Конкордат Вормса
( Вормсский конкордат лат . Concordatum Wormatiense ; немецкий : Wormser Konkordat ), также известный как Pactum Callixtinum или Pactum Calixtinum , был соглашением между Католической церковью и Священной Римской империей , которое регулировало процедуру назначения епископов и аббатов. в Империи. Подписанное 23 сентября 1122 года в немецком городе Вормс папой Калликстом II и императором Генрихом V , соглашение положило конец спору об инвеституре , конфликту между государством и церковью по поводу права назначать религиозных должностных лиц, который начался в середине 1122 года. 11 века.
Подписав конкордат, Генрих отказался от своего права наделять епископов и аббатов перстнями и посохами и открыл церковные назначения в своем королевстве для канонических выборов. Калликст, в свою очередь, согласился на присутствие императора или его чиновников на выборах и предоставил императору право вмешиваться в случае спорных результатов. Императору также было разрешено провести отдельную церемонию, во время которой он вручал епископам и аббатам скипетр , представляющий имперские земли, связанные с их епископской кафедрой .
Фон
[ редактировать ]В середине 11 века реформистское движение внутри христианской церкви стремилось восстановить права Святого Престола за счет европейских монархов . [1] Будучи избранным в 1073 году, папа-реформатор Григорий VII провозгласил несколько указов, направленных на укрепление авторитета папства, некоторые из которых были сформулированы в Папском диктате 1075 года. Указы Григория постулировали, что светские правители несут ответственность перед папой, и запрещали им назначать встречи в канцелярских офисах (процесс, известный как инвеститура ). [2]
Доктрины Папы были категорически отвергнуты Генрихом IV , императором Священной Римской империи , который обычно назначал епископов и аббатов своего королевства. [3] Последовавший за этим конфликт между Империей и папством известен как Инвеститурный спор . [4] Спор продолжился после смерти Григория VII в 1084 году. [5] и отречение Генриха IV в 1105 году. [6]
Хотя сын и преемник Генриха, Генрих V , стремился к примирению с реформистским движением, за первые 16 лет его правления не удалось достичь прочного компромисса. [6] В 1111 году Генрих V заключил соглашение с папой Пасхалом II в Сутри , согласно которому он воздерживался от инвестирования духовенства в свое королевство в обмен на восстановление церковной собственности, первоначально принадлежавшей Империи. Генриха Соглашение Сутри, как надеялся Генрих, убедит Паскаля согласиться на официальную коронацию в качестве императора. [7]
Соглашение не было реализовано, в результате чего Генрих заключил Папу в тюрьму. После двух месяцев плена Пасхал поклялся даровать коронацию и принять роль императора в церемониях инвеституры. Он также согласился никогда не отлучать Генриха от церкви . Учитывая, что эти уступки были завоеваны силой, церковная оппозиция Империи продолжалась. В следующем году Паскаль нарушил свои обещания. [7]
Музонский саммит
[ редактировать ]В январе 1118 года умер папа Пасхал. Ему наследовал Геласий II , который умер в январе 1119 года. Его преемник, бургундец Калликст II , возобновил переговоры с императором с целью урегулирования спора между церковью и Империей. Осенью 1119 года два папских эмиссара, Вильгельм Шампо и Понс Клюни , встретились с Генрихом в Страсбурге , где император в принципе согласился отказаться от светской церемонии посвящения в должность, которая включала вручение новым епископам и аббатам кольца и посоха . [8]
Обе стороны запланировали заключительную встречу между Генрихом и Калликстом в Музоне , но встреча внезапно закончилась после того, как император отказался принять срочное изменение требований Калликста. [8] Руководители церкви, обсуждавшие свою позицию на соборе в Реймсе , отреагировали отлучением Генриха от церкви. Однако они не поддержали настойчивое требование Папы о полном отказе от светской инвеституры. Переговоры закончились провалом. [9]
Историки расходятся во мнениях относительно того, действительно ли Каликст хотел мира или принципиально не доверял Генриху. [10] Из-за его бескомпромиссной позиции в 1111 году Каликст был назван «ультра», и его избрание на папство может указывать на то, что Коллегия кардиналов не видела причин проявлять слабость по отношению к императору. [11] [примечание 1] Этот оптимизм по поводу победы был основан на очень заметной и очень громкой оппозиции Генриху со стороны его собственной знати, и кардиналы, возможно, видели во внутренних слабостях императора возможность для полной победы. [12]
Дальнейшие переговоры
[ редактировать ]После провала музонских переговоров и исчезновения за горизонтом шансов на безоговорочную капитуляцию Генриха большинство духовенства стало готово пойти на компромисс ради разрешения спора. [13] Полемические сочинения и заявления, которые так высоко играли во время Инвеститурного спора, к этому моменту утихли. [14] Историк Герд Телленбах утверждает, что, несмотря на видимость, эти годы «больше не были отмечены атмосферой ожесточенного конфликта». [15]
Отчасти это было результатом осознания папством того, что оно не может выиграть два разных спора на двух разных фронтах, как оно пыталось это сделать. Каликст лично участвовал в переговорах с Императором на протяжении последнего десятилетия, и его глубокое знание деликатной ситуации делало его идеальным кандидатом для этой попытки. [16] Разница между 1119 и 1122 годами, утверждает Стролл, заключалась не в Генрихе, который был готов пойти на уступки в 1119 году, а в Каликсте, который тогда был непримирим, но теперь был полон решимости достичь соглашения». [17]
Такие же настроения преобладали среди большей части немецкого дворянства. В 1121 году под давлением группы дворян Нижнего Рейна и герцогства Саксонии под руководством архиепископа Адальберта Майнцского Генрих согласился подчиниться и заключить мир с папой. [18] В ответ в феврале 1122 года Каликст написал Фридриху. [ нужны разъяснения ] примирительным тоном через епископа Акви . [15] Его письмо было описано как «тщательно продуманная увертюра». [19]
Каликст обратил внимание на их кровное родство, предположив, что, хотя общее происхождение заставляло их любить друг друга как братьев, принципиально важно, чтобы немецкие короли черпали свою власть от Бога, но через его слуг , а не напрямую. [20] Однако Каликст также впервые подчеркнул, что винит в споре не лично Генриха, а его плохих советников, диктовавших ему неразумную политику. 1119 года , что стало серьезным изменением в политике Со времени Реймского собора , папа заявил, что церковь дарит всем своим детям то, что у нее есть, не предъявляя к ним претензий. Это было сделано для того, чтобы убедить Генриха в том, что в случае мира между ними его положение и Империя будут в безопасности. [21]
Переходя от практического к духовному, Каликст просил Генриха помнить, что он король, но, как и все люди, ограничен в своих земных возможностях; у него были армии и цари под ним, но у церкви были Христос и Апостолы . Продолжая свою тему, он косвенно упомянул об отлучении Генриха от церкви. [примечание 2] (дважды) он умолял Генриха позволить создать условия для мира, в результате чего слава церкви и Бога будет увеличена, а вместе с тем и слава Императора. И наоборот, он обязательно включил угрозу: если Генрих не изменит своего поведения, Каликст пригрозил передать «защиту церкви в руки мудрецов». [21]
Историк Мэри Стролл утверждает, что, применяя этот подход, Каликст воспользовался тем фактом, что, хотя он сам «едва ли был в состоянии бряцать оружием» из-за своего военного поражения на юге и трудностей с собственными кардиналами, Генрих также находился под давлением в Германии как в военной, так и в духовной сфере. [19]
Император ответил через епископа Шпейера и аббата Фульды , которые отправились в Рим и собрали посланцев папы под началом кардинала-епископа Остии . [15] Шпейер был представителем политических оппонентов Генриха в Германии, тогда как Фульда был скорее переговорщиком, чем политическим сторонником. [23] Ситуация усложнялась спорными выборами в епископство Вюрцбурга в феврале 1122 года, которые были в центре спора об инвеституре. Хотя это едва не привело к вспышке гражданской войны, в августе было заключено перемирие, позволившее сторонам вернуться к папским переговорам. [24]
Летом 1122 года синод был созван в Майнце , на котором императорские эмиссары заключили условия своего договора с представителями церкви. [25] В знак того, что Папа рассчитывает на успех предстоящих переговоров, было объявлено о созыве Латеранского собора на следующий год. [26]
Черви
[ редактировать ]Император принял папских легатов в Вормсе . с должной церемонией [26] где он ждал результатов переговоров, которые, судя по всему, действительно имели место в соседнем Майнце , [18] это была территория, враждебная Генриху. Поэтому ему приходилось общаться через мессенджер, чтобы быть в курсе событий. [26] Аббат Эккехард из Ауры рассказывает, что обсуждение заняло больше недели. 8 сентября он встретился с папскими легатами, и их окончательные соглашения были систематизированы для публикации. [15]
Хотя возможное компромиссное решение уже было получено из Англии, оно, похоже, никогда не рассматривалось подробно, вероятно, из-за того, что оно содержало клятву почтения между Императором и Папой, которая была историческим камнем преткновения в более ранних переговорах. [26] Папскую делегацию возглавил кардинал епископ Остии Ламберто Сканнабекки , будущий Папа Гонорий II . [27]
Обе стороны изучили предыдущие переговоры между собой, в том числе переговоры 1111 года, которые, как считалось, создали прецедент. [28] 23 сентября 1122 года папские и имперские делегаты подписали ряд документов за стенами Вормса. [29] В городе не хватило места для такого количества присутствующих и наблюдателей. [29] Адальберт, архиепископ Майнца, написал Каликсту, насколько сложными были переговоры, учитывая, что, по его словам, Генрих считал полномочия, от которых его просили отказаться, наследственными на императорском престоле. [29] Вполне вероятно, что то, что в конечном итоге было обнародовано, было результатом тщательного обдумывания почти каждого слова. [27] Главным отличием между тем, что должно было быть согласовано в Вормсе, и предыдущими переговорами были уступки со стороны Папы. [30]
Конкордат
[ редактировать ]Соглашения, достигнутые в Вормсе, носили характер как уступок, так и гарантий другой стороне. [31] Генрих, присягающий перед Богом, апостолами и церковью [32] отказался от своего права наделять епископов и аббатов перстнями и посохами и открыл церковные назначения в своем королевстве для канонических выборов, [33] королевство или империя [15] Он также признавал традиционные размеры и границы папского наследия как юридического лица, а не податливого императору. [34] Генрих обещал вернуть церкви те земли, по праву принадлежавшие церкви, которые он или его отец отобрали у церкви; более того, он поможет Папе вернуть те, которые были захвачены другими, и «он сделает то же самое для всех других церквей и князей, как церковных, так и мирских». Если бы папа попросил имперскую помощь, он бы ее получил, а если бы церковь обратилась к империи за справедливостью, с ней обошлись бы справедливо. [35] Он также поклялся воздерживаться от «всякой инвеституры посредством кольца и посоха». [22] ознаменовав конец древней имперской традиции. [28]
Калликст дал аналогичные взаимные обещания относительно империи в Италии. [36] Он согласился на присутствие императора или его чиновников на выборах и предоставил императору право выносить решение в случае спорных результатов по епископскому совету. [15] — пока они проводились мирно и без симонии [36] — что официально и имело место с тех пор, как прецедент был создан Лондонским соглашением 1107 года . [29] [примечание 3] Это право судить было ограничено гарантиями того, что он поддержит большинство голосов выборщиков и, кроме того, что он, прежде чем сделать это, прислушается к совету других своих епископов. [38] Императору также было разрешено провести отдельную церемонию, во время которой он наделил бы епископов и аббатов их регалиями - скипетром , представляющим имперские земли, связанные с их епископской кафедрой . [39] [примечание 4] Этот пункт также содержал «загадочное» условие, согласно которому, как только избранный будет наделен таким даром, новый епископ «должен делать то, что он должен делать в соответствии с имперскими правами». [36] В немецких имперских землях это должно было произойти до хиротонии избранного епископа; [39] в других частях империи — в Бургундии и Италии, [36] освобождение Папской области [27] — в течение шести месяцев после церемонии. [39] Различие между немецкой частью Империи и остальной частью имело особое значение для Каликста, поскольку папство традиционно чувствовало большую угрозу со стороны нее на полуострове, чем в более широкой Империи. [40] Наконец, папа даровал «истинный мир» императору и всем, кто его поддерживал. [36] Каликст фактически полностью отменил стратегию, которую он придерживался во время переговоров по Музону; [34] Инвеституры в епископы в Германии должны были состояться с очень небольшими существенными изменениями в церемониях, [22] в то время как временная вовлеченность оставалась, только заменяя посвящение данью уважения, [41] хотя самого слова — hominium — старательно избегали. [42] Адальберт, от которого Каликст впервые получил известие об окончательном конкордате, подчеркивал, что его еще предстоит утвердить в Риме; это говорит о том, утверждает Стролл, что архиепископ – и, вероятно, папская миссия в целом – были против уступок императору. [29] и, вероятно, хотел, чтобы Каликст отказался от соглашения. [22] Адальберт полагал, что соглашение облегчит Императору легализацию запугивания выборщиков епископов, написав, что «благодаря возможности присутствия [императора] Церковь Божия должна подвергнуться тому же рабству, что и раньше, или даже более репрессивному». . [43]
«Пусть церковь получит то, что от Христа, а император пусть получит свое» ( Obtineat Aecclesia quod Christ est, habeat Emperor quod suum est ) [44]
Каликст II императору Фририку, 19 февраля 1122 г.: MS 55 Stadtbibliothek Schaffhausen , 12 век, л. 185 В [25]
Однако, утверждает Стролл, уступки, сделанные Каликстом, были «отличной сделкой» в обмен на устранение опасности на северной границе папства и, следовательно, позволили ему сосредоточиться, не угрожая и не отвлекаясь, на норманнах на юге. [34] утверждает, что она добилась мира Норман Кантор , позволив местным национальным обычаям и практике определять будущие отношения между короной и папой; в большинстве случаев, отмечает он, это «способствовало продолжению королевского контроля над церковью». [45]
Конкордат был опубликован в виде двух отдельных хартий, в каждой из которых излагались уступки, которые одна сторона делала другой. [22] Они известны соответственно как Папская (или Каликстинум ) и Императорская ( Генрицианум ) хартии. Каликст адресован императору [42] — в весьма личном плане [46] — в то время как Генри обращен к Богу. [42] Епископ Остии поцеловал императора от имени Папы и отслужил мессу . Благодаря этим обрядам Генрих был возвращен в церковь, переговорщиков хвалили за успех в их деликатной миссии, а конкордат назывался «миром по воле папы». [32] Ни одна хартия не была подписана; [36] оба, вероятно, содержали преднамеренные капризы и вопросы без ответа - такие как положение папских церквей, которые находились за пределами как вотчины, так и Германии, - которые впоследствии рассматривались в каждом конкретном случае. [47] Действительно, Роберт Бенсон предположил, что краткость хартий была намеренной и что в соглашении в целом важно не только то, что в нем отсутствует, но и то, что оно включает. [28] Термин «регалии» , например, не только не имел определения, но и буквально означал для каждой стороны две разные вещи. В Henricianum это относилось к феодальному долгу перед монархом; в Каликстиниуме это были епископские светские власти . [48] Более широкий вопрос, такой как характер взаимоотношений церкви и Империи, также не затрагивался. [49] хотя некоторая двусмысленность была устранена папской привилегией 1133 года . [50]
Конкордат был широко и целенаправленно разрекламирован по всей Европе. [51] Каликста не было в Риме, когда был доставлен конкордат. Он покинул город к концу августа и должен был вернуться только в середине-конце октября, продвигаясь к Ананьи , взяв под свою защиту епископство Ананьи и аббатство Казамари . [29]
Соглашения
[ редактировать ]Соглашение Каликста II | Эдикт Генриха V |
---|---|
Я, Каликст, епископ, слуга слуг Божиих, дарую тебе, возлюбленный сын Генрих, милостью Божьего императора римлян Августа, чтобы выборы епископов и аббатов Германского королевства, принадлежащих к это царство произойдет в твоем присутствии, без симонии или какого-либо насилия; так что, если между заинтересованными сторонами возникнет какой-либо спор, ты, по совету или решению митрополита и провинциальных епископов, должен дать согласие и помощь той стороне, которая имеет больше прав. Избранный получит от тебя регалии через скипетр и на этом основании будет исполнять перед тобой свои законные обязанности. Но тот, кто посвящен в других частях твоей империи [т. е. в Бургундии и Италии], должен в течение шести месяцев и без каких-либо требований получить от тебя регалии по скипетру и на этом основании выполнять свои законные обязанности по отношению к тебе. (сохраняя все права, которые, как известно, принадлежат Римской церкви). Что касается дел, в которых ты будешь жаловаться мне и просить помощи, то я, согласно долгу своей должности, окажу тебе помощь. Я даю тебе истинный мир и всем, кто является или был на твоей стороне в этом конфликте. [52] [53] | Во имя святой и неделимой Троицы я, Генрих, милостью Божией император римлян Август, ради любви Бога и Святой Римской Церкви и господина нашего Папы Каликста и ради спасения моей души , предайтесь Богу и святым апостолам Божьим Петру и Павлу и Святой Католической Церкви, все посвящение через кольцо и посох; и позвольте, чтобы во всех церквях моего королевства или империи могли быть канонические выборы и свободное посвящение. Все имущество и регалии святого Петра, которые с начала этой раздоры и по сей день, будь то во времена моего отца или во времена моего, были захвачены и которые я держу, я возвращаю той же самой Священной Римской Церкви. И я буду искренне помогать в восстановлении того, чего у меня нет. Имущество всех других церквей и князей, а также всех других мирян и клириков, которое было потеряно в этой войне: по совету князей или по справедливости я верну, насколько я владею им; и я буду искренне помогать в восстановлении того, чего у меня нет. И я дарую истинный мир нашему господину Папе Каликсту, и Священной Римской Церкви, и всем тем, кто находится или был на ее стороне. И в вопросах, где Святая Римская Церковь попросит помощи, я дам ее; и в вопросах, по поводу которых он будет жаловаться мне, я должным образом окажу ему справедливость. Все это было сделано по согласию и совету князей. Чьи имена здесь примыкают: Адальберт, архиепископ Майнцский; Ф. архиепископ Кельнский; Х. епископ Ратисбонский; О. епископ Бамбергский; Б. епископ Спайрский; Х. из Аугсбурга; Г. Утрехтский; Оу. Констанции; Э. аббат Фульды; Генрих, герцог; Фредерик, герцог; С. герцог; Пертольф, герцог; маркграф Тейпольд; маркграф Энгельберт; Годфри, граф Палатин; Отто, граф Палатин; Беренгар, граф. Я, Фридрих, архиепископ Кёльнский и архиканцлер, ратифицировал это. [52] [53] |
Сохранение
[ редактировать ]Конкордат был ратифицирован на Первом Латеранском соборе. [33] а оригинал устава Henricianum хранится в Апостольском архиве Ватикана ; Каликстинум . не сохранился, за исключением последующих копий Копия первого также хранится в Codex Udalrici , но это сокращенная версия для политического обращения, поскольку она уменьшает количество сделанных имперских уступок. Указывая на то, что он рассматривал это соглашение как победу папы, [42] У Каликста была копия Генрицианума , нарисованная на стене зала Латеранского дворца; [32] номинально изображая конкордат как победу папства, он также игнорировал многочисленные уступки, сделанные императору. [36] [примечание 5] Это было частью того, что Хартмут Хоффманн назвал «заговором молчания» относительно папских уступок. [55] Действительно, несмотря на то, что Папа изображен восседающим на троне, а Генрих только стоящим, можно предположить, что они совместно использовали свою соответствующую власть, чтобы прийти к этому соглашению. [56] Английская копия Каликстинума, сделанная Уильямом Малмсберийским, достаточно точна, но в ней отсутствует пункт, в котором упоминается использование скипетра при вручении регалий . Затем он, осудив «тевтонскую ярость» Генриха, начинает восхвалять его, выгодно сравнивая его с Карлом Великим за его преданность Богу и мир христианского мира . [57]
Последствия
[ редактировать ]Как выяснилось, первое применение конкордата было сделано не в империи, а в следующем году Генрихом I Английским. После длительного спора между Кентербери и Йорком , который закончился в папском суде, Джозеф Хаффман утверждает, что для Папы было бы спорным «оправдать один набор уступок в Германии, а другой - в Англии». [58] Конкордат раз и навсегда положил конец «Императорской церковной системе оттонианцев и салианцев». [42] Первый Латеранский собор был созван для подтверждения Вормсского конкордата. Собор был наиболее представительным: на нем присутствовало около 300 епископов и 600 аббатов со всех концов католической Европы. Он собрался 18 марта 1123 года. Одной из его основных задач было подчеркнуть независимость епархиального духовенства, и для этого он запретил монахам покидать свои монастыри для осуществления пастырского попечения , которое в будущем станет единственной прерогативой епархии. [59] Ратифицируя Конкордат, Собор подтвердил, что в будущем епископы будут избираться своим духовенством, хотя, согласно Конкордату, император также мог отказаться от присяги немецких епископов. [59]
Были изданы указы, направленные против симонии , сожительства среди духовенства, церковных грабителей и подделывателей церковных документов; совет также подтвердил послабления для крестоносцев. Они, утверждает К. Кольт Андерсон, «создали важные прецеденты в каноническом праве, ограничивающие влияние мирян и монахов». [59] Хотя это привело к напряженному периоду реформ, для тех, кто выступал за реформы, было важно не позволить путать себя с множеством еретических сект и раскольников , которые высказывали аналогичную критику. [60]
Конкордат был последним крупным достижением императора Генриха, который умер в 1125 году; попытка вторжения во Францию в 1124 году ни к чему не привела перед лицом «решительного сопротивления». Фурманн комментирует, что, поскольку Генрих в своей жизни проявил «даже меньший интерес к новым течениям мыслей и чувств, чем его отец», он, вероятно, не понимал значения событий, которые он пережил. [61] Мир длился только до его смерти; когда имперские курфюрсты встретились, чтобы выбрать его преемника, реформисты воспользовались возможностью, чтобы напасть на имперские достижения Вормса на том основании, что они были предоставлены ему лично, а не императорам в целом. [62] Однако более поздние императоры, такие как Фридрих I и Генрих VI , продолжали обладать такой же, хотя и нематериальной, властью, как и их предшественники на епископских выборах, и в большей степени, чем это позволяла им хартия Каликста. [63] Последующие императоры находили Конкордат достаточно благоприятным, и он оставался почти неизменным до тех пор, пока империя не была распущена Франциском II в 1806 году из-за Наполеона. [64] Папы также могли использовать полномочия, закрепленные за ними в Конкордатто, в своих интересах в будущих внутренних спорах со своими кардиналами . [65]
Прием
[ редактировать ]Наиболее подробное современное описание Конкордата дошло до историков через краткую хронику, известную как хроника продолжения 1125 года. Этот пропапский документ возлагает вину за раскол непосредственно на Генриха — поскольку он признал Григория VIII — и хвалит за прекращение раскола Каликста, идущего лишь на временные компромиссы. [66] И. С. Робинсон, пишущий в «Новой кембриджской истории средневековья» , предполагает, что это была преднамеренная уловка, чтобы оставить открытыми дальнейшие переговоры с более политически податливым императором в будущем. [67] Для других все было не так однозначно; Например, Гонорий Отенский , написавший позднее в том же столетии, обсуждал инвеституру мирян как аспект папско-имперских отношений. [68] и даже столетие спустя « Заксеншпигель» все еще утверждал, что императоры назначали епископов в Германии. [61] Робинсон предполагает, что к концу XII века «именно имперская, а не папская версия Вормсского конкордата была общепринята немецкими церковниками». [50]
Современный английский историк Уильям Малмсберийский похвалил Конкордат за ограничение того, что он считал злоупотреблением императора: [57] или, как он выразился, «отрубая прорастающие шеи тевтонской ярости топором апостольской власти». [69] Однако он рассматривал окончательное урегулирование не как поражение Империи от рук церкви, а скорее как примирительную попытку двух держав. [57] Хотя полемизм и утих в годы, предшествовавшие Конкордату, он не положил им конец, и особенно продолжалась фракционность внутри церкви. [14] Герхо из Райхерсберга считал, что император теперь имел право требовать от немецких епископов воздать ему должное, чего никогда не было бы разрешено при Пасхалии из-за расплывчатого пункта, инструктирующего новоизбранных о том, чего желает император. Герхо утверждал, что теперь, когда имперское вмешательство в епископские выборы было ограничено, Генрих будет использовать этот пункт, чтобы расширить свое влияние в церкви посредством почтения. Герхо разрывался между тем, рассматривать ли конкордат как конец долгой борьбы между Папой и империей или как начало новой борьбы внутри самой церкви. [70] Точно так же Адельберт Майнцский, который вскользь раскритиковал соглашение в своем отчете Каликсту, продолжал лоббировать его и подавать жалобы на Генриха, который, например, как он утверждал, незаконно сместил епископа Страсбургского , подозревавшегося в соучастии в смерть герцога Бертольда Церингенского . [69] [примечание 6]
Реформистская партия внутри церкви придерживалась аналогичной точки зрения, критикуя Конкордат за то, что он не смог устранить всякое светское влияние на церковь. [71] По этой причине группа последователей Пасхалия II безуспешно попыталась помешать ратификации соглашения на Латеранском соборе, крича « non Placet!» когда его об этом попросят: [33] [22] «Только когда было указано, что ради мира нужно многое принять, атмосфера успокоилась». [42] Каликст сказал им, что они должны «не одобрять, но терпеть» это. [67] На совете в Бамберге в 1122 году Генрих собрал тех дворян, которые не присутствовали на Конкордате, чтобы добиться их одобрения соглашения, что они и сделали. В следующем месяце он отправил Каликсту сердечные письма, соглашаясь с позицией папы о том, что как братья во Христе они обязаны Богом работать вместе и т. д., и что он вскоре лично посетит Каликста, чтобы обсудить репатриацию папских земель. На эти письма, в свою очередь, положительно отреагировал Каликст, который поручил своим делегатам выполнить обещания, данные ими в Вормсе. [72]
Историография
[ редактировать ]Часть серии о |
Католическая церковь |
---|
Обзор |
Портал католической церкви |
Готфрид Вильгельм Лейбниц назвал соглашения, заключенные в Вормсе, «старейшим конкордатом в истории Германии, международным договором». [27] в то время как Огюстен Флиш утверждал, что Конкордат фактически установил статуты Иво Шартрского , выдающегося реформатора в первые годы конкурса на инвестиции, - точка зрения, с которой, как было высказано, согласилось большинство историков. [30] [73] Историк Ута-Рената Блюменталь пишет, что, несмотря на свои недостатки, Конкордат освободил «[церковь и Империю] от устаревших концепций с их все более анахроничными ограничениями». [33] По словам историка Уильяма Честера Джордана , Конкордат имел «огромное значение», поскольку продемонстрировал, что император, несмотря на свою огромную светскую власть, не обладал никакой религиозной властью. [74] С другой стороны, утверждает Карл Ф. Моррисон , любая победа, которую папство считало одержанной, была пирровой , поскольку «король оставался во владении полем боя». [75] Новый мир также позволил папству расширить свои территории в Италии, такие как Сабина , которые были недоступны, пока продолжался спор с Генрихом. [76] в то время как в Германии был создан новый класс священнослужителей, которых Хорст Фурманн называет «церковными принцами Империи». [61]
Хотя большинство историков согласны с тем, что Конкордат знаменует собой явное завершение пятидесятилетней борьбы между церковью и империей, продолжаются разногласия относительно того, насколько решающим было это прекращение. [77] Историкам также неясно, был ли Папа приверженцем конкордата. Стролл, например, отмечает, что, хотя клятвы Генриха были даны церкви корпоративно и навечно, в то время как Каликст мог давать клятвы в личном качестве. Это, утверждает Стролл, означало бы, что можно утверждать, что, хотя обязательства Генриха перед церковью действовали навсегда, обязательства Каликста применялись только на время правления Генриха. [35] и, по крайней мере, один современник, Отто из Фрайзинга , позже в том же веке написал, что, по его мнению, это позиция церкви. Стролл считает «неправдоподобным» то, что Генри и его адвокат когда-либо заключили такое одностороннее соглашение. [32] Действительно, Джон О'Мэлли утверждал, что император фактически получил право вето от Каликста; [78] в то время как в самой строгой интерпретации григорианских реформаторов единственными двумя важными моментами в становлении епископа были его избрание и рукоположение, Каликст эффективно закрепил роль — пусть и небольшую — императора в этом процессе. [38] И наоборот, Бенсон считает, что, хотя соглашение Генриха было с церковью навечно, соглашение Каликста, основанное на личном обращении, было с ним лично и, как таковое, не было обязательным для его преемников. Однако, по его мнению, это также было признанием того, что многое из того, о чем Папа не говорил, уже считалось традиционным и поэтому не нуждалось в обращении. [79]
Также возникли разногласия по поводу того, почему конкурс на инвестиции завершился Конкордатом именно так. Бенсон отмечает, что перемирие было в первую очередь направлено на прекращение боевых действий, а не на устранение их первоначальных причин. [28] Это было «прямое политическое взаимодействие… прагматическое соглашение» между двумя политическими организациями. [49] Действительно, споры по поводу инвестирования продолжались еще как минимум десять лет; в этом свете, предполагает Бенсон, можно утверждать, что Конкордат вообще не положил конец спору. [80] Было «многие проблемы нерешенными, и [это] оставляло много места для свободной игры власти». [63] Политолог Брюс Буэно де Мескита утверждает, что в долгосрочной перспективе Конкордат стал важным компонентом более позднего — постепенного — создания европейского национального государства . [81]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Колин Моррис отмечает, что, хотя Каликст был родственником Дома Салиан , императорской королевской семьи, он «принадлежал к семье с традицией политического сопротивления ей». [11]
- ^ Навязано Генрихом признанием антипапы Григория VIII . [22]
- ^ Здесь Ансельм, архиепископ Кентерберийский, признал, что «король разрешил и повелел, чтобы с этого времени и впредь никто не мог быть наделен в Англии епископством или аббатством в виде дара пастырского кольца и посоха от королевской семьи или любой мирянской руки» , аналогично Конкордату Червей. [37]
- ↑ Скипетр заменил императорское кольцо и посох как символы власти Императора. Первоначально он был предложен в 1111 году и возвращен в 1119 году, хотя Каликст наложил вето. [34]
- ^ Повторяя припев о победе папы над раскольниками, другие изображения на картинах комнаты включали антипап, выступающих в качестве скабеллы для ног — скабеллы — для римских пап. [54]
- ↑ Адальберт был обеспокоен не возможностью того, что епископ был причастен к убийству высокопоставленного представителя немецкой знати, а тем, что Генрих утверждал, что имеет право сместить его на основании полномочий, предположительно предоставленных ему в Вормсе. [69]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордан 2003 , стр. 85–87.
- ^ Джордан 2003 , стр. 90–91.
- ^ Джордан 2003 , с. 91.
- ^ Джордан 2003 , с. 86.
- ^ Джордан 2003 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Иордания, 2003 г. , стр. 98–99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блюменталь 1991 , стр. 169–170.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блюменталь 1991 , стр. 170–171.
- ^ Блюменталь 1991 , с. 171.
- ^ Стролл 2004 , с. 378.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Моррис 1989 , с. 162.
- ^ Моррис 1989 , стр. 162–163.
- ^ Моррис 1989 , с. 163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мелве 2007 , с. 633.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Телленбах 1993 , с. 284.
- ^ Стролл 2004 , с. 357.
- ^ Стролл 2004 , с. 387.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блюменталь 1991 , стр. 171–172.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стролл 2004 , с. 359.
- ^ Стролл 2004 , стр. 357–358.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стролл 2004 , с. 358.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Моррис 1989 , с. 164.
- ^ Стролл 2004 , с. 384.
- ^ Стролл 2004 , с. 385.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роберт 1979 , стр. 5–6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Стролл 2004 , с. 388.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фурманн 1986 , с. 92.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бенсон 1968 , с. 229.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Стролл 2004 , с. 389.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робинсон 1990 , с. 437.
- ^ Бенсон 1968 , с. 228.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Стролл 2004 , с. 390.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Блюменталь 1991 , с. 173.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Стролл 2004 , с. 393.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стролл 2004 , с. 391.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Стролл 2004 , с. 392.
- ^ Кантор 1958 , с. 202.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенсон 1968 , с. 231.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Телленбах 1993 , стр. 284–285.
- ^ Телленбах 1993 , с. 285.
- ^ Кантор 1958 , с. 214.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Фурманн 1986 , с. 93.
- ^ Бенсон 1968 , с. 305.
- ^ Стролл 2004 , с. 258.
- ^ Кантор 1958 , с. 269.
- ^ Бенсон 1968 , с. 230.
- ^ Стролл 2004 , стр. 393–394.
- ^ Бенсон 1968 , с. 232 + №15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Моррисон 1969 , с. 269.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робинсон 2004 , с. 370.
- ^ Бенсон 1968 , с. 303.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беттенсон 1973 , стр. 111–112.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Элер и Моррал 1967 , стр. 48–49.
- ^ Стролл 1991 , с. 138.
- ^ Хоффманн 1959 , с. 434.
- ^ Уолтер 1993 , с. 119.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стролл 2004 , стр. 396–397.
- ^ Хаффман 2000 , с. 42.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Андерсон 2016 , с. 282.
- ^ Андерсон 2016 , с. 283.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фурманн 1986 , с. 94.
- ^ Бенсон 1968 , стр. 305–306.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенсон 1968 , с. 232.
- ^ Элер и Моррал 1967 , с. 48.
- ^ Хаффман 2000 , стр. 41–42.
- ^ Маккарти 2013 , стр. 77–80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робинсон 2004 , с. 369.
- ^ Моррисон 1969 , с. 407.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стролл 2004 , стр. 395–396.
- ^ Стролл 2004 , с. 395.
- ^ Стролл 2004 , с. 397.
- ^ Стролл 2004 , стр. 398–399.
- ^ Флиш 1946 , с. 388 .
- ^ Джордан 2003 , с. 99.
- ^ Моррисон 1969 , с. 343.
- ^ Телленбах 1993 , с. 330.
- ^ Хикс 1973 , с. 6.
- ^ О'Мэлли 2011 , с. 117.
- ^ Бенсон 1968 , стр. 229–230.
- ^ Бенсон 1968 , с. 251.
- ^ Мескита 2002 , с. 27.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, CC (2016). «Священники-реформаторы и разнообразная риторика рукоположения и должности в 1123–1418 годах». В Питерсе, Г.; Андерсон, CC (ред.). Спутник священства и священного ордена в средние века . Спутники Брилла по христианской традиции. Том. 62. Лейден: Брилл. стр. 281–305. ISBN 978-90-04-30586-1 .
- Бенсон, Р.Л. (1968). Избранный епископ: исследование средневековой церковной службы . Принстон: Издательство Принстонского университета. OCLC 462721312 .
- Беттенсон, Х., изд. (1973). Документы христианской церкви (переиздание). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19501-293-4 .
- Блюменталь, Ута-Ренате (1991). Споры об инвестициях: церковь и монархия с девятого по двенадцатый век . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-8122-0016-4 . ПроКвест 2130888007 .
- Кантор, Н.Ф. (1958). Церковь, королевская власть и посвящение мирян в Англии: 1089–1135 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета. OCLC 459662873 .
- Элер, СЗ; Морролл, Дж. Б. (1967). Церковь и государство на протяжении веков: Сборник исторических документов с комментариями . Нью-Йорк: Библо и Таннен. ОСЛК 1073236 .
- Флич, А. (1946). Григорианская реформация и христианская реконкиста, 1057–1123 гг. (на французском языке). Париж: Кровь и гей. ОСЛК 222652 .
- Фурманн, Х. (1986). Германия в эпоху высокого средневековья: ок. 1050–1200 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31980-5 .
- Хикс, С.Б. (1973). «Споры об инвестициях в средние века, 1075–1122: согласие и разногласия среди историков». Журнал церкви и государства . 15 :5–20. дои : 10.1093/jcs/15.1.5 . OCLC 60673268 .
- Хоффманн, Х. (1959). «Иво Шартрский и решение проблемы инвеституры». Немецкие архивы исследований средневековья (на немецком языке). 15 : 393–440. OCLC 633203688 .
- Хаффман, JP (2000). Социальная политика средневековой дипломатии: англо-германские отношения, 1066–1307 гг . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-47202-418-6 .
- Джордан, Чемпионат мира (2003). Европа в эпоху Высокого Средневековья . Нью-Йорк: Viking Press . ISBN 978-0-14-016664-4 .
- Маккарти, TJH, изд. (2013). Хроники конкурса на инвестирование: Фрутольф Михельсбергский и его продолжатели . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-1-52611-286-6 .
- Мелве, Л. (2007). Изобретение публичной сферы: публичные дебаты во время конкурса на инвестиции, c. 10:30–11:22 . Том. И. Лейден: Брилл. ISBN 978-9-04742-275-4 .
- Мескита, BB де (2002). Прогнозирование политики . Колумбус, Огайо: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0-8142-0898-4 .
- Моррис, К. (1989). Папская монархия: Западная церковь с 1050 по 1250 год . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19826-907-6 .
- Моррисон, К.Ф. (1969). Традиция и власть в Западной церкви, 300–1140 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета. OCLC 807367240 .
- О'Мэлли, JW (2011). История Пап: от Петра до наших дней . Лондон: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-58051-228-2 .
- Робинсон, И.С. (1990). Папство, 1073–1198: преемственность и инновации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52131-922-5 .
- Робинсон, И.С. (2004). «Папство, 1122–1198». В МакКиттерике, Р.; Фуракр, П.; Ласкомб, Д.; Рейтер, Т.; Абулафия, Д.; Райли-Смит, Дж.; Олманд, Коннектикут; Джонс, М. (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. IV, гр. 1024–ок. 1198, Часть 2. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 317–383. ISBN 978-0-52141-411-1 .
- Роберт, Улисс (1979). Bullaire du Pape Calixte II (на латыни). Георг Олмс Верлаг. ISBN 978-3-487-41092-0 .
- Стролл, М. (1991). Символы как власть: Папство после конкурса на инвестирование . Лейден: Брилл. ISBN 978-9-00409-374-4 .
- Стролл, Мэри (2004). Калликст II (1119–1124): Папа, рожденный править . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-13987-9 .
- Телленбах, Герд (1993). Церковь в Западной Европе с десятого по начало двенадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43711-0 .
- Уолтер, К. (1993). Молитва и сила в византийских и папских образах . Олдершот: Вариорум. ISBN 978-0-86078-363-3 .
- 1120-е годы в Священной Римской империи.
- 1122 в Европе
- Католические канонические документы
- История католической церкви
- История папства
- Споры об инвестициях
- Папа Калликст II
- Помимо династии
- Вормс, Германия
- Договоры Святого Престола (754–1870 гг.)
- Договоры XII века
- Генрих V, император Священной Римской империи