нечестивыми распутниками» с дурной репутацией, были те, кто принял новую веру как средство избежать церковных практик и всегда быстро прибегал к оружию. Вторую группу составляли те, кто искренне верил, что протестантизм открывает путь к спасению, и ради этой цели готовы были отдать свою жизнь и имущество. [ 58 ] Мученичество таких протестантов огорчило епископа Валанса. Он утверждал, что вместо этого им следует искать согласия с такими христианами. [ 29 ] Изгнание должно быть самым серьезным преступлением, которое может быть предъявлено мирному религиозному преступнику. [ 58 ] Свободу совести можно было бы отделить от крамольных собраний. [ 40 ] В национальном совете церкви могли бы даже участвовать протестанты. [ 59 ] В то время как и епископ Валанса, и архиепископ Вены использовали в своих речах галликанские тона, епископ Валанса пошел еще дальше в своих прямых нападках на папство. [ 30 ] Если созвать генеральный совет церкви оказалось слишком сложно, епископ Валанса заявил о своей поддержке национального совета. [ 58 ]
Речь архиепископа Венского
[ редактировать ]Следующим выступил архиепископ Вьенский. Ромье утверждает, что изощренный характер его речи отражал намерение правительства считать, что это официальная позиция правительства, предназначенная для международного потребления. [ 57 ] Архиепископ обосновал королевскую политику примирения с протестантами, действовавшую с марта. Это означает, что отношения Франции с ее соседями могут быть лучше обеспечены. [ 56 ] В этом вопросе Вьен хорошо разбирался, поскольку у него был опыт дипломатической службы королевства. [ 60 ] Это подтвердило подозрения более консервативных прелатов в его религиозной неортодоксальности. [ 61 ] Примирение христиан произойдет через реформу церкви, а не через насилие. С этой целью он настаивал также на важности созыва церковного собора. По его мнению, Папа был слишком враждебно настроен к такому проекту, а немецкие князья, император и иностранные короли имели бы свои собственные мнения, графики и желания такой встречи, что было неуместно в настоящий момент, когда необходимость в решение было неотложным. [ 62 ] Таким образом, оно должно быть национальным. [ 58 ] Что касается других церковных вопросов, он выразил сожаление по поводу сильного присутствия итальянцев в церковной иерархии, обвинив их в том, что они берут «бесконечные пенсии» и «сосут нашу кровь, как пиявки», призывал к постоянному пребыванию в бенефициях, устранению симонии и проповеди «бесконечности пенсий». чистое слово Божие». [ 61 ] [ 63 ] Он наиболее красноречиво высказался о необходимости собрания Генеральных штатов. Он описал тело как древнюю форму, на которой было основано государство Франции. Свою речь по этому вопросу он завершил аргументами в пользу политической зрелости французского народа. При таком большом количестве людей большинство будет склоняться к служению общему благу. [ 30 ] Для Вьенны голос народа часто отражал одобрение Бога. [ 50 ] Он также подчеркнул особо важную роль, которую сыграют Франсуа и Катрин. Констант рассматривает свою речь как отказ от своих бывших покровителей, братьев Лоррейн. [ 40 ] Хотя в своей речи он не подвергал прямой критике их правительство, они чувствовали себя мишенью. [ 58 ] По мнению Вьенна, в бедах, произошедших в начале года, следует признать двойную вину: виноваты были заговорщики в Амбуазе, но также были виноваты и католические проповедники, которые пытались подтолкнуть людей к истреблению протестантизма. [ 48 ] Что касается правительства Лотарингии, он заявил, что Генеральные штаты предоставят им возможность противостоять клевете на них и очиститься от плохого уважения, с которым к ним относились. Они могли объяснить делегатам королевство, которое они унаследовали, и природу своего правления. Далее он заявил, что в распоряжении короля были князья дю Санг, церковь и знать, все из которых хотели защитить его власть до последней капли своей крови. Таким образом, по словам Мариежоля, он косвенно атаковал принцев Лотарингии, подчеркнув, что они не являются незаменимыми. [ 64 ]
Епископ Валанса и архиепископ Вены предложили создать национальный религиозный совет, который мог бы решить религиозные проблемы королевства посредством реформы католической церкви, и собрание Генеральных штатов для решения финансовых и политических проблем королевства. Хуанна утверждает, что, что касается церковного совета, эти мужчины действовали как рупоры нового канцлера Лопиталя и Кэтрин. [ 26 ] Гиз и Лорейн поддержали эти предложения. [ 18 ] [ 55 ] Для Хуанны их согласие на эти предложения было нежелательной необходимостью соглашаться с большинством Ассамблеи. [ 26 ] Была также определенная степень надежды, что сословия дадут возможность укрепить их руку, так потрясенную заклинанием. [ 50 ]
После речей этих двух прелатов последовали короткие выступления мастера просьб Мортье, епископа Орлеанского и управляющего финансами Авансона. [ 65 ]
24 августа
[ редактировать ]Речь эмирала Колиньи
[ редактировать ]
Когда на следующий день в то же время началось разбирательство, первым выступил Колиньи. [ 65 ] Колиньи поддержал ранее представленную им просьбу петиционеров о предоставлении протестантам храмов. [ 4 ] [ 64 ] [ 48 ] Он доказывал Екатерине, что было бы отличным решением проблемы беспорядков, которые сопровождали протестантские богослужения в прошлом, если бы они вместо этого проводились в зданиях. [ 29 ] Для Колиньи не было другого решения, кроме как легализовать протестантизм хотя бы на временной основе для обеспечения мира в королевстве. [ 66 ] Так будет до тех пор, пока не будет созван национальный совет церкви. [ 10 ] Критика между Колиньи и правительством стала открытой (без того, чтобы он конкретно назвал свою цель), когда он оспорил тот факт, что король был окружен гвардией аркебузиров под командованием сьера де Ришелье (которую предоставил герцог де Гиз). . Он также с неодобрением отметил отмену королевского тура по королевству. [ 67 ] Амирал полагал, что из этих двух событий можно было сделать вывод, что король боялся своих подданных и, таким образом, отрезал себя от них. [ 48 ] При таком сценарии люди наверняка будут бояться и подозревать Франсуа. [ 68 ] Он предложил королю, чтобы исправить это, распустить свою гвардию, а затем созвать Генеральные штаты. [ 67 ] Он также подверг критике методы правления Гиза и Лотарингии, критикуя их религиозную политику. [ 52 ] [ 53 ] Колиньи умолял короля одобрить полученную им петицию. [ 64 ] [ 69 ]
Вслед за речью Колиньи выступили и другие члены частного совета . [ 67 ]
Речь герцога де Гиза
[ редактировать ]Затем Гиз, чувствуя, что предыдущая речь Колиньи лично подвергла его нападкам, выступил в свою защиту в личном качестве. [ 48 ] Он ответил на первый вопрос, поднятый Колиньи, утверждая, что после недавних беспорядков, когда против короля было применено оружие, охрана его личности была необходимой мерой предосторожности. [ 50 ] Хотя те, кто взял в руки оружие, утверждали, что делали это для нападения на королевских министров, а не на самого Франсуа, Гиз оспорил это, утверждая, что он и его брат были лишь инструментами воли короля и не оскорбляли никого. [ 70 ] Он и его брат унаследовали тяжелое положение от правительства Генриха II с огромными долгами, поэтому у них не было другого выбора, кроме как распустить бесполезные войска и отложить выплату зарплаты. [ 67 ]
Гиз заметил, что петиции, представленные Колиньи, не были подписаны. Колиньи извинился за это, но пояснил, что собрать подписи без права собраний протестантов невозможно. Он добавил, что, если бы Франсуа предоставил такие права, он мог бы получить 50 000 подписей под петициями только в Нормандии. [ 55 ] [ 53 ] Герцог де Гиз возразил, что король легко может собрать встречную петицию, набравшую 1 000 000 подписей, первой из которых будет его собственная. [ 40 ] [ 64 ]
Герцог объяснил, что, со своей стороны, ему не нужно подвергать сомнению вопросы веры (которые, по его словам, он оставил на усмотрение богословов, поскольку он был всего лишь «простым солдатом») и что все советы в мире не отделили бы его от его преданность Святому Таинству. [ 59 ] [ 42 ] [ 69 ] [ 71 ] Таким образом, Гиз подтвердил католикам, которые были разочарованы более терпимой королевской религиозной политикой, что у них есть человек при дворе. [ 50 ] Он также занял нейтральную позицию в отношении созыва сословий, заявив, что оставит такое решение за Франсуа. [ 69 ] Потребовалась вся дипломатия других присутствующих на встрече, чтобы остановить взрыв между Колиньи и Гизом. [ 72 ]
Речь кардинала Лотарингского
[ редактировать ]Лорейн последовала за своим братом в выступлении 24 августа. [ 69 ] Он относился к Колиньи более взвешенно, чем его брат. Он поставил под сомнение, были ли намерения заявителей такими мирными, как они утверждали. Далее он иронично спросил, собирается ли король принять протестантскую веру. [ 42 ] Лорейн размышляла Колиньи, что большинство просьб подданных короля приняли форму «клеветнических клевет» и что в его личной коллекции 22 письма, написанные против него. [ 73 ]
На Ассамблее он утверждал, что его позиция заключается в том, что те безоружные французы, которые ходят на протестантские службы, пели псалмы и избегали посещения мессы, не должны преследоваться государством. Он как кардинал выразил сожаление по поводу того, что в прошлом таких людей подвергали казни. [ 74 ] Несмотря на это, открытая терпимость к протестантизму (воплощенная в предоставлении церквям права собраний) была неприемлема для Лотарингии, поскольку это означало бы одобрение Франсуа ереси, что наверняка привело бы к его осуждению. [ 26 ] [ 70 ] Он заметил, что заявления протестантов о повиновении короне, похоже, применимы только в том случае, если король исповедует ту же религию, что и они. Долг епископов и священников будет заключаться в том, чтобы вернуть протестантов в католическую веру, в то время как бали и сенешо будут нести ответственность за наказание тех, кто взял в руки оружие. [ 74 ] Он выразил свое одобрение созыву заседания Генеральных штатов более четко, чем герцог де Гиз, но проявил нерешительность в отношении перспективы создания национального церковного совета. Генеральные штаты предоставили бы королевским министрам возможность развеять клевету против них. [ 75 ] Кроме того, Гиза и Лотарингию подтолкнуло к поместьям опасное финансовое положение, в котором находилось королевство. [ 76 ] Лорейн предложила провести расследование злоупотреблений в отношении церкви перед любым церковным советом. [ 40 ] После проведения такого расследования по усмотрению епископов мог быть созван собор (всеобщий или всенародный) для решения проблем, поднятых расследованием. [ 42 ] [ 70 ] [ 75 ]
После выступления Лорейн собрание было прервано на день. [ 75 ]
25 августа
[ редактировать ]Голосование
[ редактировать ]25 августа члены Ассамблеи встретились, чтобы обсудить, как действовать дальше. [ 75 ] Они отвергли поддержку Колиньи легализации протестантизма. [ 15 ] Вместо этого нынешний кавалер Ордена Сен-Мишель сплотился вокруг предложений Лотарингии. Таким образом, Ассамблея большинством голосов одобрила предложения о созыве Генеральных штатов и созыве церковного совета. [ 12 ] [ 77 ] Конечно, среди присутствующих были такие кавалеры , как Монморанси и сеньор д'Андело, которые предпочли бы другой курс. Франсуа и Катрин поблагодарили всех делегатов за участие и заверили, что правительство вскоре объявит им о своем решении. [ 75 ]
26 августа
[ редактировать ]26 августа состоялось заключительное заседание Ассамблеи. Франсуа дал понять, что намерен созвать Генеральные штаты и национальный совет церкви (если не будет достигнуто соглашение с Папой, немецкими князьями и другими партиями о создании генерального совета). Королевское правосудие против «еретиков» в дальнейшем будет осуществляться только против тех, кто будет признан «сумасшедшим». Епископы и королевские чиновники будут обязаны проживать под своим подопечным. [ 75 ]
Последствия
[ редактировать ]Законодательство Ассамблеи
[ редактировать ]31 августа был издан королевский указ, подведший итоги Ассамблеи. [ 72 ] Было приказано созвать Генеральные штаты. [ 18 ] Его встреча должна была состояться в Мо 10 декабря, однако на самом деле она встретится в Орлеане. [ 55 ] [ 40 ] Кроме того, если не удастся созвать общий совет церкви, то в следующем месяце, 20 января 1561 года, должно было состояться национальное собрание церкви, состоящее из «епископов, прелатов и других священнослужителей королевства». [ 72 ] [ 68 ] [ 50 ] Патентные письма на этот счет были розданы различным королевским чиновникам. [ 75 ]
Современные реакции
[ редактировать ]Сообщения о религиозных результатах собрания знати вызвали радость английского посла и ярость испанского посла. [ 23 ]
Аргумент протестантов против короны о том, что она отказалась принять надлежащие меры, необходимые молодежи (или, как они считали, меньшинству) короля для созыва Генеральных штатов, был подорван тем, что Ассамблея предприняла этот шаг. [ 78 ] Тем не менее, протестанты остались неудовлетворенными после Ассамблеи. Продолжалась защита прав принцев дю Санг по сравнению с правами принцев Лотарингии-Гиз. [ 79 ]
Продолжающиеся заговоры принцев Бурбонов против короны осенью 1560 года подорвали надежды Ассамблеи на восстановление консенсуса среди элиты. [ 54 ] Действительно, в самый день закрытия Ассамблеи посланник Конде по имени Ла Саг был арестован, и у него обнаружили компрометирующие документы. [ 28 ] Под пытками он вовлек князей в новое запланированное восстание. [ 80 ] Конде обратился к герцогу Монморанси и видаму Шартрскому с просьбой о поддержке. Видам отреагировал положительно, но, к несчастью для него, Ла Саг везла именно его переписку с Конде и Наваррой. [ 78 ] Его заперли в Бастилии через три дня после закрытия собрания знати. [ 81 ] Подавление этого потенциального восстания было большим приоритетом для двора, поскольку для сторонников такого рода это представляло собой гораздо больший приоритет, чем восстание в Амбуазе в марте. [ 82 ] 30 августа, изучив информацию, предоставленную Ла Сагом, Франсуа вызвал Наварру, чтобы передать своего брата в суд. [ 83 ] 31 октября Конде наконец предстал перед судом и был арестован. [ 84 ]
Запутанная религиозная политика
[ редактировать ]Религиозная политика короны также оставалась запутанной и противоречивой. Хотя Лорейн теперь дала понять, что к миролюбивым протестантам будет проявлена терпимость, ни один из указов о преследованиях не был отменен. [ 85 ] В ноябре епископ Рие обратился к Лотарингии с просьбой внести ясность, чтобы его нельзя было обвинить в слишком резкости или слишком слабости. [ 26 ]
Выйдя из Собрания знати, Гиз начал рассматривать свою религиозную политику, отличную от политики, проводимой короной. В письме испанскому герцогу де Альба (герцогу Альбе) в октябре он объяснил, что сделает все возможное, чтобы сохранить честь бога и защитить католическую веру, не обращаясь к королю. [ 32 ]
Победители и проигравшие
[ редактировать ]Хотя Ассамблея стала триумфом политики Екатерины, она оставалась в партнерстве с лотарингскими принцами в правительстве и была полна решимости не опозорить их. Эти две группы объединила общая антипатия к королю Наварры и принцу де Конде, а также продолжающиеся беспорядки в провинциях. [ 73 ] Клула утверждает, что Ассамблея раскрыла качества Екатерины как «государственного деятеля», избегая при этом унижения Лотарингии-Гиз. [ 77 ]
Согласно замыслу Ассамблеи, все выступавшие выразили одобрение созданию национального совета духовенства. Это было сделано для того, чтобы создать единый фронт для международных наблюдателей. Однако это не смогло убедить ни Папу, ни короля Испании в этой перспективе. Последний в сентябре направил во Францию чрезвычайного посла, чтобы прояснить свое вето на такой проект. [ 86 ]
Парламенты, разочарованные тем, что не получили приглашений ни для одного из своих членов, направили Франсуа тайный протест, в котором утверждали, что Ассамблея знати не может заменить Генеральные штаты. [ 87 ]
Источники
[ редактировать ]- Баумгартнер, Фредерик (1986). Изменения и преемственность во французском епископате: епископы и религиозные войны 1547–1610 гг .
- Бенедикт, Филип (2020). Сезон заговора: Кальвин, французские реформатские церкви и протестантские заговоры во время правления Франциска II (1559-1560) . Издательство Американского философского общества.
- Буркен, Лоран (2023). «Монархия перед фракциями». Религиозные войны 1559-1610 годов: ненависть кланов . В Fine Éditions d’art.
- Карпи, Оливия (2012). Религиозные войны (1559-1598): франко-французский конфликт . Эллипсы.
- Кэрролл, Стюарт (2011). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета.
- Кристин, Оливье (1999). «От репрессий к умиротворению: французская королевская политика перед лицом протестантизма». В Бенедикте, Филип; Марнеф, Гвидо; Ньероп, Хенк ван; Венард, Марк (ред.). Реформация, восстание и гражданская война во Франции и Нидерландах 1555-1585 гг . Королевская Нидерландская академия искусств и наук.
- Клула, Иван (1979). Екатерина Медичи . Фаярд.
- Констан, Жан-Мари (1984). Гизы . Топор.
- Крит, Лилиан (1985). Колиньи . Фаярд.
- Дюро, Эрик (2012). Франсуа де Лотарингия, герцог Гиз между Богом и королем . Классика Гарнье.
- Гарриссон, Джанин (1991). Гражданская война и компромисс 1559-1598 гг . Издания дю Сеуиль.
- Хуанна, Арлетт (1998b). «Собрания знати». В Хуанне, Арлетт; Буше, Жаклин; Билоги, Доминик; Ле Тик, Гай (ред.). История и словарь религиозных войн .
- Хуанна, Арлетт (1998). «Время религиозных войн во Франции (1559-1598)». В Хуанне, Арлетт; Буше, Жаклин; Билоги, Доминик; Ле Тик, Гай (ред.). История и словарь религиозных войн .
- Хуанна, Арлетт (2021). Франция XVI века 1483-1598 гг . Прессы Universitaires de France.
- Кнехт, Роберт (1996). Взлет и падение Франции эпохи Возрождения . Фонтана Пресс.
- Кнехт, Роберт (2000). Гражданские войны во Франции . Лонгман.
- Кнехт, Роберт (2008). Французский двор эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета.
- Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции, 1559-1598 гг . Рутледж.
- Кнехт, Роберт (2014). Екатерина Медичи . Рутледж.
- Кнехт, Роберт (2016). Герой или Тиран? Генрих III, король Франции, 1574–1589 гг . Рутледж.
- Ле Ру, Николя (2013). Король, Двор, Государство от Возрождения до абсолютизма . Валлонское поле.
- Ле Ру, Николя (2022). 1559-1629 Религиозные войны . Галлимар.
- Мариежоль, Жан Х. (1983). Реформация, Лига, Нантский эдикт . Талландье.
- Микель, Пьер (1980). Религиозные войны . Фаярд.
- Перно, Мишель (1987). Религиозные войны во Франции 1559-1598 гг . Седес.
- Питтс, Винсент (2012). Генрих IV Франции: его правление и возраст . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Рулкер, Нэнси (1968). Королева Наварры: Жанна д'Альбре 1528-1572 гг . Издательство Гарвардского университета.
- Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета.
- Ромье, Люсьен (1923). Заклинания в Амбуазе: Кровавая заря свободы совести, Царствование и смерть Франциска II . Перрин и Ко.
- Лосось, JHM (1979). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеун и Ко.
- Симидзу, Дж. (1970). Конфликт лояльности: политика и религия в карьере Гаспара де Колиньи, адмирала Франции, 1519–1572 гг . Женева: Librairie Droz.
- Сазерленд, Никола (1962). Государственные секретари Франции в эпоху Екатерины Медичи . Атлон Пресс.
- Сазерленд, Никола (1980). Борьба гугенотов за признание . Издательство Йельского университета.
- Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559-1576 годов: гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон 1909 , с. 67.
- ^ Буркен 2023 , с. 35.
- ^ Ле Ру 2022 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ле Ру 2022 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Хуанна 1998 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д Гарриссон 1991 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Хуанна 1998 , с. 69.
- ^ Мариежоль 1983 , с. 30.
- ^ Сазерленд 1980 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Симидзу 1970 , стр. 41.
- ^ Jump up to: а б Микель 1980 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б с д Перно 1987 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Мариежоль 1983 , с. 31.
- ^ Кнехт 2014 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д Ле Ру 2013 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Кнехт 2014 , с. 69.
- ^ Бенедикт 2020 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с Ле Ру 2022 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Гарриссон 1991 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Константа 1984 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Мариежоль 1983 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Клула 1979 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Кэрролл 2011 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Сазерленд 1980 , с. 115.
- ^ Кнехт 2000 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хуанна 2021 , с. 358.
- ^ Джоуанна 1998b , с. 675.
- ^ Jump up to: а б с Кнехт 2010 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д Микель 1980 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б с д и Хуанна 1998 , с. 70.
- ^ Кристин 1999 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Дюро 2012 , с. 570.
- ^ Джоуанна 1998b , с. 674.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дюро 2012 , с. 571.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ромье 1923 , с. 202.
- ^ Ромье 1923 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ромье 1923 , с. 203.
- ^ Сазерленд 1962 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и Крет, 1985 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Константа 1984 , с. 43.
- ^ Крит 1985 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д Мариежоль 1983 , с. 35.
- ^ Кнехт 2008 , с. 247.
- ^ Баумгартнер 1986 , с. 96.
- ^ Релкер 1996 , с. 242.
- ^ Томпсон 1909 , с. 53.
- ^ Дюро 2012 , стр. 571–572.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюро 2012 , с. 572.
- ^ Jump up to: а б Ромье 1923 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хуанна 1998 , с. 71.
- ^ Ромье 1923 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б Карпи 2012 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с д Крет, 1985 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Перно 1987 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д Гарриссон 1991 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Кнехт 2014 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Ромье 1923 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б с д и Мариежоль 1983 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Микель 1980 , с. 216.
- ^ Кнехт 1996 , с. 335.
- ^ Jump up to: а б Баумгартнер 1986 , с. 128.
- ^ Ромье 1923 , с. 207.
- ^ Томпсон 1909 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д Мариежоль 1983 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Ромье 1923 , с. 208.
- ^ Симидзу 1970 , стр. 40.
- ^ Jump up to: а б с д Ромье 1923 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Сазерленд 1980 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с д Дюро 2012 , с. 573.
- ^ Jump up to: а б с Крет, 1985 , с. 156.
- ^ Симидзу 1970 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с Хуанна 2021 , с. 359.
- ^ Jump up to: а б Дюро 2012 , с. 574.
- ^ Jump up to: а б Ромье 1923 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ромье 1923 , с. 211.
- ^ Лосось 1979 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Клула 1979 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Бенедикт 2020 , с. 131.
- ^ Кнехт 2016 , с. 9.
- ^ Питтс 2012 , с. 18.
- ^ Клула 1979 , с. 149.
- ^ Релкер 1968 , с. 144.
- ^ Бенедикт 2020 , с. 132.
- ^ Кнехт 2000 , с. 71.
- ^ Сазерленд 1980 , с. 119.
- ^ Ромье 1923 , с. 212.
- ^ Ромье 1923 , с. 213.