Кентерберийско-йоркский спор
Спор Кентербери и Йорка — давний конфликт между архиепархиями Кентербери и Йорка в средневековой Англии . Оно началось вскоре после норманнского завоевания Англии и продолжалось многие годы. Основной вопрос спора заключался в том, будет ли Кентербери обладать юрисдикцией или первенством над Йорком. Ряд архиепископов Кентерберийских пытались добиться послушания от последующих архиепископов Йоркских, но в конце концов им это не удалось. Йорк боролся за первенство, апеллируя к королям Англии, а также к папству. В 1127 году спор о первенстве был решен преимущественно в пользу Йорков, поскольку им не пришлось подчиняться Кентербери. Более поздние аспекты спора касались опасений по поводу статуса и престижа.
Суть спора
[ редактировать ]Основным предметом спора была попытка архиепископов Кентерберийских после нормандского завоевания утвердить свое главенство или право на управление провинцией Йорк . Кентерберийские иногда заявляли о своем первенстве не только над Йорком, но и над всей архиепископы церковной иерархией Британских островов . [ 1 ] [ 2 ] Это началось при Ланфранке , первом нормандском архиепископе Кентерберийском, и в конечном итоге превратилось в нескончаемый спор между двумя кафедрами по поводу престижа и статуса. Историк Дэвид Карпентер говорит, что действия Ланфранка «затянули его преемников в трясину и фактически ослабили, а не укрепили церковную дисциплину и единство королевства». [ 3 ] Карпентер далее утверждает, что «в последующие столетия из-за споров о статусе стало невозможным появление двух архиепископов в присутствии друг друга». [ 3 ]
В спор вмешались два капитула собора , которые призвали своих архиепископов продолжать борьбу. Дополнительным элементом был тот факт, что в Кентербери был монашеский капитул, а в Йорке — светское духовенство в форме каноников , что вносило в спор нотку соперничества светского и монашеского духовенства. Еще одной проблемой, которая переплеталась со спором, был спор об инвеституре в Англии, который совпадал со спором и в котором участвовало большинство тех же главных героев. Короли Англии, которые могли бы добиться принятия решения, были больше озабочены другими вопросами и неоднозначно относились к претензиям Кентербери, что исключало потенциальный способ разрешения спора. [ 4 ] Временами короли поддерживали притязания Кентербери, чтобы удержать север Англии от восстания. [ 5 ] но это уравновешивалось тем временем, когда короли ссорились с Кентербери. [ 4 ]
Папы, которых часто призывали решить этот вопрос, имели свои собственные опасения по поводу предоставления первенства и не хотели фактически править в пользу Кентербери. Но главными движущими силами позиции Кентербери были Ланфранк и Ансельм Кентерберийские , оба пользовались огромным авторитетом в церкви, и поэтому папству было нелегко выступить против них или их позиции. Однако после того, как Ансельм покинул свой пост, папы стали чаще становиться на сторону Йорка и, как правило, старались избегать каких-либо окончательных решений. [ 4 ]
При нормандских королях
[ редактировать ]Под Ланфранком
[ редактировать ]
Спор начался при Ланфранке, который потребовал присяги послушания не только от традиционных суфражистских епископов Кентерберийских, но и от архиепископа Йоркского. [ 6 ] Это произошло вскоре после хиротонии Ланфранка, когда король Англии Вильгельм I предложил Ланфранку посвятить нового архиепископа Йоркского Томаса Байе . Ланфранк потребовал, чтобы Томас поклялся подчиняться Ланфранку как примасу Томаса до того, как состоится посвящение, и Томас отказался, но в конце концов уступил и сделал профессию. Однако точная форма этой присяги оспаривалась: Кентербери утверждал, что она была без каких-либо условий, а Йорк утверждал, что это было всего лишь личное подчинение Ланфранку и не затрагивало фактические офисы Кентербери и Йорка. [ 4 ] Когда и Томас, и Ланфранк посетили Рим в 1071 году, Томас снова поднял вопрос о первенстве и на всякий случай высказал претензии на три суфражистские епархии Кентербери: Личфилд , Дорчестер и Вустер . Папа Александр II отправил этот вопрос обратно в Англию для разрешения на совете, созванном папским легатом . Этот совет состоялся в Винчестере в апреле 1072 года, и Ланфранк одержал победу как в вопросе первенства, так и в вопросе епархий. [ 7 ] Победа была оформлена в Винчестерском соглашении , к которому присутствующие поставили свои имена. [ 8 ] Однако папское подтверждение этого решения не распространялось на преемников Ланфранка. [ 9 ] и фактически никогда не было полным подтверждением постановлений собора. [ 10 ] Ланфранк пользовался поддержкой короля Вильгельма I на этом совете. [ 11 ] Томасу была компенсирована властью над шотландскими епископами, что было попыткой дать Йорку достаточно суфражистов, чтобы позволить архиепископам Йорка быть рукоположены без помощи Кентербери. Для архиепископского посвящения требовалось три епископа, и после того, как претензии Йорка на Личфилд, Дорчестер и Вустер были отклонены, у Йорка остался только один суфражист - Даремская епархия . [ 12 ]
Почему именно Ланфранк решил выдвинуть претензии на судебное главенство над Йорком, неясно. Некоторые историки, в том числе Фрэнк Барлоу, предположили, что это произошло потому, что Томас был учеником Одо Байе , одного из соперников Ланфранка в английской церкви. Другая возможность заключалась в том, что Ланфранк хотел утвердить власть над северной провинцией Британии, чтобы помочь усилиям по реформированию, которые предпринимал Ланфранк. Ланфранк, несомненно, находился под влиянием своего капитула собора в Кентербери, который, возможно, желал восстановить свои почести после проблем, возникших в предшественника Ланфранка Стиганда архиепископате . Йорк никогда не обладал первенством и основывал свои аргументы на общем принципе, согласно которому первенство ошибочно. Хотя Кентербери в англосаксонскую эпоху был более престижным, чем Йорк, на самом деле он никогда не имел верховенства в судебной сфере. [ 4 ] Другим влиянием, вероятно, было монашеское происхождение Ланфранка: Ланфранк считал, что церковная структура должна отражать монашеское абсолютное послушание вышестоящему. Однако основное влияние, вероятно, оказали так называемые « Ложные декреталии» — сборник указов и канонов девятого века, в которых приматы упоминались как эквиваленты патриархов и ставились между папой и митрополичьими епископами в иерархии. [ 13 ]
Когда Ланфранк попытался найти документальные доказательства, опровергающие отказ Йорка, было обнаружено, что не существует явного заявления о таком первенстве. Это включало использование писем Папы Григория Великого Беды , которые были повторены в «Истории» , но сложность заключалась в том, что в плане Григорианской миссии было указано, что южная провинция будет базироваться в Лондоне , а не в Кентербери. Существовали документальные свидетельства папства, в которых утверждалось, что Кентербери имел главенство над островом, но они датировались еще до того, как Йорк был возведен в архиепископство. [ 4 ] Во время Винчестерского собора в 1072 году были опубликованы папские письма, которые могли быть или не быть подделками. Биограф Ланфранка Маргарет Гибсон утверждает, что они уже существовали до того, как Ланфранк их использовал. Другой историк, Ричард Саузерн , считает, что утверждения, касающиеся первенства, были включены в законные папские письма после дней Ланфранка. Большинство историков сходятся во мнении, что Ланфранк не имел никакого отношения к подделкам, однако они произошли. [ 7 ]
Король Вильгельм I поддержал Ланфранка в этом споре, вероятно, потому, что он чувствовал, что важно, чтобы его королевство было представлено одной церковной провинцией, а этого лучше всего было бы достичь, поддержав первенство Кентербери. До завоевания Англии Вильгельм управлял герцогством Нормандия , которое соответствовало Руанской архиепархии , и простота контроля, которую это позволяло герцогам Нормандии, вероятно, была сильным фактором в поддержке Вильгельмом притязаний Кентербери. Еще одна проблема заключалась в том, что в 1070–1072 годах север Англии, где находился Йорк, все еще был несовершенно умиротворен, и предоставление Йорку независимости могло привести к коронации Йорка другого короля. [ 10 ]
Томас утверждал, что, когда Ланфранк умер в 1089 году, профессия Томаса прекратилась, и во время долгой вакансии в Кентербери, последовавшей за смертью Ланфранка, Томас выполнял большую часть архиепископских функций в Англии. [ 4 ]
При Ансельме
[ редактировать ]Когда Ансельм был назначен в Кентербери после долгой вакансии, продолжавшейся с 1089 по 1093 год, единственным обострением спора стал спор при посвящении Ансельма 4 декабря 1093 года по поводу точного титула, который будет использоваться на церемонии. [ 14 ] Спор был сосредоточен вокруг названия, которое будет подтверждено на Ансельме, и, хотя он был быстро урегулирован, точное название неизвестно, поскольку два основных источника информации различаются. Эдмер , биограф Ансельма и сторонник Кентербери, заявляет, что согласованный титул был «Примас всей Британии». Хью Певчий , летописец из Йорка и сторонник Йорка, утверждает, что использованный титул был «митрополит Кентерберийский». [ 15 ] До восшествия на престол короля Генриха I в 1100 году Ансельм был гораздо больше занят другими спорами с королем Вильгельмом II. [ 14 ]
Именно во время архиепископства Ансельма спор о первенстве стал центральным в планах Ансельма. Эдмер сделал этот спор центральным в своей работе « Historia Novorum» . Точно так же Хью Певчий сделал спор о первенстве одной из центральных тем своей работы « История Йоркской церкви» . [ 16 ]
В 1102 году папа Пасхал II в разгар спора об инвеституре попытался сгладить проблемы, связанные с инвеститурой , предоставив Ансельму первенство, но только самому Ансельму, а не его преемникам. В гранте также не упоминалось прямо, что Йорк подчиняется Кентербери. [ 17 ] Затем Ансельм провел совет в сентябре 1102 года в Вестминстере , на котором присутствовал Жерар , новый архиепископ Йоркский. По словам Хью Певца, когда места для епископов были расставлены, место Ансельма было установлено выше, чем у Жерара, из-за чего Джерард опрокидывал стулья и отказывался садиться до тех пор, пока его собственный стул не стал точно таким же высоким, как у Ансельма. [ 18 ] В конце 1102 года папа написал Жерару, упрекая его и приказав принести присягу Ансельму. [ 19 ]
Герард умер в мае 1108 года, и в течение шести дней был назначен его преемник. Томас , однако, отложил поездку в Кентербери для посвящения в сан из-за давления со стороны главы собора и зная, что, поскольку у Ансельма было слабое здоровье, он, возможно, сможет пережить Ансельма. Томас сказал Ансельму, что капитул его собора запретил ему давать какую-либо клятву послушания, и это было подтверждено самими канониками, которые написали Ансельму, подтверждающее рассказ Томаса. Хотя Ансельм умер до того, как Томас сдался, в одном из последних писем, написанных Ансельмом, Томасу предписывалось не добиваться посвящения, пока он не сделает требуемую профессию. После смерти Ансельма король оказал давление на Томаса, чтобы тот представил письменную профессию, что он в конце концов и сделал. Фактический документ исчез, и, как всегда, Эдмер и Хью Певчий расходятся во мнениях по поводу точной формулировки: Эдмер утверждает, что он был вручен Кентербери и любым архиепископам-преемникам, а Хью утверждает, что Томас оговорил клятву, дав понять, что она не может ущемлять права Йоркской церкви. [ 20 ]
Спор при Турстане
[ редактировать ]Во время архиепископства Терстана , архиепископа Йоркского между 1114 и 1140 годами, разгорелся спор, и Терстан обратился к папству по этому поводу, а Кентербери под руководством Ральфа д'Эскюра ответил информацией от Беды, а также поддельными документами. Папство не обязательно поверило подделкам, но спор продолжался несколько лет. [ 21 ] Вскоре после избрания Терстана в 1114 году Ральф отказался посвятить Терстана в сан до тех пор, пока Ральф не получит письменное, а не только устное исповедание послушания. [ 22 ] Терстан отказался сделать это и заверил своего капитула собора, что не подчинится Кентербери. Йорк основывал свое утверждение на том факте, что ни один столичный епископ или архиепископ не мог присягать на верность кому-либо, кроме Папы, и эта позиция гарантировала поддержку со стороны папства. Король Генрих, однако, отказал Терстану в разрешении подать апелляцию к папству, что оставило спор в подвешенном состоянии на два года. Генри, похоже, не заботился о том, кто выиграет спор, и Генри, возможно, отложил надежду, что Ральф и Терстан достигнут компромисса, который убережет Генри от необходимости оттолкнуть кого-либо из них. [ 23 ]
Однако давление нарастало, и весной 1116 года Генрих созвал совет, и Генрих приказал, чтобы, когда Терстан прибудет на совет, он должен поклясться подчиняться Кентербери. Если Терстан не сделает этого, Генри пригрозил отстранить его от должности. Но по пути на собор Терстан получил письмо от папы, в котором он предписывал посвятить Терстана без какого-либо исповедания. Хотя Терстан не сообщил, что папа распорядился о его посвящении, он продолжал отказываться от исповедания и отказался от своего престола в присутствии короля и совета. Но папство, капитул Йоркского собора и даже король Генрих по-прежнему считали Терстана избранным архиепископом. В 1117 году Ральф попытался посетить Папу Пасхалия II по поводу спора, но не смог встретиться с папой и получил лишь расплывчатое письмо, подтверждающее прошлые привилегии Кентербери, но, поскольку точные привилегии не были указаны, письмо было бесполезным. [ 23 ]
И Ральф, и Терстан присутствовали на Реймском соборе в 1119 году, созванном папой Каликстом II в октябре. Хотя источники в Кентербери утверждают, что Терстан пообещал королю Генриху, что он откажется от посвящения в сан во время пребывания на совете, источники в Йорке отрицают, что такое обещание было дано. Каликст сразу же посвятил Терстана в сан в начале совета, что разозлило Генриха и заставило короля изгнать Терстана из Англии и Нормандии. Хотя папа и король встретились и договорились о статусе Турстана в ноябре 1119 года, из этого ничего не вышло, и Каликст в марте 1120 года подарил Терстану две папские буллы: [ 24 ] одно освобождение Йорка от претензий Кентербери под названием Caritatis Bonun , [ 25 ] [ примечания 1 ] а другой - угроза интердикта Англии, если Терстану не разрешат вернуться в Йорк. После некоторых дипломатических усилий Терстану было разрешено вернуться в благосклонность короля, и ему вернулась его должность. [ 24 ] Булы Каликста также разрешали рукоположить любых будущих архиепископов Йоркских своими суфражистами, если архиепископ Кентерберийский откажется. [ 27 ]
В 1123 году Вильгельм Корбейльский , недавно избранный архиепископом Кентерберийским, отказался от хиротонии Терстана, если только Терстан не включит в церемонию признание того, что Кентербери был примасом Британии. Когда Терстан отказался, Уильям был рукоположен тремя своими епископами. [ 28 ] Затем Уильям отправился в Рим, чтобы получить подтверждение своего избрания, которое было оспорено. [ 29 ] Терстан также отправился в Рим, поскольку оба архиепископа были вызваны на папский совет, который оба прибыли слишком поздно, чтобы присутствовать на нем. Терстан прибыл незадолго до Уильяма. [ 28 ] Находясь там, Уильям и его советники представили папской курии документы, которые, как они настаивали, доказывали главенство Кентербери. Однако кардиналы и курия сочли документы поддельными. [ 29 ] Кардиналов убедило отсутствие папских булл в девяти представленных документах, что делегация Кентербери пыталась объяснить, заявив, что буллы «истрачены или утеряны». Хью Певчий, средневековый летописец Йорка, заявил, что, когда кардиналы услышали это объяснение, они засмеялись и высмеяли документы, «говоря, как чудесно, что свинец иссяк или утерян, а пергамент уцелел». [ 30 ] [ примечания 2 ] Далее Хью отмечает, что попытки Кентерберийской партии добиться своей цели с помощью взяточничества также потерпели неудачу. [ 32 ] [ примечания 3 ]
Папа Гонорий II вынес решение в пользу Йорка в 1126 году, посчитав документы и доводы, представленные Кентербери, неубедительными. [ 34 ] Зимой 1126–1127 годов была предпринята попытка компромисса: Кентербери согласился передать юрисдикцию над епархиями Честера, Бангора и Святого Асафа Йорку в обмен на подчинение Йорка Кентербери. Это провалилось, когда Вильгельм Корбейский прибыл в Рим и сказал папе, что не соглашался на выдачу святого Асафа. Это была последняя попытка Уильяма добиться от Терстана клятвы. [ 35 ] поскольку был достигнут компромисс в споре о первенстве: Вильгельм Корбейский получил папский легат, что фактически дало ему полномочия первенства без необходимости фактически уступать папству первенство Кентербери. [ 36 ] Это легатство охватывало не только Англию, но и Шотландию. [ 37 ]
Небольшая вспышка в 1127 году произошла, когда Вильгельм Корбейский возражал против того, чтобы Терстан носил свой епископский крест в процессиях перед Терстаном, пока Терстан находился в провинции Кентербери. Уильям также возражал против участия Терстана в церемониальной коронации короля при королевском дворе. Терстан обратился в Рим, и Гонорий написал Вильгельму резкое письмо, в котором заявил, что, если сообщения Терстана правдивы, Вильгельм будет наказан за свои действия. Затем Терстан отправился в Рим, где добился новых постановлений папства. В одном из двух британских архиепископов старшинство определялось тому, кто был рукоположен первым. Другое постановление разрешило архиепископам Йоркским нести свои кресты в провинции Кентербери. [ 38 ]
Наследие первого спора
[ редактировать ]Главным смыслом первого спора было увеличение числа обращений к папству с просьбой решить проблему. Это было частью общей тенденции искать поддержки и решения у папства, а не в королевском дворе, тенденции, которая усилилась во времена правления Вильгельма II и Генриха I. [ 39 ] Также важным был стимул, который эти споры дали усилиям Йорка и Кентербери по утверждению своей юрисдикции над Шотландией, Уэльсом и Ирландией. [ 40 ] После урегулирования вопроса о профессии спор перешел к другим, менее важным вопросам, например, о том, как будут расположены соответствующие кафедры двух архиепископов, когда они будут вместе, и о праве одного из них нести свой епископский крест в провинции другого. [ 5 ]
Под Стивеном
[ редактировать ]При Стефане спор ненадолго возник на Реймском соборе 1148 года. [ 41 ] Теобальд Бекский , который был архиепископом Кентерберийским на протяжении большей части правления Стефана, присутствовал на совете, а когда Генри Мёрдак , совсем недавно избранный в Йорк, не прибыл, Теобальд заявил о первенстве над Йорком на одном из первых заседаний совета. Однако, поскольку Мюрдак был цистерцианцем, как и Папа Евгений III , созвавший собор, по требованию Кентербери больше ничего не было сделано. Юджин отложил любое решение до тех пор, пока Мюрдак не утвердился на его престоле. [ 42 ]
Большую часть времени, однако, Теобальд не был озабочен возобновлением спора, как это продемонстрировало, когда он посвятил Рожера де Пон-Л'Эвека , вновь избранного в Йорк в 1154 году. Теобальд, по просьбе Роджера, совершил посвящение в сан папского легата, а не в качестве архиепископа, тем самым обойдя вопрос о профессии послушания. [ 43 ]
Споры при Генрихе II
[ редактировать ]Во время архиепископства Томаса Беккета спор разгорелся снова, к которому добавилось осложнение из-за попытки Гилберта Фолиота , епископа Лондона , возвести свою кафедру в архиепископство, основываясь на старом григорианском плане превращения Лондона в архиепископство. центр южной провинции. Фолиот был противником Беккета, и это послужило причиной спора, а также легатизма Беккета, который конкретно исключал Йорка. Когда Роже де Пон-Л'Эвек, архиепископ Йоркский, короновал Генриха Молодого короля в 1170 году, это стало дальнейшим спором, поскольку Кентербери имел привилегию короновать королей Англии. [ 34 ]
Первый признак возобновления спора был на Турском совете, созванном в 1163 году папой Александром III . Находясь там, Роджер и Беккет спорили по поводу места в совете. Роджер утверждал, что, исходя из плана Григория Великого, согласно которому первенство должно перейти к архиепископу, который был рукоположен первым, он имел право на более почетное место на соборе. В конце концов Александр поставил их обоих в равные условия. [ 41 ] но не раньше, чем совет провел три дня, выслушивая претензии и встречные претензии, а также рассказ Роджера всей истории спора. [ 44 ] В 1164 году Александр передал Роджеру папский легат, но исключил Бекета из его юрисдикции. Однако Папа отказался заявить, что Кентербери имеет первенство в Англии. [ 45 ] Александр 8 апреля 1166 года подтвердил главенство Кентербери, но это стало менее важным, чем предоставление Бекету легата 24 апреля. Однако этот грант не распространялся на Йоркскую епархию, что было специально запрещено. [ 46 ]
Во время правления Генриха II спор принял новую форму, касаясь права каждого архиепископа нести свой архиепископский крест по всему королевству, а не только в своей провинции. Во время вакансии между смертью Теобальда Бека и назначением Бекета Роджер добился разрешения папы нести свой крест в любой точке Англии. Однако по мере того , как разногласия по поводу Беккета росли, Александр попросил Роджера воздержаться от этого, чтобы остановить споры, возникшие из-за этого Роджера. Позже Александр отозвал эту привилегию, заявив, что она была предоставлена по ошибке. [ 47 ] Спор продолжался между Хьюбертом Уолтером и Джеффри , соответственно архиепископом Кентерберийским и архиепископом Йоркским, во время правления короля Ричарда I, когда оба архиепископа несли свои архиепископские кресты перед собой в других епархиях, что вызвало гневные взаимные обвинения. В конце концов, оба прелата попытались добиться урегулирования от Ричарда в свою пользу, но Ричард отказался, заявив, что это вопрос, который должно быть решено папством. Однако твердого урегулирования не было достигнуто до 14 века. [ 48 ]
Папство, продолжая предоставлять легатские должности архиепископам Кентерберийским, после 1162 года начало специально исключать легатские должности из провинции Йорк. Единственным исключением второй половины XII века было легатство Губерта Вальтера в 1195 году, которое охватывало всю Англию. Однако это исключение было больше связано с неприязнью Папы Селестины III к Джеффри, в то время архиепископу Йоркскому. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оригинал документа утерян, [ 26 ] из-за этого возникли некоторые опасения, что сохранившийся документ может быть не подлинным, но несколько историков, в том числе Мартин Бретт и Мэри Чейни, выдвинули аргументы в пользу того, что это так. [ 5 ]
- ^ Папские буллы сделаны из свинца и прикреплены к папскому посланию. Они несут отпечаток печати. [ 31 ]
- ↑ Современные историки не сомневаются в том, что документы, созданные в 1123 году, были подделками, но они различаются по точной дате создания. Историк Ричард В. Саузерн утверждал, что они были подделаны вскоре после предоставления Каритатис Бонун в 1120 году. [ 33 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Барлоу Английская церковь 1066–1154 с. 31
- ^ Бартлетт Англия при норманнском и анжуйском королях с. 92
- ^ Jump up to: а б Борьба плотника за мастерство с. 99
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Барлоу Английская церковь 1066–1154, стр. 39–42.
- ^ Jump up to: а б с Чейни «Некоторые наблюдения», Журнал церковной истории, стр. 429–430 и сноска 3.
- ^ Барлоу Английская церковь 1066–1154 с. 33
- ^ Jump up to: а б Споры о Блюментальских инвестициях с. 151
- ^ Stenton Anglo-Saxon England pp. 664–665
- ^ Бейтс Уильям Завоеватель, стр. 169–170.
- ^ Jump up to: а б Дуглас Уильям Завоеватель, стр. 321–323.
- ^ Барлоу Английская церковь 1066–1154 с. 61
- ^ Бретт Английская церковь с. 15
- ^ Деливре «Основы претензий первосвященников», Журнал церковной истории, стр. 384–386.
- ^ Jump up to: а б Барлоу Уильям Руфус с. 308
- ^ Вон Ансельм из Бека , стр. 148
- ^ Холлистер Генри I, стр. 13–14.
- ^ Вон Ансельм из Бека , стр. 242
- ^ Вон Ансельм из Бека, стр. 246–247.
- ^ Вон Ансельм из Бека, стр. 255–256.
- ^ Вон Ансельм из Бека, стр. 334–349.
- ^ Лойн Английская церковь с. 110
- ^ Холлистер Генри I с. 235
- ^ Jump up to: а б Холлистер Генри I, стр. 241–244.
- ^ Jump up to: а б Холлистер Генри I, стр. 269–273.
- ^ Чейни «Некоторые наблюдения» Журнал церковной истории с. 429
- ^ Чейни «Некоторые наблюдения» Журнал церковной истории с. 432
- ^ Деливре «Основы претензий первосвященников», Журнал церковной истории, стр. 387–388
- ^ Jump up to: а б Холлистер Генри I, стр. 288–289.
- ^ Jump up to: а б Робинсон Папаси, стр. 103–104.
- ^ Цитируется в Robinson Papacy, стр. 189
- ^ Коредона Словарь средневековых терминов с. 51
- ^ Робинсона Папство с. 263
- ^ Чейни «Некоторые наблюдения» Журнал церковной истории с. 431 и сноска 5
- ^ Jump up to: а б Дагган «От завоевания до смерти Джона» Английская церковь и папство, стр. 98–99.
- ^ Бретт Английская церковь, стр. 46–47.
- ^ Барлоу Английская церковь 1066–1154 с. 44
- ^ Jump up to: а б Робинсон Папаси, стр. 173–174.
- ↑ Бетелла «Вильгельм Корбейский», Журнал церковной истории стр. 156–157.
- ^ Бретт Английская церковь с. 50
- ^ Бретт Английская церковь с. 52
- ^ Jump up to: а б Барлоу Томас Беккет, стр. 84–86.
- ^ Солтман Теобальд, стр. 141–142.
- ^ Солтман Теобальд с. 123
- ^ Бартлетт Англия при норманнском и анжуйском королях с. 394
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 106
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 145
- ^ Уоррен Генри II с. 503
- ^ Молодой Хьюберт Уолтер, стр. 88–89.
Ссылки
[ редактировать ]- Барлоу, Фрэнк (1979). Английская церковь 1066–1154: История англо-нормандской церкви . Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 0-582-50236-5 .
- Барлоу, Фрэнк (1986). Томас Бекет . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07175-1 .
- Барлоу, Фрэнк (1983). Уильям Руфус . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-04936-5 .
- Бартлетт, Роберт С. (2000). Англия при норманнском и анжуйском королях: 1075–1225 гг . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ISBN 0-19-822741-8 .
- Бейтс, Дэвид (2001). Вильгельм Завоеватель . Страуд, Великобритания: Темпус. ISBN 0-7524-1980-3 .
- Бетелл, Денис (октябрь 1968 г.). «Вильям Корбейль и спор Кентербери-Йорка». Журнал церковной истории . 19 (2): 145–159. дои : 10.1017/S0022046900056864 .
- Блюменталь, Ута-Ренате (1988). Споры об инвестициях: церковь и монархия с девятого по двенадцатый век . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-1386-6 .
- Бретт, М. (1975). Английская церковь при Генрихе I. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-821861-3 .
- Карпентер, Дэвид (2004). Борьба за господство: пингвинья история Британии 1066–1284 гг . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 0-14-014824-8 .
- Чейни, Мэри (октябрь 1980 г.). «Некоторые замечания о папской привилегии 1120 года для архиепископов Йоркских». Журнал церковной истории . 31 (4): 429–439. дои : 10.1017/s0022046900044766 .
- Коредон, Кристофер (2007). Словарь средневековых терминов и фраз (переиздание). Вудбридж, Великобритания: DS Brewer. ISBN 978-1-84384-138-8 .
- Деливре, Фабрис (июль 2008 г.). «Основы первоначальных претензий в Западной Церкви (одиннадцатый-тринадцатый века)». Журнал церковной истории . 59 (3): 383–406. дои : 10.1017/s0022046908004193 .
- Дуглас, Дэвид К. (1964). Вильгельм Завоеватель: Нормандское влияние на Англию . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ОСЛК 399137 .
- Дагган, Чарльз (1965). «От завоевания до смерти Иоанна». В Лоуренсе, CH (ред.). Английская церковь и папство в средние века (переиздание 1999 г.). Страуд, Великобритания: Sutton Publishing. стр. 63–116. ISBN 0-7509-1947-7 .
- Холлистер, К. Уоррен (2001). Фрост, Аманда Кларк (ред.). Генрих I. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08858-2 .
- Лойн, HR (2000). Английская церковь, 940–1154 гг . Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Pearson Education. ISBN 0-582-30303-6 .
- Робинсон, И.С. (1990). Папство 1073–1198: преемственность и инновации . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-31922-6 .
- Солтман, Авром (1956). Теобальд: архиепископ Кентерберийский . Лондон: Атлон Пресс. OCLC 385687 .
- Вон, Салли Н. (1987). Ансельм Бека и Роберт Меланский: Невинность голубя и мудрость змеи . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05674-4 .
- Уоррен, WL (1973). Генрих II . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03494-5 .
- Янг, Чарльз Р. (1968). Хьюберт Уолтер: лорд Кентербери и лорд Англии . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. OCLC 443445 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саузерн, Ричард (апрель 1958 г.). «Кентерберийские подделки». Английский исторический обзор . LXXIII : 193–226. дои : 10.1093/ehr/lxxiii.287.193 . JSTOR 556965 .
- Вон, Салли Н. (2006). «Генрих I и английская церковь: архиепископы и король». Журнал Общества Хаскинса, Том 17 . Бойделл. стр. 133–157.