Дорога в Каноссу
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2018 г. ) |

Дорога в Каноссу или Унижение Каноссы ( итал . L'umiliazione di Canossa ), или, иногда, Прогулка в Каноссу ( нем . Gang nach Canossa / Каносса ) [1] было путешествие императора Священной Римской империи Генриха IV в замок Каносса в 1077 году и его последующее ритуальное подчинение там папе Григорию VII . Это произошло во время спора об инвеституре , и император добивался отпущения грехов и отмены его отлучения от церкви Папой, который находился в замке в качестве гостя маркграфины Матильды Тосканской .
Согласно современным источникам, он был вынужден молиться на коленях, ожидая три дня и ночи перед воротами замка, пока бушевала метель, «один из самых драматических моментов Средневековья » . Этот эпизод вызвал множество споров среди средневековых летописцев, а также среди современных историков, которые спорят, была ли эта прогулка унизительным поражением императора или «блестящим мастерским ходом». [2]
Историческая справка
[ редактировать ]Папа оспаривали относительное превосходство церковной и светской власти с и император Священной Римской империи момента распространения григорианских реформ в 11 веке. Когда Григорий VII, провозглашенный народом Рима Папой в 1073 году, попытался провести реформы в процессе инвеституры своим указом «Dictatus papae» , он встретил сопротивление со стороны Генриха IV. Король настоял на том, чтобы оставить за собой традиционно установленное право предыдущих императоров «инвестировать» епископов , аббатов и других священнослужителей , несмотря на папский указ . [ нужна ссылка ]
Конфликт становился все более серьезным после того, как Генриху удалось подавить саксонское восстание в битве при Лангензальце в июне 1075 года. В сентябре он назначил нового епископа Милана , что раздражало Григория, который открыто требовал послушания. Вскоре после этого Папа подвергся нападению во время празднования Рождества 1075 года и был заключен в тюрьму толпой. На следующий день его последователи напали на тюрьму и привели его обратно в церковь, где он продолжил мессу с того места, на котором остановился. [3] 24 января 1076 года Генрих собрал несколько немецких епископов на синод в Вормсе , где церковные сановники отказались от всех обязательств перед Папой. В конце концов король потребовал отречения Григория, ссылаясь на правила папских выборов согласно булле In nomine Domini 1059 года. [ нужна ссылка ]
В ответ Григорий отлучил и низложил Генриха на Великопостном синоде 1076 года в Риме. Кроме того, он заявил, что через год с этого дня потеря королевской власти станет безвозвратной. [4]
Путешествие
[ редактировать ]
Григорий также объявил недействительными клятвы на верность, данные князьями . [5] что оказалось более опасным для правления Генриха, поскольку развитие отвечало интересам нескольких территориальных правителей Империи . Когда в октябре Патриарх Аквилеи и папский легат встретились с немецкими князьями в Требуре , они поклялись не признавать Генриха, если в течение года запрет не будет снят. Опасаясь дальнейшего восстания среди немецкой аристократии , Генрих почувствовал, что ему необходимо избавиться от отлучения от церкви. Он по-прежнему пользовался популярностью среди простого народа, но князья грозились избрать нового короля . Ему нужно было закрепить свое положение в церкви до того, как быстро приближался срок, установленный Папой. [ нужна ссылка ]
По предложению своих советников он договорился о встрече с Папой, направлявшимся по пути через Альпы в сторону Аугсбурга . Генрих начал свое путешествие в Шпейере и, двигаясь на юг вверх по Рейну , обнаружил, что его положение шаткое. Поскольку швабская знать отказалась открыть путь к альпийским перевалам , королю пришлось двигаться через Бургундию и пересечь Альпы у крутого Мон-Сени . [6] [7] Согласно хроникам Ламберта Херсфельдского , Генрих, его жена Берта Савойская и их маленький сын Конрад рисковали жизнью, пересекая Альпийский гребень в суровых условиях середины зимы. После долгого путешествия они достигли жилища Григория в Каноссе 25 января 1077 года. [ нужна ссылка ]
В замке
[ редактировать ]
Когда Генрих достиг замка Матильды, Папа приказал отказать ему во входе. Ожидая у ворот, Генри принял на себя поведение покаяния . Он носил власяницу , традиционную одежду монахов того времени, и предположительно ходил босиком. Многие из его окружения, в том числе королева Берта Савойская и принц Конрад, также якобы сняли обувь. Согласно Ламберту Херсфельдскому и рассказам об этой сцене из первых рук (письма, написанные Грегори и Генрихом в последующие годы), король ждал у ворот три полных дня. Все это время он якобы носил только покаянную власяницу и постился . [8]
Наконец, 28 января ворота замка открылись для Генриха, и ему разрешили войти. Современные источники сообщают, что он преклонил колени перед Папой Григорием и просил у него прощения. Грегори освободил Генриха и пригласил его обратно в Церковь. В тот вечер Григорий, Генрих и Матильда Тосканские причастились в часовне Сант-Аполлонио внутри замка, что означало официальное окончание отлучения Генриха от церкви. [9]
Действительно ли Генри совершил формальное покаяние , окончательно не установлено. В любом случае он вновь обрел свободу действий и быстро вернулся в Германию, тогда как Григорий оставался с Матильдой в замке и в других местах Тосканы в течение нескольких месяцев. [ нужна ссылка ]
Историческое влияние
[ редактировать ]
Непосредственный эффект встречи в Каноссе был ограниченным. Хотя Генрих был восстановлен в Церкви, любые ожидания того, что Папа восстановит поддержку права Генриха на престол, вскоре оправдались; [10] в марте небольшая группа могущественных саксонских и южногерманских территориальных магнатов, в том числе архиепископы Зальцбургский , Майнцский и Магдебургский и несколько епископов, встретились в Форххайме и, полагая, что Генрих безвозвратно утратил императорское достоинство, отрекся от династии Салианов ' Он претендует на передачу императорской короны по наследству и, по словам Бруно Мерзебургского своего епископа , присутствовавшего в окружении , заявил, что «сын короля, даже если он будет исключительно достоин, должен стать королем путем спонтанных выборов». . Папа подтвердил соглашение. [11] Его низложение все еще оставалось в силе, и Генрих был вынужден начать гражданскую войну с герцогом Рудольфом Швабским . Григорий наложил второе отлучение от церкви Генриха, который в конечном итоге выиграл гражданскую войну, вторгся в Рим и заставил Григория бежать, заменив его антипапой Климентом III . [12]
В 1728 году, когда Григорий был канонизирован Папой Бенедиктом XIII , папский указ вызвал оскорбление среди европейских монархов, и его публикация была запрещена императором Карлом VI . [ нужна ссылка ]

Позже в истории это событие приобрело более светский смысл: отказ от его примера стал означать отказ Германии подчиняться какой-либо внешней силе (хотя в первую очередь, но не исключительно, католической церкви ). Инцидент впервые был увековечен австрийским политиком и поэтом Антоном Александром фон Ауэрспергом (Анастасиус Грюн) в речи 1868 года перед Палатой лордов о введении гражданского брака . После объединения Германии канцлер Отто фон Бисмарк , когда его «Параграф о кафедре » и Закон об иезуитах вызвали так называемый « Культуркампф » с Папой Пием IX , заверил своих соотечественников в речи в Рейхстаге , что «Мы не пойдем в Каноссу – ни телом, ни духом!" Это означало, что Германия будет стоять за себя и не потерпит никакого внешнего вмешательства в ее политику, религию или культуру. [13]
Современное использование
[ редактировать ]В современном использовании «поход в Каноссу» означает акт покаяния или подчинения. «Пойти в Каноссу» — это выражение, описывающее покаяние, часто имеющее подтекст, что оно происходит не по желанию или по принуждению. Например, Адольф Гитлер использовал это выражение, чтобы описать свои встречи с баварским министром-президентом Генрихом Хельдом после освобождения из тюрьмы Ландсберг в 1924 году, когда он пытался добиться снятия запрета на нацистскую партию . [14] В 1938 году сэр Роберт Ванситтарт назвал премьер-министра Невилла Чемберлена встречу с Гитлером в Берхтесгадене «подобием того, как Генрих IV снова отправился в Каноссу». [15]
Он часто используется в немецком ( Gang nach Canossa ), голландском ( naar Canossa gaan ), датском , норвежском и шведском ( Canossavandring или Kanossagång ), финском ( ryömia Kanossaan ), французском ( aller à Canossa ), венгерском ( kanosszajárás ), итальянском языках. ( андаре а Каносса ), словенский ( pot v Canosso ), иврит ( הליכה לקנוסה - halikha le'kanossa ) и польский ( Kanossy idąc ). [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зонс, Питер (2005). Охота за свидетельствами (на немецком языке). Совет директоров – Книги по запросу. п. 17. ISBN 978-383342323-9 .
- ^ «Прогулка в Каноссу: Повесть об императоре и папе» . Сеть медиевистов . 4 августа 2017 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ «Великий Понтифик – Дни славы и папской власти | Центр религиоведения» . rsc.byu.edu . Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Конфликт инвестиций» . www.newadvent.org . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Каносса: средневековое столкновение церкви и государства» . ИсторияДополнительно .
- ^ Ортон, CW Превите (1910). «Точка маршрута Генриха IV, 1076–1077» . Английский исторический обзор . 25 (99): 520–522. дои : 10.1093/ehr/XXV.XCIX.520 .
- ^ Кребер, «Женщины в Каноссе» «Женщины в Каносе. Роль элитных женщин в примирении между Папой Григорием VII и Генрихом IV в Германии (январь 1077 г.), Storicamente 13 (2017), статья №. 13, стр. 1–44.
- ^ Отчет о Каноссе Из отчета о Каноссе
- ^ Эта серия событий составлена Циммерманом (см. Ниже) как наиболее вероятная путем сравнения оригинальных источников по этой теме, включая письма, написанные Генрихом и Григорием немецким епископам и князьям. Обсуждение этого и других предлагаемых сроков см. в главе 5 Циммермана.
- ↑ Григорий потребовал невозможного обещания, что Генрих не примет на себя имперскую власть, пока не получит на это разрешение Папы; Пропапский летописец упомянул о «мнимом примирении» Генриха (И.С. Робинсон, «Папа Григорий VII, принцы и Пактум 1077–1080», The English Historical Review 94, № 373 (октябрь 1979): 721–756, стр. 725.
- ^ Робинсон 1979: 721f.
- ^ "Григорий VII" [ постоянная мертвая ссылка ] в HistoryChannel.Com: Энциклопедия Джона В. О'Мэлли, получено 11 июля 2006 г.
- ^ Дополнительную информацию о культурных отсылках к «Прогулке в Каноссу» см. в разделе «Циммерманн», главы 1 и 4.
- ^ Кершоу, Ян . Гитлер: 1889–1936: Высокомерие Нью-Йорк: Нортон, 1998.
- ^ Рейнольдс, Дэвид (2009). Саммиты: шесть встреч, которые сформировали двадцатый век . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-7867-4458-9 . OCLC 646810103 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эдуард Главачка «Между Трибуром и Каноссой» Исторический ежегодник 94 (1974: 25–45).
- Том Холланд (2010). Кузница христианского мира: Конец дней и эпический подъем Запада , Anchor Books: Нью-Йорк. ISBN 978-0-307-27870-8 .
- Хельмут Кемпф, Каносса как поворотный момент. Избранные очерки по последним исследованиям . Дармштадт, 1963 год.
- Карл Ф. Моррисон «Каносса: пересмотр», Traditio 18 (1962: 121–158.)
- Тильман Струве , Матильда Тусьен-Каносса и Генрих IV».
- Харальд Циммерманн (историк) , Прогулка по Каносе 1077 года. Эффекты и реальность . Майнц, 1975 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с «Прогулкой в Каноссу», на Викискладе?