Амбуазский эдикт (1560 г.)
был Амбуазский эдикт (1560 г.) указом, создавшим основу для отделения ереси от мятежа, обнародованным молодым королем Франциском II по совету своего совета и матери Екатерины Медичи . Этот указ был первым обнародованным во Франции указом , который уменьшил преследование гугенотов путем предоставления амнистии за прошлые религиозные преступления при условии, что преступник вернется в лоно католиков . Указ был опубликован во время заговора в Амбуазе , когда королевский двор проживал в замке Амбуаз , и их власть над Францией была поколеблена. Сначала он будет заменен Роморантенским эдиктом в мае того же года, затем Июльским эдиктом и, наконец, Эдиктом Сен-Жермена.
Фон
[ редактировать ]Религиозная политика Генриха II и Франциска II.
[ редактировать ]При Генрихе II французские гугеноты подвергались серьезным преследованиям. Анри стремился искоренить зарождающееся движение с помощью нескольких указов, в частности указов Шатобриана (1551 г.) , Компьеня (1557 г.) и Экуана (1559 г.) . [ 1 ] [ 2 ] Суть этих указов заключалась в криминализации ереси: для сжигания еретиков была создана Палата ярых , а в провинции были отправлены специальные прокуроры для наблюдения за этим процессом. [ 3 ] Однако его правление было прервано из-за случайности на рыцарском турнире, точно так же, как он завершил войны Габсбургов и Валуа с желанием более целенаправленно сосредоточить свои намерения на «проблеме ереси». [ 4 ] Ему наследовал его маленький сын Франциск II, который был болезненным, и его политику в основном определяли два его дяди Франциск, герцог Гиз и Карл, кардинал Лотарингии . [ 5 ]
Первоначально они стремились к преемственности с предыдущим режимом, и с июля 1559 по февраль 1560 года издали еще четыре указа о преследовании, включая такие положения, как снос любого дома, в котором проходило протестантское собрание, и преследование домовладельцев, которые сознательно арендовали еретиков. . [ 6 ] Последним указом о преследовании, предшествовавшим Амбуазу, был указ от февраля 1560 года, в котором отмечалось, что, хотя предыдущие указы успешно искоренили религиозные собрания в городах, «крамольное» протестантское богослужение продолжалось в поместьях сельской знати, которая защищала собрания под своими законными полномочиями на своей земле. Отныне судебное преследование по таким делам должно было осуществляться парламентом, а не сеньором . [ 7 ]
Беспорядки и недовольство
[ редактировать ]После смерти Генриха II и прихода к власти столь молодого короля начали возникать фракции, выступающие против нового режима. Они объединились вокруг двух основных направлений: первой религиозной оппозиции преследованию, возглавляемой протестантским духовенством. [ 5 ] Это уже достигло критической точки в 1559 году, когда начались беспорядки после суда и казни Анны дю Бур в Париже, когда Гиз обыскивал город от дома к дому после убийства президента Минара из мести. [ 8 ] Гизы еще больше оттолкнули элиту своей финансовой и политической политикой, а в период своего апогея дом Бурбонов и дом Монморанси затмили возможности, что испортило их отношения со двором, особенно с Людовиком, принцем Конде . Выплаты армии были отложены, что разозлило солдат, а коронные земли, не принадлежавшие Гизам или их клиентам, были возобновлены, что расстроило бывших дворян, владевших такой собственностью. Они также ввели новые налоги и подавили продажные должности. [ 9 ]
Амбуазский эдикт
[ редактировать ]Заговор Амбуаза
[ редактировать ]Полноценный заговор впервые сформировался в августе 1559 года с целью протолкнуть сомнительные права Конде на регентство вместо прав Гизов, несмотря на то, что Франциск был совершеннолетним, чтобы править. [ 10 ] Заговор возглавил вместо него сеньор де ла Реноди . [ 10 ] Он объединил вокруг себя смесь недовольной сельской знати и протестантских священнослужителей, таких как Ла Рош Шандье. [ 5 ] В последний раз заговорщики встретились 1 февраля 1560 года, чтобы принести присягу и спланировать детали операции. [ 11 ] К этому времени слухи о заговоре уже давно дошли до администрации Гиза и получили окончательное подтверждение, когда по дороге из поместий Лонгвиля в Амбуаз к нему подъехал адвокат герцога с струсившим секретарем де Авенелем. Он подробно изложил Гизу суть заговора. [ 12 ] Гиз поспешил в Амбуаз и решил пригласить в замок большую часть подозрительной знати, чтобы они стали свидетелями поражения переворота. Бои начались 11 марта, и в течение следующих десяти дней будут выявлены и уничтожены новые банды солдат. [ 13 ]
Заседание совета
[ редактировать ]Поскольку Колиньи был приглашен в Амбуаз вместе с большей частью высшей знати, к нему также обратились за советом по поводу религиозной политики Франции, которая в этом разворачивающемся кризисе считалась короной неустойчивой. Лотарингии уже давно было ясно, что нынешний подход к ереси полностью провалился и что число протестантов только росло, несмотря на жестокость. Канцлер Франсуа де Оливье согласился с этой оценкой, обвинив нынешнюю политику во всех волнениях, которые переживает Франция. [ 14 ] Колиньи предложил радикальное решение, отметив, сколько протестантов сейчас проживает в королевстве. Он предложил положить конец преследованиям и терпимости к протестантизму до тех пор, пока церковный совет не сможет рассмотреть и решить религиозный вопрос. [ 15 ] Хотя Екатерина и Мишель де Лопиталь приняли такую политику в 1562 году, на данный момент совет отказался от нее в пользу предложения Лотарингии. [ 16 ]
Условия указа
[ редактировать ]Указ, который они установили, был опубликован 8 марта, за несколько дней до начала боев в Амбуазе. Он начался с сожаления по поводу кровопролития преследований, причиненного мужчинам, женщинам и детям в предыдущие годы, и отметил, что Франциск мало хотел начинать свое правление с такой жестокостью, поскольку это противоречило его природе и юному возрасту. [ 16 ] Указ предлагал амнистию всем бывшим правонарушителям, осужденным за ересь, при определенных условиях. Их освободят из тюрьмы, если они согласятся с этого момента жить как добрые католики. Однако указ не предоставлял таких прав арестованным протестантским проповедникам, чьи убеждения остались в силе. Кроме того, те, кто совершает подстрекательство к мятежу под видом религиозных разногласий, также не будут освобождены от ответственности. Указ также не распространялся в будущем и применялся только к прошлым преступлениям на вероисповедании: те, кто был признан еретиком после публикации указа, по-прежнему подлежат аресту. [ 17 ] [ 18 ]
Долгосрочное значение
[ редактировать ]Регистрация
[ редактировать ]Несмотря на некоторые ожидания обратного, осторожный указ относительно гладко прошел процедуру регистрации, необходимую парламентам, чтобы стать законом. [ 18 ] Этого не произошло бы, если бы парламенты столкнулись с законодательством, подобным предложению Колиньи в Амбуазе. [ 19 ]
Амбуазские амнистии
[ редактировать ]Через несколько дней после публикации этой амнистии корона очертит более конкретную амнистию, предлагая помилование всем, кто в настоящее время находится за пределами замка Амбуаз, кто в течение 48 часов сложит оружие и вернется домой. Однако амнистия была лишь частью распространенного письма с предупреждением о том, что любой, кто все еще будет находиться за пределами замка по истечении этого периода, будет считаться предателем и казнен. [ 20 ] 22 марта в эту амнистию будут внесены поправки, исключающие политическое руководство нынешнего переворота, такое как Ла Реноди и барон де Каслно. [ 21 ] Также была предоставлена возможность назначить представителя от группы, которая возвращалась домой, чтобы мирно подать прошение короне по религиозным мотивам, в знак признания сочетания мотивов среди заговорщиков государственного переворота и включения тех, кого корона называла «простыми людьми». [ 22 ]
Последующее законодательство
[ редактировать ]Указ Роморантена, позднее в том же году, будет следовать рамкам, установленным указом Амбуаза, в нем те еретики, единственным преступлением которых была религия, будут судиться епископскими судами, в то время как духовенство, памфлетисты и другие мятежники будут преданы суду. судом Президо. У первого не было полномочий выносить смертный приговор, что фактически отменило смертную казнь за ересь во Франции на границах Амбуаза. [ 23 ] Указами от 19 апреля и июля запрещалось гражданское расследование того, совершалось ли в доме еретическое богослужение. Июльский указ закрыл техническую лазейку, которая позволяла епископальным судам передавать дела в парламенты, которые все еще имели право выносить смертный приговор, завершая отмену наказания, а также запрещая телесные наказания за ересь. [ 24 ] Наконец, в январе 1562 года корона обнародовала Сен-Жерменский эдикт. Этот знаковый указ соответствовал принципам, предложенным в Амбуазе Колиньи, с полной терпимостью к протестантизму в определенных пределах и полной свободой совести. [ 25 ] Последствия этого указа положили начало французским религиозным войнам . [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кнехт, Роберт (2010). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . Рутледж. п. 22. ISBN 9781408228197 .
- ^ Холт, Мак (2005). Религиозные войны во Франции 1562-1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 9780521547505 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 110. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . Рутледж. стр. 21–9. ISBN 9781408228197 .
- ^ Перейти обратно: а б с Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеун и Ко. с. 125. ИСБН 0416730507 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 111. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Сазерленд, Никола (1980). Борьба гугенотов за признание . Издательство Йельского университета. стр. 103–4. ISBN 0300023286 .
- ^ Дифендорф, Барбара (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 55. ИСБН 0195070135 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. стр. 103–4. ISBN 9780199596799 .
- ^ Перейти обратно: а б Сазерленд, Никола (1962). «Кальвинизм и заговор Амбуаза». История . 47 160: 127.
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 31.
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 114. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. стр. 34–8.
- ^ Марижоль, Жан (1983). Реформа, Лига, Нантский эдикт: 1559–1598 гг . Талландье. п. 26. ISBN 9782235014250 .
- ^ Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 384.
- ^ Перейти обратно: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 119. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Сазерленд, Никола (1980). Борьба гугенотов за признание. Издательство Йельского университета . Издательство Йельского университета. п. 105. ИСБН 0300023286 .
- ^ Перейти обратно: а б Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 385.
- ^ Дифендорф, Барбара (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 0195070135 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 36.
- ^ Марижоль, Жан (1983). Реформа, Лига, Нантский эдикт: 1559–1598 гг . Талландье. п. 28. ISBN 9782235014250 .
- ^ Бэрд, Генри (1880). История восстания гугенотов в двух томах: Том 1 из 2 . Ходдер и Стоутон. п. 390.
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции, 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 44.
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 129.
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 13. ISBN 978-0199229079 .