Франсиско де Сурбаран
Франсиско де Сурбаран | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | крестился | 7 ноября 1598 г.
Умер | 27 августа 1664 г. Мадрид , Испания | (65 лет)
Национальность | испанский |
Известный | рисование |
Движение | Барокко Караваджисты |
Покровитель(и) | Филипп IV Испании Диего Веласкес |
![]() |
Часть серии о |
католик Контрреформация |
---|
![]() |
Католическая Реформация и Возрождение |
Франсиско де Сурбаран ( / ˌ z ʊər b ə ˈ r ɑː n / ZOOR -bə- RAHN , Испанский: [fɾanˈθisko ðe θuɾβaˈɾan] ; крещен 7 ноября 1598 г. - 27 августа 1664 г. [ 3 ] ) был испанским художником . Он известен прежде всего своими религиозными картинами, изображающими монахов, монахинь и мучеников, а также натюрмортами . Сурбаран получил прозвище «Испанский Караваджо » из-за сильного использования светотени , в котором он преуспел.
Он был отцом художника Хуана де Сурбарана . [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]
Сурбаран родился в 1598 году в Фуэнте-де-Кантос , Эстремадура ; он крестился 7 ноября того же года. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Его родителями были Луис де Сурбаран, галантерейщик, и его жена Исабель Маркес. [ 6 ] [ 7 ] В детстве он начал имитировать предметы углем . [ 8 ] В 1614 году отец отправил его в Севилью на три года в ученики к Педро Диасу де Вильянуэва, художнику, о котором известно очень мало. [ 9 ]
Первый брак Сурбарана в 1617 году был заключен с Марией Паэт, которая была на девять лет старше. Мария умерла в 1624 году после рождения третьего ребенка. В 1625 году он снова женился на богатой вдове Беатрис де Моралес. 17 января 1626 года Сурбаран подписал контракт с настоятелем доминиканского монастыря Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье, обязуясь создать 21 картину в течение восьми месяцев. [ 10 ] Четырнадцать картин изображали жизнь святого Доминика ; остальные представляли святого Бонавентуру , святого Фому Аквинского и четырех Учителей Церкви . [ 11 ] Эта комиссия утвердила Сурбарана как художника. поручили Сурбарану 29 августа 1628 года севильские мерседарианцы создать 22 картины для монастыря их монастыря. [ 12 ] В 1629 году старейшины Севильи пригласили Сурбарана навсегда переехать в город, поскольку его картины приобрели такую высокую репутацию, что он повысит репутацию Севильи. Он принял приглашение и переехал в Севилью со своей женой Беатрис де Моралес, тремя детьми от первого брака, родственницей по имени Изабель де Сурбаран и восемью слугами. В мае 1639 года умерла его вторая жена Беатрис де Моралес. [ 13 ]
Около 1630 года он был назначен художником при Филиппе IV , и существует история, что однажды государь положил руку на плечо художника и сказал: «Художник королю, король художников». [ 14 ] После 1640 года его строгий, резкий и бескомпромиссный стиль стал невыгодно сравниваться с сентиментальной религиозностью Мурильо , и репутация Сурбарана пошла на убыль. Начиная с конца 1630-х годов мастерская Сурбарана производила множество картин на экспорт в Южную Америку. [ 3 ] «Иаков и его двенадцать сыновей» Серия , изображающая патриарха Иакова и его 12 сыновей, похоже, была нацелена на рынок Южной Америки, но оригиналы были приобретены для Оклендского замка в Бишоп-Окленде , графство Дарем , Англия. [ 15 ]
7 февраля 1644 года Сурбаран женился в третий раз на другой богатой вдове, Леоноре де Тордер. Лишь в 1658 году, в конце жизни Сурбарана, он переехал в Мадрид в поисках работы и возобновил контакты с Веласкесом . [ 3 ] В популярном мифе Сурбаран умер в нищете, но на момент его смерти стоимость его имущества составляла около 20 000 реалов . [ 16 ]
Стиль
[ редактировать ]
Неизвестно, имел ли Сурбаран возможность увидеть картины Караваджо , но в его работах используется аналогичное использование светотени и тенебризмы (драматического освещения). Художником, который, по мнению некоторых искусствоведов, оказал наибольшее влияние на его характерно суровые композиции, был Хуан Санчес Котан . [ 17 ] Полихромная скульптура, которая ко времени обучения Сурбарана достигла в Севилье уровня сложности, превосходящего уровень сложности местных художников, стала еще одной важной стилистической моделью для молодого художника; творчество Хуана Мартинеса Монтаньеса особенно близко по духу творчеству Сурбарана. [ 17 ]
Он писал свои фигуры прямо с натуры и широко использовал фигуру мирянина при изучении драпировок, в чем он особенно преуспел. У него был особый дар к белым драпировкам; как следствие, дома картезианцев в белых одеждах изобилуют его картинами. Говорят, что этих жестких методов Сурбаран придерживался на протяжении всей своей карьеры, которая была процветающей, полностью ограничивалась Испанией и мало чем отличалась от его повседневной работы. Его сюжетами были в основном суровые и аскетические религиозные бдения, дух, наказывающий плоть до подчинения, композиции часто сводились к одной фигуре. «Неспособность или, возможно, презрение к повествованию» Сурбарана затрудняет интерпретацию действий, изображенных в его композициях, без предварительного знания предмета. [ 18 ] Стиль более сдержанный и сдержанный, чем у Караваджо, тон цвета часто довольно голубоватый. Исключительные эффекты достигаются благодаря точно обработанному переднему плану, в значительной степени распределенному по свету и тени. [ 14 ] Фон часто невыразительный и темный. Сурбарану было трудно рисовать глубокий космос; когда представлены внутренние или внешние декорации, эффект напоминает театральный фон на неглубокой сцене. [ 19 ] Историк искусства Хулиан Гальего предполагает, что раннее обучение Сурбарана «возможно, оставило у него вкус к маньеристской композиции… с наклонной мебелью и аксессуарами» в двусмысленном пространстве, лишенном единой перспективы. [ 20 ] Возникающие противоречия сравнивают с кубизмом из-за того, как каждый объект представлен изолированно. [ 21 ] По словам Хосе Камона Аснара , «Сурбарану удалось сделать изящество своей неуклюжести». [ 22 ]
Поздние работы Сурбарана, такие как « Святой Франциск» ( ок. 1658–1664 ; Старая пинакотека ), демонстрируют влияние Мурильо и Тициана в их более свободной манере письма и более мягких контрастах. [ 23 ]
Художественное наследие
[ редактировать ]

В 1631 году он написал большой алтарь « Апофеоз святого Фомы Аквинского» , который сейчас находится в Музее изящных искусств Севильи ; он был исполнен для церкви коллегии этого святого. [ 24 ] Это крупнейшее произведение Сурбарана. [ 25 ] содержит фигуры Христа , Мадонны , различных святых, Карла V с рыцарями и архиепископа Деза (основателя колледжа) с монахами и слугами, причем все главные персонажи превышают натуральную величину. [ 14 ] Этому предшествовали многочисленные картины для ретабла Святого Петра в соборе Севильи. [ 26 ]
Между 1628 и 1634 годами он написал четыре сцены из жизни святого Петра Ноласко для главного монастыря Кальцед-Мерседарианцев в Севилье. [ 27 ] В Санта-Мария-де-Гуадалупе он написал несколько больших картин, восемь из которых относятся к истории Святого Иеронима ; [ 3 ] а в церкви Святого Павла в Севилье — фигура Распятого Спасителя, выполненная гризайлью , создающая иллюзию мрамора . В 1639 году он завершил росписи главного алтаря картезианцев в Хересе . [ 28 ] Также в 1630-х годах ему было поручено предоставить полотна, изображающие « Подвиги Геркулеса » , единственную группу мифологических сюжетов, созданных рукой Сурбарана, которые были установлены в Зале королевств в Мадриде. [ 29 ] Прекрасный образец его работ находится в Национальной галерее в Лондоне : фигура коленопреклоненного Святого Франциска в натуральную величину, держащего череп. [ 30 ]
В 1835 году картины Сурбарана были конфискованы из монастырей и выставлены в новом Музее Кадиса . [ нужна ссылка ]
Его основными учениками были Бернабе де Айяла , Хуан Каро де Тавира и братья Поланко ; среди других был Игнатий Рисский . [ нужна ссылка ]
Сурбаран был предметом крупной выставки в 1987 году в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, которая в 1988 году отправилась в Национальную галерею Гран-Пале в Париже. [ 31 ] В 2015 году музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде представил Сурбарана. Новая перспектива . [ 32 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Святой Серапион , 1628 г., Уодсворт Атенеум , Хартфорд.
-
Непорочное зачатие , 1630 год, Музей Прадо , Мадрид.
-
Смерть святого Бонавентуры ( Тело святого Бонавентуры в присутствии папы Григория X и Якова I Арагонского ), 1629–1630, Лувр , Париж
-
«Молодая Дева» , 1630, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
-
Святая Касильда Толедская , 1630-1635, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
-
Святая Маргарита в образе пастушки , 1631 год, Национальная галерея , Лондон.
-
Защита Кадиса от англичан , 1634 год, Музей Прадо , Мадрид.
-
Геркулес и Гидра , 1634, Музей Прадо , Мадрид.
-
Доктор права , 1635, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер , Бостон.
-
Святая Елизавета Португальская , ок. 1635, Музей Прадо , Мадрид.
-
Святой Лука как художник перед Христом на Кресте , ок. 1635–1640, Музей Прадо , Мадрид.
-
Благовещение , 1637–1639, Музей Гренобля , Франция.
-
Святая Руфина , ок. 1635–1640, Национальная галерея Ирландии , Дублин.
-
Агнус Деи , ок. 1635–1640, Музей Прадо , Мадрид.
-
Святой Франциск Ассизский в своей гробнице , 1630/34, Художественный музей Милуоки.
-
Святое Семейство , 1659, Музей изящных искусств , Будапешт.
-
Натюрморт с горшками , ок. 1650, Музей Прадо , Мадрид.
-
Святой Франциск , ок. 1658–1664, Старая пинакотека , Мюнхен.
-
Дева Мария в детстве молится , ок. 1658–1664, Эрмитаж , Санкт-Петербург.
-
Святой Франциск в молитве , 1659 год, Музей Прадо , Мадрид.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Буссагли и Райхе 2009 , с. 95.
- ^ Перес 2004 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б с д Курорт и Джордан 2003 .
- ^ «Теперь на выставке представлены две новые картины» . Национальная галерея . 2018 . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Харрис 2005 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Гальего и Гудиоль 1977 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б Батикле 1987 , с. 53.
- ^ Россетти 1911 , с. 1056.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 13.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 16.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 73.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 127.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Россетти 1911 , с. 1057.
- ^ «Картины Сурбарана: Искусство и выставки в Оклендском замке» . Оклендский проект . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Гудвин 2015 , с. 474.
- ^ Перейти обратно: а б Гальего и Гудиоль 1987 , с. 15.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 25.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , стр. 60–61.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 36.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , стр. 21, 36.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 26.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , стр. 20, 67.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 82.
- ^ Мэллори 1990 , с. 116.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , стр. 79–80.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 74.
- ^ Гальего и Гудиоль 1987 , с. 86.
- ^ «Геркулес как символ испанской монархии» . Великолепие, миф и видение: обнаженные тела из Прадо . Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Маккензи (2018). «Напишите на искусстве: «Святой Франциск» » . Арт Великобритании .
- ^ Гилберт 1987 .
- ^ «Выставка – Сурбаран. Новый взгляд» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 20 января 2020 г. .
- ^ «Санто-Доминго ин Сориано» . artehistoria.com (на испанском языке). 2017. Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 года . Проверено 20 января 2020 г. .
Источники
[ редактировать ]- Батикл, Жаннин (1987). «Франсиско де Сурбаран: хронологический обзор». В Батикле, Жаннин (ред.). Сурбаран . Метрополитен-музей.
- Буссагли, Марко; Райхе, Матиас (2009). Барокко и Рококо Нью-Йорк и Лондон: Стерлинг. ISBN 978-1-4027-5925-3 .
- Гальего, Хулиан; Гудиоль, Хосе (1977). Сурбаран, 1598–1664 гг . Секер и Варбург. ISBN 9780436172205 .
- Гальего, Джулиан; Гудиоль, Хосе (1987). Сурбаран . Лондон: Коллекция Alpine Fine Arts, Ltd. ISBN 0-88168-115-6 .
- Гилберт, Крейтон (декабрь 1987 г.). «Сурбаран, по большей части» . Новый критерий .
- Гудвин, Роберт (2015). Испания: Центр мира 1519–1682 гг . Блумсбери. ISBN 978-1-4088-4357-4 .
- Харрис, Энн Сазерленд (2005). Искусство и архитектура семнадцатого века . Лоуренс Кинг. ISBN 978-1-85669-415-5 .
- Мэллори, Нина А. (1990). От Эль Греко до Мурильо: испанская живопись Золотого века, 1556–1700 гг . Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-435531-5 .
- Перес, Хавьер Портус (2004). Испанский портрет: от Эль Греко до Пикассо . Национальный музей Прадо. ISBN 978-1-85759-374-7 .
- Курорт, Клоди; Джордан, Уильям Б. (2003), «Сурбаран, семья», Grove Art Online , номер документа : 10.1093/gao/9781884446054.article.T093699 , ISBN 9781884446054
- свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Сурбаран, Франциско ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 1056–1057. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сурбаран , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF)