Каноническое право католической церкви
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
Портал католицизма |
Каноническое право Католической церкви (от лат. ius canonicum [1] ) — это «то, как Церковь организует и управляет собой». [2] Это система законов созданная и церковно-правовых принципов, и применяемая иерархическими властями Католической Церкви для регулирования ее внешней организации и управления, а также для упорядочения и направления деятельности католиков в соответствии с миссией Церкви. [3] Это была первая современная западная правовая система. [4] и является старейшей постоянно действующей правовой системой на Западе, [5] [6] в то время как уникальные традиции восточно-католического канонического права управляют 23 отдельными восточно-католическими церквями sui iuris .
Позитивные церковные законы, основанные прямо или косвенно на непреложном божественном законе или естественном законе , получают формальную власть в случае универсальных законов от обнародования их верховным законодателем — верховным понтификом , который обладает всей совокупностью законодательной, исполнительной и судебной власти в своей власти. человек, [7] или Коллегией епископов, действующей в общении с Папой. Напротив, отдельные законы получают официальную силу в результате их опубликования законодателем, стоящим ниже верховного законодателя, будь то рядовой или делегированный законодатель. Фактический предмет канонов носит не только доктринальный или моральный характер, но и всеобъемлющий, касающийся человеческого состояния.
Каноническое право Католической церкви содержит все обычные элементы зрелой правовой системы: законы, суды , адвокатов , судей. [8] Каноническое право Католической церкви сформулировано в правовом кодексе Латинской церкви. [9] а также кодекс восточно-католических церквей. [9] В этом каноническом праве есть принципы юридического толкования . [10] и принудительные наказания. [11] В большинстве светских юрисдикций ему не хватает гражданской силы. Тех, кто сведущ и опытен в каноническом праве, а также профессоров канонического права, называют канонистами. [12] [13] (или, в просторечии, канонические юристы [12] [14] ). Каноническое право как священная наука называется канонистикой .
Юриспруденция канонического права представляет собой комплекс правовых принципов и традиций, в рамках которых действует каноническое право, тогда как философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права являются областями философской, теологической и юридической науки, посвященной обеспечению теоретической основы для канонического права. Каноническое право как правовая система и как истинное право.
Определения
[ редактировать ]Термин «каноническое право» ( ius canonicum ) стал регулярно использоваться только с двенадцатого века. [15] Термин ius ecclesiasticum , напротив, относился к светскому закону, будь то имперскому, королевскому или феодальному, который касался отношений между государством и католической церковью. [15] Термин corpus iuris canonici использовался для обозначения канонического права как правовой системы, начиная с тринадцатого века. [16]
Другие термины, иногда используемые как синонимы канонического права , включают священный закон , церковный закон , божественный закон и папский закон . [17] а также священные каноны [18] (священные каноны).
Церковное позитивное право — это позитивное право , которое исходит из законодательной власти Католической Церкви в ее стремлении управлять своими членами в соответствии с Евангелием Иисуса Христа . [19] Фернандо делла Рокка использовал термин «церковно-позитивный закон» в отличие от гражданского -позитивного права, чтобы провести различие между людьми-законодателями церкви и государства, каждый из которых издает «позитивный закон» в обычном смысле. [20]
Примерами церковного позитивного права являются пост во время литургического периода Великого поста и религиозные деятели (монахи, монахини и т. д.), требующие разрешения от своего начальства на публикацию книги. [19] [21]
Этимология слова «канон»
[ редактировать ]Слово «канон» происходит от греческого kanon , которое в своем первоначальном использовании обозначало прямой стержень, позже стало использоваться для обозначения мерной палочки и в конечном итоге стало означать правило или норму. [22] первый Вселенский собор, Никейский I , когда состоялся , канон начал приобретать ограниченное юридическое значение закона, издаваемого синодом В 325 году или вселенским собором , а также закона отдельного епископа. [22]
Источники канонического права
[ редактировать ]Термин «источник или источник канонического права» ( fons iuris canonici ) можно понимать в двояком смысле: а) как формальную причину существования закона, и в этом смысле как fontes essendi ( лат . «источники бытия»). ) канонического права или законодателей; б) как материальный канал, через который законы передаются и становятся известными, и в этом смысле источники называются Fontes Cognoscendi ( лат . «источники знаний»), или хранилищами, как источники истории. [23]
История права и кодификация
[ редактировать ]Католическая церковь имеет старейшую постоянно действующую правовую систему на Западе. [5] намного позже, чем римское право , но предшествовало развитию современных европейских традиций гражданского права . То, что началось с правил (« канонов »), которые, как говорят, были приняты апостолами на Иерусалимском соборе в первом веке, превратилось в чрезвычайно сложную правовую систему, включающую в себя не только нормы Нового Завета , но и некоторые элементы еврейского языка ( Ветхий Завет ), римские , вестготские , саксонские и кельтские правовые традиции . Известно, что до 1150 года появилось 36 сборников канонического права. [24]
Историю латинского канонического права можно разделить на четыре периода: ius Ancient , ius novum , ius novissimum и Codex Juris Canonici . [25] В отношении Кодекса историю можно разделить на ius vetus (все законы до 1917 года Кодекса ) и ius novum (закон кодекса, или ius codicis ). [25]
Восточно-католическое каноническое право Восточно-Католических Церквей , в котором были разработаны различные дисциплины и практики, претерпело собственный процесс кодификации , в результате которого появился Кодекс канонов Восточных Церквей, обнародованный в 1990 году Папой Иоанном Павлом II . [26]
Святой Раймунд Пеньяфортский (1175–1275), испанский священник -доминиканец , покровитель канонистов, [27] [5] из-за его важного вклада в каноническое право в кодификации Декреталов Григория IX . Среди других святых покровителей - святой Иво Шартрский и иезуит святой Роберт Беллармин . [ нужна ссылка ]
Древний закон
[ редактировать ]Период канонической истории, известный как ius antiquum («древний закон»), простирается от основания Церкви до времен Грациана (середина XII века). [25] [28] Этот период можно далее разделить на три периода: время апостолов до смерти папы Геласия I (496 г. н.э.), конец V века до ложного собрания 9 века и последний до времени Грациан (середина XII века). [29]
В Ранней Церкви первые каноны издавались епископами, объединенными в « Вселенские с согласия епископа Римского » соборы (Император созвал на них всех известных епископов мира, по крайней мере , ) или «местные» соборы (епископы регион или территория). Со временем эти каноны были дополнены декреталями римских епископов, которые были ответом на сомнения или проблемы согласно максиме « Roma locuta est, causa finita est » («Рим сказал, дело закрыто»). Распространенное заблуждение: Католическая энциклопедия связывает это высказывание со святым Августином , который на самом деле сказал совсем другое: « jam enim de hac causa duo concilia Missa sunt ad sedem apostolicam; inde etiam rescripta venerunt; causa finita est » (что примерно переводится как: « есть два собора, ибо теперь это дело, как оно доведено до Апостольского Престола, откуда и приходят письма, дело окончено») в ответ на еретическое пелагианство того времени. [ нужна ссылка ]
В первом тысячелетии церкви каноны различных вселенских и местных соборов дополнялись декреталиями пап Латинской ; они были собраны в коллекции. [ нужна ссылка ]
Новое право
[ редактировать ]Период канонической истории, известный как Ius novum («новый закон») или средний период, охватывает время от Грациана до Тридентского собора (середина XII – XVI веков). [25] [28]
Ложные соборные каноны и папские указы были собраны в сборники, как неофициальные, так и официальные. В 1000 году не было ни одной книги, в которой была бы сделана попытка обобщить весь свод канонического права, систематизировать его полностью или частично. [30] Первый по-настоящему систематический сборник был собран камальдольским монахом Грацианом в XI веке и широко известен как Decretum Gratiani («Указ Грациана»), но первоначально назывался «Согласование несогласованных канонов». [31] ( Конкорданция Дискордантиум Канонум ). До Грациана не существовало «юриспруденции канонического права» (системы юридического толкования и принципов). Грациан — основоположник канонического права, что заслужило титул «Отца канонического права». [32] Грациан также оказал огромное влияние на историю естественного права , передав древние учения о естественном праве схоластике . [33]
Каноническое право значительно возросло с 1140 по 1234 год. После этого оно замедлилось, за исключением законов местных советов (область канонического права, нуждающаяся в изучении), а также дополненных светскими законами. [34] В 1234 году Папа Григорий IX обнародовал первый официальный сборник канонов , названный Decretalia Gregorii Noni или Liber Extra . За этим последовали Liber Sextus (1298) Бонифация VIII , Clementines (1317) Климента V , Extravagantes Joannis XXII и Extravagantes Communes , все из которых следовали той же структуре, что и Liber Extra . Все эти сборники вместе с Decretum Gratiani вместе называются Corpus Iuris Canonici . После завершения Corpus Iuris Canonici последующее папское законодательство публиковалось в периодических томах под названием Bullaria .
В тринадцатом веке Римская церковь начала собирать и систематизировать свое каноническое право, которое после тысячелетия развития превратилось в сложную и трудную систему толкования и перекрестных ссылок. Официальными сборниками были Liber Extra (1234 г.) Папы Григория IX , Liber Sextus (1298 г.) Бонифация VIII и «Клементины» (1317 г.), подготовленные для Климента V, но опубликованные Иоанном XXII . Они были адресованы университетам папскими письмами в начале каждого сборника, и эти тексты стали учебниками для начинающих юристов-канонистов. В 1582 году была составлена компиляция Декретума, Экстра, Секста, Клементинов и Экстравагантов (то есть декреталей пап от Иоанна XXII до Папы Сикста IV ).
Право последнее
[ редактировать ]Третий канонический период, известный как ius novissimum («новейший закон»), начинается с Тридентского собора. [28] до обнародования Кодекса 1917 года канонического права , который вступил в законную силу в 1918 году. [25] Однако начало действия ius novissimum не является общепризнанным. Эдвард Н. Питерс утверждает, что ius novissimum фактически начался с Liber Extra Григория IX в 1234 году. [35]
Правильный код
[ редактировать ]Четвертый период канонической истории — это период наших дней, начавшийся с обнародования Кодекса канонического права 1917 года. [25] 27 мая 1917 г. [36]
Бенедикт XV в своей булле ссылается на motu proprio Arduum sane , который был издан Пием X 17 марта 1904 года и положил начало Кодексу 1917 года. [23] В этом памятном заявлении покойный понтифик изложил причины, которые побудили его как верховного пастыря душ, опекающего все церкви, предусмотреть новую кодификацию церковных законов с целью «свести их в порядок и ясность». все изданные до сих пор законы Церкви, устранив все те, которые можно было бы признать отмененными или устаревшими, приспособив другие к потребностям времени и приняв новые в соответствии с текущими потребностями». [23]
Его иногда называют ius codicis («закон кодекса») или, по сравнению со всеми предшествующими ему законами, ius novum («новый закон»). [25] Время от времени Папский совет по законодательным текстам публикует достоверные интерпретации кодекса. Папа время от времени вносит поправки в текст кодексов.
Пио-бенедиктинский закон
[ редактировать ]К XIX веку свод канонического законодательства включал около 10 000 норм. Многие из них было трудно согласовать друг с другом из-за изменений обстоятельств и практики. Ситуация побудила Папу Пия X отдать приказ о создании первого Кодекса канонического права — единого тома четко изложенных законов. Под эгидой кардинала Пьетро Гаспарри Комиссия по кодификации канонического права была сформирована при Бенедикте XV , который обнародовал Кодекс 27 мая 1917 года. [37] вступил в силу 29 мая 1918 г. [37] Работа, начатая Пием X , иногда называлась «Кодексом Пио-Бенедиктина», но чаще Кодексом 1917 года, чтобы отличить его от более позднего Кодекса 1983 года , который заменил его. При его подготовке был изучен многовековой материал, тщательно проверен на подлинность ведущими специалистами и максимально гармонизирован с противоположными канонами и даже другими кодексами, от Кодекса Юстиниана до Кодекса Наполеона .
Закон Иоганна-Полина
[ редактировать ]В последующие десятилетия некоторые части Кодекса года 1917 были ретушированы, особенно при Папе Пии XII . В 1959 году Папа Иоанн XXIII объявил вместе со своим намерением созвать Второй Ватиканский собор , что Кодекс 1917 года будет полностью пересмотрен. [38] [39] В 1963 году комиссия, назначенная для выполнения этой задачи, решила отложить реализацию проекта до завершения совета. После закрытия Второго Ватиканского собора в 1965 году стало очевидно, что Кодекс 1917 года необходимо будет пересмотреть в свете документов и богословия Второго Ватиканского собора. Когда работа, наконец, началась, потребовалось почти два десятилетия изучения и обсуждения проектов различных разделов, прежде чем Папа Иоанн Павел II смог обнародовать исправленное издание, которое вступило в силу 27 ноября 1983 года. [40] обнародованная апостольской конституцией Sacrae Disciplinae Leges от 25 января 1983 года. Содержащая 1752 канона, [41] это закон, в настоящее время обязательный для Латинской церкви .
Эта кодификация называется Кодексом 1983 года канонического права , чтобы отличить его от Кодекса 1917 года . Как и предыдущая кодификация, она применяется к католикам Латинской церкви . [42]
Как действующий в настоящее время закон Латинской церкви, он составляет основную часть Ius vigens ( лат . «действующий закон»).
Восточно-католическое каноническое право
[ редактировать ]Восточно-католическое каноническое право — это закон 23 католических sui iuris конкретных церквей восточно -католической традиции. Восточное каноническое право включает в себя как общую традицию всех Восточно-Католических Церквей, содержащуюся в настоящее время главным образом в Своде канонов Восточных Церквей , так и частный закон, свойственный каждому отдельному индивидууму, sui iuris конкретной Восточно-Католической Церкви. Возникнув на основе канонов отдельных соборов и сочинений отцов Восточной церкви, восточное каноническое право развивалось совместно с византийскими римскими законами , что привело к составлению номоканонов. Восточное каноническое право отличается от латинского канонического права, которое развивалось по отдельной линии в остатках Западной Римской империи под прямым влиянием Римского Понтифика и теперь в основном кодифицировано в 1983 года Кодексе канонического права .
Номоканоны
[ редактировать ]Номоканон (номоканон) — совокупность церковного права , состоящая из элементов как гражданского права (номои), так и канонического права (канонэс). Коллекции такого рода встречаются только в восточном праве. Греческая Церковь располагает двумя основными номоканоническими сборниками: «Номоканон Иоанна Схоластика» шестого века и «Номоканон в 14 титулах», датируемый периодом правления византийского императора Ираклия ( годы правления 610–641 ), созданный методом слияния. Collectio tripartita (сборник имперских законов Юстиниана) и «Канонической синтагмы» (церковных канонов). Последний долгое время пользовался уважением и перешел в Русскую Церковь, но постепенно был вытеснен «Номоканоном Фотия » в 883 году. Фотий систематически составлял каноны Востока, которые представляют собой аналог Грациана на Западе. Его сборник из двух частей, хронологический сборник синодальных канонов и его номоканоническая редакция с обновленными гражданскими законами, стал классическим источником древнего канонического права для Греческой Церкви. [43]
Кодекс канонов Восточных Церквей
[ редактировать ]Для восточных католиков два раздела восточно-католического канонического права уже при Папе Пии XII были оформлены в форме кратких канонов. Эти части были пересмотрены в рамках решения Папы Иоанна XXIII о проведении общего пересмотра канонического права Церкви; в результате отдельный Кодекс для членов Восточно-Католических Церквей 1 октября 1991 г. впервые вступил в силу ( Апостольская конституция Священные каноны от 18 октября 1990 г.). Кодекс канонов Восточных Церквей , как его называют, отличается от латинского Кодекса канонического права 1983 года в вопросах, в которых расходятся восточные и латинские традиции, таких как терминология, дисциплина, касающаяся иерархических должностей и отправления таинств.
Юриспруденция канонического права
[ редактировать ]Институты и практика канонического права шли параллельно правовому развитию большей части Европы и, следовательно, как современное гражданское право , так и общее право. [44] [45] [46] нести влияние канонического права.
Со времен Этельберта и далее [скажем, с 600 года] английское право находилось под влиянием римского права в той мере, в какой оно вошло в традиции католической церкви. [47]
Большая часть законодательного стиля была заимствована из римского права. [48] особенно Юстиниановский корпус гражданского права . [49] [50] После «падения» Римской империи и вплоть до возрождения римского права в XI веке каноническое право служило наиболее важной объединяющей силой среди местных систем в традиции гражданского права. [51] Католическая церковь разработала инквизиторскую систему в средние века. [52] Канонисты привнесли в постримскую Европу концепцию высшего закона высшей справедливости , стоящего над мгновенным законом государства. [53]
В одной из своих тщательно продуманных речей в Сенате Соединенных Штатов г-н Чарльз Самнер говорил о «щедрой презумпции общего права в пользу невиновности обвиняемого»; однако следует признать, что такую презумпцию нельзя найти в англосаксонском праве, где иногда кажется, что презумпция была противоположной. А в совсем недавнем деле Верховного суда Соединенных Штатов, деле Coffin, 156 US 432, указывается, что эта презумпция была полностью установлена в римском праве и сохранена в каноническом праве. [54]
Основными каноническими источниками права являются 1983 года Кодекс канонического права . [19] [55] Кодекс канонов Восточных Церквей , [55] и Пасторский бонус . [56] Другие источники включают апостольские конституции , motibus propriis , частный закон и – с одобрения компетентного законодателя – обычаи . Чтобы закон необходимо обнародовать . имел юридическую силу, его [57] Более поздний и противоречащий закон отменяет более ранний закон.
Канонисты сформулировали интерпретационные нормы права для судейской (незаконодательной) интерпретации канонических законов . Аутентичная интерпретация – это официальная интерпретация закона, изданная законодателем , и имеющая силу закона. [58]
Философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права
[ редактировать ]Хотя каноническая теория права в целом следует принципам аристотелевско - томистической философии права , [5] Фома Аквинский никогда открыто не обсуждает место канонического права в своем «Трактате о праве». [59] Однако сам Фома Аквинский находился под влиянием канонического права. [60] В то время как многие канонисты без возражений применяют томистическое определение права ( lex ) к каноническому праву, некоторые авторы оспаривают применимость томистического определения к каноническому праву, утверждая, что его применение обеднит экклезиологию и испортит саму сверхъестественную цель канонического права. [61]
В течение десятилетий после Второго Ватиканского Собора многие канонисты призывали к более теологической, а не философской концепции канонического права. [62] признание «тройной связи между теологией, философией и каноническим правом». [63] Некоторые авторы рассматривают каноническое право как по существу богословское, а дисциплину канонического права как богословскую субдисциплину. [62] но монсеньор. Карлос Хосе Эррасурис утверждает, что «в определенном смысле все постсоборные канонические исследования демонстрируют богословскую озабоченность в самом широком смысле, то есть тенденцию более четко определять место юридического в тайне Церкви». [62]
Фундаментальная теория канонического права — это дисциплина, охватывающая основы канонического права в самой природе церкви. [64] Фундаментальная теория — это новая дисциплина, которая принимает за объект «существование и природу того, что является юридическим в Церкви Иисуса Христа ». [65] Дисциплина стремится лучше объяснить природу закона в церкви и участвует в богословских дискуссиях в постсоборном католицизме . [66] и стремится бороться с «постсоборным антиюридизмом». [67]
Канонистика, факультеты и институты
[ редактировать ]Академическими степенями в области канонического права являются JCB ( Iuris Canonici Baccalaureatus , бакалавр канонического права, обычно принимается в качестве ученой степени), JCL ( Iuris Canonici Licentiatus , лицензиат канонического права ) и JCD ( доктор Юрис Canonici , доктор канонического права). ), а тех, кто имеет JCL или выше, обычно называют «канонистами» или «канонистами-юристами». Из-за своего специализированного характера ученая степень в области гражданского права или теологии является нормальной предпосылкой для изучения канонического права. Каноническое право как область науки называется канонистикой.
Каноническое право и церковная канцелярия
[ редактировать ]Согласно 1983 года Кодексу канонического права , все студенты семинарии обязаны пройти курсы канонического права. [68] Некоторые церковные чиновники должны иметь докторскую степень ( JCD ) или, по крайней мере, лицензию ( JCL ) в области канонического права для выполнения своих функций: судебные викарии; [69] судьи; [70] сторонники справедливости; [71] защитники облигаций ; [71] канонические защитники. [72] Кроме того, генеральные и епископские викарии должны быть врачами или, по крайней мере, иметь лицензию в области канонического права или теологии. [73] Обычно епископы должны иметь ученую степень (докторскую степень или, по крайней мере, лицензию) в области Священных Писаний, теологии или канонического права. [74]
См. также
[ редактировать ]- Апостольский администратор
- Канон епископа
- Канонические акты
- Канонические увещевания
- Конфирмация епископов
- Адвокат дьявола
- Церковный суд
- Похоронные сборы
- Особая церковь
- Привилегия (каноническое право)
- Привилегия компетентности
- Настоятель (церковный)
- Религиозное право
- Запрещенная степень родства
- Светское духовенство
- Свободный офис
- Симони
- Верховный трибунал апостольской сигнатуры
- Команда священников в солидуме
- Территориальный настоятель
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Юридический словарь Блэка, 5-е издание, стр. 771: «Юс каноникум»
- ^ Отец Джеймс Гудвин (4 июня 2021 г.). «Церковное учение. Введение в каноническое право» . Просто католик . Архивировано из оригинала 16 февраля 2022 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Делла Рокка, Руководство по каноническому праву , стр. 3
- ^ Берман, Гарольд Дж. Закон и революция , стр. 86, 115.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдвард Н. Питерс , домашняя страница CanonLaw.info. Архивировано 28 сентября 2011 г. на Wayback Machine , по состоянию на 11 июня 2013 г.
- ^ Раймонд Вакс, Закон: очень краткое введение, 2-е изд. (Издательство Оксфордского университета, 2015) с. 13.
- ^ Canon 331. Архивировано 2 апреля 2007 г. в Wayback Machine , Кодекс канонического права 1983 г.
- ^ Эдвард Н. Питерс , «Введение катехизатора в каноническое право». Архивировано 2 августа 2017 г. на Wayback Machine , CanonLaw.info, по состоянию на 11 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Руководство по каноническому праву, с. 49
- ^ «Кодекс канонического права: текст — IntraText CT» . www.intratext.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2020 г. Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Информационный бюллетень Фонда Св. Иосифа, Том. 30 № 7. Архивировано 27 июля 2020 г. в Wayback Machine , с. 3
- ^ Перейти обратно: а б Вер и Труман, Удивленные каноническим правом [том 1], 2004 г., стр. 3
- ^ Юридический словарь Блэка, 5-е издание, стр. 187: «Каноник»
- ^ Берман, Закон и революция , с. 288
- ^ Перейти обратно: а б Берман, Закон и революция , с. 202.
- ^ Берман, Закон и революция , с. 253
- ^ Смит, Элементы церковного права , Том. Я (9-е изд.), с. 9 . Интернет-архив, по состоянию на 28 марта 2016 г.
- ^ Филлимор, Уолтер Джордж Франк (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 193. . В
- ^ Перейти обратно: а б с Преподобный Джеймс Социас (общ. ред.), Наша нравственная жизнь во Христе . (Чикаго: Теологический форум Среднего Запада, 2003), 84.
- ^ Делла Рокка, Фернандо, Руководство по каноническому праву (Милуоки: The Bruce Publishing Company, 1959), пер. Преподобный Ансельм Тэтчер, OSB, с. 9.
- ^ Canon 832, найденный в https://www.vatican.va/archive/ENG1104/__P2Q.HTM. Архивировано 28 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Берман, Закон и революция , с. 199
- ^ Перейти обратно: а б с Комментарий к новому кодексу канонического права преподобного П. Часа. Августин OSB, DD, Том I: Введение и общие правила (кан. 1–86), ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ (Сент-Луис: B. HERDER BOOK CO., 1918).
- ^ Милн, Каноническое право , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Руководство по каноническому праву, с. 13, №8
- ^ Святой Иоанн Павел II, ап. Конст. Священные каноны
- ^ Вер и Труман, Удивленные каноническим правом , стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Вигмор, Панорама , с. 951
- ^ Руководство по каноническому праву, с. 14
- ^ Закон и революция, с. 116
- ^ Закон и революция, с. 240
- ^ Кеннет Дж. Пеннингтон, доктор философии, CL701, Школа канонического права CUA, «История канонического права, день 1». Архивировано 9 июля 2015 г. в Wayback Machine , около 0:25:30, доступ 8-15. -2014 г.
- ^ Роммен, Естественный закон , стр. 38–39.
- ↑ The New York Times, «Соседи и жены». Рецензия на книгу Архивировано 22 апреля 2016 г. в Wayback Machine от 13 ноября 1988 г., по состоянию на 27 июня 2013 г.
- ↑ Эдвард Н. Питерс, Предложение по изменению порядка основных разделов канонической истории. Архивировано 31 августа 2013 г. на Wayback Machine , по состоянию на 16 мая 2013 г.
- ^ CanonLaw.info. Архивировано 6 июня 2013 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Де Мистер, Compendium Tomus Primus, стр. 52
- ^ Иоанн XXIII, обращение к Questa festiva (25 января 1959 г.), AAS 51 (1959), стр. 68–69
- ^ CanonLaw.info, «Законодательная история Кодекса канонического права 1983 года». Архивировано 26 мая 2013 г. в Wayback Machine ; по состоянию на 7 июня 2013 г.
- ^ The New York Times, « Новый кодекс канонического права, действующий для католиков, заархивировано 19 сентября 2017 г. в Wayback Machine », 27 ноября 1983 г., по состоянию на 25 июня 2013 г.
- ↑ Britannica «Каноническое право». Архивировано 4 ноября 2014 г. в Wayback Machine , по состоянию на 24 июня 2013 г.
- ^ Может. 1, 1983 CIC («Каноны этого кодекса касаются только Латинской церкви »).
- ^ Тейлор 1990 , с. 61.
- ^ Роммен, Генрих А., Естественный закон , с. 114
- ^ Фридман, Лоуренс М., Американское право , с. 70
- ^ Эпштейн и др. , Контракты: Заключение и проведение сделок, 3-е изд. , с. 13 .
- ^ Исследования в области гражданского права , с. 43 — цитирует профессора Мейтленда, «Социальная Англия».
- ^ Национальная энциклопедия: Том 2, с. 416
- ↑ The New York Times, «Папа для кодификации канонического права». Архивировано 7 октября 2021 г. в Wayback Machine , 1 апреля 1904 г., по состоянию на 25 июня 2013 г.
- ^ Маккормик, Энн О'Хара. Ватиканский журнал , с. 44
- ^ Сравнительные правовые традиции, с. 43
- ^ Леман, Джеффри; Фелпс, Ширелл (2005). Энциклопедия американского права Уэста, Vol. 5 (2-е изд.). Детройт: Томсон/Гейл. п. 483. ИСБН 978-0787663742 .
- ^ Вормсер, История ЗАКОНА , с. 189
- ^ Исследования в области гражданского права, с. 51
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Питерс, CanonLaw.info. Архивировано 17 мая 2013 г. на Wayback Machine , по состоянию на 9 июня 2013 г.
- ^ Кодекс канонов восточных церквей, латинско-английское издание, новый английский перевод (Американское общество канонического права, 2001), страница xxv
См. Пасторский бонус н. 2 - ^ Кодекс 1983 года, канон 7.
- ^ Католическая энциклопедия 1913 года, «Слова (в каноническом праве)»
- ^ Дж. Будзишевский, Архитектура права согласно Фоме Аквинскому. Архивировано 14 марта 2016 г. в Wayback Machine ; по состоянию на 14 марта 2016 г.
- ^ Blackfriars Summa Theologiæ Vol. 28, с. 16 [заметки Томаса Гилби ОП о Summa Ia-IIæ, q. 90, а. 4]
- ^ Экзегетический комментарий к Кодексу канонического права, Vol. I, стр. 261–262 (комментарий к CIC 1983 г., Книга I, Раздел I)
- ^ Перейти обратно: а б с Эррасурис, «Справедливость в церкви», с. 71
- ^ Ладислас Орси, «К теологической концепции канонического права» (опубликовано в журналах Джордан Хайт, TOR, и Дэниел Дж. Уорд, OSB, «Чтения, случаи, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание» (Колледжвилль) , МН: Литургическая пресса, 1990), с. 11.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , 3
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , xvii.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , 59 и след.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , 62.
- ^ 1983 CIC, кан. 252 §3
- ^ 1983 CIC, кан. 1420 §4
- ^ 1983 CIC, кан. 1421 §3
- ^ Перейти обратно: а б 1983 CIC, кан. 1435
- ^ 1983 CIC, кан. 1483
- ^ 1983 CIC, кан. 478 §1
- ^ 1983 CIC, кан. 378 §1 °5
Источники
[ редактировать ]В алфавитном порядке автора:
- Аквинский, Фома . «Св. Фома Аквинский: Summa Theologiæ , Том 28: Право и политическая теория (Ia2æ. 90–97); латинский текст. Английский перевод, введение, примечания, приложения и глоссарий [автора] Томаса Гилби OP», Blackfriars (Кембридж: Эйр) и Spottiswoode Limited, 1966).
- Берман, Гарольд Дж. , Закон и революция: формирование западной правовой традиции (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1983).
- Бенедикт XVI, Папа Римский . Обращение Его Святейшества Бенедикта XVI по случаю открытия судебного года Трибунала Римской Роты , Клементина-Холл, 21 января 2012 г. https://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/speeches/2012/ january/documents/hf_ben-xvi_spe_20120121_rota-romana.html Архивировано 4 апреля 2016 г. на Wayback Machine, доступ осуществлен 29 марта 2016 г.
- Капаррос, Эрнест. Экзегетический комментарий к Кодексу канонического права, том I: Подготовлено под руководством Института Мартина де Аспилкуэта, факультета канонического права, Университет Наварры (Чикаго, Иллинойс: Теологический форум Среднего Запада, 2004 г.) Под редакцией Анхеля Марсоа, Хорхе Мираса и Рафаэль Родригес-Оканья (англоязычное издание, главный редактор: Эрнест Капаррос; координатор обзора: Патрик Лаггес).
- Делла Рокка, Фернандо, Руководство по каноническому праву (Милуоки: The Bruce Publishing Company, 1959), перевод преподобного Ансельма Тэтчера, OSB
- Де Мистер, А., DJC, Juris Canonici et Juris Canonico-Civilis Compendium: новое издание в соответствии с Кодексом канонического права Tomus Primus (Брюгге: Societatis Sancti Augustini, 1921).
- Эпштейн, Дэвид Г., Брюс А. Маркелл и Лоуренс Панорофф, Дела и материалы по контрактам: заключение и проведение сделок: третье издание (Сент-Пол, Миннесота: West/Thomson Reuters, 2011). ISBN 978-0314272386
- Эррасурис М., Карлос Хосе. Справедливость в церкви: фундаментальная теория канонического права (Монреаль: Wilson & Lefleur Ltée, 2009), пер. Джин Грей в сотрудничестве с Майклом Данниганом.
- Фридман, Лоуренс М. Американское право: введение (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1984).
- Глендон, Мэри Энн , Майкл Уоллес Гордон, Кристофер Осакве, Сравнительные правовые традиции: текст, материалы и дела (серия американских сборников дел) (Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Co., 1985).
- Хоу, Уильям Вирт. Исследования гражданского права и его связи с правом Англии и Америки . (Бостон: Литтл, Браун и компания, 1896 г.).
- Джордан, Уильям Честер. История пингвинов Европы: Европа в средние века (Лондон: Penguin Books, 2002).
- Маккормик, Энн О'Хара. Журнал Ватикана: 1921–1954 (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Кудахи, 1957).
- Милн, Роберт Скотт. Каноническое право (опубликовано Forgotten Books, 2013 г.; первоначально опубликовано в 1912 г.). ПИБН 1000197046.
- Орси, Ладислас. К богословской концепции канонического права (эссе опубликовано в журнале Джордан Хайт, TOR, и Дэниел Дж. Уорд, OSB, Чтения, дела, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание (Колледжвилл, Миннесота: The Liturgical Press, 1990).
- Петерс, Эдвард Н. , переводчик, Кодекс канонического права Пио-Бенедиктинского права 1917 года: в английском переводе с обширным научным аппаратом (Ignatius Press, 2001)
- Питерс, Эдвард Н. , JD, JCD , Ref. Сиг. Ap., CanonLaw.info. Архивировано 15 мая 2013 г. на Wayback Machine.
- Роммен, Генрих А. Естественный закон : исследование по юридической и социальной истории и философии (Сент-Луис: B. Herder Book Co., 1947 [1959]), перевод Томаса Р. Хэнли, OSB
- Суццалло, Генри, доктор философии, доктор философии, доктор юридических наук, главный редактор Национальной энциклопедии : Том 2 (Нью-Йорк, PF Collier & Son Corporation, 1935).
- Тейлор, Джастин (1990). «Каноническое право в эпоху отцов». В Хайте, Иордания; Уорд, Дэниел Дж. (ред.). Литература, случаи, материалы по каноническому праву: учебник для студентов-служителей (пересмотренная ред.). Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0814610817 .
- Вир, Пит и Майкл Труман, Удивленные каноническим правом: 150 вопросов, которые задают католики о каноническом праве (Цинциннати, Огайо: St. Anthony Messenger Press, 2004).
- Вигмор, Джон Генри, Библиотечное издание «Панорама мировых правовых систем» (Вашингтон, округ Колумбия: Washington Law Book Company, 1936).
- Вормсер, Рене А., История ЗАКОНА и людей, которые его создали – с древнейших времен до наших дней: исправленное и обновленное издание закона (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1962).
- Юридический словарь Блэка, 5-е издание (Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Co., 1979).
- Катехизис Католической Церкви. Архивировано 6 февраля 2012 г. в Wayback Machine на Vatican.va.
- 1983 года Кодекс канонического права (CIC 1983 года) на сайте Vatican.va. Подробности публикации: латинско-английское издание, новый английский перевод; Подготовлено под эгидой Общества канонического права Америки , Вашингтон, округ Колумбия.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чиконьяни, Амлето Джованни (1935). Каноническое право: I. Введение в изучение канонического права; II. История источников канонического права; III. Комментарий к первой книге Кодекса . Перевод О'Хары, Джозефа М.; Бреннан, Фрэнсис. Интернет-архив (2-е исправленное изд.). Филадельфия: Дельфин Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Sacrea Disciplinae Leges (Документ, устанавливающий Кодекс канонического права 1983 года)
- Нормы действующего канонического права (Таблица канонических норм, действующих в настоящее время)
- Wiki по каноническому праву (примечания, комментарии, обсуждения, статьи и библиография по каноническому праву)
Тексты и переводы канонических кодификаций после 1917 года.
[ редактировать ]Со ссылочными соответствиями
- Кодекс канонического права (1983 г.) (на латыни)
- Кодекс канонического права (1983 г.) (Перевод Общества канонического права Америки - через vatican.va . Включает модификацию канонов 750 и 1371 1998 г.)
- Кодекс канонического права (1983 г.) (перевод Общества канонического права Великобритании и Ирландии при содействии Общества канонического права Австралии и Новой Зеландии и Канадского общества канонического права)
- Кодекс канонов восточных церквей (1990 г.) (на латыни)
- Кодекс канонов восточных церквей (1990 г.) (перевод Общества канонического права Америки)
- Codex Iuris Canonici (1917 г.) (на латыни) (отменен Кодексом канонического права 1983 г. )
Без согласований
- 1983 года. Кодекс канонического права Архивировано 9 июля 2021 г. в Wayback Machine (на английском языке, обновлено с учетом поправок к законодательству после опубликования).
- 1983 г. Codex Iuris Canonici Архивировано 13 мая 2021 г. в Wayback Machine (на латыни, обновлено с учетом поправок к законодательству после опубликования).
Исторические тексты канонического права
[ редактировать ]- Виртуальная библиотека средневекового канонического права
- Указ Грациана (фридбургское издание)
- Корпус канонического права (1582 г.)
- Кодекс 1917 года (на французском языке) (отменен Кодексом канонического права 1983 года )