Споры о Бекете
Полемика Бекета или спор Бекета — ссора между архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом и королем Англии Генрихом II с 1163 по 1170 год. [1] Кульминацией спора стало убийство Бекета в 1170 году. [2] Бекета за этим последовала канонизация в 1173 году и публичное покаяние Генриха в Кентербери в июле 1174 года. [3]
Спор касался соответствующих прав короны и церкви. Король попытался восстановить королевские прерогативы, но архиепископ оказал сопротивление. Существенным предметом разногласий была юрисдикция в отношении уголовных дел в отношении священнослужителей, пусть даже и по незначительным приказам. Дело затянулось на несколько лет, поскольку обе стороны обратились к Папе, который пытался привести стороны к урегулированию путем переговоров, но безуспешно. Обе стороны прибегли к действиям, которые обострили спор: король конфисковал имущество, а архиепископ отлучил от церкви .
Фон
[ редактировать ]Король Генрих II назначил своего канцлера Томаса Бекета архиепископом Кентерберийским в 1162 году. [1] Это назначение было сделано для замены Теобальда Бека , предыдущего архиепископа, умершего в 1161 году. Генрих надеялся, что назначением своего канцлера, с которым у него были очень хорошие отношения, королевское верховенство над английской церковью будет восстановлено, а королевские права над английской церковью будут восстановлены. чем она была во времена деда Генриха, короля Англии Генриха I. Церковь вернется к тому , [4]
Начало спора
[ редактировать ]Однако вскоре после хиротонии Беккета новый архиепископ оставил пост канцлера и изменил весь свой образ жизни. Раньше Беккет вел показную жизнь, но теперь он носил ресничку и жил как аскет . [4] Тем не менее, современный историк Бекета Фрэнк Барлоу утверждает, что истории о Беккете, который сразу же надел власяницу, являются более поздними приукрашиваниями. [5] Он также больше не помогал королю в защите королевских интересов в церкви, а вместо этого начал отстаивать церковные права. [4]
Хотя ряд небольших конфликтов способствовали разногласиям, основной источник конфликта заключался в том, что делать с духовенством, совершившим светские преступления. Поскольку даже те мужчины, которые выполняли мелкие заказы , считались духовенством , ссора из-за так называемых «преступных клерков» потенциально охватывала до одной пятой мужского населения Англии того времени. Беккет придерживался позиции, что все духовенство, будь то второстепенные ордена или нет, не должны иметь дело со светскими властями и что только церковная иерархия может судить их за преступления, даже те, которые носят светский характер (выгода духовенства ). Генри, однако, чувствовал, что эта позиция лишает его возможности эффективно управлять, а также подрывает закон и порядок в Англии. [4] Генри считал, что законы и обычаи Англии поддерживают его позицию и что Теобальд Бекский, предыдущий архиепископ, признался в 1154 году папству, что английский обычай разрешал светским судам судить клерков, обвиненных в преступлениях. [6]
Среди других вопросов между королем и архиепископом были действия, предпринятые Бекетом для возвращения земель, утраченных архиепархией, некоторые из которых он вновь приобрел королевским указом, уполномочивавшим архиепископа вернуть любые отчужденные земли. Его своеволие вызвало множество жалоб у короля и усугубило спор. [7] Другое разногласие было связано с попытками Генриха получить помощь от шерифа в 1163 году. Бекет утверждал, что помощь была добровольным предложением шерифам и не могла быть принуждена. Кульминацией этого стал горячий спор в Вудстоке, Оксфордшир , в июле 1163 года. [8] Еще одним фактором, способствовавшим этому, было отлучение Беккетом главного арендатора королевской семьи , который сопротивлялся попытке архиепископа назначить клерка в церковь, где арендатор претендовал на право назначить назначение. Еще более поздняя ссора между королем и Беккетом привела к тому, что Беккет уступил заявлению короля о том, что по обычаю Англии ни один главный арендатор не может быть отлучен от церкви без королевского разрешения. [9]
Подготовка к изгнанию
[ редактировать ]В октябре 1163 года Генрих созвал церковную иерархию в Вестминстер, чтобы выслушать его жалобы на управление английской церковью. Поначалу епископы не согласились с королем, который тогда спросил их, согласны ли они соблюдать древние обычаи Англии. Епископы стойко поддерживали Бекета и отказывались соглашаться соблюдать обычаи, если они противоречили каноническому праву . Совет собирался всего один день, а на следующий день король забрал своего наследника, Генриха Молодого короля , из-под стражи Бекета, а также конфисковал все почести, которые он ранее оказал Бекету. По сути, это было лишением Беккета королевской милости. [10]
В течение следующего года обе стороны маневрировали, чтобы получить преимущества, работая над дипломатическими усилиями по обеспечению безопасности союзников. Король, по совету Арнульфа Лизье , работал с епископами и сумел склонить многих из них на свою точку зрения. Обе стороны обратились к папству с петицией, и Беккет также направил дипломатические запросы королю Франции Людовику VII и императору Священной Римской империи . Папа Александр III отказался принять чью-либо сторону и призвал к умеренности с обеих сторон. Бекет также начал обеспечивать возможные безопасные места убежища на континенте на случай, если ему придется отправиться в изгнание. [11]
В конце января 1164 года король созвал своих главных баронов, а также епископов в Кларендонский дворец на совет. Когда собрание собралось, король потребовал, чтобы епископы и Бекет покляслись безоговорочно соблюдать церковные обычаи, какими они были во времена правления деда короля. Сначала Беккет отказался, но угрозы и другие аргументы в конечном итоге убедили его поддержать обычаи, и затем Беккет приказал остальным епископам также согласиться. Затем король предложил комитету баронов и клерков собрать эти обычаи в письменный документ, который будет представлен совету. Это было сделано, но в середине чтения обычаев Беккет попросил отсрочку, чтобы посоветоваться с другими об обычаях. Однако в конце концов он принял эти обычаи, и епископы также поклялись их соблюдать, что впоследствии стало известно как Конституции Кларендона . [12]
В августе 1164 года Бекет предпринял попытку без разрешения отправиться во Францию, что было запрещено конституциями. Он был пойман, а затем предстал перед королевским судом 6 октября 1164 года по различным обвинениям в неспособности должным образом рассмотреть иск, возбужденный против него дворянином Джоном Маршалом о землях, конфискованных Беккетом. Однажды на совете Беккет был признан виновным в игнорировании судебного вызова и под давлением епископов принял приговор о конфискации всего неземельного имущества до согласия короля. Однако первоначальный спор по поводу земель Джона Маршала был решен в пользу архиепископа. Затем король выдвинул дополнительные обвинения и потребовал отчета о расходах Беккета, пока архиепископ был канцлером. Другое обвинение заключалось в том, что он не выполнял свою клятву соблюдать конституцию. Бекет ответил, что он не готов отвечать на эти обвинения и в конечном итоге был признан виновным по обоим. Архиепископ отказался принять приговор, бежал из Нортгемптона и нашел убежище. [13]
Изгнание
[ редактировать ]Томас отправился на континент 2 ноября 1164 года. [14] в конце концов они достигли места отдыха в Сансе , где обе стороны представили свои дела Александру. Хотя Бекету не было приказано вернуться в Англию, как того просили посланники короля, королю также не было приказано отступить. Вместо этого Беккет отправился в ссылку в Понтиньи . После этого король конфисковал все бенефиции писарей архиепископа, сопровождавших его в ссылку. Король также приказал изгнать семью и слуг Бекета. [15]
Находясь в изгнании, Беккет занимался написанием писем многим английским дворянам и епископам. Он участвовал в серии обменов письмами с Гилбертом Фолиотом , епископом Лондона , который также был получателем писем от Папы. Бекет продолжал попытки разрешить спор, но Александр приказал архиепископу воздержаться от провоцирования короля до весны 1166 года. [16] Тем временем Генрих передал большую часть повседневных дел английской церкви Фолиоту, который, хотя и поддерживал короля, не был уступчивым просителем и был известен как сторонник папских позиций. Ни у Фолиота, ни у Генри не было особого желания быстро уладить дела с Беккетом. [17]
В конце весны 1166 года Бекет начал угрожать королю церковными карами, если тот не рассчитается с ним. Генри проигнорировал первоначальные письма с предупреждениями, но позиция Бекета была усилена предоставлением Бекету статуса папского легата в Англии от 2 мая 1166 года. На Троицу 1166 года Беккет отлучил от церкви ряд советников Генриха и духовных служащих, включая Джона из Оксфорда , Ричард Ильчестерский , Ричард де Люси и Жоселин де Баллиол и другие. [18] Был также отлучен от церкви епископ Жоселин де Боон , епископ Солсберийский . [19]
Король и Фолиот отреагировали на эти действия созывом собора, который состоялся в Лондоне около 24 июня 1166 года. Совет направил письма как Папе, так и Бекету, с апелляцией против отлучения от церкви. После отправки этих писем Фолиоту были доставлены письма от архиепископа, в которых ему было приказано предать гласности решения Бекета и запрещаться любые апелляции к папству против приговоров архиепископа. Затем Фолиот и епископы снова отправили письма папству, вероятно, из Нортгемптона, 6 июля. [19] Более конкретным усилием было обращение короля к общему созыву цистерцианского ордена в 1166 году с протестом против помощи, которую цистерцианские монастыри Понтиньи, Серкамп и Риньи оказали Бекету, и с угрозой изгнать орден из земель Генриха. Хотя Орден не изгонял Бекета из Понтиньи, делегация цистерцианцев все же встретилась с Бекетом, отметив, что, хотя они и не выгонят его, они уверены, что он не пожелает причинить вред Ордену. Затем Бекет заручился помощью короля Франции, который предложил убежище в Сансе. [20]
В декабре 1166 года Александр написал английским епископам, что позже отправляет папских легатов в Англию для рассмотрения различных дел. Хотя более поздние авторы обеих сторон спора утверждали, что решения легатов не подлежат обжалованию, нигде в документах, объявляющих об их назначении, такое ограничение не упоминалось. Александр написал два письма, по одному каждому из основных участников боевых действий. В письме королю подчеркивалось, что Папа запретил архиепископу обострять спор до тех пор, пока легаты не решат проблемы, и что легаты должны были освободить отлученных от церкви, как только они прибудут в Англию. В письме архиепископу подчеркивалось, что папа умолял короля вернуть Беккета в Кентербери, и советовал архиепископу воздерживаться от враждебных действий. Тем временем Джон Оксфорд вернулся в Англию с миссии в Риме и объявил, что легаты должны свергнуть Бекета, и предположительно показал Фолиоту папские письма, подтверждающие это. Папа написал папским легатам, жалуясь на то, что действия Иоанна Оксфордского нанесли ущерб репутации папы, но никогда не утверждал, что Джон Оксфордский лгал. [21]
В течение следующих четырех лет папские легаты пытались довести спор до конца путем переговоров. Ни Беккет, ни Генрих не были склонны соглашаться, а папа слишком нуждался в поддержке Генриха, чтобы вынести решение против него, поскольку папа был вовлечен в затяжной спор с немецким императором и нуждался в поддержке Англии. [22]
В ноябре 1167 года Фолиот был вызван в Нормандию , которой тогда правил Генрих II, для встречи с папскими легатами и королем. Роджер Йоркский, Хилари Чичестерский и Роджер Вустерский Также были вызваны . После некоторого обсуждения и споров Генрих, похоже, согласился с тем, что легаты могут рассматривать как дело короля против Беккета, так и дело епископов. Генрих также предложил компромисс по вопросу конституций Кларендона, который приняли легаты. Однако, когда легаты встретились с Бекетом 18 ноября, быстро стало очевидно, что Бекет не пойдет на переговоры с королем и не примет легатов в качестве судей ни в одном из дел против него. Поскольку у легатов не было мандата заставить Бекета принять их в качестве судей, переговоры подошли к концу, поскольку король и епископы все еще апеллировали к папству. [23]
13 апреля 1169 года Бекет отлучил Фолиота от церкви вместе с Хью, графом Норфолком , Жоселин Солсберийской и семью королевскими чиновниками. Бекет сделал это, хотя никто из них не был предупрежден, и несмотря на то, что Папа просил, чтобы Бекет не выносил никаких подобных приговоров до тех пор, пока не завершится ожидающее посольство к королю Генриху. Бекет также предупредил ряд других, что, если они не загладят вину перед ним, они тоже будут отлучены от церкви 29 мая, в День Вознесения . [24] Во время отлучения от церкви Беккет назвал Фолиота «волком в овечьей шкуре». [25] Хотя Фолиот пытался заручиться помощью своих собратьев-епископов в апелляции, они оказались менее чем полезными. Затем Фолиот приготовился лично обжаловать свой приговор папе и в конце июня или начале июля отправился в Нормандию, где встретился с королем, но не двинулся дальше в сторону Рима, поскольку папство снова пыталось добиться урегулирования путем переговоров. [26] В конце августа — начале сентября между королём и архиепископом состоялись серьёзные, но в конечном итоге бесплодные переговоры. [27]
Затем Фолиот отправился в Рим, но в Милане он получил известие, что его посланник при папском дворе добился для него права на отпущение грехов Руана архиепископом Ротру . Затем Фолио вернулся в Руан , где 5 апреля был оправдан и восстановлен на своем престоле 1 мая. Единственным требованием этого отпущения грехов было то, что Фолиот принял епитимью, налагаемую Папой. [28] Большая часть возражений Фолиота против отлучения Беккета от церкви возникла из-за отсутствия предупреждения, которое Фолиот и другие получили, что противоречит обычным и нормальным процедурам. Беккет и его сторонники отметили, что в некоторых ситуациях можно было отлучить от церкви без предупреждения. [29] но Фолиот утверждал, что нынешняя ситуация не относится к их числу. По словам Фолиота, у Беккета была привычка «сначала осуждать, а потом судить». [30] Пример Фолиота с апелляцией об отлучении от церкви к папству был важным шагом в организации процесса апелляции об отлучении от церкви в XII веке. [31]
Конец спора и смерть Бекета
[ редактировать ]14 июня 1170 года сын Генриха, Генрих Молодой король, был коронован младшим королем Англии архиепископом Йоркским, что нарушило право Бекета как архиепископа Кентерберийского короновать английских монархов. [32] Хотя нет точных доказательств того, что Фолиот участвовал в коронации, вполне вероятно, что он это сделал. [33] Коронация побудила Папу позволить Бекету наложить интердикт на Англию в качестве наказания, а угроза интердикта вынудила Генриха провести переговоры с Бекетом в июле 1170 года. Бекет и король пришли к соглашению 22 июля 1170 года, что позволило архиепископу вернуться. в Англию, что он и сделал в начале декабря. Однако незадолго до прибытия в Англию он отлучил от церкви Роджера Йоркского, Жосселину Солсберийскую и Фолиота. [34]
Одной из возможных причин отлучения было то, что с тремя священнослужителями были выборщики из различных вакантных епископств, и они сопровождали этих выборщиков к королю на континенте, чтобы вознаградить ряд королевских секретарей давно вакантными епископствами. Среди этих королевских клерков были некоторые из самых злейших врагов Беккета во время его изгнания. [35]
Хотя Беккет предлагал оправдать Жоселин и Фолиота, он утверждал, что только Папа может оправдать Роджера, поскольку он был архиепископом. Роджер убедил двоих других обратиться к королю, находившемуся тогда в Нормандии. Когда они это сделали, королевский гнев во время отлучения был таков, что Генрих произнес вопрос, который ему часто приписывают: « Никто не избавит меня от этого буйного священника? ». [34]
Это вдохновило четырех рыцарей отправиться из королевского двора в Нормандии в Кентербери, где 29 декабря 1170 года они убили Бекета . [36]
Последствия спора
[ редактировать ]За десять лет, пока длился спор, Генрих не смог назначить в Англии новых епископов взамен умерших. Только в 1173 году были наконец назначены новые епископы. [1]
Последствия
[ редактировать ]В мае 1172 года Генрих заключил с папством соглашение, Авраншский компромисс , в котором король поклялся отправиться в крестовый поход, а также разрешить апелляции к папству в Риме. Он также согласился уничтожить все обычаи, против которых возражала Церковь. Взамен королю удалось обеспечить хорошие отношения с папством в то время, когда он столкнулся с восстаниями своих сыновей. [4]
После смерти Беккета были подтверждены его приговоры об отлучении от церкви, а также об отстранении от церковных должностей. [37] Папа в своем конфирмации назвал Роджера Йоркского, Фолиота и Жосселину Солсберийскую «гильбертинской троицей». Отлучение от церкви было снято с Фолиота 1 августа 1171 года, но он остался отстраненным от должности. Он добился своего восстановления в должности 1 мая 1172 года, после того как отказался от какой-либо причастности к убийству Беккета. [38]
Король совершил публичное покаяние 12 июля 1174 года в Кентербери, публично исповедав свои грехи, а затем позволил каждому присутствующему епископу, включая Фолиота, нанести ему пять ударов розгой, а затем каждому из 80 монахов Кентерберийского собора. нанес королю три удара. Затем король преподнес дары святыне Бекета и провел бдение у могилы Бекета. [39]
Наследие
[ редактировать ]Хотя на самом деле мало что изменилось по сравнению с позицией, которую Генрих занимал в начале спора (он все еще мог назначать своих собственных епископов, а также пользовался многими правами, которыми пользовался король Генрих I в Церкви), этот спор был одним из ряд подобных споров между папством и светскими правительствами в XII веке. [4]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бартлетт Англия при норманнском и анжуйском королях, стр. 401–402.
- ^ Хаскрофт, управляющий Англией, стр. 140–141.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 269–270.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хаскрофт, управляющий Англией, стр. 192–195.
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 75
- ^ Александр "Беккет Противоречия" Журнал британских исследований, стр. 2–4, 12
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 83–84.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 88–89.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 93–94.
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 95
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 96–98.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 98–100.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 108–114.
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 116
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 121–126.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 137–138.
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 140
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 144–148.
- ^ Jump up to: а б Барлоу Томас Беккет, стр. 149–151.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 157–158.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 163–165.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 167–169.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 171–173.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 183–185.
- ^ Цитируется по Барлоу Томасу Беккету , с. 185
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 186–189.
- ^ Барлоу Томас Беккет, стр. 189–192.
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 201
- ^ Гельмгольц "Отлучение" Журнал права и религии с. 243
- ^ Гельмгольца «Отлучение от церкви», Цитируется в журнале права и религии стр. 243
- ^ Гельмгольц "Отлучение" Журнал права и религии с. 244
- ^ Уоррен Генри II с. 502
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 206
- ^ Jump up to: а б Уоррен Генри II, стр. 506–509.
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 223
- ^ Брук «Фолиот, Гилберт» Оксфордский национальный биографический словарь .
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 257
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 259
- ^ Барлоу Томас Беккет с. 270
Ссылки
[ редактировать ]- Александр, Джеймс В. (май 1970 г.). «Спор о Бекете в новейшей историографии». Журнал британских исследований . 9 (2): 1–26. дои : 10.1086/385589 . JSTOR 175153 . S2CID 163007102 .
- Барлоу, Фрэнк (1986). Томас Бекет . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07175-1 .
- Бартлетт, Роберт С. (2000). Англия при норманнском и анжуйском королях: 1075–1225 гг . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ISBN 0-19-822741-8 .
- Брук, CNL (2004). «Фолиот, Гилберт (около 1110–1187)» . Оксфордский национальный биографический словарь (изд. за май 2007 г.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/9792 . Проверено 7 января 2009 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Гельмгольц, Ричард Х. (1994–1995). «Отлучение от церкви в Англии двенадцатого века» . Журнал права и религии . 11 (1): 235–253. дои : 10.2307/1051632 . JSTOR 1051632 . S2CID 161448842 .
- Хаскрофт, Ричард (2005). Правление Англией 1042–1217 гг . Лондон: Пирсон/Лонгман. ISBN 0-582-84882-2 .