Jump to content

Каноническое право католической церкви

Каноническое право Католической церкви (от лат. ius canonicum [1] ) — это «то, как Церковь организует и управляет собой». [2] Это система законов созданная и церковно-правовых принципов, и применяемая иерархическими властями Католической Церкви для регулирования ее внешней организации и управления, а также для упорядочения и направления деятельности католиков в соответствии с миссией Церкви. [3] Это была первая современная западная правовая система. [4] и является старейшей постоянно действующей правовой системой на Западе, [5] [6] в то время как уникальные традиции восточно-католического канонического права управляют 23 отдельными восточно-католическими церквями sui iuris .

Позитивные церковные законы, основанные прямо или косвенно на непреложном божественном законе или естественном законе , получают формальную власть в случае универсальных законов от обнародования их верховным законодателем — верховным понтификом , который обладает всей совокупностью законодательной, исполнительной и судебной власти в своей власти. человек, [7] или Коллегией епископов, действующей в общении с Папой. Напротив, отдельные законы получают официальную силу в результате их опубликования законодателем, стоящим ниже верховного законодателя, будь то рядовой или делегированный законодатель. Фактический предмет канонов носит не только доктринальный или моральный характер, но и всеобъемлющий, касающийся человеческого состояния.

Каноническое право Католической церкви содержит все обычные элементы зрелой правовой системы: законы, суды , адвокатов , судей. [8] Каноническое право Католической церкви сформулировано в правовом кодексе Латинской церкви. [9] а также кодекс восточно-католических церквей. [9] В этом каноническом праве есть принципы юридического толкования . [10] и принудительные наказания. [11] В большинстве светских юрисдикций ему не хватает гражданской силы. Тех, кто сведущ и опытен в каноническом праве, а также профессоров канонического права, называют канонистами. [12] [13] (или, в просторечии, канонические юристы [12] [14] ). Каноническое право как священная наука называется канонистикой .

Юриспруденция канонического права представляет собой комплекс правовых принципов и традиций, в рамках которых действует каноническое право, тогда как философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права являются областями философской, теологической и юридической науки, посвященной обеспечению теоретической основы для канонического права. Каноническое право как правовая система и как истинное право.

Определения

[ редактировать ]
Corpus Juris Canonici , фундаментальное собрание католического канонического права за более чем 750 лет.

Термин «каноническое право» ( ius canonicum ) стал регулярно использоваться только с двенадцатого века. [15] Термин ius ecclesiasticum , напротив, относился к светскому закону, будь то имперскому, королевскому или феодальному, который касался отношений между государством и католической церковью. [15] Термин corpus iuris canonici использовался для обозначения канонического права как правовой системы, начиная с тринадцатого века. [16]

Другие термины, иногда используемые как синонимы канонического права , включают священный закон , церковный закон , божественный закон и папский закон . [17] а также священные каноны [18] (священные каноны).

Церковное позитивное право — это позитивное право , которое исходит из законодательной власти Католической Церкви в ее стремлении управлять своими членами в соответствии с Евангелием Иисуса Христа . [19] Фернандо делла Рокка использовал термин «церковно-позитивный закон» в отличие от гражданского -позитивного права, чтобы провести различие между людьми-законодателями церкви и государства, каждый из которых издает «позитивный закон» в обычном смысле. [20]

Примерами церковного позитивного права являются пост во время литургического периода Великого поста и религиозные деятели (монахи, монахини и т. д.), требующие разрешения от своего начальства на публикацию книги. [19] [21]

Этимология слова «канон»

[ редактировать ]

Слово «канон» происходит от греческого kanon , которое в своем первоначальном использовании обозначало прямой стержень, позже стало использоваться для обозначения мерной палочки и в конечном итоге стало означать правило или норму. [22] первый Вселенский собор, Никейский I , когда состоялся , канон начал приобретать ограниченное юридическое значение закона, издаваемого синодом В 325 году или вселенским собором , а также закона отдельного епископа. [22]

Источники канонического права

[ редактировать ]

Термин «источник или источник канонического права» ( fons iuris canonici ) можно понимать в двояком смысле: а) как формальную причину существования закона, и в этом смысле как fontes essendi ( лат . «источники бытия»). ) канонического права или законодателей; б) как материальный канал, через который законы передаются и становятся известными, и в этом смысле источники называются Fontes Cognoscendi ( лат . «источники знаний»), или хранилищами, как источники истории. [23]

[ редактировать ]

Католическая церковь имеет старейшую постоянно действующую правовую систему на Западе. [5] намного позже, чем римское право , но предшествовало развитию современных европейских традиций гражданского права . То, что началось с правил (« канонов »), которые, как говорят, были приняты апостолами на Иерусалимском соборе в первом веке, превратилось в чрезвычайно сложную правовую систему, включающую в себя не только нормы Нового Завета , но и некоторые элементы еврейского языка ( Ветхий Завет ), римские , вестготские , саксонские и кельтские правовые традиции . Известно, что до 1150 года появилось 36 сборников канонического права. [24]

Историю латинского канонического права можно разделить на четыре периода: ius Ancient , ius novum , ius novissimum и Codex Juris Canonici . [25] В отношении Кодекса историю можно разделить на ius vetus (все законы до 1917 года Кодекса ) и ius novum (закон кодекса, или ius codicis ). [25]

Восточно-католическое каноническое право Восточно-Католических Церквей , в котором были разработаны различные дисциплины и практики, претерпело собственный процесс кодификации , в результате которого появился Кодекс канонов Восточных Церквей, обнародованный в 1990 году Папой Иоанном Павлом II . [26]

Святой Раймунд Пеньяфортский (1175–1275), испанский священник -доминиканец , покровитель канонистов, [27] [5] из-за его важного вклада в каноническое право в кодификации Декреталов Григория IX . Среди других святых покровителей - святой Иво Шартрский и иезуит святой Роберт Беллармин . [ нужна ссылка ]

Древний закон

[ редактировать ]
Изображение страниц из Декрета Бурхарда Вормского , книги канонического права XI века.

Период канонической истории, известный как ius antiquum («древний закон»), простирается от основания Церкви до времен Грациана (середина XII века). [25] [28] Этот период можно далее разделить на три периода: время апостолов до смерти папы Геласия I (496 г. н.э.), конец V века до ложного собрания 9 века и последний до времени Грациан (середина XII века). [29]

В Ранней Церкви первые каноны издавались епископами, объединенными в « Вселенские с согласия епископа Римского » соборы (Император созвал на них всех известных епископов мира, по крайней мере , ) или «местные» соборы (епископы регион или территория). Со временем эти каноны были дополнены декреталями римских епископов, которые были ответом на сомнения или проблемы согласно максиме « Roma locuta est, causa finita est » («Рим сказал, дело закрыто»). Распространенное заблуждение: Католическая энциклопедия связывает это высказывание со святым Августином , который на самом деле сказал совсем другое: « jam enim de hac causa duo concilia Missa sunt ad sedem apostolicam; inde etiam rescripta venerunt; causa finita est » (что примерно переводится как: « есть два собора, ибо теперь это дело, как оно доведено до Апостольского Престола, откуда и приходят письма, дело окончено») в ответ на еретическое пелагианство того времени. [ нужна ссылка ]

В первом тысячелетии церкви каноны различных вселенских и местных соборов дополнялись декреталиями пап Латинской ; они были собраны в коллекции. [ нужна ссылка ]

Новое право

[ редактировать ]
Грациан,
«Отец канонического права»

Период канонической истории, известный как Ius novum («новый закон») или средний период, охватывает время от Грациана до Тридентского собора (середина XII – XVI веков). [25] [28]

Ложные соборные каноны и папские указы были собраны в сборники, как неофициальные, так и официальные. В 1000 году не было ни одной книги, в которой была бы сделана попытка обобщить весь свод канонического права, систематизировать его полностью или частично. [30] Первый по-настоящему систематический сборник был собран камальдольским монахом Грацианом в XI веке и широко известен как Decretum Gratiani («Указ Грациана»), но первоначально назывался «Согласование несогласованных канонов». [31] ( Конкорданция Дискордантиум Канонум ). До Грациана не существовало «юриспруденции канонического права» (системы юридического толкования и принципов). Грациан — основоположник канонического права, что заслужило титул «Отца канонического права». [32] Грациан также оказал огромное влияние на историю естественного права , передав древние учения о естественном праве схоластике . [33]

Каноническое право значительно возросло с 1140 по 1234 год. После этого оно замедлилось, за исключением законов местных советов (область канонического права, нуждающаяся в изучении), а также дополненных светскими законами. [34] В 1234 году Папа Григорий IX обнародовал первый официальный сборник канонов , названный Decretalia Gregorii Noni или Liber Extra . За этим последовали Liber Sextus (1298) Бонифация VIII , Clementines (1317) Климента V , Extravagantes Joannis XXII и Extravagantes Communes , все из которых следовали той же структуре, что и Liber Extra . Все эти сборники вместе с Decretum Gratiani вместе называются Corpus Iuris Canonici . После завершения Corpus Iuris Canonici последующее папское законодательство публиковалось в периодических томах под названием Bullaria .

В тринадцатом веке Римская церковь начала собирать и систематизировать свое каноническое право, которое после тысячелетия развития превратилось в сложную и трудную систему толкования и перекрестных ссылок. Официальными сборниками были Liber Extra (1234 г.) Папы Григория IX , Liber Sextus (1298 г.) Бонифация VIII и «Клементины» (1317 г.), подготовленные для Климента V, но опубликованные Иоанном XXII . Они были адресованы университетам папскими письмами в начале каждого сборника, и эти тексты стали учебниками для начинающих юристов-канонистов. В 1582 году была составлена ​​компиляция Декретума, Экстра, Секста, Клементинов и Экстравагантов (то есть декреталей пап от Иоанна XXII до Папы Сикста IV ).

Право последнее

[ редактировать ]

Третий канонический период, известный как ius novissimum («новейший закон»), начинается с Тридентского собора. [28] до обнародования Кодекса 1917 года канонического права , который вступил в законную силу в 1918 году. [25] Однако начало действия ius novissimum не является общепризнанным. Эдвард Н. Питерс утверждает, что ius novissimum фактически начался с Liber Extra Григория IX в 1234 году. [35]

Правильный код

[ редактировать ]
Кардинал Пьетро Гаспарри , автор Кодекса канонического права 1917 года.

Четвертый период канонической истории — это период наших дней, начавшийся с обнародования Кодекса канонического права 1917 года. [25] 27 мая 1917 г. [36]

Бенедикт XV в своей булле ссылается на motu proprio Arduum sane , который был издан Пием X 17 марта 1904 года и положил начало Кодексу 1917 года. [23] В этом памятном заявлении покойный понтифик изложил причины, которые побудили его как верховного пастыря душ, опекающего все церкви, предусмотреть новую кодификацию церковных законов с целью «свести их в порядок и ясность». все изданные до сих пор законы Церкви, устранив все те, которые можно было бы признать отмененными или устаревшими, приспособив другие к потребностям времени и приняв новые в соответствии с текущими потребностями». [23]

Его иногда называют ius codicis («закон кодекса») или, по сравнению со всеми предшествующими ему законами, ius novum («новый закон»). [25] Время от времени Папский совет по законодательным текстам публикует достоверные интерпретации кодекса. Папа время от времени вносит поправки в текст кодексов.

Пио-бенедиктинский закон

[ редактировать ]

К XIX веку свод канонического законодательства включал около 10 000 норм. Многие из них было трудно согласовать друг с другом из-за изменений обстоятельств и практики. Ситуация побудила Папу Пия X отдать приказ о создании первого Кодекса канонического права — единого тома четко изложенных законов. Под эгидой кардинала Пьетро Гаспарри Комиссия по кодификации канонического права была сформирована при Бенедикте XV , который обнародовал Кодекс 27 мая 1917 года. [37] вступил в силу 29 мая 1918 г. [37] Работа, начатая Пием X , иногда называлась «Кодексом Пио-Бенедиктина», но чаще Кодексом 1917 года, чтобы отличить его от более позднего Кодекса 1983 года , который заменил его. При его подготовке был изучен многовековой материал, тщательно проверен на подлинность ведущими специалистами и максимально гармонизирован с противоположными канонами и даже другими кодексами, от Кодекса Юстиниана до Кодекса Наполеона .

Закон Иоганна-Полина

[ редактировать ]

В последующие десятилетия некоторые части Кодекса года 1917 были ретушированы, особенно при Папе Пии XII . В 1959 году Папа Иоанн XXIII объявил вместе со своим намерением созвать Второй Ватиканский собор , что Кодекс 1917 года будет полностью пересмотрен. [38] [39] В 1963 году комиссия, назначенная для выполнения этой задачи, решила отложить реализацию проекта до завершения совета. После закрытия Второго Ватиканского собора в 1965 году стало очевидно, что Кодекс 1917 года необходимо будет пересмотреть в свете документов и богословия Второго Ватиканского собора. Когда работа, наконец, началась, потребовалось почти два десятилетия изучения и обсуждения проектов различных разделов, прежде чем Папа Иоанн Павел II смог обнародовать исправленное издание, которое вступило в силу 27 ноября 1983 года. [40] обнародованная апостольской конституцией Sacrae Disciplinae Leges от 25 января 1983 года. Содержащая 1752 канона, [41] это закон, в настоящее время обязательный для Латинской церкви .

Эта кодификация называется Кодексом 1983 года канонического права , чтобы отличить его от Кодекса 1917 года . Как и предыдущая кодификация, она применяется к католикам Латинской церкви . [42]

Как действующий в настоящее время закон Латинской церкви, он составляет основную часть Ius vigens ( лат . «действующий закон»).

Восточно-католическое каноническое право

[ редактировать ]

Восточно-католическое каноническое право — это закон 23 католических sui iuris конкретных церквей восточно -католической традиции. Восточное каноническое право включает в себя как общую традицию всех Восточно-Католических Церквей, содержащуюся в настоящее время главным образом в Своде канонов Восточных Церквей , так и частный закон, свойственный каждому отдельному индивидууму, sui iuris конкретной Восточно-Католической Церкви. Возникнув на основе канонов отдельных соборов и сочинений отцов Восточной церкви, восточное каноническое право развивалось совместно с византийскими римскими законами , что привело к составлению номоканонов. Восточное каноническое право отличается от латинского канонического права, которое развивалось по отдельной линии в остатках Западной Римской империи под прямым влиянием Римского Понтифика и теперь в основном кодифицировано в 1983 года Кодексе канонического права .

Номоканоны

[ редактировать ]

Номоканон (номоканон) — совокупность церковного права , состоящая из элементов как гражданского права (номои), так и канонического права (канонэс). Коллекции такого рода встречаются только в восточном праве. Греческая Церковь располагает двумя основными номоканоническими сборниками: «Номоканон Иоанна Схоластика» шестого века и «Номоканон в 14 титулах», датируемый периодом правления византийского императора Ираклия ( годы правления 610–641 ), созданный методом слияния. Collectio tripartita (сборник имперских законов Юстиниана) и «Канонической синтагмы» (церковных канонов). Последний долгое время пользовался уважением и перешел в Русскую Церковь, но постепенно был вытеснен «Номоканоном Фотия » в 883 году. Фотий систематически составлял каноны Востока, которые представляют собой аналог Грациана на Западе. Его сборник из двух частей, хронологический сборник синодальных канонов и его номоканоническая редакция с обновленными гражданскими законами, стал классическим источником древнего канонического права для Греческой Церкви. [43]

Кодекс канонов Восточных Церквей

[ редактировать ]

Для восточных католиков два раздела восточно-католического канонического права уже при Папе Пии XII были оформлены в форме кратких канонов. Эти части были пересмотрены в рамках решения Папы Иоанна XXIII о проведении общего пересмотра канонического права Церкви; в результате отдельный Кодекс для членов Восточно-Католических Церквей 1 октября 1991 г. впервые вступил в силу ( Апостольская конституция Священные каноны от 18 октября 1990 г.). Кодекс канонов Восточных Церквей , как его называют, отличается от латинского Кодекса канонического права 1983 года в вопросах, в которых расходятся восточные и латинские традиции, таких как терминология, дисциплина, касающаяся иерархических должностей и отправления таинств.

Юриспруденция канонического права

[ редактировать ]
Изображение заседания римской Роты

Институты и практика канонического права шли параллельно правовому развитию большей части Европы и, следовательно, как современное гражданское право , так и общее право. [44] [45] [46] нести влияние канонического права.

Со времен Этельберта и далее [скажем, с 600 года] английское право находилось под влиянием римского права в той мере, в какой оно вошло в традиции католической церкви. [47]

Большая часть законодательного стиля была заимствована из римского права. [48] особенно Юстиниановский корпус гражданского права . [49] [50] После «падения» Римской империи и вплоть до возрождения римского права в XI веке каноническое право служило наиболее важной объединяющей силой среди местных систем в традиции гражданского права. [51] Католическая церковь разработала инквизиторскую систему в средние века. [52] Канонисты привнесли в постримскую Европу концепцию высшего закона высшей справедливости , стоящего над мгновенным законом государства. [53]

В одной из своих тщательно продуманных речей в Сенате Соединенных Штатов г-н Чарльз Самнер говорил о «щедрой презумпции общего права в пользу невиновности обвиняемого»; однако следует признать, что такую ​​презумпцию нельзя найти в англосаксонском праве, где иногда кажется, что презумпция была противоположной. А в совсем недавнем деле Верховного суда Соединенных Штатов, деле Coffin, 156 US 432, указывается, что эта презумпция была полностью установлена ​​в римском праве и сохранена в каноническом праве. [54]

Основными каноническими источниками права являются 1983 года Кодекс канонического права . [19] [55] Кодекс канонов Восточных Церквей , [55] и Пасторский бонус . [56] Другие источники включают апостольские конституции , motibus propriis , частный закон и – с одобрения компетентного законодателя – обычаи . Чтобы закон необходимо обнародовать . имел юридическую силу, его [57] Более поздний и противоречащий закон отменяет более ранний закон.

Канонисты сформулировали интерпретационные нормы права для судейской (незаконодательной) интерпретации канонических законов . Аутентичная интерпретация – это официальная интерпретация закона, изданная законодателем , и имеющая силу закона. [58]

Философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права

[ редактировать ]
Summa theologica , вторая часть, первая часть (копия Питера Шёффера, 1471 г.)

Хотя каноническая теория права в целом следует принципам аристотелевско - томистической философии права , [5] Фома Аквинский никогда открыто не обсуждает место канонического права в своем «Трактате о праве». [59] Однако сам Фома Аквинский находился под влиянием канонического права. [60] В то время как многие канонисты без возражений применяют томистическое определение права ( lex ) к каноническому праву, некоторые авторы оспаривают применимость томистического определения к каноническому праву, утверждая, что его применение обеднит экклезиологию и испортит саму сверхъестественную цель канонического права. [61]

В течение десятилетий после Второго Ватиканского Собора многие канонисты призывали к более теологической, а не философской концепции канонического права. [62] признание «тройной связи между теологией, философией и каноническим правом». [63] Некоторые авторы рассматривают каноническое право как по существу богословское, а дисциплину канонического права как богословскую субдисциплину. [62] но монсеньор. Карлос Хосе Эррасурис утверждает, что «в определенном смысле все постсоборные канонические исследования демонстрируют богословскую озабоченность в самом широком смысле, то есть тенденцию более четко определять место юридического в тайне Церкви». [62]

Фундаментальная теория канонического права — это дисциплина, охватывающая основы канонического права в самой природе церкви. [64] Фундаментальная теория — это новая дисциплина, которая принимает за объект «существование и природу того, что является юридическим в Церкви Иисуса Христа ». [65] Дисциплина стремится лучше объяснить природу закона в церкви и участвует в богословских дискуссиях в постсоборном католицизме . [66] и стремится бороться с «постсоборным антиюридизмом». [67]

Канонистика, факультеты и институты

[ редактировать ]

Академическими степенями в области канонического права являются JCB ( Iuris Canonici Baccalaureatus , бакалавр канонического права, обычно принимается в качестве ученой степени), JCL ( Iuris Canonici Licentiatus , лицензиат канонического права ) и JCD ( доктор Юрис Canonici , доктор канонического права). ), а тех, кто имеет JCL или выше, обычно называют «канонистами» или «канонистами-юристами». Из-за своего специализированного характера ученая степень в области гражданского права или теологии является нормальной предпосылкой для изучения канонического права. Каноническое право как область науки называется канонистикой.

Каноническое право и церковная канцелярия

[ редактировать ]

Согласно 1983 года Кодексу канонического права , все студенты семинарии обязаны пройти курсы канонического права. [68] Некоторые церковные чиновники должны иметь докторскую степень ( JCD ) или, по крайней мере, лицензию ( JCL ) в области канонического права для выполнения своих функций: судебные викарии; [69] судьи; [70] сторонники справедливости; [71] защитники облигаций ; [71] канонические защитники. [72] Кроме того, генеральные и епископские викарии должны быть врачами или, по крайней мере, иметь лицензию в области канонического права или теологии. [73] Обычно епископы должны иметь ученую степень (докторскую степень или, по крайней мере, лицензию) в области Священных Писаний, теологии или канонического права. [74]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Юридический словарь Блэка, 5-е издание, стр. 771: «Юс каноникум»
  2. ^ Отец Джеймс Гудвин (4 июня 2021 г.). «Церковное учение. Введение в каноническое право» . Просто католик . Архивировано из оригинала 16 февраля 2022 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
  3. ^ Делла Рокка, Руководство по каноническому праву , стр. 3
  4. ^ Берман, Гарольд Дж. Закон и революция , стр. 86, 115.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Эдвард Н. Питерс , домашняя страница CanonLaw.info. Архивировано 28 сентября 2011 г. на Wayback Machine , по состоянию на 11 июня 2013 г.
  6. ^ Раймонд Вакс, Закон: очень краткое введение, 2-е изд. (Издательство Оксфордского университета, 2015) с. 13.
  7. ^ Canon 331. Архивировано 2 апреля 2007 г. в Wayback Machine , Кодекс канонического права 1983 г.
  8. ^ Эдвард Н. Питерс , «Введение катехизатора в каноническое право». Архивировано 2 августа 2017 г. на Wayback Machine , CanonLaw.info, по состоянию на 11 июня 2013 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Руководство по каноническому праву, с. 49
  10. ^ «Кодекс канонического права: текст — IntraText CT» . www.intratext.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2020 г. Проверено 24 октября 2020 г.
  11. ^ Информационный бюллетень Фонда Св. Иосифа, Том. 30 № 7. Архивировано 27 июля 2020 г. в Wayback Machine , с. 3
  12. ^ Перейти обратно: а б Вер и Труман, Удивленные каноническим правом [том 1], 2004 г., стр. 3
  13. ^ Юридический словарь Блэка, 5-е издание, стр. 187: «Каноник»
  14. ^ Берман, Закон и революция , с. 288
  15. ^ Перейти обратно: а б Берман, Закон и революция , с. 202.
  16. ^ Берман, Закон и революция , с. 253
  17. ^ Смит, Элементы церковного права , Том. Я (9-е изд.), с. 9 . Интернет-архив, по состоянию на 28 марта 2016 г.
  18. ^ Филлимор, Уолтер Джордж Франк (1911). «Каноническое право» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 193.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Преподобный Джеймс Социас (общ. ред.), Наша нравственная жизнь во Христе . (Чикаго: Теологический форум Среднего Запада, 2003), 84.
  20. ^ Делла Рокка, Фернандо, Руководство по каноническому праву (Милуоки: The Bruce Publishing Company, 1959), пер. Преподобный Ансельм Тэтчер, OSB, с. 9.
  21. ^ Canon 832, найденный в https://www.vatican.va/archive/ENG1104/__P2Q.HTM. Архивировано 28 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
  22. ^ Перейти обратно: а б Берман, Закон и революция , с. 199
  23. ^ Перейти обратно: а б с Комментарий к новому кодексу канонического права преподобного П. Часа. Августин OSB, DD, Том I: Введение и общие правила (кан. 1–86), ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ (Сент-Луис: B. HERDER BOOK CO., 1918).
  24. ^ Милн, Каноническое право , с. 22.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Руководство по каноническому праву, с. 13, №8
  26. ^ Святой Иоанн Павел II, ап. Конст. Священные каноны
  27. ^ Вер и Труман, Удивленные каноническим правом , стр. 2.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Вигмор, Панорама , с. 951
  29. ^ Руководство по каноническому праву, с. 14
  30. ^ Закон и революция, с. 116
  31. ^ Закон и революция, с. 240
  32. ^ Кеннет Дж. Пеннингтон, доктор философии, CL701, Школа канонического права CUA, «История канонического права, день 1». Архивировано 9 июля 2015 г. в Wayback Machine , около 0:25:30, доступ 8-15. -2014 г.
  33. ^ Роммен, Естественный закон , стр. 38–39.
  34. The New York Times, «Соседи и жены». Рецензия на книгу Архивировано 22 апреля 2016 г. в Wayback Machine от 13 ноября 1988 г., по состоянию на 27 июня 2013 г.
  35. Эдвард Н. Питерс, Предложение по изменению порядка основных разделов канонической истории. Архивировано 31 августа 2013 г. на Wayback Machine , по состоянию на 16 мая 2013 г.
  36. ^ CanonLaw.info. Архивировано 6 июня 2013 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 января 2013 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Де Мистер, Compendium Tomus Primus, стр. 52
  38. ^ Иоанн XXIII, обращение к Questa festiva (25 января 1959 г.), AAS 51 (1959), стр. 68–69
  39. ^ CanonLaw.info, «Законодательная история Кодекса канонического права 1983 года». Архивировано 26 мая 2013 г. в Wayback Machine ; по состоянию на 7 июня 2013 г.
  40. ^ The New York Times, « Новый кодекс канонического права, действующий для католиков, заархивировано 19 сентября 2017 г. в Wayback Machine », 27 ноября 1983 г., по состоянию на 25 июня 2013 г.
  41. Britannica «Каноническое право». Архивировано 4 ноября 2014 г. в Wayback Machine , по состоянию на 24 июня 2013 г.
  42. ^ Может. 1, 1983 CIC («Каноны этого кодекса касаются только Латинской церкви »).
  43. ^ Тейлор 1990 , с. 61.
  44. ^ Роммен, Генрих А., Естественный закон , с. 114
  45. ^ Фридман, Лоуренс М., Американское право , с. 70
  46. ^ Эпштейн и др. , Контракты: Заключение и проведение сделок, 3-е изд. , с. 13 .
  47. ^ Исследования в области гражданского права , с. 43 — цитирует профессора Мейтленда, «Социальная Англия».
  48. ^ Национальная энциклопедия: Том 2, с. 416
  49. The New York Times, «Папа для кодификации канонического права». Архивировано 7 октября 2021 г. в Wayback Machine , 1 апреля 1904 г., по состоянию на 25 июня 2013 г.
  50. ^ Маккормик, Энн О'Хара. Ватиканский журнал , с. 44
  51. ^ Сравнительные правовые традиции, с. 43
  52. ^ Леман, Джеффри; Фелпс, Ширелл (2005). Энциклопедия американского права Уэста, Vol. 5 (2-е изд.). Детройт: Томсон/Гейл. п. 483. ИСБН  978-0787663742 .
  53. ^ Вормсер, История ЗАКОНА , с. 189
  54. ^ Исследования в области гражданского права, с. 51
  55. ^ Перейти обратно: а б Эдвард Питерс, CanonLaw.info. Архивировано 17 мая 2013 г. на Wayback Machine , по состоянию на 9 июня 2013 г.
  56. ^ Кодекс канонов восточных церквей, латинско-английское издание, новый английский перевод (Американское общество канонического права, 2001), страница xxv
    См. Пасторский бонус н. 2
  57. ^ Кодекс 1983 года, канон 7.
  58. ^ Католическая энциклопедия 1913 года, «Слова (в каноническом праве)»
  59. ^ Дж. Будзишевский, Архитектура права согласно Фоме Аквинскому. Архивировано 14 марта 2016 г. в Wayback Machine ; по состоянию на 14 марта 2016 г.
  60. ^ Blackfriars Summa Theologiæ Vol. 28, с. 16 [заметки Томаса Гилби ОП о Summa Ia-IIæ, q. 90, а. 4]
  61. ^ Экзегетический комментарий к Кодексу канонического права, Vol. I, стр. 261–262 (комментарий к CIC 1983 г., Книга I, Раздел I)
  62. ^ Перейти обратно: а б с Эррасурис, «Справедливость в церкви», с. 71
  63. ^ Ладислас Орси, «К теологической концепции канонического права» (опубликовано в журналах Джордан Хайт, TOR, и Дэниел Дж. Уорд, OSB, «Чтения, случаи, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание» (Колледжвилль) , МН: Литургическая пресса, 1990), с. 11.
  64. ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , 3
  65. ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , xvii.
  66. ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , 59 и след.
  67. ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , 62.
  68. ^ 1983 CIC, кан. 252 §3
  69. ^ 1983 CIC, кан. 1420 §4
  70. ^ 1983 CIC, кан. 1421 §3
  71. ^ Перейти обратно: а б 1983 CIC, кан. 1435
  72. ^ 1983 CIC, кан. 1483
  73. ^ 1983 CIC, кан. 478 §1
  74. ^ 1983 CIC, кан. 378 §1 °5

Источники

[ редактировать ]

В алфавитном порядке автора:

  • Аквинский, Фома . «Св. Фома Аквинский: Summa Theologiæ , Том 28: Право и политическая теория (Ia2æ. 90–97); латинский текст. Английский перевод, введение, примечания, приложения и глоссарий [автора] Томаса Гилби OP», Blackfriars (Кембридж: Эйр) и Spottiswoode Limited, 1966).
  • Берман, Гарольд Дж. , Закон и революция: формирование западной правовой традиции (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1983).
  • Бенедикт XVI, Папа Римский . Обращение Его Святейшества Бенедикта XVI по случаю открытия судебного года Трибунала Римской Роты , Клементина-Холл, 21 января 2012 г. https://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/speeches/2012/ january/documents/hf_ben-xvi_spe_20120121_rota-romana.html Архивировано 4 апреля 2016 г. на Wayback Machine, доступ осуществлен 29 марта 2016 г.
  • Капаррос, Эрнест. Экзегетический комментарий к Кодексу канонического права, том I: Подготовлено под руководством Института Мартина де Аспилкуэта, факультета канонического права, Университет Наварры (Чикаго, Иллинойс: Теологический форум Среднего Запада, 2004 г.) Под редакцией Анхеля Марсоа, Хорхе Мираса и Рафаэль Родригес-Оканья (англоязычное издание, главный редактор: Эрнест Капаррос; координатор обзора: Патрик Лаггес).
  • Делла Рокка, Фернандо, Руководство по каноническому праву (Милуоки: The Bruce Publishing Company, 1959), перевод преподобного Ансельма Тэтчера, OSB
  • Де Мистер, А., DJC, Juris Canonici et Juris Canonico-Civilis Compendium: новое издание в соответствии с Кодексом канонического права Tomus Primus (Брюгге: Societatis Sancti Augustini, 1921).
  • Эпштейн, Дэвид Г., Брюс А. Маркелл и Лоуренс Панорофф, Дела и материалы по контрактам: заключение и проведение сделок: третье издание (Сент-Пол, Миннесота: West/Thomson Reuters, 2011). ISBN   978-0314272386
  • Эррасурис М., Карлос Хосе. Справедливость в церкви: фундаментальная теория канонического права (Монреаль: Wilson & Lefleur Ltée, 2009), пер. Джин Грей в сотрудничестве с Майклом Данниганом.
  • Фридман, Лоуренс М. Американское право: введение (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1984).
  • Глендон, Мэри Энн , Майкл Уоллес Гордон, Кристофер Осакве, Сравнительные правовые традиции: текст, материалы и дела (серия американских сборников дел) (Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Co., 1985).
  • Хоу, Уильям Вирт. Исследования гражданского права и его связи с правом Англии и Америки . (Бостон: Литтл, Браун и компания, 1896 г.).
  • Джордан, Уильям Честер. История пингвинов Европы: Европа в средние века (Лондон: Penguin Books, 2002).
  • Маккормик, Энн О'Хара. Журнал Ватикана: 1921–1954 (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Кудахи, 1957).
  • Милн, Роберт Скотт. Каноническое право (опубликовано Forgotten Books, 2013 г.; первоначально опубликовано в 1912 г.). ПИБН 1000197046.
  • Орси, Ладислас. К богословской концепции канонического права (эссе опубликовано в журнале Джордан Хайт, TOR, и Дэниел Дж. Уорд, OSB, Чтения, дела, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание (Колледжвилл, Миннесота: The Liturgical Press, 1990).
  • Петерс, Эдвард Н. , переводчик, Кодекс канонического права Пио-Бенедиктинского права 1917 года: в английском переводе с обширным научным аппаратом (Ignatius Press, 2001)
  • Питерс, Эдвард Н. , JD, JCD , Ref. Сиг. Ap., CanonLaw.info. Архивировано 15 мая 2013 г. на Wayback Machine.
  • Роммен, Генрих А. Естественный закон : исследование по юридической и социальной истории и философии (Сент-Луис: B. Herder Book Co., 1947 [1959]), перевод Томаса Р. Хэнли, OSB
  • Суццалло, Генри, доктор философии, доктор философии, доктор юридических наук, главный редактор Национальной энциклопедии : Том 2 (Нью-Йорк, PF Collier & Son Corporation, 1935).
  • Тейлор, Джастин (1990). «Каноническое право в эпоху отцов». В Хайте, Иордания; Уорд, Дэниел Дж. (ред.). Литература, случаи, материалы по каноническому праву: учебник для студентов-служителей (пересмотренная ред.). Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN  978-0814610817 .
  • Вир, Пит и Майкл Труман, Удивленные каноническим правом: 150 вопросов, которые задают католики о каноническом праве (Цинциннати, Огайо: St. Anthony Messenger Press, 2004).
  • Вигмор, Джон Генри, Библиотечное издание «Панорама мировых правовых систем» (Вашингтон, округ Колумбия: Washington Law Book Company, 1936).
  • Вормсер, Рене А., История ЗАКОНА и людей, которые его создали – с древнейших времен до наших дней: исправленное и обновленное издание закона (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1962).
  • Юридический словарь Блэка, 5-е издание (Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Co., 1979).
  • Катехизис Католической Церкви. Архивировано 6 февраля 2012 г. в Wayback Machine на Vatican.va.
  • 1983 года Кодекс канонического права (CIC 1983 года) на сайте Vatican.va. Подробности публикации: латинско-английское издание, новый английский перевод; Подготовлено под эгидой Общества канонического права Америки , Вашингтон, округ Колумбия.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Тексты и переводы канонических кодификаций после 1917 года.

[ редактировать ]

Со ссылочными соответствиями

Без согласований

Исторические тексты канонического права

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e63b38b4e1692149957f319e096b20e__1718863980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/0e/5e63b38b4e1692149957f319e096b20e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canon law of the Catholic Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)