Список запрещенных книг
Часть серии о |
Католик Контрреформация |
---|
Католическая Реформация и Возрождение |
Index Librorum Prohibitorum (английский: Индекс запрещенных книг ) представлял собой изменяющийся список публикаций, которые считала еретическими Священная Конгрегация Индекса (бывшая Дикастерия Римской курии ) или противоречащими морали; Католикам было запрещено печатать или читать их по решению местного епископа. [1] Католические государства могли бы принять законы, чтобы адаптировать или принять этот список и обеспечить его соблюдение.
Индекс . действовал с 1560 по 1966 год [2] [3] [4] [ нужна страница ] Он запретил тысячи наименований книг и занес в черный список публикации, в том числе произведения интеллектуальной элиты Европы. [5] [6] [7]
Индекс осуждал как религиозные, так и светские тексты, оценивая произведения по степени , в которой они считались отвратительными или опасными для церкви того времени. [8] Целью списка было защитить членов церкви от чтения богословских, культурных или политически разрушительных книг. Иногда в такие книги входили произведения святых , таких как богослов Роберт Беллармин. [9] и философ Антонио Росмини-Сербати , [10] астрономы , такие как Иоганна Кеплера » «Epitome astronomiae Copernicanae (опубликовано в трех томах с 1618 по 1621 год), которое было в Индексе с 1621 по 1835 год; работы философов , такие как Иммануила Канта » «Критика чистого разума (1781); а также издания и переводы Библии, которые не были одобрены. Издания «Индекса » также содержали правила Церкви, касающиеся чтения, продажи и превентивной цензуры книг. [11]
Предыстория и история
[ редактировать ]Европейские ограничения на право печати
[ редактировать ]Исторический контекст, в котором появился Индекс , связан с введением первых ограничений на печать в Европе. Усовершенствование подвижного шрифта и печатного станка Иоганна Гутенберга ок. 1440 год изменил природу книгоиздания и механизм распространения информации среди общественности. [12] Книги, когда-то редкие и бережно хранившиеся в небольшом количестве библиотек, теперь могут производиться массово и широко распространяться.
В 16 веке и церкви, и правительства большинства европейских стран пытались регулировать и контролировать печать, поскольку она позволяла быстро и широко распространять идеи и информацию. Протестантская Реформация породила большое количество новых полемических произведений как в католическом, так и в протестантском лагерях, а религиозные темы, как правило, были областью, наиболее подверженной контролю. В то время как правительства и церковь различными способами поощряли печать, что позволяло распространять Библии и правительственную информацию, произведения инакомыслия и критики также могли быстро распространяться. Как следствие, правительства установили контроль над типографиями по всей Европе, потребовав от них наличия официальных лицензий на торговлю и производство книг. [13] [14]
Ранние версии запретительных индексов начали появляться с 1529 по 1571 год. В то же время, в 1557 году, английская корона стремилась остановить поток инакомыслия, учредив компанию канцелярских товаров . [15] Право на печать было ограничено двумя университетами (Оксфордским и Кембриджским) и 21 существующей типографией в лондонском городе , у которых было 53 печатных станка . [16] [ нужна страница ]
Французская корона также жестко контролировала книгопечатание, а печатник и писатель Этьен Доле был сожжен на костре за атеизм в 1546 году. Эдикт Шатобриана 1551 года всесторонне резюмировал позиции цензуры на сегодняшний день и включал положения о распаковке и проверке всех книг, ввезенных во Францию. [17] [18] 1557 года Компьенский эдикт применил смертную казнь к еретикам и привел к сожжению дворянки на костре. [19] Печатников считали радикальными и мятежными: 800 писателей, печатников и книготорговцев были заключены в Бастилию . [20] Иногда запреты церкви и государства следовали друг за другом, например, Рене Декарт был внесен в Индекс в 1660-х годах, а французское правительство запретило преподавание картезианства в школах в 1670-х годах. [16] [ нужна страница ]
Закон об авторском праве 1710 года в Великобритании, а затем и законы об авторском праве во Франции облегчили эту ситуацию. Историк Экхард Хеффнер утверждает, что законы об авторском праве и их ограничения служили барьером на пути прогресса в этих странах на протяжении более столетия, поскольку британские издатели могли печатать ценные знания в ограниченных количествах ради прибыли. Немецкая экономика процветала в тот же период, поскольку не было никаких ограничений. [21] [22] [ нужна страница ]
Ранние указатели (1529–1571 гг.)
[ редактировать ]Первый подобный список был опубликован не в Риме , а в католических Нидерландах (1529 г.); Этому примеру последовали Венеция (1543 г.) и Париж (1551 г.) по условиям эдикта Шатобриана . К середине столетия, в напряженной атмосфере религиозных войн в Германии и Франции, как протестантские, так и католические власти пришли к выводу, что только контроль над прессой, включая каталог запрещенных произведений, координируемый церковными и правительственными властями, может предотвратить распространение ереси. [23]
Пол Ф. Грендлер (1975) обсуждает религиозный и политический климат в Венеции с 1540 по 1605 год. Было много попыток подвергнуть цензуре венецианскую прессу, которая в то время была одной из крупнейших концентраций типографий. И церковь, и правительство верили в цензуру, но издатели постоянно сопротивлялись попыткам запретить книги и прекратить печать. Не раз индекс запрещенных книг в Венеции закрывался или приостанавливался из-за того, что различные люди выступали против него. [24]
Первый Римский указатель был напечатан в 1557 году под руководством Папы Павла IV (1555–1559), но затем по неясным причинам отозван. [25] В 1559 году был наконец опубликован новый указатель, запрещающий все произведения около 550 авторов в дополнение к отдельным запрещенным названиям: [25] [примечание 1] «Индекс Полины считает, что религиозные убеждения автора загрязняют все его произведения». [23] Работа цензоров считалась слишком строгой и встречала большое сопротивление даже в католических интеллектуальных кругах; после того, как Тридентский собор утвердил пересмотренный список, подготовленный при Папе Пии IV так называемый Тридентский указатель , в 1564 году был обнародован ; он оставался основой всех более поздних списков, пока Папа Лев XIII в 1897 году не опубликовал свой Index Leonianus .
Внесение в черный список некоторых протестантских ученых, даже когда они писали на темы, которые современный читатель счел бы выходящими за рамки догмы, означало, что, если они не получили разрешения , послушным католическим мыслителям было отказано в доступе к работам, включая: ботаника Конрада Геснера Historiae Animalium ; ботанические работы Отто Брунфельса ; работы ученого-медика Януса Корнариуса ; Кристофу Хегендорфу или Иоганну Ольдендорпу по теории права; протестантские географы и космографы, такие как Якоб Циглер или Себастьян Мюнстер ; а также все, что написано протестантскими богословами, такими как Мартин Лютер , Жан Кальвин или Филипп Меланхтон . [примечание 2] Среди включений была « Libri Carolini» , богословский труд, созданный при дворе Карла Великого в IX веке , который был опубликован в 1549 году епископом Жаном дю Тийе и который уже входил в два других списка запрещенных книг, прежде чем был включен в Тридентский указатель. [26]
Священная конгрегация Индекса (1571–1917)
[ редактировать ]Часть серии о |
Римская курия |
---|
Портал католицизма |
специальная конгрегация В 1571 году была создана , Священная Конгрегация Индекса , перед которой стояла конкретная задача исследовать те сочинения, которые были осуждены в Риме как не лишенные ошибок, регулярно обновлять список Папы Пия IV, а также составлять списки необходимых исправлений на случай, если произведение не будет осуждено абсолютно, а только нуждается в исправлении; затем он был внесен в список со смягчающей оговоркой (например, donec corrigatur («запрещено до исправления») или donec expurgetur («запрещено до устранения»)). [ нужна ссылка ]
Несколько раз в год община проводила собрания. В ходе встреч они рассмотрели различные работы и задокументировали эти обсуждения. В перерывах между заседаниями обсуждаемые работы тщательно изучались, и каждая работа рассматривалась двумя людьми. На собраниях коллективно решали, включать произведения в Индекс или нет. В конечном итоге именно Папа должен был одобрять добавление или удаление произведений из Индекса. Именно документация собраний общины помогла папе принять решение. [27]
Иногда это приводило к появлению очень длинных списков исправлений, публикуемых в Index Expurgatorius в 1627 году цитировал , который Томас Джеймс как «бесценный справочный труд, который хранители Бодлианской библиотеки будут использовать при перечислении произведений, особенно достойных коллекционирования». [28] Запреты, введенные другими конгрегациями (в основном Святой Канцелярией), просто передавались Конгрегации Индекса, где окончательные указы составлялись и публиковались после одобрения Папы (который всегда имел возможность осудить автора лично - там — это лишь несколько примеров такого осуждения, в том числе со стороны Ламенне и Гермеса ). [ нужна ссылка ]
Обновление Индекса было сделано Папой Львом XIII в апостольской конституции 1897 года Officiorum ac Munerum , известной как Index Leonianus . [29] Последующие издания Индекса были более сложными; они ранжировали авторов в соответствии с предполагаемой степенью их токсичности и отмечали отдельные отрывки для вычеркивания, а не осуждали целые книги. [30]
Священная Конгрегация инквизиции Римско-католической церкви позже стала Священной канцелярией , а с 1965 года стала называться Конгрегацией доктрины веры . Конгрегация Индекса была объединена со Священной канцелярией в 1917 году по решению motu proprio Alloquentes Proxime Папы Бенедикта XV; правила чтения книг были снова переработаны в новом Codex Iuris Canonici . С 1917 года Индексом (снова) занималась Священная канцелярия. [ нужна ссылка ]
Священная канцелярия (1917–1966)
[ редактировать ]Хотя отдельные книги по-прежнему были запрещены, последнее издание Индекса вышло в 1948 году. Это 20-е издание. [32] содержало 4000 наименований, подвергнутых цензуре по разным причинам: ересь , моральная неполноценность, откровенность сексуального характера и так далее. То, что некоторые атеисты , такие как Шопенгауэр и Ницше , не были включены, произошло из-за общего ( Тридентского ) правила, согласно которому еретические произведения (т.е. произведения, противоречащие католической догме) запрещены ipso facto . Некоторые важные работы отсутствуют просто потому, что никто не удосужился их осудить. [33] Многие действия общин имели определенное политическое содержание. [34]
Среди осужденных работ того периода был « нацистского философа Альфреда Розенберга » Миф двадцатого века за презрение и отрицание «всех догм католической церкви и основ христианской религии». [35] В Индексе заметно отсутствовала книга Адольфа Гитлера « Майн кампф» . Получив доступ к Апостольскому архиву Ватикана, церковный историк Хуберт Вольф обнаружил, что «Майн кампф» изучалась в течение трех лет, но Священная канцелярия решила, что ее не следует включать в Индекс, поскольку автор был главой государства. [31] Священная канцелярия обосновала это решение ссылкой на 13-ю главу Павла Послания апостола к римлянам о государственной власти, исходящей от Бога. [31] Однако несколько позже Ватикан раскритиковал «Майн кампф» в энциклике «Мит Бреннендер Зорге» (март 1937 г.) о проблемах церкви в нацистской Германии. [31]
Отмена (1966)
[ редактировать ]7 декабря 1965 года Папа Павел VI издал motu proprio Integrae servandae , согласно которому Святая канцелярия была реорганизована в Священную конгрегацию доктрины веры . [36] Индекс не был указан как часть компетенции вновь созданной конгрегации, что вызвало сомнения, так ли это по-прежнему. Этот вопрос был задан кардиналу Альфредо Оттавиани , пропрефекту конгрегации, который ответил отрицательно. [37] Кардинал также указал в своем ответе, что в ближайшее время в Индексе произойдут изменения.
Конгрегации доктрины веры в июне 1966 года В уведомлении было объявлено, что, хотя Индекс сохраняет свою моральную силу, поскольку он учит христиан остерегаться, как того требует сам естественный закон, тех писаний, которые могут поставить под угрозу веру и мораль, он не больше не имел силы церковного позитивного права с соответствующими наказаниями. [38]
Каноническое право Латинской церкви по-прежнему рекомендует выносить на рассмотрение местного Ординария (обычно епископа) произведения, если они касаются Священного Писания , богословия , канонического права или церковной истории , религии или морали. [39] Местный Ординар консультируется с кем-то, кого он считает компетентным для вынесения решения, и, если этот человек дает nihil obstat («ничто не запрещает»), местный Ординарий дает разрешение («пусть это будет напечатано»). [39] Члены религиозных институтов требуют от своего главного начальника разрешения imprimi potest («это можно распечатать») на публикацию книг по вопросам религии и морали. [39]
Масштаб и влияние
[ редактировать ]Цензура и правоприменение
[ редактировать ]Индекс . не был просто реактивной работой Римско-католические авторы имели возможность защитить свои произведения и подготовить новое издание с необходимыми исправлениями или удалениями, чтобы избежать или ограничить запрет . Цензура перед публикацией поощрялась. [ нужна ссылка ]
Индекс , но в других местах только в том случае , имел силу в Папской области если он был принят гражданскими властями, как это произошло в нескольких итальянских государствах. [40] В других регионах приняты свои списки запрещенных книг. В Священной Римской империи книжная цензура, предшествовавшая публикации «Индекса » , перешла под контроль иезуитов в конце 16 века, но не имела большого эффекта, поскольку немецкие князья внутри империи создали свои собственные системы. [41] Во Франции именно французские чиновники решали, какие книги запрещать. [41] Чёрча и Индекс не был признан. [42] В Испании существовал свой собственный Index Librorum Prohibitorum et Expurgatorum , который во многом соответствовал церковному. [43] но также включал список книг, которые были разрешены после того, как запрещенная часть (иногда одно предложение) была удалена или «вычеркнута». [44]
Постоянные моральные обязательства
[ редактировать ]14 июня 1966 года Конгрегация доктрины веры ответила на полученные запросы относительно сохраняющихся моральных обязательств в отношении книг, включенных в Указатель. В ответе говорилось, что эти книги являются примерами книг, опасных для веры и морали, и всех из них, а не только тех, которые когда-то были включены в Индекс, следует избегать, несмотря на отсутствие какого-либо письменного закона против них. «Индекс», говорилось в нем, сохраняет свою моральную силу «поскольку» ( quatenus ) он учит совесть христиан остерегаться, как того требует сам естественный закон, сочинений, которые могут поставить под угрозу веру и нравственность, но он (Индекс запрещенного Книги) уже не имеет силы церковного закона с вытекающими отсюда порицаниями. [45]
Таким образом, конгрегация возложила на совесть отдельного христианина обязанность избегать всех сочинений, опасных для веры и нравственности, одновременно отменяя ранее существовавший церковный закон и соответствующие порицания. [46] не заявляя при этом, что книги, которые когда-то были включены в различные издания «Индекса запрещенных книг», стали свободными от ошибок и опасностей.
В письме от 31 января 1985 года кардиналу Джузеппе Сири по поводу книги « Поэма о Человеке-Боге » кардинал Йозеф Ратцингер (тогдашний префект Конгрегации, который позже стал Папой Бенедиктом XVI ) назвал уведомление Конгрегации 1966 года как следует: «После роспуска Индекса, когда некоторые люди считали, что печать и распространение произведения разрешены, людям снова напомнили в L'Osservatore Romano (15 июня 1966 г.), что, как было опубликовано в Acta Apostolicae Sedis (1966 г.) , ), Индекс сохраняет свою моральную силу, несмотря на его роспуск. Решение против распространения и рекомендации произведения, которое не было легкомысленно осуждено, может быть отменено, но только после глубоких изменений, которые нейтрализуют вред, который такая публикация может нанести среди людей. обычные верующие». [47]
Изменение суждений
[ редактировать ]Содержание Index Librorum Prohibitorum на протяжении веков подвергалось как удалениям, так и дополнениям. Сочинения Антонио Росмини-Сербати были внесены в Индекс в 1849 году, но были удалены к 1855 году, а Папа Иоанн Павел II упомянул работу Росмини как важный пример «процесса философского исследования, который был обогащен за счет привлечения данных веры». [48] Издание «Индекса» 1758 года сняло общий запрет на работы, пропагандирующие гелиоцентризм как факт, а не как гипотезу. [49]
Некоторые научные теории, содержащиеся в работах первых изданий «Индекса », уже давно преподаются в католических университетах . Например, общий запрет на книги, пропагандирующие гелиоцентризм, был удален из Индекса в 1758 году, но два францисканских математика опубликовали в 1742 году издание » Исаака Ньютона ( «Principia Mathematica 1687) с комментариями и предисловием, в котором говорилось, что эта работа предполагает гелиоцентризм. и без этого объяснить невозможно. [50]
Перечисленные произведения и авторы
[ редактировать ]Среди примечательных фигур в Индексе — Симона де Бовуар , Николя Мальбранш , Жан-Поль Сартр , Мишель де Монтень , Вольтер , Дени Дидро , Виктор Гюго , Жан-Жак Руссо Андре Жид , Никос Казандзакис , Эмануэль Сведенборг , Барусид , Спиноза Эраш Эраш. , [ нужна ссылка ] Иммануил Кант , Дэвид Юм , Рене Декарт , Фрэнсис Бэкон , Томас Браун , Джон Мильтон , Джон Локк , Николай Коперник , Никколо Макиавелли , Галилео Галилей , Блез Паскаль и Гуго Гроций . Первой женщиной, попавшей в этот список, была Магдалена Хаймайрус в 1569 году, которая была внесена в список за свою детскую книгу Die sontegliche Episteln über das gantze Jar in gesangsweis gestellt ( Воскресные послания на весь год, включенные в гимны ). [51] [52] [53] [54] Другие женщины включают Энн Аскью , [55] Олимпия Фульвия Мората , Урсула Мюнстербергская (1491–1534), Вероника Франко и Паола Антония Негри (1508–1555). [56] Вопреки распространенному заблуждению, Чарльза Дарвина никогда не были включены. работы [57]
Во многих случаях авторская опера-омния (полное собрание сочинений) была запрещена. Однако в Индексе указывалось, что запрет чьей-либо оперной омнии не исключает произведений, не связанных с религией и не запрещенных общими правилами Индекса. Это объяснение было опущено в издании 1929 года, которое в 1940 году было официально интерпретировано как означающее, что опера омния охватывала все без исключения произведения автора. [58]
Кардинал Оттавиани заявил в апреле 1966 года, что современной литературы слишком много, и Священная Конгрегация доктрины веры не может с ней справиться. [59]
См. также
[ редактировать ]- Список авторов и работ в Index Librorum Prohibitorum
- Архив Конгрегации вероучения
- Книжная цензура
- Клерикализм
- Сожжения нацистских книг , некоторые книги, упомянутые в списке, были сожжены НСДАП.
- Указатель отвергнутых книг
- Литературная инквизиция
Примечания
[ редактировать ]- ^ Они включали все Пьетро Аретино , Макиавелли , Эразма и Рабле . [23]
- ^ Эти авторы приведены Шмиттом 1991.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грендлер, Пол Ф. «Печать и цензура» в Кембриджской истории философии эпохи Возрождения , Чарльз Б. Шмитт, изд. ( Издательство Кембриджского университета , 1988, ISBN 978-0-52139748-3 ) стр. 45–46
- ^ 20-е и последнее издание Индекса вышло в 1948 году; Индекс был официально отменен 14 июня 1966 года Папой Павлом VI . «Уведомление об упразднении Указателя книг» . 14 июня 1966 года.
- ^ Церковь в современную эпоху , (Том 10) Юбера Джедина, Джона Долана, Габриэля Адриани, 1981 г. ISBN 082450013X , с. 168
- ^ Кусукава, Сатико (1999). «Галилей и книги» . Звездный посланник .
- ^ Ленард, Макс (2006). «О происхождении, развитии и упадке Index librorum запреторум ». Журнал услуг доступа . 3 (4): 51–63. дои : 10.1300/J204v03n04_05 . S2CID 144325885 .
- ^ Анастапло, Джордж. «Цензура» . Британская энциклопедия . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Хильгерс, Йозеф (1908). «Цензура книг» . Католическая энциклопедия . Том. 3. Компания Роберта Эпплтона . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Лайонс, Мартинс (2011). Живая история . Лос-Анджелес. стр. Глава 2.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джаннини, Массимо Карло. «Роберт Беллармин: иезуит, интеллектуал, святой» . Папский григорианский университет . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Кардинал Сарайва называет нового блаженного Антонио Росмини «гигантом культуры» » . Католическое информационное агентство .
- ^ Указатель запрещенных книг , 1559 г., Правило четвертое («Правило 4»)
- ^ Маклюэн, Маршалл (1962), Галактика Гутенберга: создание типографского человека (1-е изд.), University of Toronto Press, ISBN 978-0-8020-6041-9 стр. 124
- ^ МакКуин, Гектор Л.; Вельде, Шарлотта; Лори, Грэм Т. (2007). Современная интеллектуальная собственность: право и политика . Издательство Оксфордского университета. п. 34. ISBN 978-0-19-926339-4 .
- ^ де Сола Пул, Итиэль (1983). Технологии свободы . Издательство Гарвардского университета. п. 14 . ISBN 978-0-674-87233-2 .
- ^ «Благочестивая компания производителей канцелярских товаров и газет» . Документально подтвержденный Шекспир . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спутник Декарта Джанет Бротон, Джон Питер Кэрриеро, 2007 г. ISBN 1-4051-2154-8
- ^ Энциклопедия Рабле Элизабет А. Чесни, 2004 г. ISBN 0-313-31034-3 стр. 31–32.
- ^ Печатный станок как агент перемен Элизабет Л. Эйзенштейн, 1980 г. ISBN 0-521-29955-1 стр. 328
- ^ Роберт Жан Кнехт, Взлет и падение Франции эпохи Возрождения: 1483–1610, 2001 г., ISBN 0-631-22729-6 стр. 241
- ^ де Сола Пул, Итиэль (1983). Технологии свободы . Издательство Гарвардского университета. п. 15 . ISBN 978-0-674-87233-2 .
- ^ Тадеуш, Франк (18 августа 2010 г.). «Закон об авторском праве: настоящая причина промышленной экспансии Германии?» . Der Spiegel – через Spiegel Online.
- ^ История и характер авторских прав Экхарда Хёффнера, 2010 г. (на немецком языке) ISBN 3-930893-16-9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шмитт 1991:45.
- ^ Грендлер, Пол Ф. (1975). «Римская инквизиция и венецианская пресса». Журнал современной истории . 47 (1): 48–65. дои : 10.1086/241292 . JSTOR 1878921 . S2CID 151934209 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун, Горацио Ф. (1907). Исследования по истории Венеции (Том 2) . Нью-Йорк, Э. П. Даттон и компания.
- ^ Пол Оскар Кристеллер (редактор), Itinerarium Italiano (Brill, 1975). ISBN 978-90-0404259-9 ), с. 90.
- ^ Хенеган, Томас (2005). «Тайны запрещенных книг» . Америка . 192 (4). Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ Грин, Джонатан; Каролидес, Николас Дж. (2005), Энциклопедия цензуры , Facts on File, Inc, стр. 257, ISBN 9781438110011
- ^ «Католическая энциклопедия: Цензура книг» . www.newadvent.org .
- ^ Лайонс, Мартин. (2011). Книги: Живая история. Лос-Анджелес, Калифорния: Публикации Getty. ISBN 978-1-60606-083-4 , с. 83
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Том Хенеган «Секреты запрещенных книг», журнал America Magazine , 7 февраля 2005 г. [1]
- ^ «Список запрещенных книг | Католицизм» . энциклопедия Британская
- ^ «Работы, включенные в Индекс, - это только те, на которые церковным властям было предложено действовать» ( Британская энциклопедия: Index Librorum Prohibitorum ).
- ^ «Сплетение церкви и государственной власти во многих случаях приводило к тому, что в Индекс помещались откровенно политические титулы, титулы, которые имели мало общего с безнравственностью или нападками на католическую веру. Например, история Богемии, Rervm Bohemica Antiqvi «Скрипторес Аликвот » [...] Маркварди Фрехери (опубликованный в 1602 году) был внесен в Индекс не за нападки на церковь, а скорее потому, что он выступал за независимость Богемии от (католической) Австро-Венгерской империи. Макиавелли был помещен в Указатель в 1559 году после того, как его обвинили в широко распространенной политической коррупции во Франции (Карри, 1999, стр. 5)» ( Дэвид Дусто, Index Librorum Prohibitorum: The History, Philosophy, and Impact of Index of запрещенных книг ). Архивировано 20 октября 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Ричард Бонни; Противостояние нацистской войне с христианством: Информационные бюллетени Kulturkampf, 1936–1939 ; Международные академические издательства; Берн; 2009 год ISBN 978-3-03911-904-2 ; п. 122
- ^ Павел VI, Папа (7 декабря 1965 г.). «Чтобы сохраниться целым » . vatican.va Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ L'Osservatore della Domenica , 24 апреля 1966 г., с. 10.
- ^ Конгрегация доктрины веры (14 июня 1966 г.). «Уведомление об упразднении Указателя книг» . vatican.va . Архивировано из оригинала 7 марта 2014 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Кодекс канонического права: текст — IntraText CT» . www.intratext.com .
- ^ Стивен Г. Бернетт, Христианский гебраизм в эпоху Реформации (Brill 2012). ISBN 978-9-00422248-9 ), с. 236
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Люсьен Февр, Анри Жан Мартен, Приход книги: влияние печати 1450–1800 гг. (версия 1976 г.) ISBN 978-1-85984108-2 ), стр. 245–246
- ^ Джон Майкл Льюис, Галилей во Франции (Питер Ланг, 2006 г.) ISBN 978-0-82045768-0 ), с. 11
- ^ CB Шмитт, Квентин Скиннер, Экхард Кесслер, Философия Возрождения (Cambridge University Press, 1988) ISBN 978-0-52139748-3 ), с. 48
- ^ «Список запрещенных и очищенных книг» . в Луи Санчесе. 17 октября 1612 г. - через Google Книги.
- ^ «Эта Святая Конгрегация Доктрины Веры, обратившись к Благословенному Отцу, объявляет, что ее Индекс сохраняет свою моральную силу, поскольку он учит совесть верных Христу, что им следует остерегаться того, что написано, как того требует само естественное право, которое может привести к кризису веры и добрых нравов, но иметь такую же неширокую силу церковного закона с дополнительной цензурой» ( Acta Apostolicae Sedis 58 (1966), стр. 445); См. Итальянский текст опубликован вместе с латинским в журнале L'Osservatore Romano от 15 июня 1966 г. ).
- ^ «Словарь: ПОСЛЕ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ» . www.catholiccultural.org
- ^ «Поэма о Человеке-Боге» . ЭВТН . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Энциклика Вера и восторг , 74
- ^ Макмаллин, Эрнан, изд. Церковь и Галилей. Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. 2005. ISBN 0-268-03483-4 . стр. 307, 347
- ^ Джон Л. Хейлброн, Цензура астрономии в Италии после Галилея (в Макмаллине, изд. Эрнана, Церковь и Галилей , University of Notre Dame Press, Notre Dame, 2005, стр. 307, IN. ISBN 0-268-03483-4 )
- ^ Стед, Уильям Томас (1902). «Индекс Экспургаториус» . Обзор обзоров . 26 :498 . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ Гиффорд, Уильям (1902). «Римский индекс» . Ежеквартальный обзор . 196 : 602–603 . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ Католическая церковь (1569 г.). Список запрещенных книг с правилами, подготовленными отцами, выбранными Тридентским Синодом под руководством [...] Пия III. проверено Вместе с теми, кому запрещено приказом Королевского Католического Величества и [...] Герцога Альбы, а также указом Королевского Совета и т. д. Леодий Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ Буханда, Хесус Мартинес де; Давиньон, Рене (1988). Указатель Антверпена, 1569, 1570, 1571 гг . Книжный магазин «Дроз». п. 196. ИСБН 9782762200454 . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ Патнэм, Джордж Хейвен (1906–1907). Цензура Римской церкви и ее влияние на производство и распространение литературы: исследование истории запретительных и чистящих указателей вместе с некоторым рассмотрением последствий протестантской цензуры и цензуры со стороны государства . Нью-Йорк: сыновья Г.П. Патнэма. п. 250. ИСБН 9780524007792 . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ Хильгерс, Йозеф (1904). Индекс запрещенных книг. Представлено в новой редакции и признано с юридической и исторической точки зрения . Фрайбург в Брайсгау: Гердер. стр. 145–150.
- ↑ Рафаэль Мартинес, профессор философии науки Папского университета Санта-Кроче в Риме, в речи, опубликованной в сети католической Ирландии. Архивировано 7 июня 2009 г. на Wayback Machine. Доступ 26 мая 2009 г.
- ^ Хесус Мартинес де Буханда, Индекс запрещенных книг: 1600–1966 (Droz 2002). ISBN 2-600-00818-7 ), с. 36
- ^ L'Osservatore della Domenica , 24 апреля 1966 г., с. 10.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мартинеса де Буханды В Index Librorum Prohibitorum, 1600–1966 Х. перечислены авторы и произведения в последовательных изданиях Индекса . [1] в то время как книга Мигеля Карвалью Абрантеса « Почему инквизиция запретила определенные книги?: Пример из Португалии» пытается понять, почему определенные книги были запрещены, на основе португальского издания Index Librorum Prohibitorum 1581 года. [2] [ нужна страница ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- энциклопедия Британская Том. 14 (11-е изд.). 1911 год .
- Факсимиле индекса 1559. Архивировано 10 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
- Список известных авторов в индексе
- «Указатель запрещенных книг», Католическая энциклопедия (том VII, 1910 г.) : «Первый римский Указатель запрещенных книг ( Index librorum запреторум ), опубликованный в 1559 году при Павле IV , был очень строгим, и поэтому был смягчен при этом понтифике постановление Священной канцелярии от 14 июня того же года 1909 году . было вновь обнаружено Codex Vaticanus lat . в 3958, л. 74 , и опубликовано в первый раз».
- Десять «трезубцевых» правил цензуры книг (англ.)
- Папская конституция Sollicita ac provida, регулирующая работу конгрегаций Священной канцелярии и Индекса (на латыни). Архивировано 28 января 2020 года в Wayback Machine.
- Ватикан раскрывает тайны Индекса запрещенных книг, 22 декабря 2005 г.
- Секреты запрещенных книг - Америка , 7 февраля 2005 г.
- Указатель запрещенных книг, составленный по приказу нынешнего Папы Григория XVI в 1835 году; являющийся последним образцом литературной политики Римской церкви , Джозеф Мендхэм , Лондон: Дункан и Малкольм, 1840. Также на archive.org .
- Римский указатель запрещенных книг: краткое объяснение для католических книголюбов и студентов проекта «Гутенберг» (история и комментарии указателя 1909 года)
- ^ Хесус Мартинес де Буханда, Индекс запрещенных книг, 1600–1966 (т. 11 в серии Index des livres interdits) (Дро, Женева, 2002 г.) ISBN 978-2-60000818-1 )
- ^ Мигель Карвалью Абрантес, Почему инквизиция запретила определенные книги?: Пример из Португалии ISBN 978-1689144377 )
- История католической церкви
- Цензура в христианстве
- История цензуры
- 1559 год по закону
- Католицизм 16 века
- Христианские тексты XVI века
- Христианство и право в 16 веке
- Контрреформация
- Ватиканская библиотека
- Книжная цензура
- История канонического права
- Списки запрещенных книг
- Религиозные споры в литературе
- Книги XVI века на латыни
- Споры, связанные с католицизмом