Доминион мира
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Dominium mundi — идея всеобщего владычества, развитая в средние века . Вдохновленный памятью о Римской империи , dominium mundi подразумевал признание одной верховной власти, что породило длительную политическую и духовную борьбу между имперской и церковной властью. Можно сказать, что эта борьба началась с спора об инвеституре и была в основном воплощена Священной Римской империей и католической церковью , которые возвысили императора и Папу соответственно до статуса верховного правителя.
Идея всеобщего владычества разделила Италию на враждующие фракции гвельфов и гибеллинов . Гвельфы поддерживали Церковь, а гибеллины — Империю. После двухсот лет разделения в XII и XIII веках ни одна из держав не одержала верх из-за их взаимной зависимости и возникновения мощного и практически независимого правления Церкви и государства . Идея dominium mundi не появилась снова в своей первоначальной форме, несмотря на то, что обе универсальные власти существовали.
Имперская идея
[ редактировать ]
Высота и поддержка
[ редактировать ]Ко времени правления Фридриха I (1152-1190) имперская идея уже достигла зрелости. Его преемственность подчеркивалась в Европе с римских времен через связь с Каролингской империей . Фактически Фридрих I говорил о Карле Великом как об образце императоров и канонизировал его в 1165 году без каких-либо требований. Тезис об общественном суверенитете, содержащийся в римском праве (вновь открытом европейскими юристами и политиками в двенадцатом веке), также использовался в пользу имперских идей. Именно из них было выведено единство и универсальный характер Священной Римской империи , считавшейся «проектом всемирного владычества», символизирующим весь период. Учитывая эти предпосылки, при дворе Фридриха I считали, что Империя, установленная непосредственно божественной волей как форма политической организации человечества , священна. Выражение Sacrum Imperium впервые появляется в документе 1157 года.

В иной плоскости нельзя забывать, что в XII веке началось возрождение монархической власти над феодализмом после нескольких столетий глубокого упадка королевской власти. Империя не осталась на обочине этой эволюции, уверенно восстанавливая свой престиж. Тем не менее, оно было плохо организовано, что привело к важным последствиям для политического будущего территорий Германии и Италии . Реконструкция монархий также шла вразрез с проектируемым Dominium Mundi . Из-за этого Фридрих I, а также его сын и преемник Генрих VI пытались примирить оба события, представляя себе универсальную временную империю, во главе которой стоял император, обладающий верховной властью, превосходящей власть различных королей, называемой «regulos». или «местные короли». Эта высшая власть казалась необходимой, поскольку считалось, что Империя была способом сохранить единство христианства и подготовиться к концу времен . Не учитывая этого эсхатологического и мессианского элемент, невозможно правильно понять, что значила Империя для людей того времени, в частности для императора Фридриха I.
Видение Церкви
[ редактировать ]Основы церковного видения можно проиллюстрировать следующими источниками:
- По словам Папы Александра III : «Единство творения также подразумевает единство высшей власти над всеми созданиями. Она должна была принадлежать Папе из -за превосходства его духовной силы и потому, что вечное спасение, которое он пропагандировал, было главной социальной целью».
- Согласно Summa Coloniensis (текст 1170 г.): «Папа — истинный император, а император — его эффективный наместник». ( Папа – истинный император, император – его викарий ).
- По мнению Геро де Райхерсберга и таких великих юристов-канонистов, как Грациан и Хугуччио : «Временная мирская власть имела независимую деятельность, будучи в состоянии выбирать тех, кто ее осуществлял, либо путем выборов, либо путем наследования, а также развивать свои собственные административные средства без Тем не менее, вмешательство Папы сохраняло высшую власть, но он мог использовать ее только для того, чтобы санкционировать или удостоверить политические действия, а не для того, чтобы останавливать или изменять их или действовать напрямую, кроме как по моральным или религиозным причинам ( ratione peccati ) : «потому что». грехов ») или когда нужно было разрешить вопрос, на решение которого не была уполномочена ни одна другая сила мира».
Императорское и церковное право в XII и XIII веках.
[ редактировать ]римское право
[ редактировать ]В XII и XIII веках повторное открытие старого римского права и установление канонического права положили начало новой эре правового устройства западного мира . Это глубоко повлияло на политику того времени, особенно в ходе борьбы Dominium Mundi между Империей и Понтификатом.Известное средневековой Европе римское право представляло собой исключительно компиляцию, составленную императором Юстинианом в VI веке и состоящую из нескольких дифференцированных частей:
- « Дайджест » или «Пандектас» , сборник юридических наук.
- Учреждения или учебное пособие, которое частично обобщает предыдущее.
- «Кодекс Юстиниана», воссоединяющий все конституции императоров, начиная со времен Адриана .
- Романы , или имперские конституции после 53 года.

Из всех них наибольшее влияние на средневековые открытия оказал « Дигест» . Работа Юстиниана, начиная с 16-го века, будет известна как Corpus Iuris Civilis , но в то время она не имела распространения и была известна через сборники, которые искажали ее.Ренессанс римских исследований в XII и XIII веках, который оказал влияние на всю Европу, произошел в Болонье , городе в итальянской Романье . В этом распространении была немаловажна роль романо-германских императоров, которые руководствовались своими политическими интересами не меньше, чем предполагаемым статусом преемников старой Римской империи . Учителя этой самой знаменитой «болонской школы» действовали в соответствии с методом средневекового исследования, то есть толкованиями или комментариями содержания и значения юстиниановых текстов. Это не критические комментарии, а скорее аналитические. Болонские профессора принимают закон Юстиниана как нечто высшее, даже высшее; они ограничены в комментариях по этому поводу, без лишнего критического багажа, потому что для этого им нужно филологическое владение греческим языком и изучение оригинальных текстов и исторических знаний, которых им не хватало. Но из их комментариев вытекают фундаментальные последствия для Европы того времени благодаря созданию богатой казуистики , которая охватывала область более совершенных и обширных юридических гипотез по сравнению с тем, что было широко известно до тех пор. Основание этой школы болонских профессоров связано с Ирнерием в начале XII века. Его учениками были Гуго де Порта Равеннат , Булгар , Якоб де Борагине и Мартин Госия , прозванные «четырьмя врачами» из-за их мудрости и влияния. Все они были гибеллинами (поддерживали идею существования Империи над понтификатом) и выступали за Фридриха I , современниками которого они были.
Каноническое право
[ редактировать ]
Примерно в это же время, с разницей в несколько десятилетий, произошла систематизация церковного права, которая должна была породить каноническое право во всей его полноте. Римляне и канонические юристы были братьями по менталитету и обязанностям, хотя последние и защищали папские права. Первым, кто обобщил и систематизировал предыдущие каноны Всемирного собора, был Грациано , болонский преподаватель богословия , написавший ок. 1140 г. - его Согласие о несоответствиях канонов , обычно называемое Указом . Работа Грасиано не имела официального статуса, но достигла большого престижа и вызвала в последующие десятилетия ажиотаж в юридических консультациях с понтификами , чего следовало ожидать во времена недостаточной организации гражданской власти. Они отвечали посредством литератов декреталей или « декреталей », составление которых стало необходимым как единственный способ использовать и сохранить содержащееся в них юридическое богатство, поскольку они затрагивали не только церковные дела, но также дела гражданских лиц и светских лиц.
Первый сборник был составлен Раймоном Пеньяфортом , доминиканцем- каталонцем , и называется Григорием IX Декреталами ; он объединяет декреталии, появившиеся между 1154 и 1234 годами, и разделен на пять книг, поэтому следующий сборник, включающий материалы до 1298 года, был известен как Liber sextus («Шестая книга»). В 14 веке были созданы новые сборники «Клементины» и «Экстраваганты » Иоанна XXII и Комунаса . Начиная с XVI века, все каноническое право в его признанных сборниках будет принимать официальное название Corpus iuris canonici . Указ понтифика Грациано и декреталии были прокомментированы с использованием той же процедуры толкования, которая применялась к римскому праву. Некоторые из главных глоссистов сыграли решающую роль в борьбе против Империи: Роландо Бандинелли (папа Александр III) и Синибальдо Фиески ( папа Иннокентий IV ). Синтез глосс был произведен, главным образом, Варфоломеем де Брешиа в XII веке, а также Хуаном Тевтонико в XIII веке Гуго Пизанский и Генрих Сегузио .
Развитие конфликта
[ редактировать ]
Диета Безансона и первые отличия
[ редактировать ]По возвращении из Италии короновал его императором Священной Римской империи , после того как папа Адриан IV , Фридрих I созвал сейм в Безансоне (1157 г.) с целью реформировать политический статут своего королевства в Арле . В этом сейме произошли первые разногласия между высшими гражданскими служащими императора, в частности канцлером Райнальдо де Дасселем, и папским наследником, а также будущим Папой Александром III Роландо Бандинелли. Жалоба между теократами и авивавой послужила предлогом для толкования папского документа, в котором упоминались «льготы», которые понтифик предоставил императору . Слово «выгода» тогда имело очень конкретное значение, потому что вассалами были те, кто получал льготы или феодальные владения от своего господина . Таким образом, Райнальдо де Дассель понял это и выдвинул аргумент, что Роландо Бандинелли не получил невыгоды, приняв тезис своего соперника: по сути, для него император получил Империю как «выгоду» Папы . Адриан IV , Папа английского происхождения, короновавший императора Фридриха I, позже пояснил, что это слово имело более общий смысл: Папа даровал духовные блага, а не духовные блага. вотчины . Но жалоба была возобновлена, и когда Роландо Бандинелли был возведен на папский престол как Александр III , он был истинным восстановителем папской власти (в духе Папы Григория VII ). Теории, которые больше не обладали энергетической простотой григорианских времен. В первой половине XII века, в основном, некоторые авторы продолжали тезисы Григория VII , такие как Гуго Сан-Викторский, Иоанн Солсберийский или Онорио Августодуненсе, но преобладающие теории ассимилируют в той или иной форме новые реалии: повторное открытие римского права , утверждение политических сил, усложнение социальной схемы в мире, в котором возможные должности и отдельные ситуации умножаются, разрушая примитивный идеал «троичного общества» (политики, военные и земледельцы).
Фридрих I против Александра III
[ редактировать ]
В 1158 году состоялось второе императорское путешествие в Италию . Вскоре после этого смерть Адриана IV положила начало кризису преемственности в понтификате. первая благоприятная конъюнктура для противостояния императора и Папы Вокруг обоих фактов возникает . Фридрих пытался подчинить себе лангобардские города. Милан вырос на вершине этого нового городского мира. Император осадил его и заставил капитулировать, сохранив внутреннюю автономию, но полностью приняв имперскую власть. Далее Фридрих воссоединился с одним магна-собранием в Ронкалье с целью реорганизовать управление Итальянским королевством и вернуть ему всю свою власть. Казалось, оно добилось этого, но сопротивление его мерам охватило города и возобновило старое «согласие» с понтификом, для которого создание жесткой имперской державы на севере и в центре Италии было более серьезным, чем немедленное опасность для его политической независимости.

Папа и антипапа
[ редактировать ]Когда умер Адриан IV , 24 кардинала, выступавшие за противодействие владычеству Фридриха I в Италии, выбрали папу Александра III , а трое, предпочитавшие примириться, отдали свой голос кардиналу Октавиану, носившему титул Виктора IV. Раскол позволил Фридриху попытаться примириться в Павии (январь 1160 г.), где был признан Папой Виктором IV, а Александр III искал поддержки в Нормандском королевстве на юге Италии, короли которого были вассалами Святого Престола , и в других Европейские страны, чтобы разжечь оппозицию императору. Милан снова восстал в 1161 году, но был завоеван силой оружия и опустошен; вскоре после этого Александр III был вынужден перейти к Франции . Фридрих победил, но Александр был Папой , признанной Европой , за исключением Империи , и, тем не менее, он считал в этой одной ужасных союзников, в частности в Италии , где император и его канцлеры Райнальдо де Дассель и Кристиан де Бах, организовал авторитарное правительство для противодействия старым местным автономиям, которые не смирились, чтобы без сопротивления принять свою новую судьбу.
Кульминация имперской интервенции
[ редактировать ]Смерть Виктора IV также лишила Фридриха важной поддержки, потому что антипапы , которые сделали выбор случиться с ним ( Пасхал III , Калликст III ), не имели возможного оправдания и не были признаны добровольно его собственным немецким духовенством , поскольку император воспользовался обстоятельства вмешались в церковную жизнь, как в худшие моменты « Спора об инвеституре »: В 1165 году Вюрцбургский синод и канонизация Карла Великого стали кульминацией имперского интервенционизма. Кроме того, спор с Александром III заставил его пойти на уступки и заключить союзы как с Германией, так и с другими странами. Великие немецкие дворяне заставили Фридриха дорого заплатить за их верность, а снаружи Фридрих так сильно надеялся на французский союз, которого так и не получил, как английский, воспользовавшись существующей борьбой между королем Англии Генрихом II и архиепископом Кентерберийским. , Томас Беккет .
Понтификат и империя во времена Фридриха I
[ редактировать ]1152 : Фридрих становится преемником Конрада III . Первый конфликт с Папой . Скандинавские церкви отделены от Гамбурга .
1153 : Констанцский договор между Фридрихом и Евгением III .
1154 : Фридрих в Италии ; декрет Ронкальи. Насилие против итальянских коммун. Адриан IV , Папа Римский.
1155 : Императорская коронация Фридриха. Восстание Рима и отступление императора, который возвращает Баварию Генриху Льву . Союз между Адрианом IV и Вильгельмом Сицилийским . Конкордато Беневенто. Австрия , независимое графство.
1157 : Ассамблея Безансона. Разрыв между императором и Папой.
1158 : Потрясение и наказание Милана . Диета Ронкальи.
1159 : Новое восстание в Милане. Осада Кремы, Италия . Смерть Адриана IV. Папа Александр III и антипапа Виктор IV .
1160 : Штурм и разрушение Кремы. Начало осады Милана. Ассамблея Павии.
1162 : Взятие и разрушение Милана. Союз Фридриха с Пизой и Генуей против Вильгельма I Сицилийского . Проект интервью Фридриха и Людовика VII Французского с целью положить конец расколу. Томас Бекет , архиепископ Кентерберийский.
1162 - 1165 : Немецкое духовенство принадлежит к партии Александра III.
1163 : Совет Тура.
1164 : Венеция формирует так называемую Веронскую лигу против Фридриха. Смерть антипапы Виктора IV, случившаяся с ним Пасхалия III.
1165 : Вюрцбургский сейм. Гонения на сторонников Александра III. Английский король Генрих II порывает с Александром III и признает Пасхалия III.
1167 : Фридрих захватывает Рим. Образование Ломбардской лиги , союзной Веронской.
1168 : Основание Алессандрии в Пьемонте ломбардскими городами в честь Александра III. Смерть Пасхалия III .
1170 : Ломбардская лига переходит под защиту Александра III. Переговоры Вероли между Папой и императором.
1174–1175 : Осада Алессандрии Фридрихом.

1175 : Монтебеллоское перемирие.
1176 : Фридрих терпит поражение в битве при Леньяно от итальянских коммун. Беседы Аньяни с папой Александром III.
1177 мир : Венецианский .
1179 : Разрыв между императором и Генрихом Львом . Я соглашаюсь с Летраном : реорганизация папских выборов.
1180 : Война против Генриха Льва.
1181 : Примирение Фридриха и Генриха Льва. Смерть Александра III.
1183 : Предварительные условия Пласенсии и мира в Констанце.
1184 сейм : Майнцский : свадьба Генриха и Констанции Сицилийской . Диета Вероны.
1185 : Союз Фридриха и Милана.
1186 : Разрыв между Урбаном и Фредериком. Ассамблея Гельнхаузена.
1188 : Примирение Папы с Римской коммуной.
1189 : Примирение между Папой и императором. Смерть Вильгельма II Сицилийского ; оказывается сыном императора и будущим ему Энрике IV .
1190 : Третий крестовый поход : смерть Фридриха в Малой Азии .
Заинтересованные лица
[ редактировать ](в хронологическом порядке)
Империал
[ редактировать ]- Генрих IV, император Священной Римской империи
- Генрих V, император Священной Римской империи
- Фридрих I, император Священной Римской империи
- Генрих VI, император Священной Римской империи
- Фридрих II, император Священной Римской империи
Папский
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Рождение светского духа на закате Средневековья , 2-е изд., Париж-Ловайна, 1970 (Лагард, Ж.).
- История христианства, том I VI. Времена испытаний (1274–1449), Париж, 1990 г. (Конгурдо, Миннесота). ISBN 2-213-02629-7
- История политической мысли в средние века , Барселона, 1992 (Ульманн, В.). ISBN 0-14-055102-6
- Пападо. Краткая история понтифика , Поселитесь, 2003 (Калян).
- Средний возраст , том X Сборника всеобщей истории Сальват, 2005.